Художник добужинский биография. В Лондоне Добужинский рисует композитора Николая Карловича Метнера

В. Добужинский - русский график, театральный художник, мемуарист.

Детство. Юность

Добужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 - 1901 годов в Мюнхене.

Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города" фото

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества.

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской .

Литовское гражданство

Русский и литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис, будучи полномочным представителем Литвы в Советском Союзе, помог Добужинскому принять литовское гражданство и покинуть СССР. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 - 29 годах - в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Каунас). Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию.

В Европе и США

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик" фото

Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства - создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20.11.1957.

Обзор творчества

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской" фото

Начало творческого пути Добужинского сопровождалось влиянием югендстиля (это немецкое название стиля «модерн»), а также известных художников «серебряного века» (Бенуа, Сомов). Его причисляли к декадентам. Стиль его работ был близок к символизму. Много внимания Добужинский уделял в своем раннем творчестве городскому пейзажу. По его признанию, любимый Петербург привлекал его как художника не столько общепризнанными красотами, сколько деталями «изнанки» - закоулками, дворами, неказистыми местечками.

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». В них художник изобразил жизнь и нравы города: безвкусица, цинизм, пошлость, продажность, где вперемешку соседствуют трагическое и комическое. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Рядом - равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

А в книжной графике можно назвать его замечательные иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка» Пушкина, к сказке «Свинопас» Андерсена, к повести «Белые ночи», к сказке «Три толстяка» и к множеству других произведений.

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ - российский график, живописец, сценограф.

Учил-ся в Санкт-Пе-тер-бур-ге - в Ри-со-валь-ной шко-ле Обществ поощрения художеств (1884-1885 годы), в мас-тер-ских Л. Е. Дмит-рие-ва-Кав-каз-ско-го (1897-1899 годы), В. В. Ма-тэ (1901-1902 годы) и других; окон-чил юри-дический факультет Санкт-Пе-тер-бург-ско-го университета (1899 год). В 1899-1901 годах обу-чал-ся в Мюн-хе-не - в шко-лах А. Аж-бе и Ш. Хол-ло-ши, по-се-щал мас-тер-скую А. Г. Яв-лен-ско-го; в эти го-ды по-зна-ко-мил-ся с И. Э. Гра-ба-рём, в 1902 году - с С. П. Дя-ги-ле-вым и ху-дож-ни-ка-ми «Ми-ра ис-кус-ст-ва». Был чле-ном это-го объ-е-ди-не-ния (1902-1924 годы) и Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1904-1910 годы).

Один из ре-фор-ма-то-ров русского те-ат-раль-но-де-ко-рационного искусства XX века, Добужинский в ран-них ра-бо-тах для пе-тербургского «Ста-рин-но-го те-ат-ра» и Те-ат-ра В. Ф. Ко-мис-сар-жев-ской (1907-1908 годы) сти-ли-зо-вал приё-мы средневековой французской ми-ниа-тю-ры и русского луб-ка. Сло-же-ние зре-ло-го сти-ля в сце-но-гра-фии Добужинского про-изош-ло под влия-ни-ем эс-те-ти-ки МХТ: в 1909-1917 годах по при-гла-ше-нию К. С. Ста-ни-слав-ско-го офор-мил 14 по-ста-но-вок это-го те-ат-ра, втом числе «Ме-сяц в де-рев-не» И. С. Тур-ге-не-ва (1909 год) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по Ф. М. Дос-то-ев-ско-му (1913 год).

В по-след-ней ра-бо-те он ис-поль-зо-вал близ-кие экс-прес-сио-низ-му приё-мы - на-пря-жён-ный ли-ней-но-гра-фическое ритмическое дра-ма-тическое зву-ча-ние мо-но-хром-но-го ко-ло-ри-та с рез-ки-ми ак-цен-та-ми цве-то-вых пя-тен и ос-ве-ще-ния. Был так-же ху-дож-ни-ком Те-ат-ра тра-ге-дии («Царь Эдип» Со-фок-ла; так-же ре-жис-сёр), бывшего Алек-сан-д-рин-ско-го те-ат-ра («Го-ре от ума» А. С. Гри-бое-до-ва; оба 1918 год), БДТ и других (все - в Пет-ро-гра-де); со-труд-ни-чал с Рус-ским ба-ле-том Дя-ги-ле-ва и труп-пой А. П. Пав-ло-вой (1914 год).

По-сле 1917 года уча-ст-во-вал в оформ-ле-нии мас-со-вых празд-неств в Пет-ро-гра-де (в том числе мис-те-рии «Гимн ос-во-бо-ж-дён-но-му тру-ду» на пло-ща-ди пе-ред зда-ни-ем Бир-жи, 1920 года, совм. с Ю. П. Ан-нен-ко-вым и В. А. Щу-ко; так-же один из ре-жис-сёров). Был членом Ко-мис-сии по де-лам ис-кусств (1917 года), Общества изу-че-ния и ох-ра-ны ста-ро-го Пе-тер-бур-га (1918 год), хра-ни-те-лем Эр-ми-та-жа (1918 год), ор-га-ни-за-то-ром До-ма ис-кусств в Пет-ро-гра-де (1911-1922 годы). В 1924 году с семь-ёй вы-ехал в Лит-ву; ра-бо-тал в Кау-на-се , Па-ри-же (1926-1929 годы; ху-дож-ник те-ат-ра Н. Ф. Ба-лие-ва «Ле-ту-чая мышь»), Лон-до-не (с пе-ре-ры-ва-ми в 1935-1939 годах), в 1939 году вме-сте с труп-пой М. А. Че-хо-ва вы-ехал в США. Жил в Нью--Йор-ке, с 1952 года до октября 1957 года - в Па-ри-же, Ри-ме, Лон-до-не. Во мно-гих те-ат-рах ми-ра оформ-лял преимущественно русские опе-ры, дра-ма-тические по-ста-нов-ки и ба-ле-ты (в том числе «Рус-ский сол-дат» на музыку С. С. Про-кофь-е-ва, 1942 год, «Бал-ле ти-этр», Нью-Йорк). В 1928-1946 годах был ху-дож-ни-ком ки-но на сту-ди-ях Па-ри-жа, Лон-до-на, Гол-ли-ву-да («Пи-ко-вая да-ма», 1937 год, и другие).

В 1905-1939 годах пуб-ли-ко-вал ста-тьи об изо-бра-зительном искусстве и те-ат-ре. Пре-по-да-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге - Пет-ро-гра-де в шко-ле Е. Н. Зван-це-вой (1906-1911 годы), СХУМ-Вху-теи-не (1918-1923 годы; профессор) и других; в Ху-дожественно-прак-тическом институте в Ви-теб-ске (1918-1919 годы; так-же ди-рек-тор); в Па-ри-же - в Ху-дожественно-промышленном институте князя Ф. Ф. Юсу-по-ва (1926-1929 годы), собственной сту-дии (1927-1928 годы) и Ху-дожественной ака-де-мии Т. Л. Су-хо-ти-ной-Тол-стой (1928-1929 годы); в Кау-на-се (1929-1933 годы).

Сре-ди уче-ни-ков Добужинского - Н. П. Аки-мов, Г. С. Ве-рей-ский, Е. Г. Гу-ро, Г. И. Нар-бут, М. З. Ша-гал, так-же сы-но-вья - гра-фик Все-во-лод До-бу-жин-ский (1905-1998 годы) и сце-но-граф Рос-ти-слав До-бу-жин-ский (1903-2000 годы).

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния / Сост. Г. И. Чу-гу-нов. М., 1987; Пись-ма. СПб., 2001.

Иллюстрации:

М. В. До-бу-жин-ский. «Че-ло-век в оч-ках» (порт-рет кри-ти-ка и по-эта К. А. Сюн-нер-бер-га). 1905-06. Треть-я-ков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва).Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Эс-киз де-ко-ра-ции к спек-так-лю «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по ро-ма-ну «Бе-сы» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1913. Му-зей Мо-сков-ско-го Ху-до-же-ст-вен-но-го те-ат-ра. Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Ил-лю-ст-ра-ция к по-вес-ти «Бе-лые но-чи» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1923. Архив БРЭ.

Добужинский М. В. ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович , рус. график, живописец, театр. художник. Член объединения "Мир искусства". Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Художеств. образование получил в 1899–1901 в мюнхенских частных школах А. Ажбе и Ш., Холлоши. В т-ре дебютировал в 1907 ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, Старинный т-р Евреинова, Петербург). Оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), в МХТ. В 1925 уехал в Литву. В 1939–57 жил в США и Франции. Первые опыты Д. в области балетного т-ра – "Бабочки" на муз. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин), "Мидас" на муз. Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. тот же), "Фея кукол" муз. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. И. Н. Хлюстин). Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. Н. Зверевым) – "Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934); "Щелкунчик" (1949, Лондон, "Сэдлерс-Уэллс"), "Балле эмпериаль" на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (1941, "Американ балле караван", балетм. Дж. Баланчин), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, Бостон, балетм. Фокин), "Мамзель Анго" на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна к балету "Гаянэ" (1951, Париж, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин) и др. Сотрудничал также с балетм. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и другие.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX века, М., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство, в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX века, М., 1972; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театрально-декорационное искусство, М., 1978; Mstislavas Dobuzinskis. Teatro decoracijų, kostiumų, eskizų paroda. Katalogas, Vilnius, 1963; Mstislav V. Doboujinsky. 1875–1957. Memorial exhibition, L., 1959.


Β. Μ. Паппе.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Добужинский М. В." в других словарях:

    Добужинский - Добужинский, Мстислав Валерианович Мстислав Валерианович Добужинский … Википедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валерианович (1875 1957), график и театральный художник, член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф.М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных … Современная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валериа нович (1875 1957), график, живописец и театральный художник. Член Мираискусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах … Русская история

    Добужинский - Мстислав Валерианович , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 87), в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения … Большая советская энциклопедия

    Добужинский М.

    Добужинский М. В. - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский - Мстислав Валерианович (1875, Новгород – 1957, Нью Йорк), русский график и театральный декоратор. Участник художественного объединения «Мир искусства» (с 1902 г.). Родился в семье офицера. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств… … Художественная энциклопедия

    - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерьянович - (1875—1957), график и живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1885—87) и в Мюнхене в школе А. Ажбе (1899—1901). Преподавал в АХ (1918—23). Член объединения «Мир искусства» (1902—21). Работал в области станковой и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • М. В. Добужинский. Воспоминания , М. В. Добужинский. Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Немного найдется людей в нашем художественном мире, которые не знали бы автора книги "Воспоминания" . Объем литературного наследия Добужинского…

Название картины: Провинция 1830-ых . 1907-09


Биография Добужинского

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 и 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету - Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них - оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

. 1902

Двор . 1903


. 1903


. 1904

. 1905

. 1905


. 1905


. 1905


. 1905


. 1906-07

. 1906

. 1906


. 1908

. 1915?


. 1910


. 1911


. 1912


Воронеж. Ворота . 1912


Поцелуй (Двое в городе) . 1918

. 1919


. 1920


Из жизни Петрограда 1920 года . 1920


. 1924


Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи» . 1922

Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне» . 1909


Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда» . 1933


Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер» . 1930


В 1957 году в Нью - Йорке скончался талантливый русский художник, Мстислав Валерианович Добужинский, проведший последние 33 года своей жизни вне России.

При современных невероятных технических открытиях часто забывается чувство достоинства и свободы человека. В такое время голос человечности и призыв к сохранению свободы звучит подобно героическому набату. В современной живописи, к сожалению, приходится наблюдать игнорирование вопросов, направленных в глубину вещей и, боясь затрагивать эти проблемы, современная живопись уходить в абстракцию, обрекая себя на бездушие и внутреннюю пустоту.

Нужна полная убежденность в великом назначении начал прекрасного, чтобы достойно пронести через всю жизнь факел любви к искусству и его пламенем согреть и осветить сердце и мысль человека. Таким и было всегда искусство Добужинского .

Его творческие устремления пробивались не одним потоком, а шли многими «рукавами». Естественно поставить вопрос: в какой области (театр, книжные иллюстрации, городской пейзаж, портрет, литературная и педагогическая деятельность) его творчество проявилось наиболее плодотворно? Но имеет ли смысл задавать такой вопрос? Ведь мы не спрашиваем, которая из граней драгоценного камня самая прекрасная или какой лепесток в цветке наиболее красив. Красота драгоценного камня во всех его гранях, а очарование цветка во всех лепестках вместе. Так и дарование Добужинского раскрылось полностью во всех разнообразных проявлениях его творчества. Но это был не разнобой, а нечто объединенное сердцем и мыслью художника. Однако графические работы Добужинского и его театральная деятельность привлекли к себе еще в России значительно больше внимания, чем его педагогические занятия, а также его пейзажи и портреты .

1904. Акварель, белила

1923. Бумага, акварель, карандаш

1914. Холст, масло

В 1924 г. Добужинский переехал в Западную Европу как уже достаточно сложившийся мастер. Его имя прочно связано с деятельностью художников группы «Мир Искусства», в которую входили Александр Бенуа , Сомов , Лансере, Остроумова - Лебедева, Билибин и др.

Объединение художников «Мир Искусства » никогда не выражало своей «идеологии», смело избегая каких - либо платформ. Вместо направления там правили художественный вкус и свобода. По своему духу «Мир Искусства» был выразителем широкого идеализма. К объединению «Мир Искусства» Добужинский примкнул всецело, войдя в его основное ядро.

Отец художника, генерал артиллерии из старого литовского рода, всячески способствовал развитию художественных способностей сына. От матери художник унаследовал любовь к музыке. Отец матери был новгородским священником, в доме которого Добужинский и родился в 1875 году. Имя ему дали при крещении в честь святого князя новгородского Мстислава Храброго, жившего в XII веке. Мальчиком Добужинский каждое лето приезжал из Петербурга в Новгород. Далекие годы мирного детства прекрасно описаны Добужинским в его воспоминаниях. С осени начиналась петербургская жизнь. «В ранней юности, когда начиналась разлука с Петербургом, у меня долго длилась мучительная тоска по нему, и я мечтал, как о счастье, о жизни в Петербурге … впоследствии мое чувство к Петербургу совершенно неожиданно стало меняться… Вероятно, надо было пройти через это. . . иначе моя любовь к Петербургу была бы неполной», - говорил Добужинский.

В 1895 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вместе с тем продолжает заниматься рисованием, живописью и историей искусств. По окончании университета едет в 1899 году в Мюнхен, где работает два года в студиях Ашбе и Халлоши. Там он знакомится с Игорем Грабарем , который после возвращения Добужинского в Россию вводит его в круг художников «Мир Искусства ».

Настоящим «художественным университетом», как считал Добужинский, было общение с очаровательным и умнейшим собеседником Александром Бенуа . Любовь к петербургскому детству и Петербургу всецело непосредственно объединяла их.

Картон, гуашь, пастель

Бумага на картоне, пастель, гуашь

Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, карандаш

Вернувшись из - за границы, художник увидел Петербург в его величии, но вместе с тем уколола изнанка города, - город казался мрачным и печальным. Казалось из этого состояния со спящими каналами, бесконечными заборами, складами черных дров и пустырей нет выхода. Все его поражало жуткими и в высшей степени острыми чертами.

Не надо представлять себе Добужинского певцом народного Петербурга. За народные изображения он брался только по предложениям заказчиков.

В этих словах слышна неумолимая требовательность к себе и непреклонная честность по отношению к искусству, не позволявшая ему успокоиться на однажды найденных формах.

В жизни Добужинского 1919 год был знаменательной датой: Станиславский предложил ему написать декорацию в МХТ для пьесы Тургенева «Месяц в деревне ». «Мирной деревенской жизни в пьесе «Месяц в деревне », - поясняет художник, - грозит душевная буря. В голубой гостиной, на стенах, меня постигла мысль сделать две большие картины: на одной изобразить вулкан, а на другой крушение корабля… это намек... внесение драматического момента в спокойствие и ясность… и создавало известное настроение».

В 1913 г. Добужинский написал декорации в МХТ по роману Достоевского «Бесы » для пьесы «Николай Ставрогин ». Декорации Добужинского чрезвычайно помогали восприятию всей драмы «Бесов », а сама работа открыла художнику многие трагические стороны жизни и затронула те области, которых раньше Добужинский не касался.

Первая мировая война, революция и все последовавшие в России события не могли, конечно, пройти незамеченно для отзывчивой души художника. В воображении художника складываются печальные взгляды на будущее. Так возникает серия работ под названием «Городские сны ». Особенно впечатляет работа «». Вереница людей понуро поднимается по гигантским лестницам. По соседству работающие машины - гиганты как бы поглощают этих одинаковых людей, вынужденных двигаться.

На фоне этих гигантских машин маленькие люди кажутся муравьями и им не понять, для чего происходит это поглощение мира техникой. Им только и остается безропотно идти друг за другом, образуя несчастную тысячную толпу. Наше сознание протестует и несогласно с подобной судьбой. Человек достоин другой жизни и требует себе права на свободу.

Предчувствие трагических событий носит в рисунке «» из той же серии «Городские сны » пророческий характер и напоминает страницы Апокалипсиса.

Работы Добужинского из серии «Городские сны » говорят о том, как ошибались те, кто причислял художника к эстетам. Одно любование сочетанием линий и красок без внутреннего смысла никогда не привлекало Добужинского. Его искусство всегда трепетно и предметно, и зовет к постижению всего видимого.

В 1922 году был издан альбом литографий Добужинского под названием «Петербург в 1921 год ». Одна из лучших монографий этого альбома - «». Языком, полным скорби, поведал Добужинский о былом величии одичалого города. Собор в метель становится более призрачным, щемит сердце от этого вида, столь просто и выразительно показанного.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

«Последним моим «прости» Петербургу были мои иллюстрации к «Белым ночам » Достоевского, - говорит художник, - куда я вложил всю мою любовь к Петербургу». «Работой над «Белыми ночами » завершается период творчества Добужинского на родине. Тридцать три последующих года показали, что художник был еще полон сил, и любовь к родным основам осталась незыблемой. В условиях эмигрантской жизни, не всегда легких, Добужинский не сдался и проявил себя широко и свободно в области театра и книжной иллюстрации.

Во время пребывания Добужинского в Лондоне бывали у него встречи с писателем А.Н. Толстым, который уговаривал художника вернуться на родину. Добужинский ему ответил: «У вас там начальства много, а я начальства не люблю».

В городах, где останавливался Добужинский, устраивались выставки его работ, находившие широкий отклик. Тут появились не только виды России, но и виды Парижа, Копенгагена, Риги, Вильны. Новые города давали художнику новые мотивы, которые он набрасывал смело, свободно и широко. Правда его несколько стесняли люди на улицах, когда он делал этюды, поэтому он чаще делал быстрые зарисовки с натуры, а затем дома создавал свои рисунки и акварели. Такой элемент «вторичного творчества» нередко превалировал в искусстве Добужинского и придавал характерность изображаемому.

С переездом в Западную Европу началась довольно интенсивная театральная деятельность художника. Для Дрезденской оперы Добужинский пишет декорации для «Евгения Онегина ». Особенно пленительны были декорации комнаты Татьяны. Пушкину Добужинский остался верен до конца. В государственном Литовском театре ставится опера «Пиковая дама » в оформлении Добужинского. Содержание оперы и ее музыка нашли страстный отклик в его динамическом искусстве. Запомнилась жуткая архитектура игорного дома, в котором сходит с ума Герман. Темная фантастика трагической сцены приобретает глубокий смысл.

2-я картина I действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера

2-я картина II действия. 1934.

2-я картина III действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера, тушь

Театральная работа порой целиком поглощала почти все время художника. И все же, даже в разгар театрального сезона, Добужинского влечет природа, и он юношески приветствует ее. Увлекаясь театральной деятельностью, он не забывал других отраслей искусства.

Добужинский давно уже поддавался затаенным желаниям к иллюстрированию любимого им Онегина, все страницы которого он знал наизусть с юных лет. Издание «Онегина » с рисунками Добужинского было осуществлено только в 1937 году, когда «Онегин » вышел в английском переводе. Был полный успех рисунков. А в 1938 году в Париже вышло русское издание с его же рисунками.

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

В главе I изображение Онегина, возвращающегося с бала. Всего лишь несколькими штрихами и пятнами дано представление о ясном морозном утре с встающим из - за легких туч солнцем. Наиболее сильным рисунком является дуэль Онегина с Ленским. Силуэтность рисунка помогает острее почувствовать контраст темных фигур и белизну снега. Здесь должно наступить нечто роковое. Простота рисунка основана на глубоком знании, а экономия средств показывает высокое мастерство Добужинского - графика.

Часто во время театральных постановок Добужинский зарисовывал артистов. Существует много набросков, исполненных художником еще в России, а потом и за границей. Портрет Федора Ивановича Шаляпина нарисован в 1934 г. в Ковно, когда Шаляпин приезжал в Балтийские страны на гастроли. Добужинский почувствовал в стареющем великом певце могучую силу. Усталые глаза, но все - таки это еще лев, величественный в своем артистическом благородстве.

В Лондоне Добужинский рисует композитора Николая Карловича Метнера. Проницательный взгляд умных и добрых глаз и общий поэтический облик композитора показан психологически тонко.

С 1939 года Добужинский в Соединенных Штатах Америки, куда его пригласил Михаил Чехов. «За эти годы Добужинский создал в театрах: четыре оперы, семь балетов, пять драм и комедий, и самую большую театральную работу - «Хованщина ».

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

В первые годы своего пребывания в Америке Добужинский сотрудничает с Чеховым и выполняет некоторые его постановки, среди них инсценировку рассказа А. Чехова «Забыл », вызывающую своими декорациями улыбку. Сколько там было тонкого юмора! Но и пышная постановка оперы Верди «Бал - маскарад » показывала, каким мастером сцены был Добужинский , как легко он возводил великолепные чертоги и наполнял их феерическим светом.

В годы пребывания в Америке художник стал работать над темами русской истории, к которым он, живя на родине, не обращался. Известны его постановки «Бориса Годунова » и «Хованщины ». В эти же годы он пишет свои воспоминания о Новгороде и о своем детстве. Тут слышится голос любви к своему прошлому, это как бы благодарная дань тому, на что в молодые годы не было обращено достаточного внимания.

Добужинский иллюстрирует в 1951 году «Слово о полку Игореве ». Здесь отразился его взгляд на этот памятник древней русской литературы как на памятник трагического искусства. Заглавный лист «Слова » чрезвычайно динамичен. Зловещий крик птицы, померкнувшее солнце и стремительный поход дружины сплелись с терзаемым бурей деревом в выразительный графический узор. Перед боем с половцами войска Игоря показывают строй сомкнувшихся щитов и лес ровных копий. Но после побоища все смешалось, копья свалены, стяги порваны, птицы разметались. Самыми простыми средствами Добужинский достиг выражения полного поражения, разброда и ужаса. И все это дано только в одной вспышке!

По силе переживания рисунки к «Слову » должны быть отнесены к одним из самых сильных в творчестве Добужинского. Нечто стихийное чувствуется в их внутренней взволнованности и динамике.

В этих рисунках нет каллиграфической тонкости, но в них есть подлинная свобода в выражении могучих чувств, где птицы грозно каркают, где деревья мощно изгибаются под напором бури, где в дела людей властно вмешиваются силы неба.

Помимо театральных и графических работ Добужинский собирает материалы по истории русской театральной живописи, пишет воспоминания, редактирует сборник - «Памяти Рахманинова» и не прекращает делать свои зарисовки с натуры.

Был еще одни мир, куда нередко уносился Добужинский в своих мечтах: это был мир давно прошедших дней, в котором природа и памятники культуры давали ему обильную пищу для творчества. Это был город его юности - Петербург.

В последние дни своей жизни вспомнил Добужинский Летний сад зимою в годы запустения Петербурга. Одиноко стоит в одной из аллей статуя Ночи, брошенная всеми и занесенная снегом.

Только деревья оголенными ветвями рассказывают о былом величии и красоте столицы. Есть в этом образе печально стоящей среди холода фигуры нечто более значительное, чем простое воспоминание о любимом городе. Это прощальный привет художника, открывшего много тайн и заповедавшего бережно хранить эти тайны творческого преобразования.

Беспредметность и абстракция не могли найти у Добужинского никакого признания. Слишком он был полон интереса к миру, архитектуре, человеку и вещам и находил в них тайный смысл.