Монотипия. Рисование на тему «Зимнее дерево

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Профессиональные рисунки в технике монотипии - это совершенно неповторимый жанр творчесвта

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Наталья Шишлянникова

Тема : "Зимний пейзаж "

Цели :

Ознакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - монотипия .

Развивать у детей творческое воображение,воспитывать старательность, усидчивость,аккуратность. Учить пользоваться кистью и акварельными красками, рисовать ватными палочками.

Существует много способов - как сделать монотипию , но для малышей я выбрала самый простой. Она заключается в том, что краска наносится на одну поверхность согнутого ровно пополам листа и отпечатывается на другую. С малышами при помощи этой техники можно готовить фон для будущего рисунка, например : аквариум, летний луг. зимний пейзаж .

Так как приближается зима и природа уже порадовала нас первым снегом, я решила предложить детям нарисовать зимний пейзаж .

Для начала подготовили материал.


Приступаем к работе .

Складываем ровно пополам альбомный лист и быстро закрашиваем одну сторону листа кисточкой,используя синюю акварельную краску.




Складываем лист ровно пополам и хорошо разглаживаем



Аккуратно раскрываем листочек


Получаем уникальный оттиск - готовый фон для зимнего пейзажа


Разрезаем лист пополам


Затем физкультминутка :

На дворе у на мороз

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем доме маме.

Отдохнули и приступаем к работе .

Мои малыши нарисовали дерево и снежок


Снежок рисуем белой гуашью и ватной палочкой





Получились вот такие шедевры.

Публикации по теме:

Кружковая работа «Маленькие патриоты» Актуальность проблемы Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, республики стране, особенностях.

Как вы знаете,к новому году обычно с детьми мы делаем поделки в подарок маме,вот такие открыточки мы делали в прошлом году. Нам понадобилось:.

Цель-Закрепить навык рисования методом ниткографии. Развивать фантазию, воображение. Учить видеть в хаотичных изображениях знакомые предметы.

Кружковая работа «Умелые пальчики» Цель: приучать детей слушать речь, вникать в смысл; соотносить слова с действиями.

Кружковая работа в средней группе «Эта удивительная глина» Примерное планирование занятий. Сентябрь Занятие «Знакомство с глиной» Программное содержание: познакомить детей с глиной, её свойствами:.

Тема: " Фрукты и овощи"Цели: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, учить отгадывать.

Мастер-класс рассчитан для детей 6-7 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, творческих родителей.Передать неповторимый образ моря нам поможет техника рисования - монотипия.

Монотипия - (от гр. мonos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска.

Прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все, же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия рисования.

Море, как и человек, на каждой картине имеет свой характер. То спокойное и тихое, то вдруг подул ветерок, и море стало игривое и взволнованное. На небе собрались тучи, и море становится сердитым. И чтобы предать такой разный характер моря художник использует различные цвета.

Море спокойное, тихое - цвета светлые, краски: синие, голубые, белые.
Море взволнованное, игривое - цвета чистые яркие: синие, желтые, изумрудные, фиолетовые.
Море тревожное, грозное, сердитое - цвета тёмные: зеленые, синие, черные.

Назначение: По данному мастер-классу можно нарисовать море в технике монотипия.

Цель: Развитие творческого воображения и интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

  • Учить детей новой технике художественного изображения «монотипия».
  • Закреплять знание детей о «холодных» красках и развивать восприятие этих цветов.
  • Развивать стремление дополнять рисунки различными деталями.

Материалы и инструменты:

  • стекло размером с альбомный лист
  • гуашь
  • кисть № 10, № 3
  • белая бумага А- 4
  • баночка для воды

Пошаговое выполнение работы:

На стекле, быстрыми мазками, рисуется небо и море. Чтобы нарисовать спокойное море нужно брать больше светлых цветов, если взволнованное море, то - ярких, чистых, если грозное - тёмных;

Затем положить на стекло лист бумаги, предварительно проверив, чтобы краска была влажной, прижать и разгладить бумагу, стараясь не сдвигать лист;

Осторожно снимаем бумагу. Можно снимая потянуть в сторону, тогда море получится спокойным. Если снимать снизу в верх море получиться более взволнованным.

Вот и получился отпечаток. Если краска подсохла и плохо отпечаталась нужно снова нанести краску, добавляя немного воды. Можно сделать несколько отпечатков и выбрать тот, что больше нравится.

Когда отпечаток моря готов, можно оживить его и дорисовать тонкой кистью разные детали: кораблик, солнце, облака, пену на волнах, чаек…

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду - это монотипия.

Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал - станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Начальный этап рисования Самый интересный этап работы Готовое изображение можно дополнить деталями

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие - малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы - воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Первые работы дошкольников - простые по форме фигуры

Детям нравится упражняться в технике монотипии

В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

Бабочка - традиционный рисунок в технике монотипии

Рисунки воспитанников средней группы

Рисунок в средней группе в технике монотипии

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).

Используемые материалы и основа (в том числе конкретные формы и шаблоны)

Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.

В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны - это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.

Кроме этого, есть и другие варианты основы - картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло. Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань). Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.

Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски. Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел). Акварель более подходит для детского творчества - только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.

Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения - от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).

Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами - кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.

Используемые приемы рисования: стандартные и специфические

При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.

Другой прием - это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета. Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета - зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть. Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.

После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки. В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать. С каждым разом его действия будут более уверенными.

После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали. Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки - хвостик, плавники, прорисовка чешуи. Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.

В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Курманова Т.
(средняя группа)

Образовательные задачи : познакомить детей с новой техникой рисования - монотипией, учить складывать альбомный лист вдвое, совмещая углы.
Развивающие задачи : совершенствовать умение рисовать акварелью, развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: цветные крылышки и бумажные цветы красного, желтого и синего цветов, образцы рисунков в технике монотипии, бабочки из белой бумаги, разноцветные скатерти, аудиозаписи - музыка П. Чайковского, песня «Разноцветная красавица».
Раздаточный материал: листы белой бумаги с нарисованной на одной половине контуром бабочки согласно количеству детей, акварельные краски, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Педагог включает песенку про бабочку «Разноцветная красавица» и загадывает детям загадку:

  • Над цветочками порхает,
  • Кто красавицу не знает?
  • Ее крылья расписные,
  • Ее танцы заводные.
  • Только очень беззащитна,
  • Совершенно безобидна.
  • Не спеши ее пугать,
  • Слабых надо защищать.

Воспитатель сообщает ребятам, что когда она рано утром зашла в группу, то увидела, что по ней летают бабочки. Потом они все попрятались. Педагог просит дошкольников поискать бабочек. Дети находят их на шкафах, занавесках и пр. Ребята удивляются, что бабочки необычные - белые. Оказывается, это дождик смыл с них краску, когда они летели в детский сад.

Затем воспитатель рассказывает детям сказку про бабочку. В ней идет речь о гусенице. Она была некрасивой, над ней все смеялись, и тогда гусеница решила спрятаться в кокон. Просидев там долгое время, она решила вылезти, но почувствовала, что на спинке что-то мешает - она превратилась в прекрасную бабочку с большими яркими крыльями.

Воспитатель предлагает ребятам помочь белым бабочкам - сделать их крылышки такими же яркими и пестрыми.

Проводится игра - ребята надевают на спину цветные крылышки. На ковре разложены цветочки. Бабочка должна прилететь на цветок, совпадающий по цвету с ее крыльями. Действия сопровождаются словами:

  • Бабочки полетели, летают.
  • Над цветком.
  • Цветок летает
  • И порхает и порхает
  • Полетели, полетели
  • И около цветочков сели.

Затем дошкольники садятся за стол: цвет крылышек должен совпасть с цветом скатерти. Педагог обсуждает с детьми строение бабочки, напоминает, что у нее есть туловище и усики.
Воспитатель демонстрирует, как нарисовать бабочку с помощью техники монотипии.
Самостоятельная деятельность дошкольников. После того, как дети закончили работу, педагог сообщает им, что это будет подарок маме, и позже они сделают красивую рамочку.
Пока работы подсыхают, воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику «Бабочка, лети»: дети дуют на бумажных бабочек.

Рикун Е. «Розы»
(старшая группа)

Занятие проводится накануне Дня матери. Воспитатель спрашивает у ребят, что можно подарить маме, подводит итог, что маме будет приятен любой подарок, но особенно ее порадуют цветы. Дети размышляют, какие цветочки можно выбрать: розы, тюльпаны, ромашки, васильки, георгины и пр.
Педагог загадывает загадку на тему: какое растение называют королевой всех цветов.

  • Посмотрите - у ограды
  • Расцвела царица сада.
  • Не тюльпан и не мимоза,
  • А в шипах красотка… (роза)

По картинке дети знакомятся со строением розы. Воспитатель подчеркивает, что у нее есть отличительная особенность - шипы.

Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о розе:

  • Зовут меня розой.
  • Примите меня.
  • Я очень душиста.
  • И цветом нежна.
  • По цвету и имя такое мне дали.
  • И даже царицей
  • За пышность назвали!

Педагог спрашивает мнение ребят о том, чем можно изобразить розу (красками, цветными карандашами, восковыми мелками), и предлагает им новый интересный способ - с помощью пленки, кисти и красок. А помогут ребятам в этом занятии их ручки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»:

  • Вырос высокий цветок на поляне.
  • Утром осенним раскрыл лепестки.
  • Всем лепесткам красоту и питанье.
  • Дружно дают под землей корешки.

Педагог приглашает дошкольников сесть за столы и внимательно рассмотреть материалы, с которыми они будут работать. Розу сначала нужно нарисовать на пленке. Затем, пока краска не успела высохнуть, нужно к пленке приложить лист бумаги и прогладить его рукой - получится отпечаток.
Под композицию Г. Гэблер «О маме» дети рисуют цветы, которые затем подарят своим мамам.
В конце занятия девочка читает стихотворение:

  • Дорогая мамочка, мамуля,
  • Хорошо, что праздник мамы есть.
  • Я тебя люблю, моя родная,
  • Всех твоих достоинств и не счесть.
  • В жизни ты защита и опора,
  • От ненастий бережёшь меня,
  • Любишь без оглядок и укоров
  • И согрета вся тобой семья.
  • Пожелать хочу тебе здоровья,
  • Чтоб тревог никто не доставлял.
  • Ты - одна такая в целом свете,
  • Мамочка любимая моя.
Богданова Н.В. «Деревья смотрят в озеро»
(подготовительная группа)

Дети рассматривают пейзажные картинки, вывешенные на доске. Проводится мини-беседа об осени, ребята вспоминают названия осенних месяцев.

Затем педагог приглашает дошкольников в «картинную галерею», где они под тихую музыку знакомятся с пейзажными репродукциями известных художников. Воспитатель рассказывает об особенностях этого жанра живописи.

Дети указывают на картины, где изображена осень, обосновывают свое мнение.

Педагог читает стихотворение З. Федоровской:

  • Осень на опушке краски разводила,
  • По листве тихонько кистью проводила.
  • Пожелтел орешник и зарделись клены
  • В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
  • Утешает осень:- Не жалейте лето!
  • Посмотрите - роща золотом одета!

После обсуждения стихотворения воспитатель объясняет, как изобразить осенний пейзаж с помощью техники монотипии. Сначала лист бумаги нужно сложить пополам и развернуть. Выше линии сгиба будут располагаться земля и небо, здесь изображаются деревья, летящие птицы, а внизу - речка или озеро. Верхняя часть размывается голубой акварелью, смешанной с водой. После низ рисунка смачивается просто чистой водой. Лист нужно сложить пополам и прижать - внизу отпечатается голубое озеро, в котором отражаются все предметы, нарисованные в верхней части. Затем композиция дополняется мелкими деталями.

Самостоятельная деятельность дошкольников. В конце занятия ребята рассматривают все рисунки и делятся впечатлениями.

Быковская И. «Спящий зимний лес»
(подготовительная группа)

Занятие начинается с сюрпризного момента - перед детьми появляется игрушечный попугай с шарфиком на шее. Он прилетел из жаркой Африки, где никогда не бывает снега. Африканским животным очень хочется посмотреть на зимний лес, увидеть сугробы и деревья без листьев. Ведь, они не верят, что деревья могут их сбрасывать - в Африке такого не бывает. Вот звери и послали попугая, чтобы он все посмотрел и рассказал им. Но попугай простудился и потерял голос. Он не сможет рассказать друзьям о том, что увидел. Помочь смогут только рисунки ребят с изображением зимнего леса (мотивация).
Воспитатель читает детям стихотворение А.С. Пушкина про зиму:

  • Вот север тучи нагоняя,
  • Дохнул, завыл - и вот сама
  • Идет волшебница зима.
  • Пришла, рассыпалась; клоками
  • Повисла на суках дубов,
  • Легла волнистыми коврами
  • Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою
  • Сравняла пухлой пеленою.
  • Блеснул мороз. И рады мы
  • Проказам матушки зимы.

Проводится мини-беседа о том, за что мы любим зиму. Затем педагог предлагает ребятам совершить путешествие в зимний лес на воображаемых лыжах.

  • Чтобы губы в пути не замерзли, проводится речевая зарядка:
  • Ма-ма-ма - наступила зима
  • Ме-ме-ме - рады мы зиме
  • Ду-ду-ду - в зимний лес я иду!

Дети имитируют ходьбу на лыжах и выполняют движение в соответствии со словами - игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем»:

  • Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
  • По сугробам высоко ноги поднимаем,
  • А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
  • Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
  • Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
  • И к лесной опушке вскоре мы придем.

Педагог вспоминает с ребятами правила поведения в лесу. Также дошкольники вспоминают стихотворения о зиме.
Далее дети рассматривают репродукции пейзажей И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Зимнее утро». Анализируются цвета, которые использовали художники (холодные - белый и голубой), пропорции предметов (деревья на заднем плане кажутся маленькими).
Проводится физкульминутка «Зимний лес»:

  • Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
  • Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
  • Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
  • Слева елка на нас глядит
  • Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
  • На землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх).
  • Как красивы они!
  • В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
  • А нам пора уже домой.
  • Берём лыжи и в путь домой. (садятся на свои места)

Ребята садятся за столы. Воспитатель предлагает им нарисовать зимний пейзаж с помощью нетрадиционной техники - монотипии, объясняет, что эта работа требует усидчивости и быстроты. Нужно заранее продумать выбор красок, дети вспоминают, как получить голубой цвет.
Перед продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»:

  • Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).
  • Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
  • Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
  • И совсем-совсем не сладкий.
  • Раз - подбросим. (Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают).
  • Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»).
  • Три - уроним. (Встают, роняют «снежок»).
  • И… сломаем. (Топают).

Под композицию П. Чайковского «Времена года» дети рисуют. В конце занятия все вместе рассматривают работы, воспитатель замечает, что деревья получились как будто живые.

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка - один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение - это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией - это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией - это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» - поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему - «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян - обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия - действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

Анна Лапина

Плывёт хрустальная зима

Над мирозданьем.

Как переливы хрусталя

Снегов сверканье.

Рисуем техникой монотипии с детьми : все гениальное - просто

Малыш постоянно норовит вымазаться в чем угодно, а потом с зачарованным видом выводит ручками замысловатые фигурки на стенах? Радуйтесь : пусть даже вы не вырастите из своего чада современного Микеланджело, зато можете быть уверенными, что творческое начало в нем уж точно присутствует. Следовательно, вашей наиглавнейшей задачей должна стать помощь в развитии у крохи этого маленького таланта. А отличным методом направить в мирное русло регулярное обмазывание окружающих предметов может стать техника рисования «монотипия » . Этим хитроумным словом греки называли прием отпечатывания рисунка с одной поверхности на другую.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Перед тем, как сделать монотипию , следует определиться с выборомmonotipiy dly detei материалов. Основное правило – никаких правил, кроме соблюдения безопасности. Рисовать можно на самых разнообразных поверхностях (бумага, целлофан, пластиковая доска и даже кухонный противень) и любыми красками (пальчиковые, акварель, гуашь) . А в качестве кисточки можно использовать любой подручный материал вплоть до ватных палочек и собственных пальцев.

Рисование техникой монотипии не оставит равнодушными маленьких художников, ведь никогда не знаешь, какой результат получится в конце. Да и каждый последующий отпечаток будет отличаться от предыдущего, а это ли не повод для развития фантазии.

Как сделать монотипию . Практические упражнения

Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной monotipiy dly deteiполовинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.

Немного более оригинальный вариант монотипии : рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное. Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги. Желательно, чтобы последняя как можно дольше не промокала. Взявшись за уголки бумаги, резким движением стягиваем лист и даем ему просохнуть. Теперь можно опять поиграть в «угадайку» .

Главное – не навредить!

Перед тем, как дать своему малышу полностью погрузиться в творческий процесс, покажите ему основные принципы техники монотипии . А потом дайте ему возможность самому нарисовать какой-нибудь шедевр. Главное – не вмешиваться в процесс, а предоставить юному художнику полную свободу для фантазии. Помогать есть смысл только в том случае, если сам кроха об этом попросит. И делать это нужно дозированно, лучше объяснить еще раз. Ну, а хвалить маленького гения – это обязательное условие!

Для нашего мастера класс нам потребовалось.

Рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное.



Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги.


И с большим интересом смотрим, что у нас получиться.


А теперь мы немного пофантазируем.

Что мы видим водопады заледенелые, снег повсюду будто хрусталь рассыпал мороз .

Немного пофантазировав у нас получается вот такой интересный рисунок.


А вот ещё один наш рисунок.


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию "Елочные игрушки" своими руками в технике пластилинография. Задачи: 1.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вам детский мастер-класс в технике "квиллинг". Дети подготовительной группы сделали.

В нашей группе прошел мастер класс с родителями на тему "Рисование нетрадиционными техниками". Опыт показывает что рисовать необычным способами.

Назначение: Мастер – класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих.

Мастер - класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих людей. Рюкзачок.