Презентация к классному часу "Экскурс по творчеству В. А

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьм?мся

И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).

  1. Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.

Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?

Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.

Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.

Много лет она воспитывала детей - беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.

  1. Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.

Стих «В гости к ягодам»

На берёзовой полянке

Земляничка расцвела,

Закраснела, заалела,

В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,

Для тебя созрела я.

А поешь - запей водичкой

Из студёного ручья!»

Съела Груня земляничку,

Запила её водичкой,

Побежала на село.

А на утро всё село

В гости к ягодам пришло.

  1. Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
  2. А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.

Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».

6. Упр. «Хорошо - плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)

Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)

Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)

А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)

Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)

Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).

7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.

8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».

9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.

10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу "Экскурс по творчеству В. А. Осеевой".»

Валентина Александровна

Осеева


Валентина Александровна Осеева родилась в

г. Киеве


Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать детей.



Стихотворение В. А. Осеевой

«В гости к ягодам»


Рассказы В. А. Осеевой

«Синие листья»

«Отомстила»

«Плохо»

«3 товарища»

«Волшебное слово»

«Сторож»

«Что легче?»


Чему учат рассказы В. А. Осеевой?

«Отомстила»

«Волшебное слово»

«Что легче?»

«Сторож»

«Три товарища»

Делиться с товарищем.

Просить прощение, если обидел друга.

Не обманывать.

Быть вежливым.

Приходить на помощь товарищу.


«Правила дружбы»

Не ссориться!

Вредничать другу!

Просить прощения, если обидел друга!

Врать другу!

Быть вежливым!

Обижать друга!

Не жадничать!

Помогать друг другу!

Не злиться!

Постоянно ссориться!


викторина

Найди портрет В. А. Осеевой


Какой рассказ написала В. А. Осеева?


К какому рассказу эти картинки?

«Сторож»

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

внеклассное мероприятие по чтению

«Волшебная сила слов и поступков»

(4 класс для детей со сложным дефектом)

Выполнила:

Винокурова Н.И.

учитель начальных классов

педагогический стаж-17 лет

стаж по занимаемой должности-17 л

г. Арзамас, 2013 г.

Внеклассное мероприятие по чтению.

Тема: «Волшебная сила слов и поступков»

Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над рассказами В. Осеевой.

Задачи:

Образовательные:

* Формирование умения учащихся анализировать художественное произведение на доступном уровне, прогнозировать события.

* Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

* Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.

* Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой».

*Ознакомление учащихся с пословицами.

Коррекционно-развивающие:

*Развитие мышления через анализ рассказов.

*Развитие памяти через многократное повторение нового материала.

*Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

*Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях.

Оборудование:

*мультимедиа проектор

*аудиозапись: рассказ «Волшебное слово»

*выставка книг В. Осеевой

*выставка рисунков

*презентация, интерактивная доска

Структура мероприятия.

Организационный момент.

Знакомство детей с биографией писательницы В. Осеевой.

Викторина «Творчество Осеевой».

Физкультминутка.

Анализ произведения В. Осеевой «Волшебное слово».

Подведение итогов.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе проведём урок!

2. Знакомство детей с биографией писательницы В. Осеевой.

Прочитали мы много рассказов этой писательницы, а вот о ней мало что нам известно. Давайте познакомимся с её биографией.

Валентина Александровна Осеева (1902- 1969) родилась в Киеве в семье инженера. Она мечтала стать артисткой и даже поступила в институт. Но позже поняла, что её настоящее призвание - воспитывать детей. Она очень долго проработала воспитательницей в детских колониях, где были беспризорные дети, у которых не было родителей. Осеева в свободное время сочиняла для ребят стихи, сказки, короткие рассказы. Во всех рассказах она старалась показать читателям, в чём волшебная сила слов и поступков. В. Осеева за свои поучительные произведения получила Государственную премию.

Посмотрите, какие рассказы написала В. Осеева. А какие из них читали вы?

3. Викторина «Творчество Осеевой».

Сейчас мы проведём викторину по этим рассказам.

По началу текста узнать, как называется рассказ?

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт: - Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: - Дай мне зелёный карандаш.

По последним строчкам текста узнать, как называется рассказ?

Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить. Проснулась девочка - никого у неё нет!

Посмотрел учитель на обеих девочек: - Надо так давать, чтобы можно было взять.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

4. Вы нарисовали рисунки к рассказам В. Осеевой, а к каким?

Это персонаж, из какого рассказа? (петушок, тарелка с печеньями, синие листья, зелёные карандаши).

5. - Сейчас будем работать парами. Нужно сложить разрезную картинку и определить к какому рассказу она подходит.

* Печенье

Рассказ заканчивается тем, что ребята съели все печенья.

Какими были Вова и Миша? (жадными)

Какие советы вы бы дали ребятам?

К этому рассказу подходит пословица: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

*Добрая хозяюшка

Хотели бы вы быть похожими на эту девочку? Почему?

К этому рассказу подходит пословица: Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

*Синие листья

Если бы вы были героем рассказа, вы бы как поступили на месте Кати, у которой было два зелёных карандаша?

К этому рассказу подходит пословица: Друзья познаются в беде.

6.Физкультминутка.

Если услышите слова из рассказа «Печенье», то хлопаем в ладоши: бабушка, торт, мама, девочка, печенье, чай.

Если услышите слова из рассказа «Добрая хозяюшка», то делаем наклон влево: петушок, альбом, курочка, ручка, девочка, уточка.

Если услышите слова из рассказа «Синие листья», то делаем наклон вправо: учитель, конфеты, девочки, синий карандаш, ручка.

7. Анализ произведения В. Осеевой «Волшебное слово».

Есть на свете, ребята, волшебные слова. Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова, которые обладают волшебной силой слов и поступков. Вот с такими детьми и происходят неприятности. Совсем такие, как у мальчика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Это непридуманная история, а самая настоящая. Давайте посмотрим.

Просмотр видеозаписи рассказа «Волшебное слово»

Понравился вам рассказ?

А давайте посмотрим, как внимательно вы его слушали. Выберете правильный ответ.

1. Главный герой рассказа? (Павлик Юрик Бум)

2.Старичок мальчику сказал волшебное слово (Спасибо Пожалуйста Доброе утро)

3.Старичок посоветовал Павлику произносить волшебное слово, каким голосом? (Громким Тихим Грустным)

4.Мальчик попросил у сестры одну краску, какую? (Красную Синюю Зелёную)

5.Вспоминая старика, Павлик всё время повторял («Эх, ты, путешественник!»

«Волшебник! Волшебник!» «Голубчик мой!»)

Почему сестра, брат и бабушка стали выполнять желания Павлика?

Как вы думаете, ребята, действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника?

Да, конечно же, нет ребята. Это просто был добрый человек, который научил мальчика быть каким? (добрым, внимательным, думать о других людях)

К этому рассказу подходит пословица: Добрый человек и добру учит.

8. Рефлексия..

Давайте разделимся на читателей и садоводов и посадим чудо-яблоню волшебных слов.

(читатели читают волшебные слова на яблоках, а садоводы будут украшать ими дерево)

Понравилось вам наше чудо - дерево? Хотели бы вы отдохнуть под ним?

А чтобы оказаться под такой чудо - яблоней, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. А в этом вам помогут книги В. Осеевой.

В каждом из вас, ребята,

есть волшебная сила -

сила ваших слов и поступков. Будьте добры!

Эта викторина нашего детского сайта посвящается замечательной повести «Динка» писателя Валентины Осеевой. Как запала мне в душу эта книга! Я перечитала ее уже второй раз, не смотря на то, что не прошло еще и полгода, как я читала ее впервые. Как глубоко и тонко высветлены души, не просто души а самые-самые глубины душ.

Главная героиня восьмилетняя Динка, дочь революционера, живет на тихой уютной дачке с двумя старшими сестрами Алиной и Мышкой, мамой Мариной, тетей Катей, кухаркой Линой и дедушкой Никичем. И все было бы хорошо если бы не тяжелые 1910-е года, не тревога за товарищей которые сидят по тюрьмах, за отца которому каждый день грозит опасность, за детей, что они растут полу сиротами, давно они уже не виделись со своим папой, маленькая Динка вообще его не помнит, хранит только фотокарточку, если бы не тревога за сироту Леньку, которого каждый день избивает хозяин и за многое-многое другое. Голоса и отголоски всех этих тревог сбегаются в одно место – в сердце матери. Сколько же ей нужно мужества, силы и энергии, что бы все принять, перенести и поддержать ближних.

Это жизненная книга. Жизненными книгами я называю книги от которых можно хохотать до болей в животе и рыдать, не просто плакать, а именно рыдать, когда выходит все как в настоящей жизни. Сильнее всего меня тронула дружба Динки с Ленькой. Не знаю бывает ли дружба настоящей и крепче чем эта? Сомневаюсь…

Казалось бы, что общего между маленькой шаловливой девчушкой и мальчиком сиротой, который никогда не видел в свой жизни ни ласки, ни добра, не слышал доброго слова, всю жизнь работал на жестокого хозяина? Но вот когда понадобилось, то нашлись в Ленькином сердце и слова утешения, и добро, и ласка. Однажды случилось большое горе, от которого Динка разрывалась на части и мальчик неустанно ее утешал, не оставлял ни на минутку, даже в город не ездил, что бы заработать себе на хлеб. Очень точно подметила Динкина тетка и сказала: «Она (то есть Динка) ничего не видела из-за слез, а он ничего не видел кроме ее слез».

Еще очень удивительно… Маленькая, неопытная Динка…, а душа ее способна на отважные и серьезные решения, точно знает как нужно поступить в той или иной ситуации, она не может объяснить почему именно так, просто слушает своего сердца, а оно почти никогда не ошибается. В то время когда взрослые думают как правильнее, может так, а может эдак… А чаще всего Динка смешна и по-ребячьи наивна:

«С террасы, запыхавшись, вбежала Динка, она очень боялась опоздать на сборы.
- Вот это платье наденет мама? – спросила она, трогая двумя пальцами мягкий шелк и замирая от восторга.
- Нет, мама не хочет его надевать, это папино, - шепотом объяснила ей Мышка.
- Папино? А почему оно папино? Папа переодевался в него, да? – вытаращив глаза, зашептала ей на ухо Динка.»
« - «По небу полуночи ангел летел…» - проникновенно начал мальчик.
Динка снова споткнулась на слове и, не выдержав, дернула Гогу за пиджачок.
- Подожди… По какой луночи летел ангел? Что такое луночь? – с беспокойством спрашивала она, глядя то на сестру, то на Гогу.»

А однажды девочка захотела чем-то помочь маме и Кате, решила вычистить кастрюли, но так как они плохо мылись она их драила лепешками из грязи…

«…Песок скрипел, кастрюли трещали, но чистились. В конце концов, чтобы не обмывать каждую отдельно, Динка потащила их к бочке и с громким бульканьем утопила в дождевой воде, присев тут же отдохнуть.
На террасу выбежала мама - она, видимо, опаздывала, и Катя с каким-то бутербродом догнала ее уже у самой калитки.
Увидев Катю, Динка поспешно бросилась вынимать кастрюли, но руки ее не доставали до дна и края бочки были слишком высоки, чтобы перегнуться через них… Динка испуганно заметалась вокруг.
«Ну, фу! - скажет Катя. - Кто же моет кастрюли в дождевой бочке?»

И вместо похвалы может получиться сильная неприятность. Единственно, кто может помочь вытащить затонувшие кастрюли, - это Никич. Динка бросилась в палатку.
Старик был с вечера у Митрича, помогал ему смолить лодку и сейчас, утомленный работой, крепко спал, приоткрыв рот и издавая носом свист. Но дело не терпело отлагательства.
- Никич, Никич! - тормоша старика за плечо, шепнула Динка. - Вставай скорей, а то Катя сейчас пойдет в кухню!
- А? Что? Чего? - поднимая мохнатые брови и садясь на нары, пробормотал Никич.
- Никич, полезай и бочку! Вставай, полезай скорей в бочку! - умоляюще зашептала Динка.
- Постой, постой… В какую бочку? - спуская с нар босые ноги и моргая сонными глазами, переспросил старик.
- В бочку с водой. Полезай скорей. У тебя длинные руки… а я не могу… Катя будет ругаться, - чуть не плача, тащила Никича Динка.
- Да ты что, в своем уме… Или уже я спросонья обалдел… В какую бочку нырять? Зачем меня туда понесет? - сердито заговорил Никич.
- Да там кастрюли… Они утопились на самое дно. Я чистила, чистила, а теперь Катя меня ругать будет. Пойдем, вытащи… Ты потом опять ляжешь! - торопливо сказала Динка.
Никич, кряхтя, поднялся с нар.
- Сгонишь ты меня на тот свет, дурочка эдакая суматошная! - говорил он, выходя из палатки.
- Никич! Вон бочка под террасой. Там три кастрюли… Ты вытащи и отнеси в кухню. А я пойду заговорю Катю, чтобы она не видела.»

А бывает и смешно и плакать хочеться, потому что понимаешь, что не из легкой жизни все это говорится:
« - Да-а, тебе хорошо, ты на каторгу пойдешь, а я как останусь? – забеспокоилась Динка.»
«Динка долго не спит, и горечь, переполняя ее сердце, ищет виноватого. Но если виновата сама жизнь, то трудно обвинять кого-нибудь из людей - может быть, только дедушку Никича за что он отобрал папину карточку и держит ее у себя… Если она, Динка, не будет смотреть на карточку, то действительно может так случиться, как сказала Алина. Девочка заснула расстроенной и сердитой, утром обида ее окончательно пала на дедушку Никича, и, с трудом дождавшись ухода сестер, она сразу подступила к старику с угрюмым требованием:
- Отдавай папу! Зачем у себя прячешь? Что ты ему, дочка какая, что ли?
От грубого тона ее и неожиданности старик опешил.
- Что ты, что ты… - забормотал он. - Какая дочка? Что тебя укусило нынче?
- Отдавай папу! Ты, верно, хочешь, чтоб я его совсем не узнала никогда? Да? - снова закричала Динка. Из сердитых глаз ее, как бисер, разбрызгивались по лицу быстрые мелкие капельки слез.
- Бог с тобой! - испугался Никич. - Разве я прячу твоего папу?! Я ведь просто так, берегу для памяти. Ведь единственный друг он мне!
- Врешь! - топнула ногой Динка. - Я тебе тоже друг! И мама! И все мы друг тебе! Отдавай без разговоров!
Старик покорно вытащил из-под подушки старенький, потертый бумажник и извлек оттуда карточку.»

Вот так боролись и жили люди в начале ХХ века. И взрослые и дети. Динка выручила при обыске Катиного друга Костю, Ленька, после ареста своего товарища, за месть него распространял прокламации, а взрослые готовили побег из тюрьмы политических товарищей. Как-то так и жили…

Эта повесть, кстати, была экранизирована дважды. Первый фильм называется «Найди меня, Ленька», а второй – «Раннее раннее утро». Первый мне чего-то совсем не до души. А второй очень понравился. Хоть фильм и отличается сюжетом от повести, все равно интересно. Очень удачно подобраны герои, хорошая игра.

P.S. Кому интересно, есть продолжение этой книги «Динка прощается с детством» В. Осеева.

Викторина по рассказам В.Осеевой

(подготовительная группа)

Задачи:

Закрепить знания детей о произведениях В.Овсеевой; уметь оценивать поступки героев с этической стороны; упражнять детей грамматически правильно составлять предложения, уметь объяснять смысл пословиц развивать связную речь.

Словарь: Дружба, честность.

Оборудование:

Картинки: печенье, котенок, собака, утка, краски, карандаши цветные, книга, пуговица, кукла, батон, коньки; мешочек для картинок, иллюстрации к рассказам В.Осеевой; портрет В.Осеевой, книги В.Осеевой, коробка, грамоты.

Организация : Дети сидят произвольно на стульчиках.

Ход викторины:

Мы сегодня будем говорить об одной писательнице, которая написала много интересных рассказов о разных случаях из жизни взрослых и детей.

Вы догадались о ком я говорю?

Это Валентина Александровна Осеева (показать портрет).

В.Осеева писала не только детские рассказы, но и стихи. Они печатались в журналах «Мурзилка», «Дружные ре6ята», «Затейник». Вши мамы и папы, когда им было столько же лет, как вам сейчас, наверняка с удовольствием читали эти журналы и печатанные в них произведения В.Осеевой. Став школьниками, вы прочитаете замечательную повесть В.Овсеевой о чести, дружбе и любви к Родине, которая называется «Васёк Трубачёв и его товарищи».

1. А сейчас давайте вспомним, какие рассказы написала В.Овсеева.

2. Загадки.

Хоть шалит частенько Юля, Все прощает ей... (бабуля)

Вкусные оладушки

Мы едим у... (бабушки)

Вот семейный наш портрет Самый старший в центре... (дед)

Загадки - обманки

Вот уж готово пышное тесто­

Вкусно накормит внуков... (бабушка)

Для сомнений наших

Бочку сколотить мы просим... (дедушку)

3. Дети, а вы знаете, почему нужно уважать старых людей?

4. Пословицы.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Ребенку дорог пряник, а старику покой.

Дети называют пословицы.

5. Волшебный мешочек.

В котором лежат предметы и картинки с предметами, дети достают и говорят из какого произведения этот предмет.

Краски («Отомстила», «Волшебное слово»)

Печенье («Печенье»)

Карандаши («Случай», «Синие листья»)

Коньки («На катке»)

Кукла («Девочка с куклой»)

Цыпленок («Кто всех глупее»)

Утка («Кто хозяин», «Плохо»)

Собака («Кто хозяин», «Плохо»)

Котенок («Плохо»)

Батон + масло («Три товарища»)

Самолет + паровоз + кубики («Сторож»)

Пуговица («Пуговица»)

Книги + портфель («Просто старушка»)

6.Назови рассказ по картинкам:

«Девочка с куклой», «Кто всех глупее», «Пуговица», «Три товарища», «Печены:», «Навестила», «Сторож».

МБОУ средняя школа №3 города Рославля

Конспект внеклассного мероприятия

«Уроки доброты»

(по произведениям В.Осеевой)

в 1-«А» классе

Учитель начальных классов:

Щербакова Анна Александровна

2012-2013уч.год


Тема: «Урок доброты» (по произведениям В.Осеевой) Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

    Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой». Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека. Формировать умение определять основную мысль рассказов. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение. Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; карточки для работы по группам, ноутбук, ватман, заготоки для газеты.

Ход урока.

Учитель:
В жизни по-разному можно жить –

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,

И подарить его людям.
(С. Островой)
-О чем это стихотворение? -Что вам показалось необычным? Сегодня у нас с вами урок –урок доброты. Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. Урок доброты… Ребята, что вы ожидаете от урока? Ответы детей. Беседа.
-Итак, что же такое добро? О чем вы думаете, когда слышите слово-добро? Ответы детей.
-Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папы, родные близкие люди….
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто …….продолжите фразу,а я вам помогу….
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. И тд
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Давайте выясним, что такое доброта? (Ответы детей.)

А вот как об этом пишет Сергей Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Готовясь к уроку,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Что посоветовала, автор письма? -А зачем нам думать, ведь мы с вами научились читать и теперь можем самостоятельно прочесть любые книги и это уже достижение для нас? Ответы детей.

Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке.

- И первую заметку я помещу на нашу газету.

Произведения В.Осеевой мы читали в классе и дома, но вот о самом авторе мы ничего не знаем.

Работа по группам.

Первая группа готовила сообщение об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

Портрет

1группа.

Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

2группа.

Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 группа.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5. Мы прочитали много рассказов В.Осеевой,такие как

Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

-Учитель. Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная,так говорили о ней ее друзья.

Газета учащихся 1 –а класса « Уроки доброты »

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:

На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)


- Ну, раз мы уже познакомились с биографией, то переходим к рассказам.

Рассказ «Печенье» показывает первая группа и обсуждаем . Инсценировка рассказа «Печенье» Беседа нравственно-этического содержания:

Какие бы вопросы вы задали ребятам? … маме? … бабушке?

Какими вам показались Вова и Миша? Как мы называем таких людей?

Какие советы,вы, бы дали ребятам? Какие чувства испытывали вы, когда читали рассказ В.Осеевой? Инсценировка «Три товарища» ,2 группа, обсуждение.

Учитель.

Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель

Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики.

Володя и Витя.

Учитель.

Кто не понравился? Почему?

Ученики.

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель.

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель.

Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Ученики.

Есть.

Работа со словарем характеристик.

Фронтальная работа.

Учитель: Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой: Заготовка: - послушный - скромный - внимательный - смелый - заботливый - добрый - гордый - внимательный - заботливый - добрый Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор? Ученики. Жадность и равнодушие.

3группа показывает «Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание) - А что было не очень хорошим в рассказе? (поступки мальчика) - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему? - Что бы вы посоветовали Юре?

Групповая работа.

Сядьте, пожалуйста, по группам.

1 группа- будет работать по произведению «Волшебное слово».

Карточка заготовка.

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

Прочитайте слова. Подумайте,из какого произведения эти слова?

Как звали этого героя?

Обсуждение работы в группе.

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться? - Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? - Как волшебное слово меняет героев? - Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.) - Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Задание второй группы.

Работа с пословицами «Соберите пословицу» Варианты пословиц в конвертах на листочках. - Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

    Где труд, там и радость. Добрый человек добру и учит. Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

    Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит.
Вариант 3
    Вежливость открывает все двери.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Кто скоро помог, тот дважды помог.
3группа. Задание для 1группы –творческое. Состоит из двух частей. 1.Задание. «Мой читательский дневник». Вы проводили исследовательскую работу: читая рассказы, вы выписывали умные мысли, наиболее важные мысли, мудрые замечания писателей, произведения которых мы с вами изучали, и которые вам могут пригодиться в жизни. Задание такое,поработать с дневником « умных мыслей» ,найти пословицы, советы, которые были в рассказах В.Осеевой. 2 задание.
    Ответить на вопросы:Хотел ли я быть героем рассказов В.Осеевой? Почему? «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

Заключительная беседа.
    Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  1. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

    Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой? О каких человеческих качествах заставляют задуматься?(честность, доброта, любовь к ближнему)
  2. В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.)

    Что вам понравилось на уроке?
Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Итог.

Учитель. Для вас,ребята, я еще заготовила задания, которые помещу в нашу газету.

Для газеты:

Заключительная песня. «Добрым быть совсем,совсем не просто…»

Спасибо за урок доброты. Вы все успешные читатели.