Картины боско. Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников.

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества.

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века.

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна.

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.

В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Он напоминает гигантскую строительную площадку. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни.

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников.

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.

В последнем живописном цикле Босха «Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку. Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора.

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель. Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира. Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия картин художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта. Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами . Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.


Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.


Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.


Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.


Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несени е креста»


Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.


Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великогомастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.


Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.


Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбосапо поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.


Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе,где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

Категория

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...

Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов , дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».


Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).

Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е, 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.

Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е, 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).

Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.


Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.


Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих

Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников , очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.


Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.

Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад , 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Иероним Босх жил в эпоху Возрождения и творил на просторах Средневековой Европы вместе с Леонардо, Микеланджело, Рафаэлем . Однако глядя на его работы, в это просто невозможно поверить. Сюрреалисты ХХ столетия назвали Босха “почетным профессором кошмаров”. Инфернальность и таинственность его картин, по мнению искусствоведов, соревнуется с многозначной улыбкой Джоконды.

Таинственность, страх, кошмар – вот неполный список понятий, вплетенных автором в ткань своих творений. Иногда кажется, что все твари из открывшейся огненной геенны выползли наружу и нашли свой оплот на картинах Босха. Их изображения маниакально точны и правдоподобны, их искаженный и гротескный вид описан то ли в Апокалипсисе, то ли в воспаленном воображении живописца.

Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо . Она сохранилась благодаря мрачному покровителю творчества Босха – королю Испании Филиппу II. Последнего Жюль Мишле, известный историк и исследователь европейского Средневековья, называл призраком мрачных покоев Дворца Королей – Эскориала. Не даром соотечественники Босха считали своего монарха, представителя рода Габсбургов, порождением зла. В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510).

Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Иероним происходил из семьи потомственных живописцев, однако не сохранилось ни одной работы членов его семьи. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. 1450 – 1516), а также то, что выгодно женившись, он обеспечил себе относительную творческую свободу. На сегодня насчитывается около 30 произведений, в большинстве представленных в Музее Прадо. На этом факты о его жизни заканчиваются, и открывается поле для деятельности исследователей, предположений, вымыслов и легенд. Он был одним из первых, кому открылись образы подсознания, средневековым сюрреалистом и невольным адептом фрейдизма. На протяжении веков за Босхом тянется сомнительная слава алхимика, астролога, колдуна и еретика, хотя факты утверждают, что он был весьма религиозным человеком и даже входил в Братство Девы Марии.

Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Филипп II, сумрачный испанский король и религиозный фанатик, видел в картинах Босха наставления и предостережения для христиан-католиков. В конце XVI века церковь пересмотрела свое отношение к творчеству живописца и обвинила его в ереси, однако быстро сняла все обвинения. Художники того периода восхищались точной передачей цвета в картинах Иеронима Босха и брали на вооружение некоторые эффектные приемы. В целом произведения нидерландца чаще воспринимали как занимательный хорор, который щекотал нервы и заставлял задуматься. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «…удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные…»

"Пляска Смерти" (Danse macabre)

Кто же был прав? Отвечая на этот вопрос следует вспомнить, что в XV веке христианский мир просто жаждал Апокалипсиса. «Пляска смерти» (“Danse Macabre”) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Церковные проповедники активно внушали обывателям, что все мирские ценности и рыцарские доблести всего лишь тлен, а спастись способна только бессмертная душа. Но что все до души? В этой атмосфере и церковники и люди искусства особенно упиваются ужасами адских пыток, наказаний за грехи и богомерзкими сюжетами разложения тела и личности. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений» .

Так что кошмары полотен Босха всего лишь «мейнстрим» той эпохи, ее символы.

Но вечный сумрак падших душ не мог удовлетворять огромному творческому потенциалу Босха. В музее Прадо можно увидеть светлое и божественное – триптих написанный в одно время с «Садом земных наслаждений» .

Иероним Босх, нидерландский художник эпохи Возрождения, до сей поры остается наиболее загадочной личностью в истории средневековой живописи. Возникший в 20 веке сюрреализм вытащил произведения Босха из запасников картинных галерей, где они дожилась подходящего момента, и, сопроводив их псевдобиографическими данными, выставил на суд современного зрителя. В комментариях к его произведениям, Босха представляли то ли колдуном, то ли еретиком, то ли алхимиком. Но при более внимательном рассмотрении творчества этого художника, можно все подобные домыслы отнести на счет буйной фантазии авторов подобных комментарий. Его настоящее имя - Иерун Антониссон ван Акен, а псевдоним, под которым он стал известен – Босх, это место его рождения. Художник родился в Хертогенбоссе, одном из четырех самых крупных городов герцогства Брабантского. Сейчас он находится на юге современной Голландии.

Биография Босха кратко

Очень незначительное количество сведений о жизни Иеронима Босха, не дает возможности без излишней доли домысливания пересказать биографию этого необычного даже для нестандартной среды художника, которого трудно воспринимать современному обывателю. Особенно это затруднено тем, кто не считает себя приверженцем какой – либо религии. Хотя для тех, кто интересуется культурой средневековой Европы, сюжеты картин Босха не покажутся бредом сумасшедшего, запечатленные им в горячечном бреду. Ведь не секрет, что именно так большинство ценителей живописи относится к творчеству Иеронима Босха. Довольно точно известно, что Босх под именем Иерун Антониссон ван Акен родился около 1450 года в семье потомственных живописцев, чье ремесло передавалось по наследству. Так как история не сохранила творчество родственников Босха, трудно говорить о сохранении традиций, или противопоставлениях в его семье. Биографы смогли найти упоминания, что у Босха были еще два брата и сестра.

В 1480 году в документах городского архива он упоминается уже как самостоятельный художник, который женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Можно предположить, что муж получил солидное приданое и не испытывал нужды в деньгах, что подтверждают финансовые документы из тех же архивов. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Это является подтверждением, что художник творил не ради заработка как большинство его коллег – живописцев. Весьма нетипичный случай для художника.

Босх и Братство Богородицы

В 1486 году Иерун ван Акен становится членом религиозной организации города Братство Богородицы, основанной в 1318 году и существующим поныне. В 15 веке эта организация играла весьма важную роль, как в политической, так и в финансовой жизни города. Поклонением членов этого общества являлся образ Богородицы, который находился в главном городском храме. За всю историю существования Братства Босх был единственным художником среди его членов, и к тому же не имевшим богословского образования. Быть членом такой серьезной и авторитетной религиозной организации – это не только престижно для социального статуса, но и довольно выгодно с практической точки. Босх смог приобрести отличные связи через свое членство и получать выгодные заказы не только от богатых и знатных соотечественников, но и от государственных личностей. Очень уважал творчество художника бургундский герцог Филипп Красивый, будущий король Кастилии Филипп I. Именно Босху, который начал так подписывать свои произведения, он поручает расписать большой алтарный образ, получивший название «Страшный суд».

Работал Босх и для других коронованных особ - для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для регентши Нидерландов Маргариты Австрийской. Благодаря этим именитым заказчикам, имя Босха приобретает известность в Европе. Можно предположить, что с 1499-го по 1503-й годы художник провел в Италии, потому что в этот период о нем не упоминается в документах Братства. И тогда, вполне вероятно, что на знаменитой картине художника Джорджоне "Три философа», Босх изображен вместе с автором и великим Леонардо да Винчи. Согласно документам Братства знаменитый мастер скончался 9 августа 1516 года.