Что можно сказать о толстом. Смерть и наследие

Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов он вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.

Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».

Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по многочисленной семье, которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.

К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.

Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.

Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».

Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».

Лев Николаевич Толстой вошел в литературу спокойно, без особых волнений, какие обычно сопутствуют первым шагам начинающих писателей: послал рукопись «Детства» в самый престижный тогда журнал — «Современник», и деньги на обратную пересылку, если редакция не сочтет возможным напечатать сочинение. Он писал: «...я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое»». Ему было тогда 24 года, и он был офицером русской армии.

Ответ последовал самый положительный. Некрасов, Чернышевский, Тургенев хвалили. Рукопись пошла тотчас же в печать, а за ней последовали «Отрочество» и «Юность». Ему прочили место преемника Гоголя, т. е. главы русской литературы. Так стал он с первых же публикаций живым классиком.

Мы со школьной скамьи помним ставшие хрестоматийными строки из первой книги Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?».

Благоуханная пора жизни! Человек, только-только вошедший в этот мир, с восхищенным любопытством вглядывается во все, что его окружает. Когда-то отец Монтеня под влиянием модных в XVI в. идей Ренессанса о том, что человек рождается для счастья, будил своего сына по утрам тихой мелодичной музыкой. Родители Толстого этого не делали, но жизнь их маленького сына была окружена счастьем.

Толстой подробно описывает, как расцветает жизнь в маленьком существе, как откликается его сердце на все события его каждодневного бытия, как развивается его ум пытливым анализом всех звуков внешнего мира. В этом вся непреходящая прелесть книги.

Однако можно ли назвать трилогию писателя мемуарами, подлинной записью действительных событий его детства и юности? Скорее, это все-таки роман о детстве Николеньки Иртеньева из богатой и знатной семьи, окруженного атмосферой благополучия, любви, мальчика нежного, доброго, с отзывчивым сердцем и размышляющим умом. Все события, описанные Толстым, конечно, происходили с ним, и размышления и чувства мальчика суть Толстого чувства и мысли. Коленьку Иртеньева мы найдем потом на страницах романа «Война и мир» под именем Пети Ростова.

Толстой был богат. Его имение Ясная Поляна, в котором он провел большую часть своей жизни, предоставляло ему спокойное место для творческой работы, не обремененной заботами о хлебе насущном. Он принадлежал к верхнему слою дворянства, к древнейшим родам графов Толстых по линии отца и князей Болконских — по материнской.

В руки пятнадцатилетнего Толстого попали сочинения женевского философа Жан-Жака Руссо. Идеи его захватили мальчика. Он заказал себе медальон с его портретом и восторженно носил на груди. Прочитал буквально все сочинения этого человека и до конца жизни был верным его последователем. Уважение к природе, стремление сообразовывать свою жизнь, свои поступки с законами природы, скептическое отношение к дарам цивилизации, воспринятое от Руссо, наложили свою печать на личность Толстого и все его произведения, на его размышления и на самое его жизнь.

Чтение Евангелий, образ Иисуса Христа, призвавшего людей отказаться от насилия, увлекли писателя к идеям и чувствам человеколюбия. Эти идеи писателя подхватил позднее Махатма Ганди. Теория непротивления злу насилием обрела конкретные очертания.

Зрелый Толстой как личность представляется физически здоровым и крепким человеком, с сильными мышцами, с развитой мускулатурой. Он уверенно шагает по земле, пожалуй, даже походкой хозяина. Самонадеян, смел и абсолютно самостоятелен в своих суждениях, не считаясь с господствующими в обществе мнениями, чем крайне поражал знавших его людей. Все восхищались тогда Шекспиром. Авторитет английского автора был непререкаем, а Толстой начисто отвергал его, никак не соглашаясь признать его гениальным. Сотрудники «Современника», когда он бывал в редакции, перешептывались: «Посмотрите на этого человека — он не признает Шекспира!»

Все с благоговением произносили имя Бетховена. Толстой же и его решался отвергать. К Пушкину, несмотря на несколько хвалебных фраз в адрес поэта, относился довольно прохладно и чуть ли не более ценил Фета. В этом он напоминал Микеланджело, отталкивавшего всех великанов своего времени и окружавшего себя талантами средней величины. Личность Толстого неоднозначна - иным он казался человеком с холодным аналитическим умом. Он глядел на собеседника и своими колючими глазами проникал в самые потаенные его глубины, как бы вывертывая человека наизнанку. Умные люди это чувствовали и смущались. Чайковский страшно волновался накануне встречи с Толстым, он боялся его проницательного взгляда. (Опасения были напрасны. Толстой плакал, слушая его музыку.)

Когда-то французский автор XVII в. Ларошфуко, беспощадный обличитель человеческих слабостей, писал: «...часто наши самые благородные поступки исходят из нашего тщеславия». Толстой любил этого автора, ценил его афоризмы (он перевел из них 98). Они «более всего содействовали образованию вкуса во французском народе и развитию в нем ясности ума и точности его выражений», — писал он о нем. Но не только это привлекало его к французскому автору.

Холодный, скептический ум Ларошфуко, прямо надо сказать, был родствен Толстому. Даже самые дорогие сердцу писателя персонажи его романа не избегли психологического его скальпеля. Николай Ростов, милый, честный, добрый человек, оказавшись на поле боя, жаждет подвига, рвется проявить себя, и ради чего же? Ради славы, честолюбия, иначе говоря, — движимый тщеславием. Он признается себе в том, что ради этого он может отказаться от матери, отца, всех дорогих и близких людей.

Толстой не терпел никакой фальши, лицемерия, сентиментальности. Признаки излишней чувствительности он наблюдал в Тургеневе и относился к нему сдержанно, а иногда и насмешливо. Даже когда Тургенев из своего далека обратился к нему со знаменитым письмом («Великий писатель земли русской!..»), он не удержался от насмешки над этим патетическим воззванием.

Все это сделало из него писателя строгого, беспощадного к правде. Если говорить о реализме, то он был чистейшим реалистом. Правда и только правда! — вот его творческий принцип. Не выносил никакого украшательства писательской речи. Литературным пуристам стиль его казался неуклюжим, перегруженным словами «что», «как» и пр.

И при всем этом личность Толстого была поистине масштабной. Что-то могучее шло от него. Читая его, не видишь ни книги, ни эпитетов, ни сравнений, ни образных выражений, не видишь напечатанного слова. Все то, что называется литературой, куда-то уходит, и перед нами сама жизнь.

Писательский стиль? Мы его просто не замечаем, как не замечаем прозрачное стекло, сквозь которое смотрим из окна на лежащий за ним мир. Толстой правдив, как сама жизнь. Все герои его произведений, будь то подлинные исторические персонажи или изобретенные его фантазией, настолько реальны, живы, многомерны, что, кажется, они с нами рядом, мы слышим их голоса, их дыхание, видим их неповторимую индивидуальность. Невольно говорим себе: «Что за чародейство!» И это относится не только к людям, но и к природе, к кусту сирени, дубу, весеннему лесу, конной упряжке.

Все особенности писательского мастерства Толстого проявились уже в первой его книге «Детство». Но куда же делся тот изнеженный чувствительный мальчик и юноша, которого мы знали под именем Коленька Иртеньев? Он растворился в суровой прозе жизни — от него остались на всю жизнь творческой личности уже зрелого Николая Иртеньева (Льва Толстого): любовь к красоте, больше нравственной, чем физической, ненависть к уродству, жестокости, несправедливости.

Поздний Лев Толстой был более проповедником, нежели писателем. Увлеченный странными, неосуществимыми идеями непротивления злу насилием, он создает своеобразный кодекс поведения, собирает вокруг себя едва ли не секту, к удивлению всех знавших его трезвомыслящих людей. Парадокс — эти идеи шли от Евангелия, а духовенство отлучило писателя от церкви.

Лев Толстой — классик мирового масштаба. Его изучают в университетах Франции. Германии, США, но, сказать по правде, их привлекают те произведения русского писателя, в которых он раскрывает глубинные, теневые стороны души человека («Крейцерова соната». «Смерть Ивана Ильича») и делает это, надо сказать, с удивительным, неподражаемым мастерством.

Массовый русский читатель с его здоровой психикой отдает предпочтение жизнеутверждающим произведениям Толстого, жизнеутверждающим при всей трагедийности событий и судеб людских, показанных в них: его эпопее «Война и мир», роману «Анна Каренина», повестям «Хаджи-Мурат», «Казаки» и др.

Толстой жил долго, писал много, и к концу жизни написанного им накопилось столько, что едва вошло в 90 томов его сочинений.

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман“Война и мир” . В 1873 году Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг, “Анна Каренина”.

Он продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”. Толстой умер 20 ноября 1910 г. в Астапово, Россия.

Первые годы жизни

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе – низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей – он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника - именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.

Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах , Шопен , Моцарт , Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

Ранние публикации

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство» . В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в “Современник”, самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев (с которым Толстой подружился), Иван Гончаров , Александр Островский и другие.

После завершения повести “Детство”, Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу “Казаки”, он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал “Отрочество” (1854), продолжение “Детства”, вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Основные романы

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.

После успеха “Войны и мира” в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг – “Анна Каренина”. Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и “Война и мир”, эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Лёвина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой.

Первые строки книги “Анна Каренина” являются одними из самых известных: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». “Анна Каренина” публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя.

Обращение в веру

Несмотря на успех “Анны Карениной”, после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием “Посредник”.
Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.

Поздняя художественная литература

В дополнение к своим религиозным трактатам, Толстой продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних работ были нравственные рассказы и реалистическая беллетристика. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть “Смерть Ивана Ильича”, написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. Кратко говоря, Иван Ильич ужасается от понимания того, что впустую потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого приходит к нему слишком поздно.

В 1898 году Толстой написал повесть “Отец Сергий”, художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования. В следующем году он написал свой третий объёмный роман “Воскресение”. Работа получила хорошие отзывы, но вряд ли этот успех соответствовал уровню признания его предыдущих романов. Другие поздние работы Толстого являются очерками об искусстве, это сатирическая пьеса под названием “Живой труп”, написанная в 1890 году, и повесть под названием “Хаджи-Мурат” (1904 год), которая была обнаружена и опубликована уже после его смерти. В 1903 году Толстой написал небольшой рассказ “После бала” , который был впервые опубликован уже после его смерти, в 1911 году.

Старость

В течение его поздних лет, Толстой пожинал плоды международного признания. Тем не менее, он изо всех сил все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество. Александра была врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою частную жизнь, они путешествовали инкогнито, надеясь уклониться от ненужных расспросов, но иногда это было безрезультатно.

Смерть и наследие

К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.

По сей день, романы Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства. “Войну и мир” часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных. В современном научном сообществе Толстой широко признан как обладатель дара описания бессознательных мотивов характера, утонченность которых он отстаивал, подчеркивая роль повседневных действий в определении характера и целей людей.

Хронологическая таблица

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Льва Николаевича – пройти .

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку