Архаика древней греции кратко. Живопись и вазопись в Архаический период

Следующий период, о котором пойдёт речь – это архаический период (VIII — VI века до н.э.), период архаики , это эпоха формирования греческого полиса.

Итак, что есть полис? Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В частности, скажем, в произведениях Аристотеля, в его же “Политике” и даётся исследование определения этого уникального явления. То есть сами греки уже осознавали специфичность и особенность своей общественной жизни. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис — это есть город-государство. Это хорошее определение, оно возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении следующее является справедливым. Первое, на что указывает это определение — то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Вот греческая цивилизация, которая с этого момента, т.е с периода архаики , возникнет – это цивилизация, в отличие от предшествующей эпохи, это цивилизация городская. Это цивилизация урбанистическая. Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Понимаете ли, и раньше были города, и на востоке были города, но они вписывались в структуры существующих деспотических монархий, прежде всего, как административные центры, как укрепления и т.д., здесь же впервые возникнет город, прежде всего, как политический и экономический центр. Это очень важно.

Вот современная городская цивилизация, западная цивилизация, она в основном городская, она в какой-то степени берёт начало именно оттуда. Хотя здесь трудно проследить прямую преемственность. В следующем году, надеюсь, когда я вам буду рассказывать о средних веках, мы будем говорить о средневековых городах. Они в какой-то степени наследники античности, но в значительной степени они возникнут исходя из своих собственных причин и по своим собственным закономерностям будут развиваться. Вот современные города связаны жёстко со средневековыми городами Западной Европы. Но, повторяю, город как таковой возникнет у нас ещё в античности.

Второе, что в этом определении важно – город-государство. Вот это определение подчёркивает очень интересную особенность, интересную особенно для нас. То, что все греческие государства, а полис – это государство, этим же словом обозначается и город, это тоже полис, потому что это в принципе характеризует то, что все греческие государства были очень маленькими. А вот это очень важный момент.

Понимаете ли, конечно хорошо жить в большой, мощной державе, все народы как-то так стремятся быть крупными. Вот нам было хорошо быть 1/6 частью суши. Сейчас мы 1/8 часть суши, это тоже неплохо. Китайская, скажем, империя, империя Александра Македонского, Римская империя, всё колоссальные такие политические образования. Так вот греческие полисы, а мы сегодня же с вами будем говорить о архаическом периоде , в частности будем говорить об одном из самых ярких достижения греческой цивилизации – именно о демократии. Так вот хочу сразу определить, что многие явления, которые и делают античность столь яркой и впечатляющей, были возможны только потому, что эта культура, эта цивилизация развивалась в маленьких политических организмах.

В архаический период (750-480 гг. до н. э.) обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку.

В Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример - керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. На керамике всё чаще изображали сюжетные сцены и растительные мотивы. Особенно развитие живописи на вазах заметно в период поздней архаики, когда получает распространение чернофигурный стиль.

Архитектура Древней Греции в архаический период

Греческое зодчество, уходящее корнями в глубокую древность, отождествляемую Эсхилом с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики. Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному. Если в древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость в храмах. Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только религиозной, но политической и экономической деятельности. Поэтому храмы строили на самых видных местах, нередко на высоких холмах, порой на берегу моря.

Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер. Вход был обычно с востока. Основное помещение — наос, или целла,- располагалось за преддверием — пронаосом. Сзади целлы — в адитоне или опистодоме — хранились дары.

Греческие архитекторы понимали, что соотношение размеров колонн, балок архитрава и фриза играют не только конструктивную роль, но и оказывают то или иное художественное впечатление на человека.
Изменение этих соотношений и породило ордерную систему
(ордер - порядок, строй) — одно из величайших достижений эллинского зодчества.

В VII веке до н.э. возник дорический ордер, почти одновременно с ним — ионический, и лишь в конце V века до н. э. появился ордер коринфский.

В дорическом ордере преобладают четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Здания его строги по своему облику, чувства, выраженные в них, мужественны.

Формы в ионическом ордере более нарядны, колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость в контур архитектурной опоры. Базы колонн часто имеют сложную профилировку. Ионическая колонна будто призвана нести меньшую тяжесть, чем дорическая, в ней больше женственности.

Пропорции коринфских — такие же, как ионических. Разница между ними обусловлена тем, что высота коринфских капителей (верхняя часть колонны) равна нижнему диаметру, и потому колонны кажутся стройнее, а высота ионической капители равна трети нижнего диаметра.

Храмы архаики лучше сохранились на Апеннинском полуострове и в Сицилии, где в богатых и оживленных городах греческой колонии процветали философия, ремесла, искусство. В Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах воздвигались огромные храмы. Особенно полное выражение нашли здесь принципы дорического ордера.

Храмы в Селинунте стояли рядом, и все были дорического ордера. Архитекторам хотя и трудно было сделать их разными, но удалось. Один храм поражал высотой, другой был маленький. У третьего на фасаде выступала двойная колоннада, четвертый имел одинарную.

Представление об архаической архитектуре Великой Греции могут дать постройки в Пестуме, где сохранились храмы Геры и Афины. Храм Геры (”Базилика”), сложенный из квадратов красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн. Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали.

Архаические постройки Балканского полуострова сохранились хуже, чем в Великой Греции. В руинах стоят храм Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, видны лишь остатки фундаментов храмов на афинском Акрополе и огромных ионических диптеров в Малой Азии и на островах.

В эпоху архаики основным материалом строителям служит камень — сначала известняк, затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. Порой элементы, являвшиеся конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят украшать крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого изготовления сначала живописных, а затем рельефных многофигурных композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах.

В архаическую эпоху возникали и решались многие вопросы градостроительства, планировки жилых кварталов, выделения кремля-акрополя, рыночной площади — агоры и общественных зданий. Жилые постройки архаической эпохи были невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно исчезнувшими.

Для нужд государства строились различные общественные помещения: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Сохранились они хуже, чем храмы. В Олимпии и на острове Фазосе известны, в частности, пританеи — учреждения, где пританы — должностные лица — принимали послов, где устраивались торжественные трапезы и горел священный огонь. Большое значение в жизни эллинских городов имели для заседаний советов старейшин булевтерии, один из которых сохранился в Олимпии.

Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.

Храмы эпохи архаики украшены скульптурами мифологических героев и богов. В них греки воплощали свои представления о физическом совершенстве. В качестве средств выразительности использовалась так называемая архаическая улыбка - ограниченная мимика, игривая и не совсем естественная улыбка. Поэтому скульптуры стали напоминать живого человека. Художники в тот период стремились одухотворить образ и наполнить его содержанием. Реализм усиливался благодаря яркой раскраске - дошедшие до нас скульптуры архаики сохранили только следы краски.

Cкульптура Древней Греции в Архаический период

Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Эта особенность выступает в бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, где заметны округлости плеч, бедер, сдержанная орнаментальность волос. Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны — изображения божеств, исполняемые в дереве, редчайшие экземпляры которых были недавно найдены в греческих городах Сицилии.

В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела. Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки. Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.

Стремление показать в скульптуре прекрасного, совершенного человека — победившего ли на состязаниях, доблестно ли павшего в бою за родной город, или силой и красотой подобного божеству — привело к появлению в конце VII века мраморных изваяний обнаженных юношей — куросов. Мускулистыми и крепкими, уверенными в себе представлены Полимедом Аргосским Клеобис и Битон. Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают вперед левой ногой. Желание выразить в скульптуре чувства привело к появлению, так называемой, архаической улыбки. Такая наивная архаическая улыбка трогает черты лица Геры, крупная, высеченная из известняка голова которой была найдена в Олимпии.

Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров Греции — ионических, дорических, аттических — уже в ранние века ее существования, становится особенно заметным в эпоху архаики. В ионических мастерских Балканского полуострова. Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Такова женская головка из Милета. Миндалевидные удлиненные глаза, рисунок тонких губ, сложенных в архаическую улыбку, очаровывают.

В памятниках архаической Малой Азии восток, лежавший рядом, прозвучал по-новому: открывалось светлое понимание красоты мира, эллинское осмысление и воплощение природы и человеческих чувств. Малоазийские и островные скульпторы VI века до н. э. имен которых сохранилось больше, нежели от VII века, брались за сложные задачи, иногда стремясь показать фигуру в быстром движении. В найденной на Делосе статуе Ники, дочери титана Палланта и Стикс, богиня победы показана скульптором Архермом бегущей.

Мастеру с Самоса принадлежит мраморная статуя Геры, державшей в левой руке, очевидно, гранатовое яблоко — символ брака с Зевсом. Монументальностью памятник обязан не размерам, а цельности, компактности образа, напоминающего ствол прекрасного дерева, или стройную колонну величественного храма.

В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит чуть склонив голову, его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз, бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности.

Создания мастеров дорических центров иные. В изваянии Аполлона из Теней подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер. Линии контура не так плавны, как в статуе с Мелоса. Не созерцательность, а активность — тема произведения. Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги. Все в статуе подчеркнуто резко: выпуклые, будто удивленные глаза, рот, сложенный в условную “архаическую” улыбку.

Своеобразны и памятники Беотии. Здесь была найдена известняковая голова Аполлона Птойского, жесткостью линий напоминающая произведения деревянной резьбы. Черты бога просты и наивны, плотно сжаты губы, прямы линии век, однообразны пряди волос. Глаза излучают предельную чистоту духа. В лице светится радость и изумление первовидения мира.

Искусство архаических Афин расцветает при Писистрате. Скульпторы Аттики сдержаннее в декоре, чем ионийские. Их произведения отличаются и от дорических памятников, подчеркивавших в человеке физическую силу. Аттическим мастерам в большей степени присуще стремление передать духовный мир человека, а не только его внешние качества — красивость, силу или чувства. Аттическое искусство уже в VI веке начинает выражать не местные своеобразные, но общегреческие идеалы.

Найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек — кор — поразили мир сохранившейся раскраской: цветными зрачками и губами, яркими одеждами. Девушки показаны в возвышенном, праздничном настроении. Они спокойны и сосредоточенны, взоры всех их устремлены прямо перед собой, но в каждой мастера подчеркнули нечто неуловимо своеобразное и прекрасное. Для создания подобных раскрашенных скульптур использовались краски, слоновая кость, драгоценные камни, золото.
Скульпторы VI века исполняли также из глины крупные по размеру статуи, подобные сидящему Зевсу из Пестума.

В период поздней архаики скульпторы обращаются к сложным пластическим задачам, стараясь показать человека в действии — скачущим на лошади или приносящим на алтарь животное. Например, в мраморной статуе Мосхофора изображен грек с теленком, покорно лежащим на его плечах. Лицо афинянина озарено сиянием радости.

В VI веке до н. э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события и принесенные в дар божеству. Тема смерти глубоко волновала греков. О ней размышляли философы, скульпторы высекали в мраморе надгробные стелы, поэты в стихах выражали свои чувства.

Пропорции высоких и узких надгробий были продиктованы местом их расположения и характером рельефа; одни, с надписями и красивыми розеттами, были увенчаны акротериями, другие завершались фронтонами. На некоторых встречались одноярусные, на других двухъярусные рельефы: вверху высекалась фигура умершего, а внизу его представляли на лошади в бою или на охоте с собакой. Чаще всего изображенные помещались в некотором углублении, как бы в преддверии храма. Работы пелопонесских мастеров (надгробие Хрисафы) отличались как от произведений ионической школы (стелы из Малой Азии и с островов Эгейского моря), так и от выразительных аттических памятников. Своеобразие художественных школ архаической Греции выступало и в этом жанре достаточно отчетливо.

В архаической скульптуре формировалось то пластическое совершенство, которое будет пронизывать классическое искусство. Под резцами мастеров возникали героические образы мужественных юношей — атлетов, пленительные статуи очаровательных девушек, величавые лики богов. Ваятели, интересовавшиеся движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц, композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков.

Живопись и вазопись в Архаический период

Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах, деревянных досках (сцена жертвоприношения из Сикиона), небольших, посвящавшихся богам глиняных табличках пинаках (Афины), стенках глиняных расписных саркофагов (Клазомены), на известняковых и мраморных надгробиях (стела Лисия, стела из Суниона). Но таких памятников найдено совсем мало. Лучше сохранились рисунки на вазах, подвергавшихся обжигу.

В рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Художественно совершенные сосуды изготавливались на Крите, островах Делосе, Мелосе, Родосе и в городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в VII и в начале VI века был город Коринф, а в VI веке — Афины.

В VII веке формы ваз становятся разнообразнее, но заметно тяготение к округлости контуров. Подобное же нарастание сочности объемов происходило в скульптуре и в архитектуре. Тонкие деревянные подпорки сменялись пухлыми с энтазисом каменными колоннами. Усложнялась и техника нанесения рисунков на вазы VII века, богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей — процарапывание.

Изображенные на мелосском сосуде Аполлон с музами и Артемида показаны не так схематично, как в геометрических композициях. В росписях этого времени заметно восхищение мастеров яркой красочностью мира. Рисунки так декоративны и насыщены орнаментами, как гомеровские гимны той порывыразительными эпитетами. В них меньше мужественности, чем в геометрических сценах, но сильнее выступает лирическое начало. Характер композиций на вазах этого времени созвучен поэзии Сафо.

В изяществе узоров пальметт, кругов, квадратов, меандров, спиралевидных усиков выступает аромат природы стилизованной, прошедшей сквозь чувство декоратора — вазописца. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. Орнаментальны контуры людей и животных, узорами старательно заполнены промежутки между фигурами и предметами.

Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах. Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина — ойнохои разделена на фризы — полосы с мерно выступающими на них животными (илл. 37). На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические — сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Дорические черты, не заглушенные восточными влияниями, особенно ярко выступают в Южной Греции — Лаконике. Формы глиняных ваз изысканностью силуэтов напоминают очертания металлических сосудов. В стиле росписей выступают линеарность и графичность, далекие в то же время от условности геометрики. Манера живописи иная, в ней нет гибкости линий родосских рисунков. На сосудах часто изображаются воины или охотники, в композициях много действия и меньше орнаментики, образы лишены безоблачной неги, присущей рисункам островных ваз.

Крупным центром производства ваз в VII веке был торговый город Коринф, на культуру и искусство которого сильно воздействовал Восток. В его мастерских создавались красочные росписи, нередко изготовлялись сосуды причудливой формы в виде головы человека, морды зверя, фигурки животного. Коринфские вазы часто шли на экспорт. Много гончарных изделий в VII веке поставляли Афины. Росписи протоаттических ваз отличаются от протокоринфских меньшей декоративностью, большим развитием сюжета.

Редкими памятниками живописного искусства конца VII века являются глиняные метопы храма Аполлона в Ферме. На одной из них художник трактовал полет Персея, как быстрый бег, избежав скованности, но и здесь он использовал много орнаментов, обрамляя границы метопы розеттами и украшая ими хитон героя.

В вазописи рубежа VII-VI веков изображений арнаментов становится меньше, ему отводится лишь роль обрамления. Растет интерес к сюжетным сценам. Соотвественно, упрощается и цветовое оформление. Выступающий на оранжевом фоне глины контур фигуры заливается черным лаком, все реже к концу VI века используются пурпур и белая краска.

В одной из ранних чернофигурных коринфских росписей, где показана сцена отправления царя Амфиарая в гибельный для него поход против Фив, заметна большая графическая выразительность. Силуэты фигур раскрывают драматизм ситуации и характер персонажей: Амфиарай кажется мужественным, жена его Ерифила — зловещей, сидящий рядом мудрец — скорбящим. Расположенные между основными фигурами мелкие, но тщательные изображения птиц, ящериц, змей, ежика заставляют вспомнить заполнительный орнамент сосудов VII века.

Росписи ваз Южной Греции отличаются от коринфских своей манерой. Военные темы звучат суровее, жестче. В сцене, где показаны воины, несущие с битвы павших товарищей, декоративность отодвинута на второй план сюжетом, силуэтность фигур не смягчена белой краской, процарапанные, обозначающие мышцы линии не гибкие, как на коринфских вазах, а жесткие. Гоплиты подобны куросам в архаической скульптуре. У них такие же широкие плечи и толстые мышцы ног, тонкие талии и узкие щиколотки.

В рисунках ионийских мастеров преобладает лирическая тематика: в характере линий больше гибкости и грации. На дне килика художник изобразил два больших, широко раскинувших ветви дерева и птицелова. Плавные, певучие линии веток и листьев кажутся колеблемыми ветром и хорошо согласуются со сферической поверхностью дна и круговым оформлением композиции.

В росписях аттических вазописцев VI века обращает внимание прежде всего возвышенная гармония, пронизывающая все в произведении — от композиции в целом до деталей образа. Лиричность или героика незримо присутствуют в благородных формах керамики и рисунков. Изображает ли афинский мастер Софил величаво шествующих богов или быстро и горделиво мчащихся на состязании коней — всюду в его линиях воплощены спокойная торжественность и гармония.

Экзекий

В третьей четверти VI века до н. э. работал крупнейший мастер чернофигурной вазописи Экзекий, создавший особенно совершенные и четкие рисунки, то полные покоя, то напряжения. На одной из амфор Экзекия или мастера его круга изображен побеждающий немейского льва Геракл и помогающие ему Афина и Иолай. На близкой Экзекию прекрасной гидрии из Эрмитажа показан Геракл, борющийся с Тритоном, и стоящие рядом Нерей и Нереида. Экзекий, однако, более искусен в композициях, где фигуры спокойны. Для него не красочное пятно, как для коринфских мастеров, а линия — основной элемент выразительности. Особую прелесть составляют процарапанные по черному лаку тонкие узоры. Тщательно украшены орнаментами доспехи воинов, играющих в кости, на ватиканской амфоре, но орнамент уже не заглушает действие, ему отведена подчиненная роль.

В творчестве Экзекия появляются темы, где он обращается к душевным страданиям человека. На амфоре из Болоньи мастер изображает героя Троянской войны Аякса, не получившего доспехи Патрокла и решившего покончить с собой. О его переживаниях рассказывает Гомер устами Одиссея, спустившегося в царство Аида. Не только жалок, но и страшен в рисунке Экзекия силуэт человека, старательно и деловито готовящегося к смерти. Отчаяние и скорбь выражены не в лице Аякса, они выступают в изгибах линий, в очертаниях контуров. Ствол пальмы надломлен, ее ветви поникли, склонено и копье могучего героя с трагической судьбой. Это одна из самых замечательных по своеобразию и сложности росписей архаического периода.

Венцом творчества Экзекия является изображение на дне килика бога вина Диониса, возлежащего в ладье. Один из древних гомеровских гимнов повествует о превращении Дионисом в дельфинов пленивших его морских пиратов:

“Ветер парус срединный надул, натянулись канаты,
И свершаться пред ними чудесные начали вещи.
Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели.
и жестокой судьбы избегая, поспешно
Всей гурьбой с корабля поскакали в священное море
И превратились в дельфинов. “.

Экзекий показывает вокруг корабля упругие тела гибких дельфинов, мачту, обвитую виноградными лозами с тяжелыми гроздьями плодов, белый парус, наполненный ветром. Ощущение движения ладьи по морю создается не только изображением огромного паруса — большинство дельфинов плывут в том же направлении, и виноградных кистей, две из которых слегка отклонились вправо, больше на той стороне, куда скользит ладья. Композиционное мастерство Экзекия достигает здесь вершины, когда нельзя ничего ни убрать, ни прибавить.

Тяга к изящному приводит к появлению в эти годы киликов мастера Тлесона, на внешней поверхности которых изображалась одна лишь фигурка — птица, какое-нибудь животное или человек. Росписи Тлесона воспринимаются как тонко исполненные миниатюры, в лаконизме которых кроется особенная изысканность.

Архаический период в истории Древней Греции (750-480 гг. до н. э.) занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики - это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Экономика и общество архаического периода

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат - появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях - города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее - например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» - приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода - Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном - берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия - города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса – небольшого города-государства: несколько селений вокруг одного городского центра общей площадью в среднем 100–200 кв и с населением в 5–10 тыс. чел. (из них граждан 1–2 тыс.). Город являлся местом общественно значимых событий – религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).

Культура архаического периода

Подробная статья —

Керамика и вазопись . Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура. Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Скульптура. Формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

В этот период (VIII в. -- 480 г. до н. у греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. -- времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время: формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология. Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все -- и люди, и боги. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры -- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры -- спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские -- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года. В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности -- натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624--546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585--525 до н. э,) -- воздух, Анаксимандр (ок. 611--546до н. э.) -- анейрон (беспредельное). Пифагор (ок. 540--500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до н. э,), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540--480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытии. Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610-- ок.-580 до н. э.), Алкея (рубеж VII -- VI вв, до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1я пол. VI в, до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня; которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры -- обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры -- храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Архаический период

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архаический период
Рубрика (тематическая категория) Литература

Долитературный периоод

Форма фольклора першедшая в лит-ру

Греческая мифология. Миф фиксирует явление, этап развития. Несет отголоски общинного строя. Распространяется понятие ʼʼпуть герояʼʼ

Жанры: дедактических, героических, генеологических эпосах, поэзия, романы, трагедии, мифографическая лит-ра

Сказка - носит подчеркнуто невероятный характер.

Особенности греческой: почти нет образцов, кроме сюжета от Амуре и Психее. (2 век до н.э.) в римской лит-ре. Пренебрежение к сказке.

Элементы сказки: эпос, классическая комедия(в сюжетах, где речь идет о герое, кот. Спускается в Аид, место где жизнь идет по идеальному принципу, резко отличающейся от действительности)

Песни трудовые и обрядовые

Трудовые В эпосах, эпиграммах, лирике, комедиях.

Обрядовые в героичском эпосœе и ранней греческой лирике.

Загадки, афоризмы, пословицы - малая форма фольклора

Басня сохранила в себе черты архаической эпохе. Ее героями чаще всœего были животные и птицы. Использовались для иносказания, объяснения чего-либо, превратилась в элемент социальной борьбы между аристократией и народными массами.

Самая ранняя относится в 8 веку до н.э. Гесиод ʼʼБасня о соловье и ястребеʼʼ

5 век до н.э. Появление сборника греческих басен Эзопа. Включает в себя около 400 басен разных веков 7-4 веков написания. Переведен в 1 веке н.э. Федром, стал частью Римской культуры. Басни Барбия 2 век н.э. Лафантен Франция (17 век), Крылов (цепочка перехода басен из одной культуры в другую)

Хронология. Начался с эпических поэм(героического эпоса).

Создаются на базе мифологического сюжета (не совпадает с мифологическим циклом, лишь эпизод) Отразил устную традицию долитературного периода.

Троянский цикл начало ссора трех богинь, конец возвращение и судьба выживших героев Троянской войны

Гомер (проблемы посвященных подлинности личности Гомера, его время жизни и автортав получил название Гомеровский вопрос. 2 этапа: в Античности(Считался реальным человеком, автором ряда произведений Иллиады, Одиссеи, Гомеровских гимнов, Некоторые Киклических поэм, ранние эпиграммы) (Основные вопросы: время жизни Гомера(2 пол. 10 века до н.э или 9 век до н.э. Или 9-8 века до н.э.); место рождения (около 20 полисов Малоазийские города (Колофон, Смирна, о. Хиос, Аргос, Афины)), насколько реальны описанные Гомером путешествия), в наше время).

Место создания поэмы Иония (область Малой Азии). В корне ионийский диалект.

Гегзаметр - размер, которым пишут эпические произведения. Стал обязательным, как и ионийский диалект.

Исполнялись аэдами под лиру или кифару.

В 6веке до н.э. Аэдов сменили рапсодов (исполнители)

Гомериды - рапсоды с острова Хиос, вели свой род от Гомера

Распространение Гомеровских поэм. Балканы, потому что в греческой вазописи были отражены эпизоды Илиады и Одиссеи. В 6 веке до н.э. Появление состязаний рапсодов по героическому эпосу. Песестрат повелœел провести в Афинах запись Гомеровских поэм для состязаний рапсодов. Афинская версия.

Драматурги относились к Гомеру, как к богу.

Появления критики произведений Гомера в 6 веке до н.э. Толкование эпизодов поэм Гомера, с точки зрения реальности происходящего.

В 5 веке до н.э. Геродот и Фукидит всœерьез рассматривали тексты Гомера.

Ксенован из Колофона поэт, философ первым обратился с критикой к Гомеру за снижения образа богов, за их изображение как людей (Платон развивает эту тему)

Самая злобная критика Гомера в ʼʼБиче на Гомераʼʼ Зоила из Амфиполя (Заилова критика)

В эпоху элинизма образуется Александрийская библиотека. С 3 века до н.э. Происходит изучения рукописей ранних греческих и Гомера, привлекающих ученых Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. В библиотека собрано множество версий рукописи Гомера. Названы по месту нахождения.

Систематизация текстов, попытка убрать новых выдуманных персонажей, уничтожение несостыковок, выявление самого раннего варианта. Арист. Самофр.
Размещено на реф.рф
Пытался вернуть Гомеровскому тексту изначальный смысл. Сома (тело, но потом труп) Фобос (страх, позже бегство)

Разбили на песни для того, чтобы было удобнее хранить. Заглавие по буквам алфавита.

Современные перевод основываются на версии Аристарха Самофракийского.

3 век до н.э. Геланник и Ксенон Хоризонты(разделители) проанализировав тексты нашли разные трактований образов и событий и сказали о том, что Илиада и Одиссея написаны разными авторами. Подверглись критике Аристарха Самофракийского (заявил, что возможно это из-за разных версий или из-за изменения возраста и взглядов Гомера)

Дошли в виде схолий(комментариев к Гомеру)

Самая ценная версия - Веницианская 10 век до н.э.

В Новое время гомеровский вопрос:

В 16 веке первая дискуссия ʼʼСпоры старых и новыхʼʼ между поклонниками эпического таланта Гомера и поклонниками Вергилия. Споры о том, кто лучше. В основном во Франции (негласно победил Гомер)

1664 год Фрнсуа Добеньяк защитил диссертацию об Илиаде, в которой заявил, что Гомера не существовало. Гомер не имя собственное, а термин ʼʼслепойʼʼ относился к ранним поэтам-сказителям, обозначал аэда или группу аэдов. Илиада - собрание песен нескольких певцов. Собрание песен слепых певцов. Откуда тогда единство текста? Причина всœему редакция 6 века до н.э.

1715 год - издание диссертации Добеньяка

1713 год - труд Бентли, который не отрицал существования Гомера, но говорил, что в основу Илиаду положены песни нескольких певцов, а Гомер их отредактировал

1795 год - Фидрих Авгут Вольф из дал ʼʼВведение к Гомеруʼʼ. Утверждал, что не существовало единства поэмы и общего текста͵ письменности еще не было, а в устной форме небольшие песни, созданные несколькими аэадами. Не отрицал Гомера, но это лишь один из аэдов, остальные имена стерлись из памяти. Поэмы соединœены из песен искусственно.

1. Теория малых песен (Карл Лахман) пытался найти первоначальные составные части.

2. Унитарная или теория Единства (Генрих Нич) говорил о том, что тогда уже была письменность и считал, что Одиссея и Илиада единые поэмы. Считал Гомера реальной личностью, одинм из аэдов, который принимал участие в создании и придал единство.

3. Теория основного ядра (Джордж Гротт) Гомер был, но им были написаны две небольшие поэмы праилиада и праодиссея, а в 6 веке до н.э. они были расширены другими аэдами.

Героический эпос написан на базе мифа, кроме некоторых поздних. В корне Илиады и Одиссеи положены эпизоды Троянского мифологического цикла. Содержание посвящено не герою, а действию. Поэма не об Ахилле, а о гневе Ахилла.

Илиада - военная поэма. Посвящена второй части цикла, ходу Троянской войны, последнего года осады Трои. Есть подробный список всœех героев. В последствии становится обязательным (на базе каталога кораблей Илиады) Самое главное - описание войны. Война показана через отдельные поединки и подвиги героев, а не через крупные батальные сцены. Подробное описание оружия.

Складывается образ гомеровского воина. Война из основное занятия, ради славы потомков, добычи

Одиссея - послевоенная поэма, с описанием мирной жизни. Война воспоминания.

Множество описаний пиров, на которых можно увидеть и фигуру аэда.

Показаны женщины: Елене, Пенелопа, Кирка. Показан домашний быт и работа женщин. Множество трудовых и обрядовых песен.

Элементы сказки.

Завершается поэма возвращением и расправой с женихами.

Основные черты героического эпоса Гомера: большой размер поэмы, обязательно о прошлом, обычно давнего прошлого; речь идет от лица автора, происходит наслоение эпох из-за того, что быт и обряды берет из современной ему эпохи; обязательное участие Олимпийских богов, сцена собрания богов и активное их участие в жизни героев; отсутствие авторской позиции на события и персонажей, объективное изложения, автор не анализирует, не судит, лишь повествует; нарочитая архаизация, удревление терминов и обрядов, подробные описания предметов, оружия, быта͵ сами герои богоподобны, сильные, красивые; ретардация - подробное описание предмета или события (своеобразная вставная конструкция); повторы наиболее важных событий в несколько строк одними и теми же словами; эпитеты(показывает отношение к герою) твердо закрепившееся за героями определœения, должна быть огромное количество; эпитеты богов связаны либо и их функциями либо с культовыми прозвищами; сравнения связаны с действиями, а не с человеком или вещью, имеют самостоятельное значение, используются для эмоционального воздействие на слушателя, связаны со стремлением к наглядности; хронологическая несовместимость отдельных событий (автор не может показать одновременность двух действий, в связи с этим перескакивает с описания одного события на другое (поединок Париса и Менелая и Елена с Приамом обсуждают ахейских воинов)); неравномерность описания событий(связано с устным созданием поэмы. Подготовка к действию описывается дольше, чем само действие); общие места (трафаретные стихи, показывающие повторяющиеся действия (восход, заход, приход, уход героя)2-3 строчки)

Язык гомеровских поэм:

Сформировались в Ионии. Написана литературным языком(самый ранний греческий литературный) оторван от греческой разговорной речи, практически не отражал его. Метонимия - замена одного слова двумя или тремя другими, сходными по значению (копье - острая медь).

Плеоназм - обилие синонимов, бросающееся в глаза (он слово сказал и промолвил).

Гекзаметр 6-ти стопный стих, созданный для героического эпоса. Каждая строка начинается с долгого слога. Стал обязателœен для всœей эпической поэзии.

Гомеру приписывался еще ряд произведения, к примеру, Гомеровские гимны. Обращение к Олимпийским богам (34 обращения). Гимн здесь понятие условное, миниэпосы. Тоже на ионийском диалекте в явном подражании Гомеру(эпитеты, трафаретные стихи). Темы: рождение богов, описание подвигов и битв богов. Возможно использовались на состязаниях рапсодов как вступление. ʼʼНачав с тебя перейду я к иной песнеʼʼ значилось в конце каждого гимна. Созданы (7(1-5 Аполлону(2), Деметре, Афродите, Гермесу)-5(богу Пнау) века до н.э.). Традиционное изображение богов, описаны с точки зрения вознесения образов богов(сильные, могучие, прекрасные).

Еще приписывается ряд киклических поэм(киклы) кикл - ʼʼкругʼʼ. Практически не сохранились (8-6 века до н.э.).Были собраны Александрийскими учеными. Замыкали круг какого-тот большого мифологического цикла (Троянский цикл. Начало с Киприи, Илиада, Эфиопия(на помощь троянцам приходят Амазонки и войско эфиопского царя Мемнона, завершается смертью Ахилла) Малая Илиада(погребение Ахилла и спор за его доспехи (между Одиссеем и Аяксом Таламанидом) Разрушение Илиона (Фелоктет убивает Париса, Троянский конь и пожар Трои) Поэмы Возвращения (Одиссея, о Агамемноне, Менелае, Аяксе малом, Нестора, Деамеда, Неаптолена, сына Ахилла) Фиванский цикл (Эдиподия, (о убийстве Эдипом отца)Фиваида(борьба за власть), Эпигоны (второй поход против Фив), Алкмеонида (поход Алкмеона на Фивы)). Киклы не имели единства, имели несколько сюжетных линий. Авторы старались включить как можно больше персонажей. Изучались ранними историками лагографами с точки зрения истории, использовали в кач-ве подтверждения разных истор.
Размещено на реф.рф
событий.

Пародия на героический эпос. (9-7 века до н.э.) писались на ионийском диалекте, гекзаметром с классическими гомеровскими эпитетами и сравнениями, но герои присутствуют в другом контексте (Маргид(7 век до н.э. плохо сохранилась. В центре пародии трусливый, жадный обжора, кот. не хочет воевать, но прославляет себя как героя) и Война мышей и лягушек (5 век до н.э. Пародия на Илиаду)

Переводы Гомера в русской лит-ре:

12 век упоминание в рукописях митрополита Клемента Славятича.

17 век первыепереводы были связаны с Войной мышей и лягушек, а не с Илиадой и Одиссеей.

18 век фрагментарный перевод Тредьяковского, Ломоносова. Попытка создания русского гегзаметра

1760 год Константин Кондратович впервые перевел Илиаду с латинской версии. Не опубликован.

1820-30 первый прозаический перевод Дмитрий Лыков

1829 перевод Гнедича 20 лет переводил. Подошел как исследователь, совместно с историками. Пытался точно передавать обычаи, вооружение, одежду, термины. Архаизация языка. Переводил фрагментами и песнями, представляя перевод в журналах и салонах. Открыл для России античную литературу

1842-49 перевод Одиссеи Жуковским. Переводил не зная греческого языка. Заказал подстрочник и придал этому подстрочнику поэтическую форму. Вольный перевод поэмы.1850-е годы. Василий Ордынский предпринял попытку перевести Илиаду языком былин

1896 ᴦ. Николай Минский новый перевод Илиады более современным языком, но считалось, что он уступает Гнедичу.

Вересаев 19-20 века. Илиада, на базе перевода Гнедича. Привлекает историков и фольклерисов. Переводит Одиссею.

Архаический период - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архаический период" 2017, 2018.