Денис иванович фонвизин. Макогоненко, Георгий Пантелеймонович - Денис Фонвизин: Творческий путь Приблизительный поиск слова

Список печатных работ Г. П. Макогоненко

(При составлении этого перечня нами была учтена публикация:
Тимофеева Л. А. Список трудов Г. П. Макогоненко по пушкиноведению // Пушкин: исследования и материалы. Т. 14. Л., 1991. С. 324—329. (68№№)).

Книги
1. А. Н. Радищев. (Очерк жизни и творчества). М., «Гослитиздат», 1949. — 192 с.
2. Денис Иванович Фонвизин. 1745—1792. (Русские драматурги. Научно-популярные очерки). M.-JL, «Искусство», 1950. — 172 с.
3. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. <1-й завод>. М.-Л., «Гослитиздат», 1951. — 544 с.
4. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. <2-й завод>. М.-Л., «Гослитиздат», 1952. — 544 с.
5. Александр Николаевич Радищев. (В помощь лектору). М., «Госкультпросветиздат», 1952. — 80 с.
6. Радищев и его время. М., «Гослитиздат», 1956. — 774 с.
7. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.-Л., «Гослитиздат», 1961. — 443 с.
8. Роман Пушкина «Евгений Онегин». (Массовая историко-литературная библиотека). М., «Гослитиздат», 1963. — 146 с.
9. А. Н. Радищев. Биография. Пособие для учащихся. М.-Л., «Просвещение», 1965. — 152 с.
10. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., «Художественная литература», 1969. — 510 с.
11. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. (2-е изд., доп.) (Массовая историко-литературная библиотека). Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Макогоненко Г. П. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. М., «Художественная литература», 1971. С. 101—208.
12. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). Л., «Художественная литература», 1974. — 374 с.
13. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. (В соавторстве с Е. Н. Купреяновой). Л., «Наука», 1976. — 415 с.
14. «Капитанская дочка» Пушкина. Л., «Художественная литература», 1977. — 108 с.
15. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833—1836). Л., «Художественная литература», 1982. — 463 с.
16. Гоголь и Пушкин Л., «Советский писатель», 1985. — 351 с.
17. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. Послесл. В. М. Марковича. Л., «Советский писатель», 1987. — 398 с.
18. Избранные работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л., «Художественная литература», 1987. — 638 с.

Отдельные издания драматических произведений
19. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, . — 52с.
20. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, 1944. — 48 с.
21. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М.-Л., Искусство, 1945. — 112 с.
22. У нас на земле. Пьеса в 4-х действиях, 6-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание Всесоюзного управления по охране авторских прав, . — 85 с.
Переводы книг на иностранные языки
23. Романът на Пушкин «Евгений Онегин». <На болгарском языке>. Пер. С. Костова. София, «Народна просвета», 1966. — 112 с.

Тезисы и авторефераты диссертаций
24. Московский период деятельности Николая Новикова. Тезисы диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Л., 1946]. — 5 с. <Отдельный оттиск из: Вестник Ленинградского университета. Л., 1946. № 1. С. 116—119.> Издано без тит. Листа и обл.
25. А. Н. Радищев и его время. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., ЛГУ, 1955. — 43 с.

Статьи в газете «Красная Заря».
(Двухдневная газета. Орган парткома и завкома телефонного завода
«Красная Заря» г. Ленинграда).
26. Станки и люди. (Очерк) // № 96 (168), 17 ноября 1930, с. 3.
27. Листки мастера Суслова. (Очерк) // № 83 (268), 7 августа 1931, с. 2—3.
28. Целый ряд неувязок // № 7 (331), 17 января 1932, с. 4. В соавторстве.
29. Выравнить отстающие участки // № 13 (337), 29 января 1932, с. 3. В соавторстве.
30. Калилка в футляре // № 26 (350), 21 февраля 1932, с. 1. В соавторстве.
31. Цеховые неувязки режут план // № 46 (370), 20 марта 1932, с. 1. В соавторстве.
32. Конденсаторщики выполнили план марта // № 53 (377), 30 марта 1932, с.1. Подпись «Г.М.»
33. Готовимся к смотру комсомольских сил // № 61 (385), 15 апреля 1932, с. 4. Подпись «Г. М.»
34. Очередное головотяпство // № 81 (405), 27 мая 1932, с. 1. В соавторстве.
35. Больше внимания отходам // № 93 (417), 21 июня 1932, с. 2.
36. ДиП или рацгруппа? // Там же, с. 4. Подпись «Мак».
37. Второй сорт — ширпотреба // № 103 (427), 11 июля 1932, с. 4.
38. Учитесь у них побеждать // № 106 (430), 17 июля 1932, с.1.
39. Учитесь у них постановке дела // № 109 (233), 23 июля 1932, с. 1. В соавторстве.
40. Провести в жизнь данные предложения // № 131 (455), 8 сентября 1932, с. 1. В соавторстве.
41. Систематическое головотяпство или же обдуманная политика // № 133 (457), 12 сентября 1932, с. 1. В соавторстве.
42. Железные портфели разрешают вопрос // № 136 (460), 19 сентября 1932, с. 1. В соавторстве, подпись «Мак».
43. Смотр должен стать толчком // № 150 (474), 17 октября толчком. 1932, с. 1. В соавторстве.
44. Не увлекаться обещаниями // № 151 (478), 19 октября 1932, с. 1. Подпись «Г. М.».
45. А профруководства все-таки нет // № 153 (480), 23 октября 1932, с. 1. В соавторстве, подпись «Мак».
46. Как всегда проработку скомкали // № 165 (492), 20 ноября 1932, с. 1.
47. Кто здесь ответственный? // № 183 (509), 25 декабря 1932, с. 1.
48. «Денег не жалеть!..» // № 184 (511), 27 декабря 1932, с. 1.
49. Цех, рожденный пятилеткой // № 186 (513), 31 декабря 1932, с. 1.
50. Первая показательная по качеству // № 19 (531), 8 февраля 1933, с. 1. В соавторстве,
подпись «Мак».
51. Вот они лучшие из лучших // № 32 (545), 7 марта 1933, с. 1. Подпись «Мак».
52. В ожидании приказа // № 33 (546), 9 марта 1933, с. 1.
53. В гуще бюрократов // № 37 (540), 17 марта 1933, с. 1. Подпись «Г. М.».
54. Последствия нераспорядительности // № 40 (552), 23 марта 1933, с. 1. В соавторстве.
55. Об искусстве управлять // № 41 (554), 25 марта 1933, с. 1. Подпись «Г. М.».
56. Прикрывают бракоделов // № 47 (560), 7 апреля 1933, с. 1.
57. Вредные традиции // № 53 (566), 24 апреля 1933, с. 1.
58. Люди, которые привыкли к рывкам // 58 (566), 8 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
59. Вот они — факты неповоротливости // № 60 (568), 12 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
60. Протоколы подшиты к делу… // № 64 (572), 20 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
61. Итоги одного дня // № 133 (633), 8 ноября 1933, с. 4.

Статьи
62. Вместо предисловия // Безбах С. А. Великий урок. (Эриксоновцы 9 января 1905 года). Л., 1934. С. 3—8.
63. В борьбе с врагами народа. <О поэзии Маяковского> // Известия. М., 1938. №87, 14 апреля. С. 3.
64. Политический смысл романа «Новь» // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 47, вып. 4. С. 248—272.
65. Политический смысл романа «Новь» // Литературный современник. Л., 1939. № 7—8. С. 260—270.
66. Пушкин и Радищев // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 33, вып. 2. С. 110—133.
67. Образ Ленина в поэзии Маяковского. (В соавторстве с И. З. Серманом) // Литературный современник. Л., 1939, № 1. С. 185—195.
68. Очерки по истории русской литературы XVIII века. <Рецензия на кн.: Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938>. (В соавторстве с И. З. Серманом) // Литературное обозрение. М., 1939. № 6. С. 53—57.
69. Правда о Суоми. <О книге В. Кнехта «Страна на замке» 1932 г.> // Резец. Л., 1939. № 23/24. С. 31—32.
70. О композиции «Путешествия из Петербуга в Москву» А. Н. Радищева // XVIII век. Сб. 2. М.-Л., 1940. С. 25—53.
71. История русской литературы XVIII века (краткий очерк). (В соавторстве с И. З. Серманом) // Энциклопедический словарь Товарищества Гранат. Изд. 7. Т. 36. Ч. VII. М., 1941. Стлб. 186—214.
72. История одного восстания. <Рецензия на кн.: Чуковская Л. История одного восстания. М.-Л., 1940> // Литературное обозрение. М., 1940, № 23. С. 15—19.
73. Плакаты Маяковского. <Рецензия на кн.: Эвентов И. Маяковский-плакатист. Критический очерк. Л.-М., 1940>. Литературный современник. Л., 1940, № 12. С. 163—164.
74. <Рецензия на кн.: Маяковский, 1930—1940: Статьи и материалы. Л., 1940>. (В соавторстве с А. Кукулевичем) // Литературное обозрение. М., 1941, № 1. С. 40—42.
75. Воспоминания о Маяковском. <Рецензия на кн.: Перцов В. Наш современник. М., 1940> // Литературное обозрение. М., 1941, № 3. С. 43—46.
76. Воспоминания о Маяковском. <Рецензия на кн.: Спасский С. Маяковский и его спутники. Л., 1940> // Литературный современник. Л., 1941. № 4. С. 111—125.
77. Политика правительства Екатерины II в литературе. Щербатов // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 168—174.
78. Официозная литература // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 174—179.
79. «Всякая всячина» // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 179—180.
80. Молодые ижорцы // Молодежь Ленинграда. [Сборник]. М., 1942. С. 21—35.
81. Ленинградская симфония. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1942. № 194, 19 августа. С. 4.
82. Балтийское сердце. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Смена. Л., 1942. № 158, 16 октября. С. 4.
83. Ленинградцы. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Смена. Л., 1942. № 180, 12 ноября. С. 2.
84. Поход. Отрывок из киносценария «Они жили в Ленинграде». (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомол города Ленина. Л., 1943. С. 128—153.
85. Ленинградцы. (В соавторстве с О. Берггольц и Р. Июльским) // Комсомольская правда. М., 1943. № 17, 21 января. С. 4.
86. На берегах Невы. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1944. № 104, 1 мая. С. 3.
87. Ленинградцы наступают // Труд. М., 1944. № 144, 18 июня. С. 2.
88. Праведное возмездие! (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1944. № 227, 23 сентября. С. 3.
89. Русская строчка. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Известия. М., 1944. № 192, 13 августа. С. 4.
90. Русская женщина. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Известия. М., 1944. № 197, 19 августа. С. 3.
91. Сила любви. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Сельская эстрада. Вып. 8. М., 1944. С. 7—15.
92. Они жили в Ленинграде. Киноповесть. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Знамя. М., 1944. № 1/2. 102—158.
93. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Красный Балтийский флот. Л., 1944. № 280, 24 ноября. С. 4.
94. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). <Начало> // Известия. М., 1945. № 2, 3 января. С. 3.
95. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). <Окончание> // Известия. М., 1945. № 3, 4 января. С. 3.
96. Ленинградская симфония. Киносценарий. (Литературный вариант.) (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Звезда. Л., 1945. № 3. С. 50—80.
97. Ленинградская тема // Знамя. М., 1945. № 1. С. 206—211.
98. Россия и американская революция // Научный бюллетень Ленинградского университета. Л., 1946. № 8. С. 14—19.
99. Московский период деятельности Николая Новикова // Вестник Ленинградского университета. Л., 1946. № 1. С. 116—119.
100. Сила любви. (Сцены из пьесы«Они жили в Ленинграде»). (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Литературно-художественный сборник. Л., 1946. С. 221—229.
101. Основные течения общественной мысли 1760—1780-х годов. <Разделы 4—5; остальные разделы главы написаны Г. Гуковским> // История русской литературы. Т. IV. М.-Л., 1947. С. 27—34.
102. Н. И. Новиков. <Разделы 3—5; остальные разделы главы написаны И. Серманом> // История русской литературы. Т. IV. М.-Л. 1947. С. 135—151.
103. У нас на земле. Пьеса. (В соавторстве с О.Ф. Берггольц) // Звезда. Л., 1947. № 12. С. 120—161.
104. Александр Радищев. (Вступит. ст.) // Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.-Л., 1949. С. III—LVIII.
105. Замечательный русский писатель революционер. <Об А. Н. Радищеве>
106. Наша национальная гордость. <Под псевдонимом Ник. Демин> // Литературная газета. М., 1949. № 70, 31 августа. С. 3.
107. Русская проза XVIII века. (Вступит, ст.) // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. III—Х.
108. Н. И. Новиков // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 275—290.
109. Народная публицистика XVIII века // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 195—208.
110. Д. И. Фонвизин // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 451—464.
111. A. H. Радищев // Русская проза XVIII века. М.-Л., 1950. Т. 2. С. 5—22.
112. Народная публицистика XVIII века и Радищев // Радищев. Статьи и материалы. Л., 1950. С. 26—65.
113. Николай Новиков // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. III—XXXVIII.
114. От редактора // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. XXXIX—XL.
115. Об авторстве Новикова // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. 675—707.
116. Книга о поэтах-радищевцах. <Рецензия на кн.: Орлов В. Н. Русские просветители 1790—1800-х годов. Л., 1950> // Литературная газета. М., 1951. № 25, 1 марта. С. 3.
117. Александр Радищев. (Вступит. ст.) // Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., 1952. С. III—L.
118. Радищев и русская общественная мысль XVIII века // Вестник АН СССР, Л., 1952. № 9. С. 63—79.
119. За образцовое издание классиков. (В соавторстве с Д. Благим и Б. Мейлахом) // Литературная газета. М., 1952. № 85, 15 июля, С. 3.
120. Великий подвиг. (К 150-летию со дня смерти А. Н. Радищева) // Литературная газета. М., 1952. № 115, 23 сентября. С. 2.
121. А. Н. Радищев — великий русский революционер, патриот // Социалистическое земледелие. М., 1952. № 227, 24 сентября. С. 3.
122. Кто автор «Путешествия критики»? <О переиздании книги С. фон Ферельцта> // Огонек. М., 1952, № 50. С. 28.
123. Поэзия Александра Радищева // Радищев А. Н. Стихотворения. (Б-ка поэта, малая серия). Л., 1953. С. 5—74.
124. У истоков русской литературы. <Рецензия на кн.: Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.-Л., 1952> // Литературная газета. М., 1953. № 28, 5 марта. С. 3.
125. Карамзин Н. М. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 20. М., 1953. С. 132—134.
126. Против «тления слова-сырца» // Новый мир. 1954, № 12. С. 124—134.
127. Н. И. Новиков 1744—1818 // Русские писатели о литературном труде. Т. 1. Л., 1954. С. 49—51.
128. Новиков Н. И. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 30. М., 1955. С. 79—80.
129. Радищев А. Н. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 35. М., 1955. С. 579—582.
130. Обобщение и исследование. <Рецензия на кн.: Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954> // Литературная газета. М., 1955. № 28, 5 марта. С. 3.
131. Задачи и нужды «Библиотеки поэта». (В соавторстве с В. Н. Орловым) // Литературная газета. М., 1955. № 57,14 мая. С. 3.
132. Русская передовая и общественная мысль. (В соавторстве с П. К. Алефиренко и Ю. Я. Коганом) // Очерки истории СССР. (Россия во второй половине XVIII в.). М., 1956. С. 469—498.
133. Исследование о реализме Пушкина. <Рецензия на кн.: Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957> // Вопросы литературы. М., 1958. № 8. С. 231—241.
134. Новое о Фонвизине // Литература и жизнь. М., 1958. № 30, 15 июня. С. 3.
135. Новые материалы о Д. И. Фонвизине и неизвестные его сочинения // Русская литература. Л., 1958. № 3. С. 135—147.
136. Современная тема и традиции русского реализма // Вопросы литературы, М., 1958. № 8. С. 3—23.
137. Русская поэзия XVIII века. (Вступит. ст.) // Русская поэзия XVIII века. (Б-ка поэта, малая серия). Л., 1958. С. 5—124.
138. Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. Т. 1. М.-Л., 1959. С. V—XLVIII.
139. История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1959. С. 622—664.
140. Поэзия Константина Батюшкова. (Вступит. ст.) // Батюшков К. Н. Стихотворения. Л., 1959. (Б-ка поэта, малая серия). С. 5—88.
141. Русское просвещение и литературные направления XVIII века // Русская литература. Л., 1959. № 4. С. 23—53.
142. Пушкин-художник и его время. <Рецензия на кн.: Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха. М., 1958> // Вопросы литературы. М., 1959. № 11. С. 144—154.
143. Надругательство. (О книге Б. Иванова «Даль свободного романа») // Литературная газета. М., 1959. № 120, 29 сентября. С. 3.
144. Размышления о спектакле «Ревизор». <О постановке в Ленинградском театре Комедии> // Советская культура. М., 1959. № 48, 16 апреля, С. 3.
145. От издательства. <Без подписи> // Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 3.
146. Русская драматургия XVIII века // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. I. Л.-М., 1959. С. 5—68.
147. Д. И. Фонвизин. 1745—1792 // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. I. Л.-М., 1959. С. 207—289.
148. Был ли карамзинский период в истории русской литературы? // Русская литература. Л., 1960. № 4. С. 3—32.
149. Борьба идет за человека. <Рецензия на кн.: Герман Ю. Один год. Л., 1960> // Литературная газета. М., 1960. № 104, 1 сентября. С. 3.
150. Пути, проложенные Чеховым. (В соавторстве с Г. Бялым) // Литературная газета. М., 1960. № 12, 28 января. С. 1, 3.
151. Люди смелой жизни // Литературная газета. М., 1961. № 104, 21 марта. С. 2—3.
152. К истории русского Просвещения и реализма XVIII века // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М-Л., 1961. С. 173—189.
153. Спорные вопросы есть! Их надо обсуждать. (Ответ Б. Бурсову). <К спорам об «Евгении Онегине»> // Вопросы литературы. М., 1961. №1. С. 108—117.
154. Предисловие // Пини О. А. А. Н. Радищев в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей. Л., 1961. С. 3—32.
155. За творческия метод на Д. И. Фонвизин. (Характер и особености) // Език и литература. София, 1961. № 5. С. 11—24.
156. Литературная позиция Карамзина в XIX веке // Русская литература. Л., 1962. № 1. С. 68—106.
157. Pouchkine vivant // Oeuvres et Opinions. Moscou, 1962. № 2. P. 147—152.
158. Почему необходимо спорить? <О спектакле «Горе от ума» в постановке Г. А. Товстоногова> // Нева. Л., 1963. № 2. С. 191—192.
159. Они защищали музыку. (К 20-летию великой победы под Ленинградом). <Об исполнении 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде> // Ленинградская правда, Л., 1964. № 20, 24 января. С. 4.
160. «Враг парнасских уз». <О поэзии И. С. Баркова> // Русская литература. Л., 1964. № 4. С. 136—148.
161. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. (В соавторстве с П. Н. Берковым) // Карамзин Н. М. Избранные сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.-Л., 1964. С. 5—76.
162. Когда же сформировался русский реализм? // Вопросы литературы. М., 1965. № 2. С. 148—170.
163. Романическое литературоведение. <Рецензия на ст.: Шторм Г. Потаенный Радищев // Новый мир. М., 1964. № 11. С. 115—161> // Литературная газета, М., 1965. № 18, 11 февраля. С. 2.
164. Продолжение жизни. <Вступит. ст.> // Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 3—10.
165. Пушкин и Дмитриев // Русская литература. Л., 1966. № 4. С. 19—36.
166. Учение Радищева об активном человеке и Пушкин // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. (К 70-летию со дня рождения П. Н. Беркова) / XVIII век. Сб. 7. М.-Л., Наука, 1966. С. 345—352.
167. Павел Наумович Берков. (К семидесятилетию со дня рождения) // Русская литература. Л., 1966. № 4. С. 248—253.
168. Счастье? Это борьба. <О трилогии Ю. Германа> // Литературная газета. М., 1966. № 22, 19 февраля. С. 3.
169. Карамзин Н. М. / Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. М., 1966. Стлб. 392—396.
170. Антиох Кантемир // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 7—12.
171. Михаил Ломоносов / Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 19—25.
172. Александр Сумароков // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 47—51.
173. Иван Хемницер // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 69—73.
174. Гавриил Державин // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 83—88.
175. Александр Радищев // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 143—149.
176. Николай Карамзин // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 169—174.
177. Иван Дмитриев // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 189—191.
178. Иван Крылов // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 205—210.
179. Василий Жуковский // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 247—256.
180. Константин Батюшков // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 327—332.
181. Александр Пушкин // Русские поэты: Антология. 1799—1837. Т. 2. М., Детская литература, 1966. С. 5—28. Подпись «Г. М.».
182. «Рядовой Пинде воин». (Поэзия Ивана Дмитриева) // Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. (Б-ка поэта, большая серия). М., 1967. С. 5—68.
183. Русская классическая литература в свете ленинской концепции освободительного движения // Вопросы литературы. М., 1968. № 4. С. 3—27.
184. О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. М., 1968. С. 5—20.
185. Пушкин и Державин // XVIII век. Сб. 8. Л., Наука, 1969. С. 113—126.
186. Повести Николая Карамзина // Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Повести. Л., 1970. С. 5—22.
187. Русское Просвещение и проблема фольклора // Русская литература и фольклор. Л., 1970. С. 180—225.
188. Радищев // Русская литература и фольклор. Л., 1970. С. 409—430.
189. Пути литературы века // Русская литература XVIII в. Л., 1970. С. 3—44.
190. Русский реализм на его начальном этапе // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 180—202.
191. Радищев А. Н. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. Стлб. 143—148.
192. Русская проза XVIII века // Русская проза XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., 1971. С. 5—38.
193. Необычное литературоведение. <Рецензия на кн.: Наровчатов С. Необычное литературоведение. М., 1970> // Литературная газета, М., 1971. № 20, 12 мая. С. 6.
194. Русская поэзия XVIII века // Поэты XVIII века. (Б-ка поэта, большая серия). М., 1972. С. 5—61.
195. Григорий Александрович Гуковский // Вопросы литературы. М., 1972. № 11. С. 109—124.
196. Карамзин и Просвещение. (Доклад на VII международном съезде славистов) // Славянские литературы. VII международный съезд славистов. Варшава, август 1973. Тезисы советской делегации. М., 1973. С. 295—318.
197. Проблемы Возрождения и русская литература // Русская литература, Л., 1973. № 4. С. 67—85.
198. Страничка о своей работе. (Рассказывают критики и литературоведы) // Вопросы литературы. М., 1973. № 9. С. 304—305.
199. Пушкиниана: будущие страницы: Анкета ЛГ. Отвечают Г. П. Макогоненко и др. // Литературная Газета. 1973. № 23, 6 июня. С. 2.
200. О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. 2-е изд. М., 1974. С. 3—24.
201. «...Счастье есть лучший университет». Полемические заметки об изучении любовной лирики Пушкина // Нева. Л., 1974. № 5. С. 178—188.
202. «Самостояние человека — залог величия его». (Заметки о пушкинском реализме) // Вопросы литературы, М., 1974. № 6. С. 35—69.
203. «Гражданин будущих времен». К 225-й годовщине со дня рождения А. Н. Радищева // Нева. Л., 1974. № 8. С. 188—193.
204. Der Realismus Puschkins // Kunst und Literatur. Berlin, 1974. № 12. S. 1316—1337.
205. О романтическом герое декабристской поэзии // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 6—24.
206. Пушкин и Гете. (К истории истолкования пушкинской «Сцены из Фауста») // XVIII век. Сб. 10. Л., Наука, 1975. С. 284—291.
207. О художественном пространстве в реалистической литературе // Культурное наследие Древней Руси: истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 237—245.
208. A. N. Radiscev und das Problem des Historismus // Karl-Marx-Universitat. Leipzig, 1977, № 4. S. 285—296.
209. «Сатирическое воззвание к возмущению». <О книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева> // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. С. 54—74.
210. «Огненные стихи». <Ода «Вольность» А. Н. Радищева> // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. С. 75—95.
211. Священный дар. <Вступит. ст.> // Пушкин А. С. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1978. С. 5—48.
212. Письма Ольги Берггольц // Вопросы литературы. М., 1978. № 5. С. 196—224.
213. «Медный всадник» и «Записки сумасшедшего». Из истории творческих отношений Гоголя и Пушкина // Вопросы литературы, М., 1979. № 6. С. 91—125.
214. Briefe von Olga Bergholz // Kunst und Literatur. Berlin, 1978. № 12. S. 1317—1339.
215. О некоторых особенностях поэтики «Пиковой дамы». К 180-летию со дня рождения А. С. Пушкина // Нева. Л., 1979. № 6. С. 177—188.
216. Alexander Radishchev and Laurence Sterne // Great Britain and Russia in the XVIII century: contacts and comparisons. Newtonville, 1979. P. 84—93.
217. Каков был замысел «Путешествия в Арзрум»? // Нева. Л., 1980. № 6. С. 183—191.
218. Письма русских писателей XVIII века и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. М., 1980. С. 3—41.
219. От редактора // Письма русских писателей XVIII века. М., 1980. С. 42—43.
220. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1980. С. 3—24.
221. Пути становления русской литературы XVIII века и формирование ее национального своеобразия // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 465—490.
222. Державин // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 627—654.
223. Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 765—780.
224. Священный дар. <Вступит. ст.> // Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1980. С. 5—54.
225. Когда и зачем был написан «Пир Петра Первого»? // Вечерний Ленинград. Л. 1980. № 128, 4 июня. С. 3.
226. Повествователь и автор в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. (О роли эпиграфов в повести) // Slavia orientalis. Warszawa, 1980, № 3. S. 359—365.
227. Письма с дороги. (Ольга Берггольц в дни блокады) // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в литературе. Вып. 3. М., 1980. С. 460—490.
228. Последний поэтический цикл Пушкина // Нева. Л., 1981. № 6. С. 173—182.
229. Знал ли Белинский подлинный текст «Медного всадника»? // Вопросы литературы. М., 1981. № 6. С. 148—157.
230. О диалогах в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Классическое наследие и современность. Л., Наука, 1981. С. 126—137.
231. «Сказка о рыбаке и рыбке» и вопросы ее интерпретации // Болдинские чтения. Вып. 10. Горький, 1981. С. 22—31.
232. Друг свободы. (Вступит. ст.) // Фонвизин Д. И. Сочинения. М., 1981. С. 3—28.
233. Друг свободы. (Вступит. ст.) <2 изд> // Фонвизин Д. И. Сочинения. М., 1982. С. 3—8.
234. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника». <2 изд.> // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1982. С. 3—24.
235. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя. (Проблемы преемственного развития) // Нева. Л., 1982. № 8. С. 150—159.
236. От Ломоносова до Горького // Литературная газета. М., 1982. № 37, 15 сентября. С. 4.
237. Актуальные проблемы пушкиноведения // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Тезисы докладов и сообщений / V Международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. Прага, 1982. С. 459—460.
238. Актуальные проблемы пушкиноведения. (Изучение и преподавание) // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: доклады советской делегации на V конгрессе МАПРЯЛ. М., 1982. С. 211—218.
239. ...Всю жизнь его ученики. (Беседа с Г. П. Макогоненко) // Смена. Л., 1982. № 131, 6 июня. С. 4.
240. О новаторстве и открытия советского литературоведения в изучении русской литературы // Сравнительно-типологические исследования славянских языков и литератур. Л., 1983. С. 114—130.
241. Исторический роман о народной войне // Пушкин А. С. Капитанская дочка. (Литературные памятники). Л., Наука, 1984. С. 200—232.
242. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и русский реализм 1830-х годов. (Пушкинское начало в поэме Лермонтова) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С. 3—33.
243. Принадлежит России: 175 лет со дня рождения Н. В. Гоголя // Звезда. Л., 1984. № 4. С. 154—171.
244. О творчестве Дениса Фонвизина и Александра Радищева // Фонвизин Д. И., Радищев А. Н. Избранное. М., 1984. С. 3—24.
245. Николай Карамзин — писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Сочинения. Т. 1. Л., 1984. С. 5—50.
246. Слушай нас, родная страна! (К 40-летию освобождения Ленинграда от блокады) // Советская культура. М., 1984. № 10, 24 января. С. 6.
247. Они жили в Ленинграде. Киноповесть. (В соавторстве с О. Берггольц) // У стен Ленинграда: Сборник пьес и киносценариев, Л., 1984. С. 211—269.
248. Обратимся к пушкинскому поэтическому тексту // Вопросы литературы. М., 1985. № 7. С. 160—175.
249. Об эпиграфе к поэме Лермонтова «Мцыри» // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 243—245.
250. Памяти Владимира Николаевича Орлова. <Некролог> // Литературная газета. М., 1985. № 13, 27 марта. С. 7.
251. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Литературные памятники). М., 1986. С. 251—295.
252. Творческий путь Михаила Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М., 1986. С. 3—38.
253. Владимир Орлов (1908—1985). <Вступительная статья к публикации стихов В. Н. Орлова> // Звезда. Л., 1986. № 1. С. 127—128.
254. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя // Петербургские повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М., Правда, 1986. С. 5—42.
255. О сборнике Анны Ахматовой «Нечет» // Вопросы литературы. М., 1986. № 2. С. 170—189.
256. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Литературные памятники). М., 1987. С. 251—295. <Допечатка тиража издания 1986 года>.
257. Священный дар. (Очерк творчества А. С. Пушкина) // «...Чувства добрые я лирой пробуждал...». Сборник стихотворений А. С. Пушкина для дополнительного чтения в старших классах молдавской школы. Кишинев, 1987. С. 4—6.
258. Поэзия, воссоздающая «истинную картину натуры» // Державин Г. Р. Сочинения, Л., 1987. С. 3—26.
259. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1987. С. 5—28. <1-й завод>.
260. Ленинградская симфония: О первом исполнении симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича. <Киносценарий>.(В соавторстве с О. Берггольц) // Берггольц О. Ф. Пьесы и сценарии. Л., 1988. С. 187—233.
261. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1988. С. 5—30.
262. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1988. С. 5—28. <2-й завод>.
263. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1989. С. 5—28. <3-й завод>.
264. «...Счастье есть лучший университет» // Утаенная любовь Пушкина. СПб., 1997. С. 381—405.
265. Николай Карамзин — писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Бедная Лиза: повести. М., 2005. С. 5—67.

Подготовка сборников произведений художественной литературы
266. Куприн А. И. Избранные сочинения. Вст. ст. Л. А. Плоткина. Л., «Лениздат», 1947.
267. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.-Л., «Гослитиздат», 1949.
268. Куприн А. И. Рассказы. М.-Л., «Детгиз», 1949.
269. Русская проза XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Совместно с А. В. Западовым). М.-Л., «Гослитиздат», 1950.
270. Русская проза XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Совместно с А. В. Западовым). М.-Л., «Гослитиздат», 1950.
271. Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., «Гослитиздат», 1951.
272. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., «Гослитиздат», 1952.
273. Радищев А. Н. (Б-ка поэта, малая серия). Стихотворения. Л., «Советский писатель», 1953.
274. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Б-ка поэта, малая серия). (Совместно с И. З. Серманом). Л., «Советский писатель», 1958.
275. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Б-ка поэта, малая серия). (Совместно с И. З. Серманом). Л., «Советский писатель», 1958.
276. Батюшков К. Н. Стихотворения. (Б-ка поэта, малая серия). Л., «Советский писатель», 1959.
277. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 1. М.-Л., «Гослитиздат», 1959.
278. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 2. М.-Л., «Гослитиздат», 1959.
279. Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. 1. Л.-М., «Искусство», 1959.
280. Карамзин Н. И. Избранные сочинения в двух томах. (Совместно с П. Н. Берковым). М.-Л., «Художественная литература», 1964.
281. Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. (Б-ка поэта, большая серия). Л., «Советский писатель», 1967.
282. Русская литература XVIII века: Сборник произведений поэтов, драматургов и прозаиков XVIII века. (Хрестоматия). Л., «Просвещение», 1970.
283. Русская проза XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., «Художественная литература», 1971.
284. Русская поэзия XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., «Художественная литература», 1972.
285. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Б-ка поэта, большая серия). М., «Советский писатель», 1972.
286. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Б-ка поэта, большая серия). М., «Советский писатель», 1972.
287. Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. М., «Художественная литература», 1978.
288. Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. <2-е изд.>. М., «Художественная литература», 1980.
289. Карамзин Н. М. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. Л., «Художественная литература», 1984.
290. Карамзин Н. М. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. Л., «Художественная литература», 1984.
291. Карамзин Н. М. Избранное. (Совместно с П. Н. Берковым). М., «Правда», 1984.
292. Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Совместно с Г. Н. Иониным и Е. Н. Петровой). М., Наука, 1986.
293. Петербургские повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М., «Правда», 1986.
294. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М., «Правда», 1986.
295. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М., «Правда», 1986.
296. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. М., «Правда», 1986.
297. Державин Г. Р. Сочинения. (Совместно с В. П. Степановым). Л., «Художественная литература», 1987.
298. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <1-й завод>. М., «Правда», 1987.
299. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <2-й завод>. М., «Правда», 1988.
300. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <3-й завод>. М., «Правда», 1989.

Могила Д. И. Фонвизина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Денис Иванович Фонвизин на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.

Лето - пребывание в Москве (по июнь 1792-го).

1792 - поездка в Шклов.

30 ноября - представление в петербургском доме Державина комедии «Выбор гувернера» («Гофмейстер»).

КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Букчин С. Судебное дело Дениса Фонвизина // Вопросы литературы. 1979. № 2.

Вяземский П. А. Денис Фон-Визин. СПб., 1843.

Гуковский Г. А. Русская литература в немецком журнале XVIII века // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3.

Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866.

Дружинин П. А. Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину. М., 2002.

Записки В. С. Хвостова // Русский архив. 1870. Кн. I.

Из неизданных записок Клостермана // русский архив. 1881. Кн. III.

Костышин Д. Н. Материалы к истории семьи Фонвизиных // Россия в XVIII столетии. М., 2009. Вып. 3.

Кочеткова Н. Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984.

Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

Лебедев П. Опыт разработки новейшей истории по неизданным источникам. Ч. 1. Графы Никита и Петр Панины. СПб., 1863.

Левинтон-Лессинг В. Ф. Д. И. Фонвизин и изобразительное искусство // Девинтон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л., 1985.

Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.; Л., 1961.

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Серман И. З. Письма Фонвизина к Панину из Франции: проблема жанра // Oxford Slavonics papers. Vol. XXI. 1988.

Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700–1863). СПб., 1892.

Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание оригинальных произведений. СПб., 1893.

Степанов В. П. Полемика вокруг Д. И. Фонвизина в период создания «Недоросля» //XVIII век. Л., 1986. Сб. 15.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Тихонравов Н. С. Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина. СПб., 1894.

Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. М.; Л., 1959.

Чебышев А. А. Источник комедии императрицы Екатерины «О, время» // Русская старина. СПб., 1907.

Эджертон В. Б. Знакомство Фонвизина с Лабланшери в Париже // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

Denis Fonvisine. Lettres de France (1777–1778) /Trad, du russe et comment, par Henri Grosse; préf. de Wladimir Berelowitch. Paris, 1995.

Kantor M. Fonvizin and Holberg: a comparison of the Brigadier and Jean de France // Canadian-American Slavic Studies. \bl. 7 № 4. 1973.

Labriolle F. de. La dramturgie de Fonvizin // La Revue des Études Slaves. Paris, 1967. T. 46.

Moser Ch. A. Denis Fonvizin. Boston, 1979.

Østerby M. Fonvizins forhold til Holberg // Fonvizin D. I. Brigaderen. Landjunkeren. Odense, 1973.

Документы


Входимость: 7. Размер: 31кб.

Входимость: 2. Размер: 96кб.

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 19кб.

Входимость: 2. Размер: 100кб.

Входимость: 1. Размер: 4кб.

Входимость: 1. Размер: 29кб.

Входимость: 1. Размер: 34кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 18кб.

Входимость: 1. Размер: 5кб.

Входимость: 1. Размер: 43кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 14кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 7. Размер: 31кб.

Часть текста: очертить круг известных об этом сочинении сведений. В 1784 году из печати вышла книга"Precis historique de la vie du comte Nikita Iwanowitsch de Panin"с выходными данными"A Londres 1784" (28 p., 8 O) 1 ,а два года спустя - в четвертой книжке издаваемого Ф. О. Туманским и П. И. Богдановичем еженедельного петербургского журнала "Зеркало света" от 28 февраля 1786 года был напечатан русский текст, озаглавленный "Сокращенное описание жития Графа Никиты Ивановича Панина" (в разделе "Разные статьи" на с. 73-89). В том же году последовало и отдельное издание 2 , повторенное затем в 1787 3 и 1792 4 годах. А после смерти сатирика это произведение было включено П. П. Бекетовым в четвертую часть его полного собрания сочинений, которая была издана в Москве в 1830 году 5 . Не было бы ничего странного, если бы на проверку все предыдущие русские издания, совпадающие между собой по тексту, не имели значительных отличий с текстом 1830 года. Это обстоятельство породило массу версий и предположений, часть которых со временем переросла в утверждения, а другая часть, причем более здравых, была отнесена к разряду небылиц. По поводу французского издания текста среди многочисленных библиографов и исследователей сомнений не имеется: оно единогласно считается несомненным произведением Д. И. Фонвизина. Но вот русские издания, а точнее говоря вопиющее их различие, породили множество мнений: Во объяснение этой несообразности в 1848 году П. А. Вяземский писал: "Нам сказывали за верное, что автор написал эту "Жизнь" первоначально на французском языке. Читая ее в рукописи одному из своих приятелей, заметившему неверность в какой-то подробности, он сказал ему, что тут неверность умышленная, дабы приписали это сочинение иностранцу. Достоверно то, что сей биографический отрывок в первый раз показался в печати на французском языке; переведенный с него, он напечатан в 1787 году Иваном Ивановичем Дмитриевым, не знавшим, что он...

Входимость: 2. Размер: 96кб.

Часть текста: перевода молодого писателя: «Господина Менандра изыскание о зеркалах древних», «Торг семи муз», «Рассуждение господина Ротштейна о приращении рисовального художества, с наставлением в начальных основаниях оного», «Господина Ярта рассуждение о действии и существе стихотворства». Под каждой статьей сообщалось: «Перевел Денис Фонвизин». С 1762 года начал выходить роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» (часть первая вышла в 1762 году, часть вторая - в 1763, часть третья - в 1764 и часть четвертая - в 1768 году). На титульных листах первых: трех частей указывалось имя переводчика Дениса Фонвизина. В 1766 году публика познакомилась с новым переводом Фонвизина - «Торгующее дворянство, противоположенное дворянству военному, или Два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество? С прибавлением особливого о том же рассуждения господина Юстия». В 1769 году вышло два перевода Фонвизина, но уже без упоминания имени переводчика - «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» и «Иосиф» в 9-ти песнях, сочинения г. Битобе. В 1762 году Фонвизин перевел, но не издал трагедию Вольтера «Альзира», которая широко распространилась в Петербурге в списках. В 1764 году на сцене придворного театра с успехом шла фонвизинская комедия «Корион» (переделка комедии Грессе «Сидней»). Комедия не была издана. Как свидетельствует Новиков, читатели знали, что переводчиком и этих произведений был Фонвизин («Перевел в стихи Волтерову трагедию «Алзира», преложил, по свойству наших нравов, Грессетово сочинение «Сидней» стихами ж», «Поэму «Иосиф» перевел прозой», «Перевел... «Сиднея и Силли»). 1 В 1777 году, без указания имени Фонвизина, вышел его перевод «Похвального слова Марку Аврелию». Первые оригинальные произведения Фонвизина долго не попадали в печать или публиковались анонимно. К началу 60-х...

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: Критика и биография Критика: Акулова Е. А.: Фонвизин в школе Белинский: Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина и "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" сочинение М. Загоскина Дружинин П.А.: Князь А.Б. Куракин - переводчик Фонвизина Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства Назаренко М.И.: Типы и прототипы в комедии "Недоросль" Хексельшнайдер Э.: О первом немецком переводе "Недоросля" Фонвизина Чернышевский Н.Г.: О "Бригадире" Фонвизина Биография: Бороздин А.: Д. И. Фонвизин - краткая справка Брилиант Семен: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина Рассадин Ст.: Фонвизин Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин

Входимость: 2. Размер: 19кб.

Часть текста: столетии, неполнота, дающая о себе знать уже в самой первой строке его жизнеописания, естественно, рождает о Фонвизине легенды. Впрочем, полуприключенческое слово вовсе не означает, будто о Денисе Ивановиче судачат, спорят, домысливают, - напротив, все порою кажется даже слишком простым. Ясным. Привычным. Легенда зародилась давно. Писатель, появившийся на свет всего семнадцатью годами после того, как Фонвизин сошел в могилу, ввел его в ряд своих персонажей: "- Право, мне нравится это простодушие! Вот вам,- продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежит к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно по крайней мере Лафонтена! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами. - По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего "Бригадира". Вы удивительно хорошо читаете! Однако же, - продолжала государыня, обращаясь снова к запорожцам..." - и так далее. Портрет, набросанный Гоголем, похож - и не похож. Человек средних лет... Пожалуй, так. Правда, "Бригадира" Фонвизин написал двадцати пяти лет от роду, "Недоросля" - тридцати семи, а в пору, Гоголем изображенную, великая комедия явно еще не сочинена. Но в те времена были свои представления о возрасте, и человека, которому было далеко до пятидесяти, вполне могли назвать стариком. Даже - старцем. Полное и бледное лицо... Увы, Денис Иванович смолоду жестоко мучился головными болями, сильно был близорук, рано облысел, жаловался на несварение желудка, - не говорю уж о роковом параличе, сведшем его в могилу, раннюю даже по тогдашним понятиям. "Вы удивительно хорошо читаете!" О да, этим он весьма был...

Входимость: 2. Размер: 100кб.

Часть текста: из Петербурга в Москву» (1790). Пушкин первый указал, что Фонвизин не только «сатиры спелой властелин», но и «друг свободы». Оценка эта относится к 1823 году. Поэт в то время находился в ссылке на юге. Ненавистник рабства, он ждал революции, отлично понимая, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян». Для Пушкина понятия просвещение и свобода - равнозначны. Только благодаря просвещению может быть достигнута свобода. И освобождение будет осуществлено просвещенными дворянами при «единодушии» всех сословий, которые «соединятся» «в желании лучшего» «противу общего зла». Пушкин записал эти мысли в 1822 году в «Заметках по русской истории XVIII века». Тогда же ему открылась благородная и беззаветная деятельность русских писателей-просветителей XVIII столетия. В яростной схватке с екатерининским правлением мужественно погибли Новиков, «рассеявший первые лучи просвещения», Радищев - «рабства враг», Фонвизин - «друг свободы». Их сочинения - художественные и политические, печатные и рукописные - использовались современными деятелями. Пушкин неоднократно призывал участников декабристского движения помнить о своих предшественниках, - помнить, чтобы чувствовать опору и черпать силу в живой, давно уже начатой борьбе за свободу отечества. Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы, Фонвизин все свое дарование художника подчинил служению великой цели. Идеология просвещения подняла его на гребень неукротимо возникавшего русского освободительного движения. Передовая идеология определила его эстетические искания,...

Творчество Д.И.Фонвизина

1. Биография и личность писателя.

2. Начало творческого пути. Переводы и оригинальные произведения.

3. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии 18 века. Жанр, проблематика, сюжет и конфликт, особенности композиции, языка и стиля. Проблема творческого метода.

4. Фонвизин – публицист.

5. Мастер-класс «Жанры и формы молодежной культуры в работе с классическим наследием (на материале пьесы «Недоросль)»

Литература

Фонвизин Д.И. Собр. Соч.: В 2тт. М., Л., 1959

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336-367.

Берков П.Н. История русской комедии ХУШ в. Л., 1977.

История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии ХVIII в. М., 1986.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Лебедева О.Б. Русская высокая комедия ХVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 4, 5 (§ 4).

1. Денис Иванович Фонвизин – один из замечательных представителей века, разделивший с ним его взлеты и падения, надежды и разочарования.

С одной стороны, он человек светский, сделавший великолепную карьеру (личный секретарь И.Елагина и Н.Панина, после отставки Панина, возглавил почтовый департамент), довольно богатый, один из первых в России стал заниматься вопросами приобретения предметов искусства за границей, с другой - «Сатиры смелый властелин» и «Друг свободы», автор «Недоросля», «Придворной грамматики», составивший знаменитое «Завещание Панина» (отдельные положения этого документа использовали декабристы в своих политических платформах), человек, которого подозревали в заговоре против Екатерины.

Личность живая и пленительная. А.С.Пушкин писал о нем:

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник лаврами повитый

Денис, невеждам бич и страх.

Был человеком необыкновенно остроумным. Из воспоминаний: «Весьма рано появилась во мне склонность в к сатире … острые слова мои носились по Москве, а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. … Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть». Фонвизин обладал даром пародиста, имел и несомненные артистические способности. В домашнем спектакле в доме Апраксиных сыграл роль Тараса Скотинина (!). Из воспоминаний современников (о чтении комедии «Бригадир» в Эрмитаже для Екатерины и ее приближенных): «… во всем блеске проявил свой талант. … в лицах изобразил знатнейших вельмож, занятых спором за игрой в вист, так искусно, будто сами здесь находились».

Выходец из немецкого аристократического рода (к 18 веку изрядно обрусевшего), получивший хорошее образование, знаток европейских языков, Фонвизин, по выражению А.С.Пушкина, был «из перерусских русский». Из письма писателя: «Если кто из молодых моих сограждан, имеющих здравый рассудок, вознегодует, видя в России злоупотребления и неустройства, и начнет в сердце своем от нее отчуждаться, то для обращения на должную любовь к отечеству нет вернее средства, как скорее послать его во Францию. Здесь, конечно, узнает он самым опытом очень скоро, что все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь, что прямо умный и достойный человек везде редок и что в нашем отечестве, как бы плохо иногда в нем не бывало, можно, однако, быть столько же счастливому, сколько и во всякой другой стране». Забегая несколько вперед хочется отметить и следующее. В 1785 г. он перевел на русский язык книгу Циммермана «Рассуждение о национальном любочестии». В этом переводе он выразил и и одновременно углубил свое понимание сущности и природы патриотизма – «любовь к отечеству, гражданская добродетель, которая связана с любовью к свободе».

2.Раннее творчество Д.И.Фонвизина связано с идеями французского и немецкого просвещения. Так, он перевел на русский язык «Басни нравоучительные датского просветителя и сатирика Л.Гольберга, роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» Ж.Террасона, антиклерикальную драму «Альзира» Вольтера.

Писал и сатиры. До нашего времени дошла одна из них: «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1760).

Следующий важный период его литературной деятельности связан с кружком И.П.Елагина. В состав кружка, наряду с Фонвизиным (тогда еще фон Визиным), входили талантливые представители золотой молодежи Петербурга: Владимир Лукин, Федор Козловский, Богдан Ельчанинов. Они занялись «склонением текстов иностранных пьес на русские нравы»: место действия переносили в Россию, давали героям русские имена, вводили некоторые черты русского быта. Так появились известные в 18 веке комедии И.Елагина «Русский француз» (переделка пьесы Гольберга), Вл.Лукина «Мот, любовью исправленный» (переделка пьесы Детуша), Д.Фонвизина «Корион» (переделка пьесы Грессе).

2. Оригинальное комедийное творчество Д.И.Фонвизина связано с историей создания и постановок его знаменитых пьес «Бригадир» и «Недоросль». Над комедией «Бригадир» Фонвизин работал в 1768-1769 гг. По признанию современников: «Это в наших нравах первая комедия». Ее темы: 1) воспитание дворян; 2) лихоимство и взяточничество; 3) появление новых людей. По жанру «Бригадир» - комедий нравов с элементами буффонады. В ней впервые в истории русской комедии представлены такие приемы, как 1) травестация структуры мещанской драмы (солидные отцы семейств пускаются в любовные похождения) 2) прием саморазоблачения персонажа; 3) словесные приемы комического (использование макаронизмов, каламбуры).

3. Комедия «Недоросль» - вершина творчества драматурга . Он работал над ней, начиная с 1770 х годов. Премьера ее состоялась 24 сентября 1782 года в С.- Петербурге на Марсовом поле. В постановке участвовали известнейшие русские актеры: Дмитревский, Плавильщиков, Михайлова, Шумский.

Иван Дмитревский, сыгравший Стародума, избрал пьесу для своего бенефиса. В это время он вернулся из блестящего турне по Европе, благодаря чему, собственно, и стала возможной постановка «Недоросля», Екатерина побоялась огласки. Впоследствии пьеса была изъята из репертуара, но премьеры ее все-таки состоялись и в ряде провинциальных театров. Пьеса имела потрясающий успех, бисировали ее метанием кошельков на сцену. Г.Потемкину приписывают знаменитую фразу: «Умри Денис или больше уже ничего не пиши, имя твое известно по одной этой пьесе!»

Жанр комедии в исследовательской литературе не определяется однозначно: ее называют и народной, и политической, и высокой.

Проблематика также многопланова: 1) так в ней ощутима скрытая антиекатерининская направленность: «острие политической сатиры было направлено против главного социального зла эпохи – полной бесконтрольности высшей власти, породившей нравственное опустошение и произвол» (П.Н.Берков). Интересные материалы, на наш взгляд, подтверждающие эту точку зрения имеются в книге Ю.В.Стенника «Русская сатира 18 века. Л., 1985, с.316-337). В частности, это предпринятый ученым анализ пьес самой императрицы, сцены примерки кафтана в первом действии пьесы Фонвизина, сопоставление диалогов Стародума и Правдина в третьем действии комедии с фонвизинским же текстом «Рассуждения о непременных государственных законах» 2) проблема истинного достоинства дворянина; 3) воспитания в широком смысле этого слова.

Комедия мастерски выстроена. Обращают на себя внимание три уровня структуры: 1) фабульный; 2) комедийно-сатирический, 3) идеально-утопический. Основной композиционный прием - контраст. Кульминационным моментом можно считать своеобразный экзамен Митрофана в четвертом действии пьесы.

При этом каждому уровню структуры соответствует и своя стилевая доминанта: композиционно-сатирическому – великолепно выписанная нравоописательная сатира; идеально-утопическому – диалоговая манера философских трактатов (подробно см. об этом: Стенник Ю.В. Указ. соч.).

Важным представляется и вопрос сходства и различий данной комедии с классицистическими комедия Западной Европы. Как правило, такие комедии не допускали 1) смешения серьезного и комического; 2) образы-персонажи становились носителями одного свойства характера; 3) состояли из пяти действий, при этом кульминация обязательно происходила в третьем действии; 4) демонстрировали правила трех единств; 5)писались комедии стихами вольного метра.

На этом основании в комедии Фонвизина можно выделить следующие классицистические черты:

1) она также демонстрировала рационалистическую трактовку автором действительности (низкая действительность отображалась в низком жанре);

2) образы ее становились носителями определенных достоинств и недостатков, что закреплялось наличием значащих/говорящих фамилий/прозвищ;

3) состояла из пяти действий;

4) демонстрировала правило трех единств.

Имелись и серьезные различия. Их можно свести к следующим моментам:

1) в ней произошло смешение серьезного и комического;

2) введено описание быта;

3) произошла некоторая индивидуализация персонажей и их языковой манеры;

4) кульминация отнесена к четвертому действию;

5) комедия написана прозой.

Все эти моменты мы будем детально уточнять на практическом занятии.

В 80-е годы Д.И.Фонвизин стал автором замечательных публикаций в «Собеседнике любителей российского слова» («Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей, «Повествование мнимого глухого и немого»); участвовал в составлении «Словаря российского языка» (им составлены словарные статьи на буквы «К» и «Л»); перевел книгу Циммермана «Рассуждения о национальном любочестии», басню Шубарта «Лисица-казнодей», написал повесть «Каллисфен», предпринял попытку издания нового журнала «Друг честных людей, или Стародум» и даже подготовил для несколько оригинальных материалов, к сожалению, журнал был запрещен цензурой; составил «Придворную грамматику», выступил в жанре исповеди («Чистосердечное признание в делах моих и поступках») были закончены две книги из четырех.

30 ноября в доме Державиных, уже серьезно больной, писатель читал свою новую пьесу «Выбор гувернера». А 1-ого декабря 1792 года его не стало.

Фонвизин Денис Иванович (1745 1792) - один из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир». Родился 14 апреля 1745 г. в Москве, в дворянской семье потомков рыцаря ливонского ордена. Ещё при Иване Грозном один из рыцарей ордена Фон Визен попал в плен и остался на службе русского царя. От него и пошёл род Фонвизиных (приставку фон присоединили на русский манер к фамилии Визен). Благодаря своему отцу получил начальное образование дома. Воспитывался в царившем в семье патриархальном укладе. С 1755 г. обучался в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете того же университета.

С 1762 года находится на государственной службе, сначала работает переводчиком, затем, с 1763 г., в коллегии иностранных дел на должности секретаря кабинет-министра Елагина. Проработав здесь около шести лет, в 1769 году становится личным секретарём графа Панина. С 1777 по 1778 гг. путешествует за границей, немало времени проведя во Франции. В 1779 году вернулся Россию и поступил на службу в качестве советника канцелярии при Секретной экспедиции. В 1783 г. ушёл из жизни его покровитель граф Панин и он немедленно ушёл в отставку в чине статского советника и 3000 руб. годовой пенсией. Свободное время посвятил путешествиям.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт из-за которого в 1787 году ему пришлось вернуться в Россию. Не смотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой.
Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен писатель в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческий путь

Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни. В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг., занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.

В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г., но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»». В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.