Конспект экскурсии в музей для дошкольников. По познавательному развитию

Музей археологии Москвы предлагает московским школьникам серию выездных лекций-демонстраций с возможностью прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из класса.

Выездная программа «Музей в школе»

Лекции-демонстрации

Что такое археология? (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. Кроме того, у участников будет возможность подержать в руках подлинные находки и создать объёмную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.

Заруби себе на носу (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счёт, что такое абак и как им пользоваться. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нём зарубали. И всё это на основе реальных археологических находок. Участники смогут самостоятельно «процарапать» на цере и бересте различные знаки.

Досуг средневековых москвичей (для 1 — 4 классов)

Лекция-демонстрация посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдёт о древнерусских музыкальных инструментах. Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют воссоздать звучание таких инструментов, организовав небольшой оркестр.

Древнейшее прошлое Московского края (для 4 — 7 классов)

Лекция-демонстрация посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков. Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода.. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремнёвым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники смогут подержать в руках некоторые древние находки.

Московские клады (от 7 класса)

На лекции-демонстрации ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.

Способы археологического датирования (от 5 класса)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки. В практической части школьники распределят подлинные предметы по времени и самостоятельно продатируют клад монет.

Возраст Москвы (от 7 класса)

Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.

Длительность каждой лекции-демонстрации: 1 академический час (45 минут).

Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска

ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.

Цена одной лекции-демонстрации для школьников: 7000 рублей. 100% предоплата. Возможны как наличная, так и безналичная формы оплаты. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Рыбакова Юлия
План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им. В. Н. Дава

Подготовили Рыбкова Юлия Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории,

Воробьева Елена Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 общеразвивающего вида г. Мончегорска

План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им . В. Н. Дава

Цель :

Дать детям знания о музее ,

Познакомить детей с камнями Кольского полуострова,

Воспитывать чувство уважения к людям, создающим красоту и дарящим ее людям. Предварительная работа :

Беседа о музеях ,

Рассматривание фотоальбомов,

Дидактические игры.

Ход экскурсии.

1-я часть - вступительная.

Беседа «Музей . Что это такое?» Воспитатель выслушивает мнения детей, а затем рассказывает о музее .

«Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное, или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Некоторые люди очень любили картины; некоторые собирали книги, посуду, игрушки и другие предметы. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Есть коллекции марок, есть коллекции картин и т. д. Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и очень немногие люди могли их увидеть. Тогда люди стати размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли придти все желающие и посмотреть на них. Помещение, где можно посмотреть на коллекции различных предметов и называется музей ». Вопросы :

Что такое коллекции?

Какое помещение называется музеем ?

Для чего нужны музеи ?

Рассматривание буклета «Музей цветного камня им . ВН. Дава »

Рассказ воспитателя о правилах поведения в музее . Воспитатель выслушивает предположения детей, а затем зачитывает правила.

1. В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.

2. В музее нельзя бегать , прыгать, толкаться.

3. В музее следует внимательно слушать экскурсовода : тогда вы узнаете много интересного.

4. Нельзя трогать музейные экспонаты руками .

Воспитатель предлагает детям подумать, почему в музее нельзя бегать , трогать экспонаты руками и высказать свое мнение после посещения музея .

Педагог предлагает детям пойти на экскурсию в музей .

2- я часть - познавательная.

Проходя по улицам, вспомнить их названия (Ленинградская набережная, проспект Кирова, улица Металлургов, обратить внимание детей на здания (Средняя образовательная школа № 5 им, О. И. Семенова-Тян-Шанского, почта, Северный колледж физической культуры и спорта, детский сад «Солнышко» ); уточнить их назначение.

Рассказ экскурсовода о Музее цветного камня и его создателе горном инженере-геологе В. Н. Даве.

Рассматривание экспозиций минералов и изделий из цветных камней .

Игра «Хорошо - плохо» - камни .

3- я часть - заключительная.

Минутка общения - решение проблемных вопросов «Почему в музее нельзя бегать , прыгать, толкаться?» «Почему нельзя трогать музейные экспонаты руками Предположения детей.

4- я часть - работа после экскурсии .

Просмотр слайдов.

Слушание отрывков из музыкального произведения Бориса Асафьева «Каменный цветок » , по одноименной сказке П. Бажова.

Рассматривание образцов пород и оформление коллекции камней .

Раскрашивание камней в различные цвета и составление художественных композиций.

Тема: экскурсия в краеведческий музей.

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

    Краснодар в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Краснодарского края»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых, теплокровных, яйцекладущих позвоночных, чьи передние конечности имеют форму крыльев. Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

    Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки. Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д. К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Будущее нашей Родины, её завтра принадлежит нашим детям, а их воспитание – в наших руках сегодня. Мы должны привить детям любовь к своему Отечеству, воспитать чувство патриотизма и доброты. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур – это путь к возрождению России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»

Центром методического объединения

«Воспитательная деятельность»

Протокол №______

от «___»__________20____г.

Зам. директора по УМР

Л.С. Ткаченко

«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим советом

школы-интерната №115

Протокол №_____

от «___»_________20____г.

Председатель МС

Т.Ю. Томенко

Занятие – экскурсия в музей народного быта

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2015

Занятие – экскурсия в музей народного быта.

Цель:

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

Словарная работа:

1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

2. Тренировать в словообразовании.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.

Материал:

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель.

Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей) Как называется наш музей? (Музей русского народного быта). Как называются предметы в музее? (Экспонаты).

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)

В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.

А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.

И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.

До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.