Основные литературные течения. Литературное течение

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);

· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;

· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.

При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ .

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ

1. КЛАССИЦИЗМ

Основное литературное направление в России XVIII века.

Главные черты

  1. Подражание образцам античной культуры.
  2. Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
  3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
  4. Жесткие границы между родами и жанрами.
  5. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

Основные жанры в поэзии

Ода, сатира, историческая поэма .

Главные правила построения драматических произведений

  1. Правило "трех единств": места, времени, действия.
  2. Деление на положительных и отрицательных персонажей.
  3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
  4. Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
  5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
  6. Пять действий.
  7. Говорящие фамилии.
  8. Длинные нравоучительные монологи.

Главные представители

Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).

Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).

Традиции классицизма в литературе ХІХ века

Крылов . Жанровые традиции классицизма в баснях.

Грибоедов . Черты классицизма в комедии "Горе от ума".

Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.

Главные черты

  1. Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
  2. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
  3. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
  4. Отрицание всех правил классицизма.
  5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

Основные жанры

Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.

Основные жанры в русской поэзии

Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

Главные представители

Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).

Россия - Жуковский.

Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков

Грибоедов . Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".

Пушкин . Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".

Лермонтов . Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".

Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.

Главные черты

  1. Создание типических (закономерных) характеров.
  2. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
  3. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

В России становление реализма начинается в 1820-х годах:

Крылов . Басни.

Грибоедов . Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).

Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.

Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.

Гоголь . "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).

Тютчев, Фет . Черты реализма в лирике.

В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.

Программные произведения писателей критического реализма

Проза

Гончаров . Роман "Обломов" (1848-1858).

Тургенев . Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).

Достоевский . Роман "Преступление и наказание" (1866).

Лев Толстой . Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).

Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).

Лесков . Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).

Драматургия

Островский . Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).

Поэзия

Некрасов . Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).

Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:

Чехов . Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).

Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).

Бунин . Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).

Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).

После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:

Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).

Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).

Замятин . Роман-антиутопия "Мы" (1929).

Платонов . Повесть "Котлован" (1930).

Твардовский . Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).

Пастернак . Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).

Солженицын . Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).

Шаламов . Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).

Астафьев . Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).

Трифонов . Повесть "Старик" (1978).

Шукшин . Рассказы.

Распутин . Повесть "Прощание с Матерой" (1976).

5. МОДЕРНИЗМ

Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.


Литература, как никакой другой вид творческой деятельности человека, связана с общественной и исторической жизнью людей, являясь ярким и образным источником ее отражения. Художественная литература развивается вместе с обществом, в определенной исторической последовательности и можно сказать, что она является непосредственным примером художественного развития цивилизации. Каждая историческая эпоха характеризуется определенными настроениями, взглядами, мироощущением и мировоззрением, что неизбежно проявляется в художественных литературных произведениях.

Общность мировоззрения, подкрепленная едиными художественными принципами создания литературного произведения у отдельных групп писателей, формирует различные литературные направления. Стоит сказать, что классификация и выделение таких направлений в истории литературы весьма условно. Писатели, создавая свои произведения в разные исторические эпохи, даже и не подозревали о том, что литературоведы по прошествии лет причислят их к какому-либо литературному направлению. Тем не менее, для удобства исторического анализа в литературоведческой деятельности такая классификация необходима. Она помогает более четко и структурировано разобраться в сложных процессах развития литературы и искусства.

Основные литературные направления

Каждое из них характеризуется наличием ряда известных писателей, которых объединяет ясная идейно-эстетическая концепция, изложенная в теоретических трудах, и общий взгляд на принципы создания художественного произведения или художественный метод, который, в свою очередь, приобретает исторические и социальные черты, присущие определенному направлению.

В истории литературы принято выделять следующие основные литературные направления:

Классицизм. Он сформировался как художественный стиль и мировоззрение к XVII веку. В его основе лежит увлечение античным искусством, которое было взято за образец для подражания. Стремясь достигнуть простоты совершенства, подобной античным образцам, классицисты выработали строгие каноны искусства, такие, как единство времени, места и действия в драматургии, которым неукоснительно нужно было следовать. Литературное произведение было подчеркнуто искусственным, разумно и логически организованным, рационально выстроенным.

Все жанры подразделялись на высокие (трагедия, ода, эпопея), которые воспевали героические события и мифологические сюжеты, и низкие - изображающие обыденную жизнь людей низших сословий (комедия, сатира, басня). Классицисты предпочитали драматургию и много создавали произведений специально для театральных подмостков, используя для выражения идей не только слово, но и зрительные образы, определенным образом выстроенный сюжет, мимику и жесты, декорации и костюмы. Весь семнадцатый и начало восемнадцатого века прошли под сенью классицизма, которому на смену после разрушительной мощи французской пришло другое направление.

Романтизм - всеобъемлющее которое мощно проявило себя не только в литературе, но и в живописи, философии и музыке, причем в каждой европейской стране оно имело свои специфические особенности. Объединял писателей-романтиков субъективный взгляд на действительность и неудовлетворенность окружающей реальностью, что заставляло их конструировать иные картины мира, уводящие от действительности. Герои романтических произведений - могучие неординарные личности, бунтари, бросающие вызов несовершенству мира, вселенскому злу и гибнущие в борьбе за счастье и всеобщую гармонию. Необычные герои и необычные жизненные обстоятельства, фантастические миры и нереально сильные глубокие переживания писатели передавали с помощью определенных язык их произведений очень эмоциональный, возвышенный.

Реализм. Пафос и приподнятость романтизма сменило данное направление, основным принципом которого стало изображение жизни во всех ее земных проявлениях, весьма реальные типичные герои в реальных типичных обстоятельствах. Литература, по мнению писателей-реалистов, должна была стать учебником жизни, поэтому герои изображались во всех аспектах проявления личности - социальном, психологическом, историческом. Главным источником, воздействующим на человека, формирующим его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства, с которыми герои из-за глубинных противоречий постоянно вступают в конфликт. Жизнь и образы в даются в развитии, показывая определенную тенденцию.

Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение.

Литературные направления и течения - классификация, созданная в рамках литературоведческих теорий. В ее основе - философские, политические и эстетические взгляды эпох и поколений людей на определенном историческом этапе развития общества. Однако литературные направления могут выходить за рамки одной исторической эпохи, поэтому часто их отождествляют с художественным методом, общим для группы писателей, живших в разные времена, но выражающих похожие духовно-этические принципы.

План.

2. Художественный метод.

Литературные направления и течения. Литературные школы.

4. Принципы художественного изображения в литературе.

Понятие о литературном процессе. Концепции периодизации литературного процесса.

Литературным процессом называется процесс изменения литературы во времени.

В советском литературоведении ведущей концепцией литературного развития было представление о смене творческих методов. Метод описывался как способ отражения художником внелитературной действительности. История литературы описывалась как последовательное становление реалистического метода. Основной акцент делался на преодоление романтизма, на образовании высшей формы реализма – социалистического реализма.

Более последовательная концепция развития всемирной литературы была выстроена академиком Н.Ф.Конрадом, который тоже отстаивал поступательное движение литературы. В основе такого движения лежала не смена литературных методов, а идея открытия человека как высшей ценности (гуманистическая идея). В своей работе «Запад и Восток» Конрад пришел к выводу об универсальности для всех литератур понятий «Средневековье» и «Ренессанс». Период античности сменяется Средневековьем, потом Ренессансом, за ним следует Новое время. В каждый следующий период литература все больше сосредотачивается на изображении человека как такового, все больше осознает самоценность человеческой личности.

Аналогична концепция академика Д.С.Лихачева, по мнению которого литература русского Средневековья развивалась в сторону усиления личностного начала. Большие стили эпохи (романский стиль, готический стиль) должны были постепенно сменяться авторскими индивидуальными стилями (стиль Пушкина).

Наиболее объективна концепция академика С.С.Аверинцева, она дает широкий охват литературной жизни, включая современность. В основе этой концепции – представление о рефлексивности и традиционности культуры. Ученый выделяет три больших периода в истории литературы:

1. Культура может быть нерефлексивной и традиционной (культура древности, в Греции – до 5 в. до н.э.) Нерефлексивность означает, что литературные явления не осмысливаются, нет литературной теории, авторы не рефлексируют (не подвергают анализу свое творчество).

2. культура может быть рефлексивной, но традиционной (с 5 в. до н.э. – до новой эры). В этот период возникает риторика, грамматика, поэтика (рефлексия по поводу языка, стиля, творчества). Литература была традиционной, существовала устойчивая система жанров.

3. Последний период, который длится до сих пор. Рефлексия сохраняется, традиционность нарушается. Писатели рефлексируют, но создают новые формы. Начало было положено жанром романа.

Изменения в истории литературы могут носить прогрессивный, эволюционный, регрессивный, инволюционный характер.

Художественный метод

Художественный метод - это способ освоения и отображе­ния мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев лите­ратурного произведения, в мотивировках их поведения, по­ступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Понятием «метод» (от гр. «путь исследования») обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению советского литературоведения середины 20 века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направ­ление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, раз­ных направлений и течений.

Литературные направления и течения. Литературные школы

Кс.А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определен­ным этапам развития литературы. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи». Для «реальной критики» - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова - направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности. Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ худо­жественного миропонимания. Нет заданного списка литературных направлений, так как раз­витие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д.С.Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению».

Термином «литературное течение» обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм - общее название разных группировок в искусстве и литературе XX века, которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, - включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, има­жинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литера­турных направлений и течений.

Течение - более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. Нередко общность художественных принципов в течении образует «художественную систему». Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р.Декарта («картезианский рационализм»), к которому относят творчество П.Корнеля, Ж.Расина, Н.Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П.Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения - «прогрессивный» и «консервативный», но есть и другие классификации.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок). Литературная школа - небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически - в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет ли­дера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»).

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности - вплоть до общности тематики, стиля, языка.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озерная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой литературные группы, объединенные «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII века образовала школу Спенсера.

Следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом - значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы. Направления, течения, школы - это, по выражению В.М.Жирмунского, «не полочки или коробки», «по которым мы «раскладываем» поэтов». «Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций».

Литературный процесс - явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как «течение» и «направление», следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

Стиль традиционно включается в раздел «Теории литературы». Сам термин «стиль» в применении к литературе имеет целый ряд значений: стиль произведения; стиль творчества писателя, или индивидуальный стиль (скажем, стиль поэзии Н.А. Некрасова); стиль литературного направления, течения, метода (например, стиль символизма); стиль как совокупность устойчивых элементов художественной формы, определяемых общими чертами мировоззрения, содержания, национальных традиций, присущих литературе и искусству в определенную историческую эпоху (стиль русского реализма второй половины XIX века).

В узком смысле под стилем понимают манеру письма, особенности поэтического строя языка (лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и т. д.). В широком значении стиль - это понятие, используемое во многих науках: литературоведении, искусствоведении, лингвистике, культурологии, эстетике. Говорят о стиле работы, стиле поведения, стиле мышления, стиле руководства и т.д.

Стилеобразуюшие факторы в литературе - это идейное содержание, компоненты формы, конкретно выражающие содержание; сюда относят и видение мира, что связано с мировоззрением писателя, с его пониманием сущности явлений и человека. Стилевое единство включает и структуру произведения (композицию), анализ конфликтов, их развитие в сюжете, систему образов и способы раскрытия характеров, пафос произведения. Стиль как объединяющее и художественно-организующее начало всего произведения вбирает даже способ пейзажных зарисовок. Все это - стиль в широком смысле слова. В своеобразии метода и стиля выражаются особенности ли­тературного направления и течения.

По особенностям стилевого выражения судят о литературном герое (учитываются атрибуты его внешнего облика и форма поведения), о принадлежности здания к той или иной эпохе в развитии архитектуры (стиль ампир, готический стиль, стиль модерн и т.п.), о специфике изображения действительности в литературе конкретной исторической формации (в древнерусской литературе - стиль монументального средневекового историзма, эпический стиль XI-XIII веков, экспрессивно-эмоциональный стиль ХIV-XV веков, стиль барокко второй половины XVII века и др.). Никого сегодня не удивят выражения «стиль игры», «стиль жизни», «стиль руководства», «стиль работы», «стиль застройки», «стиль мебели» и т.п., и всякий раз, наряду с обобщающим культурологическим смыслом, в эти устойчивые формулы вкладывается конкретный оценочный смысл (например, «я пред­почитаю этот стиль одежды» - в отличие от других и т.п.).

Стиль в литературе - это вытекающая из познания общих законов действительности, функционально применяемая совокупность средств выражения, реализуемая соотношением всех элементов поэтики произведения с целью создания неповторимого художественного впечатления.

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).