Как возникает рисование с натуры. Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Для начинающего художника крайне важно рисовать с натуры. Это необходимо для того, чтобы тренировать не просто руку и глаз, но и собственное видение предметов. Хорошего художника от обычного человека отличает наблюдательность. А что, как не рисование с натуры может ее развить?

Цель данного урока – сформулировать этапы рисования с натуры, чтобы уменьшить страх и растерянность, которые часто испытывают начинающие художники перед натурой.

Я осознанно не размещаю отдельную фотографию моего объекта, чтобы у Вас не было соблазна сделать рисунок с фото. Выберите свой объект.

1) Выбор объекта

Главный критерий выбора объекта – объект должен Вам нравиться! Если объект будет слишком скучным и не будет вызывать у Вас никаких эмоций, то рисование превратится в муку.

Если Вы начинающий художник (а в противном случае Вас бы не заинтересовала эта статья), то не стоит выбирать объект с множеством мелких деталей. Однако и абсолютная строгость может спугнуть новичка требованием геометрической правильности линий.

На мой взгляд, идеальный вариант объекта для начала рисования с натуры – это мягкая игрушка. Мягкие игрушки, как правило, довольно милые, у них есть настроение. Форма их обычно простая, но в то же время не настолько строгая – даже не очень уверенная линия начинающего художника может показать эту форму достаточно убедительно.

Конечно, прочитав предыдущий абзац, Вы поняли, что я ЛЮБЛЮ МЯГКИЕ ИГРУШКИ. Если Вы их НЕ любите, то не стоит себя насиловать – рисуйте то, что Вам близко.

2) Расположение в листе

На начальном этапе для вычленения из пространства той области, которую Вы будете рисовать, Вам может помочь рамочка из Ваших пальцев, а также измерения «на карандаш», описанные в базовом уроке по рисованию для новичков (). Измерения проводятся для определения габаритных пропорций.


Самый простой способ расположить объект в листе – это наметить его габариты овалом и начать прорисовку внутри этого овала.

Для лучшего расположения в листе полезно сделать 9 разных компоновок, расположив их в небольших прямоугольниках, пропорциональных Вашему формату бумаги. Очень важно, чтобы прямоугольники были небольшие и располагались на одном листе. Как писал С. Есенин «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Мелкий масштаб компоновок создает ощущение, что мы смотрим на них издалека, а расположенные на одном листе они становятся крайне удобными для сравнения.

Вот 9 компоновок готовы. (Иногда для поиска лучшего варианта перебирают и больше вариантов.) Выбираем лучший вариант и переносим его на лист, где будет располагаться непосредственно наш рисунок.

3) Выявление в объекте основных цветовых/тоновых пятен

Осознаете Вы это или пока еще нет, но человек все видит пятнами. Все якобы линии – это или частные случаи пятен или границы между разными пятнами.

Для наблюдения за объектом рисования часто советуют закрыть один глаз – это делает изображение перед нами плоским. Для лучшего выявления пятен стоит прищурить глаз, оставшийся открытым. Изображение получится размытым, лишние детали «потеряются», а именно этого нам на данном этапе и надо.

4) Отображение пятен на бумаге

Если все предыдущие пункты были одинаковы для рисования любым материалом. То теперь порядок отображения на листе пятен, линий и деталей зависит от техники. Не буду лезть в дебри академического рисунка. Возьму для примера мягкую пастель, которую я люблю за возможностьрастушевки.

Итак, обозначаем основные цветовые пятна пастельными мелками и растушевываем.

5) Добавление теней, полутонов, деталей и акцентов

Важно в любом объекте расставить акценты. У игрушек это, как правило, мордочка. У каких-либо вазочек акцентом может быть область с наиболее глубокой тенью. Если нет акцентов, то взгляду зрителя не за что зацепиться на Вашей картинке, и она становится для него скучной.

Если Вы рисовали мягкой пастелью, не забудьте закрепить рисунок. Для этого подойдет обычный лак для волос.

Главный совет, который хотелось бы дать начинающим художникам: дерзайте и все у Вас получится!!!

Данная статья написана мной на основе знаний, полученных на занятиях Классов рисунка и живописи Ольги Рубцовой

http://art-e-mida.livejournal.com/

http://hudojka.com/

Лекция 10 Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению. Роль педагогического рисунка в обучении реалистическому изображению.

Рисование с натуры является ведущим методом обучения изобразительной деятельности, т.е. рисованию. По программе под ред В.С.кузина 47% учебного времени отводится рисованию с натуры.

К урокам рисования с натуры относятся уроки, на которых рисуют непосредственно с натуры отдельные предметы или группы предметов; рисуют предметы или группы по памяти или по представлению.

Значение уроков рисования с натуры в художественном образовании и эстетическом воспитании:

обучающее

    раскрывают основы изобразительной грамоты: пропорции, перспектива, светотень, цветоведение, пластическая анатомия;

    способствуют осознанному освоению изобразительной грамоты;

    дают методику ведения графической и живописной работы: от простого к сложному, от общего к частному;

    дают представление о различных техниках, материалах и языке живописи и графики /карандаш, перо, тушь, кисть, краски; штрих, пятно, линия.../.

развивающее

    развивают чувство пропорций, тона, композиции, колористического чувства;

    совершенствуют умение и навыки работы различными материалами;

    развивают умение творчески использовать изобразительный язык живописи и графики;

    развивают умение делать длительные и краткосрочные зарисовки;

    развивают зрительную память, представление о предметном мире и различных явлениях;

    развивают логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

    развивает умение наблюдать, т.е.наблюдательность.

воспитывающее

    воспитывают трудолюбие, внимание к натуре, объекту изображения;

    воспитывают эстетические чувства при восприятии предметов, натюрмортов, имеющих художественные и эстетические качества;

    способствуют нравственному воспитанию, воспитанию патриотических и интернациональных чувств.

Структура уроков рисования с натуры . Соотношение основных составляющих урока зависит

От его цели: дать ли новые знания или развить уже приобретенные умения и навыки;

От новизны изобразительных материалов и средств изображения и т.п.;

От уровня подготовленности учащихся к самостоятельной изодеятельности.

Но, несмотря на это, в каждом уроке рисования с натуры можно найти основные составляющие урока ИЗО, меняется лишь их временная продолжительность.

Основные этапы урока рисования с натуры.

      Объяснение нового материала может происходить в виде обобщения имеющегося опыта, знаний, полученных на предыдущих занятиях (Например: натюрморт - группа предметов, тематический натюрморт..., объединенных мыслью, идеей; окружность - круг - шар и т.д.). Вести объяснение нового понятия необходимо от наблюдения явления в действительности через постановку проблемы: как это можно изобразить на плоскости (перспектива: игра в Гулливера, как уложить книгу на стол; светотень: как изобразить шар и т.д.).

Не рекомендуется вести объяснение закона изобразительного искусства от изучения обучающей схемы, например, схемы, объясняющей линейную перспективу, а затем уже “умными” глазами смотреть на мир. Такое объяснение на абстрактной схеме лишь усложнит сам процесс восприятия нового, младших же детей схема может просто сковать и напугать. Конечно, объяснение должно быть научным, особенно в старших классах, где логическое начало берет верх над чувственным. Могут здесь возникнуть вопросы: а почему все же так мы видим, чем дальше предмет, тем он меньше? При объяснении здесь в ход пойдут законы не только ИЗО, но и физики, и анатомии.

Одно из важных условий успеха в понимании детьми законов ИЗО является хорошо подобранная наглядность: предметы, модели, фотоматериалы с изображением действительности, каркасы, рамки Сапожникова, искусственное освещение, таблицы, репродукции, педрисунок и детские работы.

2. Анализ натуры , объекта следует начинать с эстетического восприятия, полюбоваться формой предмета, раскрыть связь утилитарного и декоративно - конструктивного в объекте, дать образное сравнение. При анализе группы предметов, натюрморта определить тематику его, рассказать о “тихой жизни” /still life/ предметов.

Так как анализ натуры часто ведется параллельно анализу хода работы с натуры, т.е. этапов рисования, последующий анализ выстраивается по схеме: композиция, соразмерность частей или предметов, конструктивное построение предмета или предметов с учетом перспективы, тональные отношения и лепка тоном или цветовые отношения и лепка формы цветом, обобщение изображения на листе. Как правило, анализ хода работы сопровождается педагогическим рисунком на доске

3. Анализ техники, языка и материала изображения. Если предстоит работать в традиционном материале или технике, то достаточно напомнить правила работы в этом материале. Если материал новый , не знакомый детям и техника работы в нем сложна, то перед работой с натуры самостоятельно, следует сделать “пробу” материала, выполнить ряд упражнений по развитию навыков работы с новым материалами, новыми инструментами. Новым может оказаться и язык изображения при использовании традиционных материалов. Например, новый материал: перо, тушь и старый язык - штрих или старый материал - карандаш и новый язык изображения - точка.

4. Анализ задания . В конце любого объяснения учителя, перед тем, как дети приступят к выполнению работы самостоятельно, необходимо точно сформулировать задание и его объем. Дать представление о качестве работы на каждом этапе, если предстоит работать несколько уроков.

5. Самостоятельная работа учащихся . Во время работы учащихся обратите их внимание на правильность выбора композиции, размещение и размер изображения на листе. Делать это нужно индивидуально с каждым. Общим может быть обращение внимания детей на натуру, так как дети забывают о ней и рисуют ее по памяти, искажая пропорции и отношения между предметами.

6. Анализ детских работ, их оценка . Анализировать детские работы можно фронтально перед всем классом, выставив несколько работ на доске рядом с натурой, сравнить на сколько рисунки похожи на натуру. Оценивать может весь класс. Чтобы не было обид, начинать такое оценивание нужно с желающих выставить свои работы для сравнения. Индивидуальное оценивание работ детей желательно вести в их присутствие и любую работу начать оценивать с анализа лучшего, что удалось ребенку, а затем уже высказать замечания в форме пожеланий с предложением доработать рисунок.

Критерии оценки учебного рисунка с натуры:

      Сходство графического изображения с изображаемой натурой, т.е. передача количественных и качественных характеристик предмета (группы): соразмерность, пропорциональность, соответствие тоновых и цветовых отношений.

      Композиция рисунка, т.е. выбор положения листа, вертикаль или горизонталь, соразмерность изображения и листа, размещение на листе изображения, главное и второстепенное в изображении.

      Уровень графических умений и навыков работы в материале, в технике.

      Собственное отношение к работе - это субъективный критерий оценки, Отношение к собственной изобразительной деятельности проявляется в аккуратности и в законченности работы. Следует отмечать при оценивании и рост умений и навыков каждого ученика.

Критерии оценки творческого рисунка по представлению (в основе лежит восприятие натуры) будут значительно отличаться в первом пункте, так сложно определить схожесть с тем, что вы не знаете. Тогда критерий выразительность – яркая характеристика художественного образа, через типизацию, обобщение, преувеличение (нарушение пропорций) – становится ведущим в оценки такого рисунка с натуры.

Организация натурных постановок.

Успех рисования с натуры во многом зависит от организации натурных постановок в классе. Если “натура” маленького размера /гербарий, муляжи, тех.детали и пр./, она должна быть индивидуальной, т.е. присутствовать на каждой парте.

Если “натура” имеет достаточный размер, плоская и рисуется во фронтальном положении /пила лучковая, детская лопата, осеняя ветка, фасад русской избы и пр./, то ее располагают на доске, предварительно создав нужный по тону фон, и выше уровня глаз, чтобы было видно всем детям. Чтобы искажение было минимальным, можно повесить на доску два предмета, расположив их напротив проходов между рядами.

Если “натура” или группа предметов объемная, и стоит задача передать объем и пространство, то “натуру” устанавливают ниже линии горизонта на специальных натюрмортных столиках. Чтобы обеспечить возможность всем детям видеть “натуру”, нужно иметь не менее трех постановок. Располагаются натюрмортные столики следующим образом: один у доски, два других между рядами возле третьих парт, на уровне, или чуть ниже столов - парт учащихся. Чтобы сконцентрировать внимание детей на “натуре” и облегчить их восприятие, необходимо поставить за “натурой “ вертикальную плоскость или продумать заранее конструкцию натюрмортного стола.

Натюрморт: виды, требования к натюрморту.

Д/З: Составить натюрморт к одному из уроков любой программы (и сфотографировать). Сопроводить выпиской из программы (класс, цели, задачи)

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:

  • 1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
  • 2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
  • 3) анализ цвета;
  • 4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
  • 5) приобретение навыков работы в монохроме;
  • 6) изучение правил композиции;
  • 7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного - двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции -- расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи, которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты - следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода - рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками. Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине.

Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года - осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу -- определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных промыслах, специфике образно-символического языка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок постановки -- это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто целое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, несложного предмета, необходимо соблюдать определенную последовательность. Начинаем с изучения формы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Проверяем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исправления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фигуры человека» и «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами: учебный натюрморт изобразительный изображение

  • - выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);
  • - выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь - свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это - ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .



На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых - легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя - научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой - синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.