Художник добужинский биография. Смотреть что такое "Добужинский М

Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород - 1957, Нью-Йорк) - русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса .

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год - для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика - 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья - 21 июня 1928, в степень мастера - 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Жена (с 1899 года) - Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 - 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859-1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858-1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

В начале творческого пути (1902-1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» - закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мстислав Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 г. в Новгороде в семье офицера (впоследствии генерал-майора) и оперной певицы. Вскоре после рождения сына его родители разошлись, и воспитанием Мстислава занялся отец. Именно он, сам одаренный талантом рисовальщика, впервые заметил художественные способности в сыне и начал приучать его к творчеству оригинальным способом: просил проиллюстрировать только что прочитанную книгу. Рисование скоро стало настоящей страстью Мстислава, и еще до гимназии он посещает рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств. Необходимую будущему художнику наблюдательность развивали постоянные переезды по месту службы отца - Кишинёв, Вильно, Тамбов, Петербург…

После окончания Виленской классической гимназии и первого курса юридического факультета Петербургского университета Мстислав дважды пытался поступить в Императорскую академию художеств, но не был принят и в 1899-м решил продолжать обучение в Мюнхене, в знаменитой художественной школе словенского живописца А. Ашбе. Именно Ашбе, полагавший, что талант каждого художника должен раскрываться индивидуально, без «подсказок» со стороны, придал Добужинскому уверенности в своих силах.

Вернувшись в 1901-м из Мюнхена в Петербург, Добужинский заинтересовался художественным объединением «Мир искусства» и вскоре стал самым молодым, но и одним из самых видных мирискусников. По собственному признанию мастера, в начале пути на него оказали большое влияние К. А. Сомов и А. Н. Бенуа, а также ведущие мастера модного тогда югендштиля. Городские пейзажи Добужинского 1900–1910-х гг. ярко передают образ Петербурга начала ХХ в. - странного, причудливого города, где архитектурная классика пушкинских времен соседствует с доходными домами в стиле модерн, проходными дворами, окраинными фабриками, обшарпанными заборами. Этот Петербург зыбок, призрачен, иногда даже пугающ. Так, на гуаши «Старый домик» (1905) трогательный деревянный особнячок зажат в кольцо несколькими бездушными каменными громадами. Одновременно создается и образ «нового горожанина» начала века - замкнутого, отгороженного от окружающего его мира. Таков «Человек в очках» (1906) - портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга. Хрупкий немолодой интеллигент изображен на фоне унылого петербургского предместья - хаоса фабричных труб, огородов, безликих жилых многоэтажек. Скованная поза, непроницаемое лицо, «слепые» глаза за стеклами очков подчеркивают одиночество и враждебность человека бездушному, уродливому городу.

М. В. Добужинский. Художник О. Э. Браз. 1922 г.

Полнее всего талант Добужинского раскрылся в театре и книжной графике. После удачных дебютов в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской в 1909 г. его приглашает в Московский Художественный театр К. С. Станиславский - оформить постановку «Месяца в деревне» И. С. Тургенева. Безусловной вершиной Добужинского - театрального художника считаются декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по «Бесам» Ф. М. Достоевского. «Лучшего живописца трудно пожелать», - отзывался Станиславский о Добужинском. Книги художник начал оформлять в 1906-м («Станционный смотритель» А. С. Пушкина). Впоследствии именно Пушкин стал его любимым «героем» - Добужинский создал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Графу Нулину», «Скупому рыцарю». Успешно пробовал он себя и в карикатуре, и в оформлении почтовых открыток.

В 1906–1911 гг. Добужинский преподавал в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, в 1911–14 гг. - в Новой художественной мастерской при Петербургском университете. Первая мировая война застала художника в Лондоне. Вернувшись на родину, он создал цикл фронтовых зарисовок, а с 1916-го служил в Главном управлении Красного Креста.

Февральскую революцию Добужинский, как и большинство его современников, принял восторженно, в марте 1917-го начал сотрудничать в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов. Благожелательно он встретил и октябрьские события: активно участвовал в оформлении революционных праздников, стоял у истоков Театра трагедии, где заведовал художественной частью. В ноябре 1918 г. по заданию отдела изобразительного искусства Северо-Западного округа художник выехал в Витебск, где жил и работал около года. За это время им были основаны Витебский художественный музей и Витебское художественное училище (20 декабря 1918 г. Добужинский стал его первым директором). В ноябре 1919 г. в Петрограде Добужинский создал собственную художественную студию, параллельно преподавал в Петроградском Доме искусств и Академии художеств, писал декорации для Большого драматического театра, создал великолепный цикл литографий «Петроград в 1921 году» - своего рода летопись голодного, скованного холодом города первых лет Советской власти. К этому времени относятся и многочисленные стихотворения Добужинского (первые стихи он написал еще в 1903-м). Большим поэтом ему не суждено было стать, и единственный сборник «Тайны» так и остался неизданным.

В 1923-м Добужинский отправился в зарубежную командировку - сначала в Германию, где в Дрезденской опере он ставит оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, затем в Литву. В 1924 г. при поддержке знаменитого поэта-символиста, посла Литвы в СССР Ю. Балтрушайтиса Добужинский получил литовское гражданство. Этот выбор был связан с тем, что род Добужинских имел литовские корни - сам художник связывал происхождение своей фамилии с деревней Дабужяй, что недалеко от Укмярге. В отличие от большинства других русских эмигрантов, воспринимавших свое изгнание как «нравственную и физическую каторгу», а страну, давшую им приют, - как «неродную мать», Добужинский глубоко и искренне любил Литву, посвятил ей немало картин и стихотворений, мечтал о том, чтобы город Вильно, в 1920–1930-х входивший в состав Польши, стал литовским Вильнюсом. Художник даже вошел в состав комиссии по созданию государственного герба молодой республики.

1926–1929 годы Добужинский проводит в Париже, сотрудничая с «Летучей мышью» Никиты Балиева и преподавая в Школе декоративного искусства, а с 1929 г. работает главным художником Литовского государственного театра в Каунасе - тогдашней столице Литвы. В это время им были оформлены спектакли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Радзивилл Перкунас» Ю. Карнавичюса. Мастера часто приглашали и другие театры - брюссельские «Де ля Моннэ» и «Да Парк», амстердамский «Рикка Хоппер», Латвийская национальная опера, Чехословацкий национальный театр. В 1928-м состоялся дебют Добужинского в кино - им был оформлен французский фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля».

Именно к 1920-м гг. относятся высшие достижения Добужинского - книжного графика. Это иллюстрации к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925). Замечательны также его рисунки к детским книгам - «Примусу» О. Э. Мандельштама и «Бармалею» К. И. Чуковского (1925). К художнику приходит международная слава: его работы выставляются в Амстердаме, Копенгагене, дважды - в Брюсселе и Париже, трижды - в Риге, а ставший ему родным Каунас устраивал выставки Добужинского целых шесть раз.

В 1939 г. Михаил Чехов пригласил художника в США для оформления спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Вернуться в Европу не позволила начавшаяся Вторая мировая война. В январе 1940-го 64-летний мастер успешно сдал экзамены на театрального художника-декоратора и начал профессиональную карьеру в Америке. К наиболее значимым постановкам военных лет относятся посвященный «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны» балет «Русский солдат» С. С. Прокофьева (1941) и «Бал-маскарад» Д. Верди (1942). В 1945-м Добужинский дебютировал в качестве либреттиста - им был создан балет на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича, выполнены эскизы декораций к этому балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. К сожалению, эта постановка не была осуществлена.

После войны старый художник жил попеременно в Нью-Йорке и Европе - Риме, Париже, Лондоне. Он успешно работал в миланском театре Ла Скала, неаполитанском Сан-Карло, лондонском «Рамбер Мари». В 1950-х его выставки не раз проходили в крупнейших залах Европы и Америки. А вот на родине о нем практически не вспоминали - первая выставка Добужинского в СССР состоялась только в 1963 г. в Вильнюсе. Московская публика увидела работы мастера еще позже, в 1975-м.

Но до этого момента художнику не суждено было дожить. В ноябре 1957 г. 82-летний Добужинский направился в США, чтобы обменять паспорт. Во время плавания он тяжело заболел и 20 ноября скончался в Нью-Йорке, в квартире своего младшего сына. Могила Добужинского находится на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ /1927/ 27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЯ) автора БСЭ

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская Величайший музыкант современности Мстислав Ростропович родился в 1927 году в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович, преподавал в Бакинской консерватории. Стремление дать детям лучшее образование побудило семью переехать в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Мстислав Ростропович (1927–2007) Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 г. в Баку в семье известного виолончелиста, профессора Азербайджанской консерватории Леопольда Витольдовича Ростроповича и его жены Софьи Николаевны, урожденной Федотовой. Семья

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

С пистолетом на пулемет: Виктор Покровский, Мстислав Плонский 18 июля 1915 г.Виктор Леонидович Покровский родился 14 сентября 1889 года в Нижегородской губернии. В 1906 г. закончил Одесский кадетский корпус, в 1909-м - Павловское военное училище. С 6 августа 1909 г. служил в 10-м

Из книги автора

Из книги автора

Мстислав Владимирович Mstislav Vladimirovich 1125-1132 Мстислав Владимирович - старший сын Мономаха - после смерти отца занял киевский престол. Его правление было недолгим, но славным.Половцы, укрощенные Мономахом, узнав о его смерти, напали на Русь, но Мстислав, получивший ратный

Добужинский М. В. ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович , рус. график, живописец, театр. художник. Член объединения "Мир искусства". Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Художеств. образование получил в 1899–1901 в мюнхенских частных школах А. Ажбе и Ш., Холлоши. В т-ре дебютировал в 1907 ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, Старинный т-р Евреинова, Петербург). Оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), в МХТ. В 1925 уехал в Литву. В 1939–57 жил в США и Франции. Первые опыты Д. в области балетного т-ра – "Бабочки" на муз. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин), "Мидас" на муз. Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. тот же), "Фея кукол" муз. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. И. Н. Хлюстин). Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. Н. Зверевым) – "Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934); "Щелкунчик" (1949, Лондон, "Сэдлерс-Уэллс"), "Балле эмпериаль" на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (1941, "Американ балле караван", балетм. Дж. Баланчин), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, Бостон, балетм. Фокин), "Мамзель Анго" на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна к балету "Гаянэ" (1951, Париж, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин) и др. Сотрудничал также с балетм. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и другие.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX века, М., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство, в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX века, М., 1972; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театрально-декорационное искусство, М., 1978; Mstislavas Dobuzinskis. Teatro decoracijų, kostiumų, eskizų paroda. Katalogas, Vilnius, 1963; Mstislav V. Doboujinsky. 1875–1957. Memorial exhibition, L., 1959.


Β. Μ. Паппе.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Добужинский М. В." в других словарях:

    Добужинский - Добужинский, Мстислав Валерианович Мстислав Валерианович Добужинский … Википедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валерианович (1875 1957), график и театральный художник, член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф.М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных … Современная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валериа нович (1875 1957), график, живописец и театральный художник. Член Мираискусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах … Русская история

    Добужинский - Мстислав Валерианович , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 87), в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения … Большая советская энциклопедия

    Добужинский М.

    Добужинский М. В. - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский - Мстислав Валерианович (1875, Новгород – 1957, Нью Йорк), русский график и театральный декоратор. Участник художественного объединения «Мир искусства» (с 1902 г.). Родился в семье офицера. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств… … Художественная энциклопедия

    - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерьянович - (1875—1957), график и живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1885—87) и в Мюнхене в школе А. Ажбе (1899—1901). Преподавал в АХ (1918—23). Член объединения «Мир искусства» (1902—21). Работал в области станковой и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • М. В. Добужинский. Воспоминания , М. В. Добужинский. Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Немного найдется людей в нашем художественном мире, которые не знали бы автора книги "Воспоминания" . Объем литературного наследия Добужинского…

Цитата сообщения Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)

"Автопортрет"

Мстислав Валерианович Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899.



Закончив университет, Добужинский поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей.

"Умиротворение". 1905

Дебютировал Добужинский в графике: рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.


«Городские типы (Гримасы города)». 1908

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал сначалав частной художественной школе Званцевой вместе с Бакстом , затем в других учебных заведениях. После 1917 доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять хранителем Эрмитажа и читать популярные лекции по искусству.

В 1907 начались переговоры Станиславского и Немировича-Данченко с деятелями «Мира искусства» о творческом сотрудничестве. Выбор мхатовцев пал на Мстислава Валериановича Добужинского, возможно, потому, что в его творчестве ощущалось то необходимое для театральных принципов сочетание достаточной умеренности стиля с декоративностью, удивительной способности передать настроение несколькими деталями с чувством композиции и ритма. Так возникла идея постановки тургеневской пьесы «Месяц в деревне» со сценографией Добужинского.

«Весна 1908». Эскиз-вариант виньетки для журнала Аполлон. 1909

Станиславский поставил перед художником задачу: «чтобы декорация отвечала духу пьесы и смыслу ее - в данном случае - картине уютной и тихой помещичьей жизни, где в доме все места «насижены», всё устойчиво и куда врывается буря...»

Результатом совместной работы стал блестящий спектакль, премьера которого состоялась в 1909. О спектакле емко сказал тонкий знаток прекрасного Муратов:

«... в быте того времени было понято нечто большее, чем исторический характер, - было понято и показано зрителям то прекрасное, что составляло его душу» .

"Зеленая диванная". Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне». 1909

Дебютировав на театральной сцене в 1907 (средневековая пастурель Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион», поставленная Евреиновым в «Старинном театре»), Добужинский после успеха спектакля «Месяц в деревне» активно работал в жанре сценографии, продолжая оформлять спектакли МХТ.


«Провинция. Воронеж». 1912

С 1914 Мстислав Добужинский начал сотрудничать с Дягилевым, участвуя в постановке ряда балетов. Первым опытом работы на оперных подмостках стал «Фауст» в Государственном Большом оперном театре (бывший петербургский Народный дом). Этим спектакль (постановка Грановского, дирижер Самосуд) 29 апреля 1919 ознаменовал открытие обновленного музыкального театра. Однако, до эмиграции Добужинский более в опере не работал.



В 1923 Добужинский уезжает из России и перебирается по совету друга, поэта Балтрушайтиса в Каунас, на родину предков. Начинается 15-летний литовский период творчества мастера, прерываемый лишь кратковременными выездами за рубеж. Именно в это время им созданы работы, которые по праву могут считаться значительными достижениями в области музыкального театра .

Эскиз декорации к опере Вагнера "Тангейзер"

В 1924 году Добужинский участвует в постановке «Евгения Онегина» в Дрезденской опере, которую осуществил выдающийся дирижер Добровейн. В 1925 он оформил спектакль в Каунасском театре: «Пиковая дама» , который имел оглушительный успех, во многом, благодаря художнику. На премьере Добужинского многократно вызывали, что само по себе было редким явлением.

Эскиз костюма к опере "Пиковая дама"

В 1929-30 одна за другой следуют каунасские постановки «Паяцев» (1929), «Бориса Годунова», «Андре Шенье» Джордано и «Тангейзера» (все в 1930). Особой зрелищностью и стильностью выделялись декорации к вагнеровской опере. В них ощущается сочетание современной декоративности с изысканной музыкальностью живописного письма. Но вершиной оперной сценографии Добужинского по праву может считаться моцартовский «Дон Жуан» (1933, Каунас). Сочетание черно-красной живописной фактуры с белым каллиграфическим узором рисунка поверх нее бесподобно передает характер музыкальных «кружев» зальцбургского гения, его «веселой драмы».

Эскиз декорации к опере "Пиковая дама"

Среди других работ художника в Каунасском театре «Луиза» Шарпантье (1932), «Вертер» (1934), «Князь Игорь» (1934), «Евгений Онегин» (1935), «Лоэнгрин» (1937), «Русалка» Дворжака (1937), «Манон» (1939).

Из спектаклей на других сценах можно отметить «Пиковую даму» в «Театре де ла Монне» Брюсселя (1931) в постановке, с участием знаменитого тенора украинского происхождения Иосифа Рогачевского и лондонского «Бориса Годунова» (1935).

Эскиз декорации к опере Мусоргкого "Борис Годенов"

Из-за националистических демаршей рижской художественной интеллигенции, к сожалению, осталась не поставленной на сцене Латвийской национальной оперы «Волшебная флейта», создаваемая в соавторстве с великим режиссером Михаилом Чеховым. Ряд эскизов к этому спектаклю хранится в Риге, Лондоне и Париже.

Эскиз декорации к опере Гуно "Фауст"

В 1939 году завершился литовский период творчества Добужинского. М. Чехов, с которым художника связывала творческая дружба, предложил ему совместную работу в Англии в своем театре над постановкой «Бесов» по роману Достоевского. Однако, начавшаяся мировая война, бомбардировки Лондона, сделали её невозможной Владелец театра решил перевести его в Америку. Так начался последний, американский период творчества Добужинского. До конца жизни он прожил в США, временами выезжая в Европу. Активность Добужинского на поприще музыкального театра в Америке была не так велика. Тем не менее, ряд постановок заслуживают внимания. В 1940 для театра «Метрополитен» он оформил спектакль «Бал-маскарад» (дирижер Купер).

Эскиз декорации к опере Верди "Бал-маскарад"

В нью-йоркской «Новой оперной компании» вместе с Чеховым в 1942 Мстислав Валерианович Добужинский осуществил постановку «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. К 1947 относятся эскизы неосуществленной «Войны и мира» Прокофьева. Эти работы несут черты позднего, более «сурового» стиля Добужинского , на которого несомненное влияние оказала война и жизнь на чужбине. Это особенно касается эскиза занавеса «Война» к «Войне и миру». И даже занавес «Мир», несмотря на достаточно светлую палитру, выглядит несколько тяжеловесным и многословным.

Среди последних работ Добужинского в опере - «Воццек» Берга в Нью-Йоркской опере (1952), постановка осуществлялась совместно с Комиссаржевским, с которым в начале века Мстислав Валерианович начинал творческую деятельность в театре.

belcanto.ru ›dobuzhinsky.html



Добужинский Мстислав Валерианович

Dobuzhinsky Mstislav

(1875 - 1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Портрет М.Добужинского.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Войтинская Надежда Савельевна Портрет М.В.Добужинского

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

________________________

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

(1875 - 1957)

Мстислав Валерианович Добужинский - график, театральный художник, живописец и мемуарист - родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, — писал Добужинский, — была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.

Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910 г.

В 1885 - 1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю — венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», — вспоминал Добужинский («Новый Журнал». 1963.№ 71. С. 160 - 161). В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 - 4 г.: большие графические рисунки — Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 - 175).

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства".

1920 г. Эскиз Холст, масло. 52 х 89

Государственный Русский музей

Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, — вспоминал Добужинский, — я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и “По звездам Вячеслава Иванова”».

Борис Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917 г.

История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Коммиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.

Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. 1949. № 21. С. 103). Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, — иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

Б.М.Кустодиев.

Проводы Добужинского в Европу 1924 г.

Государственный Русский музей

Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа - Эриха Голлербаха, - посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 — 1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

Борис Кустодиев. Портрет художника М.В.Добужинского.

Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.

В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он — поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., - св. Мстислава Храброго.

Н.А.Бенуа

Портрет Добужинского Ростислава Мстиславовича (1903-2000) - сына художника М.В. Добужинского, художник театра.

1921 г. Дерево, масло 61,2х50,8

Государственный Русский музей

Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия» (Раев М. Россия за рубежом. М., 1994. С. 134).

В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ — декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка — на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях — «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Виделся Добужинский и со своим петербургским другом, жившим в Нью-Йорке, - художником, бывшим мирискуссником, Константином Сомовым.

Кустодиев Б.М.

Портрет Добужинского (скульптура)

1909 г. гипс 37,5х27,5х26

В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905 — 1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях — в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно… оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. 1956. № 44. С. 299 - 300).

В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене - «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался.

Владимир Набоков

UT PICTURA POESIS

М. В. Добужинскому

Воспоминанье, острый луч,

преобрази мое изгнанье,

пронзи меня, воспоминанье

о баржах петербургских туч

в небесных ветреных просторах,

о закоулочных заборах,

о добрых лицах фонарей...

Я помню, над Невой моей

бывали сумерки, как шорох

тушующих карандашей.

Все это живописец плавный

передо мною развернул,

и, кажется, совсем недавно

в лицо мне этот ветер дул,

изображенный им в летучих

осенних листьях, зыбких тучах,

и плыл по набережной гул,

во мгле колокола гудели —

собора медные качели...

Какой там двор знакомый есть,

какие тумбы! Хорошо бы

туда перешагнуть, пролезть,

там постоять, где спят сугробы

и плотно сложены дрова,

или под аркой, на канале,

где нежно в каменном овале

синеют крепость и Нева.

Сочинения, живопись, графика:

Добужинский М.В. Воспоминания об Италии. Рисунки автора. Б.м., 1923.

Добужинский М.В. Памяти Рахманинова. Нью-Йорк, 1946.

Добужинский М.В. Воспоминания. Нью-Йорк, 1976.

Мстислав Добужинский: Живопись, графика, театр. М., 1982.

Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

Добужинский М.В. Письма. СПб., 2001.