Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства. Отличия барокко от классицизма

Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII века свойственно бесконечное столкновение этих начал; если для героя произведений искусства Ренессанса характерно было единство с внешним миром, природой, то герой Нового времени осознает свою зависимость от окружающей среды и внешних обстоятельств. Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной внутренний конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, бунт против слепого подчинения авторитетам светской или церковной власти, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше, - чеповек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях - барокко и классицизме.

Происхождение термина “барокко” неясно, известен лишь перевод с итальянского: странный, вычурный. Можно предположить, что барокко представляет собой не только художественный стиль (часто считают барокко лишь направлением искусства), но и особый образ отношения к миру и с миром. Он связан с кризисом идеалов гуманизма, общественно-политическими потрясениями, характерными для XVII века. Для менталитета человека барокко свойственны чувство растерянности и смятения, ощущение противоречивости мира, непостоянства счастья, всесилия рока и случая. Оптимистический идеал Ренессанса “сменяется пессимистической оценкой действительности, а восторженное преклонение перед человеком и его возможностями - подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, испорченности”; постоянно осмысляется “несоответствие между видимостью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия” .

Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрреформацией. Дело в том, что после бурных событий прошлого, ожесточенных религиозных войн Европа была разорена и разрушена. Посреди объятой войнами Европы только Рим избежал религиозных бурь и потрясений. В нем оставался оплот католической церкви, хотя и потесненной в своем влиянии, но еще очень сильной, особенно после Тридентского собора, поэтому именно здесь возникает стремление утвердить торжество официальной церкви. Как считает современный французский теоретик Э. Маль, главными идеями церкви этого времени были: мученичество, видение, экстаз, смерть. Эти религиозные темы в сознании людей соединялись со смыслом и благой целью праведного существования. Они не могли существовать только на рациональной основе, к ним непременно должна была быть примешана сильная эмоция, впечатляющая верующего и оказывающая сильное воздействие на любого другого человека. В этом мощном эмоциональном заряде должно было запечатлеться не только мистическое состояние приобщения к религиозному таинству, но и торжествующее чувство победы церкви над ее реформаторами. Поэтому барокко возникает первоначально в религиозном искусстве, прежде всего в архитектуре. И романский стиль, и готика имели вполне определенные и возведенные до уровня закономерности правила создания сооружений. Линии этих построек были четкими и определенными. Барокко - это “буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою “каменность” и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала” . Постепенно барокко перешло из архитектуры в скульптуру, живопись и другие формы духовной жизни.


Может возникнуть вопрос: как же был связан с кризисом духа столь стремительный и динамичный (первоначально только художественный) стиль, как барокко, как оно в рамках церковного искусства смогло компенсировать духовную смуту и чувство растерянности, о которых мы только что сказали? Надо заметить, что Контрреформация не могла преодолеть религиозные расхождения - реформаторы как раз требовали высокой нравственности в религиозных чувствах. Церковь в данном случае боролась за власть - земную и духовную. Ей нужны были апологеты, выразители и просто прихожане. Она должна была царить над внутренним миром человека, уже вкусившего опасности рационализма, определять рамки греха и благочестия, а также судьбы всех категорий населения - от обывателей до королей. Привлечь в свое лоно можно было, противопоставив суровому быту протестанта яркую зрелищность католицизма. Поэтому в “искусстве барокко, даже когда оно непосредственно служило церкви, не очень-то много того, что называют благочестием, несмотря на то, что постоянно изображаются чудеса, видения, мистические экстазы. В этих экстазах слишком явно проступают чувственность, “плотскость” и даже прямая эротика” [там же, с. 97].

Один из самых известных теоретиков барокко Эммануэле Тезауро (1592-1675) называл в качестве главного принципа “барочного мышления” - “принцип быстрого разума”. Быстрый разум живет законами, отличными от законов мышления, он насыщен фантазиями, метафорами, соединяя важное и случайное, серьезное и забавное, смешное и печальное. В нем переплетаются природа и человек, божественное и созданное человеческим гением. Гении, обладающие быстрым разумом, “из несуществующего порождают существующее. Остроумие из невещественного творит бытующее, и вот лев становится человеком, орел - городом. Оно сливает женщину с обличьем рыбы и создает сирену как символ ласкательства, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру - иероглиф, обозначающий безумие” . В такой системе мышления постепенно исчезают границы самых различных явлений, и в искусстве появляется некоторое пренебрежение целесообразностью, тем, что называется “здравый смысл”.

Эти особенности барокко отразились во всей своей полноте в творчестве Караваджо, Бернини в Италии, Веласкеса - в Испании, Ван Дейка и Рубенса - во Фландрии.

Творчество Пауля Рубенса (1577-1640) особенно явственно демонстрирует проникновение барокко в светскую жизнь, освобождение его от религиозной тематики и существование его как особого менталитета в контексте культуры XVII века. В его картинах царят вечное движение, напряжение, борьба людей с животными, часто фантастическими, азарт и торжество жизни. Он “заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов...” . В работах художников этого времени “религиозный дух незаметно ускользнул” из искусства. “То были времена оперы, кантаты и оратории, но и театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, длинных титулов, длинных париков, аллегорий и гипербол в поэзии, тяжеловесно-затейливого остроумия, эмблем и метафор” [там же, с. 97].

В литературе это выражается в стремлении раскрепостить воображение, поразить и ошеломить читателя, в пристрастии к неожиданным образам, сближающим понятия, сопоставляющим далекие друг от друга предметы. Здесь переплетаются самые различные формы жизни, реализуется принцип - от великого до смешного один шаг, поскольку в барокко они существуют вместе, как и другие противоположности: прекрасное и безобразное (например в сонетах, посвященных прекрасным дамам, с равным восхищением могут описываться и их прелестные волосы, и насекомые, ползущие по ним), восторженность и грубость и так далее. На одном полюсе искусства барокко - образ бунтаря, свободного и безудержного, не вписывающегося в привычные границы поведения, как, например, Дон Жуан, попирающий верность в любви, каждый раз любящий как в первый раз, безжалостно убивающий соперников, или лирический герой произведений Сирано де Бержерака (1619-1655). На другом - бунтарь-пуританин, аскетический и строгий, как герой поэмы “Потерянный рай” великого английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). Для барокко и его теоретиков обязательно остроумие как способность сближать понятия (что считалось одним из проявлений разума), а главные качества такой способности - Многосторонность и Прозорливость. Тезауро полагает, что Прозорливость проникает “...в субстанцию, материю, форму, случайность, качество, причину, эффект, цель, симпатию, подобное, противоположное, одинаковое, высшее, низшее, а также в эмблемы, собственные имена и псевдонимы”. Многосторонность же быстро охватывает все эти существа и их соотношения, она “их связывает и разделяет, увеличивает или уменьшает, выводит одно из другого и с поражающей ловкостью ставит одно на место другого” .

Барокко как стиль жизни был характерен, скорее, для придворных, аристократических кругов, но и простонародью были свойственны некоторые проявления этого стиля, выражавшиеся в комических, пародийных или близких к протестантской этике аскетически правильных формах поведения.

Классицизм сложился и наиболее ярко выразился в условиях абсолютной монархии во Франции. Это не значит, что он не имел места в других странах. Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуализму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалистической ясности, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них. Для этого необходима внутренняя гармония, чувство меры и душевного равновесия. Менталитету человека, выражающего классицистическую направленность, свойственно стремление к объединению вокруг монарха, упорядоченности. Память о религиозных войнах предыдущего века и желание стабильности заставляли его принять строгую иерархию абсолютизма, жесткую регламентацию королевской власти.

Для классицистов в искусстве характерно создание монументальных произведений, изображение героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных - благодаря умению смирять обуревающие их страсти - подниматься до разрешения сложных, трагических конфликтов. Поэтому театр тяготеет к трагедиям на исторические сюжеты, в которых столкновение долга и чувства всегда кончается победой долга. В этом направлении работали великие французские драматурги - Корнель (1606-1684) и Расин (1639-1699). Но существовала также и комедия классицизма, разоблачающая противоречия окружающего мира, о чем свидетельствует до сих пор не утратившее своей актуальности творчество Мольера (1622-1673).

Для теории классицизма характерен культ разума, который связывает этот стиль с философским рационализмом. Разум в классицизме - источник и мерило прекрасного; для последовательного классициста ценность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической стройности и ясности, упорядоченностью его композиции. Этим и объясняется склонность классицистов изображать в качестве героев людей, способных даже в моменты самых тяжелых и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума . Это же стремление к упорядочению продиктовало разным видам искусства в зависимости от их специфики и определенные правила, по которым эти произведения должны создаваться. Правила эти касались не только темы или сюжета произведения, но и упорядочивали его внутреннюю структуру. Например, в драматургии существовали знаменитые “три единства”: единство места, единство времени и единство действия. Единство места предполагало, что все события совершаются только в одном месте, одной декорации на сцене; единство времени требовало, чтобы действие началось и закончилось в течение одних суток; единство действия требовало, чтобы центральный конфликт был четко определенным и единственным. Наиболее полно нормативную сторону искусства классицизма изложил Никола Буало (1636-1711) в стихотворном трактате “Поэтическое искусство”, где он требовал подчинить художественное вдохновение разуму:

Обдумать надо мысль и лишь потом писать.

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите...

XVII век подарил человечеству высокие достижения культуры практически во всех областях деятельности. Но отметим еще раз, что это было время контрастов: блеску двора “короля-Солнца” Людовика XIV противостоял нищий, не имеющий не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня народ; самым великолепным умам этого века - дворянин, не знающий грамоты и кичащийся этим. Эти контрасты порождают особый драматизм времени, подготовивший как идеи Просвещения, так и последующую множественность в развитии культуры Новейшего времени.

В эпоху классицизма, которая последовала за барокко, роль контрапункта уменьшилась (хотя развитие искусства контрапункта не прекратилось) и на первое место вышла гомофоническая структура музыкальных произведений. В музыке стало меньше орнаментации. Произведения стали склоняться к более чёткой структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме. Модуляции (смена тональности) превратились в структурирующий элемент; произведения стали слушаться как полное драматизма путешествие сквозь последовательность тональностей, череду уходов и приходов к тонике. Модуляции присутствовали и в музыке барокко, но не несли в себе структурирующей функции. В сочинениях эры классицизма часто внутри одной части произведения раскрывалось множество эмоций, в то время как в барочной музыке одна часть несла в себе одно, ярко прорисованное чувство. И, наконец, в классических произведениях обычно достигалась эмоциональная кульминация, которая к концу произведения разрешалась. В барочных же работах, после достижения этой кульминации, до самой последней ноты оставалось лёгкое чувство основной эмоции. Множество барочных форм послужило отправной точкой для развития сонатной формы, разработав множество вариантов основных каденций.

Жанры Барокко

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Музыка Барокко делилась на три периода: Музыка раннего Барокко(1600-1654), Музыка зрелого Барокко(1654-1707) и Музыка позднего Барокко(1707-1760).

Музыка раннего Барокко

Условной точкой перехода между эпохами барокко и ренессанса можно считать создание итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567-1643) его речитативного стиля и последовательное развитие итальянской оперы. Начало оперных спектаклей в Риме и особенно в Венеции означало уже признание и распространение нового жанра по стране. Всё это было лишь частью более обширного процесса, захватившего все искусства, и особенно ярко проявившегося в архитектуре и написании картин. Композиторы ренессанса уделяли внимание проработке каждой части музыкального произведения, практически не уделяя внимания сопоставлению этих частей. По отдельности каждая часть могла звучать превосходно, но гармоничный результат сложения был, скорее, делом случая, чем закономерности. Появление генерал-баса указывало на значительное изменение в музыкальном мышлении - а именно то, что гармония, являющаяся «сложением частей в одно целое», так же важна, как и мелодические части (полифония) сами по себе. Гармоническое мышление существовало и у некоторых композиторов предыдущей эпохи, например, у Карло Джезуальдо, но в эпоху барокко оно стало общепринятым. Необходимо добавить, что термин «гармония» употребляется здесь в значении «объединение звуков в созвучия и их закономерное последование», то есть иерархичная, аккордовая, тональная гармония. Значительной фигурой периода раннего барокко, позиция которого была на стороне Католицизма, противостоящего растущему идейному, культурному и общественному влиянию Протестантизма, был Джованни Габриэли. Его работы принадлежат стилю «Высокого возрождения» (период расцвета Ренессанса). Однако некоторые его нововведения в области инструментовки (назначение определённому инструменту собственных, специфических задач) однозначно указывают, что он был одним из композиторов, повлиявших на появление нового стиля.

Музыка зрелого Барокко

Период централизации верховной власти в Европе часто называют Абсолютизмом. Абсолютизм достиг своего апогея при французском короле Людовике XIV. Для всей Европы двор Людовика был образцом для подражания. В том числе и музыка, исполнявшаяся при дворе. Возросшая доступность музыкальных инструментов (особенно это относилось к клавишным) дала толчок к развитию камерной музыки. Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением нового стиля и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов.

Выдающимся представителем придворных композиторов двора Людовика XIV был Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). Уже в 21 год он получил звание «придворного композитора инструментальной музыки». Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром. Вслед за организацией придворной камерной музыки и сочинением «airs de cour» он начал писать балетную музыку. Но главным в творчестве Люлли было всё же написание опер.

Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653-1713) известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе.

Музыка позднего Барокко

Точная грань между зрелым и поздним барокко является предметом обсуждения; она лежит где-то между 1680 и 1720. В немалой степени сложности её определения служит тот факт, что в разных странах стили сменялись несинхронно; новшества, уже принятые за правило в одном месте, в другом являлись свежими находками. Италия, благодаря Арканджело Корелли и его ученикам Франческо Джеминиани и Пьетро Локателли становится первой страной, в которой барокко переходит из зрелого в поздний период. Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки. Это особенно заметно в теоретических работах Жана Филиппа Рамо, который занял место Люлли, как главного французского композитора. Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности; концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей.

Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, родился в Венеции. Известность Вивальди принесли не концертные выступления или связи при дворе, но публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Они были опубликованы в Амстердаме и широко разошлись по Европе. Именно в эти, в то время всё ещё развивающиеся инструментальные жанры (барочная соната и барочный концерт), Вивальди и внёс свой самый значительный вклад.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенах, Германия. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы. Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее.

Лишь исполнение «Страстей по Матфею» Мендельсоном, через 79 лет после смерти И. С. Баха воскресило интерес к его творчеству. Сейчас И. С. Бах является одним из самых популярных композиторов всех времён.

Когда мы говорим о XVII в. как о литературной эпохе, то имеем в виду отнюдь не календарные рамки: некоторые новые художественные тенденции заявляют о себе еще в конце XVI в., другие, напротив, возникают не ранее 20-х гг.

следующего столетия. Примерно с 90-х гг. XVII в.

начинаются такие социальные и культурные процессы, которые можно отнести к новому этапу - эпохе Просвещения. Однако хотя и невозможно указать на точный, единый хронологический рубеж, с которого эпоха Ренессанса прекращает свое существование и возникает новый период, следующая за Возрождением культурная эпоха начинается как раз с острого ощущения изменившегося времени, мира, человека: на смену средневековой цивилизации приходит цивилизация нового времени. В этот период, по словам специалистов, современный человек начинает узнавать себя гораздо яснее и больше, чем прежде. Многие привычные для нас обычаи, предметы обихода, одежды появились впервые в XVII в.: например, именно в эту эпоху люди начинают применять оконные стекла; в число столовых приборов впервые входит вилка; традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется изобретенным новшеством - каблуком. Именно в этом веке происходит, по словам одного из историков, разрыв с древней пищевой традицией: еда становится более простой и в то же время более разнообразной, становится привычным употребление кофе, чая - прежде неизвестных или малоизвестных.

Но современный человек узнает себя в культуре XVII в. не только по этим приметам, а, может быть, еще больше - по ощущению сложности и противоречивости жизни, ее глубокого драматизма. Оптимистические упования на преобразовательные возможности ренессансного разума сменяются тревожным ощущением дисгармонии бытия, противоречивости и хрупкости человека - «мыслящего тростника», по словам французского философа Паскаля, XVII в. был неспокойным и бурным периодом в истории Западной Европы. Это время, когда продолжаются религиозные конфликты между католиками и протестантами и набирает силу контрреформация, когда завершается буржуазная революция в Нидерландах, когда многие европейские государства оказываются вовлечены в затяжную Тридцатилетнюю войну, особенно разрушительную для Германии, где проходили основные военные действия, едва закончился этот трагический конфликт (в 1648 г.), как и в Англии началась буржуазная революция, а во Франции - оппозиционное абсолютизму движение Фронды. Так что хотя XVII столетие и именуют часто веком абсолютизма, установление более или менее стабильных монархических государств, процесс формирования наций проходили в этот период совсем не безболезненно, наоборот - трудно и противоречиво.

Однако как бы в противовес противоречивому и зыбкому бытию человек XVII столетия уповает на разум: это век стремительного развития физико-математических наук, время научной революции, которую совершали столь известные ученые, как Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон. И однако самые блестящие результаты научных изысканий в этот период не устраняли, а еще больше обостряли ощущение непознаннос-ти - загадочности внутренней человеческой жизни. Как писал один нидерландский поэт: «Нам сумму знаний хочется постигнуть!

/Увы! В самих себя никак не вникнуть». Взгляд на мир и на себя у человека XVII столетия, человека нового времени, был более трезвым и горьким, чем в период Возрождения. Жизнерадостной, оптимистической вере в свои возможности, уверенности в гармонии вселенной здесь нет места. Человеческий разум понимается как достаточно верный и тонкий, но единственный и хрупкий инструмент познания. Вот почему успехи науки сочетались со скептицизмом, уверенность соседствовала с сомнением, рассудочность противостояла эмоциональности и вообще облик этой эпохи в целом определяли противоречащие друг другу начала.

Сложное, непохожее на самого себя время предстает в творчестве таких разных, но равно великих художников, как Рембрандт и Веласкес, музыкантов, как Шютц и Люлли, писателей, как Кальдерой и Мольер, Мильтон и Корнель, философов, как Декарт и Паскаль. Противоречия составляют основу произведений искусства, литературы того времени. Художественный облик эпохи определяют два основных противостоящих друг другу направления: барокко и: классицизм. В самих этих определениях уже существует выразительный контраст: если барокко --. слово неясного происхождения, имеющее несколько значений и употребляющееся в нескольких языках, кстати использовалось долгое время в смысле «безвкусный, странный, причудливый», то классицизм - слово, пришедшее из латыни и означающее «образцовый». Долгое время критики так и воспринимали барочную и классицистическую литературу: первую - как литературу «неправильную», «дурного вкуса», вторую - как «правильную», «совершенную». Но современные эстетические вкусы гораздо более терпимы и разнообразны.

Читатели научились ценить и барочную причудливость, странность и ясность, стройность классицизма. Тем более что и в том и в другом случае мы сталкиваемся с эстетической реакцией на кризис оптимистических ренессансных представлений о человеке и мире.

Искусство и литература барокко стремились передать в художественных образах противоречивость и дисгармонию человеческой жизни и потому добивались не определенного результата, а сложности. Литература барокко не боится подчеркивать возможность различных истолкований образов.

Стиль барокко любит метафору, построенную на сближении несхожих предметов, сближении неожиданном и парадоксальном. Наблюдается некоторое сходство со средневековым художественным видением: мир как бы делится надвое, на трагическое и комическое, возвышенное и низменное, телесное и духовное. Литература барокко передает чувство непостоянства жизни, воспринимаемой как иллюзия, как сон. Человек постоянно подвергает все сомнению, пребывает ли он в состоянии сна или бодрствует, наблюдает ли он действительное или кажущееся явление, видит лицо или маску. Метафоры барокко - мир-иллюзия, мир-сон - сочетаются с рядом других, столь же важных: мир-театр, мир-книга. Окружающая действительность предстает здесь как огромная энциклопедия символов и эмблем; в явлениях и предметах отыскивается скрытый аллегорический смысл и несет в себе поучение, назидание, но барочная литература поучает не прямо, а через эмоциональное воздействие - волнение, удивление. Отсюда любовь писателей барокко к необычным образам, к оригинальности.

Среди наиболее значительных писателей европейского барокко - испанский драматург П. Каль-дерон, итальянские поэты Марино и Тассо, английский поэт Д. Донн, французский романист О. дЮрфе и некоторые другие. Классицизм XVII в., как, впрочем, и барокко, стремился противопоставить общему ощущению зыбкости и хаоса бытия упорядоченность искусства.

В нормах и правилах эстетического творчества классицисты видели средство преодоления противоречий действительности. Провозглашался принцип правдоподобия, но этот принцип понимался не как безыскусно правдивое изображение жизни, а как воссоздание прекрасной природы, «построенной по законам математики» (Галилей). При этом классицизм был ориентирован на своеобразное соревнование. с античностью: искусство классической древности воспринималось как пример точного соблюдения незыблемых законов искусства.

В противовес стремлению к усложнению образа и стиля, свойственному барокко, классицизм хочет достичь простоты и ясности. Сложные явления действительности как бы раскладываются на более простые; трагическое и комическое, высокое и низкое не сталкиваются в едином противоречивом образе, как в барокко, а разводятся по разным жанрам. «Высокими» жанрами считались трагедия, ода, эпопея, «низкими» - комедия, басня, сатира. Высокие жанры обычно обращались к античным мифологическим сюжетам, рисовали возвышенно-героические ситуации, в которых действовали благородные герои. Комические жанры отражали современность, их персонажи были более демократичны. Но и те и другие ставили перед собой задачу «поучать, развлекая», следуя завету античного поэта Горация.

Те и другие подчинялись определенным правилам, особенно строгим для драматических жанров: требовали соблюдения единства места, единства времени, единства действия. Классицизм большое внимание уделял теории искусства, на протяжении столетия было создано довольно много трактатов по поэтике классицизма. Самым знаменитым из них стал стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Наиболее известные классицисты XVII в. - драматурги Корнель и Расин во Франции, Бен Джонсон в Англии, немецкий поэт М. Опиц.

Барокко и классицизм развивались неравномерно и на протяжении столетия (в первой половине века преобладало барокко, во второй - классицизм), по-разному в каждой стране. Так, в Испании, безусловно, господствовало барокко, во Франции - классицизм. Но помимо того что эти направления противостояли друг другу, они порой плодотворно взаимодействовали даже в творчестве одного писателя - например, английский поэт Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай», считается образцом барочно-классицисти-ческого поэта. Реальная жизнь литературы XVII столетия не была схематичной, в ней обнаруживается богатство художественных устремлений и разнообразие творческих индивидуальностей. Н. П.

В предыдущих статьях часто встречаются слова «барокко», «классицизм» , применимых к архитектуре строений города Твери.

Стиль барокко характеризуется новыми сложными видами архитектурных форм, пышностью деталей, сложностью криволинейных форм, теперь применяют новые эффекты, элементы вычурности и роскоши.

Этот художественный стиль зародился в Италии, Риме и распространился по Европе, в начале 17 века. Барокко (причудливый, неправильный, испорченный) обладая пышностью, был стилем монархий, которые достигли на начало 17 века своего высшего развития. Этот первый европейский стиль Россия заимствовала из Запада и он хорошо прижился на русской почве.

Первым представителем барокко в архитектуре и скульптуре принято считать великого классика этого стиля итальянского зодчего Лоренцо Бернини.

«Вечный город» Рим именно ему обязан оформлением внешнего вида, его оформление улиц и площадей и скульптурные композиции до сих пор завораживают зрителя. Архитектор барокко полностью отказался от строгих правил и форм архитектуры эпохи Возрождения.

Теперь на смену простых правильных форм, квадрат, круг, крест приходят овал, другие криволинейные формы, сочетание их с прямоугольниками трапецией и т.д. В общим, в меняются многие архитектурные детали наружного облика и интерьера.

Зодчие барокко широко применяют игру света, контрасты его и тени используются в декоративной росписи интерьеров. Потолок и стены украшали фресками, применяют в интерьерах вместо икон портреты и пейзажи.

Свет становится важным компонентом при оформлении интерьеров. На полотнах картин свет как бы высвечивает важные детали особенно ярко, игра света и тени придает картине особый вид. Великие мастера Рубенс и Рембрант достигли совершенства в применении этих эффектов.

В России барокко получает распространение в 17 веке. Во времена правления Елизаветы Петровны очень быстро барокко достигает вершины своего расцвета. Один из представителей мастеров барокко в России по праву является Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.

Его великое творение - это здание Екатерининского дворца в Царском Селе является культовым представителем барокко. По происхождению он итальянец, работал в России с 1716 года. Почти за полвека были созданы в России потрясающие дворцы, особняки и различные культовые здания. Все строения Растрелли отличаются пространственным размахом, четкостью объема, богатыми скульптурными украшениями.

Все его творения - это произведения искусств, как бы выполнено из глыбы камня скульптором. Архитектурные образцы барокко лучше всего сохранились до нашего времени. Общие черты барокко - это стремление к движению, архитекторы используют всевозможные трюки - роспись стен под пейзаж, зеркала, позолоту, контраст света и тени. Неспроста название барокко, от португальского - жемчужина неправильной формы.

Классицизм в архитектуре

Новый стиль, который зародился в недрах барокко - классицизм. Классицизм (образцовый) - новый художественный стиль в искусстве, литературе 17-18 веков и архитектуре.

В архитектуре классицизма присутствуют монументальность, геометричность форм, ясность планировки, логичность, четкость, сдержанность цвета. Классическая архитектура, это архитектура Древней Греции и Рима. Величайшее произведение древнегреческой классической архитектуры - афинский Акрополь.

Многие правила классицизма берут свое начало из античных искусств. Это обращения к формам античной архитектуры, как к эталону гармонии, простоты и строгости форм. Расцвет архитектуры классицизма в России приходится на конец 18 и начало 19 века. Архитектурным шедевром русского классицизма является здание Академии художеств в Петербурге.

Архитектурный образ Петербурга и Москвы создавался плеядой великих мастеров И.В. Старовым, В.В. Баженовым, . М.Ф. Козаковым. Небывалого взлета достигла архитектура классицизма во времена правления Екатерины 2.

В 1763 году вышло правительственное распоряжения о регулярной планировке губернских и уездных городов в результате этого было перестроено 400 городов. Великолепные здания в Твери в стиле классицизма и барокко украшают современные улицы нашего города.

Буду рад вашим комментариям.

Барокко и классицизм

дворец версаль культура художественный

В XVII веке в условиях активного развития экономики и искусств Франция приобрела статус образцовой страны абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. Благодаря движению Контрреформации Рим в культурном пространстве территориально раздробленной Италии обрел новое значение. В результате этого получило сильный импульс строительство культовых зданий. Начавшийся в этих условиях в конце XVII века новый этап строительства способствовал тому, что немецкие князья ориентировались в своих потребностях на иностранные образцы. В большой степени они испытали влияние французского абсолютизма Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля, этой жемчужины монарших владений.

Несмотря на то, что для европейской архитектуры XVII - XVIII веков не характерно единообразие и целостность, её принято объединять общим понятием «барокко». Княжеские замки и культовые здания стали первоочередными объектами при строительстве и олицетворяли собой сопротивление Реформации. В 1730-х годах стало заметно ощущаться влияние Просвещения, что незамедлительно нашло отражение в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали небольшие элегантные замки в окружении парков. Это является одной из самых ярких отличительных черт барокко.

Новый стиль призвал на помощь при ведении градостроительных мероприятий красоту окружающей среды, или проще говоря - пейзаж. Пейзаж стал одним из главных компонентов городского ансамбля. Площадь, утратив свое функциональное и демократическое содержание, стала парадной частью города, его украшением. Архитектуру барокко отличает грандиозность, пышность и динамика, зрелищность и сильный контраст масштабов и ритмов.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобрели некоторую живописность и динамичность. Они словно врастали в окружающее их пространство. Интерьеры барокко были украшены многоцветной скульптурой, лепниной, резьбой; зеркала и росписи были необходимы для иллюзорного расширения пространства, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся над зрителем сводов.

В живописи и скульптуре барокко главенствующее положение принадлежало декоративным многоплановым композициям религиозного, мифологического или аллегорического характера, а также парадным портретам. При изображении человека предпочтительными были состояния напряжения, экзальтации и повышенного драматизма. В живописи большое значение приобрело эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Характерные черты барокко - это усложненность планов, богатое оформление интерьеров с неожиданными и эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность, напряжённость и динамичность образов, аффектация, стремление к роскоши и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Простоте классических форм барочный стиль противопоставил изощренность в формообразовании. В архитектуре широко применялись элементы живописи и скульптуры, окрашенные поверхности стен.

Мировоззренческие основы барокко сформировались в условиях Реформации и учения Коперника. Представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, характерное для философии античности и ренессансное представление человека венцом творения изменилось. Человек начал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Зарождению Барокко в некоторой степени содействовало отсутствие средств на постройки палаццо у представителей знати. В поиске выхода из этой ситуации они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Отчасти благодаря этому в XVI веке на территории Италии возникло Барокко.

Архитектурные формы барокко имели своей основой итальянский Ренессанс, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь такого строения не была самостоятельной, в отличие от периода Ренессанса. Все части ансамбля подчинены общему архитектурному замыслу, который дополняют оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Во Франции стиль барокко выражен несколько скромнее, нежели в других странах. Раньше принято было считать, что здесь барочный стиль вовсе не развился, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда уместно употребить термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и другие произведения архитектуры. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, ярчайшим примером которого является Версальский парк, вершина творчества талантливого мастера Андре Ленотра.

Немецкий искусствовед и историк античного искусства Иоганн Иоахим Винкельманн писал в 1755 году: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним». Этим лозунгом он призывал современников обновить искусство, воспользовавшись в качестве основы красотой античности, воспринятой как идеал, и нашел в европейском обществе активную поддержку. Античное зодчество было воспринято им как эталон гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Прогрессивная общественность восприняла классицизм как необходимое противопоставление придворному барокко. Становление классицизма совпало по времени с периодом буржуазных революций - английской в 1688 году и французской - через 101 год. Таким образом, обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения стало одной из важнейших черт классицизма.

Изобразительное искусство классицизма стремилось воплотить идею гармонического устройства общества. О сложности изобразительного искусства классицизма отчетливо свидетельствуют конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума. Для художественных форм классицизма характерны черты строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.

Желание воплотить благородную простоту и спокойное величие античного искусства в строительстве привели мастеров эпохи к стремлению полностью скопировать античную постройку. Таким образом, то, что у немецкого архитектора Жилли оставалось на стадии проекта памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла - «Чертог мертвых».

В Германии центрами строительства в классическом стиле стали княжеские дворцы - резиденции, среди них особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме при строительстве также отдавали предпочтение классицизму. Однако к этому времени дворцы уже утратили статус главных объектов строительства, виллы и загородные дома выглядели не менее внушительно и впечатляюще. В сферу государственного строительства вошли здания социального назначения - больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Вскоре к ним добавились и общественные сооружения, такие как театры, музеи, университеты и библиотеки. Картину дополнили загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.Строительство церквей не являлось отныне первостепенной задачей, но в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме появились замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители.

В живописи главенствующая роль принадлежала логическому развертыванию сюжета, ясной уравновешенности композиции, четкой передаче объема и светотеневой моделировке формы, использованию локальных цветов.

Четкая разграниченность планов в пейзажной живописи выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть прописан коричневым, второй - зеленым, а третий - голубым.

Для архитектуры классицизма характерна регулярность планировки и четкость объемной формы. Основу архитектурного языка классического стиля составил ордер, близкий по пропорциям и форме к античности. Классицизм отличают симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства и регулярная система планировки городов.

Великий венецианский мастер Палладио и его последователь Скамоцци сформулировали архитектурный язык классицизма на исходе эпохи Ренессанса. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что находили им применение даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс транспортировал палладианство в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с различной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К этому моменту пресыщение роскошью позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика барокко и рококо решительно была малоприменимой. Уже при Людовике XV в Париже были возведены градостроительные ансамбли в «древнеримском» стиле, среди них площадь Согласия (архитектор Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI подобный «благородный лаконизм» стал уже основным архитектурным направлением.

При строительстве церкви Сен-Женевьев в Париже французский архитектор Жак-Жермен Суффло продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле смогли продвинуться даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов не был востребован.

Архитекторы наполеоновской Франции искали вдохновения в образах воинской славы, сохранившихся со времен имперского Рима, таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу императора они были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн принято использовать термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира были такие мастера, как Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Самые значительные интерьеры в классическом стиле были выполнены шотландским архитектором Робертом Адамом после возвращения на родину из Рима в 1758 году. Археологические изыскания итальянских учёных и архитектурные фантазии Пиранези произвели на него огромное впечатление. В трактовке Адама классицизм представал стилем, едва ли уступавшим по изысканности интерьеров рококо. Это снискало ему славу как в среде демократически настроенных кругов общества, так и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам предпочитал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Эстетика классицизма содействовала масштабным градостроительным проектам и в определенной степени способствовала упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.

В России большинство губернских и практически все уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. Подлинными музеями классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и некоторые другие. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии утвердился единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший после наполеоновских войн, классицизм существовал одновременно с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возрождением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытием Розеттской плиты Шампольоном набрала популярность египетская тематика. Интерес к древнеримской архитектуре постепенно сменился пиететом перед всем древнегреческим, особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма была разрежена свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Выводы по 1 главе

Стили барокко и классицизм сложились в художественной культуре Западной Европы в период XVII-XVIII веков. Эти два направления в искусстве успешно сосуществовали на протяжении двух веков, развиваясь параллельно и попеременно занимая лидирующее положение или отходя на второй план.

Классицистический стиль в художественной культуре взывал к использованию искусства античного мира в качестве эталона. Зарождение классицизма происходило на этапе буржуазных революций - английской и французской,- что сказалось на характере его формирования и отразилось в особенностях характеристик в рамках национального стиля.

В изобразительном искусстве классицизм преследовал цель воплотить замысел гармонического устройства общественной стороны бытия. Художественные формы классицизма отмечены чертами строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.

Характерными чертами барочного стиля стали усложненность планов, пышное убранство интерьеров с эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность и яркая динамика образов, стремление к роскоши, совмещению иллюзии и реальности, к слиянию искусств. В пику классическим формам барочный стиль пропагандировал изощренность в формообразовании. В архитектуре было распространено использование элементов живописи и скульптуры, окрашенных поверхностей стен.

Человек в идеологии барокко предстал «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».