Есть ли разница между фэнтези и фантастика. Появление и сущность «противников»

Жанр фэнтези с самого момента своего возникновения вызывает массу вопросов, споров и кривотолков. Можно ли считать фантастикой рассказы про эльфов и гномов в вымышленном мире? Фэнтези как литературный жанр существует уже более ста лет – а в этом вопросе до сих пор никто толком не разобрался.

Перед погружением в тему следует оговорить еще один очевидный факт: будут рассмотрены отличия фэнтези от научной фантастики, а не от фантастики в общем. Просто потому, что фэнтези – часть фантастики, один из фантастических жанров.

Что такое фантастика?

Для начала следует дать определение фантастики как жанра литературы. Хотя, жанром ее можно назвать только для простоты изложения материала, потому что литературоведы стабильно «кидают» старушку из жанров в методы и обратно.

Итак, фантастика (с греческого «phantastike » — искусство воображать) – это некий сонм литературных жанров, которые отличаются особой, логически несовместимой с обыденной реальностью, картиной мира. При этом фантастические миры могут быть частью мира Земли, соприкасаться с ним – а могут и никак к нему не относиться. Последнее чаще можно отнести к произведениям жанра фэнтези.

Фэнтези и НФ: определения

Научная фантастика и фэнтези – два старейших фантастических жанра. Если быть точнее, научная фантастика старше фэнтези примерно на столетие. Как только «младшая сестра» появилась на свет в начале 20 века, ее сразу стали сравнивать со старшей. И сравнения эти в большинстве своем не были лестными. Почему же? Потому что люди 20 века, как и люди века 21, чаще всего мыслят слишком рационально. А фэнтези – это воплощенная иррациональность. А теперь – подробнее.

– это дополненный силой воображения авторский вымысел, основанный на реальных научных знаниях и фактах. Фантазия автора научно-фантастических произведений может основываться не только на достижениях технических дисциплин либо естественных наук, но и фактов истории, пространственно-временных реалий и так далее. Чаще всего в произведениях НФ, или научной фантастики, никак не раскрывается тема волшебства, магии, иррационального чуда.

Этот пробел успешно заполняют произведения жанра фэнтези. Полет фантазии авторов, работающих в этом жанре, не ограничен ничем. Абсолютно ничем. Ведь откуда произошло слово «фэнтези»? Все очень просто: это калька английского «fantasy» — фантазия. Чаще всего на фэнтезийные миры не оказывают никакого влияния прогресс или регресс науки. Потому что волшебные миры живут по своим волшебным законам. В них работает магия, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Образно говоря.

Появление и сущность «противников»

Фантастические темы прослеживаются в искусстве всех без исключения народностей планеты во все времена. Ведь что так не отличает творца, как способность воображать? В некоторых случаях к фантастическим жанрам относят даже мифы и легенды, что крайне неверно с точки зрения литературоведения.

А вот научная фантастика появилась как раз на волне научного прогресса конца 19 – 20 веков. Научные фантасты, стоящие у истоков жанра, довольно часто предсказывали крупные и не очень изобретения и повороты развития науки и техники в будущем. Так, к примеру, Жюль Верн описывал подводную лодку, когда их еще даже не начали разрабатывать, Айзек Азимов много писал об искусственном интеллекте, а герои Андрея Беляева помещены на орбитальную станцию. Подобных примеров можно привести десятки, если не сотни.

Фэнтези же, появившаяся из стремления одного оксфордского профессора по фамилии Толкин создать для Великобритании новую мифологию, предположений о будущем не строит. Вот поэтому о ней уже сотню лет отзываются как о «развлекательном чтиве», «ненастоящей литературе».

Действие романов фэнтези часто происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Родоначальником жанра фэнтези чаще всего называют Дж. Р. Р. Толкина и его произведения «Властелин колец» и «Сильмариллион». Среди известных современников – авторов «ненастоящих» книг, стоит упомянуть Урсулу ле Гуин, Андре Нортон, Ника Перумова, Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, Роберта Асприна и многих других.

Список отличий

Ниже будет приведен максимально подробный список черт, по которым можно определить, относится ли рассматриваемое произведение к жанру научной фантастики или фэнтези.

Внимание! Общая тенденция взаимопроникновения жанров породила такие интересные детища, как научная фэнтези и другие смешанные жанры. Они в произвольном порядке объединяют черты жанров – «родителей».

Итак, каковы же отличия научной фантастики и фэнтези?

  1. В основе научно-фантастических произведений лежат реальные научные факты. Основа произведения фэнтези – мифология, волшебство, иррациональные чудеса.
  2. Жанр фэнтези появился позже жанра научной фантастики. НФ породил бурный прогресс конца 19 – 20 века, а фэнтези – всплеск мифологического мышления 20 века.
  3. Характерное отличие произведений научной фантастики – фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы случилось нечто, если бы изобрели нечто). Альтернативная либо вовсе выдуманная реальность фэнтези никак не связана с объективной действительностью. Авторы произведений фэнтези не объясняют законов созданных ими миров, в которых нормой признается работающая магия и развитые нечеловеческие цивилизации, мифические расы.
  4. Сегодня научная фантастика переживает кризис, она частично ассимилировалась, породив фантастический боевик, космическую оперу и другие «мягкие» жанры. Фэнтези, напротив, бурно развивается, порождая все новые и новые ответвления и множество интересных произведений.
  5. Основной конфликт НФ – противостояние между общественными нормами и свободолюбием главного героя. В произведениях фэнтези главное противостояние идет между силами Добра и Зла, Светом и Тьмой.

Научная фантастика и фэнтези - два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы - научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений - трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали "космической оперой".

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира - обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра "паропанк" ("стимпанк"), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, - это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях - это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние "добра" и "зла" - это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть "не такими, как все".

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко "Не время для драконов").

А поджанр "научное фэнтези" является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке").

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют (романы С. Лукьяненко из цикла "Дозоры").

В разделе на вопрос Чем отличается фэнтези от фантастики? заданный автором Ётранная миссис лучший ответ это Фантастика - общее название жанра, подразумевающее что-то невероятное и небывалое к примеру. Фантастика делится на научную фантастику, фэнтези и ужасы. Часто говоря фантастика, подразумевают именно научную.
Фентези - жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли) , привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Ответ от Колосок [гуру]
Фентези-это придуманные миры. Фантастика это на основе нашего реального мира, земного мира. Даже в книгах сочинения великих мастеров -фентези так и пишут, например миры Клифорда Саймака


Ответ от Евровидение [гуру]
фантастика - это русское, а фэнтези - западное слово. То же самое, что сегодня любой технолог стал маркетологом.


Ответ от скороспелка [гуру]
Я делю фантастику на:
1.Фэнтези
2."Чистая" фантастика
3.Научная фантастика


Ответ от Илона [активный]
Фэнтези - это выдумка - сказка, В этом жанре присутствуют эльфы, гномы, оборотни, колдуны, и т. д. "Властелин колец", "Эрагон", даже те же "Сумерки"
А фантастика - это выдумка - современный технический прогресс. Космос, научные лаборатории, и в них куча мутОнтов)) А еще андроиды, клоны, и "Армагедон" с Брюсом Уилиссом)) "Исходный код" туда же, "Затерянные в космосе" хоть и муть, но в теме фантастики.


Ответ от Ёмерть [мастер]
Фентези это сказки


Ответ от Acrobat [гуру]
Фантастика подразумевает развитие технологий, появление всяких фантастических бластеров, звездолётов, гиперопространственных ворот и т. д. Фентези - наличие в мире всякой магии, мифологических существ, нежити и другой нечисти 🙂

Многие люди, особенно в Интернете, путают одно и другое (некоторые вообще не видят разницы, считая что "фантастика" и "фэнтези" - это просто разные слова для называния одного и того же).

Научная фантастика (science fiction) и фэнтези (fantasy) - это жанры фантастики, т. е. нереалистической художественной литературы (а также кино, живописи и других производных от литературы видов искуства).

На шкале реалистичности (или нереалистичности) научная фантастика и фэнтези находятся на противоположных концах. Научная фантастика - самая реалистичная в фантастической литературе. Фэнтези - самый нереалистичный жанр фантастики.

В словосочетании "научная фантастика" слово "научная" накладывает сильное ограничение на фантазию писателя. Альберту Эйнштейну принадлежат слова: "То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле". Поэтому любой вымысел, любая фантазия должна находиться в рамках научного мировоззрения, где нет места никаким сверхъестественным, потусторонним, сказочным явлениям: чудесам, заклинаниям, магии, колдовству, богам, эльфам, гномам, оркам, драконам. Учёный в своей работе всегда делает предположения (выдвигает гипотезы), то есть фантазирует - так и писатель, работающий в жанре научной фантастики, тоже занимается выдвижением гипотез, проводит мысленные эксперименты в той или иной научной области (научно-фантастические произведения есть не только в области естественных наук, но и гуманитарных - например, социальная фантастика).

Наука и фантазия неразрывны, поэтому не случайно среди учёных есть писатели фантасты (или наоборот, среди писателей фантастов есть учёные): Фред Хойл (астроном), Карл Саган (астроном), Айзек Ахимов (биохимик). Фантастические произведения писали Циолковский, Обручев. Это самые известные примеры; можно назвать имена многих других писателей-фантастов, одновременно являющихся учёными.

В научно-фантастическом произведении вымысел, каким бы нереалистическим на самом деле он не был (путешествия во времени, сверхсветовые скорости, бессмертие и т. д.), всегда обосновывается научным образом. Конечно, это обоснование не полное, иначе перед нами была бы не художественная книга, а научный труд: это обоснование с пропусками, вольными допущениями: гипотеза объявляется доказанным фактом, из чего потом вытекают интересные следствия, описываемые в книге.

К 100%-ным научно-фантастическим книгам из самых известных можно отнести: "Чёрное обласко" Ф. Хойл, "Машина времени", "Человек невидимка" Г. Уэллс, "Солярис" С. Лем, сборник рассказов "Я, робот" А. Азимов.

В фэнтези фантазия автора не ограничена законами нашего мира, а создаёт особые вымышленные миры с законами и свойствами, кардинально отличающимися от законов и свойств мира, в котором мы живём, и прежде всего - по решению основного вопроса философии о соотношении материального и идеального: грубо говоря, научная фантастика - это материализм, фэнтези - идеализм. Современная наука основана на сугубо материалистическом понимании устройства мира - отсюда научная фантастика тоже строится на материалистическом фундаменте. Идеалистическое философское основание фэнтези допускает существование богов, магии, волшебства, колдовства - всего того, что отвергает наука, как сверхъестественное. Примером того, что физические законы в фэнтези-мирах не обязаны вписываться в физическую картину нашего мира, является серия книг "Плоский мир" Терри Пратчетта - плоская планета покоится на спинах четырёх слонов, стоящих на черепахе, свет движется медленно, в радуге восемь цветов (кроме того, что в этом мире существует магия).

Таким образом, в мире фэнтези есть колдовство, волшебство, заклинания - всё то, что есть в сказках. Любая сказка - от традиционной народной (фольклор), до авторской - основана на архетипах. Фэнтези тоже наполнено этими архетипами и, как в сказках, в фэнтези тоже есть эльфы, гномы, тролли, драконы - фольклорные персонажи мифов и легенд того или иного народа. Фэнтези - это современное развитие сказок. Основное отличие фэнтези от сказок в том, что в фэнтези тщательно выстроен целый мир, прописаны его законы, то есть целенаправлено создаётся его логическая структура (чего в сказках не делается за ненадобностью). Сказка в шкале нереалистичности стоит ещё дальше, чем фэнтези.

Примерами самых известных книг в жанре фэнтези являются: "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Конан" Роберт Э. Говард, "Хроники Нарнии" К.С. Льюис, "Ведьмак" А. Сапковский, цикл "Земноморье" Урсула Ле Гуин, "Гарри Поттер" Дж. К. Роулинг.

Стремление в фэнтези построить целый мир приводит к тому, что книга, написанная в этом жанре, склонна превращаться в дилогию, трилогию, целую эпопею.

Возвращаясь теперь к отличию между научной фантастикой и фэнтези, можно отметить, что если описанное в научно-фантастических книгах в принципе может стать реальностью (например, научно-фантастическая повесть Циолковского "На Луне" стала реальностью в 1969 году), то с фэнтези это невозможно.

Воспроизводя на свет новые шедевры. В последнее время особой популярностью среди читателей пользуются книги, посвященные вымышленным мирам, поэтому возникла необходимость найти четкое объяснение, чем отличается фантастика от фэнтези. Хоть эти два жанра и похожи между собой, но все же есть некоторые весьма существенные отличия.

В фантастике в основном все рассматривается с научной точки зрения, в ней события происходят в мире, который отличается от современного исторической, физической или технологической реальностью. В таких произведениях используются машины или приборы, которые на момент написания книги еще не существовали. Чем отличается фантастика от фэнтези? Тем, что идеи писателей в будущем находят свое отражение в техническом прогрессе.

В свое время Жюль Верн очень подробно описал подводную лодку, хотя тогда никто и не думал о возможности плавать под водой. Роберт Хайнлайн, неоднократно писали об искусственном интеллекте, отправил своих героев на околоземную задолго до того, как было предложено использовать для связи спутники. И таких примеров предостаточно, возможно то, что нафантазировали современные авторы и что кажется нам обычной выдумкой, уже через пару десятилетий будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Чем отличается фантастика от фэнтези еще, так это аномальными с точки зрения физики свойствами мира. Мы воспринимаем время, которое двигается лишь в одном направлении, а вот писатели предположили, что оно может двигаться по кругу, многократно повторяя одни и те же события или же возвращаться в прошлое. Это нельзя назвать полной выдумкой, потому что различные аномалии встречаются и в нашем мире. И то, что лучшие умы человечества еще не нашли этому объяснения, еще не значит, что такого не может быть. Чем отличается фантастика от фэнтези, так это тем, что создатель произведения пытается расширить принятые рамки восприятия мира, провести мысленный эксперимент. Нередко в таких книгах можно прочитать и о внеземных цивилизациях, на данный момент это неподтвержденный факт, но нельзя его отрицать.

Чем фэнтези отличается от фантастики, так это наличием магии, вымышленных миров и рас. В таких произведениях герои для решения проблемы используют необычные силы, волшебные палочки, тайные знания, различные артефакты. Среди рас самыми распространенными считаются эльфы, гоблины, орки, гномы, домовые, хоббиты. Среди современных писателей жанра фэнтези стоит выделить Джоан Роулинг с ее всемирно известными романами о Гарри Поттере, с трилогией «Властелин колец» и др.

Произведения такого жанра можно считать развлекательными, потому что описанные в них события никогда не произойдут в реальности. Действие обычно происходит в вымышленном мире, на другой планете, писатель не указывает точного месторасположения магической страны или же она скрыта от глаз простых людей, как это происходит в романах Роулинг. Библиотека фантастики и фэнтези представляет собой любопытное собрание книг. Многие писатели объединяют эти два жанра, создавая интересные произведения, достойные прочтения.