«Что такое идеальная семья в понимании Л. Толстого по роману «Война и мир»? Семейные связи в романе Л

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целые жизненные уклады, уклады, основанные на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, жйвущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта.и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Росто-вы.

Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.

Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Ку-рагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.

Анатоль, символ свободы для Наташи, свободу,QT ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухое создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; «лед и пламень», князь Андрей и Наташа, были неспособны связать свои жизни - ведь, даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова.

Он - будущее...

62. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья - это простейшая форма единения людей. В романе изображены истории семейств Болконских, Ростовых, Кураги-ных, а в эпилоге также семейства Безуховых и «новой» семьи Ростовых.

«Война и мир» здесь видится не только историческим и философским, но и семейным романом.

Семьи Болконских и Ростовых противопоставляются семье Ку-рагиных, но Болконские и Ростовы отнюдь не идентичны. Они воплощают философскую антитезу простоты (Ростовы) и сложности (Болконские). Курагины же олицетворяют собой агрессию, низменные стремления человека. У каждой семьи своя аура, свой дух, свой внутренний мир.

Болконские и Ростовы живут и существуют по законам человечества, у них есть свои духовные потребности. У членов этих семейств присутствует внутренний монолог, отсутствующий у Кура-гиных. Курагины не созидают, они лишь рушат то, к чему прикасаются. Пьер Безухое говорит о них: «Подлая порода». В изображении семей Болконских и Ростовых Толстой демонстрирует их внутреннюю, каждодневную жизнь. У Курагиных же отсутствует тема дома и семьи. Дом и семья не существуют для них как ценность.

В семействе Курагиных правят бал не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Кураги-ны как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны. Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых и Болконских, наоборот, подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Жизнь Болконских более конфликтна, нежели жизнь Ростовых. Эмоциональное отношение к жизни у Ростовых построено на чувствах, на интуиции, на жизни сердца. А Болконские живут, больше подчиняясь разуму и логике, их жизнь - это жизнь ума. Внутри-семейные Отношения Ростовых просты. Здесь главенствует теплота и непосредственность, некоторый беспорядок и атмосфера всеобщей (за исключением Веры) влюбленности. Порядок, следование традициям и устоям, сдержанность (хотя и не всегда) - принцип жизни Болконских. Они воспринимают мир сквозь свою позицию, не отходя от нее. Их разум и интеллект - барьер перед жизнью. Даже религия для княжны Марьи не просто вера, а целое мировоззрение. Болконские словно боятся увидеть себя обычными, простыми. Поэтому они «прозревают», либо испытав что-то очень и очень сильное, либо перед смертью (князь Болконский).

Ростовы же, в противовес Болконским, обладают способностью непосредственно воспринимать мир (Паташа). Они естественны и просты. Дом Ростовых открывает двери перед множеством людей. У них воспитываются четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя) и двое чужих (бедная родственница Соня и Борис Друбец-кой). Но чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине, до этого доброй и щедрой женщине, черты, присущие больше Анне Михайловне Друбецкой: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать «чужими» для «своих».

Ростовы и Болконские могут быть некрасивы или излишне просты (Наташа, княжна Марья), а Курагины - красивы (лишь Ипполит - исключение), но Ростовы и Болконские олицетворяют два созидающих начала: мужское и женское, а Курагины - начало разрушающее, начало, истребляющее чувства.

Ростовы и Болконские, олицетворяющие два противоположных полюса, две энергии, удачно дополняют друг друга. Их взаимодействие и взаимодополнение происходит посредством женитьбы Николая на княжне Марье. Но идеальна (для автора) лишь одна семья - семья Безуховых. Она гармонична, ибо основа этой гармоничности - человеческая равноценность Наташи и Пьера. Они вступают в новую полосу жизни очищенными от наполеоновских идей. В семье Безуховых Пьер - глава, интеллектуальный центр. Наташа же - духовная опора семьи, ее основа, потому что рождение и воспитание детей, забота о муже для нее - ее жизнь. Наташа целиком отдается этому.

Семья Ростовых лишена гармонии. Графиня Марья умнее мужа, глубже его как личность. Николай осознает, что никогда не поймет ее, что духовная жизнь Марьи для него закрыта. Он занят хозяйством, крепко стоит на ногах. Он скромен и добр, но эти качества не компенсируют его неумение отвечать за свои поступки перед собственной совестью, не компенсируют его духовную бедность в сравнении с женой. Ростовы и Безуховы близки друг другу. Но они и не измеримо далеки. Пьер - - будущий декабрист, Николай - тот, кто окажется по другую сторону баррикад. Судьей в споре Ростова и Безухова о судьбе России автор выбирает мальчика - Николеньку Болконского. Он «любил дядю, но с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер». Ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя принципами, выбирает Пьера.

Толстой изобразил пять семей. Ростовы и Болконские разные, но они созидают и этим противопоставлены Курагиным, разрушающим. Семья Николая и Марьи - слияние ума и сердца, но негармонична: Марья духовно глубже Николая. Лишь семья Безуховых вполне хороша и, можно сказать, полна гармонии, устоем которой является полная духовная равноценность Пьера и Наташи.

63. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством выражения идей автора.

Несмотря на то что в романе «Война и мир» ведущая роль отводится мысли народйой, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроника-льность повествования. История трех семейств (Болконских, Ростовых, Курагиных) отрывочно представлена в романе, при этом каждое из них имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой". В соответствии с его мировоззрением выстраивается четкая иерархия семейств в нисходящем порядке: Ростовы, Болконские, Курагины. Несмотря на то что Толстой эпизодично, мазками их описывает, у читателя создается довольно полная картина жизни трех семей. В этом играют роль мелкие детали в их изображении.

Ростовы, Болконские, Курагины занимают видное место в светском обществе, вернее, в светской жизни Москвы и Петербурга. Но все-таки Курагины выделяются на их фоне. Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов. Болконские и Ростовы редко появляются в обществе, но они на слуху у всех; известны как люди с большим приданым и со связями.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских и Ростовых - сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

При создании образов семей Толстой пользуется характерным для его творчества приемом: «срывание всех и всяческих масок». В основном он применяется в описании Курагиных. Например, в " сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом». При этом красота Элен сразу меркнет.

У Болконских и Ростовых видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны. Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен), Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Наташа, Николай, Андрей часто присутствуют в пейзажных описаниях. Они часть природы; умеют ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней. Это приближает их к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека.

Постоянное напоминание читателю о том, что Элен - красавица, Анатоль «необыкновенно хорош собой», наводит его на мысль, что на самом деле их красота не казалась писателю истинной красотою. Она больше похожа на внешний лоск, выхоленность, но за этим больше ничего не стоит.

Есть еще одна особенность, помогающая читателю понять, что форма жизни Курагиных противоречит Толстому, - отсутствие их в эпилоге. Легко заметить, что в заключении романа присутствуют герои, которые глубоко симпатичны Толстому. Они менялись, совершенствовались в результате исканий и ошибок. Курагины же процветают, но не меняются.

Значительную роль в романе играет точка зрения Толстого на искусственность и естественность. Представителями той или иной ее стороны являются Болконские и Ростовы.

В жизни Ростовых преобладает эмоциональное начало, чувство. Они умны «умом сердца», поэтому внутренние семейные отношения у них гораздо проще и легче, чем у Болконских. В их семье царит теплота, «атмосфера всеобщей влюбленности». Отношение к жизни складывается через чувственное восприятие мира, как и ребенка. Это легко уловимо на примере внутренних монологов Наташи: они сбивчивы, неуверенны, но вместе с тем идут из глубины души, с силой вырываются наружу. То, что она во многих случаях живет чувствами, подтверждается сценой на охоте: «Наташа... визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором».

В противоположность Ростовым Болконские «сложнее» их, поэтому жизнь в семье князя Андрея более наряженная, атмосфера конфликтная. У них больше развито интеллектуальное начало, воля, логика. Они умны «умом ума». В семье Болконских господствуют устои, порядки и законы, установленные старым князем, поэтому отношения между членами семейства сухие, сдержанные, переходящие иногда в холодность. Они мыслят так же упорядоченно и здраво рассуждают. Например, княжне Марье переписка заменяет дружбу. Она всецело вкладывает себя в текст. Затем у нее появляется дневник, который тоже предполагает изложение уже готовых, выстроенных мыслей, анализ. Поэтому Болконские - олицетворение сложного, искусственного - нуждаются в Ростовых как в составляющей части.

В романе все три семьи несут в себе определенную философскую нагрузку. Рисуя образы Болконских, Ростовых, Курагиных, Толстой решает для себя важные проблемы: ложная и истинная красота, добро и зло. Функция семейства Курагиных - внесение беспокойства, хаоса, тревоги в жизнь двух других семей. «Где вы - там разврат, зло», - говорит Пьер Элен в порыве гнева. Курагины представляют собой низменные материальные стороны жизни. Изображая Ростовых и Болконских, Толстой раскрывает с их помощью философские, эстетические и эпические аспекты своего мировоззрения.

64.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

Семья. Человеческое общество началось с нее. С развитием цивилизации она не утратила своего значения. С нее начинает формироваться личность каждого из нас. Тема семьи может считаться одной из главных в мировой литературе.

Яркое воплощение она нашла в двух романах Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» это одна из основных тем. «Мысль семейная» легла в основу «Анны Карениной» - другого его романа. Любовь героини к Вронскому разрушает не только ее семью, но и ведет саму Анну Каренину к гибели.

В романе «Война и мир» Толстой показывает три различных семейных уклада, типичных для русского общества начала XIX века, и их судьбы на протяжении нескольких поколений.

Семья Ростовых впервые показана в день именин графини и Наташи. Этот семейный праздник не имеет ничего общего с вечером в гостиной Анны Павловны, где хозяйка «заводила равномерную, приличную разговорную машину». Для света семья Ростовых несколько странна и необычна. Граф для многих - «грязный медведь». Люди света часто не принимают и не понимают любви, дружбы и взаимопонимания, характерных для этой семьи. Эти качества Ростовых выгодно отличают их от остальных персонажей, показанных в романе. Но счастье пришло в семью Ростовых не сразу. Толстой показывает это на примере графини Веры, старшей дочери. «Графинюшка мудрила с Верой», - говорит о ней граф Ростов. Последствия этого эксперимента видны сразу: надменная и холодная Вера кажется чужой в этой дружной семье. Остальные Рос-товы совсем другие. Им присуще чувство патриотизма (Николай и Петя ушли на орну), сострадание. Они близки народу.

Пример другого жизненного уклада - семья Болконских. Их отличительная черта - гордость. Именно она мешает старому князю проявлять свои чувства. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен». Для него существуют «только две добродетели: деятельность и ум». В соответствии с этими убеждениями он и воспитал детей. 5 этой семье недостает той нежности и открытости, которая так украшает семью Ростовых.

Возможно, поэтому и князь Андрей, женившись без любви, относится к жене как к посторонней. «Женись стариком, никуда не годным», - говорит он Пьеру. Жена обременяет его. Но и после смерти маленькой княгини князь Андрей не обрел новой цели в жизни. Хотя встреча с Наташей в Отрадном дала ему надежду, начать все сначала ему так и не удалось. Такие люди, как отец и сын Болконские, не созданы для тихой семейной жизни. Их удел - великие дела. Поэтому семья Болконских не может, по мнению Толстого, назваться идеальной.

Третья ремья - Курагины. Они типичны для высшего общества: знатные, когда-то богатые, а теперь на грани разорения. Их семья не может быть счастливой: слишком много они отдают свету. Искренним, нежным чувствам нет места там, где идет охота за огромным наследством и богатыми невестами. И Ростовы, и Болконские едва не пострадали от тех людей.

Две семьи, чья жизнь показана в эпилоге романа, совсем иные. В молодой семье Ростовых удачно сочетаются любовь и понимание. Николай радуется тому, что Марья «со своей душой не только принадлежала ему, но и составляла часть его самого». Но одновременно он чувствовал, что он «ничтожество перед нею в мире духовном». Люди столь разные не могут создать крепкую семью.

Другая семья - Безуховы. Хотя окружающие считают, что Пьер «под башмаком своей жены», а Наташа опустилась и стала неряхой, их семья по-настоящему счастлива. Да, Наташа заставила Пьера подчиниться «с первых дней их супружества», это практически не стесняет его. Часто Наташа помогает ему понять самого себя. Отношение Толстого к этой семье передает и Николенька Волконский. Пьера и Наташу он любит всей душой, а Николая Ростова - с оттенком презрения.

Для Толстого «мысль семейная» - одна из важнейших. По его мнению, семья может быть создана и сохранена далеко не каждым. Для достижения семейного благополучия от его героев требуется не только их желание. Семейное счастье Толстой дает лишь самым достойным.

65.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... <...> возможность делать добро людям.

Л. Н. Толстой

По жанру «Война и мир» - роман-эпопея. Масштабность замысла Толстого определила особенности сюжетвокюэдпозиционного строения. Условно в романе принято выделять три сюжетных плана - исторический, социально-философский и семейную хронику.

В «семейной» части романа автор описывает не крестьянские семьи, а дворянские. Он пишет о жизни таких семей, потому что дворянство не было обременено проблемами бедности и выживания и их больше волновали нравственные проблемы. Описывая жизнь таких героев, Толстой изучает историю сквозь призму судеб рядовых граждан страны, разделивших с народом общую долю. Автор обращается к прошлому для того, чтобы лучше понять и осмыслить настоящее.

Много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Александровны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Паташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными».

Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью - с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях.

Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Роман строится на сопоставлении жизни этих семей.

Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинно русское радушие, бескорыстие отличают всех членов семьи.

Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица», детей у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение.

После смерти Пети и мужа Толстой назовет ее старость «безнадежной, бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть («Она сделала уже свое дело жизни»).

Мать - синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединяют важные качества, заложенные в семье родителей: искренность и естественность, открытость и радушие.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это - на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «наполовину», они отдаются чувству, завладевшему их душой, всецело. Так, например, Петя пожалеет французского барабанщика Винсента; Наташа «оживит» Андрея после поездки в Отрадное своей восторженной любовью к жизни и разделит горе матери после гибели Пети; Николай защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков. Для Толстого слово «семья» - это мир, согласие, любовь.

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских. В Лысых Горах свой особый порядок, ритм жизни. Князь Николай Андреевич вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то что давно не состоит на государственной службе. Он воспитал прекрасных детей.

Он любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе, незащищенное сердце, теплые отцовские чувства.

Для него мучителен и оскорбителен приезд и сватовство Кураги-ных, этой «глупой бессердечной породы». Это было 4оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя».

Год для испытания чувств Андрея и Наташи - это попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого было жалко отдавать девчонке».

Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях. Пример тому - семья Василия Курагина.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Уже одно это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде.

Даже отношения внутри семьи у этих людей бесчеловечны. Члены этого семейства связаны друг с другом странной смесью низменных инстинктов и побуждений: мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец искренне приветствует браки детей по расчету. Живые человеческие отношения заменяются фальшивыми, притворными. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

В эпилоге романа Толстой показывает две счастливые семьи: Николая и княжны Марьи, Пьера и Наташи.

Выйдя замуж, княжна Марья вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. И Николай Ростов, вовсе не обладая поначалу такими свойствами натуры, интуитивно тянется к жене. Неторопливо, спокойно, любовно она создает светлую атмосферу в доме, так необходимую каждому, особенно детям. В этой героине Толстого, есть не просто внутренняя красота и талантливость, а дар преодолевать внутренние реальные противоречия человека. Толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье отдавать больше, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Такой идеальной семьей Толстой считает семью Пьера и Наташи.

Наташа-жена предугадывает и исполняет желания мужа. Гармония их отношений, взаимопонимание - это как раз то, что позволит Пьеру чувствовать «радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

И на Наташе семейная жизнь «отражала только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».

Преодолев искушения, победив в себе низкие инстинкты, совершив страшные ошибки и искупив их, вступают в новый этап жизни Пьер и Наташа. В семье Безуховых Пьер является главой, интеллектуальным центром, а Наташа - духовной опорой семьи, ее основой. Напряженная работа Пьера на благо России - важнейший социальный вклад этой семьи.

В «Войне и мире» Л, Н. Толстого семья выполняет свое высокое, истинное назначение. Дом здесь - особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего. Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

66.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (III вариант)

Семья. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семь я». Да, да, именно семь я. В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее духовно связаны между собой. Семья - это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы. Семья - это атмосфера, в которую погружается он сразу после рождения. Появившись на свет, младенец видит первыми своих родных и близких. Именно от них зависит, каким войдет он в человеческое общество: будет любить его, или ненавидеть, или просто останется равнодушным. Семейные узы всю жизнь соединяют, связывают людей. Я считаю, что семья - это высшая духовная ценность.

Но семьи могут быть разными. Семья может научить человека творить как добро, так и зло. Очень хорошо мысль семейная раскрыта в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении речь идет о трех семействах: Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские. На первый взгляд в доме присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу, сыну и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо каждое утро старый князь Болконский осведомляется о здоровье дочери! А тот факт, что перед приездом князя Василия Курагина расчистили дорогу, приводит его в ярость: «Что? Министр? Какой министр? Кто велел? Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!»

Николай Болконский считал, «что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Поэтому он сам занимался воспитанием княжны Марьи и давал ей уроки алгебры и геометрии, чтобы развить в ней обе главные добродетели. Старый князь не желал видеть свою дочь пустой светской барышней: «Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу». Старый князь смог научить княжну любить и уважать людей, прощать им их слабости, заботиться о них. А честность и храбрость князя Андрея, его презрение к светскому обществу? Все это воспитал в своем сыне старый князь Болконский. Николай Болконский настолько любит князя Андрея, что в день его приезда в Лы?ыеаГоры делает исключение в образе жизни и впускает его в свою,половину во время одевания. А молодой князь? При разговоре с отцом он следит «оживленными и почтительными глазами за движением, каждой черты отцовского лица». Именно с ним князь Андрей оставляет свою беременную жену и просит воспитать сына в случае своей смерти. Доверием и взаимопониманием пронизаны отношения между отцом и сыном. Так провожает старый князь Андрея на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» - «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - отвечает сын.

Трогательны и нежны отношения между братом и сестрой. Княжна Марья благословляет брата образом, а он в свою очередь волнуется, не слишком ли тяжело сестре от характера отца.

Но, к сожалению, одна общая черта всех членов семьи Болконских мешает им понимать окружающих людей. Это гордость, презрение к людям, иначе воспитанным, имеющим другие жизненные принципы. Это мешает князю Андрею быть счастливым со своей женой, а старику князю выразить всю свою любовь к дочери; княжна Марья составляет неблагоприятное мнение о Наташе Ростовой при первой встрече.

И что удивительно, в доме все время звучит музыка, символизирующая гармонию. Пение Наташи выводит из мрачного настроения Николая, который проиграл большую сумму денег Долохову: «Все это, и несчастье, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее...»

Семья, родные люди - вот что главное, настоящее в жизни человека. Во время болезни Наташи, после ее неудачного побега с Анатолем Курагиным, никого не волнует позор, который она навлекла на семью, все желают лишь скорейшего выздоровления больной. А когда недуг отступил, в доме опять зазвучали голос Наташи и музыка.

Семейства Ростовых и Болконских очень отличаются друг от друга: в одной на первом месте радушие и гостеприимство, а в другой - долг, служба и честь, но есть и то, что их объединяет: в этих семьях воспитываются достойные люди, честные и мужественные, способные любить и уважать человека.

Курагины - полная противоположность. Л. Н. Толстой не раз показывает, как собираются вместе за столом Ростовы или Болконские, причем не только пообедать или поужинать, а чтобы обсудить проблемы, посоветоваться. Но мы ни разу не видим собравшихся вместе Курагиных. Всех членов этой семьи связывает лишь общая фамилия и положение в свете, эгоизм.

Князь Василий еле поспевает с одного вечера на другой, чтобы получше устроить свои материальные дела, познакомиться с нужными людьми; Анатоль Курагин вовсю кутит, не заботясь о последствиях своего поведения, считает, что все в мире создано лишь для его удовольствия; красавица Элен ездит с одного бала на другой, одаривает всех своей холодной улыбкой; Ипполит всех ставит в тупик неуместными шутками и анекдотами, но ему все прощается. Князь Василий не смог научить своих детей добру, им чужды настоящие любовь и уважение. Все их чувства показные, как и у самого князя Василия. Холодность, отчуждение характеризуют этот дом. И что самое печальное, ни один из молодых Курагиных не сможет в будущем создать настоящую семью. Неудачным будет брак Элен и Пьера; Анатоль, уже имеющий жену в Польше, попытается похитить Наташу Ростову.

Наташа и Николай Ростовы, Марья Волконская продолжат добрую традицию своих семейств. Брак по расчету Николая и Марьи перельется в гармоничный союз двух людей, основанный на взаимном уважении.

А хрупкая и музыкальная Наташа? Став женой Пьера и родив детей, она вся отдается семье. Счастье, спокойствие, здоровье мужа и детей станут для нее главными в жизни. Наташа перестанет ездить по балам и театрам, следить за собой. Смыслом ее жизни станет семья.

Если семья поддерживает человека в трудные минуты, помогает ему обрести гармонию с окружающим миром, разобраться в себе, разве она не является высшей духовной ценностью? Да, такая семья, да. Я считаю, что именно эту мысль хотел выразить в своем романе Л. Н. Толстой. Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, семьей, в которой каждый будет счастлив.

Толстой, Лев Николаевич


Лев Толстой
в Ясной Поляне (1908).
Фотографический портрет
работы С. М. Прокудина-Горского


Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века.

Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.

Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.


Взгляды Толстого на семью и семья в творчестве Толстого

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.



Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце
внукам Ильюше и Соне, 1909 год, Крёкшино,
фото В. Г. Черткова.
Софья Андреевна Толстая в будущем - последняя жена Сергея Есенина


Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение - «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам.

Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны.

В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот - любовь, которую он получает от них.

В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros». Критик и философ Н. Н. Страхов после выхода романа «Война и мир» отмечал, что все предыдущие произведения Толстого можно отнести к категории предварительных исследований, завершившихся созданием «семейной хроники».

Разделы: Литература

Цель : рассмотреть роль семьи в понимании Толстого и на современном уровне.

Знать : толстовский идеал (патриархальная семья: забота старших о младших, младших о старших, умение каждого больше отдавать, чем брать, взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, уважении, на “добре” и “правде”). Черты семьи на современном этапе.

Уметь: рассуждать, делать выводы, обобщения, говорить от лица героя, пересказывать близко к тексту.

Оборудование, наглядность : портрет писателя, эпиграф, рисунки студентов, иллюстрации к роману, “советы психолога”

Домашнее задание : письменный ответ на вопрос, подготовка к сочинению.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям

I .Организационный момент. (Группа поделена на “малые” подгруппы, представляющие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.)

II. Слово преподавателя.

– Сегодня занятие будет максимально приближено к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.)

– Мы рассмотрим семейные отношения героев романа с точки зрения Толстого и поговорим о современном понимании семьи. Нам поможет преподаватель психологии. Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги.
– Как вы думаете, от чего завит, каким ему быть?
(Он будет таким, каким его воспитают родители.)
– Вспомните героев литературных произведений, на формирование которых повлияла семейная атмосфера. (Обломов не родился апатичным и ленивым, таковым его сделала жизнь в Обломовке; Иудушка Головлев и все семейство погибло под влиянием мертвящей, разлагающей душу семейной обстановки).
– Мудрецы говорили: “У человека может быть три беды: плохое здоровье, плохие дети и плохая старость”. От первого бедствия человек не гарантирован, а от плохих детей и плохой старости есть гарантия, если правильно воспитать своих детей. Великий Толстой уверен, что добро воспитывать и созидать нужно в семье. “Люди как реки: у каждого есть свой исток, свое русло. Исток этот – родной дом, семья, традиции и уклады”.
– Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (В своих дневниках писатель пишет: “ Ежели враждебных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, ясно, что наука вообще и философия в особенности не только не бесполезны, но даже необходимы, и не только для одних Сократов, а для всех”.)

Запись: “Желание к учебе, любознательности детей надо поощрять в раннем возрасте, необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип “больше отдавать, чем брать”

– Согласны ли вы с этими мыслями Толстого? Что вы думаете по этому поводу?
– Роман “Война и мир” – отражение широты мировоззрения писателя, потому как много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи писателя и его жены Софьи Андреевны. Эти герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Они показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. Используя прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.
– Назовите семьи, которые описаны в романе. Кто из героев является носителем каких-либо черт толстовской семьи?
– Все семьи в романе подвергаются основным испытаниям: светской жизнью, любовью, войной. Каким семьям симпатизирует Толстой и почему? (Из них выходят любимые герои.)
– Чем ему симпатична семья Ростовых? Зачитайте портретную характеристику героев из текста или авторский комментарий. Позвольте представить вам семью Ростовых: Илья Андреевич Ростов, графиня, Николай Ростов, Петя, Соня, Наташа. К ним присоединилась Марья Дмитриевна Ахросимова. Давайте послушаем главу семьи.

Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

(Сценка.)

(В комнату вбегает Наташа.)

Граф (вскочил, широко, расставив руки): Вот она, именинница! Ма Шер, именинница, порох-девка!

Графиня (с осуждением): Милая, на все есть время. (К графу) Ты её балуешь.

Марья Дмитриевна: Ма Шер, моя милая, поздравляю вас. Какое прелестное дитя! (дарит сережки, Наташа крутится и примеряет).

Наташа(подбегает к матери, показывает куклу): Видите, кукла…Мими…Видите…

(Наташа громко смеётся.)

Графиня: Ну, поди, поди! Сядь, Наташа, уймись.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Преподаватель : Ребята, а о каких трудных ситуациях говорит Наташа? (Увлечение Анатолем Курагиным. Анатоль – символ свободы для Наташи от ограничений патриархального мира, от границ дозволенного. Она открыта, искренне принимает увлечение за любовь.)

– А почему тогда Толстой не соединил Натушу и Андрея? (Прямые и гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых. Они не способны связать свои жизни: ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга. Потому, по мнению Толстого, единение этих двух родов возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей.)

Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью.

Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца.

Преподаватель : давайте запишем в тетрадь те основные черты семьи Ростовых, которые уже были названы.

Вид записи в тетради:

Толстой о семье Современный взгляд на семью.
Ростовы:
  1. любовь
  2. доверие
  3. искренность, открытость
  4. нравственный стержень
  5. умение прощать
  6. жизнь сердца

Болконские:

  1. высокая духовность
  2. гордость, мужество
  3. честь, долг
  4. деятельность, ум
  5. сила духа
  6. любовь естественная, скрытая под маской холодности

Курагины:

  1. отсутствие родительской любви
  2. материальное благополучие
  3. отсутствие духовной красоты
Современная семья :
  1. желание жить самостоятельно
  2. материальное благополучие
  3. желание больше брать, чем отдавать
  4. предпочтение, чтобы их любили
  5. желание удовлетворить свои потребности за счет других
  6. любовь, верность
  7. карьера
  8. красота внешняя превалирует над духовной
  9. взаимопонимание
  10. снижение нравственности

Преподаватель : Ну, а что Толстой говорит о семье Болконских? Прочитайте выдержки из текста. Представляем семью Болконских: Николай Андреевич, княжна Марья, князь Андрей.

Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал свои детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Преподаватель: Дополните таблицу сведениями, где укажете отличительные черты семьи Болконских. (Высокая духовность, гордость, прямая честь, любовь естественная, искренняя, скрытая под маской холодности, честь, долг, деятельность, ум.)

И отец, и сын Болконские прошли испытание войной, которая требовала величайшего напряжения духовных сил. Отечественная война выявила главные черты каждой семьи. Семья Курагиных и войну осталась эгоистичной, безнравственной, корыстолюбивой.

– Попросим князя Курагина рассказать о своей семье.

Князь Василий: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное, материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.

Элен: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.

– Согласны ли вы с Элен и князем Василием? Какая семья вам показалась ближе? Почему, по мнению Толстого, семья Курагиных не имеет права на существование? Какова судьба членов семьи? Есть ли у них дети?

(Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.)

– С какими еще семьями можно сравнить семью Курагиных? (Веры и Берга, Друбецких. Берги подражают другим. Их девиз: как у других. Этой семье будут даны дети, но они, наверняка, будут нравственными калеками.)

– Есть ли семьи идеальные? (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

– Согласны ли вы с этим мнением? Каково ваше понимание семьи на современном уровне?

(Рассказ психолога о психологии семейных отношений, о любви, статистика, анкеты.)

Предварительно были написаны сочинения студентами, где они высказались по поводу их будущих семей “Какой я представляю свою будущую семью”

“Муж мой будет красивый, необязательно богатый, какого полюблю. Его положение неважно. Очень хочу, чтобы у нас была дружная семья”

“Я хочу простую, обыкновенную семью, хороших друзей, любящего мужа и работу. Хочу жить со свекровью, чтобы она учила меня всему. Я буду уважать ее и любить. Замуж хочу выйти рано” и др.

– Давайте закончим заполнение нашей таблички. Какие черты современной семьи вы можете выделить?

Советы психолога для счастливой семейной жизни.

  1. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем.
  2. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь? Проявляйте чуточку внимания ежедневно.
  3. Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните: для успеха в счастливой семейной жизни нужно быть подходящим мужем или женой.
  4. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упреки, как укусы кобры, всегда уничтожают и убивают.
  5. Не критикуйте бесплодно свою жену или мужа, тем более в присутствии других. Одна их причин разводов: бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.
  6. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность.
  7. Истинные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.
    Рассмотрение ситуации: “Молодые супруги. Пара распадается. Как будут они вести себя в этот момент”.

Преподаватель: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.

Учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Цель урока : показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи :

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

Ход урока

1-й этап – индукция . Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этап малое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока, для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы , лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» - творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции . Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этап проект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения, которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

Андрей Болконский

Княжна Марья Болконская

Маленькая княгиня Лиза Болконская

Николенька Болконский

Николай Ростов

Старший сын Андрюша

Трехлетняя Наташа

Сын Митя

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе." По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семь и? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода» .Мать –синоним мира у Толстого,ее духовный камертон. Главное, без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи . Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем . Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность . Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога- дорога чести",- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата . Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны:

-постоянная работа души;

-естественность;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

- близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции..» - так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество - центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе . Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества . Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений . Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность .

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего - человека.Э моциональный мотив таких стихотворений - тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества . Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством . Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он - необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.