Традиционные для фольклора цвета ночь перед рождеством. Традиции украинского фольклора и народная мифология в повести «Ночь перед Рождеством

Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(проектная деятельность учащихся)

Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
  • Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
  • Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
  • Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
  • Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
  • Развитие навыков у учеников работы в группе;
  • Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;

Формирование нравственных представлений о добре и зле;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

Использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.

Предметные:

Формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».

Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Формулировка темы урока, психологическая установка.

На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.

Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом занесло.

Снег на солнце серебрится,

Легкий свет над ним струится

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник!

Светлый, ясный,

Благодатный и прекрасный….

Учитель: Закончите фразу!!!

Дети: Праздник Рождества!!!

Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?

Ответы детей.

Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?

Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?

Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.

Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?

Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.

Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».

У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.

История рождения Иисуса Христа.

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.

Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.

Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?

Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».

Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.

Ученики зачитывают эпизоды.

Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?

Дети: Колядки. Слайд 2.

Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.

Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.

Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.

Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).

Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)

Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?

Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».

Физкультминутка:

Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ученики повторяют движения за учителем.

Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)

Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)

Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)

Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)

Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству!!! (садимся на места).

Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.

Все ученики встают.

Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».

Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.

Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.

Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?

Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.

Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).

  1. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.

Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел… и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»

Эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;

Олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;

Безличные глаголы и слова категории состояния: морозило , было весело колядовать;

Учитель:

Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).

Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).

5. Словарная работа:

Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).

На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:

Парубок – парень

Черевики – женские туфли

Тату - отец

Шинок – питейное заведение

Магарыч – подарок, подношение

Оселедец – пучек волос на затылке у казака

Кавун – арбуз

Плахта – верхняя женская одежда

Люлька – трубка

Скрыня – сундук

Рушник – вышитое полотенце.

Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?

  1. Вывод по уроку:

Учитель:

О чем мы говорили на занятии?

Какой момент в уроке запомнился больше всего?

О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы

Работал в полную силу:

Работал хорошо, но могу еще лучше

Бездельничал на уроке

Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.

8. Домашнее задание:

Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.

Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.

Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.


5 класс

Урок № 25.

Тема. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Цель:

    выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

    формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Фольклорные источники.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быва́льщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

«Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».

Историческая основа.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством».

1. Образы Оксаны в повести.

Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

1.2. Рассказчик в повести.

От чьего лица ведётся повествование?

Составьте устный портрет рассказчика.

Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162)

1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164)

1.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною…» до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174)

Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали.

Назовите героев повести.

Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

«Оксана перед зеркалом»;

«Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

1.6. Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169)

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179)

Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А.П.Бубнов. (С.185)

2. Образ Вакулы в повести.

Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет».

Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164)

Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали». (С.202-203)

Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212)

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены. От слов «Последний день перед Рождеством прошёл…» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». (С.161) (Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.)

IV. Подведение итогов урока.

Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре. Этот пласт фольклора долгое время находился вне сферы внимания высокой литературы, будучи допущен лишь в низкие жанры. В произведении появляются герои, напоминающие сказочные персонажи. Таковы Вакула и Оксана.

Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

2.Инд.задание:

Подготовить сообщение об Идолище Поганом;

Подготовить сообщение об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Николенко О. Н., Николенко Е. С. (Полтава, Украина), д. ф. н., проф., зав. кафедрой зарубежной литературы Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко / 2012

Начиная с XVII века, Украина вызывала большой интерес в Европе и в России как край прекрасной природы, самобытных традиций и истории. Этот интерес усилился в конце XVIIIначале XIX веков в связи с развитием романтизма.

Пребывая в Петербурге, Гоголь писал в своих письмах матери и сестрам, чтобы они присылали ему малороссийские истории, народные поверья, описания украинских костюмов и обрядов. Все это он использовал в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был напечатан в течение 1830-1832 годов и имел очень большой успех.

Связь цикла «Вечеров» с народными традициями уже была предметом отдельных исследований на уровне особенностей художественного сознания, отдельных мотивов и литературных приемов (В. Звиняцковский , П. Михед и др.). В последнее время появились серьезные работы по этой проблеме, касающиеся архетипов (А. Гольденберг ) и мифопоэтики (Л. Софронова ) раннего Гоголя. Однако связь творчества писателя с украинским фольклором и народной мифологией остается довольно сложным вопросом гоголеведения, требующим продолжения изучения конкретных текстов цикла.

Диканька как топос была весьма знаковым местом как исторический перекресток (судеб России и Европы в контексте Северной войны), сакральный перекресток (в связи с древними легендами о чудотворной иконе), романтический перекресток (в связи с историей любви Мазепы к Марии Кочубей). Это место стало своеобразным перекрестком судеб людей, связанных с семьей Гоголей (архитектор Диканьской церкви М. Львов и писатели Г. Державин, В. Капнист были женаты на сестрах, Кочубеи занимали видное место в столице). Таким образом, Диканька в художественном сознании Гоголя соединяла в себе его родину и столицу, историческое и сакральное, реальное и мифологическое.

Топос Диканьки четко обозначен Гоголем в предисловии к первой части «Вечеров»: «Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом (имеется в виду усадьба Кочубея - авт.) почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого...» (I, с. 106) Фома Григорьевич, дьяк диканьской церкви, - один из имплицитных персонажей в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В своей книге Гоголь открывал обществу еще не открытую ранее Украину - не только как часть российской истории и часть российской империи, но и как край, имеющий свое национальное своеобразие, мифологию, фольклор, традиции и обычаи. Гоголь утверждал тем самым не столько экзотичность, сколько культурную уникальность и самобытность Украины, которая, хотя и входила как Малороссия в состав Российской империи, но все-таки имела и некоторые отличия.

В перечень не понятных для читателей слов наряду с экзотизмами и варваризмами - названиями деталей украинского быта и культуры (бандура, батог, жупан, каганец, галушки, гопак, макитра, плахта, сопилка и др.) Гоголь включил наименования, свидетельствующие о национальной идентификации. Например: «кацап - русский человек с бородою», «чумаки - «обозники, едущие за солью и рыбою в Крым» (1 часть), «малороссияне , едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым» (2 часть). Описательное толкование украинских слов (дивчина, парубок, козак и др.) через русский язык свидетельствует, с одной стороны, об ощущении автором причастности к русскому миру, но с другой стороны, это акцентирует также национальное своеобразие созданного Гоголем художественного мира.

В предисловии к первой части сборника содержится указание на то, что «вечерницы» (укр. вечорниці ) похожи на столичные балы, но не совсем: «Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведуться такие шутки, что и рассказать нельзя. Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!..» (I, с. 104).

Традиции украинского фольклора, образы, мотивы и символы народной мифологии повлияли на художественную структуру произведений, собранных в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», что ярко проявилось в повести «Ночь перед Рождеством», которая открывает вторую часть цикла. Еще в предисловии к первой части автор говорил о замысле второй: «Пусть лучше, как доживу, если даст Бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами , какие творились в старину в православной стороне нашей» (I, с. 106).

Мотивы «того света» и «дива» («чуда») являются ключевыми в повести «Ночь перед Рождеством» и восходят к традициям язычества и христианства, нашедшим яркое отражение в украинском фольклоре, мифологии и в украинской обрядовой культуре.

События в повести происходят в «святой вечер» (укр. Свят-вечір, Багатий вечір, Свята вечеря ). В этот вечер готовят двенадцать постных блюд, собираются всей семьей, читают молитвы, поминают усопших, молодые люди носят еду своим крестным матерям и отцам. В этот вечер все ждут первую звезду, чтобы разговеться. Центральным блюдом на предрождественском столе была кутя (в повести Вакула вспоминает про «голодную кутю», то есть постную), приготовленную из даров природы - символ дальнейшего благополучия, процветания и оберег от злых сил.

Издавна считается, что в Свят-вечер происходят удивительные и волшебные события, необычайные превращения и даже встреча с нечистой силой, которая должна отступить перед христианским праздником Рождества. В повести «Ночь перед Рождеством» такие необычайные превращения встречаются повсеместно (ведьма превращается в Солоху, черт - в коня и т.д.). Волшебные события происходят и в земном мире: кузнец Вакула оседлал самого черта, слетал в Петербург, достал у самой царицы черевички для прекрасной Оксаны.

Вечер (и ночь) в романтизме - особое время, время таинственное, время встречи реального и потустороннего миров, Бога и Дьявола, добра и нечистой силы. Гоголь придает романтическим концептам «вечер» и «ночь» сакральное значение и национальный колорит украинской культуры.

Как известно, христианские праздники начинаются еще накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из темных углом и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь - время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребенка и т.д.). Символический атрибут ночи - черный конь (не случайно у Гоголя черт превращается в Петербурге в коня).

Фольклорная структура «вечорниць», акцентированная автором в предисловии к первой части, повлияла на построение произведений из гоголевского сборника. Повесть «Ночь перед Рождеством» ориентирована на устную традицию, то есть на рассказывание некой истории, которое прерывается песнями, шутками, сценками из народного быта - ссорами (укр. сварками ), драками (укр. бійками ), слухами (укр. чутками ). Повесть состоит из отдельных новелл, каждая из которых основана на конкретном эпизоде, но эти новеллы внутренне связаны между собой, а финал каждой из них создает эффект ожидания продолжения, что также характерно для фольклорной структуры украинских «вечорниць».

Отметим еще и то, что «вечорниці» в украинском фольклоре - это некая синтетическая структура, где органично соединены слово, музыка, танец, театрализованные действа, где бытовое может соседствовать с сакральным, мистическим, где смешное и страшное могут присутствовать одновременно. Для «вечорниць» характерно многоголосие, стилевое разнообразие, постоянное обращение к собеседникам, а вернее - к участникам действа. Этот художественный синкретизм наблюдается в повести «Ночь перед Рождеством».

На структуру повести «Ночь перед Рождеством» повлияли также традиции украинского вертепа, где представление разыгрывалось в разных ярусах - верхнем (небесном) и нижнем (земном). В верхнем ярусе показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - смешные сценки из народного украинского быта. Традиционными персонажами украинского вертепа были Богородица, Иисус, Ирод, Черт (в верхнем ярусе), Баба, Москаль, Цыган, Шинкарь, Дьяк (в нижнем ярусе). Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Запорожец) - наиболее динамичный персонаж, он всегда выходил победителем во всех сценках.

В повести «Ночь перед Рождеством» представлены знаковые персонажи украинского вертепа - баба (Солоха, ткачиха, Переперчиха), дьяк, Голова, козак, кузнец, красавица (Оксана), царица, кум. За ними закреплены характерные черты: баба хитрая и сварливая, герой смелый и целеустремленный, красавица гордая, царица справедливая и великодушная, козак всезнающий и всемогущий, голова глупый, кум пьяный, дьяк похотливый и т.д.

Верхний и нижний ярусы в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» оказываются взаимопроникающими, образуя органическое единство художественного мира повести. Величественная история о рождении Христа включена в земной мир с его бытовыми приметами и реальними историями. Стирание границ, перемещение из одного мира в другой, взаимопроникновение миров обеспечивается чудесными превращениями персонажей и свободой устного рассказывания (здесь автор-рассказчик выступает как Творец, приводя в движение весь созданный им мир).

В художественной организации повести «Ночь перед Рождеством» проявились также традиции обрядового украинского фольклора.

Колядки - календарно-обрядовые песни, которые исполняли в Украине еще со времен язычества. Название связано с Колядой - богом, который в язычестве начинал новый Круг Солнца (Сварога), то есть новый хозяйственный год. С принятием христианства Коляда ассоциировался с великим праздником Рождества. Обряд колядования состоял в том, что колядники ходили от дома к дому, пели хвалу Богу и добрые пожелания людям, а взамен получали пожертвования в общий мешок, потом эти пожертвования делились среди всех участников процессии. Коляда - символ обновления мира, символ святости и чистоты, победы добра над злом. Само слово «Коляда» происходит от «коло» (отсюда укр. коло, колесо, колядувати ) - символ Солнца. В колядках величали рождение Солнца и самые важные составляющие Вселенной - Огонь и Воду, а также рождение Христа.

Вот колядки, записанные А. Афанасьевым:

За горою крутою,

За рікою бистрою

Стоять ліса дрімучі,

В тих лісах вогні горять,

Кругом вогнів люди стоять,

Люди стоять, колядують.

Ой, Коляда, Коляда!

Ти буваєш, Коляда,

Напередодні Різдва.

Їхала Коляда

В мальованому возочку,

На вороному конику!

Заїхала до Василя у двір.

Василь, Василь! Подаруй Коляду.

Коляд, коляд колядниця,

«Мед і паляниця» - традиционные символы Солнца, «Їхала Коляда» - это также Солнце, поворот которого радостно празднуют люди. Нередко колядники переодевались или выворачивали кожух, изображая волка (для отпугивания злых духов). Среди колядников был и тот, который представлялся чертом, он надевал на себя шкуру, лицо вымазывал сажей, к голове прикреплял рога, к носу - пятачок, в зубы брал горячий уголь. Он был активным участником действа (отельных сценок) во время колядования.

В построении сюжета повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь опирался на обряд колядования, который часто наблюдал на родине. К Оксане приходят колядники, среди которых ее внимание привлекает Одарка и ее новые черевички. Солоха прячет тех, кто к ней приходил в мешки, а Вакула выставляет их на улицу, что приводит к новым сюжетным поворотам. Атмосфера веселого народного гуляния-колядования царит в повести.

Идея единства народа, собравшегося славить Христа в колядках, постоянно звучит в произведении: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкающегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков» (I, с. 220). В радостном единении жители Диканьки и окрестных деревень ожидали праздник рождения Христа, вместе они и встречают праздник в церкви. «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа...» (I, с. 240).

Даже в самом построении гоголевской фразы, особенно в самом начале, ощущается влияние колядок, где традиционными символами являются звезды, месяц, а также звучит хвала Христу и обращение к добрым людям и ко всему миру. «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру , чтобы всем было весело колядовать и славить Христа » (I, с. 201).

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни украинцев - щедровки (укр. щедрівки ). Автор прибегает к прямому цитированию: «То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски!

Хохот награждал затейника» (I, с. 220).

Почему же смеялись над тем, кто вдруг запел щедровку?

«Щедрый вечер» (укр. Щедрий вечір ) входит в цикл новогодних и рождественских праздников, но он не совпадает со «Свят-вечером», а наступает на неделю позже. Щедровки (укр. щедрівки ) - это те магические слова, которые должны умилостивить щедрого Бога Спаса и дать в новом году хороший урожай.

Колядки и щедровки, непосредственно введенные Гоголем в повесть «Ночь перед Рождеством», придают произведению атмосферу лиризма, традиционной народной культуры и акцентируют вечные темы и мотивы, которые разворачиваются в повести: поворот к новому хозяйственному году, борьбу света и тьмы, добра и зла, а также приход великого православного празника, ради которого должны объединиться христиане.

В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается еще один жанр украинского фольклора - дума (когда Вакула размышляет об Оксане). В его монологе звучит сомнение, но вместе с тем и уверенность в преодолении трудностей. В уста Вакулы Гоголь также вкладывает народную песню «Мені с жінкой не возиться...». Это часть народной песни «Ой на, ой на горі та й женці жнуть...», в которой звучит тема Запорожской Сечи, походов козаков (там упоминаються Сагайдачный, Дорошенко). То есть в образе кузнеца Вакулы акцентированы также черты козака.

Связь Вакулы с украинским козачеством подтверждается и сценами в Петербурге, где он не идет сразу к царице, а уповает на дружескую поддержку запорожских козаков, которые проезжали через Диканьку. Мотив козацкого товарищества впоследствии станет центральным в повести «Тарас Бульба». Смелость и прямодушне героя при встрече с царицей (что также соответствовало кодексу украинского козака) помогли ему получить заветный предмет - золотые черевички для Оксаны.

В повести «Ночь перед Рождеством» присутствуют отдельные элементы украинской народной сказки: на уровне образов (герой и красавица, два кума, жена и обманутый муж, баба и ее воздыхатели, две сварливые бабы, чудесные превращения персонажей и т.д.), на уровне сюжетных структур (испытание героя красавицей, бабьи увертки, встреча героя с чертом, договор черта с человеком и т.д.), на уровне хронотопа (домашний мир - столица, земное - потусторонее и т.д.), на уровне мотивов (борьба добра и зла, света и тьмы, героя и черта, испытание героя, поиск заветного предмета, необходимого для счастья и т.д.), на уровне стиля и языка (обещание (укр. обітниця), повторы, традиционные эпитеты и метафоры, народные обороты речи и т.д.).

В финале повести «Ночь перед Рождеством» традиционный мотив народной сказки - достижение счастья с помощью заветного предмета, добытого героем, а также преображение героев (Оксане уже не нужны черевички, потому что она поняла, что любовь важнее) связан с христианским мотивом «чуда» во время великого празника Рождества.

Месяц - традиционный славянский симол наряду с Солнцем. Согласно древним верованиям, от союза Солнца и Месяца родились звезды. В древних колядках небесный мир предстает весьма гармоничным: небо называется храмом (чертогом), Месяц - владыка, Солнце - его жена, а звезды - их дети. В украинских легендах месяц, который сияет ночью, пробуждает зерна жизни и придает им плодородности. При стареющем месяце не начинали посевов. Считалось, что если сеять хлеб «на молодика» (то есть при молодом месяце), хлеб будет расти быстрее. С месяцем были связаны и колядки, и песни (посевные), и заговоры (укр. замовляння). Чтобы месяц способствовал благополучию семьи, ему приносили жертву в виде вареников или галушек, которые по форме напоминают месяц. Отзвуки всех этих фольклорных и мифологических представлений находим в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Черт украл месяц, а это несло угрозу всему миру. Пацюк ест галушки и вареники, что связано с мифологическими представлениями о магической силе месяца.

Представители «того света» - ведьма и черт показаны в домашнем пространстве, они приобретают человеческие черты и действуют наряду с персонажами-людьми. Черт имеет черты «яреськовского головы» и «губернского стряпчего». А ведьма превращается в Солоху, которая «причаровывает» мужчин. В украинской традиции и черт, и ведьма имели целый ряд наименований, различных по семантике (страшных, эвфемизмов, комических и т.д.). Это проявляется в повести «Ночь перед Рождеством»: черт - немец проклятый, проворный франт с хвостом и козьей бородою, лукавый, злой дух, лысый, хромой, сатана, кака и др.; ведьма - Солоха, хозяйка, черт-баба и др.

Конфликт кузнеца Вакулы с чертом является своеобразной интерпретацией известной украинской пословицы «Не так страшен черт, як його малюють». В украинском фольклоре довольно широко распространены сюжеты о различных похождениях черта в земном мире, об ухаживаниях (укр. залицяннях) черта за женщиной (вдовой, чужой женой), о воровстве чертом месяца (солнца, звезд), о договоре (контракте) черта с человеком, о победе героя над чертом. Черт в народной мифологии способен стремительно летать по небу, рассыпаясь искрами, и (как и ведьма) через дымоход влетать и вылетать . Поэтому образ дыма восходит к древним мифологическим представлениям о нечистой силе. Очень часто в украинских народных сказках черт предстает обманутым - герой заставляет его действовать в своих интересах. Черт, как правило, должен помочь герою жениться, достать какой-либо заветный предмет, выполнить невыполнимую задачу. Этот фольклорный мотив прослеживается в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя. В данном случае мотив победы над чертом согласуется с христианской идеей Рождества.

Образы черта и кузнеца Вакулы тесно связаны в произведении Гоголя. Еще в языческих представлениях кузнец (укр. коваль ) наделялся особой магической силой, потому что он был властителем стихии огня. Кроме того, кузнецов считали в некотором роде «жрецами», поскольку «ковати» (укр. кувати ) означало искусство вообще, в том числе и магическое. Во времена христианства ремесло кузнеца приобрело еще большую значимость, потому что кузнецы работали на строительстве церквей. Кузнец Вакула не только умеет работать молотом, но еще умеет рисовать (малевать). Он разрисовал Троицкую церковь картинами Страшного суда, что обусловило его конфликт с чертом, и черт ему мешал не только во время рисования, но и в жизни (стремясь поссорить с Чубом, тем самым не давая жениться на Оксане).

Мотив «малювання» появляется в повести не один раз. Кузнец увидел в покоях царицы Пречистую деву и с младенцем на руках, и это сильно его взволновало. В финале повести уже сама Оксана появляется как Пречистая дева с дитям. Хата у Вакулы и Оксаны «размалеванная». А того черта, что нарисовал Вакула в церкви, бабы показывали детям и говорили: «Он бачь, яка кака намальована» (I, с. 243).

Таким образом, действие «малювання» имело сакральное значение, оно восходит к мифологическим представлениям древних славян о том, что с помощью определенных символов, знаков, цветов можно преодолеть злые силы. В эпоху христианства «малювання» стало еще больше распространено в связи с иконографией. В украинской народной традиции разрисовывали церкви, хаты, пасхальные яйца (писанки), одежду (сорочки, плахты, пояса и т.д. с помощью вышивки), посуду, печи и др., что считалось оберегом от черта.

В повести «Ночь перед Рождеством» используется цветовая символика, основанная на мифологических представлениях народа. Красный цвет («кругом красною краскою») - символ Христа, его крови, а также цвета молодости и любви (у Оксаны сорочка была вышита красным шелком). Зеленый - цвет природы, расцвета, семейного счастья. В зеленый цвет кузнец Вакула выкрасил крылос Троицкой церкви, украсил его красными цветами. Такой рисунок вполне согласуется с традициями украинского барокко. Гоголю было известно, что Троицкая церковь была построена в форме креста (вот еще почему черту там было плохо) в стиле позднего барокко. Поэтому всяческие украшения для нее были вполне естественными, хотя она была однокупольной.

Существует и другая украинская пословица: «Баба гірше за чорта». Она художественно интерпретирована автором в образе Солохи. Ведьма - один из ярких персонажей украинской демонологии. Как известно, ведьма происходить от слова «ведать», то есть она обладала особым знанием и умела ворожить, причаровывать, перевоплощаться. Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, представать в различных ипостасях. У Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» Солоха изображена весьма привлекательной ведьмой, она не вредит главным героям, но некоторым образом влияет на ход событий. Мотивы бабьих уверток, проказ, причарування и ухаживания являются весьма распространенными в украинских народных сказках. А то, что Солоха-ведьма - мать кузнеца Вакулы (который также наделен определенной магией) вполне естественно. В украинском фольклоре довольно частым является мотив, когда герой должен пройти определенное духовное испытание и преодолеть действие злых сил, очиститься и выйти к новой жизни.

Ночь в народной традиции делилась на три части: первая - от захода Солнца до полуночи; вторая - до пения петухов; третья - до восхода Солнца. В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» отражена эта трехчастная временная структура. В начале повести события начинаются с того момента, как выглянул месяц и высыпали звезды на небе. Основные события разворачиваются до полуночи и после. Вакула вернулся из Петербурга в свою хату, когда пропел петух (в народной традиции - символ солнца, света, огня, воскресения, мужской силы, воина против злой силы; в христианстве - символ воскресения, победы доброго духа над злым, покаяния), а потом проспал заутреню и обедню.

В фольклоре время и пространство способны изменять свои границы, (вплоть до их отсутствия вовсе), сжиматься, наслаиваться, взаимопроникать, что и происходит в повести «Ночь перед Рождеством», когда в течение одной ночи происходит так много событий - и бытовых, и фантастических, и смешных, и драматических, но в результате все направлено к одной точке - к достижению победы добра, света и любви.

В финале произведения соединяются христианские мотивы воскресения («Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем» (I, с. 242)), возвращения блудного сына (Вакула падает ниц перед Чубом просит прощения), покаяния (Вакула кается во всем), Троицы (три раза Чуб бьет по спине Вакулу) и фольклорные мотивы сватовства (Вакула просит руки Оксаны), подношения даров (Вакула дарит черевички Оксане) и нравственного очищения (Оксана говорит: «Я и без черевиков...»).

Мотив «славы» («славить») закольцовывает композицию повести. Если в начале произведения шла речь о том, как всем было весело колядовать и славить Христа, то в конце повести архиерей, который проезжал через Диканьку и увидел «размалеванную» хату кузнеца Вакулы, произнес: «Славно! Славная работа!». Мотив славы в повести Гоголя распространяется уже не только на небесный мир, но и на мир земной, в том числе на творения рук человеческих, на его искусство жизни. В украинской народной традиции до сих слово «слава» имеет особый магический смысл («Слава Украине!» - «Героям слава» - так приветствуют друг друга люди на больших украинских праздниках).

Таким образом, традиции украинского фольклора и народная мифология повлияли на художественную структуру повести «Ночь перед Рождеством», в частности на сюжет, образную систему, мотивную организацию, художественное время и пространство, а также на жанровое содержание произведения, его стилевое своеобразие и язык. Фольклорные и мифологические структуры в повести Гоголя способствовали утверждению христианских идей и торжества духовных возможностей человека, его единения с Богом, природой и людьми. Кроме того, использование элементов украинского фольклора и народной мифологии способствовало созданию национального образа мира в творчестве Гоголя.

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Восемь повестей, из которых состояли обе части, - совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей веяло дыханием настоящей народной жизни. Они основаны на украинском народном творчестве - сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине. Это произведение поразило читателя романтической яркостью и свежестью художественных красок, превосходными картинами украинской природы, удивительным знанием быта и нравов простых людей, замечательно тонким юмором.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь не пошел ни по пути натуралистического или грубо-комического изображения отрицательных черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. Гоголь поэтизировал сельскую жизнь и простого человека. Это произведение писателя теснейшим образом связано с поворотом русской литературы к народности. Народность проявилась не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, а и в правдивой обрисовке черт национального характера народа, в проникновении в сущность народного духа.

Герои «Ночи перед Рождеством» колядуют - поют под окнами накануне Рождества колядки - песни, прославляющие хозяев дома и желающие им здравия и доброй жизни, песни о Рождестве Христовом. Хозяева в ответ на песни обязаны угостить тех, кто поет, чем-то съестным или деньгами, кто чем богат.

Отразились в повести и народные верования - в черта и ведьм, которые строят козни и мешают добрым людям. Черт, для того чтобы отомстить кузнецу, украл с неба месяц, и над всем селом повисла непроглядная мгла. Но Вакуле удалось обмануть черта и заставить его выполнить его приказания, поэтому кузнецу удалось за один день достать для ненаглядной Оксаны черевички, в которых сама царица ходила. Как и всегда в народных сказках и поверьях, добро побеждает зло.

А о Солохе ходило великое множество различных слухов: что видели «у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала».

Утром после Рождества все селяне обязательно ходили на службу в церковь. У всех было праздничное настроение. Все были одеты в самые лучшие праздничные наряды: «пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках», «дворянки в желтых и зеленых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», у молодых девушек «на головах была намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов».

Предмет изображения в повести «Ночь перед Рождеством» - повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями, домашний быт, ярмарки, вечерницы, гулянье парубков и яснооких красавиц. Автор умело воссоздал облик народа, его наивные верования, полноту чувств, житейскую мудрость, чистоту народной души, поэтические представления.