Речевая характеристика героев на дне. Герои пьесы на дне горького характеристики и описания
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Нравственность - вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обошел вниманием нравственные вопросы в социально-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горького и по сей день пользуются популярностью в разных странах.
Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитателей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого побольнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявляют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.
Проститутку Настю, мечтающую о большой и чистой любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» - кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу - значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтическую любовь - значит утратить смысл жизни. Не сочувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести звучит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесточились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.
Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, великой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они упрекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум - смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастливую жизнь.
С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,... так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,- признается она. Муж бил ее восемь лет, и очерствела она к нему душой, возненавидела самого близкого, по сути, человека. «Никого нельзя зря бить.... бьют для порядку»,- комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.
О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на материальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумываясь, отправляет Костылева бывшего любовника на каторгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - говорят окружающие. Зависть, ненависть, месть управляют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпаривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.
Васька Пепел, любовник Василисы,- вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обвиняет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он крадет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупает его у Васьки.
Сам Костылев - фигура более чем неприятная. «Кто тебя - кроме черта - любит? - говорят ему. - Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отказывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, заботится о масле в лампадах и тут же преступает первейшие нравственные заповеди.
Ночлежники отвергают многие общепринятые истины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я - небогатый», Актер погряз в беспробудном пьянстве, заставившем его забыть даже любимое стихотворение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лошадей, поваров, опустился на самое дно и живет в ночлежке рядом с вором и проституткой.
Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек кличкам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безучастность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, однако в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказывается в центре их внимания. В каждом из потерявших самих себя героев Лука обязательно видит светлые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Актер, например, заговаривает о творчестве и задумывается о возвращении на сцену.
Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ночлежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все - прыгают»,- умиротворенно проговаривает он. Стариком руководит убеждение, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оставаться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью достучаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кризиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.
После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и красиво, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабости и бесхарактерности героев, в их неумении, неспособности и нежелании преодолеть жизненные обстоятельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.
Большой нравственной проблемой является, несомненно, и отношение общества к таким людям, которые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.
В пьесе «На дне» Горький выступает как писатель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.
Вводный урок по пьесе Горького «На дне».
Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.
Цели урока :
образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;
развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;
воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.
Оборудование:
Проектор (презентация к уроку, слайды);
Портрет М. Горького;
Иллюстрации к роману;
Таблица: характеристика героев;
Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).
Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.
Методические приёмы:
Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);
Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;
Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.
Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого
Основной вопрос, который
я хотел поставить в пьесе
«На дне», - это что лучше:
Истина или сострадание?
М Горький
Горький нагромоздил гору
величайших страданий...
и объединил жгучим стремлением
к правде и справедливости.
Л. Андреев о пьесе «На дне»
Ход урока
Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.
Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
Ответы учеников.
Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».
Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.
Учитель: а что значит оказаться на «дне»?
Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.
Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?
Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.
Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.
А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.
Проектор:
- Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
- Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
- . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
- Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.
Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.
- Чем могло привлечь зрителей название пьесы?
"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.
Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,
другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?
- Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.
Прототипы героев
- Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
- артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
- Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
- В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
- Сатин
также писался с конкретного человека.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.
Поговорим об именах, фамилиях
Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?
Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)
Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").
В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?
- Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
О чём говорит род занятий действующих лиц?
Клещ - слесарь,
Квашня - торговка пельменями,
Алёшка - сапожник,
Кривой Зоб и Татарин - ключники.
Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.
Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».
Знакомство с героями. Клещ.
- Всего полгода находится в ночлежке.
- Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
- Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
- В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
- Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»
Актёр.
- В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
- Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
- на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
- Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
- У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов.
- Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
- Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
- Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
- Когда-то имел мастерскую...пропил.
- «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
- С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.
Барон
- Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
- Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
- «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.
Васька Пепел .
- Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
- Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
- Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
- Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.
Настя.
- В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
- Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.
Сатин.
- Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
- Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
- Оказался здесь потому, что убил негодяя.
- Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
- Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
- В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
- Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»
Лука.
- Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
- Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
- В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
- Для каждого находит ласковое слово, утешение.
Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.
Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.
(в драме важно появление героев, их первые реплики).
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.
Выводы после чтения.
В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?
Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).
Рефлексия: составить синквейн по теме урока.
Равнодушие – это очень безнравственное явление, порождающее различные пороки. Часто оно приводит к трагедиям, когда ломаются человеческие жизни, рушатся мечты. М. Горький говорил, что безразличие опасно для души человека. Я согласен с ним, ведь оно лишает нас интереса к жизни и людям. Эта мысль подтверждается многими произведениями русской литературы.
У самого Горького в пьесе «На дне» показано маргинальное общество, в котором царит безучастность и безразличие к судьбе ближнего. Собравшиеся в ночлежке герои хоть и живут под одной крышей, остаются равнодушны к бедам друг друга. Эти люди жестоки, многие из них уже начали терять то человеческое, без чего нельзя жить. Они не умеют сострадать: умирающая Анна не вызывает их жалости, она лишь мешает им своим кашлем. Спивающийся Актер «нарывается» на осуждение Бубнова, потому что еще верит в свое излечение, в театральный талант, который, возможно, еще живет в нем, хоть в памяти и нет ни одной полноценной роли. Ночлежники также не по-доброму смеются и над романтичной Настей, которая мечтает о любви и сочиняет истории на основе прочитанных любовных романов. В целом герои Горького глухи к переживаниям остальных, и это равнодушие губит их как людей, превращая их в безучастных существ, которым суждено всю свою скудную жизнь провести в этом описанном автором, забытом Богом месте.
Пусть и не с такой силой, но все же показана губительная мощь равнодушия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Игрушкой для главного героя Григория Печорина становится Бэла – украденная из родного дома девушка. Герой увлекается ею, держит ее у себя. Бэла от этого очень страдает, а Печорин, за исключением редких моментов, остается равнодушным к ее несчастью. Он показан эгоистом, который уверен в своей правоте и даже не задумывается о том, что его действия значат для других. Обстоятельства складываются так, что Бэла погибает в погоне от руки Казбича: в этом тоже косвенно виновен Печорин. Лишь после этого герой вроде раскаивается в том, что совершил, но это ничего уже не может изменить. «Любовь дикарки», по его мнению, ничем не отличается от любви светской барышни. Григорий рассуждает о женщинах, как о вещах, и такое безразличие губит его душу. В этом он признается в своих многочисленных монологах из «Дневника».
Равнодушие может сделать жизнь человека и его близких невыносимой, оно действительно губит души. Пожалуй, именно его нужно победить в первую очередь, и тогда человечество вновь вспомнит о подлинной нравственности, которой так не хватает в наши дни.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
На вопрос Герои пьесы На Дне заданный автором Посольство
лучший ответ это БУБНОВ - картузник, ему 44 года, в прошлом скорняк, кот-го Пепел наз. -ет "вороном". Он утверждает, что чел-ком управляют незыблемые безжалостные законы, поэтому чел-к беспощадно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе и в окружающем мире. Правда Бубнова - это "проза факта".
НАСТЯ (24 года) - ЖИВЕТ ПО ЖЕЛТОМУ БИЛЕТУ. Она творит свою жизнь лишь в воображении, погружаясь в мир любовных романов. Она не соприкасается с действительностью и не воздействует на нее.
БАРОН (33 года) - он тоже живет своим пршлым, но в отлич. от насти, действительно бывшим. Он принадлеж. к старин. дворянской фамилии, был богат, имел крепостных, дома в Москве и Петербурге, но разорился.
АЛЁШКА (20 лет) - сапожник. он формирует свой жизненный принцип так: "А я - ничего не хочу; я - ничего не желаю".
ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, дважды сидел в тюрьме за кражу. Слушая Луку, он мечтает уехать с Натальей в Сибирь, начать новую жизнь. Но, подстрекаемый Василисой, убивает в драке ее мужа, Костылева, и. в очередной раз, ему грозит тюрьма.
АКТЁР (40 лет) - подлинное имя его не знают, т. к оно стерлось в прцессе разрушения его личности. Сценический псевдоним - Сверчков-Задунайский. Он алкоголик. Актер ухватился за совет Луки о поездке в лечебницу, возвысил эту иллюзию, а когда понял. что ложь Луки важнее истины - повесился.
ЛУКА (60 лет) - его образ двойственный. С од. стороны у него имя апостола. Он движим жалостью к людям и пытается помочь им. С др. стороны Лука, подобно лукавому соблазняет людет й надеждой, "поэзией факта", т. е правдой идеала, что гибит многих людей (Пепла, Актера) .
САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе, убил чел-ка (из-за своей сесты) , отсидел в тюрьме 4 г. 7 мес. Он яв-ся в пьесе постоянным резонером Луки. Сатин ставит в ц. своей жизненной философии понятие "свободный человек", что понимается, как свободный от всего (от любви, от привязанностей, от жалости....)
Ответ от Любовь Шкодина
[гуру]
АКТЕР - сокрушается, что "потерял имя", его сценический псевдоним в прошлом - Сверчков-Заволжский. Постоянно вспоминает актерское прошлое и цитирует литер. произв-я. Он верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Когда понимает, что это неправда - кончает жизнь самоубийством. Его судьба явно ассоциируется с судьбой героя "притчи о праведной земле", которую рассказывает Лука. АННА - жена Клеща (около 30 лет) , рассказывает Луке, что никогда не была сыта, всю жизнь тряслась над куском хлеба, мучилась, как бы больше других не съесть, в отрепьях всю жизнь ходила. Анна умирает. КЛЕЩ - муж Анны (старше ее) , не может выбиться из нищеты, озабочен тем, на какие деньги похоронит Анну, боится, что придется продавать свой инструмент, очень к жене невнимателен. ВАСЬКА ПЕПЕЛ - вор, никого не боится, хозяин ночлежки Костылев скупает у него краденые вещи. Он любовник жены Костылева Василисы. Хочет от нее избавиться, потому что влюблен в ее сестру Наташу, которой Василиса от злости специально из-за Васьки ошпарит ноги. БУБНОВ - живет в ночлежке в долг, некогда, с его слов, был владельцем красильной мастерской. Для него характерен циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, Заявляя, что у него нет совести, поскольку он "не богатый". ЛУКА - пожилой странник, на некоторое время появляется в ночлежке. Напоминает члена религиозной секты, имя персонажа ассоциируется с евангелистом. Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение или даже обман - "золотой сон" (подлинная правда жизни слишком сурова 0 "обух для людей"). Он считает, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание (он уговаривает Анну, чтобы она не боялась умирать - там ее ждут ангелы и Господь, рассказывает Актеру о лечебнице). САТИН - призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По его мнению, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающемся на настоящее, не отрывающееся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! 2. "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека! "
Ответ от Дима Калининн
[новичек]
БУБНОВ картузник, ему 44 года НАСТЯ 24 ГОДА ПРОСТИТУТКА БАРОН (33 года) АЛЁШКА (20 лет) - сапожник ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, АКТЁР (40 лет) ЛУКА (60 лет) САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе
Люди часто размышляют о том, как важно быть чутким, отзывчивым, добрым человеком в жизни. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят учителя в школе, писатели в своих произведениях. Нет ничего страшнее, чем равнодушие в глазах людей. Максим Горький писал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Каждый из нас встречался с безразличием со стороны окружающих.
В настоящее время люди всё чаще отказываются обращать внимание на чужую боль и страдание. Поэтому, очень важно проявлять сострадательность и внимательность ко всему, что происходит вокруг нас. Размышляя о равнодушии и отзывчивости, я не могу не обратиться к произведению М. Горького «На дне», в котором описывается судьба абсолютно разных людей, встретившихся в одном месте – ночлежке. В пьесе встречаются как люди отзывчивые, так и бесчувственные, не умеющие сопереживать друг другу. Одним из таких персонажей является Василиса Костылева – хозяйка ночлежки. Она портит жизнь не только обитателям этого места, но и даже родной сестре. Ей всё равно на проблемы постояльцев, на возможное счастье Наташи с Пеплом.
Главное в жизни Василисы – деньги, получаемые с жильцов ночлежки. Противоположным ей героем является Лука – странник, пытающийся помочь каждому из обитателей, используя такой способ, как ложь во спасение. Он уверен, что только доброта и отзывчивость могут помочь опустившимся «на дно» людям вспомнить своё истинное предназначение. Лука пытается поддержать добрым словом каждого, наставляя на истинный путь, и не остался безразличным свидетелем их гибели. В качестве второго аргумента обратимся к произведению «Старуха Изергиль» М. Горького. Данко и Ларра - герои из рассказов старухи Изергиль, сильные и отважные юноши, которых различает способность к состраданию. Данко ценой собственной жизни готов помогать людям, а Ларра увлечён личными интересами, проявляя безразличие к человеческим чувствам. Безжалостно убив девушку на глазах у людей её племени, он не видит в своём поступке ничего ужасающего. В Ларре нет ни любви, ни доброты, ни жалости. Данко же, взяв на себя ответственность вывести народ из леса, не позволяет им вернуться к врагам. Встретив осуждение и ярость со стороны своего
племени, герой не отвечает агрессией из-за своей любви к людям. В доказательство своих чувств, Данко вырывает из своей груди сердце и, освещая им путь, выводит толпу из леса, а затем умирает. Никто не замечает самоотверженной любви юноши и даже его смерти. Автор описывает, как кто - то растоптал его сердце, чем показывает неблагодарность общества за отзывчивость героя. И в заключение мне хотелось бы сказать, что быть отзывчивым – значит быть благородным человеком, способным помочь окружающим в трудную для них минуту. Очень важно правильно расставить приоритеты в жизни и заботиться не только о себе, но и проявить участие к другим.
Обновлено: 2018-02-09
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.