Масляные или акриловые краски. Масляные, эмалевые и акриловые краски

Александр Григорьев-Саврасов 2015-10-31 в 04:10

Недавно мне был задан вопрос, знаю ли я о существовании таких масляных красок, которые растворяются водой. Признаюсь, я не только не знал, но и сильно сомневался, что они есть вообще.

Загуглив данную тему, был изумлён результатом поиска. Они действительно есть, и их можно приобрести.

Чудеса современного мира: обезжиренное молоко, заменитель сахара, безалкогольное пиво, масляные краски, растворимые водой.

Казалось бы, зачем, но заданный вопрос не был случайным. У этого человека аллергия, и он не может работать с растворителями. Надо полагать, не у него одного такая проблема, а значит, эти краски точно найдут своего потребителя.

Лично мне не мешает едкий запах скипидара, он даже помогает погрузиться в некий творческий транс. Не подумайте, что я дышу им намеренно, но в процессе работы это неизбежно.

Краски на воде — компромиссный вариант, но всё же меня одолевают сомнения. Какого они качества, так ли схожи с оригинальными масляными, и велика ли разница в технике работы с ними?

На самом деле масляные краски очень универсальны, ими можно работать как с обилием растворителя, так и вообще его не используя. Метод сухой лессировки взял за основу Н. Фешин, его работы выполнены по сухому, что, кстати, очень благоприятно влияет на сохранность живописи.

Растворители же, наоборот, вредны, они разрушают структуру красочного слоя. Конечно, растворитель можно заменить льняным маслом, но этот вариант достаточно дорогой и не всем подходит для работы. Я, например, льняное масло, как, впрочем, и любое другое не использую вообще.

В чём же магия масляных красок, отчего эта техника так популярна и почему бы тем, кто не может использовать их по различным причинам, не выбрать иные варианты красок, широко представленные на рынке?

Например, акриловые краски, позволяющие работать как по сухому, так и по сырому в технике акварели. Есть ещё краски темперные, их характеристики схожи с акриловыми, правда есть одна проблема — они сильно меняют цвет после высыхания, но при должной сноровке к этому привыкаешь и легко угадываешь нужные цвета.

Само по себе наличие тех или иных красок в Вашем арсенале не сделает Вас художником. Вопрос следует ставить иначе. Каких целей Вы хотите достичь? Вы собираетесь написать живописное полотно и поразить зрителя волшебным колоритом, тонкими нюансами оттенков? Или просто замажете небо голубым, а землю коричневым?

Конечно, чтобы ответить на многие вопросы, следует хотя бы раз попробовать работать всеми доступными материалами. Но упираться в то, что Вы будете всегда использовать только, например, масляные краски, нет смысла. Возможно, Вы способный акварелист, или же Вам следует отказаться от растворителей и писать по сухому.

В чём же прелесть масляных красок? В ощущении глубины красочного слоя. Никакие другие техники так не передают глубину, как масляные краски. Наблюдая картину, выполненную в данной технике, мы как бы проваливаемся за плоскость холста.

Масляная живопись в классическом варианте многослойна, это и позволяет создать глубину. Из-под верхних лессировок просвечивают нижние слои.

Именно масляными красками можно создать необычайно сложные смеси, ими же возможно довести картину до иллюзии реальности. То есть эта техника ближе всего к жизни и точнее её передаёт.

Масляные краски позволяют создавать живую среду. Мы не просто условно обозначаем цвет, выкрашивая колером предметы, а пишем, и даже не предметы, а воздух. Да-да, воздушное пространство между нашим глазом и телом предмета, имеющего собственный цвет.

Живопись — это бульон, наполненный цветом окружающей среды. Мастер, добавив нужные оттенки, приготовит вкуснейшее блюдо, насытиться которым нельзя, тому есть множество примеров из истории изобразительного искусства.

Настоящий шедевр невозможно просто увидеть и забыть, к нему хочется возвращаться снова и снова.

Самые великие произведения изобразительного искусства созданы именно масляными красками. Этим объясняется их популярность, но следует понимать, что мы живём в современном мире, который предлагает нам принципиально новые решения.

Вышеупомянутые акриловые краски обладают теми же характеристиками, при этом имея как преимущества, так и недостатки. Ими нельзя вести длительную работу по сырому, они менее прозрачны, у них нет такого эффекта глубины, как у масляных.

В то же время, при умелом обращении акриловые краски позволяют длительно работать по быстро просыхающему слою, и, конечно же, главное их преимущество в том, что растворителем является вода, а значит, они доступны даже аллергикам.

Возможно, масляные краски, растворимые водой, есть нечто среднее между акриловыми и традиционными масляными. Утверждать не стану, так как опыта работы с ними не имею.

Думаю, прежде чем сделать выбор, следует попробовать и те, и другие, тем более, если Вы испытываете проблемы при работе с растворителями.

Лично я не сразу сделал выбор в пользу масляных красок. Вообще, мне всегда нравилась гуашь, именно эта техника была моим первым опытом в живописи.

Гуашь — укрывистая краска, она позволяет исправлять ошибки, просто закрывая их новыми слоями, но гуашь, как и темпера, сильно меняется в цвете после высыхания и тоже разводится водой.

Именно вода как растворитель меня не устраивала, потому что я был фанатом натурной работы и постоянно пропадал на пленэре, в том числе и зимой. Меня не пугали морозы минус пятнадцать и глубина снега по пояс.

В моём арсенале были широкие охотничьи лыжи, валенки, шапка — ушанка и фофан. Самым слабым звеном была вода как растворитель гуашевых красок. Тогда-то я и решил впервые попробовать писать масляными красками, как известно, мороза они не боятся.

Наработав за зиму кипу этюдов, я втянулся в данную технику и к гуаши возвращался крайне редко. Всё же гуашь — более графический материал, я чувствовал, что мне не хватает цвета.

Распробовав живопись масляными красками, я уже не смог от неё отказаться и работаю в данной технике по сей день.

Мой совет начинающим художникам: не следует гнаться за модой, попробуйте все доступные художественные материалы и найдите свой. Возможно, Вы график, и гуашь в Вашем исполнении будет виртуозной техникой.

Если кто-то думает, что есть формула, которую можно повторить и создать уникальное живописное произведение, то он сильно заблуждается. Сколько бы Вы перед началом работы не смачивали холст льняным маслом, а в процессе пользовались только мастихином определённого номера и такими же правильными кистями.

Результат зависит только от Вашего чувства цвета, умения мыслить композиционно, понимания того, каким материалом Вы работаете, и ранее обретённых знаний.

Завершая данную тему, хочу верить в то, что масляные краски, растворимые водой, всё же ближе к оригиналу, нежели заменитель сахара. Будет возможность, обязательно их протестирую.

Обещаю Вам снова вернуться к масляным краскам, растворимым водой, после того, как попробую их в деле. Мне интересно, какие краски используете Вы в своей работе, и почему именно их Вы выбрали. Я уже говорил о том, что я пришёл к масляным краскам поневоле, но нашёл в них лучшее решение для своих задач.

Жду Ваших комментариев!

Самый простой вариант - масляные краски .

Подавляющее большинство масляных красок представляют собой пигмент (например, для черного цвета это сажа) растертый с льняным маслом до однородного состояния. Иногда используется другой сорт масла.

В масляных красках часто используются натуральные металл-оксидные пигменты: охра, умбра, сиена, окись титана, окись цинка. Будучи натуральными, эти пигменты очень хорошо подходят для имитации естественной ржавчины, песка, почвы, грязи.

Проблема в том, что пигмент, используемый в краске, может сильно отличаться по грубости зерна, поэтому для разных целей подходит далеко не всякое масло .

Принцип выбора предельно прост: дорогие краски от известных производителей имеют самый тонкий пигмент.

Масляные краски используются в основном в живописи и авмамоделизме только на вспомогательных ролях: для выполнения смывки и в работе сухой кистью. Расход собственно краски ничтожный - тюбика на 30 мл хватит на много лет, а стоит он куда дешевле, чем фирменная модельная эмаль, пигмента больше, краска гуще. Растворителем для масляных красок является уайт-спирит или скипидар.

Однако есть тонкости, которые многим моделистам неизвестны, зато хорошо известны художникам .

Красочной основой масляных красок является (сюрприз!) масло.

При работе с сильно растворенной краской масло вымывается растворителем гораздо быстрее чем пигмент.

Поэтому в начале работы с масляной смывкой она имеет очень хорошую растекаемость, идеально просачивается в мелкие щели, заполняет линии панелей.

По мере вымывания масла, что происходит минут через 15-20, или после 20-30 окунаний кисти в смесь, в палитре остается только растворитель и пигмент.

Растекаемость такой суспензии существенно хуже, она имеет тенденцию распадаться на фракции, ее постоянно надо перемешивать.

Смывка без масла в ней концентрируется на поверхности этакими локальными хлопьями, не очень равномерно.

Поэтому при работе с маслом следует регулярно добавлять в смесь каплю-другую льняного масла, которое нужно иметь под рукой. Льняное масло пригодится также и в работе с эмалями для улучшения растекаемости, так что его стоит как-нибудь купить. Хватает маленькой бутылочки 75 мл на много-много лет.

В работе сухой кистью добавка льняного масла к краске увеличивает глянец, но также существенно увеличивает и время полного высыхания.

Эмалевые краски (слово "эмаль", строго говоря, использовать нельзя; это другой вид покрытия, но не будем придираться) в качестве основы используют не масло, а алкидный лак.

В классических эмалях чаще всего используется пентафталевая основа, аналогом являются распространенные бытовые краски серии ПФ.

Пигменты часто используются синтетические, мелкодисперсные.

Собственно эмалевая краска является эмульсией алкидной основы и разбавителя. В качестве разбавителя используется тот же скипидар или уайт-спирит с добавкой примерно 10% толуола для улучшения растекаемости. Примерно такой же состав имеют фирменные растворители для алкидных эмалей и отечественный растворитель №651.

Эмалевые краски дают прочное покрытие с очень хорошей укрывистостью (то есть тонкий слой хорошо закрывает предыдущий), но нестойкое к воздействию разных масел (включая жиры на отпечатках пальцев) и разных неполярных углеводородов. Поэтому эмалевое покрытие обязательно надо закрывать финишным лаком. Эмали довольно долго - 4-6 часов - сохнут, но полностью высохшее покрытие устойчиво к воде и спиртам типичных концентраций, включая растворители для акрила.

Абсолютизированные спирты и дегидраты эмалевое покрытие растворяют, будьте осторожны!

Растворители с высоким содержанием толуола или дихлорэтана (640-я серия, жидкости для промывки аэрографа) также растворяют эмалевые краски. Ацетон в типичных концентрациях на просохшее покрытие почти не воздействует, но с нажимом может снимать поверхностный слой, а также матировать поверхность, чем можно пользоваться.

Особенностью эмалевых красок является очень тонкодисперсный пигмент, хорошо интегрирующийся в эмульсию лака-основы, который типично мельче пигмента акриловых и масляных красок. Концентрация пигмента в эмалевых красках почти в 2 раза выше, чем в акрилах. Это делает эмали особенно подходящими для работы сухой кистью с металликами. Полученные штрихи визуально почти невозможно отличить от, скажем, графита; они очень тонкие, зерно практически незаметно. Можно получить глянцевое покрытие. Растекаемость эмалевых красок существенно выше акриловых и сопоставима с маслом. В отличие от масла, алкидная эмульсия не вымывается растворителем, хотя расслоение на фракции присутствует у всех эмалевых красок, их нужно тщательно перемешивать перед использованием.

Эмали можно с одинаковым успехом использовать в любых целях: как основное покрытие, или для вспомогательных задач. Я использую эмалевые металлики как сами по себе, так и для работы «сухой кистью», а так же для локального придания глянца и иногда смывки.

В качестве основного тона, эмали крайне не рекомендуется класть на голый пластик, держатся они не лучшим образом. Поверхность обязательно должна иметь некоторую шероховатость: зачищена или загрунтована. Вот по этой самой причине я эмали и не использую в качестве основных покрытий: лень лишний раз грунтовать.

Акриловые краски распространены больше любых других по ряду причин, и одной из главных является малое время высыхания. В хозяйстве всем известны водоэмульсионные краски; акриловые краски - это одна из их разновидностей.

Акриловые краски представляют собой однородную смесь эмульсии акрилового полимера (чаще всего полиметилакрилат), пигмента и разбавителя. Обратите внимание, что пигмент в них отделен от красочной основы, это важная особенность.

Используемые разбавители крайне разнообразны: от простой воды до сложной смеси спиртов и эфиров для лучшей растекаемости и быстрого высыхания. Часто производители используют 60% изопропиловый спирт.

В состав акриловых красок почти всегда входит также ретардер: добавка, замедляющая испарение разбавителя. В качестве ретардера чаще всего используются различные гликоли; для красок, предназначенных для использования в помещении характерен неядовитый пропиленгликоль. В домашних условиях его можно вполне заменить глицерином.

Фирменными разбавителями для акриловых красок выступают 60-70% растворы спиртов в дистиллированной воде с добавлением ретардера.

Акрилы можно растворять и простой водой, но это ухудшает скорость просушки и плохо сказывается на растекаемости, которая у воды ниже, чем у спиртов. На самом деле сработает любой полярный растворитель (о различии полярных и неполярных см.пост про растворители ).

В качестве доморощенного растворителя хорошо подойдет обычная водка, если в ней нет большого количества сивушных масел. Правда, разведенный водкой акрил будет высыхать быстрее, чем разведенный фирменным растворителем по причине отсутствия ретардера, растекаемость также немного ухудшится. Это легко лечится добавлением небольшого количества глицерина.

Большой процент ретардера нужен для получения качественного глянца на акриловых красках, чтобы слой до высыхания успел "успокоиться", образовав ровную пленку. Без добавления ретардера слой фиксируется за 15 минут максимум, а общее время просушки редко превышает час.

Сам по себе ретардер является прозрачной жидкостью почти без запаха. Впрочем, художественные ретардеры для акрилов точно так же работают с любыми акриловыми красками, а продаются за существенно меньшие деньги .

Особенность акриловых красок (за исключением высокой скорости высыхания) - пигмент, существующий отдельно от частиц акриловой эмульсии.

Кроме того, в акрилах ниже, чем в эмалях или в масле доля красочного пигмента, поэтому у них хуже укрывистость. Это не вызывает проблем для типичных тонов, но негативно сказывается на металликах.

Зерно акриловых металликов типично крупнее эмалевых, а при застывании они образуют характерно выглядящее "двухслойное" покрытие, которое представляет собой слой металлического порошка и лаковый слой поверх него, а не однородную пленку, как у эмалей.

Блеск такого покрытия очень специфический: если слой, на который вы его положили, был неровным, то таким же шероховатым будет слой металлической пудры, хотя слой лака поверх него может быть совершенно глянцевым. Отчасти с этим можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон (или фирменный растворитель для лаков и металликов Lacquer Thinner).

Ацетон как бы "разгоняет" частицы металлического порошка, способствуя равномерности его распределения.

Для более-менее адекватно ровного покрытия акриловые металлики рекомендуется наносить на глянцевую поверхность, чтобы слой металлика был по возможности ровным. Но с более грубым пигментом ничего не поделаешь. Реалистичное металлическое покрытие на акрилах получить чаще всего не удается.

Используя в качестве растворителя ацетон или фирменный Lacquer Thinner, акриловые краски можно применять по голому пластику без грунта, что позволяет получать тонкое покрытие с сохранением всех деталей расшивки. Поверхность пластика перед этим, конечно, надо хорошо очистить, вымыв в теплой воде с жидкостью для мытья посуды, или протерев любым чистым спиртом. Правда, у акрилов укрывистость хуже, чем у эмалей (меньше пигмента), поэтому покрытие будет чуть толще, чем аналогичное эмалевое, но все же тоньше, чем эмаль+грунт. Акрил с ацетоном не "приваривается" к пластику, как ошибочно утверждают многие. Просто ацетон в составе краски матирует поверхность, к которой прилегает, добавляя ей таким образом шероховатость, необходимую для хорошей адгезии краски. И все это в один проход.

Растекаемость и укрывистость акриловых красок многим хуже, чем у эмалей и масла. Глянец получить можно, но слоев потребуется несколько, с промежуточной просушкой, рекомендуется добавить ретардер. В итоге такой глянец скроет тонкие детали, так что лучше для глянцевого покрытия пользоваться эмалевыми красками.

Очевидная область применения акриловых красок - основные тона. Можно работать без грунта, или использовать собственно краску (матовую) как грунт для последующего покрытия. Акрилы можно использовать для тонких работ кистью, но для этого лучше подходят специализированные эмульсионные сорта. Типичные акрилы с кистью дают не самый ровный слой краски, с чем частично можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон.

Хотелось бы отметить важный факт: как эмалевые , так и акриловые краски принадлежат к эмульсионным .

Принципиальное различие между ними в том, что эмали используют в качестве основы для эмульсии неполярные растворители, а акрилы - полярные (про различие опять же см .пост про растворители ). Из этого следует, в частности, что эти краски можно разводить другими полярными и неполярными растворителями соответственно.

Например, для эмалей пойдет бензин, керосин, бензол и т.п.

Для акрилов работают спирты, альдегиды и эфиры, они растворяются водой, хотя после высыхания полностью водостойки.

Абсолютизированные спирты (изопропиловый 97% и выше или этиловый дегидрат) могут смывать и то, и другое .

Масляные краски в течение сотен лет были на рынке художественныхматериалов, но в середине 20-го века на сцену прибыл грозныйпротивник. Акриловые краски с тех пор присоединились к масляной иакварельной краскам, как к одной из самых популярныхлакокрасочных материалов в мире. Если вы любите рисовать, вампонравится рисовать акрилом.

Делится советами Виктория Сухасян - художник, мама и жена.

Акрил - это краска на водной основе, быстросохнущая, не зависящаяот каких-либо токсичных растворителей, может применяться нашироком диапазоне поверхностей. Высыхает акрил легко и быстро, аповерхность становится сильной и гибкой. Акрилы очистить можноочень просто — мылом и водой.Вы можете использовать акрил на дереве, холсте, коже и многихдругих поверхностях. Акрил может наноситься с помощью кисти иролика, шпателя, распыляться аэрографом, заливаться,забрызгиваться. Вы также можете изменить консистенцию акриловойкраски с помощью изумительного разнообразия гелей и паст.

Из-за свойств его полимерной основы акриловая краска можетиспользоваться в густых составах, подобных маслам, краски такжемогут быть разбавлены водой. При смешивании с гелями, пастами,акрил может создавать эффекты, недостижимые маслу илиакварелью. Фактически, акрил поддаются очень многим различнымметодам рисования, возможности практически бесконечны.


Такаси Мураками

Часто задаваемые вопросы: Как рисовать акрилом?

Независимо от того, являетесь ли вы новичком или специалистом вэтой среде, зная, как акрил с другими материалами - это уже полуспеха.

Можете ли вы смешивать масляные и акриловые краски наводной основе?
Нет, они химически несовместимы.

Можете ли вы рисовать маслом поверх акрила?

Да, но слои краски могут стать нестабильными, потому что масломожет не прилипать к акриловой базе. Кроме того, масла и акрил будут реагировать по-разному на условия окружающей среды, такиекак влажность и температура, что может привести к разделениюслоев.

Можете ли вы использовать традиционные методы маслянойживописи с акриловыми красками?

Быстрое высыхание акриловых красок потребует от вас небольшогоизменения методов нанесения. Влажной кистью сложнее наноситьакриловые краски, поэтому важно найти ту верную консистенцию.

Можете ли вы использовать традиционные акварельныетехнологии с акриловыми красками?

Большинство традиционных акварельных технологий можноиспользовать с акриловыми красками, поскольку обе краскиотносительно быстро высыхают. Так же, как акварель с одноименнымназванием разных производителей производят различные эффектыокрашивания или гранулирования, акриловые цвета будут отличатьсяот традиционной акварели.

Есть 2 полезных средства , которые можно использовать:

Замедлитель смешивают с акриловыми красками для замедлениявремени высыхания. Обильное использование может привести к тому,что краска никогда не высохнет должным образом.Лак наносят на готовые акриловые работы для обеспечениязащитной, пылестойкой пленки, некоторые даже защищают отповреждения ультрафиолетового излучения. Лакированиенеакриловым материалом, таким как акриловый лак из минеральногоспирта, позволяет при необходимости удалить слой позже.Доступны многие другие добавки, предлагающие художнику целую жизнь экспериментов и открытий:

Радужные цвета

Металлические цвета

Гель со стеклянными шарикамии др.

Инструменты и принадлежности
Кисти: синтетические материалы, такие как нейлон, являются лучшимвыбором для акриловых кистей. Жесткие щетки хороши длянанесения толстой краски; мягкие и эластичные хорошо подходят длянанесения разбавленной краски. Акрил сложнее используется накистях из волос животных, которые могут набухать и терять форму припропитывании водой.

Палитра: акриловому живописцу нужна палитра, плоская инепроницаемая для воды. Имеются пластиковые палитры,предназначенные для акриловых изделий; некоторые из них имеюткрышки или герметичные отсеки для предотвращения сушки.Эмалированные поддоны также хорошо работают, алюминиевые — вкрайнем случае. Избегайте деревянных палитр, которые поглощаютводу.


Поверхности

Одним из преимуществ работы с акриловыми краскамиявляется то, что вы можете применять их практически на любойустойчивой. Водопоглощающие поверхности, такие как древесина,должны быть запечатаны заранее. Предпочтительные поверхностидля рисования включают в себя: холст художника,древесноволокнистую плиту, древесноволокнистую плиту иакварельную бумагу, приготовленную с использованиемкачественного акрилового дисперсионного праймера.

Контейнер для воды : большой, небьющийся контейнер для водыявляется обязательным. Часто меняйте воду, чтобы не загрязнятьцвета на вашей палитре.

И напоследок, несколько советов..

Акрил не следует разбавлять более чем на 30% воды.Используйте принадлежности профессионального уровня.Крупными производители являются хорошим выбором при первомиспользовании акриловых красок, но по мере улучшения вашегомастерства перейдите к профессиональным краскам. Не наноситевысококачественную краску на некачественные поверхности.Начните с одного производителя. Познакомьтесь с линией акриловыхкрасок и сопутствующей продукцией одного производителя, чтобы вызнали, как они работают вместе; затем экспериментируйте с другимибрендами.
Удачи!

Все работы Виктории вы можете посмотреть на сайте www.vikiart.com