Талантливый человек талантлив во всем. Как найти и развить талант? Талантливый человек

Талантливость как качество личности – склонность проявлять природную одарённость и выдающиеся способности в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Учитель музыки говорит ученику: — Предупреждаю, если ты не будешь вести себя правильно, я скажу родителям, что у тебя талант.

Талант – это божественная энергия, стартовый капитал личности. Талант – это ответственность перед миром. Изначально слово «талант» обозначало золотые монеты. В библии описывается притча, как хозяин подарил трём своим рабам по одной монете — «таланту». Один закопал ее в землю, второй разменял, а третий приумножил. Отсюда появились выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Но затем это слово стали использовать в другом смысле – как божественный дар творить нечто новое, врожденное в человеке. М. Веллер пишет: «Талант – это перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к толпе и неистребимое стремление выделиться из нее так, чтобы она удивлялась и уважала. Нонконформизм, в общем, и способность делать что-то такое, чего большинство не может, или не хочет, или даже не понимает».

Один из главнейших уроков жизни – найти своё предназначение, найти ту сферу жизнедеятельности, где «изюминка» таланта проявится в полную силу. Кому-то предназначено быть талантливым артистом, кому-то талантливой матерью, а кому-то талантливым ветеринаром. Если они пойдут по другой дороге жизни, будет конфликтное существование, будет недовольство собой и работой, будет зависть к более успешным коллегам. С работой должна быть взаимная любовь, иначе каждый день превратится в тягостную муку. Талантливый человек, занятый своим любимым делом, идёт на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Словом, не нужно поддаваться уговорам играть на скрипке, когда у тебя получается стучать в барабан. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3.35: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

Мудрые слова. Ученые провели любопытное исследование, состоявшее в выяснении когда у людей наиболее часто происходят инфаркты и какова их основная причина. Выяснилось, что в девять утра в понедельник. Выжившим после инфаркта задавали вопрос, в чем, как они считают, основная причина их сердечного недуга. И вот что всплыло. Все они ненавидели свою работу и шли на нее, как на каторгу. Люди ежедневно со звонком будильника испытывали стресс, насиловали себя и, превозмогая свою нежелание, шли на нелюбимую работу. Вот поэтому следовать по чужому пути опасно. Надо искать своё предназначение.

Есть такая притча. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть. Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.

«На свете немало людей, — писал испанский писатель Карлос Руис Сафон, — кто обладает способностями и желанием, и многие не добиваются ничего. Это только предпосылки к тому чтобы совершить что-то в жизни. Врожденный дар сродни силе атлета. Можно появиться на свет, обладая большими или меньшими способностями, однако человек не становится атлетом только лишь по той причине, что родился высоким, сильным или быстрым. Выдающимся спортсмена или художника делает упорный труд, совершенствование в своем ремесле и технические приемы. Природный ум - не более чем стратегический запас».

Всегда печально смотреть на нереализованный, «зарытый в землю» талант. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Занимаясь не своим делом, человек проходит мимо своего счастья, не открывает своё истинное Я. Чувство вины за не найденное или сознательно не принятое предназначение будет всю жизнь грызть его душу и отравлять существование. Как капитал переливается из одной отрасли хозяйства в более прибыльную отрасль, так и человек, поддавшись меркантильным соображениям, иногда начинает дрейфовать по жизни, сознательно забывая про свой талант. Итог: экзамен жизни не сдан, предназначение проигнорировано, личность потеряна, счастья однозначно не будет. Помните у Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы — книги, деньги, оружие. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.

Талантливость — неразлучница с трудолюбием и целеустремлённостью. Лень и малодушие — ржавчина для таланта, только в атмосфере постоянного, напряжённого и упорного труда, он превращается в реальную созидательную силу, только в приобретении навыков и опыта он раскрывает весь свой потенциал. Талант без трудолюбия подобен фейерверку — ослепительное мгновение и темнота. Если талантливость идёт по пути своего предназначения к своей цели, труд для нее превращается в осознанную необходимость, в работу души, в удовольствие. Поэтому, по большому счёту, наличие лености – свидетельство того, что человек занят не своим делом и, под влиянием чужих мнений и оценок, нерадиво относится к своему занятию. Например, окружающие в один голос твердят: «Ты талантливый врач», а ему опостылели пациенты и почему-то, в каждую свободную минуту он следит за биржевыми новостями и в тайне мечтает стать брокером.

Кто-то придумал утверждение: «Талантливый человек талантлив во всём». Далеко не во всём. Если нет предназначения, интереса, навыков и опыта – ничего не получится. Есть замечательное высказывание Франсуа де Ларошфуко: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен».

Талантливость ленива только там, где не её место, в своей любимой сфере о лени не может быть и речи, куда всё девается – глаза сияют, от работы за уши не оттащишь, трудоспособность сумасшедшая, человек даже не чувствует усталости. Как определить, твоё это занятие или навязанное обстоятельствами? Очень просто, это можно ощутить даже на физическом уровне. Если, оставив дело, начинаешь себя хуже чувствовать – это верный признак отклонения от призвания.

Талантливость – означает уйти от шаблонов и стереотипов, действовать принципиально по-новому, наиболее лучшим способом реализуя свои способности при любых обстоятельствах жизни. И. Е. Репину врачи запретят работать с красками, но и простым окурком он умудряется делать талантливые вещи. У Ф. М. Достоевского каждый приступ эпилепсии снижал его умственные способности, и он не помнил действующих лиц своих произведений. Несмотря на это, мастер с любовью создавал новые свои детища.

Талантливость – искренняя. В мире людских оценок для неё важно только одно – искренне или фальшиво, подлинно или поддельно. Сторонясь снобизма, талантливость вовсе не заботится о «хорошем» или «дурном» вкусе своих творений. Вкус для неё, как сказал Ролан Быков – «это когда мне вкусно». Талантливость чурается подражательства и копирования. Как говорил Дюрер ученикам, «остерегайтесь мысли создать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное Богом». Не соревнуясь с Богом, талантливость испытывает интерес и любовь к тому, что видит. Это позволяет ей увидеть и оценить реальную красоту мира.

Есть замечательный афоризм поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливость – заповедная область, её нужно оберегать. Талантливым людям в жизни приходится тяжелее всего. Они всегда служат объектом нападок, зависти и злобы, они не защищены, открыты для всех и для всего. Бездарность трясёт от непохожести и непредсказуемости других. Талантливость проходит мимо жизненного успеха из-за слабой мотивации преуспеть, растолкать других, пробраться к кормушке жизни. Она увлечена своим делом и не оглядывается по сторонам, где жадные и беспринципные бездарности проявляют бешеную инициативу, захватывая «тёплые» места и ключевые посты. Пока талантливость самозабвенно в одиночку думает над решением какой-либо задачи, концентрируя всё своё внимание и потенциал разума над ее скорейшим разрешением, бездарности катастрофически быстро размножаются, создавая при этом какие-то группы, союзы, общества, партии. Талантливость пашет за десятерых, а одна бездарность способна уничтожить десятки талантов. А. П. Чехов точно подметил: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».

Петр Ковалев 2013 год

В последнее время стали очень популярны различные талант-шоу, благодаря которым мы узнали, что среди обычных людей - множество талантов! А что такое талант?

На первый взгляд, все просто. Талант - это проявление ярких способностей в определенной области, это особая одаренность, которую невозможно не заметить.

Но вот вопрос: является ли талант даром, которым наделены только исключительные личности, или его можно в себе развить?

Талант - дар природы?

В словаре Брокгауза талант определяется как высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области.

Сразу же вспоминаются имена знаменитых актеров, ученых, музыкантов, писателей. Достоевский, Бетховен, Менделеев, Миронов - вот кого, бесспорно, можно назвать людьми талантливыми, вот кого щедро наделила природа!

Талантливый ученый, словно живущий в мире абстракций, размышляющий над новым произведением писатель или создающий музыку композитор иногда кажутся остальным людям несколько странными...

То есть талантливый человек - особенный, тот, кто от рождения имеет выдающиеся способности? И обладателями талантов могут быть лишь избранные?

Да, талант - это, бесспорно, показатель особой одаренности. Но не избранности!

И в применении к обычным людям мы тоже нередко пользуемся словом «талант». И даже больше - каждый человек по своей природе в чем-то талантлив.

Как отыскать в себе талант

Не всем дано быть гениями в одной из наук, обладать уникальным художественным или музыкальным даром. А что мешает обычному человеку начать развивать в себе данные природой способности? Но для начала нужно их в себе отыскать. Как это сделать?

Прислушайтесь к своим желаниям, вспомните, о чем мечтали в детстве. Ведь способности в первую очередь проявляются в непреодолимом стремлении заниматься какой-то определенной деятельностью, в чем-то проявлять себя.

Такое желание может возникнуть еще в детстве или юности. А бывает, что искра таланта вспыхивает и в зрелом возрасте. В любом случае нужно не игнорировать это внутреннее чувство, а довериться ему.

Какие бывают таланты

Талантливый человек - какой он? И какие бывают таланты?

Еще в 1980 году американский психолог Говард Гарднер в своей книге «Рамки ума» выделил семь типов таланта. И хотя после него были описаны еще более 30 видов, эти семь и сейчас считаются основными. Вот они.


Доброжелательность и любовь к людям - тоже талант!

Сегодня все реже встречаются люди, которые могут по-настоящему посочувствовать, помочь, подставить плечо. Умение оставаться порядочным человеком в наше время тоже можно считать особым и довольно редким талантом. Даже искренние приветливость и доброжелательность - определенно талант. И он не менее важен для развития человечества, чем талант двигать вперед науку или развивать искусство.

Если способность к человечности не дана от природы, стоит приложить усилия, чтобы ее воспитать.

Вот и получается, что талант - это не только одаренность, данная Богом; он, прежде всего, зависит от человеческого упорства и желания становиться совершеннее.

Талантливые дети

Практически все дети имеют к чему-то особую склонность, а иногда проявляют наличие дарований сразу в нескольких сферах. Чтобы помочь ребенку раздуть зарождающуюся искру, родители должны вовремя обнаружить эти способности и как можно раньше начать развивать в ребенке творческий талант.

Ведь маленький человек вряд ли может научиться играть на музыкальном инструменте или писать картины самостоятельно, даже если у него к этим занятиям недюжинные способности. А если талантливый человек не будет иметь возможности столкнуться с предметом своей одаренности, то он может так никогда и не узнать о своем таланте.

Поэтому так важно дать ребенку испытать себя в разных делах и определить, что именно малышу нравится больше всего, к чему лежит его душа.

Попробовать свои силы и способности дети могут, посещая различные кружки и секции, а также участвуя в детских творческих конкурсах, которые организуются специально для того, чтобы отыскать молодые таланты.

А обнаружив у ребенка зачатки способностей, нужно их лелеять и развивать. Ведь если этого не делать, он может остаться просто увлекающимся любимым делом человеком. Да, он будет радовать своим дарованием близких и друзей, но не более того. А вот получив должную подготовку и развитие, дарование может круто изменить всю свою жизнь.

Но талант бывает настолько выраженным и ярким, что он сам не даст забыть о себе, вырвется наружу, словно нежный цветок, пробивающийся сквозь асфальт, и «зарыть его в землю» не получится даже при неблагоприятных условиях.

Два значения выражения «Зарыть талант в землю»

Раньше у выражения «Зарыть талант в землю» был совсем иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Как и само слово «талант», которое первоначально означало наибольшую денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Вавилоне.

Выражение «Зарыть талант в землю» пошло из евангельской притчи о том, как один богатый человек перед отъездом в другую страну раздал трем своим рабам таланты (монеты). Одному из них он отдал 5 талантов, второму - 2, третьему - 1. Первые два раба вложили данные им монеты в дело, а третий закопал свой серебряный талант в землю.

Когда господин вернулся, два раба отдали ему денег больше, чем получили. Третий же вернул только одну монету, которую сохранил в земле. Похвалу получили те, кто не зарыл свои таланты, а приумножил их. Третьего же господин назвал лукавым и ленивым.

В современном языке «Зарыть талант в землю» означает не развивать данный свыше дар.

Как развить талант

Обнаруженные способности нужно развивать, а это требует немалых усилий. Ведь талант - это не только необычайная одаренность, данная от рождения, но и развитая под влиянием упражнений.

Многие люди добиваются больших успехов и достигают известности благодаря тому, что развивают заложенные природой задатки трудолюбием и упорством. Именно из таких со временем получаются незаурядные экономисты и юристы, выдающиеся ученые, креативные дизайнеры, талантливые музыканты, актеры и литераторы.

Ведь сам по себе талант не имеет силы и никому не интересен. Он требует обработки, словно драгоценный камень, который будучи неотесанным, никому не виден. Чтобы заложенная в человеке способность, одаренность преобразовалась в талант, нужно затратить много времени и сил. Но это того стоит!

В каждом человеке заложено зерно таланта. Нужно уметь рассмотреть в наших детях будущих великих ученых, спортсменов, артистов, музыкантов, чтобы помочь им развить и реализовать данные от природы способности.

Также не нужно забывать о том, что и в себе отыскать талант никогда не поздно, стоит только разглядеть внутри себя ребенка и вспомнить, о чем он мечтал… И главное - не страшиться реализовывать эти мечты! Бояться нужно зарыть в землю данный природой талант.

Не менее важным, чем необычайные способности к наукам или творчеству, является талант быть Человеком - добрым, сострадательным, отзывчивым. Если наш читатель именно такой - он, бесспорно, чрезвычайно талантлив.

Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера "Человек талантливый, талантлив во всех областях." Соглашаясь, нам придётся признать, что талантливый музыкант пишет не менее талантливые стихи, а в свободное от музицирования и стихосложения время, создаёт гениальные живописные полотна. Увлечение человека иначе еще называется хобби. Я думаю, что в мире нет таких людей, кто не имел бы своего хобби. Обратимся к фактам, в частности, к страницам биографии известных писателей и поэтов.

Николай Васильевич Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Михаил Юрьевич Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Он писал пейзажи, увлекался созданием портретов, проявил себя как незаурядный карикатурист. Живописное и графическое наследие Лермонтова составляют: 11 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах, два альбома -- один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840-1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840--1841 гг., наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта. (Приложение 1)

Лев Николаевич Толстой, отец русской интеллигенции был неординарной личностью и увлечения выбирал странные. К примеру, Лев Толстой любил запрячься в плуг и пахать. Это представление собирало массу зевак. Еще знаменитый дворянин с радостью мастерил сапоги для родственников и друзей. Необычные увлечения писателя никак не сочетались с его аристократическим происхождением. Свидетельницей неудержимого велосипедного увлечения графа Льва Толстого была усадьба "Ясная Поляна", в настоящее время являющаяся мемориальным и природным заповедником, где вскоре можно будет совершить увлекательное путешествие по тем маршрутам, которые помнят великого русского писателя. Вскоре он уже свободно ездил не только по московским улицам, но и совершал переезды из Москвы и Ясной Поляны в Тулу. Качество наших дорог и сейчас оставляет желать лучшего, но 100 лет назад надо было быть настоящим экстремалом, чтобы их успешно преодолеть, тем более в солидном возрасте.

Он увлекался верховой ездой, хорошо плавал, бегал на лыжах, В его доме всегда царил спортивный распорядок, он очень любил охоту, всегда переключался с физической работы на умственную, любое упражнение старался делать с шуткой. И колка дров, и косьба, и верховая езда, и теннис, и игра в волан, и шашки с шахматами, и крокет, и быстрые коньки, и двухсоткилометровые пешие путешествия - все эти побочные занятия помогали ему чувствовать радость жизни и необыкновенную красоту природы, которая, по выражению Л. Толстого, "разбудит мертвого". Лев Николаевич всю жизнь не переставал удивляться новизне и приветствовал ее искренне, как в свои три года, так и в восемьдесят два. (Приложение 2)

Знаменитый поэт и мыслитель Гете души не чаял в маленьких ароматных цветах - фиалках. Легендарный немец не просто любовался этими цветами - он их разводил, причем очень интересным способом. Гете нравилось прогуливаться по окрестностям Веймара. Во время таких прогулок, поэт всегда брал с собой семена фиалок. Он сеял цветы всюду, где видел подходящее местечко. Вскоре пригород Веймара был буквально усыпан голубыми душистыми цветами, которые до сих пор называют "цветы Гете".

Антон Павлович Чехов любил собирать марки. В доме-музее в Ялте хранится около 15 тысяч марок, собранных писателем. Чехов отправлял и получал очень много писем и почтовых карточек, что способствовало пополнению его коллекции. В воспоминаниях современников и переписке Чехова можно найти немало подтверждений тому, насколько бережно относился Антон Павлович к полученной корреспонденции, какой большой интерес проявлял к почтовым маркам. Позже уже в память о Чехове выходили почтовые марки и другие филателистические материалы в Советском Союзе, России и других зарубежных странах. (Приложение 2)

Вывод: Человек, увлеченный и увлекающийся, живет как будто несколько жизней, и это - истина.

Леонардо да Винчи - художник, изобретатель, писатель, долгожитель…

Леонардо да Винчи - выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения. Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания: занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель "всего на свете".

Всю жизнь Леонардо ездил по Европе, работая на то на одного могущественного покровителя, то на другого. Помимо своих основных занятий (живопись, скульптура, архитектура, инженерное дело), мастер занимался, казалось бы, совершенно недостойными для гения вещами -- развлекал аристократов пением, игрой на лютне, декламировал стихи собственного сочинения, занимался организацией торжеств. Леонардо оставил после себя примерно 13000 страниц различных рукописей -- заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, "кодексы". Надо сказать, что работы мастера не были упорядочены, хотя автор и пытался как-то систематизировать их, нумеруя страницы.

Однако да Винчи был не только учеными и художником, но также и одаренным рассказчиком, сказочником. Он писал и стихи, сонеты, мадригалы, которые до нас не дошли. Некоторые сказки Леонардо стали частью итальянского фольклора и воспринимаются теперь как народное творчество. (Приложение 3) Эти истории представляют собой некий смешанный жанр: здесь много историй, напоминающих басню или притчу с ясной моралью, но есть и просто какие-то бытовые юмористические зарисовки, а попадаются наряду с произведениями о различных животных, повадки которых Леонардо очень хорошо знал, наблюдая за природой всю свою жизнь, и рассказы о фантастических существах.

Что такое талант, люди гадают издавна. Некоторые рассматривают его как дар божий, а кто-то видит в одаренности результат упорного труда и работы над собой. Можно ли развить определенные способности и от чего зависит наличие дара у человека?

Талант - что это такое?

Талантом называют определенные присущие индивиду с рождения . Они развиваются с приобретением опыта и, направленные в нужное русло, формируют навык. Данный термин происходит из Нового Завета и означает дар Божий, возможность творить нечто новое и уникальное. Проще говоря - это способность человека делать что-то лучше других. Когда и как проявляется талант?

  1. Человек может быть одарен с рождения и проявлять свою уникальность с детства (яркий пример – Моцарт).
  2. Индивид может выразить себя в зрелом возрасте, как Ван Гог или Гоген.

Талант в психологии

Таланты человека рассматриваются в психологии как совокупность способностей. Что такое талант, очень емко описал еще в XIX веке политический деятель Карло Досси, это в равных частях:

  • инстинкт;
  • память;
  • воля.

Однако ученые уверяют, что такая изолированная способность не является талантом, даже если она ярко выражена. Это доказывают обследования людей с феноменальной памятью, проведенные в первой половине ХХ века московской группой психологов. Выдающиеся мнемические способности испытуемых не нашли применения в каких-либо областях деятельности. Память является лишь одним из факторов успешности, но не в меньшей мере развитие дарования зависит от фантазии, воли, интересов и .

Все ли люди талантливы?

Среди ученых и критиков не утихают споры о том, что такое талант и всем ли личностям он присущ. Здесь мнения разделяются на диаметрально противоположные:

  1. Талант есть у каждого, ведь любой индивид хорош в определенной области. Можно с использованием конкретных методов свои неординарные способности и развивать их при помощи упражнений.
  2. Гениальность – это удел избранных, божья искра, возникающая редко и абсолютно непредсказуемо.
  3. Любой талант – это нелегкий труд и ежедневные упражнения. Способности человека раскрываются со временем, приходят с опытом.

Признаки талантливого человека

Существует несколько признаков человека, обладающего каким-либо даром:

  1. Творческие люди обладают большим количеством энергии в интересующей их области и бывают охвачены идеей днями напролет.
  2. Одаренные личности – одновременно интроверты и экстраверты.
  3. Уникальность талантливых людей проявляется и в том, что они скромны и одновременно.
  4. Ради любимого дела такие индивиды готовы пожертвовать карьерой.
  5. Неординарные личности не всегда одарены во всех областях, а часто в какой-либо одной. Талант и гениальность не стоит путать, ведь во втором случае личность считается одаренной во всех сферах. Другими словами, гениальность представляет собой высшую ступень творческих проявлений личности.

Какие бывают таланты?

Учеными выделяются определенные виды талантов в зависимости от типов интеллекта:

  • лингвистический (им обладают языковеды, журналисты, писатели и юристы);
  • логико-математический (математики, ученые);
  • музыкальный (музыканты, композиторы, лингвисты);
  • пространственный (архитекторы, дизайнеры, художники);
  • телесно-кинестетический (танцоры, спортсмены);
  • межличностный (политики, актеры, режиссеры, торговцы);
  • эмоциональный, или внутриличностный (присущ всем профессиям, это то, что человек говорит сам о себе);
  • существует также скрытый талант, который индивид подсознательно или сознательно не развивает, иногда из-за отсутствия уверенности в себе, порой – из-за боязни выйти из зоны комфорта.

Как стать талантливым?

Миллионы умов бьются над тем, чтобы выяснить, как узнать свой талант. Раскрытие выдающихся способностей предполагает их выявление способностей, накопление опыта и полноценное использование. Этапы раскрытия уникальных дарований следующие:

  1. До того, как найти свой талант, человек чувствует определенные наклонности к какой-то сфере: интересуется связанными с этой областью новостями, накапливает знания, собирает материал.
  2. Стадия более глубокого погружения в тему, попытки копировать чужие работы.
  3. Попытки создать нечто уникальное, неповторимое. Если на данном этапе рождаются авторские вещи или невысказанные ранее идеи, значит, талант появился на свет.
  4. Полноценная эксплуатация выявленных способностей.

Как воспитать талантливого ребенка?

Потенциальный врожденный талант ребенка зависит от его родителей. Когда взрослые пытаются рассматривать своих отпрысков в качестве продолжения самих себя, то они требуют слишком много и дают чересчур интенсивные установки. Тогда ребенок не развивает и не формирует свои потребности, а только удовлетворяет несбывшиеся мечты и нереализованные желания своих мамы и папы. Поэтому чтобы воспитать одаренного ребенка, нужно прислушиваться к тому, что интересует его. Выявленную личную предрасположенность малыша и следует развивать.

Самая талантливая нация в мире

В попытках определить, представитель какой страны самый талантливый, люди вели немало споров, прежде всего потому, что сложно определить, какой критерий уникальности может быть взят за основу. Если высокий интеллект брать главный критерий одаренности, то судя по лауреатам Нобелевской премии самые неординарные люди мира проживают в следующих странах:

  1. США – в этом государстве проживают более трети лауреатов.
  2. Великобритания – каждый год британские ученые завоевывают первенство в какой-либо области.
  3. Германия – немецкая машина пытается быть первой во всем, в том числе в области открытий.
  4. Франция – в области искусства, литературы, живописи данному государству нет равных.
  5. Швеция – замыкает пятерку родина Альфреда Нобеля.

Топ талантливых людей мира

Сложно сказать, каковы самые талантливые люди мира, поскольку видов одаренности очень много. Однако можно составить список выдающихся харизматичных личностей, внесших огромный вклад в развитие человечества:

Фильмы про талантливых людей

Одаренные личности всегда интересовали общество, поэтому существует множество фильмов про гениев, великих ученых, врачей, композиторов, писателей, чья уникальность не могла остаться незамеченной. Фильмы про таланты и неординарных личностей вдохновляют, навевают жажду деятельности. Эти фильмы можно разделить на две подгруппы.

Киноленты, где описываются реально существующие или существовавшие талантливые люди мира:

  • «Пианист» Романа Полански (2002), описывающий жизнь Владислава Шпильмана;
  • «Пираты Силиконовой долины» Мартина Берка (2009) про покорение мира Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом;
  • «Джобс: империя соблазна» Джошуа Майкла Штерн (2013);
  • «Вселенная Стивена Хокинга» Джейма Марша (2015).

Выдуманные художественные фильмы, где в той или иной степени рассматривается, что такое талант:

  • «Игры разума» Рона Ховарда (2001);
  • «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента (1997);
  • «Парфюмер» Тома Тыквера (2006);
  • «Афера Томаса Крауна» Джона Мактирнана (1999).

Книги о талантливых людях

Существует обширный пласт литературы, как художественной, так и биографической, о вундеркиндах и выдающихся личностях, которые упорным трудом добились признания и славы:

  1. Иван Медведев. «Петр I: добрый или злой гений России» : увлекательно и беспристрастно о том, кем же на самом деле был талантливый человек.
  2. Георг Брандес. «Гений Шекспира. Король трагедии» : посвященное 450-летию писателя подробное описание его жизненного пути и творчества.
  3. Ирвинг Стоун. «Жажда жизни» : самая известная летопись жизни Винсента Ван Гога, его тернистый нелегкий путь к признанию.
  4. Чезаре Ламброзо. «Гениальность и помешательство» : оригинальный взгляд итальянского ученого-психиатра на природу гениальности.
  5. Кир Булычев. «Гений и злодейство» : фантастическая история про попытку захвата мира с помощью телепортации души.
  6. Дина Рубина. «Почерк Леонардо» : рассказ про невероятно одаренную женщину, которая отвергает подарок небес и просто хочет быть обычной.

Произведения, в которых упоминаются неординарные личности, помогают людям, кто еще не развил свои способности, обрести себя, поднять самооценку, выйти из зоны комфорта, найти идею, которая бы захватила ум и действия и лучше узнать мировую историю. Полезно познакомиться с некоторыми из представленных произведений. Даже в целях общего развития.

Когда врачи объясняют причины возникновения заболеваний, они нередко называют следующий фактор – генетическая предрасположенность. Физиологически человеку передается от родителей предрасположенность к появлению определенных болезней. Они могут развиться, а могут и не проявиться, что во многом зависит от побуждающих факторов. А может ли человеку передавать таланты, способности, психические свойства?.

От родителей детям передаются не только патологии физиологического уровня, но и способности. Конечно, психологи утверждают, что у гениального человека не всегда рождается гениальный малыш, как и у обычных людей периодически появляются талантливые дети. Можно говорить не о передаче таланта, а о предрасположенности ребенка к тому, чтобы быть талантливым. Лишь его воспитание и условия проживания будут способствовать или не способствовать возникновению таланта.

У родителей может появиться малыш, который талантлив в чем-то другом, нежели его мама и папа. Речь следует вести о том, что человек может быть талантлив, если этому будут способствовать правильные факторы.

Что такое талант?

Что же такое талант, о котором многие говорят и некоторые мечтают? Талант – это предрасположенность, потенциал, изначально заложенная способность. В чем будет талантлив человек, заложено в него изначально, с рождения. Обычно талант проявляется в отношении одной сферы жизни. Это отличает , когда человек проявляет одаренные способности ко всему.

Талант является врожденной предрасположенностью. Это не говорит о том, что человек обязательно будет талантливым. Многие люди, скорее всего, являются талантливыми, однако они не нашли, в чем одарены, поэтому являются обычными. Соответственно, свой талант следует найти, развить, приумножить. Человек имеет предрасположенность быть талантливым. Однако станет он талантливым или нет, зависит от того, будет ли он развивать свои навыки и приобретать опыт.

Талант выявляется тогда, когда человек сталкивается с предметом, в процессе взаимодействия с которым он будет проявлять свою одаренность. Если человек никогда не столкнется с этим предметом, значит, он не узнает о том, что является талантливым.

Другими признаками выявления таланта является:

  1. Внутренний трепет и подъем настроения, когда человек занимается деятельностью, в которой имеет талант.
  2. Человек проявляет способности, быструю обучаемость, хорошее приспособление к деятельности.
  3. Человек демонстрирует практически сразу хорошие результаты, несмотря на свою неопытность.
  4. Присутствует внутреннее влечение к предмету деятельности.

Талантливый человек выделяется на фоне остальных, кто также начинал взаимодействовать с тем или иным предметом.

Талант можно выявить, если только начать заниматься тем делом, к которому человек предрасположен. Этому способствуют или не способствуют некоторые факторы:

  • Экономические. Чем больше у человека денег, тем больше у него возможностей попробовать себя в различных делах, местах и при любых условиях.
  • Свежесть взгляда. Необходимо увидеть за собой талант, который проявляется в том, что вы видите больше, чем другие люди.
  • Обучение. В процессе обучения тоже можно отметить за собой определенные наклонности.

У талантливого человека есть особый почерк в том деле, которым он занимается. Он всегда достигает наилучших результатов, по сравнению с другими людьми, как пользуясь обычными методиками, так и отступая от них и даже создавая свои подходы в деле.

Талант следует развивать, иначе он останется просто увлечением. Многие люди чем-то увлекаются – это та сфера, где они могли бы быть талантливыми, если бы совершенствовали свои навыки. А пока человек только внутренне чувствует порыв заниматься тем делом, где у него все легко получается.

Следует понимать, что талантливых людей окружающие отрицательно воспринимают. Свой талант следует развивать. Однако зачастую этому мешают другие люди: родственники, друзья, соседи, учителя, все общество. Нередко человек обладает такими способностями, которые являются ненужными, непринятыми или даже опасными для общества. Вот почему талант человека, который никому не нужен, пытаются «заглушить».

Об этом следует знать талантливым людям. Порой придется идти против общества, чтобы развить свои способности, либо отказаться от собственного дара ради спокойствия окружающих.

Виды таланта

В 1980 году были выделены виды талантов, которых на сегодняшний день насчитывается около 30. Вот самые главные из них:

  1. Вербально-лингвистический – острота слова и ума, умение красиво выражать свои мысли.
  2. Цифровой – умение оперировать цифрами: программисты, математики и пр.
  3. Пространственный – навыки пространственного ориентирования, например, художники и дизайнеры.
  4. Физический – умение владеть своим телом и чувствами: танцоры, певцы и пр.
  5. Личностный, или эмоциональный.
  6. Межличностный – умение контактировать с другими людьми.
  7. Талант окружающей среды – умение вписываться в природу: земледельцы и пр.

Как найти свой талант?

Кто вы? Что вы? На что способны? Какими качествами обладаете? Насколько привлекательны для окружающих людей? Действительно ли вы так плохи или хороши, как о вас говорят другие люди? Все это в простонароде называется «личным мнением», а в более научных кругах – «образом собственного Я».

Вы красивый, статный, умеете общаться с другими людьми, заводить новые знакомства, привлекать к себе представителей противоположного пола, блистать умом и помогать людям. Или вы являетесь неудачником, который способен лишь сидеть на шее у своих родителей, гулять с друзьями и обсуждать новинки компьютерных игр. Это и есть вы? На самом деле?

Скажите, пожалуйста, все то, что вы говорите сами о себе, было когда-то сказано вашими родителями, учителями, друзьями, коллегами, бывшими любимыми или этот собирательный образ о вас самом является результатом ваших наблюдений за самим собой? Как это часто бывает, все то, что человек сам о себе думает, является когда-то сказанным ему другими людьми.

  • Когда-то мама сказала, что «я неопрятный», и до сих пор человек продолжает быть неопрятным.
  • Когда-то учительница сказал, что «я – самый умный», и сейчас человек чувствует себя ущемлено, если рядом с ним оказывается собеседник, который умнее его.
  • Когда-то бабушка на улице сказала, что «я слишком громко смеюсь», и теперь человек либо вообще не смеется, либо каждый раз следит за тем, как громко он это делает.
  • Когда-то начальник сказал, что «у меня руки растут не из того места», и теперь человек почему-то не может выполнять свою работу так же качественно, как он это делал раньше.

Другими словами, вам когда-то кто-то что-то сказал и вы поверили, что действительно являетесь таким человеком.

Но посмотрите, какими эти люди являются сами: одни жалуются на маленькую зарплату, другие несчастны в личной жизни, третьи решили, что их жизнь закончилась, четвертые возомнили себя богами и всезнающими. Другими словами, несчастные, закомплексованные, слабые неудачники когда-то высказали то, как они на вас смотрят, и вы в это поверили. Не вы являетесь «неопрятным, самым умным, громко смеющимся и т. д.», а какой-то конкретный человек посмотрел на вас так, что увидел это качество, хотя этого в вас может и не быть вовсе. Возможно, в какой-то день вы чувствовали себя плохо и были неопрятны. Может быть, когда-то вы постарались и блеснули своими знаниями. Возможно, кто-то спроецировал на вас свое горе и назвал вас неудачником. Может быть, начальник был в плохом настроении и решил возвыситься за счет того, что унизил вас. Но это был единичный случай. Это был другой человек, который решил в вас увидеть то, что он привык видеть абсолютно во всех людях.

Но это не есть вы! То, что говорят о вас другие люди, часто являетесь неправдой. Все их слова продиктованы желаниями вас уколоть, подбодрить, понять, что вы хуже их, или снова вызвать жалость у вас. Другими словами, вас обманывали как осознанно, так и неосознанно. А вы во все это поверили, особенно в слова своих родителей, которые часто были уставшими и раздраженными, или учителей, которые были недовольны своей работой и заработной платой.

Таким образом, кто вы есть – это ваше личное мнение или мнение, основанное на всем том, что вы слышали в свой адрес из уст окружающих? Следует понимать, что идеальных людей не бывает и многое из того, что вам было сказано о вас самих, является неправдой, поскольку окружающие преследовали свои эгоистичные цели, говоря вам то или иное мнение. Например, родители часто пытаются вызвать чувство вины в ребенке, чтобы тот наконец-то начал их слушаться, и при этом они говорят такие слова, которые могут врезаться в голову и навсегда определить, будет их ребенок считать себя удачником или он станет патологическим неудачником. Люди говорят вам то, что может вас спровоцировать на определенные действия. То есть вам говорят неправду о вас самих. А вы в их слова верите и потом живете с мыслью о том, что в чем-то плохи или хороши, не замечая, как сами себя ущемляете, ограничиваете или выглядите глупо, строя из себя тех, кем на самом деле не являетесь.

На что вы действительно способны? Кто вы есть на самом деле? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо посмотреть на себя так, как будто вы никогда не слышали о себе. Вы – незнакомец, неизвестная личность, которую впервые видите. И чтобы понять, на кого вы смотрите в зеркале, в каком теле живете, какими качествами, способностями и возможностями обладаете, необходимо познакомиться с самим собой. При этом полностью забыть обо всем, что вы слышали сами о себе от других людей. Все их слова – иллюзия, миф, обман. На самом деле вы не знаете, кто вы и на что действительно способны. Для этого необходимо познакомиться с самим собой.

Познайте самого себя таким, каким вы есть на самом деле. Это позволит вам наконец-то понять, в чем на самом деле заключаются ваши достоинства и какие у вас есть недостатки. Более того, вы наконец-то сможете понять, что быть женщиной с пышными формами или необщительным мужчиной – не так уж и плохо. Да, вы не такой, как все, но вас самих это не задевает. Это кому-то не нравится, что вы полненькая женщина или необщительный мужчина. А вас лично это задевает? Вам лично это мешает? Это понимание избавит вас от многих комплексов и волнений. Вы научитесь любить себя только потому, что наконец-то поняли, что вас лично не раздражает ваш тоненький голос или незнание абсолютно всех истин жизни. Вы позволяете себе быть неумным, нестандартным и необычным, потому что лично вам это не мешает чувствовать себя спокойно.

Познакомьтесь с самим собой:

  1. Вы увидите, что у вас есть много достоинств, которые раньше не замечались – ими нужно пользоваться, развивать, ценить.
  2. Вы увидите, что многое из того, что раньше считалось вашим недостатком, на самом деле является вашей отличительной чертой. Да, вы этим отличаетесь от других людей, но это вас и выделяет среди них, особенно если вы лично к этому относитесь нормально.
  3. Вы увидите свои истинные недостатки. И может оказаться так, что их гораздо меньше, чем ранее вам виделось. И теперь вам решать, нужно эти недостатки менять в себе или нет. Теперь у вас будет четкое понимание того, в каком направлении вы хотите изменить свои недостатки, поскольку будете руководствоваться принципом «мне будет так удобно», а не «мне так сказали другие люди».

Поймите, что вы сами себя не знаете, пока мыслите теми мнениями, которые начали собирать с самого детства, чтобы понять, кто вы есть и на что способны. Это мнение других людей, но не ваше. И эти люди могли где-то ошибиться, в чем-то обмануть, а когда-то и воспользоваться вами, чтобы почувствовать себя наравне с вами более значимыми и успешными. А что вы сами о себе думаете без учета мнения других людей? Как вы сами смотрите на себя самого, забыв все, что вам говорили окружающие? Помните, что то, как вы сами о себе думаете, определяет ваши возможности. Если вы думаете, что вы — неудачник, то вы и дальше будете делать все, чтобы быть неудачником. Но как только вы поймете, что не являетесь неудачником, то сразу почувствуете в себе силу достичь того, чего раньше не разрешали сами себе достигать.

  1. Какие ваши мечты? Вспомните обо всех своих желаниях, начиная с самого детства.
  2. Выберите те мечты, в которых говорится о том, кем бы вы хотели быть.
  3. Какие профессии вас привлекают? Кем бы вы хотели работать?
  4. Добавьте в список те занятия, которые являются вашими любимыми хобби.
  5. Уточните, какие хобби и работа у вас вызывает положительные эмоции. Для этого визуализируйте, как вы ими занимаетесь. Оставьте те, которые вас действительно интересуют, воодушевляют.
  6. Сгруппируйте оставшиеся виды деятельности в одно.
  7. Как вы можете объединить имеющиеся способности с теми видами деятельности, которые вам интересны?

Итог

Побольше выходите в реальную жизнь и контактируйте с различными людьми, предметами, явлениями. Чем больше вы пробуете и узнаете, тем больше шансов вам распознать свой талант. Если вы пока не выявили его, значит, вы пока не столкнулись с той деятельностью, в которой вы проявили бы себя. Ищите!