Что заинтересовало вас в авторских отступлениях. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» А.С

Лоренс Стерн говорил: «Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; Они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

Гюстав Флобер сказал: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.»

Слово предоставляется группе под руководством Кулумбеговой Анны. Тема: «лирические отступления и роль образа автора в романе «Евгений Онегин».

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

(Л. Стерн)

Что такое «лирическое отступление»?

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого – либо из действующих персонажей.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые их них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объёму образуют две самостоятельные главы.

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:

Раздвигания пространственных и временных границ повествования;

Создания культурно – исторического образа эпохи.

Классификация лирических отступлений

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

-Авторские отступления . (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о "ножках". Воспоминания о московской "красавице" в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в "Отрывках из путешествия Онегина").

-Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

-Разговоры на житейские темы ("роман требует болтовни"). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой - остается целостным и гармонически законченным.

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев ("В окно увидела Татьяна...").

-Отступления на гражданскую тему - о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления - "смешенного" типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Роль лирических отступлений в романе

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни». Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину. Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой. «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…» Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Лирическое отступление вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью. Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

Художественная уникальность романа во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор. Автор в романе «Евгений Онегин» – это человек без лица, без внешности, без имени. Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ Автора – автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских. Он настойчиво напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, – новая, жизнеподобная реальность, которую нужно воспринимать «положительно», доверяя его рассказу. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, ото- бранный и организованный им, творцом романного мира. Автор ведет постоянный диалог с читателем – делится «техническими» секретами, пишет авторскую «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжетного действия, к разрывам во времени, вводит в текст планы и черновики – словом, не дает забыть, что роман еще не дописан, не преподнесен читателю, как книга, «готовая к употреблению», которую надо просто прочитать. Роман создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем соавтора, обращаясь к многоликому читателю: «другу», «недругу», «приятелю». Автор – создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же – его «разрушитель». Противоречие между Автором – творцом и Автором – «разрушителем» повествования возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в очередной «кадр» романа – на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Подчеркнем, что «герой» – метафора, условно обозначающая Автора, ведь он не обычный герой, участник сюжета. Вряд ли можно вычленить в тексте романа самостоятельный «сюжет Автора». Сюжет романа один, Автор – за пределами сюжетного действия. У Автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая – роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая – роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор оказывается не только вне сюжета, но и над сюжетом. Его жизнь – часть общего потока жизни. Он герой «романа жизни», о котором сказано в последних стихах «Евгения Онегина»: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Отдельные пересечения Автора и героев (встречи Онегина и Автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, письмо Татьяны («его я свято берегу»), попавшее к нему), подчеркивают, что герои «моего романа» – толь- ко часть той жизни, которую представляет в романе Автор. Образ Автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор четко отделен от них, но в то же время между ним и главными героями возникают соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор появляется в романе как субъект высказыва- ний – реплик и монологов (их принято называть авторскими отступления- ми). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Его суждения могут совпадать с их мнениями или, наоборот, противостоять им. Каждое появление Авторам тексте романа – высказывание, корректирующее или оценивающее поступки и взгляды героев. Иногда Автор прямо указывает на сходство или различия между собой и героями: «Страстей игру мы знали оба; /Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью» . Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами глубокими смысловыми связями. Общий принцип можно определить так: по- ступок или характеристика героя рождают отклик у Автора, заставляя его за- говорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет новые штрихи к его портрету, становится слагаемым его образа. Главную роль в создании образа Автора играют его монологи – авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста, об- ладающие стройной композицией и неповторимым стилем. Для удобства анализа их можно разделить на несколько групп. Большая часть отступлений – лирические и лирико–философские. В них, насыщенных разнообразными жизненными впечатлениями, наблюдениями, радостными и горестными «заметами сердца», философскими размышлениями, читателю открывается духовный мир Автора: это голос мудрого Поэта, много повидавшего и испытавшего в жизни. Он изведал все, из чего складывается жизнь человека: сильные, возвышенные чувства и холод сомнений и разочарований, сладостные муки любви и творчества и тягостную тоску житейской суеты. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и иро- ничный. Автора привлекают женщины и вино, дружеское общение, театр, балы, стихи и романы, но он же замечает: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревенской тишины: / В глуши звучнее голос лирный, / Живее творческие сны» . Автор остро чувствует смену возрастов человека: сквозная тема его размышлений – молодость и зрелость, «возраст поздний и бес- плодный, / На повороте наших лет». Автор – философ, узнавший много печальной правды о людях, но не перестав любить их. Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В обширном отступлении в третьей главе (строфы XI–XIV) сначала дается ирони- ческая «историко–литературная» справка, а затем Автор знакомит читателя с планом своего «романа на старый лад». В других отступлениях Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам юности (глава третья, строфы XXVII–XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К.Кюхельбекером) (глава четвертая, строфы ХХXII–ХХХIII). Критически оценивая литературные мнения оппонентов, Автор определяет свою литературную позицию. В ряде отступлений Автор иронизирует над чуждыми ему представлениями о жизни, а иногда и откровенно высмеивает их. Объекты авторской иронии в отступлениях четвертой главы (строфы VII–VIII – «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы XVIII–XXII – «Врагов имеет в мире всяк...»; стро- фы XXVIII–XXX – «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...»), восьмой главы (строфы X–XI – «Блажен, кто смолоду был молод...») – пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и раз- врат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор, в отличие от «достопочтенных читателей» из светской толпы, не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты. Во многих отступлениях Автор предстает как петербургский поэт, совре- менник героев романа. О его судьбе читатель узнает немного, это лишь био- графические «точки» (лицей – Петербург – Юг – деревня – Москва – Петербург), обмолвки, намеки, «мечтания», из которых складывается внешний фон авторских монологов. Автобиографический характер имеют все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе (строфы I–VII; строфы XLIX–LI), в третьей главе (строфы XXII–XXIII), в четвертой главе (строфа XXXV), знаменитое отступление в финале шестой главы, в котором Автор– поэт прощается с юностью (строфы XLIII–XLVI), отступление о Москве в седьмой главе (строфы XXXVI–XXXVII). Биографические детали «зашифрованы» и в литературно–полемических отступлениях. Автор учитывает, что читатель знаком с современной литературной жизнью. Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон – главные черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта. Роман «Евгений Онегин» – труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского «труда многолетнего». Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора. За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения – «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно–исторический, бытовой, литературный материал.

Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, - огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость...

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он - порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер - характер наиболее полноценный и богатый. Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.
Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.
К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

В образе автора виден характер, осуществляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художественном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной...
Благослави мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть. Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.

Таким образом, мы пришли к выводу , что в «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстрастный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий участник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.

Оскар Уальд говорил: «Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов».

Геннадий Поспелов писал: «В литературе XVIII - XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека.»

Мы предоставляем слово группе под руководством Руденко Виктории. Тема: «роль пейзажа в композиционном единстве романа».

Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.

Проблемой нашего исследования является:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

…просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей стороны.

Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит на один? –

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.

Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" сложно переоценить. Они помогают автору выразить многие мысли и идеи, которые были бы без них непонятны или не настолько очевидны.

Значение романа

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" огромна. С их помощью автор постоянно вмешивается в повествование, упорно напоминая о себе. С помощью этого приема, который позже активно стал использоваться и другими авторами, поэт знакомит читателя со своей собственной точкой зрения на самые разные вопросы и жизненные проблемы, формулирует собственную мировоззренческую позицию.

Благодаря лирическим отступлениям в романе "Евгений Онегин", Пушкину удается даже изобразить себя рядом с главным героем (они появляются вместе на берегу Невы).

Создание романа

Над своим романом, Пушкин настаивал именно над таким определением жанра, хоть внешне произведение больше похоже на поэму, поэт работал целых семь лет. Закончил он его только в 1831 году. Свой труд над ним Пушкин называл настоящим подвигом. По его словам, так же тяжело ему дался только "Борис Годунов".

Работать над "Онегиным" поэт начал в Кишиневе, когда находился в Южной ссылке. В то время автор переживал творческий кризис, пересматривал многое в своем мировоззрении. В частности, отказывался от романтизма в пользу реализма.

Этот переход особенно хорошо заметен по первым главам "Евгения Онегина", в котором романтизм еще идет в ногу с реализмом.

Первоначально планировалось, что в романе будет 9 глав. Но затем Пушкин переработал всю структуру, оставив только 8. Из окончательного содержания он убрал часть, посвященную путешествию Онегина. Ее фрагменты можно встретить только в приложениях к тексту.

В романе подробно описываются события между 1819 и 1825 годом. Все начинается с заграничного похода русской армии против французов, а заканчивается восстанием декабристов.

Сюжет романа

Роман начинается с того, что молодой петербургский дворянин Евгений Онегин из-за болезни своего дяди вынужден уехать из столицы в деревню. Такова завязка этого произведения. После Пушкин рассказывает о воспитании и образовании главного героя. Они были типичны для представителя его круга. Занимались с ним исключительно учителя-иностранцы.

Его жизнь в Петербурге была наполнена любовными похождениями и интригами. Череда постоянных развлечений привела его к хандре.

Он едет к дяде проститься с умирающим родственником, но уже не застает его в живых. Он становится наследником всего поместья. Но вскоре хандра настигает его и в деревне. Развлечь его пытается юный сосед Ленский, который только что вернулся из Германии.

Оказывается, что новый друг Онегина без ума от Ольги Лариной, дочки местного богатого помещика. У нее есть еще одна сестра Татьяна, которая, в отличие от Ольги, всегда задумчива и молчалива. Онегину девушка безразлична, а вот сама Татьяна влюбляется в петербургского дворянина.

Она решается на невиданный в то время шаг - пишет письмо своему возлюбленному. Но и тогда Онегин отвергает ее, спокойствие семейной жизни претит ему. Вскоре, опять же от хандры и скуки, на званом вечере у Лариных Онегин заставляет Ленского ревновать его к Ольге. Юный и горячий Ленский тут же бросает ему вызов на дуэль.

Онегин убивает своего бывшего друга и уезжает из деревни.

Роман заканчивается встречей Онегина и Татьяны в столице спустя три года. К тому времени девушка вышла замуж за генерала и стала настоящей светской дамой. На этот раз уже Евгений в нее влюбляется, но та его отвергает, потому что считает, что должна до конца остаться верной своему мужу.

Роман обо всем

Неслучайно многие критики называют роман Пушкина "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. Пожалуй, больше не встретить такого произведения, где настолько обширна тематика.

Автор не только рассказывает о судьбе персонажей, но и обсуждает с читателем самое сокровенное, повествует о творческих планах, рассуждает об искусстве, музыке и литературе, вкусах и идеалах, которые близки его современникам. Именно этому посвящены лирические отступления в романе "Евгений Онегин".

Именно с помощью таких отступлений Пушкин делает из обычной истории о дружбе и любви полноценную картину эпохи, создает целостный и ощутимый образ России первой четверти XIX века.

Тематика и формы лирических отступлений в "Евгении Онегине"

Пространные отступления можно встретить уже в первой главе романа. Они посвящены достижениям отечественного театрального искусства, очерку современных автору светских нравов, мнениям по поводу необычных привычек светских львиц и их мужей.

В первой же главе романа впервые звучит тема любви. Критики считают, что в лирическом элегическом воспоминании Пушкин грустит о Волконской. В последующих главах любовь становится поводом для авторских отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина сложно переоценить. С их помощью автор формулирует собственное мнение по поводу происходящего, создает эффект участия читателя в происходящем, создавая иллюзию диалога с ним.

Например, эту роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" можно проследить в тот момент, когда автор комментирует отказ главного героя от любви Татьяны. Пушкин настойчиво защищает главного героя от обвинений, которые могут на него обрушиться. Он подчеркивает, что таким образом Онегин не в первый раз проявляет свое благородство.

Тема дружбы

Какова роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин", можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.

Рассуждая о дружбе между Онегиным и Ленским, Пушкин поднимает тему самолюбования и пренебрежения к окружающим. Утверждая, что эгоизм - одна из типичных черт поколения.

Образы русской природы

Одним из открытий поэта в этом романе стало создание реалистичных образов русской природы. Им посвящена не одна глава "Евгения Онегина".

Автор уделяет внимание всем временам года без исключения, сопровождает все это пейзажными зарисовками. Например, перед тем как рассказать о письме Татьяны к Онегину, Пушкин описывает ночной сад, а завершается сцена картиной сельского утра.

Литературные вопросы

Интересно, что в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" нашлось место и для лирических отступлений, посвященных проблемам современной автору литературы и родному языку. А также теме творческого кризиса, в котором часто оказываются писатели.

Например, в четвертой главе Пушкин открыто полемизирует с воображаемым критиком, который требует от литераторов в произведениях одической торжественности.

Для самого Пушкина ода - пережиток прошлого. В то же время поэт критикует многих своих современников, которые переусердствовали в слезливости и подражательстве. Пушкин даже делится с читателем тем, с какими трудностями сталкивается при написании романа. Жалуется на трудности при использовании иностранных слов.

В одной из последних глав "Евгения Онегина" Пушкин в лирическом отступлении поднимает даже патриотическую тему. Поэт признается в искренней любви к России.

Таким образом, можно убедиться, что роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" велика. По словам Белинского, в них отразилась вся душа поэта.