Италия в художественном сознании Стендаля. Романтическое и реалистическое в новелле «Ванина Ванини»

Мировоззрение Стенд.формировалось под воздействием франц.просветителей. Первым его учителем был Руссо. Именно от него еще в юности писатель воспринял преклонение перед естественностью, чувствительностью и добродетелью. Большое влияние оказал на Стенд.Гельвеций, с трактатом «Об уме», ему оказались близки идеи утилитаризма и сенсуализма, сведению всех действий человека к удовлетворению эгоистических желаний, к поискам счастья, утверждение страстей как главного двигателя личности и ума как основного его очарования. Гельвеций учил его проверять свои суждения ощущениями и опытом. Эпическая система Стенд., основанная на утилитаризме, вместе с тем оказывалась в высшей степени гуманистической. Идея личного счастья сочетается у него со счастьем окружающих. Общество писатель воспринимал в постоянном и революционном развитии. Он ставил в один ряд тиранию с религией. Государство социального неравенства, по его мнению, развращало привилегированные слои общества, лишая выходцев из 3-го сословия возможности реализовать свои таланты. Интересовался политикой. В центре эстетики Стендаля – человек, человеческий характер. Убежден, что нет ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей. Для него важно заметить и исследовать не только сам сложившийся характер, но и пути и причины его становления. Описывает свой принцип отражения действительности, обращаясь к образу зеркала.

Стендаль, называя новое искусство романтическим, по существу дает программу реалистического искусства. Убежден, что идеал красоты исторически обусловлен, он развивается вместе с развитием общества. Красота для него не существует без духовности. Не случайны поэтому специфические «портреты» персонажей его романов, где в лучшем случае обрисованы глаза, а все остальное внимание обращено на выражение лица, на описание черт характера и духовных потребностей личности. В понятие духовной красоты Стендалем включаются также энергия, честолюбие, долг, воля и способность испытывать страсти. Удовлетворение страсти – в самых разных областях – может сделать человека счастливым. Считая, что страсть управляет человеком, Стендаль с особенной тщательностью исследовал тему любви. Предлагает классификацию: «страсть-любовь» и «страсть-честолюбие». Первая – истинная, вторая рождена лицемерным и честолюбивым 19 веком. Первую испытывает госпожа де Реналь, страдания второй ведомы Матильде де Ла-Моль. Чувства Жюльена к госпоже де Реналь – это страсть-любовь, с Матильдой его связывает страсть-честолюбие. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы строится психологизм Стендаля.

Изображая человека и мир вокруг него, Стендаль считает необходимым обязательно обращать внимание на детали, но детали у него касаются либо самого процесса мышления, либо это вдруг всплывшие в сознании и зафиксированные в состоянии крайнего возбуждения предметы внешнего мира. Важны детали и действие, но эти детали и действие всегда соотнесены с реальностью, со своим собственным жизненным опытом.


Новелла «Ванина Ванини, или Некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области» (1829). В самом названии писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). В новелле намечены конфликты страсти-любви, страсти-честолюбия (в душе Ванини). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро); стендаль изобразил истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги,- это смертный приговор борцу за свободу родины. Создавая почти романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль, как реалист, строго детерминирует черты его личности: странность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя автор объясняет и то, что после поражения он становится религиозным и считает любовь свою к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждений героя заставляет его – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине. Ванина Ванини выше всего ценит свою любовь. Она у Стендаля умна, выше своей среды по духовным запросам. Однако всей ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев.

В новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим оказывется реалистический принцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показал себя мастером новеллы: он краток в создании портретов, он уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной для жанра неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

7. Новелла Стендаля « Ванина Ванини». Особенности конфликта.

Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг. - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г. вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.

Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля « Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. « Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти - честолюбия (в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро Миссирилли). Стендаль изобрёл истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги - это смертный приговор борцу за свободу родины. Всё это будет развито позже, в « Красном и чёрном»: в образе Матильды, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а так же в « Пармской обители»: в образах Сансеверины, Фабрицио дель Донго, Клелии Конти, Ферранте Пала. Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя - любимого и любящего - предпочесть родину любимой женщине. Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность её характера. Однако, её незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним (« Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт. С. Убеждён, что нет « ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под « счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами её достижения.)

Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложны сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета - борьба венты карбонариев и её гибель - подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остаётся реалистический пинцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость её передана указанием на сверкающие глаза и волосы, чёрные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создаёт новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и её замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

Ванина Ванини — богатая итальянская княжна. У этой де­вушки пламенный взор и страстная душа. Будучи по происхождению аристократкой, она с презрени­ем относится к молодым людям ее круга из-за их неспособности к великим поступкам. Но Ванина Ванини горя­чо влюбляется в молодого карбонария Пьетро Миссирилли, борца против тирании. Характеры героев нарочито «романтизированы». И Миссирилли, и Ванина Ванини — неотделимы от своего времени, и своеобра­зие их личной ситуации в конечном итоге порождено общественно-политической ситуацией в Италии. Происходит столкновение двух страстей, Пьетро и его возлюбленная даже в любви оказываются по разные стороны «социальной баррикады». Мисси­рилли, посвятивший себя революционной борьбе, и экспрессивная, энергичная Ванина Ванини — типично стендалевские герои. В своих страстях они романтически безрассудны, но их безрассудство — при всей схо­жести внешних проявлений — имеет различную природу. Миссирилли отдает себя в руки палачей из чувства долга, основанного на безграничной любви к родине, а Ванина Ванини, почти не колеблясь, предает това­рищей Пьетро, чтобы безраздельно владеть сердцем любимого, удержать его возле себя. Но взамен она получает жгучую ненависть возлюбленного, который не может простить ей содеянного. Ванина Ванини обречена не понять своего возлюбленного. Стендаль поэтично и трагично показал, как далеко зашел эгоизм, став­ший характеристикой того времени: образ Ванина Ванини это демонстрирует. Не удивительно, что произведение названо именем героини, чье «противодействие» об­ществу оказалось в конечном счете позой при про­верке трагическими событиями времени. После раз­рыва с Пьетро Ванина Ванини быстро утешилась, выйдя замуж за другого. Миссирилли и Ванина Ванини — люди чуждых и враждебных миров.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование биографии и жизненного пути основоположника психолого-реалистического романа в Западной Европе французского писателя Стендаля. Характеристика истории создания, событий и судьбы основных героев романов "Пармская обитель" и "Красное и черное".

    реферат , добавлен 25.09.2011

    Понятие "наполеоновский миф". Личность и общество в романах. Образ Люсьена де Рюбампре в романе О. Бальзака "Утраченные иллюзии". Роли Жульена Сореля в романе Стендаля "Красное и черное". Связь названия романа "Красное и черное" с главным героем.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Творчество Фредерика Стендаля. Период классического реализма. Описание провинциального французского городка Верьер в романе "Красное и черное". Роль Безансонской духовной семинарии в жизни Жюльена Сореля. Пребывание Жюльена в аристократическом Париже.

    реферат , добавлен 10.07.2014

    Творческий путь основоположника психолого-реалистического романа Стендаля. История создания и основные герои романа "Красное и чёрное". Конфликт Жюльена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа, осуждение автором тщеславия и стремления к славе.

    творческая работа , добавлен 14.11.2012

    Детские годы Фредерика Стендаля (настоящее имя – Анри Мари Бейль). Служба в военном министерстве. Участие в итальянском походе и в движении карбонариев. Политические и эстетические взгляды Стендаля. Любовь и тема Италии в творчестве Ф. Стендаля.

    реферат , добавлен 13.01.2013

    Италия начала ХIХ века, ее социальные, нравственные особенности. Писательская биография Стендаля. Зарождение и развитие любви. Возникновение образа Италии в произведениях "Пармская обитель", "Ванина Ванини" и трактате "О любви". Мотивы итальянских хроник.

    реферат , добавлен 09.10.2013

    Понятие и значение литературной традиции, факторы ее формирования и развития. Традиции романа-воспитания в творчестве зарубежных писателей-реалистов. Особенности сюжетостроения романов "Красное и черное" Стендаля и "Американская трагедия" Драйзера.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах
Тема 1. Проблематика новеллы Стендаля «Ванина Ванини»

  1. Исторические события, положенные в основу произведений Стендаля, период Реставрации во Франции и Италии, италийские походы Наполеона, движение карбонариев.

  2. Реализм Стендаля в изображении крупных исторических событий.

  3. Анализ новеллы Стендаля «Ванина Ванини»:
а) реалистическая разработка характеров и конфликта в новелле, черты романтизма;

б) проблема молодого человека в новелле Стендаля;

в) образ Ванины, герой и социальная среда;

г) положительный герой Стендаля, образ Пьетро Миссирилли.


  1. Художественное своеобразие новеллы.
Новаторство Стендаля. Выдающееся место писателя в формировании псхологического реализма.
ЛИТЕРАТУРА

Фрид Ян. Стендаль. Очерк жизни и творчества. - М, 1968.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. - М.,1969.

Прево Ж. Стендаль. - М.-Л.,1967.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. - Л., 1978.

Тема 2. Повесть О.БАЛЬЗАКА «ГОБСЕК» / Проблематика социально-временной детерминированности реалистического характера /

^

1. Основные черты францизского реализма / на материале письма

Ф.Энгельса к М. Гаркнесс/.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисло­вии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) эволюция образа;

г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;

д) романтическое и реалистическое в образе;

6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.

7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».

ЛИТЕРАТУРА

Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1

Энгельс Ф. Письмо к М.Гаркнесс. // К.Маркс, Ф.Энгельс Собр. соч. Т.37. С.35-37.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстети­ка Бальзака»/.

Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.

Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.

Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.
Тема 3. Новелла Проспера Мериме «Кармен» / проблема жанра/.


  1. Новеллистика Проспера Мериме 1830-40-х годов в свете жанра.

  2. Анализ новеллы «Кармен»:
а) соединение в произведении черт новеллы и романа;

б) конфликт в новелле;

в) два центра в структуре произведения и их функции;

г) столкновение двух национальных характеров /Кармен и Хосе/;

д) функция рамочного рассказа /повествование этнографа/;

е) романтическое и реалистическое начало в новелле.


  1. Проспер Мериме – основоположник реалистической новеллы во французской литературе XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

Луков В.А. Проспер Мериме. М., 1984.

Смирнов А.А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М-

Л.,1947. С.5-38.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

История французской литературы. М.,1956. Т.2. С.407-440.

История зарубежной литературы XIX века /под ред. И.Д.Соловьёвой. М., 1991. С.460-470.
Тема 4. Своеобразие творчества Чарльза Диккенса

/на материале романа «Домби и сын»/


  1. Особенности развития литературы Англии II половины XIX века. Место творчества Диккенса в литературном процессе страны. Оценка творчества писателя и английских реалистов Белинским, Чернышевским, Тургеневым, Толстым, Горьким.

  2. Проблематика романов Диккенса в свете нравственно-эстетического идеала писателя.

  3. «Домби и сын» Диккенса - смысл названия и его реализация в системе образов и композиции произведения.

  4. Характеры персонажей:

  • Роль предметного мира в описании места действия и в создании характера персонажа.

  • Своеобразие психологизма.

  • Лейтмотивы и способы их создания.

  • Роль гиперболы и ее связь со сказкой,сказочный элемент в развитии сюжета и развитии конфликта.

  • Жанр романа.

  1. Роль счастливой концовки в поэтике романов Диккенса.

ЛИТЕРАТУРА

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.,1998.
Катаргский Л.М. Диккенс. Критико-библиографический очерк. М.,1969.
Ивашова. Творчество Диккенса. М., 1954.

Сильман Т.Н. Диккенс. М., 1970.

Михальская.Н.П. Чарльз Диккенс- М.,1959.
Тема 5. Сатирическая традиция в английской литературе середины XIX века и творчество У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».
1. У.Теккерей. Политические воззрения.

2. Концепция искусства и истории (предисловия к романам «Ньюкомы» и «История Пенденисса» как отражение).

а) проблематика: социально-политические и нравственные проблемы в романе, проблема снобизма,

б) своеобразие жанра и проблема «романа без героя»,

в) композиция,

г) система образов; социально-типическая емкость главных образов (Ребекка Шарп и Эмили Седли) и их индивидуальная психологическая самобытность,

4. Новаторство У.Теккерея в изображении английской действительности XIX века. Ирония и сатира.
ЛИТЕРАТУРА

Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. М., 1984.

Елистратова А.А. Теккерей // История английской литературы. М.,55. Т.2.

Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. М.,58
Тема 6. Сатирическое творчество Г.Гейне 1840-х годов (поэма «Германия. Зимняя сказка»)


  1. Эстетические закономерности развития Германии в середине XIX века: романтизм как непременная составляющая немецкого реализма.

  2. Г.Гейне. Периодизация творчества.

  3. Место поэмы «Германия. Зимняя сказка» в творчестве Г.Гейне 1840-х годов.

  4. Жанровое своеобразие поэмы «Германия. Зимняя сказка».

  5. Политические мотивы в поэме.

  6. Двойственность в восприятии революции и религии.

  7. Жизнеутверждающие мотивы в поэме.

  8. Своеобразие сатиры и иронии.

ЛИТЕРАТУРА

Стадников Г.В. Генрих Гейне. М., 1984.

Дейч А. И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963.

Гиждеу С. П. Генрих Гейне. М., 1964.

Шиллер Ф. П. Генрих Гейне. М., 1962.
Тема 7. Проблематика и система образов в романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».


  1. Эстетика Г.Флобера. Значение образа «башни из слоновой кости». Противоречие между эстетикой и художественной практикой писателя.

  2. Полемика Флобера с романтиками II половины XIX века и тенденциозной литературой. Сатирический образ псевдоромантической литературы в романе и её роль в драме судьбы главной героини.

  3. Проблема идеала в эстетике и творчестве Г.Флобера и её решение в романе «Госпожа Бовари».

  4. Судьба Эммы Бовари. Двойственность образа.

  5. Критика мещанства и духовного убожества обывательский среды в романе.

  6. Образ аптекаря Омэ, его социальное значение.
7 Особенности реализма Флобера, отличие его художественного метода от метода Стендаля и Бальзака.
ЛИТЕРАТУРА

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.,1955.

Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М.,1955.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.
Тема 8. Проблематика, темы и идеи сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»


  1. Место сборника стихотворений «Цветы зла» в творчестве Бодлера.

  2. Основные положения эстетической программы Бодлера.

  3. Структура и циклы сборника.

  4. Адресаты стихотворений Бодлера.

  5. Теория соответствий. История идеи соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

  6. Тема природы и города в «Цветах зла».

  7. Точка зрения Бодлера на религию и ее отражение в сборнике.

ЛИТЕРАТУРА

Бодлер Ш. Цветы зла. М, 1970.

Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.

Балашов Н.Й. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М„ 1970. С. 233-288.

Бибиков В. Три портрета. Стендаль. Флобер. Бодлер. СПб., 1890.

Валери П. Положение Бодлера// Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 338-353.

Левик В. «Есть красота у нас, что древним неизвестна» // Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 5-16.

Нольман М.Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М, 1979.

Нольман М.Л. Координаты бодлеровского стиля. (Стихотворение «L"аmor du mesonge») // Стилистические проблемы французской литературы. Л., 1974. С. 165-174.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Эткинд Е.Г. О внешнем и внутреннем пространстве в поэзии Бодлера // Стилистические проблемы французской литературы. Л, 1974. С. 189-208.
Тема 9. Философский роман-притча Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит»


  1. Г. Мелвилл как представитель философского направления в американской литературе. Эстетические взгляды писателя.

  2. Жанровое своеобразие романа «Моби Дик, или Белый кит» как философского романа-притчи.

  3. Проблематика и идейное звучание романа.

  4. Система образов.

  5. Соединение романтического и реалистического начал.

  6. Влияние творчества Мелвилла на американских писателей ХХ века: Э.Хемингуэя, У.Фолкнера и др.

ЛИТЕРАТУРА

Мелвилл Г. Моби Дик (любое издание).

Ковалев Ю.П. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.