Скульптура и вазопись архаики древней греции презентация. Курсовая работа архитектура и скульптура архаического периода искусства древней греции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Периодизация древнегреческого искусства Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Эллинизм (334 г. до н. э.-30 г. до н.э.)

3 слайд

Описание слайда:

Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Эпоха получила название по виду вазописи. Древнегреческая вазопись - декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

4 слайд

Описание слайда:

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, начинают использоваться инструменты - циркуль, линейка. В расцвет геометрики преобладают в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры - меандры (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию), зубцы, треугольники, волны, сетки. РАЗНОВИДНОСТИ МЕАНДРА

5 слайд

Описание слайда:

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака. В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз - проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Крупных скульптур не сохранилось. Малые разделяют на несколько стилей: стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г.до н.э

6 слайд

Описание слайда:

В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля - с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Схема древнегреческого храма типа мегарон

7 слайд

Описание слайда:

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Храм Посейдона Следующий период в истории Греции носит название "архаика". Эта эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э., - время формирования греческих городов-государств. Бурное развитие этих городов способствовало расцвету культуры и искусства. В VII-VI вв. до н.э. распространяется греческая письменность, процветают науки - математика, медицина, астрономия, возникает философия. Рост городов (полисов) в первую очередь отразился на развитии монументального зодчества. Храм, в котором ставились статуи богов, стал основным типом общественного здания и главенствовал в застройке города, располагаясь на его центральной площади. На ней обычно проходили народные собрания, религиозные празднества. Вокруг греческого храма была сосредоточена вся жизнь полиса и его граждан. Именно поэтому архитектуре храма уделяли огромное внимание.

8 слайд

Описание слайда:

Уже в VII в. до н.э. архитекторы разработали систему соотношения между несущими и несомыми частями здания. Эта система, которая легла в основу архитектуры всего западного мира, получила название ордер. Ранними ордерами считаются "дорический" (он складывался на Пелопоннесе и в Великой Греции, т.е. в греческих колониях Сицилии и юга Италии) и "ионический", родившийся на побережье Малой Азии. Храмы греки строили из тесаных кубов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Архитектурные детали построенного храма подкрашивали разными цветами, так же как и отдельные элементы скульптуры.

9 слайд

Описание слайда:

Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат. Ее ствол украшало множество желобков-каннелюров. Завершала колонну простая капитель, состоявшая из круглой каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной плиты (абак). Над колоннами находился антаблемент, состоявший из трех частей. Непосредственно на колоннах лежал архитрав, на нем - фриз из чередующихся прямоугольных плит (метопы) и вертикальных плит с желобками (триглифы). Над фризом располагался карниз. Передний и задний фасады храмов украшали треугольные фронтоны, в которых обычно помещали скульптуры. Ионический ордер отличался большей легкостью и изяществом пропорций. Колонна опиралась на базу, а венчавшая ее капитель имела два завитка - волюты.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным типом греческого храма был периптер. Такой храм стоял на высоком подиуме, его центральный объем (наос) окружали колонны дорического или ионического ордера. Внутреннее пространство храма (наос, или целла) двумя рядами колонн делилось на три нефа. В среднем нефе, у противоположной от входа стены, стояла статуя бога. Один из наиболее значительных храмов архаической эпохи - храм Аполлона в Коринфе второй половины VI в. до н.э. Это дорический периптер с шестиколонным портиком. Его приземистые пропорции характерны для раннего дорического ордера. Портик - образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

12 слайд

Описание слайда:

Данный период был и временем рождения прославленной греческой пластики. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Образ прекрасного человека нашел свое воплощение в статуях юношей, так называемых куросах.

13 слайд

Описание слайда:

КУРОС (греч. kú ros – юноша) В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона, и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний. Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт, одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

14 слайд

Описание слайда:

КОРА (греч. kó rē – девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку.

15 слайд

Описание слайда:

Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, глаза и брови - черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц.

16 слайд

Описание слайда:

Наряду с архитектурой и скульптурой вазопись является в период архаики наиболее развитой областью художественной культуры. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика. Гидрия чернофигурная Кратер чернофигурный

17 слайд

Описание слайда:

Позднее мастера, стремясь передать пространство, объем и движение, меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурная роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.

18 слайд

Описание слайда:

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в позднейший классический период становятся более реалистичными. Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Архаический период, во время которого была создана система архитектурных ордеров, положил начало греческой пластике и живописи, определил пути дальнейшей эволюции эллинской культуры.

19 слайд

Описание слайда:

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Следующий, классический, период в истории Древней Греции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V-IV вв. до н.э. - временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многом было обусловлено становлением там демократии. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

20 слайд

Описание слайда:

Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Идея осознания себя гражданами полиса, а не просто его жителями отразилась в первую очередь в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила, трагедии которых способствовали успешному развитию греческого театра. Во многом именно последний, будучи общедоступным, воспитывал патриотизм и гражданственность.

21 слайд

Описание слайда:

В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э.

22 слайд

Описание слайда:

Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, но его лицо с глазами из цветного камня обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса. Дельфийский возничий в хитоне

23 слайд

Описание слайда:

В период ранней классики мастера V в. до н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры и скульптуры. И та, и другая выступают как совершенно равные, дополняющие друг друга искусства. Скульптурный декор фронтонов храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.) - лучший тому пример. На одном из фронтонов была изображена сцена состязания Пелопса и Эномая, которые положили начало Олимпийским играм. Сюжетом композиции на противоположном фронтоне послужила битва героев с кентаврами.

24 слайд

Описание слайда:

В центре фронтона находится высокая фигура Аполлона. По сторонам от него - кентавры, сражающиеся с героями. Лица последних - спокойные и мужественные - демонстрируют силу духа и уверенность в победе. Весь замысел скульптурной композиции символизирует победу разумного начала, воплощенного в Аполлоне и греческих героях, над необузданными силами природы в лице кентавров. Композиционное решение скульптурных групп очень продуманно. Драматизм постепенно нарастает к центру, и вдруг Аполлон своим властным жестом как бы усмиряет этот хаос.

25 слайд

Описание слайда:

Великим достижением греческой классики, несомненно, является искусство рельефа. Самое знаменитое произведение этого вида пластики - рельеф "Рождение Афродиты" (470-460 гг. до н.э.). Это целая композиция, состоящая из трех рельефов, выполненных из паросского мрамора. На центральном изображен сам момент рождения богини из морской пены. Две девушки поддерживают Афродиту, прикрывая ее тело тонкой струящейся тканью. На одной из боковых плит изображена обнаженная девушка, играющая на флейте, на другой - женщина, сидящая в такой же позе и задрапированная в длинную одежду, возжигает курильницу в честь Афродиты

26 слайд

Описание слайда:

Середина и третья четверть V в. до н.э. - это период, когда творили ведущие мастера греческой пластики - Мирон, Поликлет и Фидий. Их произведения дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I-II вв. н.э. Самая прославленная работа Мирона - "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.). Мирона волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Скульптор передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы.

27 слайд

Описание слайда:

В отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции - красоту, лица - одухотворенность. V в. до н.э. Бронза. Древняя Греция. Копьеносец (Дорифор).

28 слайд

Описание слайда:

Одной из вершин мировой художественной культуры является архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя, строительство которого связано с именем Фидия. На скале Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели множество общественных зданий, которые были уничтожены во время греко-персидских войн.

29 слайд

Описание слайда:

В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления Перикла, Афины украшаются новыми величественными постройками, в том числе самой значительной из них - ансамблем Акрополя

30 слайд

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Монархический строй эллинистических государств. Создание художественных школ в скульптуре. Скульпторы эллинистической эпохи. Искусство Поликлета, Пифагора Регийского и Фидия. Скульптура архаического периода. Влияние мифологии на мировую культуру.

    презентация , добавлен 26.11.2011

    Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции. Религия в жизни и культуре древних греков. Описание механизма ограничения в агональную культуру. Основные периоды храмового зодчества Древней Греции. Элементы греческого архитектурного ордера.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Культура Древней Греции. Культура эллады в XXX-XII вв. Зодчество. Искусство вазописи. Литература. Письменность. Религия. Культура "темных веков" (XI-IX вв.). Культура архаического периода (VIII-VI вв.). Греческая классика. Обособление наук.

    реферат , добавлен 13.05.2006

    Понятие античной культуры. Этапы развития культуры Древней Греции, ее принципы мировоззрения. Основные черты крито–микенской культуры (эгейской). Шедевры гомеровского периода, произведения искусства и архитектуры эпохи архаики. Греческая ордерная система.

    презентация , добавлен 11.04.2014

    История и этапы развития архитектуры Древней Греции. Ионический и дорический стилистический поток. Особенности планирования городов. Общие композиции. Древнегреческая скульптура. Сравнительная характеристика архитектуры храма Парфенона и храма Эрехтейона.

    реферат , добавлен 20.12.2016

    Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации. Особенности и роль крито-микенской культуры. Нашествие дорийцев и развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры. Культура периода архаики. Политическая жизнь Греции в V в. до н.э.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Культура Эллады XXX-XII ВВ. Культура "темных веков" (XI-IX вв.) и архаического периода (VIII-VI вв.): религия, философия, зодчество и скульптура. Греческая кульура в V веке: религия, философия, литература, театр, изобразительное искусство и архитектура.

    Класс: 10

    Презентация к уроку





































































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: способствовать формированию знаний учащихся о художественной культуре Древней Греции.

    Задачи:

    • дать представление о характере древнегреческой архитектуры и скульптуры;
    • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре; рассмотреть их виды;
    • выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;
    • воспитывать интерес к культуре других стран;

    Тип урока: формирование новых знаний

    Оснащение урока : Г.И. Данилова МХК. От истоков до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Подготовка к восприятию новой темы

    III. Изучение нового материала

    Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

    Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

    Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

    На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3

    Архитектурный облик древней Эллады

    “Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5

    Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.

    Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7

    В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.

    Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. СЛАЙД 8-9.

    Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка. СЛАЙД 9-11

    Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

    Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14

    Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15

    Афинский Акрополь

    V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это время - время правления вождя афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16

    Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел

    Акрополь. СЛАЙД 17

    Акрополь – в переводе с греческого “верхний город”. Располагался на холме. Здесь строили храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе руководил великий греческий архитектор Фидий. Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он возродил это колоссальное творение. Все храмы возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18

    СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план Акрополя, с подробным описанием памятников архитектуры и скульптуры.

    На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40

    Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись.

    В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42

    Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

    Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3 м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45

    Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46

    Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек - самое совершенное создание природы.

    Изображения людей у художников и скульпторов Греции начинают оживать, двигаться, они учатся ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в полушаге. СЛАЙД 47-49

    Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются: Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50

    Мирон самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей. СЛАЙД 51

    Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль.

    Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52

    Поликлет - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат “Канон”, где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Разработал своего рода “математику красоты”. Он внимательно всматривался в красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая которые можно построить правильную, красивую фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета – “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.). Считалось, что скульптура создана на основе положений трактата. СЛАЙД 53-54

    Статуя “Дорифор”.

    Прекрасный и могучий юноша – видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече.В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим. СЛАЙД 55

    Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57

    Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”. СЛАЙД 58-59

    Скульптурные шедевры эллинизма.

    На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание внутреннего мира человека. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Среди скульптурных шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора, Полидора. СЛАЙД 60-61

    Античная вазопись.

    Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина, кратеры – для смешивания вина с водой, лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний. СЛАЙД 62-64

    Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли “черным лаком”.Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины. Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. СЛАЙД 65-68

    Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69

    IV. Закрепление пройденного материала

    V. Домашнее задание

    Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

    VI. Итог урока

    КУРОСЫ и КОРЫ КУРОСЫ (АРХАИЧЕСКИЕ АППОЛОНЫ)– мужские фигуры (юношей), изваяние обнаженных фигур, наглядное воплощение идеала мужской красоКУРОСЫ и КОРЫ
    КУРОСЫ
    (АРХАИЧЕСКИЕ
    АППОЛОНЫ)– мужские
    фигуры (юношей),
    изваяние обнаженных
    фигур, наглядное
    воплощение идеала
    мужской красоты,
    молодости и здоровья

    Куросы похожи друг на друга: прямостоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль те

    Куросы похожи друг
    на друга:
    прямостоящие
    статичные фигуры с
    выставленной вперед
    ногой, руки со
    сжатыми в кулак
    ладонями вытянуты
    вдоль тела. Черты
    лица лишены
    индивидуальности.

    ФИГУРЫ КОР – фигуры девушек – воплощение изысканности и утонченности. Позы также статичны и однообразны. Характерная деталь – на лицах за

    ФИГУРЫ КОР –
    фигуры девушек –
    воплощение
    изысканности и
    утонченности. Позы
    также статичны и
    однообразны.
    Характерная деталь –
    на лицах загадочная
    улыбка.

    ВАЗОПИСЬ древнейшие вазы (амфоры) из г.Дипилона (VIII в. до н.э.) Огромные вазы (1,5 м) устанавливались в качестве надгробных памятников. Поверхно

    ВАЗОПИСЬ
    древнейшие вазы (амфоры) из
    г.Дипилона (VIII в. до н.э.)
    Огромные вазы (1,5 м)
    устанавливались в качестве
    надгробных памятников.
    Поверхность покрывалась
    орнаментом в виде кругов,
    треугольников, квадратов,
    ромбов – такой вид орнамента
    называется Геометрический

    Абстрактные изображения воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм круговог

    Абстрактные
    изображения воинов,
    мужчин, женщин,
    колесниц, птиц и
    животных наносились
    поясами неравной
    величины и передавали
    ритм кругового
    движения, подчиненного
    форме гончарного
    изделия

    ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ ВАЗОПИСИ изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность (период ранн

    ЧЕРНОФИГУРНЫЙ
    СТИЛЬ ВАЗОПИСИ
    изображения с обозначенным
    контуром стали наносить густым
    черным лаком на глиняную
    поверхность (период ранней
    классики). Орнамент органично
    сочетался с
    многофункциональными сценами.
    Вазоны становятся меньше, строже
    и изящнее по форме. На смену
    ритуальным геометрическим
    символам приходят
    мифологические сюжеты.

    ЭКСЕКИЙ (третья четверть VI в. до н.э.) –крупнейший мастер чернофигурной керамики. Любимые темы – мифологич. Сюжеты, подвиги Геракла, сцены и

    ЭКСЕКИЙ (третья
    четверть VI в. до н.э.)
    –крупнейший мастер
    чернофигурной
    керамики. Любимые
    темы – мифологич.
    Сюжеты, подвиги
    Геракла, сцены из
    «Илиады»

    Подлинный шедевр Эксекия – амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости

    ВАЗОПИСЬ КРАСНОФИГУРНОГО СТИЛЯ (период ранней классики) - свободные от изображения части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили

    ВАЗОПИСЬ
    КРАСНОФИГУРНОГО
    СТИЛЯ (период ранней
    классики) - свободные от
    изображения части вазы
    покрывались черным лаком,
    а фигуры обводили
    контуром и оставляли
    незакрашенными. Внутри
    красного силуэта тонким
    пером прорисовывали
    линии, передающие черты
    лица, прическу, складки
    одежды.

    В период классики широкое распространение получила СКУЛЬПТУРА Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал МИРОН (серед. V

    в.
    до н.э.)
    - Его работа
    «Дискобол»

    Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения ПОЛИКЛЕТА (вторая половина V в. до н.э.) его излюбленный образ – стройн

    Настоящим гимном
    величию и духовной мощи
    Человека стали
    произведения
    ПОЛИКЛЕТА (вторая
    половина V в. до н.э.) его
    излюбленный образ –
    стройный юноша
    атлетич.телосложения,
    которому присущи «все
    добродетели»
    -Его работа «Дорифор»

    ХИАЗМ – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.

    К концу V в. до н.э. монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Главные темы скульпторов – страст

    К концу V в. до н.э. монументальные
    героические образы уступили место миру
    чувств и переживаний человека. Главные
    темы скульпторов – страсть и грусть,
    мечтательность и влюбленность, неистовство
    и отчаяние, страдание и горе.
    Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.), Пракситель
    (ок. 390-330 гг. до н.э.), Лисипп (370-300 гг.
    до н.э.), Леохар (середина IV в. до н.э.)

    СКУЛЬПТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ ЭЛЛИНИЗМА

    Главное в скульптурах периода эллинизма: -взволнованность и напряженность лиц; - экспрессия движений; -вихрь чувств и трагизм переживаний; -

    мечтательность персонажей, их
    гармоническое совершенство и
    торжественность.

    Урок № 8

    МХК-10

    Изобразительное искусство Древней Греции

    Д.З.: Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91

    Ред.: А.И. Колмаков


    ЦЕЛИ УРОКА

    • дать представление об изобразительном искусстве Древней Греции; научить выделять особенности разных типов и периодов изобразительного искусства (архаики, классического стиля, эллинизма);
    • развивать навыки художественного анализа;
    • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

    ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

    • архаика;
    • классический стиль;
    • эллинизм;
    • куросы;
    • коры;
    • вазопись;
    • Фидий, Поликлет, мирон, Скопас;
    • чёрнофигурная и краснофигурная вазопись

    Универсальные учебные действия

    • описывать шедевры скульптуры и вазописи;
    • соотносить произведение скульптуры с определенной культурно-исторической эпохой;
    • характеризовать особенности и творческую манеру индивидуального авторского стиля;
    • готовить сообщения о творчестве греческих ваятелей;
    • выполнять эскизы росписей ваз и других предметов обихода в художественных традициях древнегреческих мастеров;
    • проводить сравнительный анализ античной пластики со скульптурными произведениями древнего Египта;
    • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений изобразительного искусства древней Греции

    Проверка знаний

    • Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
    • Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
    • Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
    • Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет изобразительное искусство Древней Греции?


    подвопросы

    • Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры. Шедевры и мастера вазописи. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластики и живописи. Чернофигурная вазопись.
    • Изобразительное искусство классического периода. Краснофигурная вазопись. Расцвет искусства скульптуры. Мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры.
    • Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов

    Архаика

    АРХА́ИКА (от греч. archaikos - старинный, древний), в искусствознании - ранний период древнегреческой культуры.

    Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического.

    • Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была составной частью религиозного культа.
    • Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях.

    Архаика. Скульптура

    Это мужские фигуры куросов (т.е. юношей) устанавливались вблизи храмов. Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.


    Женские фигуры - коры (т.е. девушки). Их позы однообразны и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами , разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка .


    Классический период

    • В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
    • Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.

    Классический период в истории Древней Греции принято исчислять с конца VI века до 338г. до н. э. Этот в общем-то недолгий двухсотлетний период тем не менее знаменуется наивысшим расцветом древнегреческого общества во всех сферах жизни.


    • Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме…

    Фидий

    Афина Парфенос

    • Знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания - 447-438г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.


    Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм.

    Мирон

    В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобол а - юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

    Афина

    Дискобол

    Марсий


    Амазонка

    Поликлет

    Дорифор

    Диадумен

    В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом ; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.


    • В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции.
    • Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству.
    • Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.

    Скопас - скульптор 1 пол.IV в до н. э.

    Потос

    Менада

    • Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

    По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э . Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.

    Гермес с младенцем Дионисом

    Венера

    Аполлон Сауроктон


    Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

    Гермес,

    надевающий сандалии

    Апоксиомен

    Геракл


    Скульптурные шедевры элинизма

    Харес из Линдоса.

    Колосс Родосский.

    • Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов ( Колосс Родосский ). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана . Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея

    Высота 32 м.

    Нач. III в. до н.э.

    При входе в гавань

    города Родос.

    Ника

    Самофракийская


    Агесандр, Полидор и Атенодор «Гибель Лаокона и его

    сыновей». (40 г. до н.э.).

    Сюжет произведения

    заимствован из легендарных

    сказаний о падении Трои.

    Лаокоон а, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. Страдание на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают безмолвный протест против несправедливости богов, фатума.


    Бюст Сераписа

    Камея Гонзага.

    • Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).

    Живопись

    Греческая живопись представлена главным образом вазопись ю. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.

    Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов ( геометрический стиль ).

    Рисунки с изображением фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.


    Живопись

    была

    широко

    распространена

    в Древней Греции

    в виде фресок и росписей на вазах

    Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах.

    Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. ...Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики.

    Художники славились, уважались и почитались народом. Самые профессиональные художники даже начали подписывать свои произведения, чего ранее никто не делал.






    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я научился…
    • Я смог…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…

    • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
    • Лебедь С.Г., учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ, автор содержательной части презентации