Проект по окружающему миру на тему: Проект "Мини-музеи в детском саду". Проект на тему мини-музей в доу

Людмила Прошкина

Проект «Мини-музей в детском саду »

Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе

Целевая установка реализации проекта «Мини-музей в детском саду » : Создание условий для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность мини-музея .

Данная цель позволит решить следующие задачи :

Формировать самосознание дошкольников, становление их активной жизненной позиции, умение активно адаптироваться в окружающем мире;

Развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;

Развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;

Формировать проектно -исследовательские умения и навыки;

Формировать детско -взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики;

Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

Актуальность :

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии .

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском , далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Участники проекта : педагоги, родители воспитанников, дети.

Сроки проведения проекта : (долгосрочный)

Краткое описание содержания материала :

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду »

В процессе создания мини-музеев сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду » и проведение конкурса «Лучший мини-музей » . Коллектив каждой группы : дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея , разработать его модель, выбрать место для размещения.

Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей » , которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ.

Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах . Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях . Желающие становились экскурсоводами.

Мини -музеи получились разными по оформлению и по содержанию.

Создавая мини-музеи , мы не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в, творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми включали : практические опыты, разработку и изготовление коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, выставки, совместные мероприятия с городским музеем.

Каждый мини -музей является частью определенного проекта . Например, создание мини-музея «70 лет Победы» в старшей группе было частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой» . Здесь была проведена большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, а также воспитанники группы вместе со своими родителями приняли участие в параде Победы, в колонне «Бессмертный полк» они прошли с портретами своих героических родных. Заинтересованность детей и родителей не уменьшается, созданный мини -музей продолжает пополняться новыми экспонатами.

Мини -музеи получились разными по оформлению по содержанию, и по тематике :

«Буренушка» , «Лошадки» , «Птицы нашего края» , «Деревянная игрушка» , «Удивительная ракушка» , «Цветы России» и другие.



Определение места размещения мини-музея .

Для расположения мини -музеев использовались различные части групповых комнат, спальных комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев : каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини -музея в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для мини-музея .

Заключительный этап

Проведение конкурса на «Лучший мини-музей » . Оценивались оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта членов жюри, напечатана и роздана каждому члену комиссии. В состав жюри входили администрация детского сада и родители . По результатам подсчетов были определены победители конкурса «Лучший мини-музей » , которые были награждены грамотами на педагогическом совете.

Создание мини -музеев в ДОУ дает возможность :

Осуществлять нетрадиционный подход в образовании, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

Раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.

Литература :

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду » . М : Линка-Пресс, 2008

2. Чубукина Р. «Музей одного образа» , Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8.

3. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея» , Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.

4. Евстропова С. И. «Музей воздуха» , Ребенок в детском саду . -2011. -№ 2

5. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.

6. Байдина Е. А. «Мини -музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.

Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста

« В воскресный день с сестрой своей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи- неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Музеи детских садов- интерактивны, т.е любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка- это что-то своё ,родное, так как дети принимают участие в его создании.

Организации в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек «система» (1)

Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (дерево в лесу, конструктор в коробке, платье в шкафу). Это место в котором находится объект и часть которого он является, называется «надсистеме» (2)

Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.Эта ячейка анатомия объекта, называется «Подсистема»(3)

Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка до того, как стала ёлочкой? (Прошлое системы)

Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдёт с этим объектом? (будущее системы)

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нём разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановится на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над системой яйца было гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 –надсистеме системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

Точно так же рассматривается система в будущем- её надсистема и подсистема (8,9). Кем станет цыплёнок? Какой будет книга в будущем?

6 Система в прошлом

2 Чашка-часть сервиза. Иллюстрация сервиза или настоящий кукольный сервиз. Иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки.(шкаф посудный, сервант)

8 Метод фокальных объектов (ТРИЗ). Кошка- пушистая, мяукающая, хвостатая,полосатая. Определения, подобранные к новым словам, переносятся на наш объект «Чашку»

4 система в прошлом: песок, глина, кусочки дерева, кусочки пластмассы.

1 чашка-главный герой (изображение чашки, панно с аппликацией из бумаги, ткани, чашка из папье-маше)

5 история возникновения чашки: глиняная посуда, деревянные кубки, раковина, рога животных

7 Система в будущем. Треснутая чашка или её осколки (в пластиковой коробочке). Варианты нового дизайна чашки.

3 Части из которых состоит чашка(коллекция чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, двумя

9 Антисистема

Сосистема

Нейтральная система

Эта таблица может быть дополнена ещё несколькими позициями:

Антисистема- условно говоря, враги нашего объекта.

Сосистема-друзья объекта.

Нейтральная система-то, что никак не реагирует на наш объект.

Цели и задачи музея

  1. Реализация направления «Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее
  5. Расширение кругозора дошкольников
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формироавание умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить музей?

«Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины»-народная мудрость.

Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.

Групповое помещение

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты.

Минус: Доступ к занятию получают дети только одной группы. Удалённость от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Раздевалка

Преимущества общение с родителями.

Минусы те же.

Холлы

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

КАК ОФОРМИТЬ МИНИ-МУЗЕЙ

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Горизонтальные и вертикальные поверхности

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • использование мобиле;
  • размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет немаловажную роль: мы уже упоминали о том, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную спираль (описание в разделе «Мини-музей измерений»), гирлянды и т. д.

Как сделать и где разместить стенды

Для изготовления стенда потребуются листы картона от упаковочных коробок, мешковина, рогожа, лен или другая ткань однотонного цвета, клей ПВА, макетный нож. Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. На картоне предварительно раскладывают экспонаты и определяют размер и форму заготовки. Это могут быть квадраты, круги, прямоугольники. Иногда лучше всего подходят фигуры неправильной формы. Заготовку вырезают макетным ножом, густо смазывают клеем, накладывают мешковину и разглаживают неровности. Края мешковины обрезают по периметру, оставляя 4- 5 см для подгиба края на изнаночную сторону стенда. Края нельзя подклеивать до тех пор, пока не приклеится лицевая сторона. Нужно иметь в виду, что упаковочный картон от влаги может выгибаться. Поэтому нужно положить заготовку на некоторое время под пресс. В детском саду для этой цели можно найти неожиданный вариант: например, положить заготовку под ковер, на котором играют дети. Тяжесть ковра и вес играющих на нем детей прекрасно справляются с ролью пресса. А если педагог изготавливает стенд вместе с детьми, то они с особым удовольствием разворачивают игру именно в ну леном месте. Когда заготовка подсохнет, ее края подгибают и подклеивают. Края мешковины (ткани) можно и не подгибать. В этом случае ткань обрезают под край, а контур оформляют нарядной тесьмой, декоративным шнуром или обычной бечевой. Особую нарядность стендам из мешковины придают элементы из ситцевой ткани. Такой вариант очень оживил, например, наш «Музей народной куклы». Крепить экспонаты к стенду можно при помощи клеевого пистолета. Можно и просто их пришить. (Картон легко протыкается обычной швейной иглой.)

Обойтись без дрели и ненужных отверстий в стене при закреплении стендов помогут декоративные панели. Если между панелями натянуть тонкие ленты, тесьму, на такой стене можно крепить и детские работы, и декоративные элементы. Стенды подвешиваются на тонкой леске, на нужной высоте, по аналогии с картинами в художественных музеях. Этот способ изготовления стендов и размещения их на стенах позволяет педагогам в одном и том же уголке создавать мини-музеи в совершенно разных стилях. К вертикальным приемам оформления относятся также вазы с раскидистыми ветками. К последним можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями. Композиции получаются очень воздушными и стимулируют детей к действиям. (Детям нравится перебирать и рассматривать подвешенные предметы и картинки.) Вазы можно изготовить и оформить в соответствии с темой музея. Техники, используемые в оформлении: аппликация по ткани, из бумаги; лоскутная техника; декупаж; мобиле, оригами, изготовление макетов и муляжей.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

ИГРЫ ДЛЯ МИНИ-МУЗЕЯ

При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В процессе работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разработали собственные. Ниже приводится описание ряда таких «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея.

Лото

Лото является одной из самых любимых настольных игр ребят вот уже на протяжении многих десятилетий. Предложенная Ф. Фребелем более 200 лет назад игра со временем не претерпела серьезных изменений. Игра состоит из большой карты с изображением главного предмета и набора маленьких карточек с изображениями предметов, которые соотносятся с главным по определенным качествам. Педагог может самостоятельно разработать и изготовить эту увлекательную игру с учетом темы мини-музея. Например, в мини-музее песка это может быть лото «Животные песчаной пустыни», «Как люди используют песок»; в мини-музее опавших листьев - «Такие разные листья», «Кому нужны листья»; в мини-музее воздуха - «Как человек использует воздух», «Летающие животные», «Летающие семена» и т. п.

Бродилки

Для этой игры требуется большое полотно (поле), на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки - разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один-два хода назад или вперед, разрешение сделать еще один, дополнительный ход. Игру можно изготовить самостоятельно. Для этого педагог подбирает по теме музея постер, плакат, например «Пустыня». На плакате фломастером или бумажными полосами наносится маршрут, на который приклеивают разноцветные кружочки - остановки. Педагог определяет, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет означает, что участник игры должен вспомнить животное, которое обитает в пустыне, зеленый - отгадать загадку (загадки могут быть написаны на специальных карточках, которые входят в состав комплекта игры), желтый - нужно изобразить животное с помощью пантомимы. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может либо пропустить один ход, либо отдать фант, который по окончании игры будет выкупать, выполняя забавные задания. Такую игру можно выполнить по любой теме музея.

Солнышко

Для игры потребуются набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание - это круг, разделенный на шесть-восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней - красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Разноцветные прищепки

Это пособие является упрощенным аналогом пособия «Логико-малыш». Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Эти картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и помечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки-задания.

Кольца Луллия

«Кольца Луллия» - это один из вариантов использования метода морфологического анализа. По утверждению А. М. Страунинга, морфологический анализ - «один из самых распространенных методов поиска новых решений, идей - является первым примером системного подхода к перебору вариантов. Он включает в себя анализ объектов, которые мы хотим использовать, и синтез новых, знакомых или невиданных ранее объектов» (Страу-нинг А. М. «Методы активизации мышления дошкольников»). Принцип изготовления игры заключается.в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разным. Например, на одном кольце изображены разнообразные деревья, а на другом - их листья или семена; на одном кольце нарисованы животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом - их «дома». В некоторых дошкольных учреждениях кольца надевают на карандаши и раскручивают на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно. Из-за этого дети быстро теряют интерес к игре. Кроме того, в таком варианте все картинки остаются на виду у детей и отвлекают их внимание. В нашем детском саду разработано и изготовлено специальное стационарное пособие на жесткой основе. Оно позволяет сосредоточить внимание ребенка исключительно на решении поставленной задачи. (Автор адаптированного варианта игры - Л. В. Логинова). Нельзя не отметить и универсальность данного игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются независимо определить цель и правила игры.

Для изготовления пособия берут два прямоугольных куска оргалита. Его ширина равна одному диаметру ваших колец, длина на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижнем листе оргалита, в местах предполагаемых середин колец укрепляют штыри, на которые затем устанавливаются две грампластинки с наложенными на них кольцами Луллия. По периметру делают небольшой бортик. С нижней стороны игры прикрепляют ножки. В верхнем прямоугольнике вырезается окошечко. При этом должны быть видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания.

Для свободного и удобного вращения колец можно использовать основу в виде старых грампластинок. Круги легко вращать за выступы, которые образуются за счет того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок.

ве. Картинки алфавита должны отражать тему музея. Например, все, что относится к теме «Волшебница-вода» (капелька, снежинка, снеговик, кораблик, сосулька и т. д.)? или к теме «Такой разный песок» (пустыня, верблюд, ящерица, стеклянные предметы, песочные часы, песочница, лопатки, формочки и т. д.)- Из картинок (букв) составляется небольшое слово, которое дети с помощью алфавита должны прочитать. (Более подробно об этом написано в разделе «Мини-музей цветка».)

Ящик ощущений

«Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется мно 1 -го усилий. Можно взять коробку из-под обуви, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается, - через нее вы будете помещать предметы внутрь. В нашем детском саду использовался вариант ящика с передней выдвижной (то есть поднимающейся вверх) крышкой. Такой ящик позволяет детям видеть, что лежит внутри. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляется рукав от старой детской кофты или верхняя часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше всего сделать их съемными и менять в зависимости от тематики мини-музея) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание дошкольников. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей - определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини-музей. Если в ящике лежит

камень, дети отправляются в мини-музей «Волшебный мир камня», если кусочек коры - в мини-музей «Такая разная кора».

Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например:

  • «Четвертый лишний».
  • «Найди пять отличий».
  • «Разрезные картинки». (Для этой игры можно взять
    подходящие картинки из настенных иллюстрированных
    календарей.)
  • «Угадай, что в мешочке».
  • «Лабиринт».
  • «Чья тень?» (узнай по силуэту).

Зашумленные картинки - это рисунки со спрятанными изображениями. Приведем пример такой картинки для мини-музея «Такой разный песок». Задача ребенка - найти на рисунке животное пустыни и раскрасить его.

Мини-музей «В гостях у сказки»

Цель создания. Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии.

Программа «Наш дом - природа»: экспонаты мини-музея используются для работы по блоку «Человек и природа».

Как оформить

Как и в любом мини-музее, в музее сказок обязательно нужен композиционный центр, который будет сразу выделяться. Это может быть большой сказочный дуб, изготовленный в технике папье-маше, нарисованный или выполненный в виде аппликации. Центром может также стать волшебный сундук, в котором хранятся все сказочные предметы, или макет большой книги. Если расположить этот мини-музей в Музее русского быта («Горница», «Изба»), то на роль его хранительницы подойдет кукла «Бабушка-сказительница». На должность хранителей могут претендовать и Ученый кот, и Фея. Если композиционным центром музея сделать книжную полочку, то хранителем музея может стать библиотекарь из любимого детьми мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Экспонаты располагаются на полочках, столиках, прикрепляются к ширмам или вертикальным тканевым полотнам.

Для того чтобы привлечь к мини-музею внимание родителей, мы вывешивали вот такие объявления:

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки!

Хотите окунуться в волшебный мир? В нашем детском саду открылся «Сказочный музей». Герои популярных сказок любезно предоставили для нашей экспозиции волшебные предметы. Торопитесь! Музей работает недолго, ведь волшебные предметы необходимо вернуть в сказки.

Наш музей особенный - посетите его всей семьей!

  • Предложите ребенку назвать знакомые ему предметы.
  • Вспомните, в какой сказке они встречаются.
  • Не забыли ли вы, в чем заключается волшебная сила этих предметов?
  • Как известно, существуют специальные волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу. Помнит ли эти слова ваш ребенок? А вы?
  • Загадайте ребенку загадки, которые спрятаны в золотых желудях.

Разделы и экспонаты

  • скатерть-самобранка - любой расшитый или расписанный квадратный лоскут ткани;
  • сапоги-скороходы - подойдут любые резиновые сапожки, декорированные нарядной тесьмой, стразами или расписанные акриловыми красками;
  • тарелочка с яблочком;
  • гусли-самогуды;
  • шапка-«невидимка» - любая красивая шапочка;
  • волшебный клубочек;
  • игла, в которой таилась смерть Кощея. Ее можно изготовить из свернутого узким конусом листа фольги и положить в сундучок или шкатулку;
  • волшебная палочка (палочка из любого материала раскрашивается либо декорируется декоративной тесьмой, бисером, кружевами, стразами);
  • зонтики Оле-Лукойе (один разноцветный, другой - черный);
  • горшочек каши (в казанок или глиняный горшочек положить синтепон или поролон, придав им форму вылезающей каши);
  • муляж тыквы или настоящая тыква (сказка о Золушке);
  • лампа Аладдина (сосуд необычной формы с восточным орнаментом).

В музее можно использовать карточки с загадками. Тексты записывают на карточках-желудях и развешивают на ветвях дуба, кладут в корзинку к бабушке-сказительнице. Неплохо смотрятся и записи на страницах волшебной книги. Украсят музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.

На игровом столике располагают разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. В музее также находятся красиво оформленные книги с волшебными сказками. На игровом столике располагаются разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. Можно разместить здесь и разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.

В музее сказок может находиться и портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформляются либо в виде альбома вместе с иллюстрациями к сказкам этого автора, либо как набор карточек. Если с детьми проводится углубленная работа по ознакомлению с художественной литературой, то такой набор может использоваться для выполнения дидактического упражнения на подбор иллюстраций к сказкам одного автора. Для обозначения народных сказок используется картинка с большим количеством людей, например хоровод, вечерние посиделки или праздничное гулянье.

Уголок самостоятельной деятельности Если дети знакомы с приемами работы по созданию сказок с помощью карт, мини-музей дополняют этими картами. Одним словом, количество экспонатов и их разнообразие зависит от фантазии детей и взрослых.

Мини-музей «Курочка Рябушка»

Цель создания. Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.

Программа «Наш дом - природа»: мини-музей используется при изучении блоков «Животные», «Человек и природа», а также в рамках экологического проекта «Напиши письмо сове».

Примечание. Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Мини-музей Курочки Рябушки поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку четвертого года жизни.

Разделы и экспонаты

Раздел «Курочки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, связанные бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.

Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.

Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела - коллекция разных кормов (пшеница, пшено, зерна кукурузы).

Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке располагают игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо - цыпленок - курица.

Раздел «Семья Курочки Рябушки».В разделе представлены игрушки, изображающие петуха, цыпленка (их может быть несколько) и курицу. Желательно подобрать игрушки, соразмерные по масштабу.

Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п.).

Раздел «Театральный уголок» - игрушки настольного театра для сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Раздел «Книжный уголок». На полочке, которая находится на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.

Уголок самостоятельной деятельности Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность детей ограничена, воспитатель сам предлагает рассмотреть книжки, игрушки и т. п. В уголке есть различные дидактические игры, картинки для рассматривания.

Как использовать в работе с детьми

Поскольку в этом возрасте деятельность ребенка, как правило, нуждается в поддержке взрослого, дети приходят в мини-музей с воспитателем. В то же время педагог может предложить одному-двум детям посмотреть книжки, картинки, взять игрушку и поиграть с ней.

Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи («Знакомство с яйцом», «Петушок и его семья», рассматривание картины «Куры», чтение рассказа К. Чуковского «Цыпленок», разучивание песенок-потешек, народных сказок). Малыши с удовольствием принимают участие в строительстве курятника, рисовании цыплят, росписи пасхальных яиц. Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье: петух - папа, курочка - мама, а детки - цыплятки. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть. Воспитатель загадывает загадки и вместе с детьми ищет «ответы» в мини-музее. Примеры загадок:

Эти всюду ходят вместе, Вместе дремлют на насесте, Вместе раньше всех встают, Очень долго воду пьют: После каждого глотка Долго смотрят в облака.

(Куры.)

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, Всех под крылья собирает. (Курица.)

Дети слушают стихи, потешки, изображают петушка курочку, цыпленка.

Пример народной песенки:

Курочка Рябушка, Куда идешь?

На речку.

Курочка Рябушка,

За чем идешь?
- За водичкой.

Курочка Рябушка,
- Зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:- Пи-пи-пи-пи!

Мини- музей «куклы наших бабушек» (народной куклы)

Разделы:

  1. куклы, изготовленные без помощи иглы.
  2. Свадебные куклы.
  3. Куклы для Мирового дерева.
  4. Куклы, сделанные с использованием иглы.
  5. Уголок самостоятельной деятельности.

Мини-музей «Хочу всё знать и измерять»

1.время: часы, календари.

2 Длина.

3 температура.

4 Вес.

Мини- музей «Волшебница вода»

1 Жизнь в воде

2 Вода в природе

3Вода в твёрдом состоянии

4 Вода- это пар

5 Вода в жизни человека. (вода в быту; Вода в жизни растений и животных)

6 Люди, реки, моря.

7 Вода на гербах.

8 Вода в опасности.

9 уголок самостоятельной деятельности.

Мини- музей «Волшебный мир камня»

1 От горы до песчинки

2 Нам камни строить и жить помогают

3 Камни- строители.

4 Камни украшают.

5 Камни пишут и рисуют.

6 Камни помогают по хозяйству.

7 К

амни в огороде

8 Уголок самостоятельной деятельности (Экспериментирование)


Организация: МБОУ «Путинская СОШ» структурное подразделение ДС

Населенный пункт: Пермский край, с. Путино

Федеральный государственный образовательный стандарт нас нацеливает на реализацию принципов дошкольного образования: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также Стандарт предъявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде: «среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых…», обеспечивать «учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» . Придерживаясь требований Стандарта, я хочу представить вашему вниманию педагогический проект «Мини-музей в детском саду».

Этот проект реализуется в рамках Программы Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи» (2016-2018гг.). Одной из целевых установок Программы является «совершенствовать систему по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о малой родине и Отечестве. Формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению традиций русского народа. Развивать умение отражать традиции в разных видах детского художественного творчества, через фольклор и музейную педагогику» .

Цель проекта:создание условий нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, решалась через задачи:

  • Создать мини-музеи в каждой возрастной группе, пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
  • Взаимодействовать с родителями в создании мини-музея в группах.
  • Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
  • Формировать у дошкольников представление о музее, воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
  • Вовлечь детей в деятельность и общение при организации и функционирования мини-музея.

Познакомив воспитателей с проектом, мы определились с темами мини-музеев:

1 младшая группа - «Игрушки-забавы»,

2 младшая группа – «Декоративные росписи»,

средняя группа музей «Матрешка»,

старшая группа – «Военной славы»,

подготовительная группа «Наше село»,

разновозрастная группа – «Куклы наших бабушек» (Приложение).

  • мини-музеев мы взяли, учитывая возраст детей и комплексно - тематическое планирование. В течение учебного года проводилась творческая работа по созданию мини-музеев в группах. Я провела для воспитателей ряд бесед-консультаций: «Организация мини-музея в детском саду», «Особенности месторасположения и оформление мини-музея», «Планирование работы мини-музея» и др. Родители также были информированы о создании мини-музеев в группах: на родительских собраниях, вывешивалась наглядная информация на стендах, информация на сайте ДОУ и в группе в контакте детского сада. Весь учебный год воспитатели совместно с детьми и родителями подбирали предметы для своих музеев. Педагоги составляли каталоги, разрабатывали конспекты экскурсий, дидактические игры, выбрали место расположения мини-музея. И вот состоялось открытие мини-музеев всех групп, дети ходили друг к другу на экскурсии. Первыми экскурсоводами стали сами воспитатели (в дальнейшем мы планируем в старших группах привлекать детей для проведения экскурсии). Вначале педагоги рассказывали о своем музее, показывали разные предметы, уточняли историю их появления, затем детям предлагалось потрогать, поближе рассмотреть и, конечно, поиграть.

Нужно отметить, что все воспитатели отнеслись ответственно к созданию мини-музеев, проявили свое творчество и выдумку.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по музейной педагогике, организуя 3Д музей в детском саду – создание медиаресурсов по познавательному развитию детей (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты).

Создание 3Д музея в детском саду содействует воспитанию патриотических чувств, социо­культурного развития детей и родителей.

В заключение хочу привести слова Ольги Юрьевны Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится»

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Путинский детский сад», 2015г.
  4. Программа Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
  5. Аверьянова О.В. Музейная педагогика в дошкольном образовании: история и современность // Воспитатель ДОУ.- 2015 № 3. – с.102-110.
  6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  8. Свешникова Е.А. Музей в детском саду: организация и планирование работы // Детский сад от А до Я. – 2007 № 6. – с.72-80.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей


«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.» Большой энциклопедический словарь Душою красивы и очень добры, Талантом сильны и сердцем щедры. Все наши идеи, мечты о прекрасном, Музеи, затеи не будут напрасны! Мы к детям дорогу сумели найти. И ждут Нас успехи на этом пути


ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре? Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.» Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 1.Реализовать направление «Музейная педагогика». 2.Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ. 3.Освоить новую форму работы с детьми и родителями. 4.Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей. 5.Развивать творческие способности взрослых и детей. Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему. Подготовительный этап Определение темы и названия мини-музея. Выбор места для размещения. Практический этап Взрослые и дети создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Дети проводили экскурсии по музею. Заключительный этап Творческая презентация музеев ЭТАПЫ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА Познавательный


Руководитель проекта Заместитель заведующей по ВМР, Петрова М.С. Модель проекта Музей «Семейные традиции» Музей «Куклы наших бабушек» Музей «Птичий двор» Музей «Плавает, летает, движется» Музей воздуха Музей «Мои лучшие друзья» Музей часов Музей труда Приглашаем Вас посетить наши музеи!


МУЗЕЙ «МИР ЧАСОВ» Цель: формировать представление о музее у дошкольников. Познакомить с историей часов. Научить ориентироваться в прошлом часов. Подвести к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни. В нашем музее можно познакомиться с разными видами часов: это солнечные часы, водяные часы, песочные часы, огненные часы, Цветочные часы и т.д. Можно узнать, кто сделал первые часы? Как определяли время Хакасы до изобретения первых приборов? «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет» Е.Шварц Авторы музея: Есина Елена Георгиевна, Мичурова Надежда Алексеевна


МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Цель музея: приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Автор музея: Третьякова Ксения Михайловна


ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТОВ Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. Традиционно существовали народные куклы трех видов6 обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать. Музей был разделен на несколько разделов: 1. «Куклы, изготовленные без помощи иглы (кукла Кувадка», кукла «День – ночь», кукла «Пеленашка»); 2. «Свадебные куклы»; 3. «Куклы для Мирового дерева» (кукла «Семиручка», кукла «Вертрута», кукла «Стригуша»); 4. «Куклы, сделанные с использованием иглы».


При участии родителей в мини- музее собраны семейные фотоальбомы «Привет, я родился», «Вот моя семья»; фотоколлажи, мини-сочинения, фото-рассказы, экспонаты ручной работы. В раздел «Семейные коллекции» собраны коллекции камней, фантиков, открыток, значков, марок. В раздел «художественная литература» вошла подборка художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки на тему семьи и ее быта.


МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Цель музея: расширить знания детей о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. Автор музея: Ябурова Зоя Сергеевна


МУЗЕЙ ВОЗДУХА Цель музея: Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности. Роль экскурсовода в этом музее выполняют дети, делают это с удовольствием. В процессе проведения экскурсий речь стала более обогащенной и грамматически правильной. Непонятные для детей слова собрали в толковом словаре. Автор музея: Золотникова Светлана Геннадьевна


Что размещено в музее воздуха: Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера. Вертушки разной формы и сделаны из разного материала. Воздушные змеи с забавными рожицами. Парашюты с отважными парашютистами, из вкладышей киндер – сюрпризов, сделанные руками детей и родителей. Воздушные шары, мячи. Кукла Ветерок, нарисованная детьми представляет выставку вееров. Ведь с помощью вееров можно позвать ветерок в гости. Необычные веера – плод совместного творчества детей и родителей. Каждый веер выполнен в соответствии с каким-нибудь сюжетом. Зимний веер голубого цвета, со снежинками, он «вызывает» холодный, влажный ветерок. Также по временам года весна, лето, осень оформлены другие веера. Есть в музее сказочный, радужный, ночной и просто дамский веер. Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки. Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице. Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов. Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор. Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т.д. О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.


Цель: расширить знания детей о домашних птицах, об их происхождении, о их роли в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о домашних птицах. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» Автор музея: Слепухина Марина Александровна


Цель музея: формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне, как среде обитания животных и растений. В мини – музее представлены следующие разделы и экспонаты: 1 раздел: «От камня до песчинки» Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки. 2 раздел: «Коллекция разных видов песка» 3 раздел: «Коллекция стеклянных предметов» 4 раздел: «Песочные часы» 5 раздел: «Пустыня». Представлен макет пустыни. 6 раздел: «На дне морском» Представлен макет песчаного морского дна. 7 раздел: «Игры с песком» 8 раздел: «Мини библиотека» Автор музея: Чунина Анна Александровна МУЗЕЙ «ПЕСКА»