Винкельман отец археологии. Биография винкельманна иоганна иоахима

ВИНКЕЛЬМАН, ИОГАНН ИОАХИМ (Winckelmann, Johann Joachim) (1717–1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский Гимнасиум; два года спустя ему была присуждена стипендия для изучения теологии в Галле; в 1741 он отправился в Йену, где изучал медицину. В 1743 Винкельман возглавил школу, где преподавал древнееврейский, греческий и латинский языки, геометрию и логику, но в 1748 оставил пост преподавателя.

Карьера Винкельмана началась после 1748, когда он стал библиотекарем крупной частной библиотеки близ Лейпцига и впервые познакомился с шедеврами итальянской живописи. В 1755 он опубликовал статью Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре (Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ), где употребил выражение «благородная простота и спокойное величие» для характеристики превосходных свойств греческого искусства. Винкельман сблизился с папским нунцием, который рассказал ему о красотах Рима, и в 1754 он решил стать членом Римско-католической церкви. В сентябре 1755 он отправился в Рим, где поселился на Монте Пинчио. Винкельман изучал памятники, познакомился с живописцем-классицистом Р.Менгсом и был представлен кардиналу Альбани, крупнейшему коллекционеру, который назначил ему пенсион и пригласил поселиться на вилле Альбани в окружении произведений древнего искусства. В такой обстановке у Винкельмана вскоре созрел замысел крупного труда, посвященного искусству древности.

Хотя в своих исследованиях Винкельман сосредоточился на римских древностях, он часто совершал поездки в южную Италию, посетив в 1758, 1762, 1764 и 1767 Неаполь с его прекрасными музеями.

Первая значительная публикация Винкельмана, изданный в 1760 каталог коллекции Стоша, была посвящена геммам. Ключевым принципом его подхода к древнему искусству было выявление различий между произведениями мастеров древности и итальянского Возрождения. В 1761 он завершил том по древней архитектуре, основанный на анализе греческих храмов Пестума, а в 1762 – еще один том, посвященный архитектуре храмов в Джирдженти (древний Агригент) на Сицилии, которые он никогда не видел. В 1764 появилось на свет его Сообщение о новейших открытиях в Геркулануме – первое серьезное описание раскопок в Помпеях и Геркулануме.

Знаменитый труд Винкельмана История древнего искусства (Geschichte der Kunst des Altertums ) был завершен в 1759, но не публиковался вплоть до 1763; в 1766 появилось его французское издание, а в 1767 Винкельман добавил к нему еще один том – Заметки по истории древнего искусства . Полное издание, окончательного варианта этой работы было предпринято Венской академией в 1776. История Винкельмана содержит как систематический, так и исторический разделы. Искусство Греции и Рима находится в центре внимания Винкельмана, но он обращается и к памятникам других древних народов. Помимо Истории , среди наиболее важных работ Винкельмана – двухтомный труд Неопубликованные памятники древности (Monumenti antichi inediti ), изданный в 1767 и посвященный кардиналу Альбани.

С 1763 Винкельман – антикварий и президент древностей Ватикана. В 1765 он отклонил поступившее из Берлина предложение стать директором библиотеки, собрания монет и древностей, однако в апреле 1768 все же решил вернуться в Германию. Однако, добравшись до Мюнхена, он повернул обратно и прибыл в Вену, где Мария Терезия оказала ему теплый прием. В июне Винкельман вновь пересек Альпы и прибыл в Триест. Здесь его ограбил и зарезал случайный попутчик, которому Винкельман показал бывшие при нем золотые медали, 8 июня 1768.

Иоганн Иоахим Винкельман

Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768) - немецкий просветитель, историк и теоретик искусства. Основной труд Винкельмана «История искусства древности» (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по Винкельману, обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей»). Порожденное свободой древнегреческое искусство как воплощение «благородной простоты и спокойного величия» - эстетический идеал Винкельмана, которому он призывал следовать. Взгляды Винкельмана оказали воздействие на последующее развитие эстетики и искусства.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 67.

Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль - 8 июня 1768, Триест) - немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763 - главный антикварий Ватикана и «президент древностей».

Влияние его идей связано с выходом работы «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль», связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла ; «изящный стиль», в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей», ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония («благородная простота» и «спокойное величие»). Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18-19 веков.

M. А. Кузнецов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 403.

Крупным событием в немецкой художественной жизни XVIII века был поворот к эстетике древнегреческого искусства, провозглашенный Винкельманом. Эстетика как особая философская дисциплина получила развитие в школе Лейбница - Вольфа. Она занималась анализом чувства прекрасного, в котором философия Лейбница усматривала способность человеческой души постигать совершенство окружающего мира. Такой взгляд не мог удовлетворить тех передовых немцев, которые начинали сомневаться в том, что идеал безусловно совпадает с действительностью, как этому учили философы школы Лейбница - Вольфа . Возникло стремление освободить эстетику от опеки церковно-христианской морали и пут идеалистической философии. Это стремление и выразил Иоганн Иоахим Винкельман (1717- 1768), который первый вернулся к гуманистической культуре. По своему мировоззрению он был последователем древнего материалиста Эпикура . В своей философии истории Винкельман ближе всего стоял к Монтескье , с его повышенным вниманием к природным условиям и теорией политической организации. Бедствия и невзгоды современной жизни он считал результатом исчезновения свободного демократического строя (свойственного, как ему представлялось, древнегреческим республикам), результатом засилья деспотизма и религии.

Уроженец Пруссии, Винкельман всю жизнь питал отвращение к этому государству, как «живодеру народов». В Саксонии Августа III, собравшего знаменитую коллекцию Дрезденской галереи, он чувствовал себя свободнее. Но обычная в придворном и церковном искусстве того времени эстетическая доктрина барокко не удовлетворяла его. Он уехал в Италию, которую считали тогда обетованной землей искусства и красоты. Здесь окончательно формируется его идеал «подражания грекам». В противоположность последователям классицизма, которые видели в античной культуре аристократические начала, Винкельман усматривал причину расцвета греческого искусства в демократическом строе древней Греции. В своей «Истории искусства древности» (1764 г.) Винкельман идеализирует греческие республики, но его заблуждение было в то время неизбежно, а идеализация эллинского мира характерна для всего демократического движения XVIII века: она отразилась и в искусстве революционной Франции, и в поэзии Гёте и Шиллера , и в немецкой классической философии, и в передовой общественной мысли всей Европы.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 426-427.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Briefe, hrsg. v. W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1 -4. В., 1952-57;

Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1-10. Baden-Baden - Strasbourg, 1962-71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.

Стендаль – 8 июня , Триест) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию (Coellnische Gymnasium ) и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в - годах он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо , господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество . После пятилетних колебаний в году Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом , проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей , незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия , он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в году, вскоре за тем (в г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.

Идеи

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В частности, он считал, что «древнеримское» искусство является слепым подражанием «древнегреческих» образцов, а искусство современное считал второстепенным по отношению к античности .

По Винкельману , главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Винкельман , разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения.

Труды

  1. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ("Thoughts on the Imitation of Greek Works in Painting and Sculpture"), followed by a feigned attack on the work, and a defence of its principles, nominally by an impartial critic. (1st ed of only 50 copies , 2nd ed )
  2. Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch ()
  3. Anmerkungen über die Baukunst der Alten ("Observations on the Architecture of the Ancients"), including an account of the temples at Paestum ()
  4. Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (Letter About the Herculanean Discoveries) ()
  5. Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen (Report About the Latest Herculanean Discoveries) ()
  6. Geschichte der Kunst des Alterthums ("History of Ancient Art") ()
  7. Versuch einer Allegorie (1766), which, although containing the results of much thought and reading, is not conceived in a thoroughly critical spirit.
  8. Monumenti antichi inediti (

немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии

Жизнь

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете; в 1743-1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена , будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом , проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провёл ночь с Арканджели, а на утро тот заколол великого учёного прямо в постели и похитил его пожитки.

Идеи

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс.

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя . Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken ?ber die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben ?ber die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen ?ber die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Sch?nen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Античники: три портрета (Винкельман, Хаусмен, Ростовцев). ("Рим после Рима", лекция четвертая)

Субтитры

Жизнеописание

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью .

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете . В 1743-1748 гг. работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нёттнице, где, живя неподалеку от Дрездена , имел возможность часто видеть и изучать собранные там художественные сокровища.

Идеи

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс .

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства» .

С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот «к грекам» интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму .

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения . Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное », которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна .

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).