Печорин герой своего времени вступление. Печорин герой своего времени сочинение

Вступление.

Роман «Герой нашего времени» произвел на меня огромное впечатление. Печорин - очень интересный для изучения объект с точки зрения психологии. Он всегда искренен с собой, но редко скажет правду другим. Все его действия, казалось бы, логичны, но эта его логика сама по себе необыкновенная. Он, словно пережил в этой жизни все, что хотел и ему уже скучно здесь. Он способен равнодушно переживать свои падения, неудачи, возможно, поэтому он и не особо сочувствует другим людям.

У Печорина огромный потенциал к подвигам. Он может пожертвовать собой ради дела, но не общественного, а в котором он заинтересован. Об этом и сожалеет сам автор. Такие люди, как его герой, могли бы внести большой, очень большой вклад в жизнь общества. Но увы… Временная эпоха, общество и государственная политика очень влияют на характер и действия человека. Выражая через Печорина «настоящее время», в котором жил Лермонтов, он собрал в своем герое неисчислимое количество пороков. Следовательно, он хотел сказать, что обстоятельства времени его эпохи делают людей таковыми. Кого в «наше время» (время Лермонтова) называют героем? Кто достоин этого звания? Рассмотрим Печорина: он бесстрашен, ему никто не указ, ему пытаются подражать (Грушницкий), он - герой! Но что кроется за этим званием, за образом «героя»? Неограниченное количество пороков, за которые не дадут звание героя. Каким хочет видеть автор настоящего героя и каким он его видит в реальности. Об этом и будет мой реферат.

Печорин как герой своего времени.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени" - одно из лермонтовских произведений, в котором получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях исторического развития человечества и об исторических судьбах России. Но в романе, как и в стихотворении "Дума", внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. Роман "Герой нашего времени", как и стихотворение "Дума", написан в трагической тональности. "Наше время" в нем осмыслено как "переходный период". Последний рассматривается как эпоха национальной предыстории, как время, когда народ еще не вошел в возраст зрелости, не овладел вековыми завоеваниями мировой культуры и поэтому еще не готов к великим свершениям общечеловеческого значения на поприще культуры.

ПЕЧОРИН - главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли Печорина с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. По словам Лермонтова, Печорин - портрет, составленный из пороков целого поколения - «в полном их развитии». Вполне понятно, почему «Журнал Печорина» для Лермонтова - «чужое произведение». Если не лучшей, то центральной его частью являются дневниковые записи Печорина, озаглавленные «Княжна Мери». Нигде Печорин так не соответствует образу, раскрытому автором в предисловии. «Княжна Мери» появилась позже всех остальных повестей. Предисловие, которое Лермонтов написал для второго издания романа, своей критической остротой, прежде всего, связано с этой повестью. Герой, которого он представляет читателю, - это именно тот Печорин, каким он показан на страницах «Княжны Мери». Критический пафос последнего периода жизни Лермонтова в этой повести проявился особенно ярко. На характер главного героя, очевидно, повлияла разновременность написания повестей. Сознание Лермонтова очень быстро изменялось. Изменялся и его герой. Печорин в «Княжне Мери» уже не совсем тот, что появляется сперва в «Бэле», затем в «Фаталисте». В конце работы над романом Печорин обрел ту выразительность, которая должна была довершить обещанный портрет. Действительно, в «Княжне Мери» он предстает в самом неприглядном свете. Конечно, это натура волевая, глубокая, демоническая. Но так его можно воспринимать только глазами юной княжны Мери и ослепленного им Грушницкого . Тот незаметно для себя подражает Печорину, потому он так уязвим и смешон для Печорина. Между тем даже этот Грушницкий, ничтожество, по мнению Печорина, вызывает у него чувство зависти. И одновременно, сколько храбрости выказал Печорин в кульминационный момент дуэли, зная, что его собственный пистолет не заряжен. Печорин и впрямь проявляет чудеса выдержки. И читатель уже теряется: да кто же он - этот герой нашего времени? Интрига исходила от него, а когда жертва запуталась, он как будто и не виноват.

Печорина называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В Печорине он суммирует все свои наблюдения. Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения о нем окружающих полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. Печорин - талантливый писатель. Лермонтов приписывает замечательную «Тамань» его небрежному перу, щедро делясь с героем лучшей частью своей души. В результате читатели как бы привыкают многое извинять в Печорину, а кое-что и вовсе не замечать. Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку «в самых пороках его проблескивает что-то великое». Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: «Славный малый, смею вас уварить, только немного странен…», - Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа - «Один из героев нашего века» - было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом, как это категорично сформулировал И.Анненский: «Печорин - Лермонтов». А. И.Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что Печорин выразил «действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека». Герцен поставил здесь имя Печорина с той же легкостью, с какой он написал бы имя Лермонтова.

По мнению В.Г. Белинского, лермонтовский роман - «это грустная дума о нашем времени». В произведении поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. По справедливому утверждению Б. М. Эйхенбаума, «предмет художественного изучения Лермонтова… личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком».

Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные проступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Роль топора, которую признает за собой Печорин среди людей, - совсем не эвфемизм, не завуалированная мировая скорбь. Невозможно сделать скидку, что это высказано в дневнике. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния. Все его сетования напоминают «жалкий» стиль Ивана Грозного, причитающего над очередной жертвой. Сопоставление не кажется преувеличенным. Цель Печорина - безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдаем от скуки и «очень достоин сожаления». Печоринскую скуку пытался опоэтизировать и развить поэт лермонтовской школы А. Григорьев, а в результате получилась московская тоска с цыганскими гитарами. Печорин говорит прямо, что ему скучно - жизнь его «пустее день ото дня», говорить, будто в тон тирану, называющему себя «псом смердящим». Конечно, жертвы Печорина не столь кровавы, они прежде всего уничтожаются нравственно. Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: «Собранье зол его стихия». Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать Печорина героем будущего. Не то страшно, что Печорин иногда «понимает вампира». Для Печорина уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле - среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров - самая благоприятная почва для взращивания всевозможных «садовников-палачей». Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение - это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов. Вот какую эволюцию проделал образ Печорина от «Бэлы» и «Тамани» до «Княжны Мери». Когда Белинский восхищается искрами величия пороков Печорина, он тем самым как бы стремится очистить его образ от мелочных толкований. Ведь Печорин так живописно уподобляет себя матросу, рожденному и выросшему на палубе разбойничьего брига. В таком прочтении Печорин плох, потому что остальные еще хуже. Белинский смягчает печоринские черты, не замечая вопроса, заданного героем самому себе: «Неужели зло так привлекательно?» Привлекательность зла - так точно охарактеризовал Лермонтов болезнь своего века.

Образ Печорина написан ни одной черной краской. В конце концов, Печорин потерял свою худшую половину. Он - как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил Печорина в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань». Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень Печорина. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучать на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, Печорин подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке - Кавказ, Персия.

Роман «Герой нашего времени» «составлен» из отдельных самостоятельных новелл. В целом он представляет собой систему, казалось бы, не связанных между собой эпизодов из жизни главного героя.

Новеллистический принцип повествования способствует углубленной психологической характеристике героя. «Новелла» в переводе означает «новость», «новое»: так от Клавы к Клаве раскрываются новые грани противоречивого характера героя и сложный мир эпохи 30-х годов XIX века - эпохи безвременья. Личная инициатива героя, выступающая в каждой главе своего рода экспериментатором, движет сюжет и при всей «разорванности» повествования организует его в единое целое, образуя единство мысли и единство чувства.

Фрагментарная дискретность романа, построение его как слабо связанных между собой эпизодов и периодов жизни героя по-своему отражает «разорванность» этой жизни. Она (эта жизнь) происходит на перепутьях, в погоне каждый раз за какой-то новой целью, в надежде на полноту человеческой жизни. Лермонтов искал форму повествования органически, внутренне соответствующую характеру главного героя.

Дискретность повествовательной структуры давала автору возможность менять ракурс изображения, «сводить» позиции, мнения, оценки, на пересечении которых не только становился доступным загадочный Печорин, но разносторонне освещались и явления действительности.

Лермонтовский роман - произведение, рожденное последекабристской эпохой. Героическая попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом русской истории. Это были годы реакции, политического гнета. Но в этот период напряженно работала мысль. Можно сказать, что вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Русские образованные люди ставили перед собой цель выработать широкий взгляд на мир, постигнуть всеобщую связь явлений, понять закономерности исторической жизни народов и смысл бытия отдельного человека. Их внимание привлекли достижения немецкой классической философии (Шеллинга периода «Системы трансцендентального идеализма», объективного идеализма Гегеля) и последние завоевания исторической науки. В десятилетие после 14 декабря 1825 года стремление к знанию в русском обществе было столь велико, что позволило видным представителям его, освоив достижения европейской общественно-философской и исторической мысли, стать вровень с нею и самостоятельно обратиться к разрешению насущных проблем русской жизни.

Жизнь Печорина, как она дана в романе, не имеет общего направления. Она состоит из ряда разрозненных, эпизодических стычек с судьбой, которые не складываются в единый «сюжет», как и не способствуют процессу духовного роста героя. Один этап биографии Печорина не служит психологической подготовкой другого, не способствует накоплению героем жизненного опыта, который бы сохранялся на последующем этапе его развития.

Жизнь Печорина представляет, по собственному его признанию, цепь постоянных противоречий, которые возбуждают перед его сознанием, в общем-то, одни и те же вопросы. Бесконечно варьируясь. Видоизменяясь, принимаю каждый раз, в связи с изменяющимися обстоятельствами новую форму, эти вопросы так и не получают на страницах романа окончательного ответа.

Предметом анализа романа и могут стать эти мучающие Печорина вопросы, решению которых он отдал свою жизнь.

Ты наивно полагаешь, что убиваешь время?
Знаешь, его невозможно убить, ибо только оно способно убивать....

И это ложь!
Наивно и глупо утверждать, что время летит, бежит или уходит.

На самом деле уходишь ТЫ. Убегаешь в каждое мгновение, оставляя время позади.

В какой-то момент наступает реальное осознание того, что прошлое неумолимо пребывает, пожирая будущее, которого становится меньше...

Ровно на столько, насколько прибавило прошлое.
Оборачиваясь назад, видишь,что...

О Боге
- Бог - это то общее, что у каждого своё.
- Бог в человеке проявляет себя через отношение человека к окружающему миру.

Вовсе не следует
- Из того, что Бога не видно, ещё не следует, что Его нет; а из того, что Он есть, вовсе не следует, что всё вокруг - именно Его рук дело.

О переходном возрасте человечества
- Через проблемы переходного возраста, которые устраивают дети взрослым, проверяется крепость жизненных устоев их родителей.

Наши протесты против несовершенства...

Он был не герой её романа. Добрые глаза. Спокойный характер. Надёжный. Но… не герой. С ним было уютно, удобно, но не хватало адреналина, что ли... А, может быть ей просто был интересен другой тип мужчин, эдакие мальчиши – плохиши…

Он был совсем не плохиш. Он был насквозь положительный. Чего-то явно не хватало, но радикально менять в жизни ей ничего не хотелось. Так продолжаться дальше не могло. Она стояла перед выбором: успокоиться и жить, как все или… Это «или» и пугало, и манило...

У этой корреспонденции несколько необычная история. Заведующая Рожденственской сельской библиотекой Валентина Капитоновна Иванова давно собирает материалы о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. В её объёмистой папке скопились немало материалов о судьбах односельчан, прошедших по трудным дорогам войны. Некоторые из них, вернувшись с фронта, до сих пор трудятся в родном колхозе. Большая часть из ушедших на фронт не вернулась обратно. Но память о них всегда живёт в сердцах...

Долгое время ты был для меня, как говорится, "вне зоны доступа". У меня были только твои фотографии и смутные воспоминания. На черно-белых фотографиях ты был суров и непреклонен. Чувствовалось, что к борьбе за справедливость ты готов приступить в любой момент.

Встретив тебя в первый раз в сознательном возрасте (промежуточные мимолетные встречи не считаю!) я была страшно смущена. После того, как прошло смущение от первых встреч неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом я не устаю тебе...

Колесо времени
Часть 4

Души прекрасные порывы

– Если Алим не идет к решению вопроса, то решение вопроса само придет к Алиму, – оптимистически переиначил известную поговорку Алим и предложил Миле отметить первый удачный день нового учебного года чаепитием с тортом. – А что, посмотрим, у кого нервы крепче. Им всем от меня чего-то надо, а толком никто ничего говорить не хочет.

– Но ты ведь понимаешь, что им как раз то и надо, чего они без тебя не могут узнать, – объясняла и так понятное...

Молодость берет свое: утро, солнце, поздняя весна - почти лето, в воздухе носится пьянящий аромат первых цветов, солнечные лучи ласково манят на озеро. Юноша послушался зова приближающегося лета, босиком выбежал на озеро, быстро разделся и нырнул с крутого берега, испугав стаю деловых уток. Пока Ормунзд плескался, нырял и наслаждался прохладой воды, на берегу что-то изменилось. Почувствовав внутренним чутьем чье-то присутствие, он обернулся к берегу. Там стояла молодая девушка. Леонка...

Без памяти зыбко будущее. От любого дуновения жизненных перипетий капризное фьюче рассеивается миражом. И тогда голые мысли, краснея, бестолково мечутся перед суровой реальностью.…

После отъезда гостей, Игорь положил руку на тонкую талию спутницы:

Не будем терять время - продолжим вчерашнюю ночь?

А как насчет, сначала поухаживать?
- Напомни – это как?
Вика поджала губы и убрала его руку:
- Никак. Я иду спать.
- Я тоже.
- Лена! - она повернулась в сторону холла...

Печорин - герой своего времени
План

  • 1. Противоречивые мнения о герое романа.
  • 2. Печорин - герой своего времени
  • 2.1. Представитель аристократии.
  • 2.2. Носитель боли и страданий.
  • 2.3. Душа, испорченная светом.
  • 3. Существуют ли подобные герои в наше время.

После своего выхода “Герой нашего времени” взорвал читающую публику множеством противоречивых толков и пересудов. Многие считали, что писатель нарочно очернил светское общество, чтобы выставить себя тонким психологом и добропорядочным человеком. Другие заявляли, что аристократия не может быть такой порочной и циничной, какой изобразил ее автор. Третьи соглашались с Лермонтовым, считая его произведение автобиографическим.
Сам же автор пояснил, что его герой - собирательный образ, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”.

На примере Печорина писатель показал, что ожидает личность, пускай даже самую талантливую и неординарную, но лишенную морального стержня, отчужденную от всего человеческого, зацикленную лишь на своих желаниях.

Печорин - представитель аристократии, молодой офицер - дворянин, богатый и красивый. Он очень образован и глубокомыслен, тонко чувствует прекрасное, любит жизнь и свободу. Казалось бы, только счастье улыбается молодому человеку.

Но нет, Григорий Печорин - трагическая натура. Он хочет любить, но не может, и причиняет лишь боль и страдания своим избранницам. Он восхищается дружбой, но не умеет дружить, и с легкостью может отвернуться от вчерашнего приятеля и даже жестоко наказать его.
Печорин любит играть чувствами других, использовать их в своих целях. Он эгоистичен, горд, себялюбив.

Но, с другой стороны, Григорий - очень несчастный человек. Вот что он пишет о себе в своем дневнике: “У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”. И это правда, читая роман, можно увидеть, как активно и отчаянно ищет главный герой счастья, и как безвыходно и страшно он его не находит.
В своем дневнике Печорин честен и открыт, даже самокритичен. Себя он называет “моральным уродом” и “нравственной калекой” и сознается: “Я иногда сам себя призираю”.
То, что испытывает молодой человек и то, что с ним происходит, напрямую связано с обществом, в котором он вырос, воспитывался и в котором живет. “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня... ” - сокрушается главный герой.

Как видно, люди, которые окружают Печорина, не могут привить ему никаких положительных качеств и чувств, не могут вселить в него прекрасные и возвышенные мотивы и побуждения. Свет, с его блеском драгоценностей и наигранными чувствами, с его ослепительными нарядами и ленивыми избалованными привычками, несет только пустоту, разочарование и страдания. Фальшивые улыбки, затаенная ненависть и злоба, праздность и распущенность - это все порождает в Печорине холодность, замкнутость и бездушие.

Такое может произойти и в наше время. Есть люди, для которых на первом месте стоит нажива, популярность и богатство, в душе которых нет места дружбе, любви и преданности. Но таких людей немного. Поэтому очень важно не брать с них пример, а жить своим умом - по совести и чести, и тогда герои нашего современного общества будут добрыми, любящими и счастливыми.

Роман Герой нашего времени был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.

В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения создать портрет героя своего времени: …это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение историей души человеческой.

Главная проблема этого романа судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения.

Печорин выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе Бэла.

Печорин имеет резкий охлажденный ум, который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди невежды, а слава удача. Скука быстро овладевает Печориным.

Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что скука не живет под чеченскими пулями.
Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и глубоко страдает, так как не может найти своих единомышленников.

С одной стороны, Печорин скептик, разочарованный человек, живущий из любопытства, с другой в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия, говорит герой.

Композиция романа построена таким образом, чтобы лучше раскрыть образ главного героя. Главы расположены не в хронологическом порядке, а все персонажи романа помогают лучше раскрыть характер Печорина.

Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным. Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.

Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку. Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы. Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь честных контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума. Вернер человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Гру

Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”.

Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как бы через историю “души человеческой” через его судьбу.

Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина.

Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же нужно затратить множество усилий, чтобы обратить на себя внимание. Поведение Грушницкого вызывало чувство раздражения у Печорина. Весь свой ум, энергию он употребил ради мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить” Грушницкого. Печорин приложил все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.

Из всех героев романа Вернер ближе всех к Печорину по своему интеллектуальному уровню. Он умный, проницательный, так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Вернер - единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека.

В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, он даже не задумывается над тем, что обрекает Мери на страдание.

Способен ли вообще Печорин любить? Из отношения Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой.

В отношениях в людьми Печорин проявляется более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем Лермонтов сказал в “Думе”:

“И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови”.

Печорин сам говорит о себе: “Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Печорин - энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин - жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий эгоист”, потому что он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором появлялись талантливые люди, но которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.

Реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф. Булгарин оценил положительно в романе все, кроме главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин. Характерно, что оценка Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был дочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина - дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел. Печорин был порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе....