Календарно-тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе. Декабрь, январь, февраль

– Россия сильна не поляками, от которых только головная боль, – согласился Милютин. – Россия сильна своим народом, которому Ваше Величество милостиво изволило даровать свободы. Все преобразования в Военном министерстве я провожу с опорой на этот народ. Народная российская армия – вот истинная сила государства.

– Но как отреагирует армия на возможную смену наследника? – поинтересовался царь.

– Ваши сыновья еще очень мало известны в армейских кругах, для большинства офицеров только имена. Немного больше их знает гвардия. Но они слишком еще юны для того, чтобы иметь своих противников или сторонников. Для армии высок авторитет Вашего Величества, проводимых вами реформ. Главное не допустить резких перемен в этом курсе.

Милютин ушел. Александр еще некоторое время оставался в кабинете в одиночестве. Никих кардинальных решений принимать не хотелось. Траур по наследнику был в самом разгаре. Отменены балы и приемы в Зимнем дворце, парады и разводы на Марсовом поле, всякие увеселительные мероприятия в театре и частных домах. Столица погружалась в траурное уныние. Но Россия не ждала. Император приказал пригласить к нему сына Александра.

Великий князь Александр, крупный молодой человек с небольшими усиками, пошел в кабинет, понимая важность предстоящей беседы. Как второй сын императора, после смерти старшего брата он должен был наследовать престол. Но у императора был еще сын Георгий.

– Я пригласил тебя для того, чтобы решить один очень важный вопрос, – начал разговор император. – Россия в настоящее время связана некоторыми ответственными договорами и имеет ряд своих интересов в мировой политике. Мне бы не хотелось, чтобы смерть Николая повредила этой политике.

– Какое отношение ко всему этому имею я? – поинтересовался великий князь. – О Николае я скорблю вместе со всеми.

– Этого мало, – изрек государь. – Ты мой старший сын и имеешь полное право унаследовать российский престол. Но престол – не случайная игрушка. Он требует от императора не только власти, но и ответственности.

– Я, отец, это хорошо понимаю, – заверил Александр.

– Понимаешь? – переспросил император. – Если так, мне будет проще с тобой разговаривать. В настоящее время для нас очень важен союз с Данией. Лучшая гарантия этого союза – брак. Николай должен был жениться на принцессе Дагмаре. Если ты мечтаешь о престоле, тебе придется осуществить эти планы.

– Жениться на датчанке? Но я не готов к этому браку! – воскликнул Александр.

– А к чему ты готов? Кутить с офицерами полка, волочиться за сомнительными женщинами? Демонстрировать свою силу пьяным друзьям? – гневно воскликнул император. – Все это может делать и простой горожанин. У цесаревича другие занятия, другая ответственность.

Великий князь Александр возвышался над отцом с опущенной головой. Он понимал, что увильнуть от решения не удастся, отец был настроен решительно.

– Я, отец, женюсь на Дагмаре, – пообещал сын.

– Пойдем и сейчас же скажем об этом императрице, – предложил царь. – Твоя мать с радостью воспримет это решение.

Вскоре после похорон Николая Александровича наследником российского престола был объявлен великий князь Александр Александрович, который должен был отныне именоваться цесаревичем. Прошло еще немного времени, и стало известно о том, что наследник российского престола сделал предложение датской принцессе Дагмар и получил согласие. На горизонте Российской истории четко обозначился новый человек, который готовился принять бразды правления огромной империей со всеми ее проблемами.

Катя

Размышления сына имели очень веские основания: отец почти в открытую завел любовницу, которая была на 30 лет его моложе. Эта история была как романтичной, так и достаточно драматичной. Только император, казалось, не замечал этого.

Княгиня Екатерина Михайловна Долгорукая происходила из старинного, знатного, но со временем разорившегося рода. Его предок – Михаил Черниговский, был замучен в Золотой орде в 1248 г. Князь Алексей слыл любимцем Петра I. Отцом Екатерины был капитан гвардии Михаил Долгорукий, а матерью – Вера Вишневичкая, богатейшая украинская помещица. Но к концу 50-х гг. богатство семьи Долгоруких было уже в прошлом. Тепловка, последнее их имение, оказалось заложенным и перезаложенным.

Александр II случайно посетил Тепловку и пообещал уладить финансовые проблемы семейства Долгоруких. Он выполнил свое обещание: четыре брата Екатерины были определены в военно-учебные заведения, а сама она вместе с сестрой – в Смольный институт за счет государя.

Но несчастья продолжали преследовать семью Долгоруких. Четыре года спустя умер князь Михаил, оставив после себя долги. Княгиня Вера переехала в Петербург, где купила весьма скромную квартиру на окраине города. Это все, что она могла себе позволить.

Весной 1865 года император по традиции посетил Смольный институт, послав предварительно, как это было заведено ранее, роскошный обед для всех преподавателей и воспитанниц. Перед обедом ему представили девушек. Сопровождая Александра II перед строем воспитанниц, директриса госпожа Леонтьева, желая, видимо, сделать ему приятное, начала хвалить успехи сестер Долгоруких – его протеже.

Император задержался возле Екатерины и Марии, слушая объяснения. В это время Екатерине исполнилось 18 лет, ее сестре 16, то есть обе были уже сложившимися девушками, которые могли заинтересовать зрелого мужчину – знатока женских прелестей. Император был именно таким.

Взгляд императора задержался на Екатерине. Старшая сестра была девушкой среднего роста, с изящной фигурой, изумительно нежной кожей и раскошными светло-каштановыми волосами. У нее были поразительно светлые глаза и красиво очерченный рот. Она щедро была наделена той красотой, которая всегда так нравилась императору.

– Как поживают ваши родители? – задал царь ничего не значащий вопрос с единственным желанием еще на некоторое время остаться возле прекрасной княжны.

– Тепловка, в которой Ваше Величество изволили нас посетить, к сожалению, продана, – горько вздохнула Екатерина. – Зато маменька теперь рядом, в Петербурге.

– Да, после освобождения крестьян не все помещики смогли успешно вести хозяйство, – сделал вывод император.

– Причиной – смерть папа, – смягчила проблему Екатерина. – В Тепловке он вел хозяйство.

– Да уж…

Про себя император вспомнил доклады о мотовстве и картежных долгах князя Михаила Долгорукого, которые, видимо, и стали основной причиной разорения семьи. Но только про себя. Прелести юной Екатерины как-то не увязывались с этой горькой правдой.

– Буду рад вас, милые барышни, и вашу матушку видеть у себя в Зимнем, – сказал он и торжественно проследовал дальше.

Визит императора живо обсуждался всеми смолянками. Девушки отличали его внешность, наряд, каждое произнесенное слово. Разговор Александра II с Екатериной Долгорукой был "гвоздем" институтских сплетен. Но особенно девушки завидовали сестрам в связи с приглашением их на балы в Зимний. Такое приглашение открывало путь к составлению выгодной супружеской партии, что для девушки второй половины XIX века было главным.

Сама Екатерина к заинтересованности императора ее персоной поначалу отнеслась без особого интереса. Конечно, ей было лесно внимание царя, тем более на глазах подруг и учителей. Но строгость всего предыдущего образования, скромность жизни не давали полета фантазии.

В воскресенье, после общей утренней молитвы, воспитанниц Смольного отпускали повидаться с родными и близкими. Причем, по традиции, на первом месте были вопросы благотворительности, к которым девушек готовили особенно тщательно.

– Давай по пути домой заедем навестить нашу больную родственницу, – предложила Екатерина.

– Как же Надежда Сергеевна будет рада! – поддержала сестру Мария. – Только ненадолго. У меня сегодня еще много дел.

Как решили, так и сделали. По дороге девушки заехали в один из иностранных магазинов, которые в то время, как грибы после дождя, начали появляться в столице, купили разных сладостей. Затем велели извозчику везти себя к дому у канала.

Надежда Сергеевна была очень рада приезду племянниц – это все. Пока женщины неудержимо болтали и делились новостями, Глаша и Алина готовили чай. Любопытная Алина, накрывая на стол, краем уха слушала громкую болтовню гостей, дивилась услышанному.

– Император больше всего времени знакомства оставался у Катьки, – сообщала Мария. – Они беседовали почти пять минут.

– О чем же была беседа? – поинтересовалась хозяйка, для которой визит девушек был своеобразным "окном" в ту жизнь, к которой она привыкла и которой лишилась из-за болезни.

– Да ни о чем, – ответила Екатерина, не разделявшая восторг сестры. – Ничего не значащая любезность, да и только.

– Неправда! – возразила Мария. – Все заметили, как он на тебя смотрел. Это не обычная любезность, а знак особого внимания.

– Конечно, уж ты, Мария, хорошо разбираешься в этом, – улыбалась хозяйка.

– Не нужно быть особенно искушенной и знающей, чтобы отличить одно от другого, – оправдывалась Мария.

– А ты сама, Катя, как к этому относишься? – полюбопытствовала Надежда Сергеевна.

– Как верноподданная, которой царь оказал некоторое внимание, – ответила Екатерина. – Думаю, не стоит больше говорить об этом. Поведайте лучше, милая тетушка, как вы себя чувствуете?

Вопрос самочувствия для больной был актуальным, и разговор быстро перешел в другое русло. Женщины еще немного поговорили, девушки попили чай и уехали.

Никто не знает точно, когда началась эта история. А раз никто точно не знает, значит, всё случилось однажды. Так вот, однажды на свет появился Котёнок. Появился он, конечно, не один и не сам по себе. У него было два братика и сестричка. А ещё мама – самое главное существо на том самом свете, на который появился Котёнок.

Правда, сразу он этого не понял. Котёнок думал, что главный – он. А что? Посудите сами, захотел кушать, пискнул требовательно – мама тут как тут: подставляет тёплый мягкий живот, утыканный пупырышками-сосочками, и течёт из них вкусное сытное молоко. Пей-ешь не хочу! Испачкался? Мама опять тут как тут: высунет шершавый розовый язычок и начистит до блеска.

Сияет Котёнок густой серо-белой шёрсткой на солнышке – загляденье!

Одно только не нравилось малышу: уж очень любила мама уму-разуму учить. А ему хотелось самому учиться: и уму и разуму. И пытался Котёнок с маминых уроков удрать. Но вот беда: лапы у мамы были гораздо длиннее, чем у него. Пока он на своих коротеньких изо всех сил удирал, маме даже с места двигаться не приходилось – она просто вытягивала переднюю лапу (то левую, то правую, в зависимости от того, в какую сторону удирал Котёнок) и возвращала беглеца в «класс». А если тот упирался и капризничал, то мама становилась строгой (забывала, наверное, что Котёнок главный) и подушечкой лапы отвешивала ему обидный подзатыльник.

Приходилось тогда Котёнку сидеть вместе с остальными рядом с мамой и слушать, что она рассказывает. Однако в отличие от мамы Котёнок ни на минуту не забывал, что главный – это он, а потому постоянно спорил и ни с чем не соглашался. Про себя. Потому что уже знал: если не соглашаться вслух, то можно снова заработать лапой по затылку.

В этот раз мама учила чистить язычком шёрстку. А Котёнок, в знак протеста, с помощью язычка учился арифметике. Насчитал у себя целых четыре лапы и один хвост. Тот, правда, считаться не хотел и тоже норовил удрать (в Котёнка характером пошёл!). Но Котёнок проявил хитрость и ловкость: выждал, когда хвост бдительность потеряет, извернулся, поймал непоседу зубами и тут же сосчитал – один!

Ещё обнаружил у себя два уха. Происходило это так: сначала Котёнок послюнявил язычком правую лапу, чтобы с головы не соскальзывала. Потом долго тёр ею правое ухо – убеждался, что оно, правое, одно. Потом то же самое проделал с левой лапой и левым ухом. Потом сложил один плюс один. Потом решил проверить, сколько ушей у братиков и сестрички. Пока пересчитывал их и складывал, опять от мамы нагоняй получил – мол, сам не отвлекайся и других не отвлекай.

А как не отвлекаться, если Котёнок у родственников по одному носу увидел! Нужно ведь было свою мордочку срочно ощупать – вдруг у него, как у самого главного, носов намного больше? Оказалось, что и у него нос один. С двумя дырочками. Но Котёнок был уверен, что его дырочки не такие крохотные, как у братиков и сестрички. Иначе как бы туда забирались щекотные солнечные зайчики и заставляли громко чихать?

– Чхи! – тут же вырвалось у Котёнка, и он удивился: солнечных зайчиков поблизости не наблюдалось.

– Чхи! – повторил малыш, потому что у него снова зачесалось в носу.

Котёнок потрогал его лапкой – нос был очень мокрый. И не только нос, но и щёчки, и лобик!

– Блямс! – сказал вдруг кто-то. – Блямс! Блямс! Блямс!

И опять обрызгал Котёнка.

– Чхи-чхи-чхи! – ответил малыш и зажмурился, потому что капельки попали в глаза и затекли через дырочки в нос. Но, прежде чем зажмуриться, Котёнок успел заметить, кто поступает с ним так коварно. Это вода стала падать с неба! Она ударялась о край водосточной трубы, рядом с которой мама проводила урок чистоты, разбивалась на мелкие кусочки и кидалась ими в Котёнка. Потому что он сидел к трубе ближе всех. Совсем близко.

Вдруг сильно-сильно потемнело. Мама заволновалась, схватила сестричку Котёнка и потащила её домой. Дом был недалеко: через подвальное окошко следовало прыгнуть вниз и спрятаться в углу большой-пребольшой комнаты, где тоже были всякие трубы, горячие и холодные.

Прятаться в углу Котёнок умел, а вот на прогулку и с прогулки его, как и остальных, носила мама, осторожно обхватывая ртом за шейку. А всё потому, что окошко располагалось довольно высоко. И хотя Котёнок считал себя главным, подпрыгивать до окошка у него пока не получалось.

Зато у него получалось быть храбрым. То есть не показывать своего страха. Поэтому он не старался пролезть к маме без очереди, а терпеливо ждал. Его всегда уносили последним. Потому что он всегда сидел дальше всех от мамы. Потому что всегда мечтал незаметно удрать с уроков.

Вот и на этот раз он был в очереди последним. И когда мама скрылась в окошке с его вторым братиком и никто на Котёнка больше не смотрел, он прижал к своей маленькой голове оба уха и закрыл оба глаза. Ему было очень страшно. Как никогда. Потому что ещё никогда в его коротенькой жизни ночь не наступала днём. И ещё никогда сверху не падало столько воды.

Если бы Котёнок не зажмурился, то увидел бы, как чёрное небо стало ослепительно ярким. Потом раздался такой оглушительный ба-бах, что Котёнку расхотелось быть храбрым. И даже расхотелось быть главным. Ему захотелось к маме. Мама уже появилась в окошке. Она стремилась к своему малышу, самому непоседливому, самому непослушному, самому любимому. Во всяком случае, маме-кошке казалось, что сейчас она любит этого серо-белого шалуна больше остальных детей. Наверное, потому, что ему грозила опасность, а она была не рядом с ним. На расстоянии целого прыжка. И она прыгнула. Но не успела. Её опередил поток, который вдруг хлынул из водосточной трубы и унёс с собой её маленькое сокровище…

2. Как котенок познакомился с чижиком-пыжиком

Поток был очень сильным, а Котёнок очень лёгким. Для бурлящей воды он был не тяжелее птичьего перышка. И, как птичье перышко, его крутило в водоворотах и подбрасывало на волнах. Словно в аквапарке. Котёнок в аквапарке никогда не был, а то, может, ему и понравилось бы нестись верхом на потоке. Сначала по двору, в котором Котёнок должен был гулять, когда бы немного подрос. Затем под арку, длинную и тёмную (туда никогда не заглядывало солнышко). Потом под решётчатыми воротами на тротуар, где уже текли настоящие реки. Ведь в городе было много водосточных труб, а значит, и потоков. Да и с неба вода всё падала и падала. Не кончалась.

Так бы и унесло Котёнка неизвестно куда, если бы не попалась на его пути большая разлапистая ветка. Конечно, обычно ветки не валяются просто так. Тем более такие большие. Они крепко держатся за деревья. Но в этот раз ветер дул очень сильно и отломил даже такую большую ветку. Ветка упала и улеглась поперёк мостовой, прямо перед Котёнком и потоком, который его нёс. Поток сердито забурлил, отыскивая проход. А когда нашёл, то устремился дальше. Но уже без Котёнка. Потому что Котёнка поймали листья, которые росли на ветке. Они облепили его, будто одели в зелёную рубашку. Рубашка была мокрая и липкая. Мокрая – потому что дело происходило в воде. Липкая – потому что листья были молодыми и клейкими. А всё вместе случилось потому, что на город Санкт-Петербург налетела первая весенняя гроза

Акишина Олеся Николаевна
Календарно-тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе. Декабрь, январь, февраль

Декабрь

1. Чтение сказки В . Сутеева «Цыплёнок и утёнок» .

2. Чтение рассказа С . Я. Маршака «Ёлка» .

3. Чтение рассказа Л . Воронковой «Снег идёт» .

4. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

5. Чтение стихотворения С . Маршака «В декабре , в декабре » .

6. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Ёлка» .

7. Чтение рассказа Б . Житкова «Зебра» .

8. Заучивание стихотворения М. Карем «Мой кот» , пер. с франц. ,М Кудиновой.

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Помочь детям понять содержание сказки. Учить воспроизводить с помощью воспитателя содержание.

Воспитывать навыки драматизации.

Учить понимать содержание рассказа. Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений.

Познакомить с художественным произведением , оживить в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок.

Познакомить со стихотворением; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.

Формировать навык внимательно слушать текст. Учить детей понимать смысл произведения

1. Чтение стихотворения «Вырастала ёлка» .

2. Вспомнить русскую народную сказку «Снегурушка и лиса» .

3. Чтение рассказов В . Бианки «Лис и мышонок» , Е. Чарушина «Волчишко» .

4. «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Метель".

5. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

«Грузовик»

7. Чтение стихотворения А . Барто «Девочка чумазая» .

8. Рассказывания сказки В. Бианки «Купание медвежат»

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Познакомить с праздником «Новый год» . Учить детей внимательно слушать стихотворение. Вызвать положительный эмоциональный отклик.

Помочь вспомнить сказку, прочитанную ранее; формировать диалогическую речь; учить выразительно читать стихи.

Дать детям представление о лисе и мышонке, о образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным.

Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер; обогащать словарь детей образными словами и выражениями : снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.

Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы.

Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.

Продолжать знакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая» ; подвести детей к пониманию, что чистота залог здоровья; побуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков : мыть руки, лицо, тело, расчёсываться, следить за чистотой одежды.

Продолжать формировать интерес к книгам, богатить и уточнить знания, детей о медведях, их повадках, умении приспосабливаться к среде обитания; познакомить с новым произведением, в котором рассказывается о жизни лесных обитателей.

1. Чтение сказки В . Сутеев «Три котенка» .

2. Заучивание стихотворения А. Барто

«Встали девочки в кружок» .

3. Заучивание песенки С. Маршака «Разговор лягушек» пер с чешского.

4. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье» .

5. Чтение стихотворения С . Я. Маршак «Где обедал воробей» .

6. Разучивание потешки «Наш козёл» .

7 .Заучивание стихотворения. С. Капутикян «Кто скорее допьет?» .

8. Чтение английской народной песенки (еревод С. Я. Маршака) «Перчатки» .

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Обучать слушать стихотворения до конца, помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть стихотворение.

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова) .

Продолжать развитие интереса у детей к поэзии через творчество С. Я. Маршака; развивать память, речь, воображение.

Продолжать знакомить детей с потешками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание слушать фольклорные произведения, самостоятельно их использовать.

Продолжать помогать детям запомнить и выразительно читать изученное произведений.

Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом.

Продолжать воспитывать у детей умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

1. Чтение стихотворения «У Лукоморья…» А. С. Пушкина.

2. Чтение рассказа Л . Воронкова. «Как ёлку наряжали» .

3. Чтение стихотворения С . Есенина «Поёт зима, аукает» .

4. Заучивание потешки «Мыши водят хоровод» .

5. Заучивание стихотворения В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока» .

6. Чтение сказки М . Зощенко «Умная птичка» .

7. Чтение песенки «Еду – еду к бабе к деду» .

8. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Познакомить детей с новым художественным произведением . Помочь детям понять содержание стихотворения. Вызвать у них желание побеседовать по содержанию, отвечая на вопросы воспитателя.

Развивать внимание, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения : эмоционально воспринимать литературное произведение и выражать своё отношение к персонажам рассказа.

Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества.

Повышать интерес к русским народным потешкам; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.

Обучать слушать стихотворения до конца, следить за развитием действия в стихотворении; помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть стихотворение.

Развивать умения слушать новые сказки, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; воспитывать интерес к художественной литературе .

Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие песенки.

Познакомить со сказкой, помочь понять смысл произведения;

воспитать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству; учить понимать смысл содержания сказки, ее мораль; поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение , его героев.

Январь

Каникулы

Рождественские каникулы

1. Чтение сказки В . Сутеева «Кто сказал «мяу» ?».

2. Чтение рассказа Л . Воронковой «Снег идёт» , стихотворения А. Босева «Трое» .

3. Чтение рассказа Л . Толстого «Варя и чиж» .

4. Заучивание стихотворения В. Берестова

«Котёнок» .

5. Чтение отрывка из стихотворения А. Шпик «Игра в мяч» .

6. Заучивание стихотворения А. Барто «Мишка» .

7. Чтение потешки «Травка-муравка со сна поднялась.» .

8. Повторение русской народной сказки «Лиса и заяц» .

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Формировать навыки восприятия худ. произведения на слух (без наглядного сопровождения) .

Познакомить детей с приключениями маленького щенка.

Активизировать словарь

Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идёт» , оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (перевод с болгарского В. Викторова) .

Помочь запомнить стихотворение, выразительно читать его, связно отвечать на вопросы

Учить детей выразительно повторять строки стихотворения, выполнять движения в соответствии с текстом. Обогащать словарный запас, двигательный опыт детей, учить понимать простую инструкцию. Создавать у детей хорошее настроение.

Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, передавать чувство сострадания к персонажу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Учить детей оказывать посильную помощь взрослым, активизировать в речи названия предметов сервировки, блюд. Формировать начальные представления о роли труда в жизни людей, воспитывать.

Учить детей следить за развитием сюжета. Поддерживать интерес детей к чтению , к произведениям устного народного творчества.

1. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Месяц, месяц» .

2. Чтение : С. Козлов «Зимняя сказка» .

3. Рассказывание русской народной сказки «Три поросенка» .

4. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и журавль» .

5. Чтение : 3. Александрова «Дед Мороз» .

6. Пение песни «Ладушки» , русская народная мелодия.

7. Чтение стихотворений А . Барто «Мишка.

8. Разучивание русской народной потешки «Конь» . Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова.

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Помочь запомнить стихотворение, выразительно читать его, связно отвечать на вопросы.

Учить детей следить за развитием сюжета, сопоставлять содержание сказки с иллюстрациями, отвечать на вопросы о действиях персонажей.

Воспитывать умение слушать большую по объему сказку и понимать её содержание

Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, формировать познавательный интерес.

Учить детей следить за развитием сюжета, называть героев сказки, их действия. Пояснить детям, почему обоим персонажам не понравилось в гостях, познакомить детей с понятием «гостеприимство» .

Расширять представления детей о характерных признаках зимы. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить сопоставлять свои наблюдения с содержанием произведения художественной литературы .

Вызывать активность детей, интерес к пению. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма. Способствовать профилактике эмоционального напряжения.

Предложить детям рассмотреть иллюстрации, составить описание сказочного коня, отметить его красоту. Развивать память, учить декламировать потешку в спокойном темпе, четко и внятно произнося слова.

Февраль

1. Чтение стихотворения А . Барто «Маляр» .

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» .

3. Чтение стихотворения Г . Ладонщиков «Зимние картинки» .

4. Чтение сказки К . Чуковский «Федорино горе»

5. Повторение стихотворения С . Черного «Приставалка» .

6. Разучивание стихотворения А. Барто «Флажок» .

7. Чтение : К. Чуковского «Елка» .

8. Театрализованная игра : инсценировка английской народной песенки-стихотворения «Перчатки» в пер. С. Маршака.

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Формировать представления детей о разнообразии строительных профессий, способствовать объединению в игре, стимулировать использование новых знаний и опыт.

Познакомить со сказкой, вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки.

Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить знание образных выражений.

Учить детей внимательно слушать большое по объёму произведение. Вызвать эмоциональный отклик на услышанное. Развивать активный словарь.

Учить детей понимать поступки персонажей и последствия этих поступков, сопереживать героям. Формировать интерес к художественному слову , учить сопоставлять содержание стихотворения с ситуациями, происходящими в жизни.

Учить детей выразительно декламировать стихотворение, формировать интерес к художественному слову . Обогащать словарный запас.

Формировать у детей интерес к поэзии, умение слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Учить детей мимикой и жестами выражать настроение котят в начале и в конце инсценировки, добиваться эмоционального исполнения. Развивать творческие способности.

1. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка» .

2. Чтение стихотворений А . Барто «Машенька, «Грузовик» , «Кукла» .

3. Чтение : А. Прокофьев «Снегири» , потешка «Синичка-синичка» .

4. Чтение стихотворения А . Бродского «Солнечные зайчики» Игра-забава «Солнечные зайчики» .Наблюдение за солнечными зайчиками.

5. Театрализованная игра по мотивам украинской сказки «Рукавичка» .

6. Чтение : Г. Цыферова «Когда не хватает игрушек» .

7. Чтение : О. Дриз «Своя погода» .

8. Повторение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Учить детей следить за развитием действия в художественном произведении . Принимать участие в совместном с воспитателем пересказе, повторять за ним отдельные фразы текста. Активизировать словарный запас.

Побуждать детей декламировать знакомые стихи, развивать интонационную выразительность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, обратить внимание на внешний вид птиц (величина, окраска, оперение, способы передвижения по земле. Воспитывать заботливое отношение к птицам, организовать кормление. Стимулировать декламирование знакомых стихотворений, потешек.

Пояснить детям суть наблюдаемого явления, учить «пускать зайчиков» при помощи зеркала. Вызывать у детей радость, удовольствие от чтения произведения , создавать веселое настроение, способствовать созданию положительного эмоционального настроя.

Учить детей изображать характерные особенности героев, использую выразительные возможности голоса, мимику, жесты. Развивать творческие способности.

Учить детей следить за развитием сюжета в коротком рассказе, соотносить содержание произведения со своим личным опытом.

Формировать интерес к художественному слову , учить сопоставлять содержание произведений художественной литературы со своими наблюдениями, впечатлениями.

Воспитывать у детей добрые чувства к близким людям и чувство сострадания к тем. Кто попадает в беду.

1. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка- рябушечка» . Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) .

2. Чтение Е . Бехлерова «Капустный лист» .

3. Плоскостной театр : рассказывание сказки «Волк и козлята» в обработке А. Толстого с использованием фланелеграфа.

4. Чтение : Е. И. Чарушина «Курочка» .

5. Заучивание стихотворения А. Босева «Трое» .

6. Работа в уголке книги : рассматривание книги-конструктора «И котенок, и щенок» Л. Майорова по стихотворениям В. Берестова.

7. Чтение : стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» .

8. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к сказке «Волк и семеро козлят» . Чтение сказки .

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Познакомить детей с новой сказкой. Учить детей следить за развитием действия в художественном произведении . Вызвать эмоциональный отклик на услышанное.

Учить детей внимательно слушать, пересказывать любимые фрагменты сказки с опорой на вопросы и иллюстрации. Развивать связную речь, поддерживать интерес к чтению .

Учить детей видеть образ персонажей в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой.

Поддерживать интерес детей к домашним животным, формировать умение слушать рассказ, понимать содержание. Формировать интерес к художественной литературе .

Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер, с болг. В. Викторова) ; формировать интерес к художественному слову . Обогащать словарный запас.

Привлечь внимание детей к знакомым образам, учить называть героев книги, производимые ими действия, описывать происходящие с ними события, использовать в речи качественные прилагательные. Учить аккуратно и бережно обращаться с книгами.

Учить детей внимательно слушать стихотворение, сопоставлять услышанное с представленными на фланелеграфе картинками, проговаривать с опорой на рисунки отдельные фразы, подражать голосам животных.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунки учить отражать в речи отношение к героям сказки, продолжать учить видеть настроения героев.

1. Чтение : Е. Лаврентьева «Приветливый котенок» , рассматривание иллюстраций.

2. Работа в уголке книги : составление пересказа с опорой на иллюстрации к сказкам «Теремок» , «Курочка ряба» , «Колобок» .

3. Заучивание потешки «Ночь пришла» .

4. Чтение рассказа «Игры» из серии «Приключения Мишки Ушастика» (пер. с польского В. Приходько) .

5. Чтение сказки Л . Толстого «Пшеничный колосок»

6. Чтение стихотворений А . Барто на тему «Игрушки» .

7. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя» .

8. Чтение : К. Чуковский «Краденое солнце» .

Два дня в неделю чтение по выбору детей .

Учить детей внимательно слушать произведение понимать его содержание. Вызывать интерес к чтению , развивать эстетические чувства.

Учить детей пересказывать любимые фрагменты сказок с опорой на вопросы и иллюстрации. Развивать связную речь, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

Развивать память, учить детей выразительно воспроизводить небольшой текст наизусть.

Учить детей внимательно слушать, обсудить с. ними поступки героев, формировать интерес к чтению .

Учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом развития событий, сопоставлять фрагменты текста с иллюстрациями. Формировать умение слушать литературные произведения , развивать эстетический вкус.

Воспитывать у детей любовь к художественному творчеству , учить четко проговаривать слова за педагогом заучивать небольшие стихотворения, развивать память, внимание. Обращать внимание детей на положительные эмоции, возникающие при встрече с произведениями художественной литературы .

Познакомить со сказкой; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу.

Учить детей слушать произведение, интонационно выразительно воспроизводить наиболее заинтересовавшие и запоминающиеся отрывки. Пополнять словарный запас, стимулировать речевую активность.