Тема гражданской войны в "Конармии" И. Бабеля


И.Э. Бабель:

Человек в огне гражданской войны и революции.

"Писатель и революция 1917г.", "Интеллигенция и революция" - эти темы кажутся сегодня использованными и устаревшими. А, между тем, они не получили еще своего исследователя, способного оценить их не с позиции политического обозревателя, а отстранено и не путая эстетику с политической злободневностью.
Эта проблема изначально подразумевала два выхода: или писатель принимал революцию и автоматически становился ее верным псом и певцом, или не принимал, в результате чего оказывал ей явное или тайное сопротивление. Но обе эти модели диктуют писателю только вариант его поведения на политической арене, абсолютно не предусматривая многочисленные метаморфозы в зоне культуры. Поэтому ударение во взаимоотношениях писателя с последней русской революцией всегда делалось исключительно на политически спекулятивном моменте; вся культурология отбрасывалась или в лучшем случае была на самом дальнем плане.
Здесь опять же присутствует типичная для русской культурной традиции путаница эстетики и морали. Писатель всегда ждет от мощного политического события эстетического взрыва и обжигается на чудовищных моральных последствиях. "Слушать музыку революции" всегда опасно; она завораживает, но в итоге дает слишком сильные звуковые эффекты.
Семнадцатый год разбудил и юридически оформил колоссальный всплеск насилия, сделав его движущей силой отечественной культуры на много лет вперед. И эта уникальная ситуация позволяет сравнить творчество классиков двадцатых годов с культурными жестами представителей мировой культуры.

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Много бумаги было исписано в ответ на революцию и контрреволюцию, но лишь немногое, что вышло из-под пера творцов рассказов и романов, смогло в полной точности отразить все то, что двигало народом в столь трудные времена и именно в том направлении, в котором нужно было наивысшим постам, не имеющим единого лица. Также не везде описана моральная ломка людей, попавших в наитруднейшее положение зверя революции. А тот, кто возбудил, развязал войну… Разве им стало лучше? Нет! Они тоже оказались в руках того чудовища, которое они сами же и породили. Эти люди из высшего света, цвет всего русского народа – советская интеллигенция. Они подверглись тяжелейшим испытаниям со стороны второй, большей части населения страны, перехватившим прогресс, дальнейшее развитие войны. Некоторые из них, особенно молодые люди, сломались…

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

Одним из известных революционных писателей оказался И.Э. Бабель.

И.Э. Бабель очень, очень сложный в человеческом и литературном понимании. Он подвергался гонению еще при жизни. Складывается такое впечатление, что и после его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен.

Это летопись будничных злодеяний,

которая теснит меня неутомимо,

как порок сердца.

“Россия, - проговорил он
под столом и забился, - Россия...”

В 20-30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький. Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза.
В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного. Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания побед большевиков и различных их свершений, критика была недопустима.
Итак, Бабеля его собственный командарм обозвал так: “... дегенерат от литературы Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти” конармейцев. Но опять помог М. Горький, который знал цену таланту этого писателя. Возражая Буденному, М. Горький очень высоко оценил бабелевскую “Конармию” и даже сказал, что писатель изобразил героев своей книги красочней, “лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев”. Но мы знаем, что Горький сам вступил в конфликт с тоталитарным режимом Сталина, и
52
Бабель потерял последнюю защиту. В 1939 году Бабель был арестован и вскоре погиб в сталинских застенках.
Во времена так называемой “хрущевской оттепели” о Бабеле вновь заговорили. Вышла его книга “Избранное”. Но официальная литературная реабилитация Бабеля шла медленно. “Оттепель” закончилась, и писатель вновь подвергся резкой критике, в стиле буденновской, но теперь ему вменяли в вину антинаучные взгляды и концепции.
В чем же состояли его так называемые антинаучные взгляды? Мне кажется, прежде всего в том, что советская цензура той поры отодвигала в тень произведения о революции и гражданской войне тех писателей, которые откровенно говорили о своей эпохе. Пока советские цензоры старались как-то замолчать имя Бабеля, в 1973 году в ГДР вышло двухтомное собрание его сочинений, а в 79-м в США - однотомник на русском языке “Забытый Бабель”.
Сейчас, когда русскому читателю полностью возвращено творческое наследие этого замечательного писателя, мы видим, как были не правы те, кто обвинял его в измене собственному народу.
Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого. Герои Бабеля во всех ситуациях старались избежать кровопролития. В одной из новелл “Конармии” главный герой перед атакой специально вынимает патроны из нагана, чтобы не убить человека. Боевые товарищи не понимают его и начинают ненавидеть. И. Бабель талантливо развивал гуманистические традиции классической русской литературы, в которых жизнь и счастье человека всегда преобладают над другими ценностями.

В 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях, он написал цикл рассказов “Конармия”, работая в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» под псевдонимом К. Лютов в первой Конной армии. Роман И.Э. Бабеля «Конармия» - это ряд казалось бы не связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна. В них писатель показывает ужасы гражданской войны: жестокость, насилие, разрушение старой культуры. В этот процесс вовлечены простые люди - казаки, конармейцы - и представители интеллигенции. В «Конармии», несмотря на ужасы войны, показана свирепость тех лет, - вера в революцию и вера в человека. Искусство Исаака Бабеля рисует в произведении безжалостную, слегка прикрытую своеобразным черным юмором панораму чувств народных масс и красноармейцев. Следует отметить, что действие книги разворачивается на Украине и в Польше, но все упоминаемые ниже персонажи русские. Повествование ведется от лица Кирилла Васильевича Лютова, который говорит о себе: “Я окончил юридический факультет и принадлежу к так называемым интеллигентным людям”. Лютов глубоко одинок. Он, образованный человек, знающий языки, наделенный чувством прекрасного, попадает в среду, в которой “режут за очки”. Его не хотят принимать, пока он не совершит убийство (пусть это убийство гуся, но для интеллигента оно - трагедия). Только после расправы с гусем Лютов сливается с массой красноармейцев, сказавших о нем: “Парень нам подходящий”. Но это лишь видимость. Он все равно чужой среди них. Он не может заставить себя отрешиться от заповедей морали. Осквернение церквей, насилие над женщинами, жестокость по отношению к пленным - все это болью отзывается в его душе. Он никогда не превратится в одного из них, не станет точно таким, как Василий Курдюков, хладнокровно описавший убийство собственного отца, или Афонька Вида, бестрепетно застреливший раненого Долгушова. Чтобы вести себя, как эти люди, надо так же мало знать и не иметь понятия о нравственном законе.

Лютов не единственный интеллигент в “Конармии”. Сражаясь в Польше, герои книги постоянно сталкиваются с местным населением - поляками и евреями. Еврейская культура особенно много значит для Бабеля, знавшего ее с детства. Большинство евреев, изображенных в “Конармии”, образованные, оберегающие свою культуру и традиции люди.
По словам Н. Берковского: «Конармия» - одно из значительных явлений в художественной литературе о гражданской войне».

Идея этого романа – выявить и показать все изъяны революции, русской армии и безнравственность человека.

Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человека на войне. И.Э. Бабель, увидев в революции не только силу, но и «слезы и кровь», «вертел» человека так и этак, анализировал его. В главах «Письмо» и «Берестечко» автор показывает разные позиции людей на войне. В «Письме» он пишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как «кончали» сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. В этом заключается протест самого автора против убийства. А в главе «Берестечко» И.Э. Бабель старается уйти от реальности, потому что она невыносима. Описывая характеры героев, границы между их душевными состояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим. И.Э. Бабель мастерски играет переходами между ужасом и восторгом, между прекрасным и ужасающим.

За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция - это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможет примириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению И.Э. Бабеля, одинок в этом мире. Он пишет о том, что революция идет «как лава, разметая жизнь» и оставляя свой отпечаток на всем, чего коснется. И.Э. Бабель ощущает себя «на большой непрекращающейся панихиде». Еще ослепительно светит раскаленное солнце, но уже кажется, что это «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который «загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства, потому что не просто закат, а «штандарты заката веют над нашими головами...» Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость. И когда вслед за «штандартами заката» автор напишет фразу: «Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу», - этой метаморфозой он если не опрокинет, то, во всяком случае, сильно осложнит свой первоначальный торжествующий запев. Все это подготавливает финал, где в горячем сне рассказчику видятся схватки и пули, а наяву спящий сосед–еврей оказывается мертвым, зверски зарезанным поляками стариком.

В. Полянский отмечал, что в «Конармии», как и в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого, «героем в конце концов является «правда»… поднявшейся крестьянской стихии, поднявшейся на помощь пролетарской революции, коммунизму, хотя бы и своеобразно понимаемому».

«Конармия» И.Э. Бабеля в свое время вызвала огромный переполох в цензуре, и, когда он принес книгу в Дом печати, то, выслушав резкие критические замечания, спокойно произнес: «Что я видел у Буденного – то и дал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого о Красной Армии, дам, если сумею, дальше»…

Как было сказано, автор не оставлял без внимания в своем творчестве такие проблемы, как национальный вопрос. В рассказе “Гедали” мы видим человека, который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своих национальных традиций: “Революция - скажем ей “да”, но разве субботе мы скажем “нет”?” Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроме новых бед: “И вот мы все, ученые люди, мы падаем на лицо и кричим на голос: горе нам, где сладкая революция?..” Герой рассказа Исаака Бабеля – старый Гедали высказывает такое пожелание: «И я хочу Интернационала добрых людей, я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории». На что главный герой произведения – Кирилл Лютов - отвечает ему, что Интернационал «кушают с порохом и приправляют лучшей кровью».
Сам Гедали это отлично понимает. Он видит, что и белые, и красные несут с собой зло, разруху, горе, разрушения. А в его представлении «революция – это хорошее дело хороших людей. И тогда герой задает вопрос: «Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция». Где сладкая революция?» Он хочет простого спокойствия, ясности. Чтобы у него не отнимали любимый граммофон, а в ответ получает: «Я стрелять в тебя буду…и я не могу не стрелять, потому что я – революция». Гедали понять очень легко: люди, воюющие друг против друга, одинаково жестоки с мирным населением, а ему хочется, чтобы вокруг него жили добрые, мирные и отзывчивые люди.
На мой взгляд, в тех условиях и в то время это было невозможно. Шла война, самая абсурдная по своей сущности, когда брат идет на брата, сын – на отца. И как же с оружием в руке, переступая через мертвых, можно построить добрый и справедливый мир, объединяющий людей разных национальностей?
Его нельзя построить, ведь это совершенно разные культуры, представления о мире, разные уклады жизни.
И еще одна особенность: Гедали вовсе не нужны высокие революционные идеалы и цели, ему нужна спокойная, мирная и сытая жизнь. И таких, как он, много.
И сам автор считает «Интернационал добрых людей» невозможным, поэтому он называет Гедали «основателем несбыточного Интернационала».

Своим рассказом Их было девять автор словно выражает мысль: на войне нет победителей, напротив, здесь все побеждены. Побеждены те, кого убили, поражены те, кто убивал, потому что след совершенного убийства будет лежать на них всю жизнь, и каждый выстрел будет убивать не только человека, но и часть души. В этом и заключается самое ужасное, губительное влияние войны погребение душ солдат. Поэтому автор и пишет: Я ужаснулся множеству панихид, предстоящих мне. В самом названии Бабель закладывает определенный смысл. Их было девять+ Кого их? Солдат, приказчиков, пленных? Автор намеренно и пишет о них как об однородной группе людей, но делает он это не руководствуясь политикой антисемитизма, а стремясь обособить каждого человека. Из девяти убитых читатель знает лишь одного, стоящего под четвертым номером Адольфа Шульмейстера, лодзинского приказчика, еврея. А кто они - остальные восемь человек? Да и восемь ли? Ведь восьмерых убили только в этот день, а сколько их сложило головы под смертоносным прицелом? И не сосчитать,наверное. Поэтому Бабель и использует местоимение их, осталяя образ пленных загадочных для читателя. Тему рассказа можно определить как убийственная сила войны, действие ее на человека. Идея рассказа состоит в том, чтобы подчеркнуть это множество панихид, может быть, открыть глаза всем людям и попытаться спросить: А ради чего все это? Мириады пчел отбивали победителей и умирали у ульев. Они боролись за себя, за свой дом, за свою большую семью, и единая цель сплочала их. А когда люди хладнокровно убивают друг друга это что? Это даже не борьба, не война. Это истребление ближних. В рассказе есть своеобразный рефрен: Девяти пленных нет в живых. Я знаю это сердцем. Ээта мысль повторяется в начале, в середине и в конце произведения, тем самым охватывая все его части одной,. Словно пульсирующей в мозгу мыслью. Эти слова становятся главными для автора. Его герой повествователь переживает за убитых. Но что может сделать он, если взводный командир Голов, убивая человека, возвращает себе улыбку облегчения и покоя, словно такие действия можно назвать великими, героическими? В рассказе, кроме повествователя, есть и другие герои, чьи характеры автор раскрывает с помощью портретных зарисовок, диалогов, их поступков. Так юноша с вьющимися баками,. со спокойными глазами снисходительной юности олицетворяет идею тщетности войны,. Потому что юность смотрит на все другими глазами. И не важно, проиграем мы или нет, - значительно другое: сохраним ли мы главное богатство человека. Голов, взводный командир, в рассказе противопоставлен повествователю. Если для последнего убить это лишить жизни, совершить грех, непростительный поступок, то для Голова убийство оборачивается лишь хладнокровным исполнением приказа. Полярность этих двух образов проявляется и в диалогах, в их отношениях, во фразах. Голов говорит с ненавистью о том, что рассказчик смотрит на свет сквозь свои очки. Возможно,. Тот действительно видит мир сквозь призму человеческих чувств, тех же, что и в мирное время, а, по Голову, на войне так нельзя. Он приспособлен к войне: научился доставать у пленных одежду, стрелять, убивать. Его натура, наверное, очень сильно поддалась влиянию войны. Голов уже не человек. Он солдат. И в это понятие можно вкладывать не только бойцовские качества, но и превращение человека в один винтик в механизме армии и не более того. Автор использует еще один диалог для выражения мыслей своих героев. Он происходит между рассказчиком и пленным евреем Шульмейстером. Читатель узнает, что друг с другом общаются два еврея. С той лишь разницей, что один офицер, а другой пленный, что один будет убивать, а другой через считанные минуты умрет. Такой своеобразный герой двойник нужен был автору, чтобы показать неизбирательность бича войны. Просто умрут все: некоторые физически, другие нравственно. Если выходить на лексический уровень, то можно отметить использование стилистически сниженных, разговорных слов, которые создают гармонический фон для повествования (дележку делать, скидай барахло). Кроме того, как всегда в разговорной речи, в диалогах героев можно встретить инверсии, эллипсисы, которые не являются художественными средствами, но создают гармоничную картину. В конце рассказа антитеза: Я взял дневник и пошел в цветник, еще уцелевший. Там росли гиацинты и голубые розы. Читатель видит резкий контраст между ужасами войны и изысканными голубыми розами, растущими в цветнике, словно осколки прошлой беспечной жизни, поселившимися средь моря войны.

Все рассказы у Бабеля наполнены запоминающимися, яркими метаморфозами, отражая драматизм его мировоззрения. И мы не можем не горевать о его судьбе, не сострадать его внутренним терзаниям, не восхищаться его творческим даром. Его проза не выцвела во времени. Его герои не потускнели. Его стиль по-прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображение революции воспринимается как художественное открытие. Он выразил свою позицию на революцию, стал «одиноким человеком» в мире, который быстро меняется и кишит переменами. И мы видим, как гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры - и русской, и польской, и еврейской.

«Конармия» И. Э. Бабеля рассказывает читателю о трудных временах, о том страшном времени, когда в кровавом водовороте смешались судьбы различных людей. Гражданская война разъединила многие семьи. Нередко случалось так, что родственники оказывались по разные стороны фронта и с ненавистью уничтожали друг друга. С другой стороны, произошло невольное сближение совершенно противоположного по мировоззрению, восприятию окружающего и воспитанию людей. Так, в Красной Армии плечом к плечу воевали и бывший крестьянский парень, и еврейский интеллигент, и привыкший к войне казак. Но все они, проходя суровую военную школу, вынуждены были меняться. Раннее имевшиеся ценности были забыты. Кругом бушевало насилие, пренебрежение к личному достоинству других людей, разгулье смерти.

Действие рассказа «Смерть Долгушева» происходит во время короткого перерыва между боями. Полк пошел в наступление, а Грищук с Лютовым на своей тачанке «остались одни и до вечера мотались между огневых стен». Чужие части их не принимали, а штаб дивизии был куда-то перемещен. Полки вошли, но скоро вновь оставили Броды. Поляки наступали. Вскоре тачанка случайно наткнулась на польский разъезд и оказалась под открытым огнем. Грищук, уже пожилой человек, вдруг спросил своего спутника, «зачем бабы трудаются». Этот необразованный казак, видя творящуюся кругом несправедливость — смерть тысяч людей, пришел в искреннее недоумение. С детства заложенные в нем народные вековые традиции и житейская мудрость не в силах были помочь ему найти ответ на простой вопрос, к чему человеку жить, создавать семью, рожать детей, если его ждет такая ничтожная смерть, к чему все мучения и страдания, если человеческая жизнь ничего не стоит и никому не нужна: «Смеха мне, зачем бабы трудаются...». Лютов не успевает ответить на вопрос, им на дороге встретился тяжело раненный телеграфист Долгушов. Живот у него был вырван, поэтому с первого взгляда было понятно, что дни или даже часы его сочтены. Он умоляет Лютова и Грищука пристрелить его и сообщить о своей смерти родным. Лютов не в состоянии выполнить просьбу Долгушого. Еврей-интеллигент, получивший хорошее светское и духовное образование, не может переступить через себя. Он не вправе решать вопросы Всевышнего: жить или умереть человеку. И в то же время ему жалко телеграфиста, нарастает внутренний конфликт. На одной чаше весов — моральные установки и нравственные ценности, на другой — желание облегчить страдания смертельно раненного боевого товарища. Лютов отказывает Долгушову и пришпоривает коня. Тем не менее Лютов испытывает чувство вины перед ним и когда его единственный друг Афонька Бида выполняет просьбу телеграфиста, Лютов подходит к нему с виноватой улыбкой. Безусловно, Афоньке нелегко далось это решение, однако здесь пересилила жалость к собрату по несчастью. Казак не задумывался о сложных вещах, просто избавлял Долгушова от страданий. Скорее всего он не испытывал страданий морального свойства. В нем горела ненависть к врагам, которые убили еще одного боевого товарища. Эту ненависть он и выплеснул на подошедшего Лютова: «Жалеете вы, очкастые нашего брата, как кошка мышку...». Ярость была столь сильна, что Афонька наверняка бы застрелил и своего друга Лютова, если бы Грищук не остановил. Дружба между этими людьми была безвозвратно потеряна. Это осознавал и сам Лютов, и Грищук, вдруг вынувший из сиденья сморщенное яблоко и предложивший его спутнику. В своем рассказе Бабель старается донести до читателя, что любая война — это великая трагедия. В ее условиях, сталкиваясь с кровью и грязью, трудно сохранить свое лицо или как-то привыкнуть, подстроиться к ситуации. Война все равно перевернет все с ног на голову, заставит совершать поступки, противные совести и человечности, сделает неправым и казака, помогающему умирающему, и интеллигента, не сумевших переступить через свои моральные ценности и идеалы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

____________________________________________________________________________

Мирсаева Гузель Габтулловна

Трагедия человека в гражданской войне

(по «Донским рассказам» М.А.Шолохова

и «Конармии» И.Э.Бабеля)

Научный руководитель Ашуркина Т.И.,

учитель русского языка и литературы

г.Губкинский

2006

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Тема гражданской войны в литературе ………………………………………….5

3. Гражданская война как трагедия народа в «Конармии» И.Бабеля ………....8

4. Гражданская война в изображении Шолохова………………………………....10

5. Сравнительный анализ изображения гражданской войны в произведениях

М.Шолохова и Бабеля…………………………………………………………….. 12

6. Заключение…………………………………………………………………………..16

7. Библиографический список………………………………………………………..19

Введение

Тема моего реферата «Трагедия человека в гражданской войне» по произведениям М.Шолохова и И.Бабеля.

Почему я выбрала эту тему?

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.

Перешагнув рубеж 21 века, мы не должны забывать события начала 20 века, попытаться разобраться в них. История повторяется, когда мы забываем ее уроки. Литература в изображении этих событий многолика и противоречива.

Цель реферата: сравнить изображение гражданской войны и красноармейцев в произведениях Бабеля и Шолохова.

Задачи:

    Изучить произведения М.Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия».

    Изучить критическую литературу по данным произведениям.

    Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает.

Предмет исследования: рассказы И.Бабеля из сборника «Конармия»; рассказы М.А.Шолохова из сборника «Донские рассказы».

Субъект исследования: герои рассказов Шолохова и Бабеля.

Методы исследования: чтение рассказов Шолохова и Бабеля, изучение критической литературы по данному вопросу, подбор и группировка материала, сравнительный анализ произведений.

Анализ литературы

«Донские рассказы» М.Шолохова литературной критикой были приняты сразу и безоговорочно. А.Серафимович, отмечая их высокое художественное достоинство, писал: « Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко…Огромное знание того, о чем рассказывает… Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие». Рецензент «Нового мира» писал: « Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны». Мне близки обе точки зрения.

С публикацией рассказов из цикла «Конармия» творчество Бабеля стало предметом серьезных споров. Легендарный командарм С.Буденный выступил с гневным протестом против очернительства и окарикатуривания своих бойцов, утверждал, что «Конармия» -«поэзия бандитизма», клевета на Красную Армию.

В.Полонский и А.Вронский, одни из лучших критиков, старались оградить писателя от подобных обвинений. Оба критика писали, что Бабель приветствует революцию, несмотря на все ее противоречия и перехлесты. А.Вронский считал, что писателю важнее всего «выразить свое художественное мироощущение». Сам Бабель объяснял, что создание героической истории Первой конной не входило в его намерения. На защиту Бабеля встал и М.Горький, открывший литературный талант писателя. Горький говорил о том, что Бабель изобразил красноармейцев живописнее, чем Гоголь запорожцев. И все же напряжение вокруг имени Бабеля сохранялось, хотя «Конармия» непрерывно переиздавалась (в 1930 очередное издание разошлось в течение семи дней, и Госиздат приступил к подготовке очередного выпуска).

Прочитав критические статьи В.Шкловского, А.Воронского, А.Лежнева и В.Полонского, написанные о Бабеле, я сделала вывод, что они в целом дают творчеству Бабеля положительную оценку. В частности, о Бабеле говорили как об основоположнике такого писательского жанра, который только начинал появляться во времена Республики Советов, жанра индивидуального, который, как утверждали критики, все остальные писатели могли лишь повторять. Только С.Буденный говорил о нем как о писателе, не знавшем целей военных действий в стране, следовательно, как он полагал, Бабель клеветал на Первую конную.

Но мне наиболее близким показалось высказывание А.Лежнева. Он говорит о Бабеле как о «…мастере, выдерживающем годами, как вино в подвалах, свои новеллы под спудом. Бабель краток, насыщен, ясен и выразителен. Он не похож ни на одного из своих современников». Критик восхищается бабелевским стилистическим истоком, его русско-еврейским, одесским жаргоном, который был введен в литературу Юшкевичем.

По моему мнению, Бабель как настоящий художник слова изобразил революцию так, как чувствовал и видел. Он ни в коем случае не шел против народа, образ которого с такой яркостью и натурализмом нарисован в его рассказах.

В начале своей работы я выдвигаю в качестве рабочей следующую гипотезу : гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа, изменяет его ценности, внутренний мир, психологию и судьбу. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.

Тема гражданской войны в литературе

Революция - огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. Лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Эта проблема изначально подразумевала два выхода: или писатель принимал революцию и автоматически становился ее верным певцом, или не принимал, в результате чего оказывал ей явное или тайное сопротивление.

Писатель всегда ждет от мощного политического события эстетического взрыва и обжигается на чудовищных моральных последствиях. "Слушать музыку революции" всегда опасно; она завораживает, но в итоге дает слишком сильные звуковые эффекты.
Семнадцатый год разбудил и юридически оформил колоссальный всплеск насилия, сделав его движущей силой отечественной культуры на много лет вперед.

Октябрьская революция - важнейший этап в истории человечества - породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Много произведений было написано о революции и контрреволюции. Писатели старались понять, что двигало народом в переломный момент истории, в чем заключалась та правда жизни, которую они защищали. Почему народ направил свою ненависть даже по отношению к тем, кто пытался разбудить его на протяжении столетий, боролся за его независимость - против интеллигенции?

Писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

В числе писателей, отразивших эти переломные моменты в истории страны, были те, которые «к штыку приравняли перо»: А. Фадеев, написавший роман «Разгром»; Н.Островский, воплотивший опыт революции и гражданской войны в романе «Как закалялась сталь»; М.Шолохов, которому принесли известность «Донские рассказы»; И.Бабель, «Конармия» которого была неоднозначно принята литературными критиками.

Свое видение революции и гражданской войны показано в романе М.Булгакова «Белая гвардия», в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Революцию приветствовали и воспевали в разные периоды своего творчества В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин.

В романе М.Горького «Мать» показано, как революция изменяет внутренний мир человека, способствует нравственному пробуждению человека.

Революционное настоящее показано в романе А.Платонова «Котлован», а будущее тоталитарного общества - в романе Е.Замятина «Мы».

В своей работе я хочу обратиться к творчеству И. Бабеля и М. Шолохова, выяснить, как изобразили эти два писателя в своих произведениях крах старого мира и зарождение общества нового типа. Как изображены события и герои революции и гражданской войны? Что изменилось в жизни людей, в их характерах, психологии, мировоззрении?

Что мне дает право провести сравнительный анализ произведений о гражданской войне именно этих авторов? Что же у них общего?

Об этом я буду говорить по ходу работы. Сейчас хотелось бы сказать несколько объяснений по поводу своей позиции.

Оба писателя восторженно встретили революцию.

Оба – участники, свидетели описываемых ими событий. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Он приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» - Кирилл Васильевич Лютов, русский. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий.

М. Шолохов участвовал в гражданской войне и установлении Советской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистом, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба, и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти.

Таким образом, о событиях, которые изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что происходило у них на глазах.

Рассказы данных писателей объединяет не только общая историческая основа, но и герои. Это казаки.

Сборники состоят из рассказов, объединенных общей темой, но в качестве героев выступают каждый раз новые. Особенно это касается «Донских рассказов» М.Шолохова. Рассказы из «Конармии» И.Бабеля объединены образом рассказчика.

И «Донские рассказы» М.Шолохова, и «Конармия» И.Бабеля не остались не замеченными критиками и общественностью.

Если рассказы Шолохова были приняты с единодушным одобрением, то отношение к рассказам Бабеля было противоречивым. Долгое время они были под запретом в связи со смертью Бабеля в сталинских застенках.

Почему же такая разная судьба у писателей и их рассказов?

Постараемся выяснить это в работе.

Итак, моя задача разобраться, почему произведения Шолохова были приняты властью, а произведения Бабеля сначала запрещены, а затем все же забыты. Ведь ответом на этот вопрос может послужить изображение гражданской войны и главных ее героев.

Трагедия человека в гражданской войне в «Конармии» И.Бабеля

И. Бабель был одним из известных революционных писателей, сложных в человеческом и литературном понимании. Складывается такое впечатление, что и после его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен.

И. Э.Бабель родился в 1894 году в Одессе, на Молдаванке, в состоятельной и образованной еврейской семье. Как вспоминал позднее Бабель, дома его заставляли заниматься множеством наук, и до шестнадцати лет он « по настоянию отца», изучал еврейский язык, Библию, Талмуд.

В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного. Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания побед

большевиков и различных их свершений, критика была недопустима. Бабеля его собственный командарм обозвал так: «... дегенерат от литературы, Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти» конармейцев. Но помог М. Горький, который знал цену таланту этого писателя. Возражая Буденному, М. Горький очень высоко оценил бабелевскую “Конармию” и даже сказал, что писатель изобразил героев своей книги красочней, «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Но мы знаем, что Горький сам вступил в конфликт с тоталитарным режимом Сталина, и
Бабель потерял последнюю защиту. В 1939 году Бабель был арестован и вскоре погиб.
Во времена «хрущевской оттепели» о Бабеле вновь заговорили. Вышла его книга “Избранное”. Но официальная литературная реабилитация Бабеля шла медленно. «Оттепель» закончилась, и писатель вновь подвергся резкой критике в стиле буденновской, но теперь ему вменяли в вину антинаучные взгляды и концепции.
В чем же состояли его так называемые антинаучные взгляды? Мне кажется, прежде всего, в том, что советская цензура той поры отодвигала в тень произведения о революции и гражданской войне тех писателей, которые откровенно говорили о своей эпохе.

Сейчас, когда русскому читателю полностью возвращено творческое наследие этого замечательного писателя, мы видим, как были неправы те, кто обвинял его в измене собственному народу.
Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого.

Роман «Конармия» занимает ведущее место в творчестве Бабеля. Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Роман состоит из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой - Кирилл Васильевич Лютов. Под этим именем Бабель сражался в рядах Красной Армии. Лютов выражает взгляды писателя.

Герой-рассказчик попадает в мир людей малообразованных, невежественных, одичавших от войны. Бабель лишает описываемые им события героического ореола, как это было принято в официальной литературе, обнажает ужасающий лик войны. Сочувствие автора на стороне жертв гражданской войны, местных жителей тех деревень и городов, по которым проходят казаки Первой конной армии.

Изображая красноармейцев жестокими садистами, Бабель нарушает установленную традицию в изображении революционных, а значит справедливых войн. Герой, сражающийся на стороне красных, должен наделяться всеми мыслимыми добродетелями. С какой целью делает это Бабель?

Для него любая война, даже гражданская, противоестественна по своей сути. Ни в коем случае он не обвиняет своих героев, что они такие, какие есть. Ведь культура и нравственность не даются с рождением, они вырабатываются в течение всей жизни. Более того, даже культурный человек, попадая в ситуацию войны, не способен в полной мере сохранить свое человеческое лицо.

Заслуга И.Бабеля в том, что он остается последовательным в своем творчестве, как писатель-гуманист отвергает любую войну и изображает картину событий и ее героев в том виде, какой она ему представилась. Рисуя правду, он совершает человеческий и гражданский подвиг. Именно такими соображениями руководствовалась Анна Политковская, журналист, глазами которой мы видели правду войны в Чечне. Насколько честной была эта правда, подтвердила судьба журналиста и ее заказное убийство.

Автор не случайно сделал главным героем человека чужеродного, интеллигентного, образованного, так как только такой человек мог осмыслить и понять всю трагичность революции. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том, что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного, обесценивает главные человеческие ценности и качества: жизнь, человечность, милосердие. За братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая гуманистические традиции, веками накапливаемые народом.

Изображение человека в гражданской войне в рассказах М.А.Шолохова.

М. Шолохов родился на Хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшая революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г. приезжает в Москву, чтобы учиться. Но пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем. В 1924 г. увидел свет его первый рассказ «Родинка», опубликованный в «Молодом комсомольце».

В 1925 г. состоялась встреча с А.Серафимовичем, к которому Шолохов сохранит благодарность на всю жизнь.

В газетах и журналах того времени появляются рассказы, впоследствии объединенные в сборник «Донские рассказы». Эти рассказы получили в критике положительную оценку. «Это не только проба пера, но и прекрасный дебют писателя», -говорил биограф писателя И.Лежнев. Рецензент «Нового мира» считал, что «Донские рассказы» займут далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. Сам Шолохов признавался, что в «Донских рассказах» он старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало его, было злобой дня для партии и народа . Известный факт из его биографии, что Шолохов был осужден за превышение власти при изъятии хлебных излишек, говорит о многом.

Чувствуется, что «Донские рассказы» написаны по горячим следам и заслуживают внимания как документы истории. Шолохов рассказывает о самом ужасном, трагическом в жизни народа в тот период. В рассказах много смертей, нечеловеческих мук.

Все рассказы о столкновении белого и красного казачества. Что существенно в принципах изображения Шолохова, «красные» у него действительно красные, а белые - белые. Все, кто борется за правое дело, за счастье народа, согреты теплом шолоховского сердца. Писатель верит свом героям, поддерживает их в трудную минуту жизни, поскольку видит, что все эти люди норовистые, упрямые, встанут на защиту человека даже тогда, когда смерть глядит им в лицо.

В «Донских рассказах» Шолохова умело сочетается изображение образа молодого современника, борющегося со злом, расчищающего дорогу к будущему, с жестокой правдой жизни.

Шолохов прожил долгую и полную испытаний жизнь. Он лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. Он был обласкан всеми властителями советского времени - Сталиным, Хрущевым, Брежневым.

Но это только внешние стороны жизни великого писателя. В письмах к Сталину раскрывается его ощущение трагедии того времени, когда повсеместно вершились суды без следствия… В этих письмах он выступает народным заступником. И не раз он сам находился под ударом, проводил бессонные ночи в ожидании ареста. Спасали его лишь личное мужество и народная любовь.

К теме изображения гражданской войны Шолохов обратится в романе «Тихий Дон». Это говорит о том, что эта тема не была для проходящей, временной, а очень важной, наболевшей.

Сравнение рассказов М.Шолохова и И.Бабеля

Для сравнения изображения человека в гражданской войне я выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и расскаы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча».

В основу этих рассказов положены сходные ситуации, которые имели место сплошь и рядом в то трагическое время: ненависть сталкивает в войне людей, родных по крови. Отцы в силу своего возраста и опыта прожитой жизни защищают старое время и старые порядки, сыновья сражаются на стороне новых хозяев молодой страны большевиков,т.е. отцы на стороне белых, а сыновья - на стороне красных.

Главный герой рассказа «Родинка» - Николка Кошевой. Он командир эскадрона, член РКСМ, и ему всего 18 лет.

Отец-казак пропал в германскую, мать умерла. До пятнадцати лет мыкался по работникам, потом ушел с красными на Врангеля.

Ликвидировал без урона две банды. Полгода водил эскадрон в бои.

Он устал от войны, мечтает об учебе. «Опостылело все… Опять кровь, я уж уморился так жить…». Эти слова Николки подчеркивают его человечность, его душа сопротивляется жизни, которая несет смерть и кровь.

Но рыщут еще по земле белогвардейские банды, и не пришло еще время сесть Николке за парту и научиться, как управлять молодой республикой.

Гоняясь за бандой, Николка не знает, что атаман банды - пропавший в германскую его отец.

Перевес в этом бою на стороне банды. Суждено Николке погибнуть от руки его отца. Но отец не знает, на кого замахивается своей острой шашкой. Описание убийства атаманом командира эскадрона Николки Кошевого в бою лаконичное: «…шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь».

Стаскивая с убитого красного командира сапоги, атаман « …на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» и понял, что убил своего сына.

Но не испытывает он в эту минуту торжества победы над врагом, над изменником своей веры и правды: « Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта… , всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

Сынок!..Николушка!.. Родной! Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…»

Развязка рассказа: « К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» трагическая. Жизнь отца потеряла смысл, когда он убил собственного сына.

Пейзаж в рассказе Шолохова созвучен трагедии героев: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени».

Послесловие рассказа говорит читателю о том, что жизнь не стоит на месте, опять землю топчут конные, а значит опять где-то лютует банда: « А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе».

В основе рассказа И.Бабеля «Письмо » лежит сходная ситуация: отец служит белым, сыновья - за красных. Жанр рассказа - письмо, написанное мальчиком Курдюковым своей матери. Василий сообщает матери, что служит в красной Конной армии товарища Буденного. Просит мать выслать ему посылку. Справляется насчет своего коня Степы. И только во вторых строках своего письма описывает матери, как папаша «порубали брата Федора Тимофеевича Курдюкова тому назад с год времени». Чем это можно объяснить? Прошел год: чувства притупились или у человека отсутствует зов родной крови. Другой брат, Семен Тимофеевич, мстит за убитого брата, своими руками убивает отца, хотя отец уже находился в тюрьме и ожидал суда и следствия. И Васька с сожалением пишет матери, что не может описать матери, «как кончали папашу». В образах Курдюковых писатель изображает хладнокровие, с которым один убивает отца, а другой сообщает об этом. Война ожесточила их сердца, приучила их жить сегодняшним днем, заботами о хлебе насущном, о физической составляющей своего тела: « Давали нам хлеб по два фунта в день, мяса полфунта и сахару подходяще»; «…в обед я заходил к брату Семен Тимофеевичу за блинами или гусятиной и опосля этого лягал отдыхать».

В рассказе Шолохова «Продкомиссар » главный герой рассказа - Игнашка Бодягин. Назначен окружным продкомиссаром. Отец выгнал его из дома в четырнадцать лет, когда Игнаха, увидев, как отец ударил работника по зубам за то, что сломал зубец у вил, сказал:

Сволочь ты, батя…

Отец испорол сына до крови чересседельней и велел идти по миру.

И вот спустя шесть лет Игнаха оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе отца Игнахи за сопротивление, оказанное при обыске, решено было расстрелять.

Встретившись спустя шесть лет, не испытывают к друг другу ничего, кроме ненависти. Отец расстрелян. В приведении приговора о расстреле в действие нет злорадства, упоения местью, лишь слышно звучат последние слова сына: «Не серчай, батя…» Игнаха просто не может поступить иначе, ведь он назначен окружным комиссаром. Если бы на нем не лежала такая ответственность, может быть, он и поступил иначе.

Игнаху тоже находит смерть. Его убивают восставшие против Советской власти казаки. Но перед смертью Игнаха спасает замерзающего у дороги мальчишку, что стоит ему собственной жизни. В образе этого молодого человека, строителя будущего, Шолохов подчеркивает самопожертвование и доброту, мужество и стойкость .

В рассказе Шолохова « Шибалково семя » казачка Дарья, которую из жалости приютил отряд, оказалась шпионкой, подосланной бандой Игнатьева. Шибалок, пулеметчик при отряде, прикипел к ней, но узнав, что из-за ее донесений погибали его товарищи, понимает, что Дарья должна умереть, несмотря на то, что Дарья родила от него сына. Казаки сначала хотели самого Шибалка прикончить, если он не прикончит Дарью и ее малыша. Шибалок умолил оставить сына в обмен на смерть Дарьи. Он собственноручно исполняет приказ.

Смерть Дарьи здесь оправдана всем ходом повествования, автор понимает поступок героя и поддерживает его. Идет война, не может быть полутонов. Если ты оказался врагом - получи пулю. Шибалок показан как настоящий красноармеец, у которого классовая совесть не дремлет. Когда Дарье нужна была помощь, он проявил сострадание, взаимопомощь, он даже полюбил ее. Но простить предательство он не в силах. Шибалок открывается нам как любящий и заботливый отец, он лишь до времени, когда окончатся военные действия, отдает младенца в детский дом.

В рассказе « Соль» И.Бабеля также женщина оказывается жертвой революционно настроенных масс. Сюжет рассказа таков: красноармейцы посадили в свой вагон на станции женщину с ребенком. При прошествии времени красноармейцам показалось странным, что же это за ребенок такой: есть не просит, не плачет… Развернув пеленки, они увидели «добрый пудовик соли». Разговор с врагами Советской власти, с мешочниками короток: « И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Чем обусловлен этот поступок? « …вы, гнусная гражданочка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам …» Герой не просто видит мешочницу, но « несказанную Рассею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются…» Вот такое видение поступка героини заслоняет от него саму виновницу его расстройства, реальность происходящего и, самое главное, человечность, законы нравственности.

В рассказе И.Бабеля «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча » бывший пастух а нынче генерал Матвей Родионович рассказывает, как отомстил за все притеснения барину Никитинскому потому, что ему не заплатили за работу. От его слов веет первобытной жестокостью, неистовством, бесчеловечностью: « И тогда я потоптал барина моего Никитинского. Я час его топтал или более часу… Стрельбой, - я так выскажу,- от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть…» Человеческая жизнь обесценилась, людьми, которые строят новый мир, овладела ничем не оправданная жестокость. Так и слышится сквозь строчки голос автора: «Ненавижу войну».

Заключение

Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть проявляется особенно остро.

Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, чему стали подтверждением рассказы Бабеля и Шолохова. Трагизм изображаемых событий здесь предельно обнажен.

Гражданская война стала испытанием не только для людей, по судьбам которых проехалось красное колесо истории, но и для писателей. Одним из них она стоила жизни, другим сделки с собственной совестью.

В результате работы над темой своего исследования я пришла к следующим выводам :

1. История ворвалась в жизнь людей. Век 19 с его традициями, укладом жизни сменяет век 20, наполненный событиями бурными и трагическими.

2. В рассказах Бабеля и Шолохова отражена жизнь в экстремальных условиях, ведь война - даже за прекрасные идеалы революции - это всегда условия, отличные от нормальной жизни. Люди, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные, политические, объединяются в белых и красных и начинают убивать друг друга, искренне веря, что совершают благие дела.

3. У Шолохова нет полутонов. «Красный» действительно красен, а белый бел. Молодость не помеха храбрости и стойкости в образе Николки Кошевого, героя рассказа «Родинка»; Шолохов восхищается человечностью Игната Бодягина, героя рассказа «Продкомиссар»; оправдывает поступок Митьки из рассказа «Бахчевник». Образы врагов революции поражают неоправданной жестокостью, ненавистью, бесчеловечностью (отец Игната Бодягина, издевавшийся над своими работниками, оказавший сопротивление Советской власти; отец Митьки и Федора, назначенный комендантом при военно-полевом суде и при поддержке белого казачества расправлявшийся с красноармейцами; забивший до смерти свою жену).

4. И.Бабель изображает казаков, служивших в армии Буденного, ненавидевших местных жите­лей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презиравших их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Его герои, вопреки сложившейся традиции изображать красноармейцев только с положительной стороны, очень противоречивы. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Насилие стало для них обычным делом. Читатель видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для бабелевских красноармейцев не остается никаких запретов, они уже ничего не боятся, их ничто не сдержива­ет (рассказ «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»). Автор не идеализирует своих героев, как это было принято в советской литературе.

5. Герои Шолохова молодые. Николке Кошевому 18 лет, Григорию Фролову из рассказа «Пастух» - 19 лет, его сестре Дунятке - 17 лет. Случайно ли это? Для них, молодых, устраивается новая жизнь, когда они не будут испытывать нужды в хлебе, станут учиться. А значит, рассказы Шолохова проникнуты оптимизмом: преодолеются все невзгоды, утихнет боль утрат, начнется новая справедливая жизнь.

6. В рассказах Бабеля нет такой уверенности. Бабель, окунувшись в страстную стихию революции, не понимает, где правда, где ложь, одно ему понятно: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Бабель не оправдывает подоб­ную жестокость, мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь в новую жизнь.

7. Шолохов через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть с кровью, жестокостью - един­ственный способ что-то изменить на земле. Шолохов объясняет причины революции и гражданской войны картинами нищенской жизни людей, голодом, эксплуатацией и жестокостью (рассказ «Алешкино сердце»).

8. Бабель видит отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Подчас Бабель использует, как мне кажется, силу гиперболизации, как Салтыков-Щедрин, с художественной целью. С помощью художественного преувеличения показывает опасность переделки мира любыми способами.

9.У Бабеля и Шолохова есть существенные отличия и в характеристике героев . Так, например, Бабель пишет об истинном большевике: «...молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахоль­щик, беспечный сифилитик, неторопливый враль» («Прищепа»). Совсем другого человека мы видим в описании Николки Кошевого, командира эскадрона, храброго, лихого, преданного рево­люции: « Мальчишка ведь, пацаненок, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» («Родинка»).

Задачи и цели, поставленные в начале работы, можно считать выполненными. Мне удалось на основе изучения произведений, критической литературы, знакомства с творческой и личной биографией писателей провести сравнительный анализ изображения гражданской войны, образов красноармейцев в рассказах М.Шолохова «Донские рассказы» и в рассказах И.Бабеля из «Конармии».

Можно с очевидностью утверждать, почему удалась жизнь Шолохова и так трагически оборвалась жизнь Бабеля. Писатели жили во время жестокой классовой борьбы, когда не допускалось различий в трактовке образов красноармейцев и значения гражданской войны, когда господствовал принцип социалистического реализма в литературе. Точка зрения Шолохова на происходящее в то время в стране совпала с общепринятой, а честный взгляд Бабеля обрек его на смерть и забвение.

Это сейчас мы понимаем, что каждый писатель индивидуален, каждый видит жизнь

по-своему. Возможно, кто-то сделает упрек Шолохову за некоторый схематизм его героев, а Исаака Бабеля упрекнет в из­лишнем натурализме. Но для нас, читателей, их произведения как бы допол­няют друг друга. И полные надежды на прекрасное будущее «Донские рассказы», и запутанный, сложный, но одновременно очень правдивый и честный сборник рассказов «Конармия» представляют слож­ную картину революционного времени.

Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. В том числе для Шолохова (как покажет роман «Тихий Дон») и для Бабеля.

Результаты моего исследования могут стать вспомогательным материалом при изучении темы гражданской войны на уроках литературы.

Следующим этапом работы над этой сложной темой может стать сравнительный анализ изображения человека в гражданской войне по «Конармии» И.Бабеля и роману А.Фадеева «Разгром».

.

Библиографический список

1. Бабель И.Э. Избранное.-М.: Олимп; Издательство АСТ,1996.

2. Бабель И.Э. Статьи и материалы. Под редакцией Б.К.Казанского и Ю.Н.Тынянова.Л., 1996.

3. Петелин В.В. М.Шолохов. Страницы жизни и творчества.- М., 1990.

4. Шолохов М.А. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече,2002

Катастрофические события социальных революций XX века не могли не стать величайшим потрясением и в судьбе литературы. Октябрь 1917 года взорвал Россию изнутри и породил гражданскую войну. Преданность революции и защиту ее идеалов в гражданской войне отражали романы Д. Фурманова «Чапаев», Н. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева «Разгром», А. Серафимовича «Железный поток».
Но было много писателей, которые пошли на сознательную оппозицию и, следуя законам гуманистической нравственности, рассказали о революционном времени как о насилии, коверкающем судьбы людей в России. Появились такие произведения, как «Тихий Дон», «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие. Большинство из этих авторов стали жертвами диктаторского режима, не желавшего знать о себе правды.
И. БАБЕЛЬ. «КОНАРМИЯ»
Ярким примером судьбы человека, исковерканной под колесами революции, можно считать жизнь И. Бабеля. Трагическая судьба писателя, расстрелянного в январе 1940 года в Москве, была предопределена: автор «Конармии» пережить террор 30-х годов не мог. Читая его книги, мы помним, что они были оплачены по самому высокому счету.
«Конармия» - это типичный для литературы 20-30-х годов роман в новеллах. Все новеллы объединены литературным рассказчиком Кириллом Васильевичем Лютовым, кандидатом прав Петербургского университета, прикомандированным к штабу одной из дивизий Первой Конной армии. Судьба героя - не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение важнейшей проблемы - интеллигенция и революция.
В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в истого красного кавалериста, который бы не выделялся из общей массы. Отсюда мытарства героя. По-другому и быть не могло, ведь широко образованный, интеллигентный человек, во многом идеалист и романтик, попадает в круг людей малообразованных, невежественных, попросту одичавших от многолетней бойни.
После взрыва отчаяния дела героя медленно, но верно продвигаются к положительному завершению: он завоевывает значительный авторитет среди конармейцев, о чем можно судить по тому, что они называют его «Лютыч», обращаются к нему как к третейскому судье в случае затруднений.
Более того, когда Л ютов находит в себе мужество и силы в накаленной боевой обстановке противиться расстрелу пленных, он добивается своего. Это развязка: герой преодолел (конечно, до известного предела) пропасть, отделявшую его от бойцов Первой Конной.
Одной из важнейших в романе является проблема гуманизма, рассматриваемая в теме «человек на войне». Писатель подчеркивает, что жажда революционной справедливости перерастает у героев в братоубийственную войну, а мужество и беззаветная преданность борьбе «за правое дело» компенсирует любые нравственные недостатки.
Таковы герои «Конармии»: Конкин, Иван Акин- фиев, Колесников. Афонька Бида, Никита Балма- шев, даже «дама всех эскадронов Сашка». Например, Иван Акинфиев - изощренный садист, для него «власть совецкая - кровиночка горькая», и он готов убить Лютова за то, что тот ходит в атаку, не стреляя по противнику.
Война одинаково гибельна в нравственном отношении для всех ее участников. Так, Лютов, с одной стороны, протестует против убийства пленных и оскорбления религиозных чувств католиков, а, с другой, - поджигает кучу соломы на полу дома для того.
чтобы вынудить хозяйку накормить его. Значит, попадая в подобную ситуацию, даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма.
Описание ужасов войны - не самоцель писателя. Отношение кандидата прав Лютова к происходящему, попытка примирить в сознании отвращение к насилию и представление о его неизбежности - вот то противоречие, которое является основополагающим для романа.
Книга о войне не содержит практически батальных сцен. Например, в новеллах «Комбриг два», «Чесники». «Афонька Вида» только упоминается о бое. Объяснение этому одно: «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Рассказав трагическую правду о войне, Бабель как писатель, как гуманист напрочь отвергает дикое, противоестественное состояние гражданской войны, «приправленное» революционными лозунгами о справедливости.
М.А. БУЛГАКОВ. «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ», «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
Булгаков вошел в литературу с темой, которой оставался верен в своем творчестве, - революция и культура, где соединительный союз «и» порой звучал для писателя разделительным «или».
Когда окружающий Булгакова мир был потрясен революцией, встал вопрос: что будет с культурой, созданной тысячелетиями цивилизации?
Для Булгакова разрушить старое - значит уничтожить прежде всего культурные ценности. Он считает, что только культура, мир интеллигенции вносят гармонию в хаос человеческого бытия.
Думая о России, писатель не мыслил ее без интеллигенции как главной силы исторического развития. Эта идея обретает трагическое звучание в романе «Белая гвардия». Попытка Турбиных с мечом в руках отстоять быт, который уже утратил бытие, оценивалась Булгаковым как донкихотство. С их гибелью, по мнению писателя, гибнет все. Художественный мир романа как бы раздваивается: с одной стороны это мир Турбиных с их устоявшимся культурным бытом, с другой стороны - это варварство петлюровщины. Гибнет мир Турбиных, но сгинул и Петлюра. В город входит броненосец «Пролетарий», несущий тот же хаос в мир человеческой доброты.
Вслед за «Белой гвардией» Булгаков создает драматическую дилогию «Дни Турбиных» и «Бег». Если в «Белой гвардии» ясно выражена мысль о том, что вместе с гибелью старой интеллигенции гибнет все, то в «Днях Турбиных» и «Беге» с гибелью Турбиных гибнет только часть мира. Трагические герои - Турбин и Хлудов - гретают пародийных двойников - Лариосика и генерала Чарноту.
Героизм и личная храбрость Турбина, в одиночестве защищающего гимназию, пародийно снижена фарсовым выступлением одинокого сторожа, готового ценою жизни спасать гимназические парты. Максим - своего рода двойник Турбиных. У них тоже есть канувший в небытие «господин директор». Их жизнь тоже отдана ради исторической иллюзии. Здесь завязывается главная особенность булгаковского видения и отражения мира: трагедия и фарс. Именно горькая ирония, смех, фарс станут определяющими в описании трагической сути жизни людей, попавших под колеса истории. И в «Белой гвардии», и в «Беге», и в «Днях Турбиных» Булгаков изображал русскую интеллигенцию, гибнущую в пожаре революции.
Долгое время Булгакова называли певцом «белой гвардии», а его произведения расценивались как «прямая вылазка классового врага». Понимая невозможность выжить с романтической ностальгией по старой культуре, Булгаков в своем творчестве развивает сатирическое изображение нового мира, рожденного революцией, в знаменитой повести «Собачье сердце», в «Дьяволиаде» и других произведениях.

Стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.
Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии большевиков. Своей умной, правдивой и жестокой книгой Бабель разрушил этот миф. По праву очевидца и участника исторических событий, писатель показал ужас братоубийственной войны. Он искренне верил, что большевики несут людям свободу, но увиденная им правда жизни не позволила ему промолчать. Это был настоящий поступок честного человека, который не простили Бабелю маршалы Буденный и Ворошилов, обвинившие писателя в злостной клевете на героическую армию.
Бабель был поражен всем, увиденным на войне. Совсем не такой представлялись ему и сама война, и воюющие люди. Казаки приходили на службу со своими конями, снаряжением и оружием. Они должны были сами обеспечивать себя едой, лошадьми и кормом для них. Делалось это за счет мирного населения и часто приводило к кровопролитию: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей».
Стиль Бабеля в рассказах – это стиль корреспондента, прежде всего собирающего факты. Тон повествования у него подчеркнуто ровный, что делает повествование еще трагичнее и страшнее. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость привычным делом. Жизнь человека не стоит ничего. Изо дня в день наблюдая проявления среди бойцов грубости, жестокости, анархизма, издевательств друг над другом, автор задается вопросом: «Почему у меня непроходящая тоска?» И сам себе отвечает: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава… разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».
Первый рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Рассказ заканчивается трагедией: спящий сосед зарезан.
Рассказ «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Юный боец, Василий Курдюков, диктует письмо матери, в котором сообщает ей, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который убил своего родного сына Федю. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину.
Законы военного времени порождают произвол и безнаказанность. Комбриг Маслак из рассказа «Афонько Бида» приказывает эскадрону идти в атаку на деревенских жителей, которые помогали им в борьбе с поляками. За убитого коня Афонько уходит мстить в одиночку. Он поджигает деревни, расстреливает старост, чинит разбой. Для мирного населения одинаково опасны и красные, и белые.
Никита Балмашев, герой рассказа «Соль», пишет письмо в редакцию. Он с чувством исполненного долга описывает случай из своей жизни. Когда бойцы конармии отправлялись на фронт, он из жалости пустил в вагон женщину с ребенком, в пути охранял ее. Когда выяснилось, что в свертке не ребенок, а соль, Балмашев выбросил женщину из вагона и расстрелял ее. Заканчивалось письмо словами: «…я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Бабель был коммунистом, но честным человеком и писателем. Он выполнил свой гражданский долг, написав правду о революции и гражданской войне. В 1939 году его арестовали, обвинив в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», а в 1940 году расстреляли. Книга «Конармия» на долгие годы была запрещена.