Эпоха отражения романа отцы и дети. Cочинение «Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети"

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство...

Тема: Воздух эпохи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Ход урока :

    Организационный момент .

Эпиграф: …Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то тоже самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков-Щедрин

    Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети»

Давайте вспомним, что характерно для романов Тургенева?

Добролюбов подчёркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую – либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

В его романах сквозь злободневные события, за спиною героев времени, ощутимо дыхание эпохи, дыхание вечности.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Запись в тетрадь темы и задач урока.

Роман написан в 1861 г. Время действия - 1855 – 1861 гг.

1855 – 1861 гг. – период сложный для России. В 1855 – закончилась проигранная Россией война с Турцией, Смена царствования: умер Николай I (закончилась эпоха репрессий). Александр II - образованность различных слоёв населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.

1860 г. Тургенев выходит из журнала «Современник». В это время писатель усиленно ищет нового героя. Он понял, что в дворянской среде такого героя нет.

Новый герой – человек энергичный, человек дела, разночинец – демократ. Вот такого человека писатель и решил сделать главным героем своего романа «Отцы и дети».

В образе Базарова Тургенев точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения. Писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди».

Важно ещё и помнить о композиции романа.

Итак, точная дата 20 мая 1859 г. – начинается действие, а заканчивается зимой 1860 г. Как же роман связан с эпохой?

(II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России – разночинцев–демократов, «отцов» и «детей»).

Это время нарастания недовольства в обществе, предреволюционная ситуация: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры вокруг готовящейся реформы).

Аналитическое чтение 3–ей главы.

Обратимся к 3 главе романа.

« Места, которым они проезжали…»

–Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь.(«Записки охотника»)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется. Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

    ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд,

    ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,

    РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

    НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ

    ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА

    ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

    НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ

    ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА

    РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

    МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.

БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

–К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.

4.Функции пейзажа .

Вспомните функции пейзажа. (1.описание места действия; 2.создание нужного настроения; 3.воздействие природы на формирование личности героя.)

–Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он

призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение

хотел создать писатель у читателя? Может–грустное: от тягостного положе–ния крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения при–

роды? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого

пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью чело

века. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

–Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

–Зачитайте этот разговор по ролям.

–Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе(«будут же они когда–нибудь платить»).

    Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного

2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»?

3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во–первых, положение крестьян бедственное.

Во–вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд

ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.

В–третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится

    Как начинается произведение? (повествование начинается с описания ситуации ожидания на дороге: слуга и его господин ждут кого-то) 1 глава

Опишите, пожалуйста, слугу (кратко)? Что необычного (или интересного) в этом описании? Вот слуга: молодой щекастый малый, с тусклыми глазами, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы – все изобличало человека новейшего, усовершенствованного времени.

Мало того, этот слуга еще и смотрел «снисходительно» на барина, «ответствовал» ему, а барин вроде даже заискивает перед слугой.

Можно представить подобные отношения, скажем, во времена Троекурова или некрасовских бар?

    А барин себя как ведет?

    «присел» на скамеечку, «подогну под себя ножки»

    Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, и даже не приказывал, а требовал непререкаемым тоном. Все изменилось. Из первых глав видно, как отличается Николай Петрович даже от своих родителей: прямых, волевых, грубоватых натур.

  • Обратите внимание на постоялый двор. Нарисуйте его краткими штрихами цитат.

    Ветхие ступеньки, запачканная кошка…. Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

  • Перескажите кратко историю господина этого слуги (история Николая Петровича Кирсанова) Помещик сорока с небольшим лет. Получив образование и воспитание, принятые в дворянском кругу, окончил университет, женился по любви. Жил с женой в согласии и мире, спустя десять лет жена умерла, и Николай Петрович остался с сыном на руках. Пришло время - определил его в университет, а вот сейчас встречает сына-кандидата. Автор несколькими штрихами подчеркивает слабость и вялость Николая Петровича («седого, пухленького и немного сгорбленного»).

    Как описывает состояние Николая Петровича автор во время его встречи с сыном? Приведите примеры из текста. (радостное, взволнованное замешательство). Как вы думаете, как состояние Николая Петровича отразилось на его знакомстве с Базаровым? (он встретил его радушно, тепло, открыто).

    Во время переезда от постоялого двора к Марьино Николай Петрович рассказывает сыну о произведенных им переменах в ведении хозяйства. Как вы думаете, каких взглядов придерживается Николай Петрович: он либерал, консерватор или революционер? (либерал)

Словарная работа: либерал – сторонник демократических свобод, снисходителен и терпим к проявлениям несогласия со стороны оппонента.

    Работа по образу . Наши герои прибыли в имение. Кто еще встречает их? (Павел Петрович Кирсанов). Расскажите его историю. Глава 7.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки. Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».

    Определение термина , относящегося к взглядам П.П. (аристократ, консервативный либерал)

Словарная работа: аристократ – лицо, принадлежащее к родовитым высшим слоям дворянства, утонченный, изысканный; консервативный либерал – отстаивающий неизменность традиционных свобод, противник нововведений.

Работа по центральному образу : Евгений Базаров. Опишите его портрет, его внешний вид (одежда), как он представляется? Почему Базаров представляется «Евгений Васильев»? (он хочет казаться ближе к народу: так представлялись простые крестьяне). 1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон –просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?(«Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма.Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?(А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

  1. Работа с художественной деталью. Какую деталь выделяет автор, показывая встречу этих героев? С какой целью писатель использует ее? (Тургенев обращает внимание на руки героев) мотив рук – значимая деталь, характеризующая развитие конфликта. Опишите позиции рук Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова при встрече?

Н.П. – «стиснул руку гостя»

П.П. – «спрятал руку в карман» (рука красивая, с длинными розовыми ногтями, в снежной белизне рукавчика) найти в тексте описание(4 глава)

Б. – «не сразу протянул красную большую руку».

Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)

Каким образом мы узнаем о взглядах господина Базарова? (О них рассказывает П.П. Аркадий). Как это показано в романе? Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

    Работа по эпизоду 5 главы (до слов «…который ко всему относится с критической точки зрения…»)

Словарная работа: нигилист – сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, относящийся ко всему резко отрицательно; нигилист – является производным от nihil – «ничто; «нигилист – сторонник безобразного и безнравственного учения, отвергающего все, что нельзя ощупать» (из словаря В.И.Даля)

Что возмущает П. П. в личности Базарова? (развязность, грубость, насмешка, презрительность, оскорбительный тон)

Вывод : Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

Эпоха, отраженная в романе

«Отцы и дети»

Цель: - познакомить учащихся с особенностями исторического и культур –

ного развития России 60-х годов XIX века (эпохи, отраженной в

романе «Отцы и дети»;

Развитие речи учащихся;

Воспитание любви к историческому прошлому России.

Ход урока:

1. Изучение нового материала:

Вступление : (Звучит романс «Утро туманное»)

Каждый раз, когда слушаешь этот романс, поражаешься удивительной точности и взвешенности каждого слова, каждой детали в произведениях. «Нехотя вспомнишь и время былое. Вспомнишь и лица, давно позабытые». Тургенев пытался донести до читателя малейшие колебания в общественной жизни.

Как я уже говорила ни раз, в произведениях XIX века нет ничего случайного, нужно только прислушаться, присмотреться и стать очевидцем событий, привычных и знакомых для читателя современника.

В центре любого романа Тургенева стоит герой, которому предстоит пройти ряд испытаний. И повествование традиционно для Тургенева начинается с зарисовок, которые послужат фоном для развития основного действия. Этим фоном и является эпоха исторических перемен. Итак, запишите тему урока…

Ржавеет золото, истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Именно слово способно передать через сотни лет едва уловимый звук, рассказать о музыкальном фоне романа.

- Сообщение «Музыкальный фон романа» (5 минут);

Герои романа спорят о жизни, искусстве, природе. Единственное, что не вызывает разногласия, это музыка Моцарта. (Звучит 11 соната Моцарта). (3 минуты).

Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

И, действительно, слово не отделить от изображения, которое встает перед глазами читающего. рассматривался авторами многих критических статей, как мастер пейзажных зарисовок, однако те же критики утверждали, что роман «Отцы и дети» - явление исключительное. Здесь основной композиционный прием – диалог. Но все-таки… (Сообщение «Пейзажные зарисовки в романе» ).

Картины природы, музыка, свет…, но картина всегда является ущербной, если нет конкретизации. Действие происходит в конкретное историческое время, которое критики характеризуют, как… (Сообщение « Русская критика об эпохе 60-х годов» ).

А теперь еще раз обратимся к тексту:

Исходная дата повествования?

Обратите внимание на дату, записанную на доске (19 февраля 1861 года). Какое событие связано с ней?

За сколько лет до отмены крепостного права происходит действие романа?

Что характерно для эпохи крепостного права?

Наиболее ярким литературным произведением, отразившим все тяготы положения крепостных крестьян, является «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… (наблюдение по тексту)… Эпоха крепостного права изображена и в романе «Отцы и дети», но…

Отмечает ли Тургенев некоторые особенности?

Что это за усовершенствованный тип людей?

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, никаких правительственных реформ не произошло, но жизнь существенно изменилась, и все последующие действия – попытка узаконить существующее положение. О чем свидетельствуют и историки… (Сообщение «Историческая ситуация 60-х годов» ):

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 год в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 годы

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856года, в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед представителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В конце 1856 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов, А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

- Какие существенные признаки рассмотренной эпохи мы с вами можем выделить? Что это за эпоха?

2. Выводы по уроку:

Таким образом, казалось бы, привычное фоновое явление приобретает четкие линии и признаки. И порою кажется, что в спор двух гигантов Базарова и Кирсанова вмешивается третье лицо, способное расставить все по своим местам – российская действительность. А вот об этом мы поговорим на последующих уроках.

3.Домашнее задание: чтение романа

План проведения предметной недели:

1. Открытие недели «Наш прекрасный русский язык !»

2. Конкурс чтецов.

3. Викторина по произведениям.

4. Встреча в литературно – музыкальной гостиной «Остановка: весна!».

5. Подведение итогов Недели русского языка и литературы.

Объявляются конкурсы:

На лучшее произведение о любви;

На лучшую иллюстрацию к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»;

На лучший кроссворд по произведениям;

- «Грамотей». Инструкция:

1. Написать текст;

2.Допустить как можно больше ошибок;

3.Победит тот, у кого ошибок будет больше.

Усвоение содержания повести

«Дети подземелья»

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обсуждение содержания повести:

1. Звучит романс «Жаворонок»

2. Сцена из повести «Дети подземелья»

3. Размышляя о российской действительности, Некрасов напишет:

Пусть говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна!

Не верьте, юноши! – Она жива!

Как доказательство этому звучит одна из самых «гуманных» и в то же время «одна из самых страшных», по мнению М. Горького, повестей, анализу которой мы посвятим сегодняшний урок.

Тема, затронутая в данном произведении (нищета, социальное неравенство, взаимоотношения между людьми), является актуальной для литературы конца 19- начала 20 века. Достаточно просто перечислить названия произведений тех лет: М. Горький «На дне», Куприн «Яма», Бунин «Суходол». Как вы считаете: является ли случайностью обращение к данной теме? (Сообщение «Историческая ситуация рубежа веков»).

В соответствии с этим, как можно трактовать название произведения?

Сложная организация художественно произведения получила название композиция. В композиции особое место занимает исходная точка повествования. Она оказывает влияние на то, какие события пытается донести до читателя автор и то как он это делает.

От чьего лица ведется повествование?

Почему автор избирает повествование от первого лица (Короленко отходит от общепринятого стереотипа: взгляда на «дурное общество» только лишь как сборище преступников, олицетворение всевозможных пороков)? Он изображает этих людей как личностей, способных тонко чувствовать, сопереживать, стыдиться своего положения. Он стирает границу между понятиями положительный и отрицательный герой. Его герой – жертва обстоятельств, к которому нужно проявить доброту и сострадание).

Каких же героев создает Короленко в своей повести?

А теперь от характеристики героев обратимся к сюжету:

1. Расскажите о городе, в котором происходит действие повести?

2. Что являлось самым замечательным сооружением, привлекшим внимание главного героя?

3. Что случилось в один из дней?

4. Куда исчезло «дурное общество»? Расскажите о нем?

5. При каких обстоятельствах произошло знакомство с Валеком и Марусей?

6. Как вы считаете, почему дети подружились?

7. Звучит запись песни «На улице дождик». Что общего в сюжете песни и в сюжете повести? Чем они различаются?

8. Какие выводы были сделаны главным героем из этой истории?

9. Какой идеал человека провозглашает Короленко?

10. Как вы считаете, актуальна ли данная тема в настоящее время?

3.Заключение:

Нищета, нищие – понятия, ставшие актуальными для нас в 90-е годы, ворвались в нашу жизнь стремительно, изменив ее до неузнаваемости. Мы можем по - разному относится к этому явлению. Но этот вопрос останется открытым, пока он существует. И, возможно ни одному поколению придется рассуждать на эту тему. (Звучит запись «Генералы песчаных карьеров»).

Обобщающий урок по творчеству

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обобщение изученного:

А) Домашнее задание прошлого урока заключалось в том, что вам необходимо было прочитать любое произведение. Итак, какие произведения вы прочитали? А теперь вам предстоит разделиться на группы (основной признак разделения - прочитанное произведение). Задание: Подготовьте небольшой рассказ о прочитанном произведении.

Б) Вспомните содержание произведений Короленко. В большинстве произведений героями их является дети. А сейчас посмотрите внимательно на эти два портрета. Это портреты мальчиков, нарисованные разными художниками: Тропининым и Зеленцовым. Какой из этих портретов наиболее соответствует образу героя? Почему?

В) Согласитесь, что многие произведения Короленко связаны с музыкой. А одно из них даже называется «Слепой музыкант». Через музыку герой этой повести мог наиболее полно выразить свое отношение к действительности, но музыка была для него и средством познания. Давайте же и мы сейчас послушаем музыку: (Задание: какое из музыкальных произведений наиболее полно отражает мелодику произведений?). Звучат отрывки из «Лунной сонаты» Л. Бетховена, симфонии №5 Моцарта, «Рассвет» Э. Грига.

Г) Мы начали наш урок на серьезной ноте: говорили об особенностях произведений Короленко, о музыке, живописи. А завершит наш урок блиц – викторина:

1. Как звали отца В. Короленко?

2. В каком году родился писатель?

3. Назовите 5 любых произведений Короленко?

4. Назовите 5 героев произведений Короленко?

5. Какие цвета встречаются в произведениях Короленко?

6. Назовите 3 произведения Короленко, в которых главными произведения являются дети?

3. Выводы по уроку:

Сегодня мы завершаем изучение творчества. Собственно, не творчества, а лишь его небольшой части. С творчеством Короленко более подробно вам предстоит познакомиться в 11 классе . Мы подробно изучили два его произведения: очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки», а также кратко познакомились с еще несколькими произведениями. Мне хочется верить, что творчество Короленко оставило след в ваших душах, заинтересовало, заставило задуматься. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в романе, значимость проблем, поднимаемых автором, их актуальность.
Тип урока: комбинированный, предполагает использование интерактивной доски, раздаточного материала. На разных этапах урока используется как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литература + история в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели:

  • Образовательные: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа
  • Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью; совершенствовать навык сопоставительного анализа и умения работать с критической литературой
  • Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы
  • Общепредметные (метапредметные): развитие аналитического мышления

Оборудование урока: портреты И.С. Тургенева, Николая I и Александра II; интерактивные сопоставительные таблицы (Николай I и Александр II; дворяне и разночинцы), мобильный класс

Информационные ресурсы:

  • Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Углублённый уровень: учебник. В 2ч. Ч.1/ А.Н. Архангельский, Д.П. Бак и др.; – М.: Дрофа, 2013г.
  • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2009г.
  • Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень: углублённый уровень/ О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин – М.: Вентана-Граф,2013г.
  • роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • статья Ю.В. Лебедева «Общественные взгляды И.С. Тургенева»
  • «Тургенев в русской критике» (сборник критических статей: Д.И. Писарев «Базаров», М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», М.Н. Катков “О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева” )
  • индивидуальные сообщения учащихся

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: индивидуальные сообщения, инсерт, синквейн, работа с интерактивной доской (перетаскивание), аналитическая работа с текстом, приемы сравнения

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная и групповая работа

Эпиграф: « Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» И.С. Тургенев

Ход урока

Слово учителя литературы:

(Читает эпиграф) Выделите ключевые слова в эпиграфе (истина, реальность, талант, собственные симпатии… ) Как вы понимаете данное высказывание? (мнения учащихся )

Чтобы соответствовать духу своего времени, пробудить у читателя интерес, а особенно, если речь идет о XIX веке, произведение должно отражать реальную действительность. Пожалуй, никто не усомнится в том, что все романы И.С. Тургенева вполне удовлетворяют этому требованию. Он не побоялся реагировать в романной форме на современность и всегда выводить нового героя. Каждый роман И. С. Тургенева построен вокруг нового героя, точнее нового поколения. Давайте вспомним прощание с типом лишнего человека, показ того, как он больше неактуален, его слабость и негодность для новой эпохи – это «Рудин». Потом ощущение краха дворянской усадьбы, ее мифологии – «Дворянское гнездо». Затем приходит ожидание бурных, богатых перемен, и общество все живет «Накануне», но в центре этого романа, несмотря на новый тип героя – революционера, не русский человек, а болгарин Инсаров. После этого появляются «Отцы и дети», которые фиксируют принципиально новый тип героя, новое поколение, появляется Евгений Васильевич Базаров, ожидание которого звучит уже в первых строках произведения: - Что, Петр, не видать еще?..

Вопросы классу:

  • Каково ваше первое впечатление о романе?
  • Какие проблемы затрагивает автор и современны ли они для нас (сегодня)? (проблема «отцов» и «детей», отношения к природе, нигилизм – хорошо или плохо; нигилизм=пофигизм…)

И.С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Именно им и будет противопоставлен Е.В. Базаров – представитель «детей», т.е. нового поколения 60-х годов.

Уже в самом названии романа заложено это противопоставление.

  • Как в литературе называется противостояние героев? (конфликт )

Работа с текстом:

Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Не видать? - повторил барин.

Не видать, - вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Итак, уже в самом начале романа намечен поиск нового героя, которого пока нет →ищет автор его в конкретном временном пространстве → в романе четко обозначена дата, 20 мая 1859 год. И это не случайно, ведь автор желает вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке.

Как же роман связан с эпохой?

Слово учителя истории:

Время действия романа 1855-1861гг. – период сложный для России. Давайте вспомним:

  • Кто в это время находился на престоле? (Александр II )
  • Кто был его предшественником? (Николай I )

В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным. – В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

  • Чем отличалась политика двух императоров? (индивидуальные задания – таблица, обобщение – синквейн по вариантам)
  • Какой новый слой населения появился во время правления Александра II и стал реальной общественной силой и кому на смену он пришел? (разночинцы ) (интерактивная сравнительная таблица – дворяне (аристократы) – разночинцы)

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России, в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

Слово учителя литературы:

  • Есть ли в романе представители двух поколений? (да )
  • Назовите самых ярких – Павел Петрович – 40-е гг.

Базаров – 60-е гг.

  • Почему среди ярких представителей не прозвучали Николай Петрович и Аркадий? (Николай Петрович более мягкий, чем брат, пытается понять поколение «детей», не вступает в открытый идеологический спор, пытается максимально приблизится к новому поколению. А Аркадий лишь недолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остается сыном своего отца. Жизнь одиночки, борца за дело не для него, «мякенький, либеральный барич» - так аттестует его Базаров )
  • Однако можно ли считать Аркадия представителем «детей»? (с точки зрения возраста – да, с точки зрения образования, воспитания и принципов он ближе к отцу )

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Е. Базарова, поскольку именно он противопоставлялся всем действующим лицам.

(индивидуальные задания - выступление учащихся от лица русских критиков – Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и М.Н. Каткова)

Вывод (учитель литературы): существует две полярные точки зрения на героя. А каков был замысел самого автора? Как он сам относится к своему герою?

В письме к А.А. Фету И.С. Тургенев писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

Откройте 1 страницу романа, кому он посвящен ? (В.Г. Белинскому ) Как вы думаете почему? (Белинский для Тургенева авторитетный критик, представитель 40-х, разночинец. Тургенев его ценил, качества Базарова имеют отношения к образу Белинского ).

Почему же И. Тургенев говорил, что сам не знает, как относится к Базарову? Так как его политические взгляды тоже были весьма своеобразны. И чтобы понять роман необходимо иметь представление об общественных взглядах автора.

Работа со статьей Ю.В. Лебедева методом «инсерт».

Кое-что вы уже знаете, что-то станет для вас абсолютно новым, с чем-то можете не согласиться, возможно, появятся вопросы → метод «инсерт» - маркировка текста.

Роман «Отцы и дети» произведение острополемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Домашнее задание: Перечитать 5-9 главы; зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально: Краткий пересказ основных моментов биографий героев. Биографию Базарова составить на основе текста.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренняя политика Николая I и Александра II Выполнила: Черентаева Ксения, ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 г. Владимира

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник. Современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, а при Александре II - сотнями. Рожков пишет, что после вынесения приговора смягчил его, заменив смертную казнь более мягкими наказаниями. В то же время Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились.

Крестьянский вопрос: В царствование Николая проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Всё это стало фундаментом отмены крепостного права.

Историки, изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения законов Александра. Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» - часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения (или «разбазаривания») государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I Имеется ряд мнений историков и приводимых ими фактов, свидетельствующих о росте коррупции в царствование Александра II. Коррупция Однако в течение его царствования предпринимались усилия по созданию более эффективной системы контроля за бюджетными расходами. В этих целях была проведена реформа Государственного контроля.


Разработка урока по литературе Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна Урок №2. Тема урока. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе. Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с тек-стом. Ход урока: Слово учителя:

    Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?
Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева. Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур-генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую-щих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур-генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

    Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч – ся. Вопрос классу:
    Что еще вы знаете об этой эпохе?
Примерный материал ответов: – Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ-нейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образо-ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще-ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет-ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино-сить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специ-альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.
    В это время также в России начали развиваться капиталистические от-ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по-вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо-шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.
– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани-фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго-жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро-да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза-ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по-давлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революцион-ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще-ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер-нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво-бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян-ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро-шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву-чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него». Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?
    Расслоение общества на противоборствующие группировки. Проблема крепостного права. Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

    Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

    Какое время года совпадает с началом романа?

    Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита-теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От-цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко-гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе-ралов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

    Выделите ключевые слова, фразы.

    Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "де-ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны-ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.
    Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

    Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных) Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома-женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко-ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать». Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам. Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...» Группа 4.

    Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа? Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть? Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными ге-роями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страни-цах, в экспозиции. Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели прино-сить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов. Д/З: Перечитать 5-9 главы,

    Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально:
Краткий пересказ основных моментов биографий героев Биографию Базарова составить на основе текста. 7