Почему завязывается мнимый конфликт в комедии ревизор. Развитие конфликта в комедии «Ревизор

Особенности драматургического конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Завязка комедийного действия
Седлецкая Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5»

г.Егорьевска Московской области
Цели урока:

Обучающая – раскрыть жизненную основу комедии; привести учащихся к пониманию обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке.

Развивающая – применение на практике теоретических понятий: драматический конфликт, завязка действия, экспозиция, время и место драматического действия,

Воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре и литературе.


Оборудование : видеопроектор, компьютер, интерактивная доска, магнитная и учебная доски, презентация по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» с использованием иллюстраций к произведению художников А.Константиновского, В.Кожевниковой, П.Боклевского, репродукции к произведению – на доске.
Эпиграф к уроку (оформляется на доске)

Только смехом поражается здесь порок.

Н.В.Гоголь
Корпорация разных служебных воров и грабителей…

В.Г.Белинский
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока. СЛАЙД К ТЕМЕ УРОКА
Сегодня на уроке мы продолжим изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», с которой вы начали знакомство на предыдущем уроке. Вы уже смогли познакомиться с героями произведения.

Мы с вами поставим перед собой цели: СЛАЙД С ЦЕЛЯМИ УРОКА

1. Выяснить, как Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта.

2. Выяснить, в чём суть этого конфликта и как он развивается.

3. Докопаться до истины и понять, какие же обстоятельства привели чиновников к роковой ошибке.
Лучший способ познать пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего? Важно также определить, какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж.
Создание экспертной группы учащихся : А чтобы в конце нашей работы подвести итог поискам, сделать выводы, мы создадим группу экспертов, которой это и предстоит сделать, работая на уроке и следя за ответами одноклассников.(Ребята, которых указывает учитель, садятся отдельной группой)

3. Работа по теме урока:

Слово учителя: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комедия»? А вот свою комедию «Ревизор» Н.В.Гоголь написал не просто для того, чтобы посмеяться, поиздеваться, а во имя утверждения этической чистоты человека.

Смех для Гоголя – средство нравственного исправления людей. Комедия – это борьба писателя за живую душу . Вспомните слова Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в Росси, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться на всем». СЛАЙД С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ГОГОЛЯ .

На предыдущем уроке вы уже знакомились с историей создания комедии и её героями. Какие же противоборствующие стороны представлены в комедии? Попробуйте дать общую характеристику.

(Градоначальник и его подчинённые, которые всячески пытаются скрыть от так называемого ревизора своё бесчинство, казнокрадство и обман жителей уездного города. И Хлестаков – чиновник самого низшего 14 класса, ничего собой не представляющего) СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ УЕЗДНОГО ГОРОДА

А вот теперь давай те попробуем определить время и место действия. Что можно сказать? (Городничий замечает: « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». – т.е. уездный город удалён от центра, от столицы) (д.1, явл.1)

А с какой целью автор переносит действие комедии из столиц в отдалённый уездный городишко? (Если так обстоят дела в захолустье России , так как же тогда в столице? – Так же, только в больших масштабах и взятки, и бесчинства!»)

В какое время происходят события? (1831 год – судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет .) (д.4, явл.3)

Давайте попробуем теперь определить, суть конфликта комедии . Скажите, в основу комедии положена любовная интрига? (Нет.)

Может быть, вопросы частного порядка? Интересы частного лица.(Нет.)

СЛАЙД «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»

Вывод : Мы можем определить: каков же конфликт? (Социально-политический)

Учитель: Итак, как вам известно, в основе сюжета лежит переполох среди чиновников, которые ожидают появления ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки».

– Как вы думаете, почему Белинский называет чиновничество уездного города «корпорацией разных служебных воров и грабителей». (Обращение к эпитету урока) (Это единый механизм, система, где каждый играет определённую роль, чтобы этот механизм работал безупречно.)

Учитель: Чиновничество дано Гоголем прежде всего в его служебной деятельности .

А теперь давайте посмотрим маленький эпизод из комедии, где и представлены чиновники уездного города и так называемые «плоды их труда» на благо горожан.

Инсценировка действия 3 явления 5 (инсценировка заранее готовиться с учащимися).

Учитель: Вы посмотрели только одну маленькую сцену из комедии Гоголя. Но уже по этой маленькой сцене можно судить о том, как выполняют свои должностные обязанности те, в чьих руках судьба города и горожан? - Как?

Среди действующих лиц представлены практически все слои населения.: городские помещики, купцы, мещане, городские дамы и слуги. Скажите, ребята, кто-то из этих действующих лиц знает о другой, возможно лучшей жизни, или воспринимает всё происходящее как обыденный нормальный уклад? СЛАЙД ГОРОДНИЧИЙ РУГАЕТ КУПЦОВ


Промежуточный вывод : Во-первых, постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города (это и модель любого города вообще, так как перед нами представлены все основные стороны любой административно-территориальной единицы).

Во-вторых, уже по 1-ому действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.

В-третьих, и что самое страшное!... люди, живущие в этом городе, и не подозревают, что можно жить по-другому!
4. Анализ зарождения конфликта пьесы:

План сочинения
1. Вступление. Своеобразие художественной структуры комедии.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие «Ревизора».
— Экспозиция в сюжете комедии.
— Завязка.
— Герои-вестники. Развитие действия.
— Первое знакомство Городничего с Хлестаковым. Развитие действия.
— Третий и четвертый акт комедии. Развитие действия в реальном конфликте и кульминационные эпизоды в «миражной» интриге.
— Пятый акт. Кульминация и развязка пьесы/
3. Заключение. Новаторство Гоголя.

В комедии Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь . Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.
Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях..
Завязкой реальной интриги комедии, как мы уже отмечали выше, становится первая реплика Городничего. В.И. Немирович-Данченко в статье «Тайны сценического обаяния Гоголя» отмечал необыкновенную смелость и новаторство Гоголя в создании завязки. «Самые замечательные мастера театра, – говорит он, – не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза, одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», – и пьеса уже начата. Дана фабула, и дан главнейший ее импульс – страх» . Однако стоит отметить, что страха здесь еще нет. Завязка в пьесе отличается и комедийностью, и сатиричностью, и психологизмом. Приезд ревизора – безусловно, неприятное известие, но ситуация традиционна. У Городничего имеется большой опыт в подобных делах (двух губернаторов обманул). Ревизор едет, но его пока не боятся. Инициативу город пока еще держит в своих руках. Однако город уже приведен в движение. Городничий энергично раздает указания чиновникам. Гоголь проявил себя как талантливый драматург, придумав такую завязку, благодаря которой в движение пришли сразу все действующие лица комедии. Каждый из них действует в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Также отметим, что ни в экспозиции, ни в завязке пьесы не присутствует сам главный герой.
Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Нетрадиционно лишь известие, которое они приносят. Из ничего они творят образ ревизора. Приезд незнакомца кажется им неожиданным, поведение его таинственным (живет, наблюдает, о себе не заявляет). И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх. Сцена, изображающая героев-вестников, необычайно важна в художественной ткани пьесы. Часть исследователей считают, что она является своеобразным завершением завязки в реальном конфликте пьесы. Другие критики (обозначившие наличие двух интриг в сюжете – реальной и «миражной») видят в ней завязку «миражной» интриги. Думается, мы можем рассматривать эту сцену как развитие действия после завязки (сообщения Городничего) в реальном конфликте пьесы.
На очень сложном комизме построена сцена первого знакомства Городничего с Хлестаковым. Сцена эта также является развитием действия и в реальном, и в «миражном» конфликте. Хлестаков чувствует страх, считая что его собираются препроводить в долговую яму. Городничий же считает, что собеседник его отличается хитростью и коварством: «какого туману напустил!». Герои не понимают друг друга, находясь как бы на разных волнах. Но Городничий расценивает все поведение Хлестакова как некую тонкую игру, условия которой он быстро принимает. И начинается соблазнение мнимого ревизора. Для начала Антон Антонович дает ему взятку. Это переломный момент в поведении Городничего. Он преодолевает робость и чувствует себя уже более уверенно. Ситуация несомненно ему знакома и привычна. Затем приглашает пожить в своем доме, посетить богоугодные заведения, уездное училище, острог. Словом, активно действует. Отметим здесь комедийность в развитии конфликта. «С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, атакующим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с ревизией, с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его действий одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. <…> Все это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта» .
События третьего действия представляют собой также очень этап в развитии конфликта. Хлестаков, вероятно, начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль, очень непринужденно. Он рассказывает о своей столичной жизни и завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении героя. Однако Городничий и остальные чиновники принимают ложь героя как должное. В чем же причина подобного поведения? Как отмечают исследователи, «страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. <…> …Во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников» . Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу. Как отмечает В. Гиппиус, «единство времени требовало быстрого темпа, но все же давало простор в пределах пяти актов и двадцати четырех реальных часов. Как бы издеваясь над этим правилом, Гоголь вмещает два объяснения, недоразумение с соперничеством, предложение и помолвку в пределы полуакта и нескольких минут, чтобы в последнем акте посмеяться и над этим «фантомом». Таким образом, сцены вранья, взяток и сватовства – это развитие действия в реальном конфликте пьесы и одновременно кульминационные эпизоды в «миражном» конфликте.
В пятом акте мы имеем кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним (эта сцена также является кульминационной в развитии «миражной» интриги). Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось. у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.
Таким образом, Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любовный треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть общественные отношения и связи. Главный герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Ревизора» следует определенному правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство» . Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало. У Гоголя нет в пьесе положительных героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравственный критерий, с позиций которого автор оценивает общественные пороки. По замечанию Гоголя, смех является единственным положительным лицом комедии. Таковы основные черты поэтики Гоголя-драматурга.

1. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, стр.210.

2. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 97.

3. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе. М., 1951, стр.151., с. 152.

4. Манн Ю. В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, стр.118–119.

5. Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 99.

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

Гоголь относится к художникам, пересматривающим литературные традиции, намечающим новые, оригинальные тенденции в развитии русской культуры. Новаторство драматургии Гоголя заключается во внесении новых решений в практически неизменный на протяжении многих поколений комедийный жанр. Античная поэтика и драматургическая практика вплоть до XIX века трактовали конфликт как столкновение положительного и отрицательного начал. Противоборство добра и зла позволяло максимально конкретизировать сюжетных антагонистов, а разрешение драматических перипетий свидетельствовало о неизменном торжестве гармонии над хаосом. Добро, а в широком смысле закон, преобладало над порочной действительностью. Эта схема оставалась практически неизменной, выдавая стремление авторов хотя бы в пределах художественного произведения воплотить требования справедливости.

Оригинальность драматургических решений Гоголя заключается в том. что место идеала в конфликте «Ревизора» остается вакантным. На первый взгляд, исключение из сюжета персонифицированного образа добродетели должно снять драматическую напряженность действия, но этого не происходит, основной идейно-тематический акцент переносится с противопоставления антагонистических сил на вскрытие несоответствия между декларируемым социумом идеалом поведения, разумно организованным, значимым, и вульгарностью, пошлостью жизни персонажей, содержание которой сведено исключительно к эгоистическим потребностям.

Классическая тенденция противопоставления негативного позитивному пересматривается автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного освоения становятся чиновники, рассматриваемые не только в качестве самоценных характеров, но и как фигуры, обобщающие социальные типы самим фактом своего существования, разоблачающие бюрократическую систему и настолько далекие от идеала, что смех оказывается наиболее эффективной формой их восприятия.

Жизнь города погружена в состояние произвола и беззакония. Городничий заглядывает в лавки купцов как к себе домой. Судья берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер из любопытства читает чужие письма. Попечителя богоугодных заведений мало беспокоят вверенные его заботам страждущие. Лекарь Гибнер ни слова не понимает по-русски. Противопоставить этому миру конкретную действительную позицию положительного персонажа означало бы создать очередную классическую драму, в развязке которой кровь чья-либо пролилась бы обязательно – так глубоко укоренился порок в сознание и бытие персонажей. Автор понимает, что возможный этический антагонист-обличитель будет мало чем отличаться от уже известных культуре персонификаций идеала и громкая полемика, им инициируемая, может разрешиться исключительно в трагическом ключе.

Гоголь предпринимает тематически смелое решение, противопоставляя эмблемам преступной обыденности образ фиктивного возмездия. Результат – впечатляющее саморазоблачение гротескных персонажей. Страх побуждает чиновников искать спасения, раскрывая и тайны окружающих, и свои собственные, тем самым обнажая порочность социальной практики. Зритель и читатель становятся свидетелями фарсовых картин самооправдания, взяточничества, ханжества. Психологически камерно и энциклопедически масштабно предстают мелочи обыденности, частности социальной жизни, так напоминающие российскую империю в целом.

Одно из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова, «значительного лица» поневоле, возможно, не до конца понимающего, за кого его принимают. Известны театральные и литературоведческие версии, в соответствии с которыми Хлестаков догадывается о своем «ревизорском» статусе. Но они противоречат гоголевской заданности характеров; в этом и заключается комизм – пустейший человек, олицетворение глупости торжествует над социальной мудростью. Многоопытный городничий Сквозник-Дмухановский наказан не Хлестаковым, а рецедивами общественных отношений, царивших в России. Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность – громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание – тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов.

Немая сцена может быть интерпретирована как развязка представленного конфликта и как завязка нового, общая тональность которого будет мало чем отличаться от уже произошедшего. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их характеры, длительность переводится в сферу пластического образа, придавая повседневности черты гротескной монументальности. Это художественное решение автора статуарно запечатлевает порок, делает его предметом всеобщего обозрения, типизирует явление, открывает его для последующих интерпретаций в произведениях русских сатириков.

Практикум

Образ дороги в русской литературе XIX века

У истоков традиции. Географические представления русских писателей: исторические факты и художественный вымысел.

Открытие мира. Европа – Восток (В. О. Ключевский, B. C. Иконников, С. М. Соловьев).

Художественное своеобразие и особенности развития жанра путевых записок (путевые заметки петровского времени, Радищев, «Письма русского путешественника» Карамзина).

Тема дороги у писателей-путешественников (Гончаров, Короленко, Чехов).

Пространственно-временной хронотоп дороги как жанровая доминанта произведений Радищева, Пушкина, Гоголя.

Поэтика художественного пространства и времени в творчестве писателей XIX века:

а) динамические характеристики – движение героя в пространстве и времени;

б) фиксация географического положения героя; констатация времени относительно заданной топографической или эмоциональной точки отсчета (Лермонтов, Гоголь).

Жанр хождений, хронотопы русской «Божественной комедии» («Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя).

Художественно-поэтический образ дороги:

а) пространство – объект поэтизации;

б)горизонтальная и вертикальная направленности пространства – соотнесенность с системой религиозно-этических представлений о вечной жизни;

в) дуализм восприятия мира;

г) паломничество героя как способ постижения идеала.

Метафорический образ дороги – путь приобщения к праведной жизни.

Список литературы

Травников С. Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды (Путевые заметки). – М., 1989.

Лихачев Д. С. Путешествия на запад // История русской литературы в 10 т., Т. 2.-М.-Л., 1948.

Манн Ю. В поисках живой души. – М., 1987.

Столярова И. В поисках идеала. – М., 1987.

Бахтин М. И. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Обличая все «дурное», Гоголь не разделял идей революционного переустройства общества. Он верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают всю гибельность «дурного»; крупнейшую роль в обновлении общественной жизни писатель в это время отводил просвещению, которое в его понимании было широким и многообразным явлением, включающим в себя все то, что содействует росту общественного самосознания. Большое значение Гоголь придавал появлению справедливых, истинных законов, их верному применению; особая ответственность, по мнению писателя, ложится па «исполнителей», от которых и значительной мере и зависит осуществление принципов справедливости. Однако, оставаясь верным жизненной правде, беспощадно разоблачая «преступления и пороки», писатель создал произведение, которое объективно носило революционный характер. С поразительной чуткостью Гоголь уловил определяющие черты общественно-политического порядка, с непревзойденным мастерством он нарисовал глубокие социальные типы. Показывая героев комедии прежде всего в их общественной практике, писатель сразу же вводит читателя и зрителя в круг тревожных «забот» управителей. Городничий уже в мерных сцепах комедии выступает как глава корпорации чиновников, противопоставляющей своп корыстные интересы общественным интересам. Весть о приезде ревизора заставляет городничего немедленно собрать своих сослуживцев.

Опытный и по-своему умный, ни в чем не стесняющийся делец, он хочет устроить так, чтобы все было «в полном порядке». Обстоятельно, со «знанием» дела он «обозревает» разные отрасли управления, предупреждая, наставляя, давая советы своим коллегам.

Между «своими» людьми не положено что-либо скрывать, да и каждый из чиновников, присутствующих на сонете у городничего, знает решительно все о любом сослуживце, и потому беседа городничего со своими коллегами носит достаточно откровенный характер, тем более что речь идет об «общей пользе» всей корпорации.

Вы прочитали ответ на вопрос Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор» и если понрвился материал то запиши в закладки - » Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор» ? .
    Великий русской писатель Николай Васильевич Гоголь написан немало уникальных произведений, которые по праву вошли в золотой фонд мировой литературы, одним из интереснейших его творений стала пьеса «Ревизор»… Действие пьесы разворачивается в небольшом городке (писатель даже не дает ему никакого названия, обозначая буквой N, слишком типична такая ситуация для России). Здесь все идет все своим чередом, процветает взяточничество и круговая порука, нет порядка ни в судах, ни среди чиновников, ни в Цель: совершенствовать умения работы с текстом драмати -ческого произведения, навыков внимательного чтения, а также восприятия произведений графического искусства, понимания их «языка»; закрепить навыки чтения «в лицах». Оборудование: гравюра В. Зелинского «У чиновников свои слабости». ХОД УРОКА I. Постановка целей и задач урока II. Проверка домашнего задания Ознакомление с таблицей по образу городничего, дополненной и расширенной. Городничий Плут, взяточник и казнокрад; двуличен и лицемерен; невежествен; суеверен; груб в обращении с подвластными ему В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате «Херсонес». К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. «Херсонес» и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина писатель жил в доме А. А. Трощинского (двоюродного брата своей матери) на Надеждинской улице (ныне - улица Добиваясь внутреннего единства комедии, Гоголь устранял из нее все то, что носило черты внешнего комизма. В первых редакциях «Ревизора» городничий советовал привязать к стулу чересчур экспансивного учителя истории. Хлестаков, ожидая всяких неприятностей от городничего, собирался защищаться с помощью бутылки. В третьем акте Анна Андреевна рассказывала дочери о том, как в куле с куропатками, который прислали ей на дом, спрятался ухаживавший за ней штаб-ротмистр. Унтер-офицерша в сцене приема посетителей Хлестаковым собиралась В «Замечаниях для актеров» Гоголь указывал на то, что Хлестаков «не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». В этом плане особенно характерны сцены «взлета» Хлестакова: монолог в третьем акте, прием посетителей и любовные объяснения в четвертом действии. Отсутствие внутренней целеустремленности в речи, неожиданные смещения, «перебои» в ней проявляются тут с особой отчетливостью. При всем отличии речевых манер Хлестакова

Обсуждение закрыто.

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя

дипломная работа

2.2 Развитие конфликта в комедии «Ревизор»

Проследим развитие мнимого конфликта. Вначале идет сообщение в письме, что инкогнито в город едет ревизор. Городничий рассказывает свой странный сон, «сон в руку»: пришли две огромные черные крысы, понюхали и ушли, то есть ничего не изменилось. Характерный приём Гоголя, обобщение, чиновники получат взятки, уедут и ничего не изменится. Компания воров и взяточников старается скрыть свои грехи, и городничий говорит им, чтобы они все привели в порядок. Болтовня Добчинского и Бобчинского упала в благодатную почву. «Все ругает и ничего не платит», - их заключение насчет нового лица, которого они принимают за ревизора. Это завязка комедии.

Уездная среда представляет себе, что чиновник будет вести себя соответственно, то есть возвышаться над ними. Гоголь предугадал, что они действуют ситуативно, и чиновники и Хлестаков. У них ситуативное поведение. Бесшабашность Хлестакова помогает ему в этом, все сходит ему с рук. Чиновники сразу попадают в уважение к чину и унижение перед ним. А Хлестаков вначале робеет, а потом, видя, что его принимают не за того, начинает им подыгрывать. Страх, по мнению В.Г. Белинского, за свои должностные преступления является внутренним двигателем поведения городничего и Хлестакова: страх перед чином и стремление к чину, и умение перевоплощаться (сцена на обеде у городничего) См.: Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти т. - М., 1979. - Т. 5. - С. 59..

Внутреннее единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает естественной маловероятную ситуацию, когда «финтифлюшку» приняли за важный государственный чин. Гоголь использует прием ошибки, парадоксальность ситуации - это основа комического в «Ревизоре».

Гоголевские персонажи мелки, но они жаждут вознестись хотя бы в мечтах. Ведь то, что говорит Хлестаков - это воспаленная мечта не состоявшегося чина, но не только чина, считает, Гоголь, но и человека, ибо стерты личные качества. «Меня нигде так не принимали», - восклицает Хлестаков. Вранье Хлестакова отвечает внутренним чаяниям Городничего и чиновников. Они ему откровенно завидуют. Комизм ситуации Гоголь подчеркивает тем, что в них сочетается зависть, трусость, подхалимство и внутренняя нераскаянность. Это государственные преступники, подчеркивает Гоголь, а не случайно согрешившие люди.

Реализм Гоголя в обрисовке этих характеров. Современное звучание этой комедии - кризисность системы, при которой одни могут наживаться за счет других. Гоголь использует в комедии прием саморазоблачения: чиновники обнажают систему круговой поруки, махинаций и обманов, чиновники сами говорят о себе и о других. Высекли унтер-офицерскую жену, больные мрут, тюремщиков не кормят - об этом мы узнаем из сцен жалоб народа, это прорыв конфликта, наглядно выявляющий противоречия, призрачность государственного устройства. Все куплено. Нераскаянность чиновников и Городничего обнаруживается в предпоследней сцене: Хлестаков уезжает, сделав предложение дочери Городничего. И вот это сыграло злую шутку с Городничим. Хлестаков даже об этом не думал. Городничему позволило это донестись в мечтах до генеральского чина, до петербургской роскошной жизни.

Анализ комедии "Горе от ума"

Анализируя особенности жанра "Горя от ума", следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, необходимо осознать, почему именно жанр комедии был избран автором для постановки столь серьезных вопросов, и какие...

Анализ комедии "Горе от ума"

Рассматривая конфликт и сюжетную организацию "Горя от ума", необходимо помнить, что Грибоедов новаторски подошел к классицисткой теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени...

Жизнь и творчество Данте Алигьери

Что представляет собой Дантово мастерство? "Комедия" прежде всего очень личное произведение. В ней нет ни малейшей объективности. С первого стиха поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя. Если ему кажется...

История создания комедии "Ревизор"

О том, как Николай Васильевич Гоголь создавал свою комедию написано много книг и статей, но наиболее авторитетными на наш взгляд являются труды М. Б. Храпченко и Э. Л. Войтоловской. В своем письме, от 7 октября 1835 года...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей...

Конфликт и система образов в драме Ануя "Антигона"

На сегодняшний день в литературоведении существует немало работ посвященных теории конфликта (В.Я. Пропп, Н.Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, Вл.А. Луков и др.). В широком смысле под конфликтом можно понимать "ту систему противоречий...

Противоречия в характере Джона Торнтона в романе Э. Гаскелл "Север и юг"

Трагедии, о жизненные силы, в быту на сцене их исход иной, лишают разума коварство, алчность, сила, где же библейский кроется исход? Впервые в ноябре 1667 Расин поставил свою большую трагедию "Андромаха", которая имела грандиозный успех...

Система "мнимых" разрешений конфликта в трагедии Расина "Андромаха"

Античное представление о фатуме является центральным элементом поэтики трагедии Расина. В современной Расину критике и в критике последующих веков эта черта осталась незамеченной (только в XX веке, в годы после Второй мировой войны...

Специфика конфликта пьесы "Чайка" А.П. Чехова

Основная роль любого драматического произведения состоит в конфликте. Понимание конфликта обуславливает понимание драмы в целом. В драме герои часто характеризуют себя сами, своими поступками и словами...

Тема социального и психологического конфликта в драме "Маскарад" М.Ю. Лермонтова

художественный драма маскарад лермонтов Конфликт в драматургии, является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров...

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя

Отдав первую редакцию «Женитьбы» «для замечаний» А. С. Пушкину, Н. В. Гоголь обращается к нему с просьбой о сюжете для новой комедии. «Рука дрожит написать... комедию»,-- пишет Гоголь 7 октября 1835 г. См.: Храпченко М.Б...