Речевая характеристика героев на дне. Герои пьесы на дне горького характеристики и описания

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Нравственность - вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.

Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.

Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» - кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу - значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтиче­скую любовь - значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.

Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум - смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.

С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,... так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,- признается она. Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить.... бьют для порядку»,- комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.

О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.

Васька Пепел, любовник Василисы,- вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.

Сам Костылев - фигура более чем неприятная. «Кто тебя - кроме черта - любит? - говорят ему. - Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.

Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я - небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.

Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания. В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.

Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все - прыгают»,- умиротво­ренно проговаривает он. Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.

После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.

Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.

В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.

Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

Цели урока :

образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

Проектор (презентация к уроку, слайды);

Портрет М. Горького;

Иллюстрации к роману;

Таблица: характеристика героев;

Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Методические приёмы:

Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Проектор:

  • Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
  • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

  • Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
  • Сатин также писался с конкретного человека.
    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Клещ.

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

  • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
  • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

  • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
  • Когда-то имел мастерскую...пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

  • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел .

  • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

  • В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
  • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Сатин.

  • Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  • Оказался здесь потому, что убил негодяя.
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

  • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
  • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
  • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

Рефлексия: составить синквейн по теме урока.


Равнодушие – это очень безнравственное явление, порождающее различные пороки. Часто оно приводит к трагедиям, когда ломаются человеческие жизни, рушатся мечты. М. Горький говорил, что безразличие опасно для души человека. Я согласен с ним, ведь оно лишает нас интереса к жизни и людям. Эта мысль подтверждается многими произведениями русской литературы.

У самого Горького в пьесе «На дне» показано маргинальное общество, в котором царит безучастность и безразличие к судьбе ближнего. Собравшиеся в ночлежке герои хоть и живут под одной крышей, остаются равнодушны к бедам друг друга. Эти люди жестоки, многие из них уже начали терять то человеческое, без чего нельзя жить. Они не умеют сострадать: умирающая Анна не вызывает их жалости, она лишь мешает им своим кашлем. Спивающийся Актер «нарывается» на осуждение Бубнова, потому что еще верит в свое излечение, в театральный талант, который, возможно, еще живет в нем, хоть в памяти и нет ни одной полноценной роли. Ночлежники также не по-доброму смеются и над романтичной Настей, которая мечтает о любви и сочиняет истории на основе прочитанных любовных романов. В целом герои Горького глухи к переживаниям остальных, и это равнодушие губит их как людей, превращая их в безучастных существ, которым суждено всю свою скудную жизнь провести в этом описанном автором, забытом Богом месте.

Пусть и не с такой силой, но все же показана губительная мощь равнодушия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Игрушкой для главного героя Григория Печорина становится Бэла – украденная из родного дома девушка. Герой увлекается ею, держит ее у себя. Бэла от этого очень страдает, а Печорин, за исключением редких моментов, остается равнодушным к ее несчастью. Он показан эгоистом, который уверен в своей правоте и даже не задумывается о том, что его действия значат для других. Обстоятельства складываются так, что Бэла погибает в погоне от руки Казбича: в этом тоже косвенно виновен Печорин. Лишь после этого герой вроде раскаивается в том, что совершил, но это ничего уже не может изменить. «Любовь дикарки», по его мнению, ничем не отличается от любви светской барышни. Григорий рассуждает о женщинах, как о вещах, и такое безразличие губит его душу. В этом он признается в своих многочисленных монологах из «Дневника».

Равнодушие может сделать жизнь человека и его близких невыносимой, оно действительно губит души. Пожалуй, именно его нужно победить в первую очередь, и тогда человечество вновь вспомнит о подлинной нравственности, которой так не хватает в наши дни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На вопрос Герои пьесы На Дне заданный автором Посольство лучший ответ это БУБНОВ - картузник, ему 44 года, в прошлом скорняк, кот-го Пепел наз. -ет "вороном". Он утверждает, что чел-ком управляют незыблемые безжалостные законы, поэтому чел-к беспощадно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе и в окружающем мире. Правда Бубнова - это "проза факта".
НАСТЯ (24 года) - ЖИВЕТ ПО ЖЕЛТОМУ БИЛЕТУ. Она творит свою жизнь лишь в воображении, погружаясь в мир любовных романов. Она не соприкасается с действительностью и не воздействует на нее.
БАРОН (33 года) - он тоже живет своим пршлым, но в отлич. от насти, действительно бывшим. Он принадлеж. к старин. дворянской фамилии, был богат, имел крепостных, дома в Москве и Петербурге, но разорился.
АЛЁШКА (20 лет) - сапожник. он формирует свой жизненный принцип так: "А я - ничего не хочу; я - ничего не желаю".
ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, дважды сидел в тюрьме за кражу. Слушая Луку, он мечтает уехать с Натальей в Сибирь, начать новую жизнь. Но, подстрекаемый Василисой, убивает в драке ее мужа, Костылева, и. в очередной раз, ему грозит тюрьма.
АКТЁР (40 лет) - подлинное имя его не знают, т. к оно стерлось в прцессе разрушения его личности. Сценический псевдоним - Сверчков-Задунайский. Он алкоголик. Актер ухватился за совет Луки о поездке в лечебницу, возвысил эту иллюзию, а когда понял. что ложь Луки важнее истины - повесился.
ЛУКА (60 лет) - его образ двойственный. С од. стороны у него имя апостола. Он движим жалостью к людям и пытается помочь им. С др. стороны Лука, подобно лукавому соблазняет людет й надеждой, "поэзией факта", т. е правдой идеала, что гибит многих людей (Пепла, Актера) .
САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе, убил чел-ка (из-за своей сесты) , отсидел в тюрьме 4 г. 7 мес. Он яв-ся в пьесе постоянным резонером Луки. Сатин ставит в ц. своей жизненной философии понятие "свободный человек", что понимается, как свободный от всего (от любви, от привязанностей, от жалости....)

Ответ от Любовь Шкодина [гуру]
АКТЕР - сокрушается, что "потерял имя", его сценический псевдоним в прошлом - Сверчков-Заволжский. Постоянно вспоминает актерское прошлое и цитирует литер. произв-я. Он верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Когда понимает, что это неправда - кончает жизнь самоубийством. Его судьба явно ассоциируется с судьбой героя "притчи о праведной земле", которую рассказывает Лука. АННА - жена Клеща (около 30 лет) , рассказывает Луке, что никогда не была сыта, всю жизнь тряслась над куском хлеба, мучилась, как бы больше других не съесть, в отрепьях всю жизнь ходила. Анна умирает. КЛЕЩ - муж Анны (старше ее) , не может выбиться из нищеты, озабочен тем, на какие деньги похоронит Анну, боится, что придется продавать свой инструмент, очень к жене невнимателен. ВАСЬКА ПЕПЕЛ - вор, никого не боится, хозяин ночлежки Костылев скупает у него краденые вещи. Он любовник жены Костылева Василисы. Хочет от нее избавиться, потому что влюблен в ее сестру Наташу, которой Василиса от злости специально из-за Васьки ошпарит ноги. БУБНОВ - живет в ночлежке в долг, некогда, с его слов, был владельцем красильной мастерской. Для него характерен циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, Заявляя, что у него нет совести, поскольку он "не богатый". ЛУКА - пожилой странник, на некоторое время появляется в ночлежке. Напоминает члена религиозной секты, имя персонажа ассоциируется с евангелистом. Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение или даже обман - "золотой сон" (подлинная правда жизни слишком сурова 0 "обух для людей"). Он считает, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание (он уговаривает Анну, чтобы она не боялась умирать - там ее ждут ангелы и Господь, рассказывает Актеру о лечебнице). САТИН - призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По его мнению, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающемся на настоящее, не отрывающееся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! 2. "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека! "


Ответ от Дима Калининн [новичек]
БУБНОВ картузник, ему 44 года НАСТЯ 24 ГОДА ПРОСТИТУТКА БАРОН (33 года) АЛЁШКА (20 лет) - сапожник ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, АКТЁР (40 лет) ЛУКА (60 лет) САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе


Люди часто размышляют о том, как важно быть чутким, отзывчивым, добрым человеком в жизни. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят учителя в школе, писатели в своих произведениях. Нет ничего страшнее, чем равнодушие в глазах людей. Максим Горький писал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Каждый из нас встречался с безразличием со стороны окружающих.

В настоящее время люди всё чаще отказываются обращать внимание на чужую боль и страдание. Поэтому, очень важно проявлять сострадательность и внимательность ко всему, что происходит вокруг нас. Размышляя о равнодушии и отзывчивости, я не могу не обратиться к произведению М. Горького «На дне», в котором описывается судьба абсолютно разных людей, встретившихся в одном месте – ночлежке. В пьесе встречаются как люди отзывчивые, так и бесчувственные, не умеющие сопереживать друг другу. Одним из таких персонажей является Василиса Костылева – хозяйка ночлежки. Она портит жизнь не только обитателям этого места, но и даже родной сестре. Ей всё равно на проблемы постояльцев, на возможное счастье Наташи с Пеплом.

Главное в жизни Василисы – деньги, получаемые с жильцов ночлежки. Противоположным ей героем является Лука – странник, пытающийся помочь каждому из обитателей, используя такой способ, как ложь во спасение. Он уверен, что только доброта и отзывчивость могут помочь опустившимся «на дно» людям вспомнить своё истинное предназначение. Лука пытается поддержать добрым словом каждого, наставляя на истинный путь, и не остался безразличным свидетелем их гибели. В качестве второго аргумента обратимся к произведению «Старуха Изергиль» М. Горького. Данко и Ларра - герои из рассказов старухи Изергиль, сильные и отважные юноши, которых различает способность к состраданию. Данко ценой собственной жизни готов помогать людям, а Ларра увлечён личными интересами, проявляя безразличие к человеческим чувствам. Безжалостно убив девушку на глазах у людей её племени, он не видит в своём поступке ничего ужасающего. В Ларре нет ни любви, ни доброты, ни жалости. Данко же, взяв на себя ответственность вывести народ из леса, не позволяет им вернуться к врагам. Встретив осуждение и ярость со стороны своего

племени, герой не отвечает агрессией из-за своей любви к людям. В доказательство своих чувств, Данко вырывает из своей груди сердце и, освещая им путь, выводит толпу из леса, а затем умирает. Никто не замечает самоотверженной любви юноши и даже его смерти. Автор описывает, как кто - то растоптал его сердце, чем показывает неблагодарность общества за отзывчивость героя. И в заключение мне хотелось бы сказать, что быть отзывчивым – значит быть благородным человеком, способным помочь окружающим в трудную для них минуту. Очень важно правильно расставить приоритеты в жизни и заботиться не только о себе, но и проявить участие к другим.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.