Как держать пост: советы и рекомендации. Как правильно держать пост перед пасхой - обязательные условия и послабления для постящихся

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Количество записей: 275

Здравствуйте! А можно ли соблюдать строгий пост неподготовленному человеку? Или пост должен быть по силам каждому?

Константин

Константин, нельзя наполовину исполнять закон - сегодня исполню, а завтра нет. Если Вы решили начать новую жизнь, церковную жизнь то нужно это сделать всем сердцем, и только тогда Вы получите радость духовную и большую пользу своей душе. Не бойтесь того что Вы не сможете выдержать весь пост. Вы начните поститься полностью, и молитесь при этом Богу, чтобы дал Вам сил выдержать до конца. И с Божией помощью, я думаю, Вы сможете выдержать весь пост. Но при этом Вам нужно исповедаться и причаститься во время поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, не считается ли грехом, если при мне знакомые и родственники во время поста слушают музыку и смотрят телевизор, и мне приходится при этом присутствовать?

Анастасия

Анастасия, пост - это время покаяния, и в пост, конечно, не следует слушать музыку и смотреть телевизор. Если у Вас есть своя отдельная комната, то в таком случае для Вас грех смотреть телевизор и слушать музыку. Хотя, можно посмотреть телевизор, но только не развлекательные программы, и можно слушать музыку, но духовную, а не попсу. Если же у Вас нет отдельной комнаты, и Вы живете в комнате, где стоит телевизор, тогда, конечно, Вам деваться некуда, хотя это тоже грех, но невольный, и он легко прощается на исповеди. Смотрите по своей совести - осуждает она Вас или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне принять правильное решение. Дело в том, что сейчас идет Великий пост, и я решила его соблюдать, отказывая себе во многом. Но дело в том, что один мужчина, который хочет со мной отношений, приглашает меня поехать с ним за город на 2 дня, отдохнуть. Мы знаем друг друга уже давно. И он мне тоже нравится. Но он постоянно в командировках, и бывает очень редко в Питере. И вроде, я и согласна ехать, потому что чувствую, что и мне хочется с ним провести время, но меня останавливают мысли о посте. Я ему сказала о том, что у меня сейчас полное воздержание. Но он сказал, что мы как-нибудь решим этот вопрос. Я и его понимаю, да и всю ситуацию понимаю. И свои желания чувствую. Что мне делать? Будет ли грешно с моей стороны поехать за город с мужчиной на два дня, даже если и ничего не будет? Как лучше повести себя? Заранее благодарю.

Екатерина

Екатерина, Церковь категорически запрещает близость вне брака не только во время поста, но и всегда. Близкие внебрачные отношения - это грех, который называется блуд. Даже если вы и любите друг друга, вы имеете право на совместную жизнь только после брака, и никак иначе. Сейчас Великий пост, и мы должны полностью погрузиться в молитву, сейчас время покаяния, а не развлечения. Скажите, зачем ехать загород вдвоем на два дня? Сразу возникает мысль: а что вы там будете делать? Как пишут Святые отцы, «солому не кладут радом с огнем, она сгорит». Так же и у вас может быть. Человек немощен, находиться вдвоем два дня, при том, что вы друг другу нравитесь, - думаю, без греха не обойдется, а потом придется каяться, испытывать угрызения совести. Кто грешит, тот ненавидит свою душу, говорит нам Священное писание. Пообщаться можно и так, встретиться, погулять. Вам не нужно ехать за город с этим мужчиной.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброе время суток. Подскажите, пожалуйста, мирянам, соблюдающим пост, можно ли вкушать растительное масло в дни, кроме субботы и воскресения? Спасибо.

Инна

Инна, Великий пост, как известно, - строгий пост. Без растительного масло мы едим в первую и Страстную неделю. В другие дни можно есть растительное масло, кроме среды и пятницы, в течение всего поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, скажите, как Вы думаете, правильно ли заходить в интернет исключительно на православные сайты во время поста, от незнания каких-то вещей? Не является ли это неким самообманом, и лучше воздержаться? Благодарю Вас.

Мария

Мария, можно посетить православный сайт, но не в ущерб церковной службе и молитве. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Мой муж - верующий человек, отказывает мне в интимной близости (не только в пост), не разрешает поцеловать в день после причастия. Отказывает в грубой форме, с раздражением. Хотелось бы узнать мнение церкви на близость в браке. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отнеситесь с уважением к благоговейному отношению мужа к святому Причащению. Пусть воздержание в этот день станет семейной традицией. Что же касается других дней, следует поговорить об этом с мужем. Церковь благословляет брачные отношения по согласию обоих супругов. Возможно, Вашему мужу требуется консультация врача или психолога.

иерей Сергий Осипов

Простите меня, Христа ради. Вопрос мой, еще и в Великий пост, очевидно вызовет у Вас как минимум неприятие. Я два раза была замужем, сейчас в разводе, мне 34 года. Встретила человека, который, слава Богу, верующий, но не воцерковленный. Встречаемся мы всего месяц, и ему невыносимо терпеть мой пост. Близких отношений у нас, можно сказать, не было, но я переживаю, что он не выдержит столько времени поститься и уйдет от меня, или, что еще хуже, не выдержав плотского голода, пойдет "налево". Человек он хороший, добрый, знаю я его очень давно, просто отношения начались наши только сейчас. Я знаю, что Вы скажете, что он должен терпеть, и это грех большой, и что если будет на то воля Божья, то он останется со мной. Просто я столько ошибок уже наделала, что сейчас просто боюсь потерять этого человека... Я планирую на Страстную седмицу уехать в Почаев и там встретить Пасху. Наверное, если я сейчас не удержусь, то потом мне придется всю жизнь с этим человеком идти на компромисс с Богом. Я просто не знаю, как здесь быть. Поругайте меня и дайте совет. Спаси Вас Господи.

Елена

Здравствуйте, Елена. А почему Вы решили, что если Вы сейчас не удержитесь, то этот человек останется с Вами на всю жизнь? Если Вы сейчас опасаетесь, что он уйдет "налево", то как же придется волноваться в случае Вашей болезни или беременности? Стоит ли с таким человеком связывать свою жизнь? Вот пост и покажет. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я решила поститься. В семье таких традиций не было никогда, поэтому прихожу к этому своими силами. Прочитав в интернете множество информации, пришла к выводу, что пост это немного не то, что я себе представляла. Это очень сложно для меня. Я имею ввиду именно душевное состояние, ведь изначально я думала почему-то только о еде, алкоголе и ночных гуляньях, и решила, что справлюсь легко без них. Но сейчас мне противно от самой себя, ведь если я решилась поститься, то нужно это делать правильно. Но, опять-таки, это тяжело, и глядя на других людей, я вижу, что большинство как раз постятся неправильно, но постятся. Скажите, как мне быть? Может, прочитать какую-нибудь книгу? Потому что информации очень много, и что делать с ней, я не знаю. И в первую очередь, не знаю, что делать с собой. Спасибо!

Ксения

Ксения, так как Вы решили для себя вопросы алкоголя и ночных гуляний, время разобраться и с вопросами рациона. Здесь лучше всего поможет православный календарь с указанием трапез на каждый день, такие продаются в большинстве книжных лавок. Но будем помнить, что пост в пище – лишь помощник посту духовному, который, как Вы правильно понимаете, есть умерщвление своих страстей и жизнь по заповедям.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я впервые начала держать пост, учусь в школе (10 классе), в питании нет проблем, читаю молитвы, подаю бездомным, но не знаю, как будет в школе, ведь нельзя радоваться, развлекаться, а мы с подружкой постоянно шутим, смеемся, как мне быть?

Христина

Христина, добрая веселость не является грехом. Лишь бы шутки были безгрешными и не унижали ближних.

игумен Никон (Головко)

Спасибо за то что Вы есть. За помощь духовную нам, немощным, спаси Вас Господи. Очень стыдно задавать подобные вопросы, но не могу иначе. Эту неделю решила постится по правилам мирян. Но обострились у меня негативные чувства, это - гнев, жестокость, сквернословие. Поняла, что натворила, обревелась оттого, что этим все перечеркнула, и на молитву даже уже сил нет. Не пойму, в чем причина - вроде, везде пишут, что все чувства должны утихомириться, а у меня, наоборот, обостряются все негативные чувства. Я понимаю, что надо быстрее на исповедь, но пока я живу в деревне храма нет, а вот в городе обязательно постараюсь исповедоваться и причаститься. Что делать, не знаю, либо поститься мне нельзя (и так худая), да еще и злая, вот беда-то.

Ирина

Ирина, негативные чувства и должны обостряться – это, увы, наша норма: пока в нас живут страсти, они будут беситься от поста и бороться с нами. Не унывайте, поймите все происходящее с Вами духовно правильно и снова принимайтесь за пост. Бог в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! А почему белый хлеб можно в пост у вас на сайте сказано было? Там же яйца в состав могут входить? А черный можно?

Фотиния

Фотиния, мне кажется, в этом вопросе можно быть несколько попроще. Хлеб - есть хлеб. Мы же не покупаем в пост сдобных изделий, только обычные батоны и буханки, а уж что наше государство туда "благословило" положить - на его совести. Да и есть ли там яйца-то, зная опять-таки наше государство? Впрочем, если Вас это вопрос смущает, то спокойствие совести превыше всего, тогда не кушайте. Но, повторюсь, в православных кругах как-то особенно на хлебе не заостряются, в конце концов, пост должен быть не "химический", а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Гораздо хуже, на мой взгляд, употреблять в пост соевые майонез, сметану и прочие подобные продукты – вот тут получаем гортанобесие в чистом виде! Продукт по вкусу как скоромный, а той питательности не имеет, зато услаждает вкус, питает привычку и страсть, но не тело. И получается, что и в пост мы остаемся при своих страстях.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться - я первый раз в жизни собирался держать Великий пост, но не смог. Если пощусь, то не могу работать (работа связана с интеллектуальной деятельностью), т. е. сижу как сомнамбула и торможу страшно, а на работе требуется соображать и решения принимать быстро. Вот, сижу и унываю теперь - как быть? Оправданий не ищу - знаю, что их можно напридумывать множество, только все сводится к моей духовной слабости. Я стараюсь держать пост духовный, всю жизнь думал, что нет у меня зависимости от еды такой, а, оказалось, вон оно как - есть! Не знаю, как исповедовать этот грех, я ведь и после исповеди буду есть скоромную пищу в пост. Получается, еще больше усугублю свои грехи?

Алексей

Алексей, Вы, пожалуйста, не унывайте и не опускайте рук: Вас враг немножко искусил, а Вы уж, как я понимаю, и пост готовы забросить. Ничего, не сразу, а постепенно все получится. Приучайте себя понемногу – питайтесь так, чтобы на работе быть в форме, а дома можно и поголодать, и все у Вас получится!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В своем прошлом письме я писала о том, что родители мне не разрешают поститься. Недавно моя бабушка сказала, что самые основные недели поста - это Страстные недели (первая и последняя). Родители предложили мне компромисс: поститься только эти две недели. Можно ли так поступать? Заранее спасибо!

Анастасия

Да, Анастасия, можно. Но если родители разрешат, можно было бы прибавить и еще одну недельку – Крестопоклонную.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшка. Ни я, ни мой муж не держим великий пост. Возможно, что я беременна и зачатие выпало на первые дни поста. Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом и будут ли в дальнейшем у нас и малыша проблемы? Говорят, что зачатые в пост рождаются больными. Спасибо

Наталья

Мне рассказывали про одного опытного духовника из Петербурга, который не поленился и на основании данных житий некоторых святых вычислил, что они были зачаты постом. Конечно это вовсе не означает, что зачатие постом обязательно должно привести к рождению святого ребенка, это лишь показывает, что ничего страшного в этом нет. Зато теперь у вас есть лишний повод поупражняться в воздержании.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Неужели соблюдать пост со строгостью, соблюдать сухоядение, отказ от растительного масла для мирян - это только гордыня? Мне кажется, что мне так и нужно. Постом я не хвастаюсь, хотя и не скрываю.

Дарина

В том то и дело, что Вам только «кажется». Ни Вы, ни я, и никто другой не знает, что нам в действительности полезно. И некому нами руководить. Если у Вас есть духовник, способный видеть Вашу душу и давать Вам точные и исключительно полезные указания, то Вам, без сомнения, несказанно повезло. Потому что об отсутствии таких духоносных наставников в один голос рыдали все русские святые от Нила Сорского до Игнатия Брянчанинова. А если такого руководителя нет у Вас, то рассудите сами, из какого умонастроения исходит Ваше мнение? Кстати, очень полезно взять и прочитать главу о Посте свт. Игнатия Брянчанинова в первом томе "Аскетических опытов". Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Как соблюдать Великий пост? Каждый год все больше россиян задаются этим вопросом. Какое значение и смысл несет в себе Великий пост? И какая же у него история?

Великий пост в православии — самое что ни на есть доброе, чудное, божественное время. Верующие с нетерпением его ждут и чтят. Это тот самый момент, когда нужно просить прощения за свои грехи у Господа Бога. История православного поста хранит в себе много тайн. По мысли первых христиан, это время, когда Христос был отнят у верующих, с момента его гибели, которая послужила началом поста, до Воскресения. Сам Спаситель, подвергшийся пыткам дьявола, совершенно не пил и не ел эти сорок дней. Великий пост — это период воздержания от определенных видов пищи в течение конкретного периода и время молитв для успокоения души. Его также называют днями приготовления к Пасхе.

Почти 7 недель или 48 дней длится пост. Первая и последняя неделя отличаются от других недель своей требовательностью и строгостью. А молитвы в эти недели более длительны, чем в остальные. Пост подразделяется на два периода: первые 40 дней (Четыредесятница) и неделя перед Святой Пасхой. и праздник воскрешения святого Лазаря, или , находятся между ними. Четыредесятница берет свое начало с понедельника, его еще называют Чистым понедельником.

Четыредесятница состоит из 5 воскресных суток (Вербное Воскресенье в данном случае не считается). Литургия по понедельникам, вторникам и четвергам не состоится. Под литургией понимается серия духовных песнопений, одно из самых важных богослужений. По средам и пятницам проходит литургия Преждеосвященных Даров. В (в последнюю неделю поста, или в неделю перед Пасхой) также проводится литургия, но для этой недели отведены четверг и пятница.

Как же соблюдать Великий пост? Для людей в нормальной физической форме, с нормальным состоянием здоровья не составит труда отказаться от нескольких видов еды. А именно:

  • рыбы,
  • мяса,
  • растительного масла,
  • молочных продуктов.

Безусловно, отказаться от еды — это одно дело. А вот правильно соблюдать Великий пост — совсем другое. Нужно помнить о том, что пост подразумевает очищение не только тела, но и духа. Поэтому большое внимание уделено именно исцелению души.

Если отказ от пищи вызывает у человека злость, раздражительность, нервозность и тому подобное, то ни о какой пользе от такого поста и речи быть не может. Здесь необходимо сразу оценивать свои возможности по поводу воздержания, а также направлять свой дух молитвой и огораживать его от разрушительных эмоций.

Это касается и людей, не имеющих возможность соблюдать Великой пост в связи с состоянием здоровья. Им как никому нужно оценивать свой рацион в любое время. Действительно, для людей пожилого возраста нелегко менять свой режим питания: его смена может повлечь за собой обострение заболеваний, снижение трудоспособности, развитие усталости и недомогания. Беременные и дети, вне всякого сомнения, тоже относятся к этой категории.

Путешественники, у которых нет возможности по дороге приобрести ту или иную пищу, работники, нагруженные физической или умственной работой также не обязаны соблюдать пост, так как это может привести к ухудшению здоровья. Как уже упоминалось, Великий пост – это освобождение души от негативных воздействий, и только после — ограничение в еде.

Правила соблюдения Великого поста

Первое правило — это особенная организация духовной жизни. Ведь ритм жизни в современном мире бешеный. Мы устаем, срываемся на близких людях, не хватает времени для духовной близости с родными и для молитв. И православный пост становится самым подходящим моментом, чтобы заняться успокоением своей души. Поэтому стоит отложить ненадолго учебу, работу и прочие дела.

Второе правило — это воздержание от определенной пищи. Далее следует очищение организма. При соблюдении Великого поста происходит очищение органов человека после зимнего рациона.

Злаки, фрукты, овощи — это и есть в основном постная еда.

Калорийность всех приемов пищи в сутки не должна превышать 2000 ккал. Питание в постные дни делится на категории, по которым в одно время можно пить только воду, в другое — включить в рацион только растительную пищу, затем есть варенные овощи.

Перед началом поста нужно будет составить свое ежедневное меню. Следует помнить о достаточном объёме жидкости. Но не более 2 литров в день. В него входит зелёный чай, вода, напитки без газа. Слабые алкогольные напитки разрешены в некоторые дни, а также по субботам и воскресеньям. На первый взгляд, кажется, что питаться предстоит только кашами, но комбинирование продуктов может быть самое разное. Например: капустные котлеты, тушеные грибы или овощи, салаты. Вариантов масса.

Для тех, кто будет придерживаться поста впервые, будет сложно, для начала им необходимо воздержаться только от мяса, яиц и молока. Ни в коем случае не надо сразу начинать поститься, это может оказаться вредно для здоровья.

Третье правило — пост супружеской жизни.

Супругам в православии надлежит чтить правила Великого поста. Особые ограничения тела подразумевают больше, чем можно думать изначально.

Пост в 2019 году

Выживая в городах и мегаполисах, мы стали жёстче, грубее. Главная проблема современных людей — равнодушие. Мы перестали сочувствовать окружающим. В Великий православный пост 2019 года нужно учесть эти неутешительные тенденции. К примеру, совершить добрый акт по отношению к любому человеку, поддержав его добрым словом в сложной ситуации. Не следует забывать о себе. Душа нуждается в оазисе, маленьком уединенном уголке, которого так не хватает в современном большом городе. Читайте молитвы, не скупитесь на тёплые слова своим родным и не забывайте ходить в церковь. Это позволит сделать эти 40 дней не просто диетой, но особенным периодом осознания, сопереживания и успокоения.

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» ().

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. : «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить» и т.д, ().

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Господь (). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились… для Меня ли вы постились?»- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. :

«Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

«Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих».

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.
()

Покажите… в добродетели рассудительность.
()

Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя которую незаметно обращается во зло.
(Прот. )

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день».

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ().

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ().

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой , употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть «хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» ().

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ().

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» ().
А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.
Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.
Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный».

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу».

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

«Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста», – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. . В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» ().

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения «правила» поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: «Милости хочу, а не жертвы» ().

Санкт-Петербург
2005

Особенно, при разумном подходе приносит только пользу. Не один век назад сложилась эта традиция, и современным диетологам остаётся лишь подтвердить мудрость наших прадедов. Чередование постных и скоромных периодов способствует тренировке иммунитета и очищению организма от шлаков. Если вы часто болеете ангиной или ОРВИ, у вас имеются заболевания суставов, повышен холестерин или есть склонность к полноте, знайте, что именно пост способен помочь устранить многие проблемы со здоровьем.

Как правильно поститься. По церковным законам рекомендуется в течение семи недель воздерживаться от животной пищи: мяса, рыбы, молока, яиц и т. д. На первый взгляд такой срок кажется невероятно долгим, а отказ от всех этих продуктов чрезвычайно сложным и даже вредным. Но, поверьте, если знать, как правильно поститься, и придерживаться определённых правил и рекомендаций, эти недели пролетят довольно быстро, удивляя разнообразием новых, интересных и вкусных блюд, которые вы никогда не готовили ранее. При правильном подходе пост принесёт только пользу и радость.

Повара из монастырей говорят, что постное меню не должно слишком сильно отличаться от обычного, привычного нам: пусть это будут любимые фаршированные перцы, борщ, щи, вареники или плов, но только без мяса, вегетарианские. Великий пост - отличная возможность разнообразить свой рацион новыми натуральными продуктами растительного происхождения и вкусными полезными блюдами. Одних овощных салатов в период поста можно приготовить великое множество. Взять ту же капусту: салат из капусты с морковью, капусты и свежих огурцов, капусты и сырой или варёной свёклы, капусты и сельдерея, капусты со свежими огурцами и помидорами, салат из морской капусты с солёными огурцами… И уж, конечно, салатных вариантов, приготовленных из других овощей, тоже немало. Кроме салатов, из овощей можно приготовить ещё столько разных удивительно вкусных блюд! Это овощные голубцы с рисом, морковь, тушенная с сельдереем и сладким перцем в томатном соусе, протёртая варёная фасоль, заправленная жареным луком, сладкий перец, фаршированный овощами… И это лишь малая часть того, что можно приготовить в пост, приводимая для примера, чтобы немного сориентировать вас и разбудить аппетит и фантазию.

Дабы не нанести организму вред и улучшить здоровье, отнеситесь к питанию во время поста со всей серьёзностью и ответственностью. Что для этого нужно? Прежде всего, знать, как правильно поститься, что можно есть во время поста, а что нельзя и как не скатиться в унылое однообразие, сев на картошку с капустой. Любой рацион должен быть сбалансированным и разнообразным, а постный - особенно!

Существуют общие законы соблюдения постов, но есть правила, характерные только для Великого поста, во время которого самое строгое воздержание приходится на первую и последнюю (Страстную) недели поста, когда продукты употребляются в сыром виде, без термической обработки и без масла. В другие дни поста можно есть исключительно вегетарианскую пищу. Добавлять в приготовленные блюда растительное масло можно только в выходные дни. Мидии, кальмары, креветки и другие морепродукты не считаются рыбой, поэтому некоторые верующие едят их в субботу и воскресенье. К рыбным дням относятся только Благовещенье и Вербное воскресенье. Запрещён в пост и алкоголь, однако даже во время самого строгого поста возможны некоторые исключения. Так, натуральное красное вино можно употреблять по субботам и воскресеньям, кроме Страстной недели. Все эти ограничения строго обязательны для служителей церкви и монахов, мирянам же достаточно придерживаться мягкого поста. Кроме того, от поста освобождаются тяжело больные люди, маленькие дети, беременные и кормящие мамочки, а также люди, занимающиеся тяжёлым физическим трудом, военные и путешественники. Впрочем, решение поститься каждый принимает для себя сам.

Приступая к разработке меню на период поста, помните, что пищеварительные функции организма меняют свою активность не только в течение месяца, но и в течение суток. Действуют так называемые биологические часы. По биологическим законам самое благоприятное время для приёма пищи с 12.00 до 20.00 часов, а вот с 22.00 до 4.00 часов организм наиболее активно занимается перевариванием и усвоением пищи. На отдых и самоочищение остаётся время приблизительно с 4.00 до 12.00 часов. На это тоже стоит обратить внимание, планируя приём пищи.

Чрезвычайно важен не только рацион, но и порядок питания в Великий пост. На нашем сайте вы легко найдёте множество статей, в которых подробнейшим образом рассказывается о принципах питания во время поста по дням недели - мы же преследуем другую цель. Вне зависимости от намерения (духовного или физического очищения) поститься нужно правильно, без фанатизма, героизма и гордыни. Конечно, держать пост, особенно тем, кто решился на это впервые, трудно, и ваш привыкший к скоромной пище организм будет требовать от вас любимых блюд, давая знать о себе в первые дни поста чувством голода. Попытайтесь отвлечь его употреблением фруктов, питьём свежевыжатых овощных и фруктовых соков, травяных чаёв и настоев, а также питьевой негазированной воды. Приучите себя пить чистую воду в тёплом виде - так вы избежите отёков и разгрузите почки.

Теперь непосредственно о продуктах. Перечень продуктов, которые можно употреблять во время поста, внушает уважение. Это разнообразные домашние заготовки (соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, сушёные и вяленые продукты), свежие и замороженные овощи, фрукты и грибы, орехи, бобовые, семечки, сухофрукты, зелень и пряности во всех видах (они разнообразят любые постные блюда), постные продукты (соевые майонез, йогурт, молоко, творог и сыр), а также постные сладости, которые можно купить во всех супермаркетах, крупы, макароны, хлеб и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. Пост не исключает и употребление сахара, но гораздо полезнее заменить его мёдом.

На страницах нашего сайта вы можете найти невероятное количество постных блюд - загляните хотя бы в раздел "Постный стол " и убедитесь сами! Но вне зависимости от того, будете ли вы удивлять домочадцев кулинарными изысками или предпочтёте простые блюда, вам следует быть твёрдо уверенными в том, что основной баланс полезных веществ не будет нарушен. Известно, что резкое исключение из рациона мяса, рыбы и молока приводит к потере многих нужных витаминов и микроэлементов. Поэтому есть смысл перед началом поста внимательно ознакомиться с составом продуктов растительного происхождения, которые могут восполнить этот пробел.

Так, основными поставщиками белка в наш организм в постные дни становятся фасоль, горох, семена подсолнечника, орехи, грибы (их не зря в народе называют растительным мясом), сухофрукты. Блюда, приготовленные из этих продуктов, с успехом могут заменить мясо и рыбу, пусть не в полном объёме, но и не без пользы. Иногда, когда позволяют условия поста, вводите в рацион рыбу, креветки и другие морепродукты. А вот морскую капусту можно есть хоть каждый день. Покупайте консервированную или сушёную ламинарию, спирулину и другие морские водоросли - помимо ударных доз белка, они обогащают организм жизненно необходимым йодом и многими микроэлементами.

За поставку жиров во время поста отвечают растительные масла. Лучше всего использовать нерафинированные масла, так как всем привычное «масло без запаха» ничего полезного в себе не несёт. Заправляйте растительным маслом салаты из свежих или квашеных овощей и добавляйте немного масла в блюда при тушении. Нерафинированное подсолнечное и кукурузное масла тяжеловаты, на время поста их лучше заменить льняным, рапсовым и другими растительными маслами. Оливковое в этом смысле самое доступное, кедровое - самое полезное. Жарить на растительном масле не рекомендуется. И это отличный повод дать себе отдохнуть от жареных продуктов, которые уж слишком часто появляются на нашем столе.

Пост хорош ещё и тем, что в это время в организм поступают в основном полезные, так называемые «медленные» углеводы. Широкий выбор круп и бобовых даёт возможность не только внести приятное разнообразие в рацион, но и способствует постепенному и более полному насыщению. И когда ещё, как не в пост, попробовать «экзотику», о которой так часто читаешь на страницах «Кулинарного Эдема»! Булгур, амарант, кус-кус, маш, нут, дхал - всё это разнообразие можно купить сейчас как на рынках, так и в супермаркетах. «Быстрые» углеводы можно добыть из мёда, сладких фруктов, а также из погреба, достав баночку душистого варенья - главное, не объедаться! «Быстрые» углеводы хороши в качестве перекуса и «скорой помощи» при острых приступах голода, особенно в первые дни поста. Приготовьте конфеты и энергетические батончики по рецептам сыроедов и веганов - вот кто знает толк в растительной пище! Используйте орехи, семечки, сухофрукты, мёд, цветочную пыльцу и пергу - все эти продукты дают нам не только углеводы, но и множество других полезных веществ.

Недостаток железа можно возместить с помощью орехов, тыквы, плодов шиповника, сельдерея, болгарского перца и трав (петрушка, кинза, укроп). Есть железо в клюкве, бруснике и малине. Свёкла, морковь, орехи, яблоки, мёд, шпинат, гранат и изюм восполнят наши потребности в железе, витаминах и других микроэлементах, а также улучшат работу сердечно-сосудистой системы, печени и мозга. Пополнить запасы кальция помогут кунжут и орехи. Их можно есть в «чистом», так сказать, виде, но лучше приготовить ореховое молоко, замочив кунжут или миндаль на сутки в прохладной кипячёной или фильтрованной воде, а затем измельчив при помощи блендера вместе с водой. В таком молоке кальция в десятки раз больше, чем в коровьем.

Свежие фрукты и овощи несут в себе не только витамины, но и клетчатку, которая улучшает перистальтику кишечника, и энзимы - незаменимые вещества, помогающие пищеварению. Витамины и энзимы разрушаются при нагревании, поэтому так важно ежедневно включать в меню хотя бы один салат из свежих овощей и съедать яблочко в полдник.

Итак, подводим итоги. Утро начинаем со стакана горячей воды, завтрак - ранний или не очень - сытный, с блюдами из круп, обеды и ужины с постными рецептами из растительных продуктов, перекусы из орехов, сухофруктов и полезных сладостей, больше зелени и свежих овощей и фруктов, и на ночь - снова стакан горячей воды, способствующей очищению и похудению. Учитывая то разнообразие постных блюд, которые можно найти на нашем сайте или выдумать самим, голодать точно не придётся.

И напоследок - ни в коем случае не воспринимайте пост как тяжкое бремя. Он дан нам в укрепление, относитесь к нему как к лекарству, способному исцелить от недуга, как к чудесной возможности что-то изменить в себе. Только в этом случае вы ощутите не только физическую лёгкость, но и душевное равновесие, которого так не хватает нам в нашей суетной жизни.

Лариса Шуфтайкина