В чем ценность человеческой памяти. Сочинение на тему роль памяти в жизни человека

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

Тема исследовательской работы:

« Память и ее значение в жизни человека»

Направление: общая психология

Выполнила: ученица 9 класса

Преблоцкая Алина

Руководитель:

Сураева Мария Николаевна

Заместитель директора по ВР

2018 год

Оглавление

Введение ………………………………….……………………………………..3

1. Теоретическая часть
1.1 Память и ее значение в жизни человека…...………………………………... 4
1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти……………..………………… 7

2. Практическая часть, анкетирование
2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания …………10

3. 4. Заключение …………………...………………………………………………13
5. Литературные и электронные источники………………………………….….. 14

6. Памятка

Приложение……………………………………………………...………..15

Введение

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу.

Актуальность моего исследования состоит в том, что память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В своей работе я попыталась разобраться, какое значение имеет память в жизни человека.

Гипотеза: Память - основа психической деятельности . Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Цель исследования - изучить пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «память» и значение памяти в жизни человека.
2. Изучить основные пути, приемы и методы улучшения памяти.
3. Составить практические рекомендации для эффективного запоминания.

Методом исследования является:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Проведение анкетирования учащихся 9 класса;

Анализ полученных результатов;

Понятие «память» применяется в тех случаях, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами. В широком смысле память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В ходе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует два рода памяти: видовая и индивидуальная.
Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая простейшие организмы, у которых отсутствует нервная система. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Он обладает такими мнемическими возможностями, равных которым нет ни у какого другого живого существа в мире. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся.

Человек наделен речью, которая выступает как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, тем активнее старается зрительно его представить и тем прочнее материал запоминается.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т. к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим.
Память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

В современной психологии принято считать, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одни люди с трудом запоминают, но долго хранят в памяти запомненный ими материал, другие люди, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили.

1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Существует также множество приемов, которые помогают при запоминании, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.

Вот некоторые из них:

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запомниться сразу прочно и надолго, и по истечении несколько многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Методы улучшения памяти.
Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
1. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов - ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
2. Необходимо четкое зрительное впечатление запоминаемого материала, т. к. оно наиболее прочное. Однако, комплексные впечатления, т. е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.

3. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее.

Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка - усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала. Здесь следует сказать и о прочности запоминания.

Например, дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше, чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладевают, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее.

И еще один известный факт - старики, иногда значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что с ними произошло несколько дней назад. Вообще с возрастом механически запомнить что-либо новое трудно. Например, в зрелом возрасте сложнее учить иностранные языки, чем в юности.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Это законченное целое может представлять собой группу слов или понятий сформированных по первой букве названия.
То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например, такая фраза как: «Третьего дня тут приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.

2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 9 класса - Что такое память и её особенности. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

1.Что такое память? (Приложение 1)

2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)

3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)

4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)

5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)

Результаты анкетирования показали , что практически все учащиеся в возрасте 14 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.

1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд (это время соответствует времени следообразования в памяти) любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей. В тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т. д.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение - значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.

8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.

9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).

Вот эти принципы:
- Необычность, нестандартность: одно из основных свойств нашей памяти - фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Поэтому ассоциации, которые человек придумывает для улучшения запоминания, должны быть необычными, причудливыми.
- Синестезия: следует использовать различные чувства и ощущения в запоминании. В этом случае запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому.
- Преувеличение (или изменение): создавая образы, рекомендуется изменять в большую или меньшую сторону размеры, форму, свойства и число объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися.
- Активное действие, движение. При создании ассоциативных связей, рекомендуется представлять образы в движении, заставлять их совершать всякие активные действия: разбивать, превращать, подбрасывать, окунать, склеивать, заворачивать, подменять, заставлять одни объекты принимать свойства других, т. к. движущиеся образы запоминаются лучше.
- Чувство юмора: создавая образы, рекомендуется придавать им юмористические и гротескные формы, делая таким образом их более необычными и запоминающимися. Все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.
- Символизм: рекомендуется использовать символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.
- Порядок, структура: упорядочивайте образы, выделите их структуру.
- Простота: рекомендуется придумывать точные, но простые образы и ассоциации, сложные образы не способствуют запоминанию. Образы должны содержать только те сведения, которые человек хочет запомнить.
- Вхождение: если человек мысленно входит в картинку, которую хочет запомнить или в придумываемую им ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку он может «пропустить все через себя», самостоятельно совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств.
- Цветовая гамма: чем больше цветов человек использует при создании образов, тем более яркими они станут, а значит, и лучше запоминающимися.

Избыточность: следует обращать внимание на все свойства запоминаемого материала и стремиться запомнить больше, чем кажется возможным.
- Положительность образов: приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные.
Умейте расслабляться в процессе напряженной работы. Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением какой-либо другой полезной работы, физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, водными процедурами.

3. Заключение
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение памяти в жизни человека очень велико. Память как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Благодаря функциям памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Высокое значение функций памяти в жизнедеятельности человека определяет чрезвычайную актуальность ее развития и улучшения.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Для лучшего запоминания материала рекомендуется активно повторять и структурировать запоминаемый материал, представлять запечатлеваемые образы в движении, выстраивать связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.) и т. п.

5. Литературные и электронные источники

1.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. 2.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.

4. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.

6. Аткинсон, В. Познай себя: развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. - СПб. : Питер, 2004. - 490 с.

Приложение 1

Не знают,что такое память 27% учащихся, а знают- 73%.

Приложение 2

Хорошо запоминают информацию 7% учащихся, а плохо- 93%.

Приложение 3

Знают виды памяти 80%, а не знают- 20%.

Приложение 4

В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и коротковременная память (25%

Приложение 5

Тема: «Роль памяти в нашей жизни»

Данное занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов, можно провести на уроке риторики, словесности или на классном часе. Чтобы все ребята приняли участие в практических заданиях необходимо поделить класс на группы по 12 человек.

Цель: познакомиться с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.

Задачи:

  • Образовательная – изучение особенностей памяти, ее тренировка;
  • Воспитательная – сотрудничество и сплоченность при выполнении заданий;
  • Развивающая – выполнение творческих заданий, ролевые игры;
  • Коммуникативная – умение слушать и слышать, выступать на публике, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Форма: практическое занятие.

Материалы:

  • толковые словари русского языка;
  • прозаические и поэтические тексты;
  • аудиозапись песни «В лесу родилась елочка»;
  • диагностические карты для самооценки памяти.

Время занятия – 1 час.

Ход занятия

I. Психологический настрой.

Для того чтобы учащиеся включились в работу предложить им игру- разминку: « Что изменилось?» Ребятам нужно встать в круг, выбрать одного игрока, который должен запомнить порядок построения одноклассников, затем на время его удалить из класса, а учащимся поменяться в кругу местами.

Задание: Напрягая свою память, выстроить одноклассников, чтобы получился первоначальный круг.

II. Теоретическая часть.

Учитель, давая оценку выполненному заданию, переходит на теоретическую часть.

Итак, что такое память? Почему одни люди помнят все и сохраняют информацию на многие годы, а другие с трудом заучивают стихи? Какова роль памяти в жизни каждого человека? Какие виды памяти существуют?

На эти вопросы на нашем занятии совместно найдем ответы.

Давайте обратимся к толковым словарям русского языка и найдем определение слову «память».

По словарю Ожегова, «память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, информацию о событиях внешнего мира» .

Теперь познакомимся с видами памяти:

  • По времени сохранения информации :
        • Оперативная (хранит информацию от нескольких секунд до нескольких десятков минут);
        • Кратковременная (сохраняет информацию 1-2 суток);
        • Долговременная (длительное хранение информации до нескольких лет).
  • По способу запоминания :
        • Произвольная (с определенной целью);
        • Непроизвольная (само по себе происходит запоминание
  • По форме :
        • Моторная (память-привычка);
        • Эмоциональная (память чувств);
        • Образная (ассоциации);
        • Словесно- логическая (при отгадывании ребусов, кроссвордов).

Процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение.

Сегодня на занятии вы проведете мониторинг своей памяти. Для этого вам предлагается карта - самооценки, в которую вы будете заносить баллы, диагностируя три вида памяти: оперативную, кратковременную, долговременную. Максимальный балл-3, минимальный – 0

Карта самооценки потенциала памяти

III. Практическая часть.

Оперативная память

Задание 1. «Снежный ком». Для выполнения этого задания учащиеся могут сидеть вокруг учителя .

Цель – определить потенциал оперативной памяти через слуховое восприятие, произвольное запоминание.

Задача – восстановить текст от предложения к предложению по цепочке всей группой, уметь слышать и слушать соседа.

Текст.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующие урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая пыль. Обширна и многообразна наша страна. Это полноводные реки, высокие горы с вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима сибирская тайга. Многолюдны и многочисленны города в стране нашей. На многих языках говорят люди у нас. Чудесные песни у нашего народа. (И. Соколов-Микитов).

Кратковременная память.

Задание 2. Ролевая игра «Оратор и эксперт»

Учащиеся делятся на пары, где один будет играть роль «оратора», а другой «эксперта».

Ораторам дается текст (тексты разных стилей и жанров), в течение 3-5 минут они его изучают, а затем произносят его перед аудиторией по памяти, Эксперты анализируют выступления оратора, оценивая по определенной схеме, называя все достоинства и недостатки. Если достаточно будет времени, оратор и эксперт могут поменяться заданиями.

Тексты для ораторов.

Текст 1.

Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжкие раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся моя жизнь связана с Ленинградом - в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием…(А. Ахматова )

Текст 2.

Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайших событиях новейшей истории. Его титло: спаситель Росси.

Его памятник: скала Святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком? Мог ли он после ужасной битвы, где равен был неравный спор, отдать Москву Наполеону и стать в бездействии на равнинах Тарутинских? Нет! (А.С. Пушкин )

Текст 3.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да и светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Евангелие от Матфея)

Текст 4.

Все физическое стремится книзу: вода течет в долину, растительность сгущается вкруг вод, люди собираются туда же - внизу людность, вверху одиночество. Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные, как человек распределен: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу - желудок, животные стремления,- так вся природа построена в соответствии с этим двойственным делением живущего в ней человека. (С. Волконский )

Текст 5.

Нас воспитываю с пеленок в понятии добра, за нами следят свободные от повседневного труда зоркие очи родителей, к нам приставлены пестуны.

А у них не то. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны! (Ф.Н. Плевако)

Текст 6.

Бездонное звездное небо. О, Фет, певец бездонности звездной! Зачем жестокое невежество разрушителей лишает меня даже духовной радости читать тебя! Не могу подумать о бездонной бездне звездной, чтобы не вспомнить того, кто сказал:

« Меж теми звездами и мною какая связь родилась»

Это общение с тысячами, с миллиардами светящихся молчаний поднимает ощущение одиночества до степени слияния с беспредельным космосом. (С. Волконский )

Схема анализа текста, воспроизведенного по памяти (для экспертов)

  1. Полнота передачи содержания:
  • Текст передан в полном объеме;
  • Содержание текса передано частично;
  • Воспроизведена только главная мысль в тексте.
  • Логика изложения.
  • Правильность речи.
  • Долговременная память.

    Задание 3. Восстановить текст известной с детства песни «В лесу родилась елочка» Зои Александровой и сравнить с оригиналом .

    Ребята могут ее вместе пропеть, а затем прослушать аудиозапись и сравнить.

    Текст песни «В лесу родилась елочка»

    1. В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была.

    2. Метель ей пела песенку:
    «Спи, елочка, бай-бай».
    Мороз снежком укутывал:
    «Смотри - не замерзай».

    3. Трусишка-зайка серенький
    Под елочкой скакал.
    Порою волк, сердитый волк,
    По лесу пробегал.

    4. По лесу, лесу частому
    Под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая
    Торопится, бежит.

    5. Везет лошадка дровеньки,
    А в дровнях мужичок
    Срубил он нашу елочку
    Под самый корешок.

    6. Теперь она нарядная
    На праздник к нам пришла,
    И много- много радости
    Детишкам принесла.

    После каждого задания ребята заносят себе баллы в карту самооценки и подсчитывают общее количество баллов.

    IV. Итоги занятия:

    Анализ диагностирующих таблиц.

    Если ученик набрал за три задания:

    • 9-7 баллов – высокий уровень памяти;
    • 6-4 баллов– средний уровень памяти;
    • меньше 3 баллов - низкий уровень памяти.

    Ребята делают выводы по самооценке памяти, определяют роль памяти в жизни. Учитель дает советы, как развивать память.

    Советы для улучшения работы памяти:

    • Концентрация внимания.
    • Создание ассоциаций.
    • Запоминание основных мыслей.
    • Повторение.

    Дополнительный материал для занятия:

    Указ Петра 1 в 1720 г.

    «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была»

    «Память – сокровищница красноречия» Квинтилиан.


    Список литературы

    1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999

    2. Львов М.Р. Риторика (учебное пособие для учащихся 10-11 классов). М.,1995

    3. Ожегов С.И, Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка. М., 1996

    4. Праздник в семье: У ребенка день рождения//Сост Москаленко Н.И, Шило Т.Н. Минск., 2000

    Современные представления о функционировании памяти

    2.1 Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности

    Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

    Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

    И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память -- это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,-- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

    Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

    Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

    Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

    Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

    Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

    Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

    Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

    Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

    «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

    Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

    Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

    Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

    Этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Можно сказать, что термин переживание лучше отражает смысл этого понятия...

    Виды и функции эмоций

    В процессе существование человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга -- эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. Эмоция - нечто...

    Воображение в юношеском возрасте

    Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы...

    Жизненный путь личности

    Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания...

    Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

    Под эмоциями понимают, с одной стороны...

    Представление и воображение в психологии

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи...

    Психологические кризисы в жизни человека

    Рассмотрев два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально новому состоянию от нынешнего. Метафорически это можно представить в образе костюма...

    Психология эмоций, феноменология, подходы, исследования

    Эмоции -- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности...

    Психология эмоциональных состояний

    Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции - это элементарные переживания...

    Смех и его роль в жизни человека

    Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во-первых, смех способен разрядить напряженную ситуацию, предотвратить конфликт, снять стресс. Ведь что такое стресс? Это результат каких-то переживаний, раздражения...

    Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

    В связи со всевозрастающим интересом к специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевой сфере. Еще в XIX-XX вв...

    Физиологические основы поведения человека

    В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека - от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности...

    Эмоции и их роль в жизни человека

    Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека...

    Эмоциональные состояния человека

    Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции - "особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами...

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Реферат

    Тема: «Память и её значение в жизни человека »

    1. Введение

    2. Память и ее значение

    3. Виды памяти

    4. Основные процессы и механизмы памяти

    5. Индивидуальные особенности памяти

    6. Типологические особенности памяти

    7. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

    8. Совершенствование памяти

    9. Основные принципы запоминания новой информации

    10. Заключение

    11. Список литературы

    1. Введение

    Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

    Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. память человек психический запоминание

    2. Память и ее значение

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

    Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

    Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.

    Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения - это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

    Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

    Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

    3 . Виды памяти

    Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

    1) двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

    2) образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

    3) словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

    Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

    а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

    б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

    Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

    4) эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    5) непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

    6) произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

    Существуют и другие классификации видов памяти:

    Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

    Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

    Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую - это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную - память ближайших родственников.

    Также долговременная память бывает двух типов:

    1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

    2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

    4 . Основные процессы и механизмы памяти

    Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

    Объем памяти -- это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

    Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

    Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

    Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

    Запоминание -- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

    Непреднамеренное запоминание -- это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

    Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

    По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-- запоминание делится на механическое и осмысленное.

    Механическое запоминание -- это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

    Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

    Сохранение -- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

    Воспроизведение и узнавание-- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же -- в отсутствие объекта.

    Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

    Формы воспроизведения:

    узнавание -- проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

    воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

    припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

    реминисценция -- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

    эйдетизм -- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

    Забывание -- естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

    Забывание проявляется в двух основных формах:

    а) невозможность припомнить или узнать;

    б) неверное припоминание или узнавание.

    Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Принято выделять три таких уровня:

    1) воспроизводящая память;

    2) опознающая память;

    3) облегчающая память.

    Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

    При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

    Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

    Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.

    Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

    Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них -- время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

    Для уменьшения забывания необходимо:

    1) понимание, осмысление информации

    2) повторение информации

    5 . Индивидуальные особенности памяти

    Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

    1) быстротой запоминания,

    2) прочностью сохранения,

    3) точностью воспроизведения

    4) так называемой готовностью памяти.

    Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой -- в другом.

    Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

    1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

    2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

    3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

    4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

    6 . Типологические особенности памяти

    С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов -- слуховая, у художников -- зрительная память, у философов -- словесно-логическая.

    Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип -- преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник -- цвет предметов, математик -- типы задач, спортсмен -- движения.

    Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,-- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти.

    Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, -- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

    Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

    7 . Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

    8 . Совершенствование памяти

    Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

    В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

    Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

    Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.

    9 . Основные принципы запоминания новой информации

    Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Структурные связи также помогают запоминанию: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

    Метод ассоциации. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания.

    За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

    Запоминание лиц. Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

    Запоминание имен. Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

    Общие условия успешного запоминания.

    1. Когда материал интересен для запоминающего.

    2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

    3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

    4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

    5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

    6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

    7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

    8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

    10. Заключение

    Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

    Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс -- процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

    Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

    11. Список литературы

    1. ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.

    2. ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.

    3. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.

    4. ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.

    5. ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.

    6. ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008 г

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

      реферат , добавлен 27.05.2009

      Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

      реферат , добавлен 23.10.2008

      Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

      творческая работа , добавлен 16.12.2006

      Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

      курсовая работа , добавлен 17.10.2014

      Память как основа способностей человека, обуславливающая его склонность к научению. Общее понятие, основные процессы и механизмы памяти. Основные характеристики, факторы, определяющие развитие памяти. Индивидуальные различия этого свойства у людей.

      курсовая работа , добавлен 18.04.2017

      Память и ее значение. Ассоциации. Виды памяти. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Классификация памяти по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала. Основные процессы и механизмы.

      реферат , добавлен 12.08.2004

      Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

      курсовая работа , добавлен 31.01.2011

      Исследование памяти как психического познавательного процесса. Характеристика памяти. Основные ее виды (по способу запоминания, по характеру психической активности, временная характеристика). Основные процессы и механизмы памяти. Мнестические процессы.

      реферат , добавлен 14.06.2010

      Память как одна из психических функций и видов умственной деятельности, ее характеристика и основные процессы. Теории памяти, эффект реминисценции и механизм ассоциации. Виды памяти, формы сохранения информации. Процесс запоминания и воспроизведения.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2012

      Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта: теории памяти, виды, процессы и механизмы; индивидуальные особенности. Этапы логического запоминания, его зависимость от характера материала; фактор края.