Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ. Темы мини-музея в ДОУ

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем саду существует мини-музей «По дороге к искусству», куда входят: «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно-прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини-музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно-сказочные, бытовые); «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

«Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.
«Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.
«Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.
«Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.
«Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.
«В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир насекомых».Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.
«Фантастический мир бабочек».О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

«Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.
«Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.
«Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия

«Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

Фольклорные праздники.Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия-фантазии, концерты, игра – «Поле чудес».

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров»

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини-музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

1 слайд. Мини-музей в детском саду «Солнышко». «По дороге к искусству». Представляет воспитатель Елена Геннадьевна Минникеева Высшая квалификационная категория.

2 слайд. Особенности мини-музея в детском саду.

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

3 слайд. Правила поведения в музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

4 слайд. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5 слайд. Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

6 слайд. Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

7 слайд. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

  • интеграция;
  • деятельность;
  • культуросообразность;
  • гуманизация;
  • разнообразия;
  • экологичность;
  • безопасность;
  • непрерывность;
  • партнёрство.

8 слайд. Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
    • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
    • использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
  • Развивающие :
    • активация мышления;
    • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
    • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
    • формирование умений, навыков;
    • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

9 слайд. Фотоальбом музея. «Народная игрушка». Деревянная игрушка. Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

10 слайд. Глиняная игрушка. «Дымка». Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

11 слайд.

«Каргополь». Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
«Филимоновские свистульки». Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

12 слайд. Декоративно-прикладное искусство. Керамика фарфор. Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Гжель» Гжельский фарфор сегодня невероятно популярен. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

13 слайд. «Жостово». Жо?стовская роспись– народный промысел художественной росписи металлических подносов.
«Русская матрёшка». Матрёшка – важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры.

14 слайд. «Городец». Городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, стал еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности.

15 слайд. «Хохлома». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".

16 слайд. Учебная зона.

17 слайд. Картинная галерея. Полотна художников экспонированы в самом светлом зале садика и радуют малышей настроением и доброй памятью.

18 слайд. «Натюрморт». Натюрморт – «мёртвая природа»– изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

19 слайд. «Пейзаж». Изображение природы. «Пейзаж» с французского «вид страны, местности»:

  • морской;
  • лирический;
  • сельский;
  • городской;
  • космический;
  • горный;
  • фантастический.

20 слайд. «Портрет». Изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения и внутреннего мира:

  • парадный;
  • интимный (домашний);
  • групповой;
  • психологический;
  • автопортрет.

21 слайд. 22 слайд. «Сюжетно-тематическая картина».

23 слайд. Формы работы мини-музея:

Выставки:

– Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
– Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
– Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
– Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами.
– Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
– Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
– Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

24 слайд. Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
– Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов района.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров».

В музее проводятся интегрированные и нетрадиционные формы занятий с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия для погружения личности в специально созданную предметно-пространственную среду.

Идея оформления в группе краеведческого мини-музея возникла в ходе осуществления пректной деятельности по теме "За что мы любим родной край". В настоящее время прявляется всё больший интерес к истории, культуре, традициям своей малой Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления дошкольников с родным краем - организация в детских садах мини-музеев. Предлагаю вашему вниманию вариант такого музея.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

: «Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д. Ушинский

Актуальность - возникла из интереса детей к истории города, края в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Первейшая задача педагога -донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

Цель - формирование у детей целостной картины мира, интереса к истории своего города и края, воспитание духовно-нравственных качеств, любви к малой Родине. Формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: Воспитывать духовно-нравственные качества и патриотические чувства в процессе формирования у детей краеведческих знаний доступных пониманию дошкольников. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, отражать впечатления в своих творческих работах.

Краеведческий мини-музей группы №9

Воронеж исторический

Воронеж литературный

Воронеж хлеборобный

История народного костюма

Народные промыслы

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Этнокарты

Литература и методические пособия

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными(приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, в срок с 20 по 22 февраля 2017 года, был организован и проведен смотр конкурс мини-музеев в ДОУ, в котором приняли участие все возрастные группы ДОУ.

В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:

- расположение мини-музея (эстетический вид, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей,

- тематика мини-музея (связь выбранной темы с образовательными областями, патриотическим воспитанием или развитием речи,

- история создания мини-музея (рассказ о целе создания, интересных фактах и предметах музея,

- наличие документации (конспектов НОД, плана работы, содержание работы с детьми - подборка игр, художественной литературы и др. ,

а также разнообразие экспонатов, умение педагога провести экскурсию по музею.

Представленные в ходе смотра-конкурса «мини-музеи» разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

Каждый из воспитателей проделал большой объем работы, определился с темой мини - музея, подобрал место для его размещения, наполнил содержанием, продумал оснащение, разделы, формы работы в музее.

Тематика музеев получилась разнообразной:

В группе "Полянка" Мыльникова Наталья Юрьевна и Савкина Надежда Александровна поделились некоторыми секретами изготовления экспонатов. Всем очень понравился мини - музей "Так жили наши предки".


В группе "Радуга" - воспитатель Иванова Ольга Викторовна встретила гостей с блинами и угощениями.Масленница на дворе! Вниманию коллег был представлен мини-музей "Народные промыслы". Ольга Викторовна провела увлекательную экскурсию о прошлом и настоящем нашей страны, нашего края.






В группе "Рябинка" воспитатели Чикова Галина Александровна и Корней Юлия Николаевна представили мини-музей "Чудеса из дерева" и "Русская изба". Все оценили красивое оформление и интересные истории об экспонатах.





В группе "Лучики" воспитатель Карелина Лариса Юрьевна представила мини-музей "Мир камней".




В группе "Почемучки" воспитатели Колбина Татьяна Николаевна и Саломатова Светлана Борисовна представили вниманию коллег мини-музей "Каша - радость наша" хлебосольно, по русской традиции, а еще все попробовали кашу "Дружба" с пылу, с жару в настоящем чугунке да деревяными ложками!





В группе "Ромашка" вниманию коллег воспитатели Коробатова Тамара Петровна и Попова Наталья Ивановна представили мини-музей "Посуда", а также дидактический материал, используемый в работе.


Группу "Ягодка" представляла воспитатель Бондарь Марина Александровна. Педагогом был представлен мини- музей "Береста".





В группе "Солнышко" было торжественное открытие мини-музея "Мир часов". Воспитатель Новикова Елена Михайловна рассказала коллегам о том, как совместно с рдителями было принято решение тематики музея, как собирали экспонаты и как с ними знакомились. Также был прдемонстрирован наглядный и дидактический материал.




Мини-музей "Русская матрешка" представляла воспитатель Бородина Любовь Викторовна.

В группе "Пчелки" начинающий воспитатель Симонова Ольга Олеговна представила мини-музей "Звучащая игрушка", над которым работала Морщнева Полина Николаевна.


Завершающей была экскурсия в группу "Родничок", которую представили воспитатели Дерябина Елена Викторовна и Маленьких Роза Васильевна. Мини-музей "Русские народные промыслы" в группе существует давно, но сегодня он представлен в новом исполнении. Также воспитатели показали все экспонаты, коллекции, наглядный и дидактический материал накопленный в группе, по нравственно патриотическому воспитанию. Воспитатели подробно рассказали коллегам как реализуется работа по патриотическому воспитанию, какие формы работы наиболее интересные в реализации программы по региональному компоненту и т.д.




Подводя итоги такой плодотворной работы воспитателей ДОУ, хочется отметить слаженность работы, доброту, взаимовыручку и поддержку всех членов коллектива, заинтересованность и участие родителей.

Надеемся, что работа в мини-музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с взрослением ребят.

Итоги конкурса будут объявлены на педагогическом совете в марте 2017г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». «Организация мини-музея в ДОУ». Подготовила воспитатель: Оксана Валерьевна Никишина Городской округ город Выкса 2016 год.

Организация мини –музея в ДОУ Принципы создания мини-музея Особенности месторасположения мини-музеев

Что означает слово «музей»? Музей - от греч. « museion » - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Организация мини-музея 1 этап. Постановка целей и задач 2 этап Выбор помещения. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 4 этап. Оформление мини-музея 5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы 7 этап. Выбор экскурсоводов. 8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации и партнерства Принцип культуросообразности Принцип динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип регионального компонента

Особенности месторасположения мини-музеев. Групповое помещение Возможность выстраивать материал музея постепенно Родители не имеют полного представления о работе детского сада. Плюсы Минусы Раздевальная комната Минусы Плюсы Общение детей с родителями по темам музея Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев Музей сливается с общим фоном данного помещения Плюсы Минусы Холлы Возможность посещать мини-музей в любое удобное время Открытый и бесконтрольный доступ к музею Плюсы Минусы

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

Спасибо за в нимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации мини - музея в ДОУ "Живи, родник"

Организация мини-музея в ДОУ

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

В настоящее время одним из актуальных вопросов сферы дошкольного образования является поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителями, реализуемый с целью повышения компетентности взрослых в вопросах воспитания. - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая:

  • позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду групп;
  • способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Темы мини-музея в ДОУ

Главной особенностью музейной экспозиции, создаваемой в группе детского сада, должно быть изменение роли воспитанников. Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами). В мини-музее дошколята должны быть не пассивными наблюдателями, а заинтересованными субъектами действия. И уровень заинтересованности малышей в первую очередь определяют темы мини-музеев, открываемых в ДОУ.

Тематика создаваемой экспозиции зависит от многих факторов - региональных особенностей местности, возраста и интересов дошкольников, уровня профессиональной подготовки и творческих способностей воспитателя и родителей. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для группового мини-музея.

Выставочные экспозиции уже созданы во многих детских садах нашей страны. Педагогические работники делятся опытом успешного создания маленьких музеев, переосмысливая традиционные темы. Но в некоторых ДОУ были открыты и необычные выставки, способствующие реализации творческой активности детей.

Популярные темы мини-музеев в группах ДОУ :

  • «Чудо-дерево», «Такие разные цветы», «Экзотические животные и птицы» - экспозиции, призванные как можно ближе познакомить малышей с миром живой природы.
  • «Водица-живица», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора), «Наш дом - Земля» - раскрывают проблемы экологического воспитания.
  • «Родной город», «Моя Родина - Россия», «Музей воинской доблести», созданные в рамках реализации патриотического воспитания.
  • «Театральное искусство», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас» - темы, призванные познакомить дошколят с искусством.
  • «Музей кукол», «Забавы-игрушки», «Мульти-пульти» - экспозиции, посвященные героям мульфильмов и сказок, игрушкам.
  • «Мини-музей железнодорожного транспорта», «Лучший друг» (выставка фигурок собак), «Музей мяча», «Музей волшебных вещей», «Музей Чебурашки» - примеры авторских экспозиций, созданных педагогами дошкольного воспитания совместно с детьми и их родителями в разных уголках нашей страны.

Создание мини-музея в ДОУ

Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.
Создание мини-музея в группе ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов деятельности:

  1. Проведение консультаций с малышами и родительской общественностью.
  2. Выбор места размещения экспозиции. Очень важно, чтобы локация выставки позволяла в дальнейшем пополнять ее новыми экспонатами.
  3. Сбор экспонатов, которые могут быть предоставлены родителями или созданы в процессе совместного творчества малышей и взрослых. Регистрация экспонатов в каталоге.
  4. Оформление выставочного мини-комплекса, предусматривающее создание декораций, бирок к экспонатам, украшение помещения.
  5. Выбор экскурсоводов, которыми могут быть дети старшей или подготовительной группы, члены семей воспитанников.

Варианты локаций мини-музея

Минусы такого решения:

  • обеспечение доступа к выставке ограниченного числа воспитанников (детей одной группы);
  • удаленность от раздевалки (редко создаются прецеденты для общения родителей и детей по вопросам выставки);
  • факт создания мини-музея останется неизвестным для большого количества членов семей воспитанников из других групп.
Раздевалка При организации выставочного мини-комплекса в раздевалке сохраняется преимущества свободного доступа к экспонатам не только детей из конкретной группы, но и других воспитанников и их родителей. Помещения для дополнительных занятий Музыкальные залы, изостудии и другие помещения детского сада характеризуются достаточным количеством свободного места, но при этом отличаются большой содержательной насыщенностью. Создание мини-музея в таких помещениях будет связано с необходимостью реализации смелых оформительских решений. Холлы Свободный доступ к таким помещениям является большим плюсом и минусом одновременно. С одной стороны, у родителей появляется возможность посещать мини-музей в любое удобное время, индивидуально или группами. С другой стороны, из-за бесконтрольности доступа у воспитателей нет возможности пополнять выставку по-настоящему ценными и интересными экспонатами.

Презентация «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию и торжественное открытие мини-музея в ДОУ . Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор либо подготовить небольшой сценический рассказ.

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса.

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду , следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и их родителей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ . Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Таблица
Скачать в.docx

Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение - перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Мини-музей в старшей группе детского сада

Активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.


Работа мини-музея в группе ДОУ предусматривает обязательное проведение экскурсий - дошкольниками или их родителями. Такой подход позволяет реализовать несколько важных функций:

  1. Образовательную - через тренировку зрительно-слухового восприятия новой информации дошкольниками, оказание посильной помощи воспитателю в подготовке экспозиционных и презентационных материалов, расширение границ основного программного материала.
  2. Развивающую. Присутствие новых объектов в групповом пространстве стимулирует активизацию мышления воспитанников, расширение словарного запаса , положительно сказывается на развитии интеллектуальных данных.
  3. Просветительскую, реализуемую через привитие навыков вдумчивого, критического восприятия новой информации.
  4. Воспитательную. Во время реализации музейного проекта и последующей работы над ним дошколята получают элементы социального опыта, учатся работать в команде на достижение единого результата.

Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки - проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий - позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.