А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки. Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Музыку изучал в Таганроге у Г. Молла, затем в СПб., где 1891 окончил юридический факультет университета и 1893 - консерваторию по классу фп. (Чези) и композиции (Соловьев).

По окончании консерватории совершенствовался у Лешетицкого в Вене, после чего выступал в концертах в Берлине, Лейпциге, СПб., Москве и др. Живет в Москве.

Изданы его пьесы для фп. (op. 2, 3, 4, 5,), романсы (op. 1) и книга "Музыкальный слух" (Москва, 1900; исследование о природе и значении муз. слуха, критика современных методов его развития и предложение нового метода, придающего одинаковую важность как развитию чистой интонации, так и утончению чувства звуковой краски и нюансировки). {Риман} Майкапар, Самуил Моисеевич род. 18 дек. 1867 в Херсоне, ум. 8 мая 1938 в Ленинграде.

Композитор.

Окончил Петерб. конс. в 1893 по кл. ф-п. И. Вейса (ранее занимался у В. Демьянского и В. Чези), в 1894 по кл. композиции Н. Ф. Соловьева.

В 1894-1898 совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Выступал как пианист.

В 1901-1903 рук. муз. школы в Твери. В 1903-1910 жил и работал в Германии.

В 1910-1930 преподаватель Петрогр. (Ленингр.) конс. (с 1917 проф.). Соч.: Струн. квартет;

Ф-п. трио; для унисона скр. и ф-п. в 4 руки - сюита Трудовые песни народов (по К. Бюхеру); для скр. и ф-п. - Легкая соната, Песня дня и ночи, Багатели; для ф-п. - сонаты (до минор, ля минор), Вариации, Три прелюдии, Восемь миниатюр, Лирические вариации, Маленькая сюита в классическом стиле, Маленькие новеллы, Две пьесы, Мимолетные мысли, Фантастические вариации, Два октавных интермеццо, Двенадцать кистевых прелюдий без растяжения на октаву, Пастушеская сюита, Двенадцать альбомных листков, Поэма в шести строфах, Баркарола, Серенада арлекина, Театр марионеток, Большая сонатина, Колыбельные сказочки, Две нежные записки, Бирюльки, Маленькая сюита, Стаккато-прелюдии, Миниатюры, Вторая сонатина, Баллада, Четыре прелюдии и фугетты, Двадцать педальных прелюдий; для ф-п. в 4 руки - Первые шаги; для голоса и ф-п. - романсы на сл. немецких поэтов, Н. Огарева, Г. Галиной, К. Романова и др.; каденция к Концерту Моцарта для 2 ф-п. с орк. си-бемоль мажор. Лит. соч.: Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития.

М., 1890, 2-е изд. Петроград, 1915; Значение творчества Бетховена для нашей современности.

М., 1927; Годы учения.

М. - Л., 1938; Как работать на рояле. Беседы с детьми.

Л., 1963. Майкапар, Самуил Моисеевич (род. 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде) - сов. композитор, пианист, педагог, муз. писатель.

Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фп.), Н. Соловьев (композиция).

Параллельно занимался на юридич. фак-те университета (оконч. в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под рук. Т. Лешетицкого.

С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали.

В 1901 основал муз. школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущ. в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка.

С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории.

Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, М. был известен как автор фп. пьес для детей и юношества.

В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр "Бирюльки". Соч.: камер.-инструм. анс. - квартет, фп. трио, "Легкая соната" для скр. и фп.; пьесы для фл., в т. ч. Соната, Баллада, Поэма, неск. циклов вариаций, 2 серии "Мимолетных мыслей", 2 октавных интермеццо и др.; св. 150 фп. пьес для детей, в т. ч. "Бирюльки" (26 пьес), 24 миниатюры, 18 маленьких новеллетт, 4 прелюдии и фугетты, 20 педальных прелюдий и др.; пьесы для скр. и фп.; романсы; книги "Музыкальный слух" (1900, 2 изд. 1915), "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с предисл.

А. Луначарского (1927), "Годы учения и музыкальной деятельности", "Книга о музыке для старших школьников" (1938) и др.

НГМБОУДОД ДМШ им. г. Нефтеюганск.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«С. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»

Составил:

преподаватель

фортепианного отделения

С. Майкапар и его фортепианные циклы.

Цикл «Бирюльки»

С. Майкапар родился в Херсоне в 1867 году, его детские годы прошли в Таганроге, затем Майкапар поступает в Петербургский университет на юридический факультет , который окончил в 1891 году и одновременно в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям: композиции и фортепиано. По окончании консерватории и по совету Антона Рубинштейна Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. С 1903 года по 1910 год Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью . В 1910 году Майкапар получил приглашение от А. Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В 1930 году Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе – композиции, исполнительству, научным трудам. Умер Майкапар 8 мая 1938 года.

Полное собрание Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 наименований), но большинство из них – фортепианные миниатюры, умещающиеся на одой или двух страничках. Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке. Каталог сочинений Майкапара содержит фортепианные пьесы, романсы и сочинения для камерного ансамбля.

Майкапар начал сочинять в возрасте 14-15 лет и продолжал всю свою жизнь. И именно в области детской музыки имя С. Майкапара стало широко известным в стране. Он нашёл музыкальные образы и интонации близкие ребёнку; с помощью своих пьес для начинающих он учит детей любить музыку, открывая им широкие возможности собственного творчества и дорогу к познанию прекрасного искусства звуков.

Напрасно стали бы мы искать в детских пьесах Майкапара яркие стилистические особенности. Ценность их не в каких-либо неповторимых индивидуальных чертах мелодии, гармонии и т. д., а в сочетании всех элементов, каждый из которых быть может и не столь значителен. Ясная целеустремлённость, непосредственность высказывания, соединенные с большим исполнительским и педагогическим опытом, помогли Майкапару стать одним из зачинателей русской детской фортепианной литературы. Им разработана целостная система развития фортепианной техники. Его циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистам построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистической трудности. При этом строго соблюдён принцип «от простого к сложному». По такому плану создан цикл 12 кистевых прелюдий ор-14, две октавных интермеццоор-13, стаккато-прелюдии ор-31. Строго последовательно усложняются задачи в сборнике ансамблевых пьес «первые шаги ор-29 в фортепиано в 4 руки. Чёткий педагогический план виден в знаменитом цикле «бирюльки» (он связан с ознакомлением ученика со всеми 24 тональностями).

Если же взять творчество Майкапара в области мелких форм в целом, то наиболее близким ему и по форме, а отчасти и по духу оказывается Григ. Сочиняя детские пьесы, Майкапар исходил из убеждения, что общие требования маленьких художников те же, «что и у взрослых исполнителей; это требование образности красочности, затем простоты и безыскусственности композиций. Я отдал этому участку лучшие силы своего творчества».

Качества, которые характерны для Майкапара как «детского» композитора: жизненность и образность содержания (отсутствие искусственности, нарочитости, надуманности), искренность и эмоциональность, простота и лаконизм, законченность формы, органическая связь с инструментом.

Вот как распределял Майкапар пьесы по их содержанию:

Картины природы: «утром» соч.15 №1, «вечером», «ночь», «осень», «эхо в горах», «весной», «облака плывут» соч.23 №24, «у моря ночью», «в тумане», «росинки», «тихое утро», «бурный поток», «звёздная ночь» соч.33 №19.

Пьесы звукоподражательные: «свирель», «в кузнице», «музыкальный клоун» соч.16 №6, «на войне», «музыкальная шкатулка», «дружная работа», «конница идёт», «эолова арфа» соч.33.

Пьесы образно-изобразительные: «колыбельная» соч.8, «итальянская серенада» соч.8, «русалка», «танец клоунов» соч.21, «ловля бабочек», «в садике», «сиротка», «пастушок», «мимолетнее виденье», «мотылёк», «колыбельная», «песнь моряков», «семимильные сапоги», «на катке», «всадник в лесу», «бабочка» соч. 33 №8.

Пьесы настроения и чувства: «грустное настроение», «жалоба» соч.15, «грёза» соч.16, «в разлуке», «воспоминание», «песнь трубадура», «тревожная минута», «похоронный марш», «раздумье», «дальняя дорога», «призывная песнь», «элегия» соч.33, «весёлая игра» соч.33, «драматический отрывок».

Танцы: «гавот» соч.6, «тарантелла», «вальс», «менуэт» соч.16, «полька», «мазурка» соч.33.

Повествовательная музыка: «сказочка» соч.3, «романс», «диалог» соч.15, «падчерица и мачеха» соч.21, «колыбельные сказочки» соч.24 с №1-6, «легенда», «страшный рассказ», «рассказ моряка» соч.33.

Музыкальные заголовки : «детская пьеса», «прелюдия и фугетта», «оперетта», «мелодия» соч.8, «листок из альбома», «ноктюрн» соч.8, «скерцино» соч.8, «маленькое рондо», «прелюдия» соч.16, «вариации на русскую тему», «фугетта» соч.8, «соната» соч.27 и т. д.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, это объясняется стремлением пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий, т. е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и эмоциями, хорошо детям знакомыми. Майкапар конкретизировал содержание пьес, им была осознана особая необходимость создания детских пьес для начинающих, что и было выполнено с исключительным успехом в цикле «бирюльки».

«Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» , «детский альбом» , «альбом для юношества» Ф. Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает всё, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Когда-то это была очень популярная у детворы игра: горсть нарезанных соломинок, кладётся ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь по одной не встряхивая вороха. «Бирюльки» - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Сборник этот интересно сопоставить с циклами, как и «Х. Т.К» Баха, «Бирюльки» пьесы во всех 24 тональностях. Однако конструктивный принцип построения «бирюльки» несколько иной: I серия (тетрадь 1 и 2) с С до 3-х диезов; во II серии (тетрадь 3 и 4) с до мажор до 3-х бемолей; тетради 5 и 6 охватывают пьесы в тональностях с 4,5,6-ю знаками. Таким образом при том, что всего тональностей 24, а пьес 26 т. к. тональности С и а-moll как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия пьес. Так, в первоначальном варианте «тревожная минута» называлась «беспокойство», «мотылёк»-«эльф», «легенда»-«грёзы», «весною»-«малютка». Вместо «гавота» поначалу была задумана пьеса «лунный свет», хотя музыка этой пьесы не даёт оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «маленький командир». Сначала родилось «непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «маленького командира». «Миниатюра f-moll теперь это «семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует мелодия яркая, запоминающаяся, как правило небольшой протяжённости. Энергична «песнь моряков», техничен наигрыш в «пастушке». Каждая пьеса своеобразна. Название её не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Он прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразит изменением гармонического фона, фигуры аккомпанемента , переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.

Очень часто Майкапар прибегает к полифонии, если в начале своего творческого пути он пользовался приёмами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришёл к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.

Майкапар не забывал о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдём октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся у него октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широкое использование регистров рояля, связанное с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса, в пределах всего диапазона инструмента. Майкапар очень часто и умело прибегает к этому приёму. Уже непосредственное применение того или иного регистра даёт соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «мотылёк», «росинки»; средний певучий «романс», «раздумье»; низкий «похоронный марш» и т. д.). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой даёт иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков и т. д. Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных «кусков», подчёркивает перемены настроения и т. д. Использование регистровки в его пьесах – один из наиболее действенных приёмов фортепианной выразительности. Пьесы его всегда сопровождаются чётким указанием темпа исполнения, часто подкреплённого обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление не только в скорости движения, но и его характера. Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара остаётся только следовать его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогут художественности исполнения. У Майкапара всегда обозначено легато и стаккато (лёгкое и тяжёлое), портаменто, знаки протяжённости над нотой, акценты и т. д. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения – знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлена именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться. Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей и правильному к ней отношению огромное значение. Исключительной точности придерживался Майкапар в обозначении педализации, считая её действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и оно всегда оправдано художественными целями. К сожалению. Вопросам и обозначениям педализации в пьесах Майкапара не уделяется даже педагогами достаточно внимания и не придаётся того значения, которое придавал им композитор.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т. е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задумана как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.

Писать музыку для детей – очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. Белинский писал «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, мелодическая, простодушная; ум возвышенный, образованный, живое воображение, живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах».

Литература.

1. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы. «Классика» 2009 г.

2. Портреты пианистов. Д. Рабинович. М., 1963 г.

3. Начальный период обучения игры на фортепиано. , 1989 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
МОСКВА 1938 ЛЕНИНГРАД

Редактор Ст. Маркус
Тех. ред. Е. Уварова
Корректор К. Тинде
Художник В. Яцкевич

Сдана в набор 27/11 1938 г.
Подписана к печати 22/VIII 1938 г.
Уполномоченный Главлита Б-50302.
Тираж 4000 экз. Объем 12½ п. л. + 1 вклейка.
Формат бумаги 60 x 92 1/16 бум. листов.
12,36 авт. листов 41 472 знаков в печ. л.
Индекс 340. Гиз. 642. Заказ 3988.

Набрана в I Образцовой типографии ОГИЗа
РСФСР треста «Полиграфкнига»
Валовая, 28.

Отпечатано на ф-ке юношеской книги изд-ва
ЦK ВЛКСМ «Молодая Гвардия»,
ул. Фр. Энгельса, 46. Нар № 932.

Цена 4 р. 35 к.
Переплет 1 р. 65 к.

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящая книга, по замыслу автора, представляет первую часть автобиографии. Вторую часть должны были составлять «Годы музыкальной деятельности».
Во время печатания этой книги С. М. Майкапар скончался.
Ниже мы приводим биографическую справку, написанную по просьбе редакции женой С. М. Майкапара - Е. А. Майкапар.

БИОГРАФИЯ

Музыке начал учиться на седьмом году у итальянца Гаэтано Молла в Таганроге. В концертах начал выступать с девятилетнего возраста, а с четырнадцати лет стал пробовать свои силы в области композиции.

По окончании Таганрогской гимназии в 1885 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно - в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1893 г.

Юридический факультет университета окончил в 1891 г.

В 1893-1894 г. уехал в Вену совершенствоваться по игре на фортепиано у проф. Т. Лешетицкого, под руководством которого работал ежегодно по нескольку месяцев до 1898 г. В этот период выпустил в Вене первые два своих опуса: ор. 1 - Шесть немецких романсов для пения с фортепиано и ор. 2 - «Вариации» E-dur для фортепиано.

С 1898 по 1901 г. С. М. жил в Москве. Давал концерты в Москве, Петербурге и в провинции. Выступал в камерных концертах в Петербурге с проф. Ауэром и в Москве с квартетом Гржимали. Давал также концерты и в Германии. Кроме концертной деятельности, С. М. занимался в Москве частными уроками и композицией. За это время вышли в печати ор. 3 - Три прелюдии для фортепиано, ор. 4- «Восемь миниатюр», ор. 5 - «Лирические вариации f-moll», op. 6-Сюита в классическом стиле и ор. 7 - Два романса для пения.

Во время пребывания в Москве (1898-1901 гг.) С. М. работал и в области музыкально-научного исследования. В 1909 г. он выпускает большой труд «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития». Вторым изданием эта книга вышла в 1915 г.

В Москве композитор состоял активным членом и секретарем научно-музыкального кружка под председательством С. И. Танеева.

С 1901 по 1903 г. С. М. работает в музыкальной школе в Твери. Здесь он впервые начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества и издает ор. 8 - Восемнадцать маленьких новеллет для фортепиано. Большой успех этих произведений как у критики, так и в широких кругах педагогов и учащейся молодежи содействовал тому, что вплоть до последних дней жизни он уделял особое внимание в своей творческой деятельности этой отрасли композиции, стараясь пополнить своими произведениями детскую музыкальную литературу.

С 1903 по 1910 г. Майкапар жил в Германии, где давал концерты (в Берлине, Лейпциге и в других городах), преподавал и занимался композицией. За это время вышли в печати в различных издательствах России и Германии opus’ы с 9-го по 15-й для пения и для фортепиано соло.

Осенью 1910 г. С. М. получает предложение от А. К. Глазунова вступить в число преподавателей по фортепиано в Петербургскую консерваторию, оставляет Германию и переезжает в Петербург.

Здесь он в 1912 г. получает звание старшего преподавателя, а в 1915 г. - звание профессора.

На протяжении двадцати лет педагогической деятельности в консерватории (1910-1930 гг.) Майкапар одновременно непрерывно занимается композицией, научно-исследовательскими работами и концертирует. В этот период выходят в свет opus’ы от 16-го до 28-го, в том числе для детей и юношества - «Театр марионеток» (Дивертисмент из семи номеров), «6 колыбельных сказочек», «Соната для юношества» и «Бирюльки» (28 пьес); из крупных произведений - Соната ор. 19 в издании Беляева, «Вариации E-dur», «Мимолетные мысли» (2 серии) и др.

К тому же периоду относятся и научно-исследовательские труды (в рукописи): «О художественном музыкальном ритме», «О фортепианной технике», «О методах разучивания музыкальных произведений на основе исследования процесса их усвоения» и доклады «Об абсолютном слухе по Отто Абрагаму», «О сиамской музыкальной системе по проф. Штумпфу и ее значении для оправдания целесообразности нашей равномерной темперации», «Исследование фортепианной педали» и «Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя».

Будучи большим знатоком творчества Бетховена, в 1927 г., в 100-летнюю годовщину смерти этого гениального композитора, .С. М. Майкапар дал в Ленинграде в Малом зале консерватории семь вечеров, на которых с исключительным мастерством исполнил последовательно все тридцать две сонаты Бетховена.

В том же 1927 г. выходит в свет его книга «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

В 1930 г. Майкапар уходит из консерватории и посвящает себя почти исключительно творческой работе - композиции, игре и научным трудам.

За последний период времени (1930-1938 гг.) им написаны следующие произведения: «20 педальных прелюдий» (систематическая школа педализации, с объяснительным текстом) - находится в настоящее время в печати, «Первые шаги», №№ 1-16 (для фортепиано в 4 руки), «Песни дня и ночи» - сюита из шести пьес для скрипки с аккомпанементом фортепиано (для 1-й ступени детского ансамбля), «Легкая соната G-dur» в 4-х частях, для фортепиано и скрипки (для детского ансамбля 2-й ступени), «Багатэли» - 8 пьес для фортепиано и скрипки, «Трио a-moll» для фортепиано, скрипки и виолончели (для детского ансамбля 3-й ступени - рукопись), два квартета (в рукописи) - квартет d-moll и детский квартет G-dur для трех скрипок и виолончели и «Трудовые песни народов» (по Карлу Бюхеру «Работа и ритм»), в свободной обработке для фортепиано в 4 руки и скрипок в унисон (для детского ансамбля 1-й ступени, № 1-3 - рукопись).

В начале 1938 г. Майкапар закончил и сдал в печать книгу «Годы учения». Одновременно с этой книгой композитор в последние годы своей жизни работал над трудом под названием «Музыкально-исполнительское художественное творчество». Этот труд доведен им почти до конца.

Литературное наследие композитора С. М. Майкапара, представляющее весьма ценный вклад в музыкально-художественную и научную литературу, состоит из большого количества музыкальных произведений (около трехсот) и ряда научных трудов как изданных, так и находящихся в рукописи.

С. М. Майкапар скончался на 71 году жизни 8 мая 1938 г. в Ленинграде и погребен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

Е. А. Майкапар.

Биография
Юному советскому поколению будущих художников-музыкантов - посвящение

Почему я решил избрать своей специальностью музыкальное искусство

Глава первая
Первые годы учения и музыкальной жизни в период до поступления в консерваторию

1. Мой первый учитель - итальянец Гаэтано Молла
2. Первые музыкальные впечатления. Музыкальная среда
3. Первые побеги музыкальной деятельности

Глава вторая
Два года на низшем курсе специальной игры на фортепиано

1. Мои учителя: В. В. Демянский по классу игры на фортепиано и А. К. Лядов -по курсу обязательной гармонии
2. Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна

Глава третья
Первые четыре года пребывания на высшем курсе фортепианного отделения. Начало занятий по специальной теории композиции.
Окончание университета

1. Новый директор консерватории - Антон Григорьевич Рубинштейн
а) Рубинштейн - пианист
б) Рубинштейн - композитор
в) Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о нем
г) Деятельность Рубинштейна как директора консерватории
2. Профессор Вениамин Чези и мои занятия у него

3. Профессор Карл Карлович Зике. Курс его лекций по обязательной энциклопедии и инструментовке
4. Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики)
5. Мои воспоминания о первом международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна
6. Начало моих занятий по специальной теории композиции в классе профессора Н. Ф. Соловьева
7. Окончание университета
8. Заключение

Глава четвертая
Последние два года пребываний в консерватории и окончание ее по классам фортепиано и композиции

1. Профессор Иосиф Вейсс и занятия у него в классе
2. Занятия в классе ансамбля у профессора Ауэра
3. Профессор Н. Ф. Соловьев. Продолжение и окончание мною у него курса теории композиции
4. Окончание консерватории по специальности игры на фортепиано
5. Дополнение к описанию годов моего учения в консерватории

Глава пятая
Профессор Теодор Лешетицкий и время моих занятий у него

1. Подготовительный период
2. Первый период занятий с Лешетицким
3. Второй период занятий с Лешетицким
4. Мои товарищи по занятиям у Лешетицкого
5. Мои знакомства и встречи с другими выдающимися пианистами, бывшими учениками Лешетицкого
6. Некоторые еще не приведенные раньше советы Лешетицкого и дополнение к воспоминаниям о времени моих занятий с ним
7. Окончание моих занятий с Лешетицким
8. Итоги периода работы под руководством Лешетицкого
9. Заключение
Приложение
Список музыкальных произведений для детей и для юношества С. В. Майкапара

Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна

Майкапар Самуил Моисеевич 1867–1938 пианист и композитор

Майкапар Самуил Моисеевич

пианист и композитор

Самуил Майкапар родился 18 декабря 1867 года в Херсоне. Вскоре семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с шести лет.

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1891 году.

В 1894–1898 годах совершенствовался как пианист у Лешетицкого в Вене.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. Мастерство и дарование Майкапара – пианиста и композитора – были отмечены А. Рубинштейном, Э. Григом, И. Энгелем.

В 1901 году Майкапар основал музыкальную школу в Твери, руководил ею до 1903 года. Значителен вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток»). Большей частью эти пьесы программного содержания, они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.

С 1903 по 1910 год, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Окончательно вернулся в Россию по инициативе А. Глазунова, директора Петербургской консерватории. Ему предложили место преподавателя в Петербургской консерватории. Он вел там класс фортепиано с 1910 года. В 1917 году становится прфессором консерватории. Майкапар воспитал около 40 профессиональных пианистов. После революции числился в «консерваторах», главным образом за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы, в первую очередь – «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения. В 1928 году в 61 год был вынужден уволиться.

По его инициативе в 1927 году впервые был исполнен цикл из 32 сонат Бетховена.

Его книги «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900 год; 2-е издание – 1915 год), «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927 год), «Годы учения» (1938 год, первоначальное название «Почему и как я стал музыкантом») – редкие в мировой литературе произведения для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта.

Из книги То ли быль, то ли небыль автора Рапопорт Наталья

СОБАКА АЛИК И КОТ ЛАЗАРЬ МОИСЕЕВИЧ Истинными хозяевами в Даниэлевском доме считали себя – да, пожалуй, и были – толстый черный спаниель Алик и кот Лазарь Моисеевич, прозванный так, надо полагать, за разбойничью морду. Юлик их обожал и никогда ни в чем им не

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ВОЛЬВАЧ Иван Моисеевич Подполковник РККАПодполковник ВС КОНРРодился 23 сентября 1901 г. в селе Черемушки Волковского уезда Харьковской губернии. Украинец. Из крестьян. Беспартийный. В РККА с 20 декабря 1921 г.24 декабря 1921 г. зачислен курсантом в 6-ю Чугуевскую пехотную школу

Из книги Миллионеры шоу-бизнеса автора Ленина Лена

Глава пятая Дмитрий Маликов, пианист

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Пианист Рихтер и „правила поведения советских граждан за границей" На фоне довольно напряженной, в общем-то, атмосферы наших отношений с США приятной разрядкой бывали приезды в Америку наших всемирно известных музыкантов и творческих коллективов. Достаточно назвать

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. Самуил Маршак Стихи Маршака Раневская обожала. И вот что удивительно: Маяковский, который был очень честолюбив, среди своих современников, пожалуй, только Маршака считал выше себя. Он любил читать его стихи, правда, в своем, «рубленом» темпе, но от этого они звучали

Из книги Парень с Сивцева Вражка автора Симонов Алексей Кириллович

Деда Муля - Самуил Моисеевич Ласкин Деда Муля - свадебное фото, 1907 г.Сердцем Сивцева Вражка, источником его духа и основателем его традиций был дед. Дед был человек грамотный, хотя никакого последовательного образования не получил.Я очень горжусь выведенной мною

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич (10.11.1893 - 25.07.1991). Член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) - КПСС с 13.07.1930 г. по 29.06.1957 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 23.07.1926 г. по 13.07.1930 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 18.12.1925 г. и с 12.07.1928 г. по 18.03 1946 г. Секретарь ЦК РКП(б) - ВКП(б) с

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич (16.10.1888 - 01.07.1941). Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 22.03.1939 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1941 гг. Член ЦКК ВКП(б) в 1927 - 1934 гг. Член КПСС с 1905 г.Родной брат Л. М. Кагановича. Родился в деревне Кабаны Чернобыльского уезда Киевской губернии. Еврей.

Из книги О нас – наискосок автора Фрумкина Ревекка Марковна

Рубинштейн Антон Григорьевич 1829–1894 композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии. Он был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна – Григорий

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

Рубинштейн Николай Григорьевич 1835–1881 пианист-виртуоз и дирижёр Родился 14 июня 1835 года в Москве. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. К моменту рождения его была довольно состоятельной.Музыкой

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Гилельс Эмиль Григорьевич 1916–1985 выдающийся советский пианист Эмиль Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе, в еврейской семье. Отец, Григорий Гилельс, работал на сахарной фабрике, мать – Эсфирь – была домохозяйкой.Заниматься игрой на фортепиано Эмиль начал в

Из книги автора

Петров Николай Арнольдович 1943–2011 советский и российский пианист Николай Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве, в семье музыкантов. Его отец – виолончелист Арнольд Яковлевич Феркельман – выступал в фортепианном сопровождении Дмитрия Шостаковича и был дружен с

Из книги автора

Михаил Моисеевич Бонгард Всем нам являлась традиция, всем обещала лицо, всем, по-разному, свое обещанье сдержала. Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить. Никогда, прикрывшись кличкой среды, не довольствовалась она сочиненным о ней

Из книги автора

Из книги автора

ПИЛЬСКИЙ Петр Моисеевич (Мосеевич) псевд. П. Хрущов;16(28).1.1879 – 21.12.1941Литературный и театральный критик, прозаик. Публикации в журналах «Наука и жизнь», «Перевал», «Журнал для всех», «Весна», «Пробуждение», «Образование», «Осколки», «Солнце России» и др. Сборники рассказов и