Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании. Стилизация растительных форм Стилизация природных форм выполнения художественной обработки материалов

Урок Дизайн-проектирование.

Тема: "Стилизация простых природных форм".

Тип урока: - изучение нового материала Форма: традиционная

Цель урока:

Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование знаний о силуэтной графики;

Формирование умений и навыков выполнения изображения стилизованных природных форм.

Развивающие:

Развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;

Развитие внимания, мышления, памяти;

Развитие познавательной и творческой активности;

Развитие интереса к искусству силуэта;

Развитие аккуратности и графических навыков.

Воспитательные :

Воспитание интереса к силуэтной графики;

Воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики. Оборудование:

Для учителя: наглядное пособие.

Для учащихся: карандаши, ластик, лист А3, художественные и графические средства.

Ход урока:

Приветствие.

Организационный момент.

Основная часть урока.

Понятие стилизации и стиля

Сегодня на мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию.

Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.

Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизация природных форм Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.

Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные для него.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.

Обратить внимание на наглядный материал.



Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов. Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:

Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях.

1) реалистичная рисунок.

2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа с штрихом, или точкой. (Трассировка формы)
6) Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека. 7) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.

В энциклопедическом словаре стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме» . Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации. Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под «обобщением» в философской литературе подразумевается логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему .

Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Обобщение имеет важное значение в жизни каждого человека, так как познание окружающего мира, благодаря обобщению, составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире.

Стилизация - это особая форма обобщения, упрощения объектов действительности с учетом временных и пространственных характеристик, с учетом стиля. Стиль - фундаментальная категория искусства, которая характеризуется как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны» . Термином «стиль» пользуются в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Рассматривая стиль как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, необходимо сказать о бесконечном многообразии этого явления: стиль отдельного произведения или группы произведений; стиль индивидуальный, авторский; стиль тех или иных стран, народов; стиль крупных художественных направлений; стиль определенных исторических эпох .

Объединяя элементы композиции художественного произведения, стиль придает им особую «жизненность», новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую ее силой впечатления. «Одна из функций стиля - соединить несоединимое, достичь целостности противоположностей, привести к образному единству противоречивые устремления художника».

Таким образом, стилизация представляет собой процесс формообразования, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности при наибольшем художественном обобщении. В основе стилизации как творческого метода лежит такое понятие как «обобщение». Обобщение включает в себя различные формы отражения окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности путем упразднения деталей и выявления наиболее характерного в объектах и явлениях окружающей действительности для создания выразительного художественного образа. Обобщение, которое ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре, использовалось и используется на протяжении всего развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляет наиболее характерные особенности изображаемого объекта и создает полноценный художественный образ в процессе рисования. Поэтому проблема обобщенного видения натуры является актуальной для всех видов рисования: натурного, декоративного, тематического и др.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов в графике - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. В первую очередь, стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда - искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые - округляют или же сжимают .

Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника .

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения довольно тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Если изображение или композиция экспрессивны, то независимо от того, созданы они в стилизованной, абстрактной или же реалистической манере, в их фундаменте заложена абстракция, понимаемая как обобщённость и символичность всего изображения или какой-то его части с целью лучшего выражения глубинной сущности композиции. А это означает, что используя стилизацию и абстракцию в изображениях объектов, нужно обязательно уметь с их помощью показывать и передавать экспрессивность.

Разглядывая орнамент или декоративное панно, мы замечаем, что природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных линий, пятен во что-то совершенно новое. Мы угадываем растение или животное, хотя оно все же не такое, как на фото.

Панно – картина или барельеф, который заполняет часть стены, потолка; так иногда называют и просто декоративную картину.

Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий и специальных приспособлений. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения и дало возможность использовать ее как художественный орнаментальный мотив: ритмически повторять, разворачивать, воссоздавать в разных масштабах.

Как природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняют зарисовку с натуры, максимально точно воссоздавая сходство и подробности (этап «фотографирование»). Дальше - перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо будто упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это - трансформация, стилизация мотива. Из одной зарисовки можно создать разные орнаментальные мотивы.

Ритмически повторяя или чередуя орнаментальный мотив, можно создать собственный, неповторимый орнамент.

Лягушки. Иван Семенюк. Шитье

Этапы стилизации дикой мальвы

Настя Фомичева. Пример стилизации жука (1). Ксения Головина. Пример стилизации мотылька (2)

Этапы стилизации колокольчиков: зарисовка карандашом, цветная зарисовка, стилизованное изображение

  1. Что такое стилизация?
  2. Какие черты присущи стилизованной форме?

Выберите реальную модель в природе (можете использовать зарисовки цветов или растений, которые вы делали осенью) и попробуйте создать ее стилизованное изображение.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выполните несколько набросков с натуры природных объектов (это можно сделать заранее) или используйте те ботанические зарисовки или зарисовки цветов, которые вы делали осенью. Проанализируйте их.
  • Выделив характерные, узнаваемые детали изображения, перенесите их на бумагу. Возможно, это будет лишь промежуточный этап стилизации, а может, у вас с первого раза получится удачное изображение. В любом случае необходимо попробовать несколько раз по-разному стилизовать один и тот же объект.
  • На отдельный лист бумаги перенесите самое удачное изображение. Решите, какой тип симметрии вы примените, а может быть, создадите асимметричное изображение.
  • Цвета могут быть естественными, хотя стилизованное изображение допускает и некоторые нарушения. Поясните причину изменения цвета (гармония цветовой гаммы, символика цвета).

Обратите внимание на детали, фон.

Екатерина Белокур (1900-1961) -народный художник Украины. Родилась в с. Богдановка на Киевщине, где и прожила всю жизнь. Необыкновенное дарование мастера раскрылось в таких ее картинах, как «Цветы», «Цветы и овощи», «Натюрморт с колосками и кувшином». Екатерина Белокур создала жизнерадостные, поэтические композиции. Она рисовала пышные букеты, уделяя внимание каждому цветочку, каждой детали. Произведения народного мастера поражают богатством красок, утонченностью и завершенностью.

Е. Белокур. Натюрморт с колосками и кувшином

Мария Приймаченко (1908-1997) родилась в с. Болотня на Киевщине. В своих работах художница создала неповторимый мир с цветами, зверями и птицами. Звери у нее добрые и злые, неуклюжие и симпатичные, выдуманные и реальные. Яркие и разнообразные краски в произведениях Марии Приймаченко: «Калиновый берег», «Гороховый зверь», «Свадьба в лесу», «Древний болотный зверь», «Медведи-пасечники». Неотъемлемой частью содержания картин стали самобытные авторские подписи - стихи, поговорки, притчи. Произведения М. Приймаченко привлекают внимание своеобразностью видения мира, любовью к жизни, людям и родной земле.

М. Приймаченко. Черный зверь

Сразу стоит сказать, что это одно из самых изобразительных и творческих заданий в нашей программе. Перед учеником стоит интересная задача: на основе реального объекта создать стилизованный образ, который сможет заменить реалистичное изображение на символ.

В качестве объекта для стилизации выбраны растения: цветы, листья, ветви, плоды, отдельные фрагменты и группы.

Растительный мир является объектом вдохновения и подражания для художников, архитекторов, дизайнеров на протяжении всего существования декоративного искусства. Начиная с Древнего Египта, где за основу многих орнаментов и архитектурных деталей были взяты цветки лотоса, листья алоэ и пальмовые ветви, до расцвета стиля модерн в конце XIX — начале XX веков, где легко узнаваемые цветы орхидеи, ириса, чертополоха и другие растительные мотивы пронизывали все виды монументального и станкового искусства.

Это демонстрирует, что тема флоры является неисчерпаемой. В каждом художественном стиле, главенствующем в определенный исторический период, находилось место для орнаментов и декоративных элементов на основе растений. Каждая эпоха создавала свои образцы и виды стилизаций, зависящие от окружающей среды и индивидуального авторского вкуса, которые в процессе творческой обработки трансформировались в новый художественный стиль.

Задание стилизация растительных форм - это возможность попробовать на практике то, к чему пришли многие великие художники, взять за основу действительность, приложить талант, свои художественные навыки и создать из этого стиль.

Процесс творения, или в современном аналоге этого слова — креатива, подключает, заставляет работать ранее не используемые области воображения и фантазии. Поиск, создание эскизов будущего стилизованного образа проявляет индивидуальные особенности, предпочтения, формирует собственные взгляд на художественные произведения.

Метод стилизации в декоративном искусстве является прекрасным заданием для развития творческих способностей. Он заключает в себе целый комплекс процессов, необходимых в композиции. Нужно анализировать форму, выявить характерные признаки, провести обобщение или акцентирование отдельных деталей для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности образа.

Эта информационная статья дает общее описание задания, а представленные фотографии работ наших учеников демонстрируют результат, полученный в процессе обучения.

Подробную информацию о правилах, методике, этапах выполнения этого задания вы узнаете на наших , записаться на которые можно по телефону: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59 или написать нам на почту: [email protected]

Задания подобного типа, где необходимо взять за основу реальный объект, а затем в своем воображении трансформировать его в новый стилизованный образ, применяются во многих отраслях искусства, архитектуры и дизайна.

Благодаря такой формуле было создано бессчётное множество произведений искусства, архитектуры, одежды, аксессуаров и даже современной техники. Развитие общества, технического прогресса, искусства базируется на том, что человек наблюдает, подражает природе, берет идею, пропускает ее через себя, раскладывает на части, и, в зависимости от гениальности, создает что-то новое. Так и получаются автомобили, самолеты, компьютеры и великие произведения искусства!

Стилизация - намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.

Стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.

Создание стилизованной декоративной композиции необходимо начинать с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, аниболее существенным для выражения идеи автора. Главный узел изображения и важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентированы цветом, или, для большей убедительности, увеличены в размере.
Для усиления выразительности образа можно утрировать то, что активно выделила природа. Например, для хищных птиц особенностью является мощный клюв, значит, его можно изобразить крупнее, чем он есть на самом деле.
При декоративной обработке (стилизации) формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически, а можно внести момент сказачной фантастичности - орнамент.

Декоративная стилизация - художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. при декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, то есть нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Очень важным этапом в создании рисунка стилизованной композиции является предварительная эскизно-зарисовочная работа, так как выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов.
Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный подчерк в передаче всем известных мотивов.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизана в области интерьера возникла необходиость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.