Скачать презентацию история 16 веков. Презентация «Русская культура XVI века
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол
Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый
Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин
собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)
Декоративная отделка церкви – узорочье
церковь Вознесения в Коломенском
архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске
Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей
фрески мозаика
Четырехчастная икона, 1547 г.
Андрей Рублев Троица
Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века
Миниатюра
Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова
Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни
Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.
Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.
«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного
«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)
Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»
Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память
Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка
Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья
Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ
Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com
Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не только обусловлена социальным,экономическим, и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом. Культура,не обособленная грань об- щественной жизни,а одно из её прояв- лений,теснейшим образом связанных со всеми другими.Уровень и характер раз- вития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общест ва,так и в определённой степени от пре дыдущих традиций и накопления культур- ного наследия. Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто- рическом развитии русских земель.Яв- ления характерные этому времени ока- зали прямое воздействие на духовную жизнь России,на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25- Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Русская культура XVI века.
Произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании. Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. Сказание о князьях Владимирских" "
На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы) гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани. Архитектура XVI в.
В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства. Живопись.
Наименее известная и до сих пор во многом загадочная страница в истории русского средневекового искусства. Не много сохранилось икон, происходящих из Твери и ее окрестностей. Они довольно разнообразны по стилю и относятся главным образом к позднему периоду самостоятельности тверской культуры. Кроме того, некоторые иконы неизвестного происхождения могут быть предположительно отнесены к искусству Твери на основании их стилистической близости к достоверным тверским произведениям. Поэтому сейчас можно лишь в общих чертах представить основные этапы в развитии тверской живописи. Живопись древней Твери
Век 16 для истории российского государства это период формирования национального самосознания народа сбросившего с себя иго иноземных завоевателей.
Орда монголо-татаров огненным шквалом прокатились по русской земле, сметая все на своем пути. Большую часть приходилось восстанавливать заново, и православная церковь была именно в этот период духовным наставником и общественным идеалом.
Москва, бывшая центром Московского государства, провозгласила своими духовными символами святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского.
С 1547 года Иван IV Грозный венчался на царский престол, и Московское царство стали именовать государство Российское, идеалом которого стала неограниченная монархия, которую поддерживала церковь. Все политические изменения отразились и на культурном развитии страны.
Живопись 16 века
Живопись 16 века представлена иконами и фресками выдающегося русского художника Дионисия. В его творениях отражаются гуманистические идеи, которыми было наполнено творчество его великого предшественника Андрея Рублева . Образы его икон не устрашают, не грозят карой, а утешают, понимают, прощают и лечат израненную душу.
фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре фото
Вместе с сыновьями Дионисий создавал фрески для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Чистые, светлые, яркие, но, одновременно, нежные краски, иллюстрируют гимны византийца Романа Сладкопевца, воспроизводя сцены Благовещения, Страшного суда, Соборования. Именно Дионисий впервые стал прописывать в русских иконах белый фон, что придавало им необыкновенную прозрачность.
Передавая движения и жесты персонажей, Дионисий смог добиться эмоциональной взволнованности православной паствы. Сын Дионисия Феодосий, уже после смерти отца, расписывал Благовещенский собор Московского кремля. В русской живописи 16 века появляются светские темы из русской и всемирной истории.
икона Притча о хромце и слепце фото
Сюжеты некоторых икон, например, “Притча о хромце и слепце”, “Видение Евлогии” иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописные произведения настолько отходят от положенных канонов, что Стоглавый церковный Собор в 1551 году выносит специальное решение и устанавливает своеобразный стандарт для изображения святых в иконописи.
Зодчество, архитектура 16 века
16 век по праву считается периодом крепостного зодчества. Отстраиваются сожженные, уничтоженные крепостные стены городов и соборов в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне , Пскове. Возводятся Соловецкий, Троице-Сергиевый и другие монастыри. Отстраивается и сама Москва - возводится Китай-город, Белый и Земляной город.
колокольня Ивана Великого фото
В селе Коломенском возводится столпообразный шатровый храм - церковь Вознесения, а в Москве церковь Ивана Великого. Одним из самых выдающихся памятников русского зодчества 16 века является символичное и для современной России архитектурное сооружение - Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Необыкновенную нарядность придают ему кокошники разного масштаба и формы, причудливые купола, необыкновенное богатство декоративных частей.
Книгопечатание
16 век памятен для русской культуры величайшим событием - возникновением собственного книгопечатания. Известно, что первая типография существовала уже в 1553 году, но имена ее мастеров не дошли до нас. Зато доподлинно известно имя Ивана Федорова, дьякона московской церкви и его помощника Петра Мстиславца, которые отпечатали первую книгу "Апостол"с выходными данными в Печатном дворе на Никольской улице.
книга Апостол фото
Книга Апостол - одна из частей Библии. Качество печати было просто отменным. Иван Федоров был не только отличным типографом, но также и редактировал переводные книги, осуществляя не только подстрочный, но и художественный перевод. Типография работала не только в Москве, но и в Александровской слободе.
Во Львове Федоров отпечатал первый русский букварь. Но по-прежнему выходит много рукописных книг с большим количеством выполненных вручную великолепных миниатюр.
Фольклор
«Сказка о Борме и Ярыжке»
«Сказание о Вавилонском царстве»
Грамотность
Учебники
Словари
Грамматика.
В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных.
Книгопечатание
Иван Фёдоров
(родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583).
1564 - изобретение книгопечатания.
Первые книги
Апостол - 1564 (богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов»)
Часослов - 1565.
Первый букварь 1574.
Московский Апостол
В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.
Наука
Пасхалии - таблицы с указание дат Пасхи.
Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям.
Исторические знания отражены в хроногрофах.
Появляются руководства по солеварению.
Литература
Летописание - Никоновская летопись (середина 16 века)
Историко - литературные произведения.
Публицистика.
Лицево́й летопи́сный свод
(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
Митрополит Макарий - «Четьи Минеи».
Сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с сентября, включающий в себя жития святых на каждый день.
Домострой (Сильвестр)
Сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Публицистика
Сказания о князьях владимирских.
Переписка Грозного с А. Курбским.
Сочинения И. Пересвета.
Сочинения Матвея Башкина.
Сочинения Фёдора Косого.
Сочинения Фёдора Карпова.
Матвей Башкин
Церковные обряды не нужны.
Отрицал иконы. Тайну исповеди.
Считал,что холопство против христианской веры:
(У меня, что было кабал полных (документов на полное холопство, то есеми всё изодрал)
Фёдор Косой
Отрицал христианскую символику, так как крест - орудие казни Христа.
Выступал за равенство народа.
Фёдор Карпов
Общество и государство должны строиться на соблюдении закона.
Правитель долен нести закон и правду.
Сетовал по поводу падения нравов.
Архитектура.
Шатровый стиль: восьмерик на крестообразном основании.
Самое знаменитое сооружение церковь Вознесения в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же бываша прежде всего на Руси.
Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.
Покровский собор на рву (Василия Блаженного).
Годы строительства (1555-1561).
Основатель - Иван 4.
Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов)
Архитекторы- Барма и Постник.
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров)
мощные городские стены Смоленска (1596—1602);
Смоленский Кремль
Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).
Царь Пушка
Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году
Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
Рекомендуем
|