Знаменитые художники белоруссии. "Его ищут издатели по всему миру"

Ян Дамель Белорусско-польсколитовский художник начала ХІХ века. Представитель классицизма. Осваивать живопись начал с 1799 года в Виленском университете у Франциска Смуглевича и Яна Рустема. После окончания нескольких курсов и сдачи экзаменов получил степень магистра свободных наук, а позже гимназического учителя. В 1809 году стал мастером живописи и вице-профессором.

Ян Дамель писал преимущественно на исторические темы: «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом» , «Смерть князя Понятовского» , «Павел I освобождает из плена Костюшко» , «Разбитые войска Наполеона в Вильне» , «Переправа французов через Березину» и др. Известны его произведения на религиозные темы («Положение во гроб» , «Христос и самаритянка»), портреты князя Д. Радзивилла, графов Иоахима Хрептовича, пейзажи Минска и его окрестностей («Водяная мельница» , «Деревья под водой»), рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири. Кроме того, Дамель, как и многие художники того времени, отдал дань альбомному рисунку. Творчество художника формировалось под влиянием классицизма, но в ряде его произведений чувствуется стремление к романтическому изображению действительности. Портретам Дамеля присуща тонкая психологическая характеристика.

Ванькович Валентий-Вильгельм Белорусский живописец, представитель романтизма. Родился в среднезажиточной дворянской (шляхетской) семье судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта Антония Горецкого. Учился в Петербургской Академии художеств (с 1824 года). Творчество связано с художественной жизнью Беларуси и России

Творчество Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер, миниатюрист. Уроженец Вены, он много рисовал для польского короля Станислава Августа. Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет. В Петербурге он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается в Виленский университет с золотой медалью. После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Однако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал в Париж, где вновь сблизился с Адамом Мицкевичем.

Наполеон Орда Белорусский и польский литератор и композитор, музыкант, художн ик, скульптор, педагог. С 1833 года, живя в Париже, брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. Путешествую по странам Европы и Северной Африки, делал множество зарисовок пейзажей, в основном городских видов. В Беларуси известен своим альбомом видов губерний Гродненской, Минской, Киевской и др. , материал для которого собрал во время своих путешествий.

Наполеон Орда и Украина До нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины. Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ следующих объектов: Крепость в Каменце-Подольском Подгорецкий замок

Острожский замок А также таких памятников архитектуры, как: · Андреевская церковь в Киеве, · Костел Иоанна Предтечи в Белой Церкви, · Дубенский замок, · Летичевский замок.

Наполеон Орда и Беларусь Среди белорусских работ Орды: «Воложинский дворец» , «Геранёнский замок» , «Дятловская усадьба» , «Закозельская усадьба» , «Логойский парк» , «Ружанский дворец» , «Скоковский дворец» , «Минск. Соборная площадь» , «Свислочь» , «Гродно» , «Освея» , «Кревский замок» , «Новогрудок» (1850- 1870 -е годы). По его рисункам и акварелям в 1873- 1883 годах созданы (художник А. Мисурович) и изданы в Варшаве литографии (260 графических листов в 8 сериях). Интересно. Каждый белорус может лицезреть работу Наполеона Орды «Несвижский замка Радзивиллов» на банкноте 100 000 белорусских рублей. Интересно. На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь - непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Хруцкий Иван Фомич Белорусский художник, живописец, шляхтич герба Лелива. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника, шляхтича Томаша Хруцкого. Среднее художественное образование Хруцкий получил в Полоцком высшем училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, Ф. А. Бруни.

Творчество Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Первые датированные этюды художника - «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» - относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период - работа над натюрмортом «Натюрморт с вазой» (1832) «Натюрморт с птичкой» (1832)

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. Картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью «Старуха, вяжущая чулок» (1838) Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром «в комнатах»: «В комнате» (1854) и другие.

В Белорусском союзе художников — более тысячи человек. На чье творчество стоит обратить особое внимание? Мы попросили искусствоведа Надежду Усову и куратора выставок Анну Карпенко выбрать пять современных отечественных художников, которых стоит знать каждому белорусу.

«У каждого искусствоведа любимых художников не 5, а 25», — говорит Надежда Усова. При выборе пятерки она исключила своих друзей-художников («я к ним пристрастна»), а также молодое поколение, экспериментирующее с формой.

— Оценивать не берусь, потому что, как мне кажется, для этого требуется время. Поколение 30-летних способно создавать шедевры (написал же Теодор Жерико «Плот «Медузы» в 28 лет!), их, возможно, и должны знать современники. Но цыплят по осени считают… В эту пятерку, на мой взгляд, должны войти зрелые художники, которым есть что сказать, чьи работы, как мне кажется, должны попасть в музеи Беларуси. Поэтому подход исключительно субъективный: художественный феномен.

Кто? Александр Соловьев, живописец, театральный художник

«Патриарх белорусского авангарда», в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и создал своеобразные цветовые медитации.

Почему? Уникальная личность, патриарх белорусского авангарда, настоящий феномен, еще до конца не оценен, хотя получил и почетные звания, и медаль Франциска Скорины. Ему 91 год. Бывший партизан, фронтовик, окончил Мухинское училище, театрально-художественный институт в Минске.

Александр Соловьев, «Белая гармония». Источник: news.vitebsk.cc Александр Соловьев, «Натюрморт». Источник: news.vitebsk.cc

В 1965 году Соловьев приехал в Витебск, где долгие годы работал художником-постановщиком, позднее главным художником театра имени Якуба Коласа. Однажды этот коллектив отправился на гастроли в Москву и его декорациям, как когда-то работам Льва Бакста, устроили овации сразу после поднятия занавеса. В 1970-е годы в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и стал делать поразительные по философской образности и цветовой насыщенности вещи — своеобразные цветовые медитации — и выставлять их. В конце 1970-х, конечно, кроме оскорблений и ругани в свой адрес ничего не слышал. Выставки закрывали, а он удивлялся: какой подрыв идеологии находят в его холстах-пространствах?

Несмотря ни на что, его зритель нашелся. Причем не через 50 лет после смерти, как полагал сам художник, а еще при жизни. В 2016 году он подарил Национальному художественному музею в Минске десятки своих работ, которые были показаны там на персональной выставке. Думаю, что скоро его работы будут украшением и мечтой любого музея.

Людмила Кальмаева, живописец и график

Почему? За оригинальность мышления и потрясающе мастерство, творческое разнообразие. В ней есть неиссякаемая сила жизненности, оригинальность, удивительное чутье к современности, естественная европейскость. И не потому, что она многие годы живет в Голландии (покойный муж — голландец). Людмила Кальмаева, на мой взгляд, — тоже феномен белорусского художника, свободно отливающийся в ту или иную форму. Все чаще она появляется и проводит выставки в Минске.

Фантазийная живопись Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com

Графика Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com
Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com

Ее театральные плакаты 1980-х стали классикой, которая повлияла на белорусский плакат второй половины ХХ века. Многие из них вошли в квартиры интеллигенции и студенчества, были модным смысловым интерьерным украшением. Она тогда ухватила какие-то коды белорусскости, сумела их образно обозначить. Кальмаева — генератор сумасшедших идей. Она всегда интересна, непредсказуема и как наблюдательный блогер, и как аналитик, и как преподаватель, и реалистическая портретистка, и как график. От скандальной «туалетной серии» — художественного стеба, который так и не решились выставить в Беларуси (но охотно купили китайцы), до изумительных «ню» — серий обнаженных. Обычно мы привыкаем к тому, что художник долгие годы работает в одном направлении, его можно узнать по почерку. Она нарушает привычные представления и всегда удивляет. У Людмилы Кальмаевой есть четкая позиция, особый взгляд. Это и влюбляет, и удивляет, и восхищает, и вызывает уважение.

Кто? Андрей Воробьев, скульптор

Почему? Андрей Воробьев привлек внимание давно. Можно подумать, что это реинкарнация его собственного учителя — Владимира Жбанова — в могилевской городской среде (скульптор живет в Могилеве. — Прим. TUT.BY). Но это абсолютно не так.

Мне нравится, что он выдумщик, фантазер, патриот своего города, радеет за родной Могилев. И он разный. С одной стороны, может креативно подойти к официальному заказу — он автор знаменитого памятника — «Шкловского огурца» — и монументальных «Могилевских львов» на мосту через Днепр. С другой, у него есть камерные философские скульптуры с оригинальной текучей пластикой, которые заставляют размышлять о жизненных смыслах.


«Шкловский огурец». Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Это скульптор ироничный, гротескный, интригующий. Старается уйти от пафоса, хотя есть и такие работы. За ним всегда интересно наблюдать. Андрей Воробьев — автор невероятных фантасмагорических идей и проектов. Например, хотел построить тоннель возле художественного музея имени Масленикова. С одной стороны в тоннель может войти взрослый, но пройти его насквозь не сможет, потому что с другой стороны вход в тоннель — в виде тела ребенка. Концептуальные объекты Воробьева претендуют стать изюминкой города, примером художественного формирования городской среды, в том числе и туристической.

Кто? Вячеслав Павловец, акварелист

Работает в технике акварели, которую «по лаконизму и эмоциональной спонтанности можно сравнить с японскими». Создает своеобразные белорусские акварельные хокку.

Почему? Камертон абсолютного вкуса и мастерства в современной белорусской акварели. Ему удалось сформулировать белорусский пейзаж, превратив его в чистый эстетический феномен. Вячеслав Павловец — очень скромный человек, работает в журнале «Мастацтва» художественным редактором. При нем журнал приобрел стильный европейский вид.

При этой загрузке он умудряется создавать удивительно белорусские по настроению и характеру пейзажи в технике акварели, которые можно по лаконизму и эмоциональной спонтанности сравнить с японскими. Это своеобразные белорусские хокку. В этих акварелях мы можем услышать мелодику своей страны со стороны, с которой ее еще не рассматривали. Они абсолютно гармоничные и абсолютно белорусские. Павловец, можно сказать, воспел и возвысил до поэтической метафоры белорусский бессолнечный «серый денек». Его произведения цепляют за душу. Это, не побоюсь сказать, чистейшая поэзия в акварели.


«Дерево». Из архива Национального художественного музея

Сейчас акварель у нас, в отличие от Европы, непопулярна: мало кто понимает и оценивает по достоинству изысканность этой техники. Многие прирожденные графики изменяют себе, уходят в живопись, которая лучше востребована на художественном рынке. Вячеслав Павловец — один из хранителей традиции, нескольких мастеров, которые удерживают высокий уровень белорусской акварельной школы.

Павел Татарников, иллюстратор

«Уникальный талант в области европейской книжной иллюстрации», которого ищут и находят издатели со всего мира.

Почему? Один внешний вид книг с его романтическими иллюстрациями вызывает желание изучать белорусскую историю. Очень бы хотелось видеть его иллюстрации в учебниках по истории Беларуси для младших классов. Он романтик, технический виртуоз, ну и, конечно, дотошный исследователь.

Эти качества принесли ему известность и престижные награды на конкурсах книги и в Беларуси, и широко в мире: японские издатели хотели полностью выкупить права на иллюстрации к книге «Царевна в подземном царстве», тайваньский издатель пригласил его (белоруса!) оформить книгу китайского эпоса «Небесный император и десять солнц», по его иллюстрациям ставился кукольный спектакль «Снежная королева» в Копенгагене, священники маленькой итальянской деревни в Альпах поручили ему необычный заказ — создание книги, посвященной 1700-летию деревни. И художник несколько дней жил в той деревне, слушал воспоминания, искал в архивах, как выглядели местные ландшафт, архитектура несколько веков назад.

«Параноя». Источник: tatarnikov.com
«Чыстыя вуліцы». Источник: tatarnikov.com
«Гародня. 1601». Источник: tatarnikov.com

Иллюстраторов в мире, на самом деле, не так много, и Татарников один из лучших. Его находят и ищут издатели по всему миру. Сейчас он сам может выбирать, что ему интересно. Здорово, что он преподает в Минске, доцент Академии искусств. Есть у кого учиться мастерству и главное — отношению к делу.

Куратор выставок Анна Карпенко предупреждает: ее мнение, скорее всего, не будет совпадать с мейнстримом, «но в контексте современности очень важно знать имена этих художников».

Кто? Жанна Гладко

Сумела показать, как личная травма показывает распределение власти как внутри семьи, так и на уровне общества.

Почему? Жанна делает большие, серьезные проекты. Работает с острыми социальными, гендерными темами. К сожалению, у нее до сих пор не было персональной выставки в Беларуси.

Люблю ее совершенно потрясающий проект, очень личный, связанный с собственной историей взаимоотношений с отцом. В нем прослеживается интересная стратегия. С одной стороны, художница обнажает болезненные, интимные темы, связанные, например, с эпизодом, когда отец разобрал ее любимое пианино, очень важное для Жанны. Понятное дело, это стало для нее травмой.

Жанна Гладко, серия «Не Ален Делон», в серию включены автопортреты художницы в виде Алена Делона, групповая выставка QAI/by, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2016
Жанна Гладко, серия автопортретов, групповая выставка XXY, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2014

С другой стороны, через личные истории, историю своей семьи художница показывает важные гендерные связи на социальном уровне: как в обществе распределяются классические патриархальные отношения, когда отец — такая фрейдистская фигура — не только управляет материальными процессами, контролирует поток денег в семье, но и имеет важный символический статус. Не вмешиваясь в жизнь Жанны, своими действиями он косвенно влияет на ее мировосприятие. Это история о том, как личная травма показывает распределение власти и внутри семьи, и на уровне общества.

Кто? Маша Святогор

Почему? Маша работает в интересной технике фотоколлажа. Работает и с личной историей, и с семейными архивами.

Не так давно у Маши была персональная выставка в ЦЭХе, которая называлась «Курасоўшчына — любовь моя». Это прекрасный пример того, как один из районов Минска, причем не самый престижный, может стать объектом эстетического притяжения. Также у нее есть серия потрясающих коллажей, из которых она делает ироничный проект, касающийся истории искусства. Она снимает модель и подставляет ей лица с известных классических полотен.





Этого белорусского художника называют современным импрессионистом. Его картины полны жизни и эмоций. Невозможно пройти мимо его ярких полотен, написанных в необычной технике.

Талантливый белорусский художник Леонид Афремов не перестает удивлять пользователей социальных сетей своими работами. Его картины всегда эмоциональны, они вызывают только положительные и радостные эмоции, несмотря на то, что художник изображает осень. Афремов рисует не кистями. Он использует мастихин (специальный нож-лопатка), с помощью которого масляными красками виртуозно накладывает нужные мазки.

Многие сравнивают Афремова с великими мастерами прошлого. Но художник настаивает на том, что он нашел свой собственный стиль. Его работы могут расцениваться как современное искусство, которое основывается на традициях прошлого.

Сам художник отмечает: «Человеческий разум своеобразен. Мы склонны цепляться за прошлое и быть сверхкритичными по отношению к настоящему. Мы сравниваем новые творения с классическими шедеврами и выискиваем малейшие недостатки. Возможно, трава и была зеленее несколько веков назад, но талантливые люди рождаются и сегодня».

Леонид Афремов предпочитает выкладывать свои работы в социальные сети, а не делать персональные выставки в галереях. Его художественная философия основывается на идее того, что искусство не должно быть доступно только элите.

Удивительно, мы можем размышлять над творчеством Ван Гога, обсуждать импрессионизм Клода Моне и Эдгара Дега, спорить о популярности «Джоконды» да Винчи и «Сикстинской мадонны» Рафаэля и в то же время почти ничего не знать о белорусских художниках. Между прочим многие выходцы из Беларуси находятся в списке самых именитых мастеров кисти мира. Их работы не хуже остальных удивляют, вдохновляют, а иногда и шокируют.

«Портрет жены с цветами и фруктами», 1838 г.

Хруцкого считают основоположником русского натюрморта. Семнадцати летним парнем он, сын униатского священника, ученик религиозного лицея, отправился в одиночку в Петербург, чтобы заняться рисованием. И, видно, не зря. Хруцкому так удалось развить свой талант, что в двадцатом веке его натюрморты были почти что в каждом доме. Не оригиналы, конечно, копии — большинство людей не могли позволить себе настоящие картины. Творчество Хруцкого ежедневно наблюдаем и мы с вами — русская тысячная купюра украшена фрагментом картины Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами». На самой знаменитой картине художника изображена молодая женщина у стола, который заставлен корзинами с фруктами, графином с водой и букетом в керамической вазе.

Художественный проект «Фрагменты Вавилонской башни»

Лауреат Государственной премии Беларуси и руководитель Центра современных искусств Виктор Ольшевский сегодня за рубежом выставляется чаще, чем в Беларуси. Работы Виктора, которые отличают глубокий символизм и фигурность, находятся в галереях и частных коллекциях в Беларуси, Италии, Германии, Израиле, Польше, Швеции, Швейцарии, США, Франции, Турции и других странах. А его знаменитый проект «Фрагменты Вавилонской башни» вообще успел объездить полсвета: Нью-Йорк, Берлин, Будапешт, Гданьск... Проект состоит из 13 полотен — 13 фрагментов Вавилонской башни, в которых отображаются элементы культур народов мира: Древний Египет и Китай, Иран и Камбоджа, пирамиды майя и кремлевские куранты, польская Варшава и белорусский Мир.

Марк Шагал (1887-1985) «Над городом», 1914

Шагала часто называют французом, потому что просто не могут поверить, что такой художник — авангардный, новаторский, эмоциональный и фантастически талантливый — мог родиться в небольшой и далеко не всем известной Беларуси. Уроженец Витебска буквально покорил мир своими необычными пейзажами, портретами и жанровыми композициями. Интересно, что почти каждый штрих на холсте или бумаге Шагала о любви. О любви к своей нежной и дорогой жены и музы Беллы. Главная фишка художника — фигурки его и Беллы, а иногда и других лиц, которые летают на картинах, игнорируя все законы гравитации и физики. Из наиболее известных работ художника — «Над городом». Маленькие домики, наклонены платы, бытовые сцены... И влюбленные, полета которых ни препятствует никакая прозаичность жизни.

Андрей Смоляк (родился в 1954 году). Проект «Ожившие картины», 2010

Художник известный мастер не только кисти, но и эпатажа. Идея его популярного проекта «Ожившие картины», который начался три года назад, заключается в желании объединить известных, талантливых и заслуженных людей Беларуси через искусство живописи. Суть проекта — политики и артисты, поэты и бизнесмены, режиссеры и спортсмены «примеряют» на себя образы героев произведений художника. На картины Смоляка уже попали певица Лариса Грибалева и актриса Вера Полякова, теннисист Максим Мирный и биатлонистка Дарья Домрачева, народный артист Анатолий Ярмоленко и многие другие. Работы художника находятся сегодня в государственных и частных коллекциях в Беларуси, а также во Франции, Италии, США, Бельгии, России и Голландии.

Казимир Малевич (1879-1935) «Черный квадрат», 1915

Большой художник, авангардист, который изменил мир и предсказал будущее архитектурных зданий, отец супрематизма, создатель театра футуризма, «художник-философ» — примерно так можно прочитать про Малевича в любой бумажной или электронной энциклопедии. И еще один обязательный дополнение к всех регалий художника — автор знаменитого «Черного квадрата». По признанию самого художника, он писал картину несколько месяцев. Кто-то шутит, что художник просто не успевал закончить картину в срок и замазал ее черной краской. Однако эксперты в искусстве видят в картине глубинный философский смысл. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» в двух экземплярах и один «Белый квадрат».

Хаим Сутин (1893-1943) «Мясная туша», около 1923 г.

Десятый ребенок в бедной еврейской семье из небольшой белорусской деревни Смиловичи, Хаим с детства непреодолимо желал рисовать, хотя это и было запрещено иудеям. Несмотря на препятствия, постепенно добился своего: сначала занимался в частной школе Якова Кругера, затем три года учился в Вильнюсе. И наконец Париж! Годы страданий, брожения, голода, болезней... Это стоило того, чтобы о Сутина заговорил весь мир, чтобы его экспрессивные, безумные, похожие на ураган картины измерялись на аукционах миллионами долларов. К примеру, на недавнем майском аукционе christie"s его картина «Маленький кондитер» ушла с молотка за 18 миллионов долларов! А среди счастливых обладателей его работ были Изабелла Росселини, семьи Чаплина, издателя Галимара, потомки Шагала, Фрэнсиса Форда Копполы... Ли не самой знаменитой картиной художника можно считать экспрессивную «Мясную тушу», изображенную в двадцатых годах прошлого века.

Чем живет художественная сцена страны-соседа

31 марта в "Изоляции" (Набережно-Луговая, 8) открывается "ZBOR. Движение белорусского искусства " - первая в Украине выставка современного искусства Беларуси. По просьбе Buro 24/7 кураторы ZBORа - художники Андрей Дурейко и Максим Тыминько рассказали о главных современных белорусских художниках в возрасте до 35 лет.

1.

Сергей Шабохин

Представитель молодого поколения, чья художественная деятельность маркирует стратегический переход национальной арт-сцены от "партизанских" к "активистским" стратегиям. Шабохин занимается кураторской деятельностью, нелегально ведет образовательные курсы для студентов Академии искусств, является основателем и главным редактором портала о современном белорусском искусстве Art Aktivist, а также сооснователем и редактором исследовательской платформы Kalektar. Живет и работает в Минске.



2.

Андрей Ленкевич


Представитель новой волны фотографического сообщества в Беларуси, пришедший из фотожурналистики в сферу современного искусства и мультимедиаисследований. В 2015 году проект Андрея Ленкевича Goodbye, Motherland получил главную премию "Арт-Беларусь" на "Осеннем салоне с Белгазпромбанком" "за исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды".



3.

Марина Напрушкина


Инициатор образовательной платформы на стыке политики, искусства и феминизма "Беларусь//Институт будущего" (Belarus//The Institute of the Future) в Минске, а также инициативы по поддержке беженцев "Новое соседство //Моабит" (Neue Nachbarschaft//Moabit) в Берлине. Живет и работает в Берлине.



4.

Жанна Гладко

Представительница молодого поколения художников, работающая при помощи разнообразных медиа с темой гендера в контексте актуальных феминистских теорий.

5.

Юра Шуст


В своем творчестве фокусирует внимание на политически ангажированном искусстве. Кроме того, является лидером концептуальной аудиовизуальной группы IOD.



6.

Денис Лимонов


19 декабря 2010 года в Беларуси прошли президентские выборы, которые в очередной раз выиграл Александр Лукашенко. В Минске на площади Независимости была жестко разогнана демонстрация гражданского протеста.

22 марта 2011 года в Беларуси начался финансовый кризис. 11 апреля 2011 года в Минске на станции метро "Октябрьская" произошел взрыв самодельной бомбы, в результате которого 15 человек погибли и 203 человека пострадали.


13 апреля 2011 года Лукашенко заявил о раскрытии теракта, были задержаны Дмитрий Коновалов и Влад Ковалев и позже приговорены к расстрелу. Реагируя на происходящее, Денис Лимонов отправил письмо генпрокурору Республики Беларусь, в котором заявил о причастности своей арт-группы "Липовый цвет" к терактам, в которых обвинили Коновалова и Ковалева.

Кроме того, он объявил, что эти преступления являются художественным произведением, и посвятил их жертвам кровавой государственной машины. В завершение письма Лимонов открыто подписался своим именем. В первую очередь художник хотел остановить скорое приведение наказания в силу, попытавшись затянуть процесс расследования теракта. "Письмо Дениса Лимонова генпрокурору РБ" не достигло заявленной цели, поскольку официальный ответ от прокуратуры не был получен, а обвиняемые в преступлении были казнены. Акция привела к развалу группы. Сейчас Лимонов живет и работает в Москве.

7.

Захар Кудин


Художник, живописец, представитель радикальной позиции в новой абстрактной живописи Беларуси, сторонник подхода обновления "живописи как грандиозной концепции". Автор масштабных работ, исполненных в широкой экспрессивной манере. Живет и работает в Минске.


8.

Алеся Житкевич

Художница новой генерации, в своих работах исследует взаимосвязи сексуальности и политики при помощи самых разных медиа.


9.

Семен Мотолянец


Как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве использует принцип "взаимоисключающих параграфов", работая на грани традиций академизма и требований актуального искусства. Лауреат премии "Инновация - 2009". Живет и работает в Петербурге.