Кто такие коряки и где они живут. Коряки: храбрые охотники на китов

Коряки проживают в северной части полуострова Камчатка, Россия. Первые поселения в Азии европейцы обнаружили вдоль Охотского моря. Коряки — единственный народ, который не имеет самоназвания, а лишь групповые именования, что в переводах на наш язык звучит как: местный житель, кочующий житель, оленевод, богатый на олени, поселяне. Разговаривают, естественно, на корякском языке. Всего примерно 8,7 тысяч человек.

Численность

В мире насчитывается 8,7 тыс коряков. Все население находится на территории РФ:

  • Камчатка (7,3 тыс);
  • Магадан (890 чел);
  • Москва (90 чел);
  • Санкт-Петербург (70 чел);
  • Чукотка (55 чел);
  • Хабаровск (50 чел).

В других странах коряки не зафиксированы.


Камчатка

Происхождение

О происхождении народности очень сложно судить, потому как исторических фактов, археологических раскопок и иных сведений недостаточно, чтобы иметь представление о былом. Единственное, можно точно сказать, что коряков нашли в период открытия Камчатки. Хотя о происхождении названия также существует несколько мнений:

  1. В XVII веке русские казаки, которые попали на остров прозвали так местное поселение.
  2. Соседские племена юкагиры так называли своих соседей.

Описание народности

Это очень добрый народ, всегда придет на помощь, не зависимо от обстоятельств. Они очень эмоциональны, умеют сочувствовать. С опасением относятся к русским. Внешне — это представители монголоидной расы, поэтому имеют зауженные глаза, круглое лицо и выраженные скулы.

Распределение по группам

Всe коряки разговаривают на корякском языке, который относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Но сам язык распределяется на несколько форм диалектов (аж 12):

  • керекский;
  • чавчувенский;
  • гижигинский;
  • карагинский;
  • пареньский;
  • апукинский;
  • итканский;
  • олюторский (алюторский);
  • каменский;
  • палланский (паланский или лесновский);
  • рекинниковский;
  • кахтанинский.

Но только лишь 2 тыс. человек поддерживает традиции и постоянно говорит на родном языке, вся основная масса на русском и еще небольшой процент поселения — на алюрском. Поэтому корякский язык относят к языкам, которые под угрозой исчезновения.

Имеют сходство с чукчами. Самих же коряков делят на 2 группы:

  • тундровые (кочевые, оленеводы);
  • приморские (оседлые, рыболовы).

Коряки не сильно образованный народ, письменность появилась поздно, лишь в 1931 году на основе латыни. Позже за основу взятый русский язык, но скорректирован под чавчувенский диалект, который самый распространенный на Камчатке.

Религия

Большинство коряков поддерживает православие, но не редкость и шаманизм. Бога они называют — «Тот, что сверху» и приносят в жертву собак, как дарование. В наше время шаманы теряют свою силу, ранее они могли воскресить мертвого, то есть вернуть душу с того мира (или просто не дать умереть). Современным шаманам это уже не под силу.

Распространен анимизм, одушевленность предметов, а тажже аняпели — магические камни, знаки и др.

Кухня

Коряки едят, то что им даровала природа: рыбу, оленей и др. Поэтому национальными блюдами считается такая еда:

  • кислые головки (что-то вроде квашеных голов рыбы);
  • уил-уил (суп из заквашенной свежей олениной крови);
  • когошки (морская картошка);
  • юкола (шкурка рыбы);
  • тутгау (копченная рыба).

Уил-уил — традиционное новогоднее блюдо. А вот красную икру используют в качестве корма для собак.

Одежда

У коряков вся одежда глухого типа, то есть одевается через голову. В основном одежду шили из оленьих шкур. Летняя и зимняя одежда отличалась лишь толщиной. Также со временем покупали ткани у торговцев и шили более легкие варианты. Среди традиционного — кухлянки. Могут носить украшения из серебра, но в небольшом количестве.

Жилье

Оленеводы строят яранги (очень похоже на юрту), а береговые коряки жили в землянках.

Традиции

Коянайтатык — главный праздник оленеводов, праздновали его 2 раза в году. Заключался он в перегонке оленей в осеннее и весеннее время на новые пастбища, примерно в дни солнцестояния. В эти дни коряки веселились: катались на оленях с упряжками, взбегали на обледенённые столбы и многое другое. Рыболовы же празднуют нерест рыбы.

Среди богатых коряков встречается многоженство. И не редко бывали случаи, что для хозяина была большая честь, когда гость-мужчина выбирал себе на ночь одну из его жен. А вот в других семьях, где одна жена, муж, наоборот, очень ревнивый. Жене не редко приходилось выходить в люди в «плохой одежде», чтобы на нее не обращали внимание.

Общая информация

Коряки - единого самоназвания не имели. Групповые самоназвания: чавчыв, чав"чу, «оленевод», «богатый оленями»; нымылгын, «местный житель», поселянин; нымылг-аремку, рэмку чавчыв, «кочующий житель», и др.

В 20-х гг. XX в. была предпринята попытка придать самоназванию нымылгын в форме «нымылан» характер официального названия народа, но оно не прижилось и было восстановлено старое название «коряки». Этноним, скорее всего заимствован русскими у юкагиров, которые называли коряков карака.

Говорят на корякском языке, имеющим несколько диалектов: чавчувенский, апукинский, итканский, каменский, паренский, карагинский, паланский, керекский. Широко распространен русский язык. Письменность на русской графике.

Коряки составляют одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов, сложившееся на основе внутриконтинентальных культурных традиций неолитических охотников. В начале 1 тысячелетия нашей эры древнекоряк-ская охотничья культура трансформировалась в специализированную культуру морских зверобоев. Переход к морскому зверобойному промыслу и оседлости способствовал обособлению отдельных групп древних коряков, дроблению языка на диалекты. Заключительный этап этногенеза коряков - формирование оленных групп чавчувенов. Приобщение к оленеводству произошло у коряков сравнительно поздно - предположительно в XI-XVI вв. в результате заимствования оленеводства у тунгусов. Переход части береговых жителей к новому занятию вызвал значительные изменения в культурном облике этноса, что привело к окончательному формированию корякского народа.

Территория расселения и численность

Коряки составляют основу коренного населения Корякского автономного округа, они живут также в Северо-Эвенском районе Магаданской области и на Чукотке. В 1989 г. в СССР насчитывалось 9242 коряка, в т.ч. в РФ - 8942. В Корякском автономном округе коряков 71 % от их общего числа - 6572. В Магаданской области - около 11 % (1013 чел.). На Чукотке коряков всего несколько десятков человек.

Заметной становится миграция коряков за пределы традиционной территории обитания. Так, если общая численность коряков выросла в 1970-1989 гг. на 25 %, то в Корякском автономном округе лишь на 11 %. Крупная корякская община сформировалась в Петропавловске-Камчатском — 386 чел. Более 300 человек было зафиксировано переписью 1989 года за пределами Российской Федерации. Современные сведения по численности населения нуждаются в уточнении.

В Корякском автономном округе коряки живут во всех населенных пунктах. Преобладающей частью населения они являются в 13 населенных пунктах (см. таблицу). В Магаданской области наиболее крупное корякское село - Верхняя Парень.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Традиционные занятия коряков - оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались все чавчувены и большинство коряков-алюторцев. Стада достигали 2-3 тыс. оленей. Олень давал чавчувенам все необходимое для жизни. Рыбный промысел наиболее развит был у карагинцев, алюторцев и паланцев, для них рыба была основным продуктом питания. Но рыболовство играло важную роль и для других групп. Морским зверобойным промыслом занимались все группы оседлых коряков и оленеводы-алюторцы. Пушной промысел у коряков не занимал ведущего положения, зато охота на копытных и птиц была широко распространена.

В советский период в хозяйственной жизни коряков произошли большие изменения. Перестал существовать как отрасль морской зверобойный промысел. Рыболовство сосредоточилось в рыболовецких колхозах и мало напоминало традиционный рыбный промысел. Коряков на добыче рыбы работало не много, основную добычу давало промышленное рыболовство. К началу 90-х гг. в Корякском автономном округе насчитывалось около 160 тыс. оленей, что соответствовало количеством имеющихся пастбищ. Оленеводство - единственная отрасль хозяйства, в которой абсолютное большинство занятых составляли коряки, но современную структуру их занятости определяли все же новые занятия (сельское хозяйство, промышленность, социальная сфера и другие отрасли). Крах колхозного и совхозного производства в 90-х гг. существенно изменило картину занятости. По официальным данным число безработных среди малочисленных народов Севера в округе в 1992-1997 гг. выросло в 9,4 раза.

Определяющую роль в жизнеобеспечении коряков на современном этапе стали играть национальные предприятия, семейно-родовые общины, фермерские хозяйства, созданные во всех районах округа. Однако эффективность их работы чрезвычайно низкая. Численность домашних оленей сократилась в 1990 - 1998 гг. до 63 тыс. голов. Из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке оленины, роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции не вывозится к местам потребления. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел, снижаются уловы рыбы. Население перешло по существу к натуральному хозяйству. Денежные доходы коренного населения в округе не обеспечивают даже половины прожиточного минимума.

Этно-социальная обстановка

Корякский автономный округ – один из немногих в РФ, где народы Севера составляют более четверти общей численности населения. Это во многом определяет их достаточно высокий статус в общественно-политической жизни. Вместе с тем, именно в этом округе в силу объективных условий (слабая промышленная база, неразвитая транспортная инфраструктура, отсутствие внутреннего рынка и др.) наблюдается особенно сложная этно-социальная обстановка. Проблемы с северным завозом чрезвычайно обострили ситуацию с энергоснабжением и отоплением сел, ощущается нехватка продуктов питания, растут цены. В последние годы все лето не бывает электричества во многих селах округа. Люди готовили пищу на кострах. Между селами и райцентром не было связи, вертолеты не летали даже на санитарные задания, не работали телефоны и радио. Падение уровня жизни, кризис системы здравоохранения привели к росту заболеваемости коренного населения. Если в 1993 г. общая заболеваемость в целом по России составляла 983 на 1000 человек, то в Корякском округе – 1358. В округе одна из самых высоких в стране заболеваемость по туберкулезу – 1459 на 100 тысяч населения. Бытовая неустроенность, безработица провоцирует пьянство. На этой почве растет травматизм. Смертность, связанная с травмами на почве пьянства составляет 342 случая на 100 тыс. населения, что в 1.7 раза больше, чем в целом по стране.

Этно-культурная ситуация

В округе создана соответствующая инфраструктура, ориентированная на решение этнокультурных проблем коренного населения – Паланское педучилище, готовящее учителей корякского языка. Имеются окружной музей, школы искусств в районных центрах. Несмотря на сложное экономическое положение округа все они продолжают функционировать и сегодня. Сохраняется многое из богатого культурного наследия коряков - народное декоративно-прикладное искусство, практически во всех селах работают фольклорные хореографические коллективы, не прекратил свою деятельность знаменитый ансамбль «Мэнго».

Родным, согласно переписи 1989 г., корякский язык считает 52,4 % коряков, русский - 46,8 %. Как и у других народов Севера, родной язык у коряков безусловно утрачивает свои позиции, но ситуацию нельзя считать безнадежной. Корякский язык преподается в школе, в основном в начальных классах. С середины 50-х гг. на нем издается литература, с середины 80-х гг. отдельные издания выпускаются на Камчатке. На корякском языке ведет передачи окружное радио. Выходят в качестве приложений к окружной и районным газетам страницы на корякском языке. Но главное – во многих семьях, особенно оленеводческих, сохраняется языковая среда общения.

Органы управления и самоуправления

Корякский автономный округ (создан в 1930 г.) – субъект РФ. В его исполнительных и представительных органах принимают участие коряки и другие народы Севера. Среди депутатов Думы округа они составляют 60 %. Губернатором округа и Председателем Думы в свое время являлись представители коренного населения. Значительная часть коряков работает в районных органах управления, возглавляет сельские и поселковые администрации.

Функции органов самоуправления выполняют различные общественные объединения, наделенные, в соответствии с Уставом округа, правом законодательной инициативы в Думе Корякского автономного округа. Наиболее авторитетное из них – Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Корякского автономного округа, имеющая в каждом из районов свои территориальные и этнические отделения. Аналогичная Ассоциация работает в Магаданской области, в состав которой входят коряки Северо-Эвенского района.

Правовые документы и законы

В разработке законодательной и нормативной базы в интересах коренных малочисленных народов Севера Корякский автономный округ является одним из лидеров. Уже в самом начале 90-х гг. здесь был принят целый пакет нормативных документов, имеющих для коряков и других народов Севера жизненно важное значение. Среди них решение Президиума Совета народных депутатов округа «О мерах по сохранению традиционных культурных, религиозных и духовных ценностей народов Севера», «Временное положение о передаче земельных участков под фермерские (крестьянские) оленеводческие хозяйства», утверждены «Временный статус национального предприятия», Положение о порядке распределения лимитов вылова лососевых видов рыб» и другие. Законодательную и нормативную базу Корякского автономного округа, посвященную коренным малочисленным народам, в настоящее время составляют следующие правовые акты:

Закон «О территориях традиционного природопользования в Корякском автономном округе», принят Думой округа 21 мая 1997 г.

Закон «О статусе родовой общины коренных малочисленных народов Севера», принят Думой округа 12 ноября 1997 г.

Закон «Об организации территориального общественного самоуправления населения Корякского авт. округа», принят в 1997 г.

Закон «О порядке отнесения земель к государственной, муниципальной и частной собственности», принят Думой 18 июня 1997 г.

Положение о национальном предприятии и основных направлениях традиционных видов народных промыслов, утверждено Постановлением Думы 28 мая 1998 г.

Положение «О порядке вылова лосося жителями Корякского автономного округа для личного потребления», утверждено постановлением Думы 28 марта 1996 г.

Современные проблемы окружающей среды

Территория Корякского автономного округа слабо затронута промышленным строительством, здесь нет крупных промышленных предприятий федерального значения. Однако и здесь проблемы сохранения окружающей среды стоят довольно остро. В результате антропогенного воздействия сокращается пастбищная территория. В 80-е, начале 90-х гг. в округе работало несколько десятков геологических отрядов и партий, в сфере их деятельности оказалось около 1 млн. га ягельников. Бурение скважин, сейсмические взрывы, десятки тракторов и вездеходов приводят в негодность ежегодно сотни гектаров пастбищ, которых в округе и без того не хватает. Особую тревогу вызывает состояние пастбищ в Тигильском районе, где в последние годы работало особенно много экспедиций. Подлинным бедствием становятся пожары. В результате сокращения завоза энергоносителей и продуктов питания в последние годы возросла нагрузка на природную среду вблизи населенных пунктов – интенсивно вырубаются на дрова леса, усилился браконьерский отстрел копытных и лов рыбы. Промышленное рыболовство у берегов округа подрывает ресурсную базу лососей, которые для жизнеобеспечения коренного населения играют исключительно важную роль.

Перспективы сохранения коряков как этноса

Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в округе, ухудшающиеся демографические показатели, снижение уровня и качества жизни коряки сохраняют необходимые потенциальные возможности для сохранения себя как этнической системы. Помощь государства в решении экономических проблем коренного населения при дальнейшем расширении его самостоятельности и самоуправления в состоянии переломить негативные тенденции, создать благоприятные условия для полноценной этнической жизни.

Народ в Российской Федерации. Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско-камчатской семьи палеоазиатских языков. Численность - 8942 человек.

Коряк - этноним, который начинает использоваться с ХVII в. Его происхождение связывают с формантами (к о р) - "олень" и (а к) -"находящийся при", "с", т.е. "оленные".

Этническая территория коряков расположена на севере Камчатского полуострова.

Численность в РФ – 8942 человека.

В хозяйственно-культурном отношении коряки делятся на две группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочевали в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков р. Колыма.

Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в хозяйственно-культурном плане. Иногда они обозначаются как этнотерриторальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Брингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее на север - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный народ, численностью около 100 чел.). На юг, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном, расселяются паланцы. Сложнее определяется культурно-хозяйственный статус олюторцев, которые расселяются на восточном побережье от залива Корфа на юг и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве наблюдается сочетание оленеводства, рыболовства и охоты. В настоящее время олюторцы выделяются в самостоятельный народ (численность около 2OOO человек). Различия между перечисленными группами фиксируется в языке на уровне диалекта, а в культуре, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например: у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев, охота на морского зверя).

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов (см.: ительмены).

Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, в которой он ближе всего чукотскому. Эта близость лингвистами объясняется общностью языкового субстрата из которого, в различные временные периоды, обособлялись языки современных народов Северо-востока Сибири. Вначале, это был ительменский язык, который длительное время развивался автономно, а затем, чукотский и корякский, которые дольше сосуществовали в субстратном состоянии, а затем, в условиях достаточно активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков, в структуре их языка отразилось в диалектах, названия которых, соответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. Как отмечалось выше, в связи с мнением о возможности наделения олюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности, их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

В 1932 г. под руководством В.Г.Богораза С.Н.Стебницкий подготовил «Красную грамоту» - первый букварь на корякском языке. Сложность распространения грамотности среди коряков заключалась в делении их языка на две диалектные группы - северную и южную - каждая из которых состояла из говоров - 4 и 3 соответственно. Наряду с ними выделялся еще один диалект коряков-оленеводов чаучу. Поскольку чаучу составляют около половины численности коряков, именно их язык был взят за основу создания письменности, учебной и массовой литературы. В 1937/1938 учебеном году обучение было переведено на алфавит с русской графической основой.

Верующие коряки - Православные.

История коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры. В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники т.н. охотской культуры (1 тыс. н.э., культура морских зверобоев, рыболовов, охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений ХУ1 - ХУ11 вв. Основу охотской куль туры составили внутриконтинентальные неолитические традиции (Прибайкалье) и юго-восточные компоненты (Приамурье).

Наиболее тесное коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры. С ХУ11 в. наиболее значимым фактором определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи.

Совместное проживание с русскими, прежде всего береговых коряков, изменило их хозяйство и быт. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общеригиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Этническая культура коряков представлена двумя хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков, значимость данных видов хозяйства могла меняться. У алюторцев оленеводство дополняется промысловым комплексом.

Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Региональные отличия фиксируются в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, отсутствии пастушеской собаки. Для олюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. Для коряков-оленеводов был характерен высокоспециализированный олений транспорт.

Основу хозяйства оседлых коряков составляло рыболовство (карагинцы, олюторцы, паланцы), морской зверобойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63 % хозяйств коряков. В отличие от пушной охоты, которая до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, диких оленей. Особенностью культуры оседлых коряков было упряжное собаководство, более разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Специфика проведения промысла, прибрежный лов рыбы и добыча морских животных, определяла характер расселения. Поселки береговых коряков располагались по берегам рек, чаще в устьях и на морском побережье.

Основным типом жилища была полуземлянка, отличающаяся от аналогичных построек других народов Сибири воронкообразным сооружением на крыше, в поселениях имелись свайные хозяйственные постройки. Основным типом жилища оленных коряков было переносное жилище - яранга.

Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам 17–18 вв., известиям путешественников того времени и археологическим данным. Эти сведения могут быть распространены и далеко вглубь прошлого этих племён, поскольку русские застали их на уровне каменного века.

К таким народам можно отнести коряков. Осёдлые коряки занимали также северо-западное побережье Охотского моря. «Острожки» осёдлых коряков находились не только на нижнем, но и на среднем и верхнем течениях более или менее крупных рек Камчатки. Всё внутреннее пространство Камчатского полуострова, а также п-ов Тайгонос занимали коряки.

Численность коряков в 17 в. Была совершенно неизвестна. По подсчётам предполагаемая их численность к концу 17 в. Составляла около 10 – 13 тыс. Наиболее близкое соприкосновение русских с коряками началось с 80-х годов 17 в.

Коряки разделялись на осёдлых и кочевых. В свою очередь осёдлые коряки делились на несколько территориальных групп, отличавшихся одна от другой по языку и некоторым элементам культуры.

Осёдлые коряки занимались рыболовством, морским зверобойным промыслом и охотой на горных баранов, диких оленей и медведей. Больше всего они были рыболовами. Как известно, реки Камчатки, а также реки, впадающие в Охотское и Берингово моря, изобиловали лососёвыми породами рыб. Рыболовство было основным источником существования коряков. Рыбу ловили в реках и озёрах на нерестилищах сетями, связанными из сухожилий оленя или из ниток, сделанных из крапивы. В основном из рыбы делали юколу (юкола – это сушёно-вяленое мясо рыб, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока). Юкола хранилась в специальных сооружениях (балаганах) на высоких сваях. Юкола была основным зимним пищевым продуктом осёдлых коряков.

Чем дальше на север по побережью Камчатского перешейка, тем большее значение в жизни коряков приобретал морской зверобойный промысел. Они охотились на тюленей, китов, а на побережье Берингового моря – на моржей.

На суше коряки охотились на диких оленей, которые водились в северной части Камчатского п-ва, и на горных баранов. Их добывали при помощи лука и стрел, а также с помощью петель, которые устанавливались на звериных тропах. Повсеместно на территории расселения коряков водились бурые медведи, которые также были предметом их охоты.

Ко времени соприкосновения с русскими у коряков уже было развитое пастушеское оленеводство. Стада некоторых патриархальных общин были многочисленны. Олени составляли частную собственность отдельных членов общины. У коряков существовало имущественное неравенство, которое резко бросилось в глаза первым русским наблюдателям.

Олени давали корякам не только пищу, но и материал для одежды, обуви, жилища; излишки оленеводческой продукции шли к осёдлым корякам, в обмен на них оленеводы получали продукты морского зверобойного промысла (ворвань, шкуры и кожи морских млекопитающих). Как писал исследователь Сибири и Камчатки, этнограф и путешественник 18 в. – Степан Петрович Крашенинников: «Платье все носят из оленьих кож, в котором нет никакой отмены от камчатского, ибо камчадалы от них же получают оленье платье…». Олени также служили средством передвижения корякам. Их запрягали в грузовые и легковые нарты, ездили на них только зимой. Средством передвижения по суше осёдлым корякам служили собаки, которых они тоже запрягали в нарты.

«Военное их оружие состоит в луках, стрелах и копьях, которые прежде сего из костей же и из камней делали… Топоры и ножи прежде бывали у них каменные и костяные, а огнива деревянные, которые и поныне больше употребляют» – писал С.П. Крашенинников.

На оленях, запряжённых в нарты, коряки вступали в бой с противником. Как отмечал С.П. Крашенинников: «На бой выходят коряки на нартах: один правит, а другой из лука стреляет». По рекам они ездили на батах (в южных районах расселения), а по морю – на байдарах. Последние отличались своими размерами.

Коряки жили в переносных жилищах, остов которых составлялся из лёгких жердей и покрывался полотнищами, сшитыми из оленьих шкур. Внутри такого жилища ставились пологи, также сшитые из оленьих шкур. Их ставилось столько, сколько жило семей под одной крышей. Посередине шатра горел костёр, на котором готовили пищу. Пологи освещались и отеплялись лампами-жирниками, в которых горел либо костный жир, либо жир морских животных.

Осёдлые коряки имели особые зимние и летние жилища. Зимою они жили в полуземлянках, с входным отверстием наверху, которое одновременно служило и дымоходом. В таких землянках жило по нескольку семей ближайших родственников. Летом они селились в конусообразных балаганах, которые строились на высоких столбах и крылись травой. Каждая семья имела свой балаган. Эти же балаганы служили складами, где зимой хранилась заготовленная летом юкола.

Питались коряки рыбой, мясом оленей, горных баранов, морских млекопитающих, собирали кедровые орехи, ягоды, некоторые виды съедобных корней. Они пользовались глиняной, берестяной и кожаной посудой, плели из травы циновки, корзины, мешки для хранения запасов кедровых орехов, ягод, кореньев съедобных растений.

Основной общественной единицей коряков была большая патриархальная семья с сохранившимися пережитками материнского рода. У коряков такой хозяйственной и общественной единицей была стойбищная община, объединявшая ближайших родственников, – патриархальная семья. «В одном месте юрты по четыре и по пяти бывают, но больше по одной», – отмечал С.П. Крашенинников. У осёдлых коряков это была группа родственников (большая патриархальная семья), объединённых вокруг основного средства охоты – байдары, – байдарная община. Члены такой общины жили в одной полуземлянке. «Начальных людей у них прежде не бывало, но кто в котором роду оленями богат, тот в том роду и начальствовал…». Как видно имущественное неравенство на почве владения оленями у коряков зашло далеко. «У жён и детей особливые табуны». У них уже сложились зачатки патриархального рабства. Рабами были иноплеменники.

У коряков практиковалось многожёнство, особенно среди богатых. «…Жён имеют по две и по три, и содержат их по разным местам, дав пастухов и табуны особливые». «…Жён берут наиболее из своего роду». За невесту отрабатывали по три-пять лет.

В основе религиозных представлений коряков лежал анимизм. Они одухотворяли явления природы. Приносили жертвы «духам» гор, рек, моря и т.п., чтобы вызвать с их стороны благодеяние в виде удачливой охоты, промысла, благополучия. Были у них и шаманы, которые при помощи игры в бубен вызывали «духов-помощников» и с их помощью вели борьбу со злыми духами. Среди осёдлых коряков были шаманы, которые «почитались за лекарей». Однако больных они «лечили» только игрой на бубне, якобы «отгоняя духов» болезни.

Вместе с тем коряки, как и чукчи, имели много практических навыков, связанных с охотой, рыболовством, со знанием местных природных условий, их особенностей. Их жилища, одежда, средства передвижения, орудия труда и оружие были хорошо приспособлены к суровой природе и представляли собой весьма совершенные изобретения, какие только можно было сделать в этих условиях. Поражает их удивительное умение использовать рационально все продукты оленеводства, морского промысла, рыболовства, окружающей скудной растительности.

Коряки — основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на две группы — оседлых и кочевых коряков. Жители побережья называли себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе означает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, то есть «оленными людьми». И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.

Название коряки появилось в русских документах ещё в XVII веке. Оно было заимствовано от юкагиров (Юкагиры — народность Северо-Восточной Сибири, жившая на территории от реки Лены до устья реки Анадыря.), с которыми коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор» — «олень» и означает людей, находящихся при оленях. На северо-востоке коряки граничили с чукчами , на севере и северо-западе — с юкагирами и эвенами , на юге — с ительменами .

ОСЕДЛЫЕ КОРЯКИ жили на восточном и западном побережьях Камчатки. При единстве происхождения они все же делились на группы, связанные с их расселением по полуострову: на карагинцев, алюторцев, апукинцев, паланцев, коряков побережья Пенжинской губы, коряков северо-западного побережья Охотского моря.

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.

Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которой походили на ительменские. Похожими были и способы охоты. Подсобное значение имела охота на уток, гусей, лебедей. Этим часто занимались дети. Собирали и дикорастущие растения — ягоды (шикшу, жимолость, бруснику), кедровые орехи, съедобные корни.

Жилищем корякам-нымыланам, как и ительменам, в зимнее время служила полуземлянка. Летом переселялись в шалаши-балаганы. Несколько жилых построек-зимников составляли селения — острожки (От слова «острог». Название дано землепроходцами, хотя русские остроги существенно отличались от острожков народовКамчатки.). Они строились на возвышенных местах с обзором округи, иногда постройки обносились земляными стенами и частоколом.

В хозяйстве оседлых коряков мужской и женский труд разделялся, однако женщины, занимавшиеся приготовлением пищи, выделкой шкур, собирательством, могли принимать участие в рыбной ловле, а при необходимости и помогать мужчинам в охоте на морского зверя.

Основной социальной единицей у оседлых коряков была семья. Мужчины из нескольких семей объединялись для строительства байдары. Добыча распределялась в таком случае поровну. Если же хозяином байдары был один из людей, принимавших участие в охоте, то он получал два пая. Мясом и жиром добытых морских зверей наделялись не только участники охоты, но и старики, и сироты, и немощные. Имущественное расслоение среди береговых оседлых коряков было слабее, чем среди оленных.

КОРЯКИ-ОЛЕНЕВОДЫ в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния: с Охотского моря на , оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.

Чавчувены приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах. Зимовали в укрытых от ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножный корм.

Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.

Стойбища оленных коряков состояли из нескольких яранг, крытых оленьими шкурами. В центре зимнего жилища раскладывали костёр, внутри были меховые пологи по количеству семей. При перекочевках все имущество перевозили на прочных легких нартах. В изготовлении нарт, возведении яранг люди проявляли изобретательность и мастерство.

Одежда оленных коряков изготовлялась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную шили из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил.

Мужской и женский труд также разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, а женщины готовили пищу, выделывали шкуры. Но при необходимости женщины помогали и в выпасе оленей.

У коряков-оленеводов существовали стойбищные объединения, при которых хозяева равного достатка выпасали оленей сообща. С появлением имущественного неравенства малооленные коряки группировались вокруг владельца больших оленьих табунов, являясь фактически его батраками. И хотя все же сохранялись некоторые правила уравнительного распределения мяса и шкур, наряду с общинной собственностью на пастбища и угодья появлялась и частная.

Использованные источники:

  • Сергеев В. Д. «Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период.» Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.