Анализ 2 и 3 действия комедии ревизор. Сочинение: Анализ сцены вранья в комедии Н

/ / / Сцена «вранья» Хлестакова (анализ сцены из III действия комедии Гоголя «Ревизор»)

Комедия Н.В. Гоголя « » насквозь пропитана смешными сценами и эпизодами, которые создал автор, глядя на окружающую его жизнь. В ней он смеялся не над крепостным правом, не над монархией. Он высмеивал человека, а скорее, его ничтожность и низость, его бездуховность и аморальность.

В комедии «Ревизор» нам не встречаются позитивные и хорошие герои. Возможно, автор и пытался их создать, но у него ничего не получилась, ведь, такие люди, как главные герои произведения, просто заполонили землю и Россию.

Сцена «вранья» Хлестакова просто поражает читателя. Главный герой сочиняет такие небылицы, что они доходят до абсурда. говорит о том, что он хорошо знаком и дружен с Пушкиным, что актеры и писатели «с ним на ты». Он хвалится о том, что чуть не стал главнокомандующим. Его дом был построен первым в Петербурге, и теперь он устраивает в нем шикарные балы, на которые съезжаются князья и министры. Он кормит их деликатесами, супами из Парижа, экзотическими фруктами и ягодами.

Кроме героев, с которыми мы встречаемся в тексте комедии, особую роль играет смех автора. Он присутствует везде и всюду. Мы встречаемся с нелепыми ситуациями, со смешными ошибками персон уездного города, с ироничными моментами. А манера поведения чиновников, которые были главными мошенниками города. Они считают окружающих глупцами и ловко обманутыми, хотя и сами попадаются на нелепую уловку Хлестакова.

Сатирические приемы помогают Н.В. Гоголю намного ярке и красочней описать реалии российской жизни. Анализируя поступки Шпекина, который от любопытства вскрывал и читал чужие письма, а затем оголял их смысл на всеобщее высмеивание, читатель не может не заметить низости и аморальности таких поступков.

Сам образ главного героя состоит из всецельного вранья. Он сочиняет небылицы о шикарных праздничных обедах, хотя сам, ходит полуголодным. Он настолько забывается, что относит свое имя в ряды известных писателей. И никто из жителей города не замечает ошибок в сказанных словах. Ведь они настолько необразованны и культурно уничтожены!

Практически все герои комедии прибегают к выдумкам и вранью. Так, их жизнь становится намного красочнее и интереснее. в смешной, сатирической форме пытается открыть глаза окружающему миру на суровую и достаточно грустную действительность. Ведь вокруг торжествует ложь.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

«Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо»

(Анализ 3 действия)

Л.Г. Блажко, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№19, г. Севастополь

Тип урока: комбинированный (урок анализа содержания).

Вид урока: театрализованное действо (театрализованный урок)

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями; над составлением характеристики Хлестакова: превращениеничтожества в «вельможу» и «значительное лицо».

Развивающие:

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализ образов героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развития коммуникативных умений учащихся;

Воспитательные:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

    показать безнравственность героя и соотнести его действия, поведение с современной действительностью.

Наглядность и оборудование: учебник Меркина, компьютерная презентация,

листы самоценивания, театральная атрибутика, альбом с картинками Н.В. Гоголя, портреты главных героев, афиши.

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилагал.

Из басни "Лжец" И. А. Крылова

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут,

делался или делается Хлестаковым...

Н.В. Гоголь

Тут дело идет об истине, о русском обществе, о России...

В.Г. Белинский

Хлестакову принадлежит главнаяроль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю.Манн

В кабинете развешены портреты Гоголя, акварельный рисунок «Гоголь за кулисами во время репетиции комедии "Ревизор" в Александринском театре в Петербурге, портреты главных героев.

Ход урока

Урок начинается со сценки «У афиши». Группа актеров стоят у афиши, остальные ходят по кабинету и рассматривают портреты главных героев.

Сцена у афиши.

Дама:

Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?

Господин:

-«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.

Дама:

Что, настолько плоха?

Господин:

Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу, напоминает.

Дама:

Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.

Господин:

Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть. Прескверный господин доложу я вам.

Дама:

Ах, позвольте я угадаю. Ляпкин-Тяпкин. Наверное, и судит он так же - тяп-ляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень признательна.

Господин:

Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу о главном герое - Хлестакове.

Звенит театральный звонок. Учащиеся рассаживаются, распределяясь по группам. (4 группы: исследователи, актеры, критики, стилисты)

I .Организационный момент.

II .Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мы в театре 19 века.

ВыходитН.В.Гоголь.

«В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем”.
"А что касается. Моегогероя, то это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какойнибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде... Мой герой вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит».

Учитель

Сегодня мы продолжаем изучать комедию Н.В. Гоголя: «Ревизор».

Сегодня мы работаем в 4 группах:

Группа актеров;

Группа литературоведов;

Группа исследователей;

Группа стилистов.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Перед Вами на столе лежат: лист самоценки.

Начнем с небольшой разминки».

1.Кто рассказал Гоголю «чисто русский анекдот» о том, как его приняли в Нижнем Новгороде за ревизора? (А.С. Пушкин)

2.Дата написания комедия «Ревизор»? (1836 года)

3.Каким театром «Ревизор» был впервые принят к постановке? (Петербургским Александринским театром)

4.Какой сон приснился Городничему? (Две огромные черные крысы)

5.Какой чин занимал Хлестаков на службе? (Коллежский регистратор, чиновник XIV )

6.С кем сравнивал городничий больных? (С кузнецами)

7.В каком из присутственных мест сторожа завели гусей? (В суде)

8. Кто первый нам рассказывает о Хлестакове? (Осип, слуга Хлестакова)

9. Какими словами Гоголь подчеркивает несамостоятельность и легкомыслие героя? (Эх, если б узнал старый барин…)

10.Кто, по мнению Хлестакова, виновен в его затруднительном положении? (пехотный капитан)

(Работа в парах. Взаимопроверка тестовых заданий. 1-б – 2 задания. 0,5 балла – в пользу ученика.Баллы выставляются в лист самооценивания)

Учитель. На предыдущих уроках мы рассмотрели 1-2 действия.

Н.В. Гоголь подготовил читателя к появлению главного героя. А что герой думает о себе?

Хлестаков

«Я чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимаю самую низкую ступеньку на лестнице чинов. Ехал в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе N в надежде на лучшие времена. К своей службе я не проявлял никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, я иду гулять по проспекту, в картишки играю,люблю «показать себя», покутить.

III .Объявление темы и цели урока.

IV .Работа над темой урока.

Рассмотрим, как Хлестаков превращается из незначительного и «маленького человека» в «вельможу» и «значительное лицо».В течение урока мы продолжим формировать навыки выразительного чтения по ролям, художественного пересказа.

А кто такой вельможа?

Значение слов

1.Вельможа(от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) -знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическимтермином...
2.Человек, обладающий особым саном или занимающий высокое положение в государстве. Само слово произошло от наречия “вельми” (“вело”), что значит “очень”. Вторая часть понятия "вельможа" – это глагол “может”. Сложив две половинки, мы получаем того, кто обладает большим могуществом.

События комедии тесно связаны между собой. Это подчеркивает III действие, являющееся непосредственным продолжением I действия. Сходство

обнаруживается не только в месте действия (дом городничего), но и в тождестве мизансцен, которыми кончается одно действие и начинается другое.

Работа в группах на выполнение задания 5 мин. (учащиеся получают задания и готовятся отвечать)

Литературоведы

1.Пересказ событий явлений 1-3, действия III (Султанов)

Городничий трепещет от страха и старается всячески перехитрить воображаемого ревизора.

2. Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая кого – нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?

Женщины сгорают от любопытства. «Женский мир» противопоставлен «мужскому миру». Рассказ Добчинского о том, что он перетрухнул, слушая, как говорит «вельможа», Анна Андреевна называет вздор.

3. Что важно для Анны Андреевны?

Возраст Хлестакова и внешний вид.

4. Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?

Имеют вздорный характер и видят друг в друге соперниц.

Слово учителя

Гоголь создает единый коллективный образ: помещики, чиновники, полицейские, дамы - который можно определить, как единство уездного общества, единство данной социальной среды.

Хлестаков – вне этого единого образа, хотя социально родствен этой среде. Он испытывает ее воздействие, хотя это и не совсем его мир.

Первый этап «эволюции» Хлестакова намечен в III действии, в сцене вранья.

Актеры

Выразительное чтение по ролям явлений 5-6, действия III .

Обращение к иллюстрациям.

Н.В. Гоголь о Хлестакове. «Он почувствовал приятность и удовольствие, что его слушают, угождают, исполняют всё. Что он хочет, ловят с жадностью всё, что он произносит. Он разговорился,никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь… Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор»

Исследователи

Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из речи Хлестакова реплики – ответы на «запросы», заполнив вторую часть таблицы.

«Нам ещё более приятно видеть такую особу»

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне.»

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее».

«Вы, сударыня, заслуживаете. Я живу в деревне... Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки».

Городничий: «Чин такой, что еще можно постоять»

«Без чинов прошу садиться»

«Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего»

«Вы, верно, в журналы помещаете?

«Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений»

Как же, я им всем поправляю статьи

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да это моё сочинение»

«Я думаю, с каким вкусом и великолепием даются балы»

Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз.

«Это господина Загоскина сочинение»

Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

«Городничий и прочие с робостью встают со стульев»

Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам»

Актеры

Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

Нелепицы, несуразности, небылицы, которые использует герой в рассказе.

Как достигается комический и сатирический эффект?

Едкой сатирой на высокопоставленное петербургское общество, которое достигается широким применением гротеска и гиперболы.

Какова лексика главного героя?

Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно)

- Найдите в тексте крылатые фразы в комедии «Ревизор» `

"Легкость в мыслях необыкновенная"

Хвастаясь своими литературными способностями, Хлестаков говорит (действие 3, явление 6):

"Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе, пожалуй, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях".

"Срывать цветы удовольствия "

Слова Хлестакова (действие 3, явление 5):

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Тридцать пять тысяч курьеров "
Иногда встречаются версии, производные от оригинала: «сорок тысяч курьеров», «тридцать тысяч курьеров» и т. д.

Слова Хлестакова (действие 3, явление 6):

«Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, куда уехал - неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

"Уважение и преданность - преданность и уважение "

Так Хлестаков описывает требования, которые он предъявляет к своим мифическим подчиненным в Петербурге.

Аналитики

1.Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать?

Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятны людям, поэтому и готов сказать и сделать им все, что только они захотят услышать. Окружающие хотят услышать от Хлестакова рассказ о жизни сановника из Петербурга. Ловя их ожидания на лету, он готов «соответствовать». Он чаще всего лишь старается сказать то, чего от него ждут. Он чувствует, что от него ждут похвалы как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит. Завтрак в больнице. От него ждут одобрения уже не завтрака, а больницы., и он изрекает их.

2.Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся?

Да, конечно.

Известный русский писатель С. Сергеев -Ценский в статье о «Ревизоре» доказывал гениальность Хлестакова.«Хлестаков задуман Гоголем не как обыкновенный враль - мели, Емеля, твоя неделя, - а как большой художник, вошедший в роль именно того, за кого его принимают в городишке.»

Давайте вникнем в этот полёт фантазии, - продолжает Сергеев-Ценский. - Во-первых, что это за арбуз в 700 рублей... За 700 рублей можно было купить целую гору арбузов... А во что может превратиться сваренный в Париже суп, пока его довезут на пароходе в Петербург? Такие обыденные вопросы гением отметаются».

3.В чем состоит «гениальность» Хлестакова?

Гениален исключительной легкостью и «незаданностью» выдумки

4.Можно ли утверждать, что воображение Хлестакова гениально смело?

Воображение убого, но дерзко, смело в своей убогости – гениально убого. Нигде не выходит за пределы своего кругозора, своего уровня понимания.

5.Почему чиновники верят подобным глупостям?

Как Вы понимаете слова Дубчинского: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх?». Глупости говорит не кто-иной, а вельможа.

6.Верит ли сам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих?

Найдите реплику Хлестакова – ответ на вопрос.

Он «отрывисто» кричит на них; а ведь они старше и чиновнее его; но они сделали себе из него кумира, которому позволено все.

V .Итог урока

Шестое явление считают кульминацией комедии. Почему?

Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность своего гостя. Черты Хлестакова – лживость и хвастливость – вытекают из его ничтожества. В жизни он никто и ничто, «сосулька», лжет «вдохновенно», «художественно», так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту.Для чиновников – умный и интересный человек.

Итоги урока.

Показывает, как создаются настоящие «значительные лица» - нелепой ошибкой, глупым страхом среды, творящей себе кумира.

Есть ли Хлестаковы в наши дни?

В чем актуальность комедии в наши дни?

Учитель

Заключительное слово Н.В. Гоголя.

Друзьям моим благодарю вас много, друзья мои. Считаю долгом сказать вам напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело… Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.

«Завещание»

Будьте веселы и светлы духом и сохраните вечно в себе великую истину, которую я вам скажу: препятствия суть наши крылья. Они нам даются для того, чтобы сделать нас сильней и ближе к цели. Это вам говорит человек, изведавший сие по опыту.

Из письма художнику А.А. Иванову

VI .Домашнее задание

1. Прочить IV действие комедии.

Индивидуальное задание:

2. Подготовить пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.

Групповое задание:

3. Выразительное чтение по ролям явлений 3 – 7.

Литература

Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ III действия комедии Н.В. Г«Ревизор») Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина»(Анализ III действия комедии.) Цели урока. 1. Прививать интерес к комедии. 2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине». 3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.
    • Мы продолжаем погружение в художественный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На сегодняшнем уроке наша цель – проанализировать III действие комедии.
    • Запись темы урок.
    • Но прежде вспомним то, что нам уже известно.
2 . Опрос по повторению.
  • Где, в каком месте, происходит действие комедии? (В безымянном уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».)
  • В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Так как же жила Россия того времени?
Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке? (Характеристика городничего.)
  • Как обстоят дела в здравоохранении ? (Характеристика А.Ф. Земляники.)
  • Кто заведует судопроизводством в городе? (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.)
  • Говорят, что самое трудное в жизни – лечить, судить и учить. От состояния здравоохранения, судопроизводства и образования зависит «здоровье» всего общества. Мы вспомнили, как обстоят дела в здравоохранении, судопроизводстве. А что же в образовании ? Может быть, там всё благополучно в гоголевском городке? (Характеристика образования. Л.Л. Хлопов и учителя.)
  • Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии? (Характеристика почтмейстера и городских помещиков.)
  • Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (Чувство страха.)
  • Почему все боятся приезда ревизора? (Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.)
  • Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя? (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.)
  • Кинофрагмент. (Фильм Л. Гайдая «Инкогнито из Петербурга».)
  • Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Именно так и произошло в безымянном городе, представленном в комедии «Ревизор».Хлестакова, проживавшего в тот момент в гостинице города, приняли за «инкогнито». «Помогли» в этом городские сплетники Бобчинский и Добчинский. («Настоящий ревизор уже в городе, причём две недели»)
  • Почему же Хлестаков оказался в гостинице этого города? Кто такой Хлестаков на самом деле? (Характеристика Хлестакова. NB : Хлестаков предстаёт ничтожным и никчёмным человеком.)
3. Анализ III действия комедии.
  • Беседа на восприятие.
  • С какой сцены начинается действие?
  • Как ведут себя Анна Андреевна и Марья Антоновна? Какими качествами они наделены?
  • Появление Хлестакова в доме городничего. Как ведёт себя Хлестаков поначалу? Какие у него впечатления о городе? Почему Хлестаков становится уверенным, начинает «раскрываться»? (Все к нему доброжелательны, слишком любезны. Сами окружающие провоцируют Хлестакова на дальнейшие «подвиги», подогревают его фантазию.)
  • Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». Она кульминационная в развитии действия комедии. Что такое кульминация?
  • Чтение по ролям.
  • Кинофрагмент «Сцена обмана».
  • Беседа по содержанию сцены.
  • Кем представляется Хлестаков в этой сцене? (Проверка опережающего задания.)
- начальник отделения со мной на дружеской ноге; - хотели меня коллежским асессором сделать; - один раз приняли меня за главнокомандующего; - меня уже везде знают; - с хорошенькими актрисами знаком; - с Пушкиным на дружеской ноге; - моих много есть сочинений; - у меня дом первый в Петербурге; - балы даю (« в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Парижа».) - на пакетах пишут: «ваше превосходительство»; - один раз управлял департаментом; - меня сам государственный совет боится; - во дворец всякий день езжу; - завтра произведут в фельдмарш…
  • Фельдмаршал по «Табели о рангах» какой класс? А Хлестаков? (14)
  • На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Взлетает к высшей ступени «Табели о рангах». Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (Запись в тетради определения.)
  • Почему Хлестаков взлетел в этой сцене до самых верхов? Кто провоцирует Хлестакова на враньё, его подвиги? (Сами чиновники, подобострастно стоящие вокруг него, подогревают его фантазию.)
  • Почему Хлестаков лжёт? (Не устраивает своя жизнь, сделать ничего не может, да и не хочет, поэтому на ходу придумывает другую жизнь.)
  • Цитата Ю.М. Лотмана.
  • Как относятся окружающие к Хлестакову после услышанного? Проследим по тексту комедии.
- Бобчинский и Добчинский уходят в восхищении; - Анна Андреевна и Марья Антоновна очарованы; - городничий под впечатлением.
  • Кто поддерживает «враньё» Хлестакова? (Осип.)
  • Вспомните, как ведёт себя Осип в начале II действия. Почему в доме городничего он ведёт себя по-другому? (Привык подыгрывать хозяину, за счёт этого и живёт.)
  • Мы понимаем, что Х
  • Мы понимаем, что Хлестаков лжёт? (Да, Хлестаков постоянно оговаривается. Его фантазии построены по принципу от «противного»: чего лишён, о том мечтаю.) Почему все верят Хлестакову?(1)Страх руководит ими. 2) Все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их. Высота сана затмевает любые человеческие качества для них. 3) Хлестаков лжёт искренне. Хлестаков искусно обманул чиновников потому, что не собирался обманывать их. Он не разыгрывает из себя ревизора. Всё сделали за него. Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит.»)
  • Гоголь открыл явление, которое назвал «хлестаковщина» (Ю. Манн). Что же такое «хлестаковщина»?
  • Слайд.
  • Кто заражён «хлестаковщиной»? (Все. «Вера» Хлестакова невольно передалась городничему и его окружению. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде.»)
  • Слайд.
  • Покажите на примерах из комедии, что это действительно так. (Перед приездом все готовятся, но не реально исправляют недостатки, а маскируют их.)
  • Ссылка к слайду Гоголя.

4. Итоги урока.

    Каким качеством обладает Хлестаков? (Умеет врать чистосердечно. Его цель- «срывать цветы удовольствия.» Пользуется тем, что плывёт к нему в руки. За счёт этого и живёт.)

    Что такое « хлестаковщина»?

    Оценки за урок.

5. Домашнее задание. Чтение IV действия комедии. Заполнение таблицы.

Чиновники на приёме у «ревизора»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ третьего действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Власть Здравоохранение Судопроизводство Образование Другое

Табель о рангах, введённая Петром I в 1722 году Чины гражданские Чины военные морские сухопутные Классы Канцлер Генерал-адмирал Фельдмаршал I Действительный тайный советник Адмирал Генерал от артиллерии II Тайный советник Вице-адмирал Генерал-лейтенант III Действительный статский советник Контр-адмирал Генерал-майор IV Статский советник Капитан-командор Бригадир V Коллежский советник Капитан I ранга Полковник VI Надворный советник Капитан II ранга Подполковник VII Коллежский асессор Флота капитан -лейтенант Майор VIII Титулярный советник Флота лейтенант Капитан или ротмистр IX Коллежский секретарь Артиллерии лейтенант Штабс-капитан X Сенатский секретарь XI Губернский секретарь Флота мичман Поручик XII Провинциальный секретарь Артиллерии констапель Подпоручик XIII Коллежский регистратор Прапорщик или корнет XIV

Гротеск - преувеличение, доведённое до невероятных размеров, причудливое переплетение фантастического и реального, трагического и комического.

«Основа его вранья – бесконечное презрение к себе самому. Враньё потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделаться от себя, стать другим, поменять 1-е и 3-е лицо местами, потому что сам-то он глубоко убеждён в том, что подлинно интересен может быть только «он», а не «я». Это придаёт хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения.» Ю.М. Лотман

Хлестаковщина – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами; стремление выдавать желаемое за действительное, вера в счастливый случай, который всё изменит и перенесёт из «грязи в князи».

« Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, - дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернётся, и как будто бы и не он.» Н.В. Гоголь

Чиновники на приёме у «ревизора» «Посетители» Хлестакова (по порядку) Их поведение с Хлестаковым О чём просят Хлестакова его «посетители»?


Гоголь «Ревизор», действие 1 – краткое содержание

Явление 1 . Городничий Антон Сквозник-Дмухановский собирает у себя отцов города и сообщает им пренеприятное известие: «К нам едет ревизор». Чиновники поражены и испуганы. Больше всего волнуется сам городничий: в местном хозяйстве много непорядков. В передней у судьи Ляпкина-Тяпкина сторожа держат гусей с гусенками, а от заседателя постоянно пахнет так, как будто он только что вышел из винокуренного завода. Больные в больнице грязны и по виду похожи на кузнецов, а учителя в училищах имеют вольнодумное выражение лица.

Явление 2 . К собранию у городничего присоединяется почтмейстер. Городничий предполагает, что ревизор мог быть послан вследствие какого-либо доноса, и интересуется, нельзя ли на почте немножко распечатывать письма и «из предосторожности» знакомиться с их содержанием. Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства. В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Явление 3 . К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы. Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки. Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.

Явление 4 . Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.

Явление 5 . Городничий собирается ехать в трактир, к ревизору.

Явление 6 . Прибегают жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна сетует, что муж уехал, не рассказав последних новостей, и посылает бабу Авдотью узнать, какие у ревизора усы и глаза.

Гоголь «Ревизор», действие 2 – краткое содержание

Явление 1 . Человек, которого Бобчинский и Добчинский приняли за ревизора, – на самом деле Иван Александрович Хлестаков, молодой повеса, чиновник самого низкого ранга, который теперь ещё и дочиста проигрался в карты. Хлестаков оказался в городе случайно, проездом из Петербурга домой в Саратовскую губернию.

Слуга Хлестакова Осип, лёжа в отсутствие барина на его постели, рассуждает о том, как легковесен его господин. (См. Монолог Осипа .) Хлестаков существует только на присылаемые отцом подачки, которые тут же спускает в кутежах. Сейчас они с Осипом сидят голодные: им не на что даже купить обеда.

Явление 2 . Вошедший Хлестаков гонит Осипа в трактир – взять обед в долг. Осип говорит, что хозяин уже отказывается кормить без денег. Хлестаков посылает его позвать трактирщика.

Явление 3 . Осип уходит, а Хлестаков жалуется сам себе: ужасно хочется есть, но пообедать не на что – в Пензе его дотла обчистил в карточной игре один пехотный капитан.

Явление 4 . Осип возвращается с трактирным слугой, который подтверждает: Хлестаков и так уже много задолжал хозяину, поэтому кормить бесплатно его больше не будут. По словам слуги, трактирщик уже собирается доносить на неплатежи Хлестакова городничему. Хлестаков посылает слугу упрашивать хозяина.

Явление 5 . Вновь оставшись один, Хлестаков размышляет: не продать ли штаны? Чтобы заглушить муки голода, он начинает мечтать. Хорошо бы взять напрокат карету, обрядить Осипа в ливрею, выдавать себя за богача и ездить по лучшим домам… (См. Монолог Хлестакова .)

Явление 6 . Трактирный слуга приносит обед, но предупреждает, что хозяин дал его без денег в последний раз. Голодный Хлестаков бросается к тарелкам и начинает выговаривать слуге за то, что обед плох: в супе вместо масла плавают какие-то перья, а говядина в жарком так жестка, что от её жевания болят челюсти.

Явление 7 . Осип сообщает Хлестакову: его спрашивает приехавший в гостиницу городничий. Хлестаков приходит в страшное волнение. Он полагает, что городничий прибыл по жалобе трактирщика и сейчас потащит его в долговую тюрьму.

Явление 8 . Городничий входит к мнимому ревизору. Хлестаков, уверенный, что сейчас его поведут в тюрьму, вначале заикается, но потом кричит: я буду жаловаться министру. Городничий, не разобрав суть дела, полагает: «ревизор» хочет жаловаться на дурное управление городом. Хлестаков объясняет, что не может уехать из города, так как у него нет ни копейки. Городничий принимает это за вымогание взятки. Он тут же суёт «ревизору» 400 рублей и приглашает его к себе домой. Донельзя изумлённый Хлестаков не вполне понимает происходящее, но всё больше ободряется и начинает держать себя с городничим немного свысока.

Явление 9 . По просьбе Хлестакова Осип приводит трактирного слугу. Имея теперь деньги, Хлестаков собирается расплатиться через него с хозяином. Но городничий приказывает слуге убираться прочь.

Явление 10 . Городничий приглашает Хлестакова проехаться вместе по городским учреждениям. Жене он отсылает с Добчинским записку, где приказывает подготовить дома хороший приём «ревизору».

Гоголь «Ревизор», действие 3 – краткое содержание

Явление 1 . Жена и дочь городничего, увидев в окно Добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора.

Явление 2 . Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков.

Явление 3 . Готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них.

Явление 4 . Слуга Осип приносит в дом городничего чемодан с вещами Хлестакова и требует накормить себя.

Явление 5 . Хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по разным учреждениям. Хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. Городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную.

Явление 6 . Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Хлестаков рисуется перед ними. Он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше. Хлестаков уверяет, что он близко знаком с Пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «Женитьбу Фигаро» и «Юрий Милославский». Он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы. Раз он, якобы, управлял департаментом, рассылая 35 тысяч курьеров, а теперь его скоро произведут в фельдмаршалы.

Явление 7 . Хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре».

Явление 8 . Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них Хлестаков обратил больше внимания.

Явление 9 . Городничий, уложив Хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении.

Явление 10 . Городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», Осипа. Осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. Он рассказывает: его барин очень влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, Осипа, советам. Спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки».

Явление 11 . Позвав квартальных Свистунова и Держиморду, городничий приказывает им не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.

Гоголь «Ревизор», действие 4 – краткое содержание

Явление 1 . Городские чиновники, стоя у комнаты спящего Хлестакова, горячо обсуждают, как дать ему взятку и не вступить при этом в конфликт с законом. Никто не хочет первым идти предлагать деньги «ревизору», каждый подталкивает другого.

Явление 2 . Хлестаков просыпается в своей комнате и с удовлетворением вспоминает о прошедшем дне.

Явление 3 . К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин с деньгами в сжатом кулаке. Не зная, как удобнее их сунуть, судья стушёвывается настолько, что разжимает руку и роняет купюры. Хлестаков, увидев деньги, не теряется и тут же просит их «взаймы». Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается дать и поспешно уходит.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Явление 4 . В комнату Хлестакова входит почтмейстер Шпекин. «Ревизор» уже не ждёт, когда тот выронит деньги, а просит взаймы сам. Почтмейстер с радостью «ссужает» триста рублей.

Явление 5 . Точно таким же способом Хлестаков «занимает» ещё 300 рублей у смотрителя училищ Хлопова.

Явление 6 . Ещё 400 рублей даёт ему попечитель богоугодных заведения Земляника (который при этом ещё и старается ябедничать на почтмейстера и судью).

Явление 7 . Бобчинский и Добчинский находят для «ревизора» лишь гораздо меньшую сумму: всего 65 целковых на двоих.

Явление 8 . Собрав со всех деньги и оставшись один, Хлестаков дивится, что за дурачьё управляет этим городом. Он решает написать о своих весёлых приключениях знакомому журналисту Тряпичкину в Петербург: пускай тот «общелкает» этот случай в какой-нибудь газете.

Явление 9 . Пришедший Осип советует Хлестакову убираться из города, как можно скорее: его явно принимают за другого человека, и ошибка может выявиться с минуты на минуту. Хлестаков соглашается, но перед отъездом поручает Осипу отнести на почту письмо для Тряпичкина. За окном вдруг слышатся голоса купцов, пришедших к «ревизору» с челобитной. Квартальный Держиморда пробует задержать их у ворот, но Хлестаков, выглянув в окно, распоряжается впустить.

Явление 10 . Купцы с подношениями в руках приносят «ревизору» жалобу на произвол городничего. Хлестаков обещает замолвить за них словечко в столице и с удовольствием берёт у купцов «взаймы» 500 рублей.

Явление 11 . Слесарша приходит жаловаться «ревизору» на то, что городничий незаконно сдал в солдаты её мужа, а унтер-офицерская вдова – что он приказал её высечь. В комнату Хлестакова ломятся и другие просители, но торопящийся уезжать Осип выталкивает их.

Явление 12 . Столкнувшись с дочерью городничего, Марьей Антоновной, Хлестаков начинает делать ей пылкие, неумеренные комплименты, потом пытается поцеловать в плечо – и наконец, падает перед ней на колени с любовным признанием.

Явление 13 . В таком положении их застигает мать Марии Антоновны, Анна Андреевна. Под упрёками матери Марья Антоновна уходит в слезах, а ветреный Хлестаков начинает на коленях объясняться в любви Анне Андреевне.

Явление 14 . Эту сцену видит вернувшаяся Марья Антоновна. Хлестаков тут же хватает её руку и просит Анну Андреевну благословить его и Машу на законный брак.

Явление 15 . Узнав о визите к «ревизору» купцов, городничий прибегает сказать, что они всё врали. Но жена огорошивает его известием: Хлестаков просит руки их дочери. Оба родителя благословляют молодых.

Явление 16 . Сосватав Марью Андреевну, Хлестаков неожиданно заявляет, что сейчас ему надо съездить на день к живущему по соседству дяде. Он берёт у городничего ещё 400 рублей и вместе с Осипом спешно уезжает.

Гоголь «Ревизор», действие 5 – краткое содержание

Явление 1 . Городничий и Анна Андреевна рассуждают об удаче, которая помогла им породниться почти с вельможей, и строят планы на будущее. Городничий рассчитывает вскоре получить генеральский чин, а его жена – построить блестящий дом в столице.

Явление 2 . Городничий ругает купцов, вздумавших жаловаться на него ревизору, и сообщает им, что этот ревизор теперь будет его зятем. Купцы уговаривают городничего не гневаться и не губить их.

Явление 3 . Судья Ляпкин-Тяпкин и уважаемый горожанин Растаковский поздравляют семейство городничего с необыкновенным счастьем.

Явление 4 . Городничего поздравляют влиятельные горожане Люлюков и Коробкин.

Явление 5 . Бобчинский и Добчинский так спешат засвидетельствовать уважение Анне Андреевне и Марии Антоновне, что, целуя им ручки, даже сталкиваются лбами.

Явление 6 . С поздравлениями приходят смотритель училищ Хлопов и его жена.

Явление 7 . Поздравления продолжаются теперь уже ото всего городского общества сразу. Анна Андреевна объявляет землякам, что они с мужем намерены переехать в Петербург. Поздравители просят городничего о протекции своим детям.

Явление 8 . Посреди всеобщей суматохи вбегает почтмейстер Шпекин и объявляет, что за ревизора был принят человек, который им вовсе и не являлся. Шпекин распечатал письмо, отправленное Хлестаковым Тряпичкину , и узнал оттуда, кем на самом деле был его автор. Собравшиеся читают это письмо со всеми обидными характеристиками, которые дал им там Хлестаков. Пришедший в ярость городничий стучит ногами об пол и со словами: «чему смеётесь? над собой смеётесь!» – грозится стереть в муку всех бумагомарак-сочинителей.

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что‑то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости ― о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ― „большой оригинал“, ─ пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи ― он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж ― скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ― делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».