Каминский понедельник день тяжелый. Сочинение
ИЗ РАССКАЗОВ ПРО КОТЁНКА ЯШУ
Как котёнок Яша учился рисовать
Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, - сказал котёнок.
- Хорошо, - сказал учитель. - А ты знаешь, что для этого нужно?
- Знаю, - сказал Яша. - Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
- Ну что ж, - сказал учитель, - давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.
Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.
Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
- Как дела? Нарисовал?
- Вот, - ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
- А где же мышонок? - спросил учитель. - Я что-то его не вижу…
- Я его съел, - виновато сказал Яша.
- Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
- Хорошо, - сказал Яша. - Это для меня пустяк!..
Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
- Ну, показывай свой рисунок!
- Вот, - сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
- Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
- Но стакан же прозрачный - его совершенно не видно!
- Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… - добавил учитель и отошёл от котёнка.
- Всё! Я закончил! - крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
- Покажи-ка, покажи.
Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
- Это и есть собака?
- Да, - сказал котёнок. - Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
- Вот что, - сказал учитель рисования. - Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..
Как котёнок Яша играл в прятки
Как-то утром, когда солнечные зайчики весело прыгали в лужах, котёнок Яша вышел погулять. Во дворе его уже ждали друзья - гусёнок Гоша и поросёнок Хрюша.
- Во что будем сегодня играть? - спросил котёнок Яша.
- Я предлагаю в прятки, - сказал гусёнок Гоша. - Кто знает хорошую считалку?
- Я знаю! - сказал поросёнок Хрюша, вот послушайте: « Эники-беники ели вареники…»
- Нет-нет, - вмешался котёнок, - мне эта считалка не нравится. Во-первых, кто такие « эники-беники »? И, во-вторых, я не люблю вареники. Хотите, я сам сочиню считалку?
Шёл котёнок по дорожке,
Видит он: стоят сапожки.
Стал в сапожках он ходить.
Выходи - тебе водить!
Нет, - сказал гусёнок Гоша, - это нечестно! Выходит, что ты нашёл сапожки, а я ничего? Давайте лучше я сочиню считалку:
Шёл гусёнок по тропинке,
Видит он - стоят ботинки.
Стал в ботинках он ходить.
Выходи - тебе водить!
Ничего себе получается, - обиделся котёнок Яша. - Значит, тебе - ботинки, а я - босиком ходи? Так я играть не согласен!
- Погодите, - сказал поросёнок. - Я тоже придумал считалку: «Шёл поросёнок по…» Нет, не так. «Однажды поросёнок шёл по тропинке. Видит: стоят красивые сапожки. Идет дальше. Видит: ботинки стоят. Новые. Взял поросёнок сапожки и подарил котёнку Яше. А ботинки - гусёнку Гоше. Выходи - тебе водить!»
- Ха-ха-ха! - засмеялся котёнок. - Какая же это считалка! Она ведь совсем нескладная!
- Нескладная, зато справедливая, - возразил гусёнок. - Теперь у меня есть ботинки, а у тебя - сапожки. Только вот у поросёнка… Хрюша, почему ты себе ничего не нашёл?
- А мне не нужно, - ответил поросёнок. - И потом, разве вы не знаете, что самое приятное, это когда даришь что-нибудь своим друзьям?
- Знаем, знаем, - закричали котёнок Яша и гусёнок Гоша. - Только мы про это забыли!
И друзья стали играть в прятки.
ИЗ РАССКАЗОВ ПРО МАЛЬЧИКА ПЕТЮ
Как Петя учил буквы
Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.
Однажды папа сказал:
- Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
- Хорошая буква, - сказал Петя.- Сладкая.
- А вот другая буква - Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
- Смешная буква, - сказал Петя.
- А вот ещё одна буква, - сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
- Петя, ты где? - спросил папа.
Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…
Послушный Петя
Петя с самого раннего детства был послушным мальчиком. Например, ему говорят:
- Петя, ешь манную кашу!
И Петя ест кашу, хотя это ему не очень нравится.
Или говорят:
- Петя, не качайся на стуле!
И Петя не качается, хотя это ему очень нравится.
Однажды папа и Петя гуляли по улице и решили зайти в зоомагазин. Это был необычный магазин. Там продавали смешных хомячков, белых мышей и пушистых кроликов. А ещё там была большая клетка, в которой на жёрдочке сидела ярко-зелёная птица. Её глаза напоминали блестящие пуговицы, на голове торчал нелепый хохолок, а клюв загибался вниз громадным крючком.
- Какая смешная! - засмеялся Петя.
Папа показал на птицу пальцем и сказал:
- Попугай!
Петя кивнул головой, потом достал из кармана игрушечный пистолет, направил его на птицу и громко крикнул:
- Бабах!!!
Птица шарахнулась в сторону, захлопала крыльями, а потом сердито произнесла:
- Дур-р-рак!
- Чего это она? - обиделся Петя.
- Ты сам виноват, - сказал папа. - Зачем ты её пугаешь?
- Но ты же сам разрешил! - возразил Петя. - Ты сказал: «Попугай!», вот я её и пугнул!
- «Попугай» - так называется эта птица, - засмеялся папа. - А пугать птиц и животных нельзя. Понятно?
- Понятно, - сказал Петя. - Я больше не буду!
- Вот и хорошо! - сказал папа.
- Хор-рошо! - подтвердил попугай.
Как Петя ленился
Однажды папа попросил Петю:
- Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
- Мне лень! - ответил Петя.
- А ты, оказывается, ленивый! - сказал папа. - Это плохо!
- А разве ленивому плохо? - возразил Петя. - Лежишь себе на диване, сосёшь карамель «Барбариски» и читаешь интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!
- Неплохо, - согласился папа. - Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без барбарисок.
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Можно читать и без карамелек. Так даже полезнее для зубов.
- Хорошо, - сказал папа. - А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду читать только днём, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
- Ладно, - сказал папа. - Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.
- Допустим, - сказал папа. - А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?
- Ну и пусть, - ответил Петя.- Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.
- Ладно, - сказал папа, - а если строители домов…
- Понятно, - перебил Петя. - Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.
- Вот и прекрасно! - сказал папа. - Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!
Петин рисунок
После уроков папа зашёл за Петей в садик, и они направились домой.
- Ну, как дела? - спросил папа.
- Хорошо, - ответил Петя. - Меня сегодня Анна Григорьевна похвалила.
- За что?
- За рисунок. Постой, я тебе сейчас его покажу! - Петя порылся в сумке и вытащил альбом. - Вот, смотри!
- Неплохо, - сказал папа. - Мужчина, мальчик и собака…
- Нет, ты внимательно посмотри, - сказал Петя.
- А что?
- Разве ты не видишь? Это же ты, я и наша собака Пушок.
- Какая собака? - удивился папа. - У нас же нет собаки!
- Собаку можно купить. Ведь ты же обещал!
- Предположим. А почему - Пушок? Разве это собачье имя? Скорее кошачье.
- Не обязательно. Собака пушистая, поэтому я и назвал её Пушком.
- Ладно. А этот дяденька с усами - разве это я? Я ведь никогда не носил усов.
- Усы можно отрастить, - сказал Петя.
- А трубка? Я же никогда не курил. И курить не собираюсь!
- Ладно, - согласился Петя, - трубку я сотру резинкой. А остальное - похоже?
- Похоже. Особенно галстук и правый ботинок.
- А я? Себя я похоже нарисовал?
- Не совсем: брюки не похожи. На рисунке - брюки аккуратные, выглаженные, а в жизни совсем наоборот…
- Брюки можно выгладить, - сказал Петя. - Я маму попрошу.
- Пора самому научиться, - заметил папа.
- Научусь, - сказал Петя. - А в остальном я похож?
- Пожалуй, похож…
- А ты внимательно посмотри! По-моему, не всё похоже.
- А что?
- Видишь - на рисунке я ем мороженое.
- Вижу.
- А на самом деле никакого мороженого я не ем!
- Намёк понял, - сказал папа. - Мороженое можно купить!
И папа с Петей пошли искать мороженое.
Как Петя не обманул папу
Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
- Папа, ты не будешь на меня сердиться?
- А что ты опять натворил? - спросил папа.
- Я взял без спросу твою новую шляпу…
- И что?
- …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
- Безобразие! - крикнул отец.
Вдруг Петя стал громко хохотать.
- Не вижу ничего смешного! - возмутился папа.
- Папа, с первым апреля! - сказал Петя. - Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
- Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
- Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
- Что такое?! - совсем рассердился папа. - Выходит, это была правда?
- Нет, - ответил Петя. - Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!
Про скороговорку
Петя, - спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
- Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка - Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт - триста слов в минуту!
- Нет, - сказал папа.- Скороговорка - это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Зачем? - спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
- Не знаю, - сказал папа.- Может быть, в шутку.
- Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
- Ладно, - сказал папа, - раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве - дрова».
- Зачем? - опять спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко - она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
- А я больше скороговорок не помню, - сказал папа. - Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
- Зачем? - снова спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
- Не знаю, - ответил папа, - может быть, на дрова.
- Ага! - рассердился Петя. - А потом дрова - опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
- Ладно, - согласился папа. - Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
- Какая «лимпополя»? - спросил Петя.
- Не «лимпополя», а три девочки - Липа, Поля и Валя поливали липу.
- Зачем? - спросил Петя.
- Чтобы быстрее выросла.
- Понятно, - сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.
Игра в загадки
Папа, - сказал Петя, - давай играть в загадки.
- Давай, - согласился папа. - Кто начинает?
- Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
- Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
- Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
- Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
- Я думаю, - сказал Петя, - это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
- А почему у него нос чёрный?
- Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
- Ничего подобного, это не художник. Это вот что, - и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
- Ладно, - вздохнул Петя, - теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
- Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
- А что, разве дворники только зимой работают?
- Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
- Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
- Ты прав, - сказал папа. - Так кто же это?
- Это снеговик. А нос красный - это морковка.
- Понятно, - сказал папа, - Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
- Знаю, знаю, - обрадовался Петя. - Это Людка из шестнадцатой квартиры!
- Ты уверен?
- Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
- Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
- Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
- Так-так, - задумался папа, - Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
- Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
- Ну, может быть, у него бессонница.
Петя засмеялся:
- У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
- Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», - и папа показал пальцем на Петю.
- Мне? На «МУ»? - удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
- Нет, это не музыка.
- Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
- Нет, не муха. И не муравей.
- А! Догадался! - радостно крикнул Петя. - Это мультики! Правильно?
- Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!
Страничка для взрослых
Леонид Давидович Каминский, чей 80-летний юбилей мы отметили в апреле, был одним из самых дорогих моему сердцу детских писателей и просто очень близким и душевным другом.
Леонид Каминский был ещё и художником-иллюстратором детских книг, журналистом, много лет входил в знаменитое содружество писателей и художников «Боевой карандаш», работал в журнале «Костёр», где на протяжении четверти века вёл юмористический отдел. Наконец Леонид Давидович (которого все называли запросто и с любовью - Лёнечка) сумел стать неподражаемым актёром, придумавшим в свое время уникальный спектакль - «Урок смеха». Он известен не одному поколению читателей и зрителей как знаменитый Учитель Смеха…
К тому же Леонид Каминский прославился как знаток и ценитель детского юмора. Его коллекция школьного юмористического фольклора - может быть, единственная в нашей стране - могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Уже после кончины Леонида Давидовича удалось собрать все «экспонаты» в большую книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Недавно эта книга вышла вторым изданием.
Леонид Каминский очень любил своих героев. Особенно котёнка Яшу и мальчика Петю. Про них у него написаны отдельные книжки.
Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.
Лена сидела за столом и делала уроки. Смеркалось, но от снега, лежавшего во дворе сугробами, в комнате было ещё светло.
Перед Леной лежала раскрытая тетрадь, в которой было написано всего две фразы:
Как я помогаю маме.
«А правда, — мечтательно подумала Лена, — хорошо, если бы лето не кончалось!.. Загорай себе, купайся, и никаких тебе сочинений!»
Она снова прочитала заголовок: «Как я помогаю маме». «А как я помогаю? И когда тут помогать, если на дом столько задают!»
В комнате загорелся свет: это вошла мама.
— Сиди, сиди, я тебе мешать не буду, я только в комнате немного приберу. — Она стала протирать книжные полки тряпкой.
Лена начала писать:
«Я помогаю маме по хозяйству. Убираю квартиру, вытираю тряпкой пыль с мебели».
— Что же ты свою одежду разбросала по всей комнате? — спросила мама.
Вопрос был, конечно, риторическим, потому что мама и не ждала ответа. Она стала складывать вещи в шкаф.
«Раскладываю вещи по местам», — написала Лена.
— Кстати, передник твой постирать бы нужно, — продолжала мама разговаривать сама с собой.
«Стираю бельё», — написала Лена, потом подумала и добавила: «И глажу».
— Мама, у меня там на платье пуговица оторвалась, — напомнила Лена и написала: «Пришиваю пуговицы, если нужно».
Мама пришила пуговицу, потом вышла на кухню и вернулась с ведром и шваброй.
Отодвигая стулья, стала протирать пол.
— Ну-ка, подними ноги, — сказала мама, проворно орудуя тряпкой.
— Мама, ты мне мешаешь! — проворчала Лена и, не опуская ног, написала: «Мою полы».
Из кухни потянуло чем-то горелым.
— Ой, у меня картошка на плите! — крикнула мама и бросилась на кухню.
«Чищу картошку и готовлю ужин», — написала Лена.
— Лена, ужинать! — позвала из кухни мама.
— Сейчас! — Лена откинулась на спинку стула и потянулась.
В прихожей раздался звонок.
— Лена, это к тебе! — крикнула мама.
В комнату, румяная от мороза, вошла
Оля, одноклассница Лены.
— Я ненадолго. Мама послала за хлебом, и я решила по дороге — к тебе.
Лена взяла ручку и написала: «Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами».
— Ты что, сочинение пишешь? — спросила Оля. — Дай-ка посмотреть.
Оля заглянула в тетрадь и прыснула:
— Ну ты даёшь! Да это же всё неправда! Ты же все это сочинила!
— А кто сказал, что нельзя сочинять? — обиделась Лена. — Ведь поэтому так и называется: со-чи-не-ние!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Каминский Леонид Давидович (1931 - 2005)
Он был учителем смеха Леонид Каминский, художник, писатель, задушевный друг детворы, человек, обладавший огромным зарядом творческого оптимизма. Десятки тысяч юных петербуржцев знали Леонида Каминского как единственного в своем роде Учителя смеха. В этой роли он более полутора десятилетий выходил на сцену театра «Эксперимент» в своем спектакле «Урок смеха», о котором узнали далеко за пределами нашего города. Человек, лишенный чувства юмора, представляет социальную опасность, считал Леонид Давидович.
Развить в ребенке самоиронию, умение откликнуться на шутку – важная государственная задача, если мы заинтересованы формировать общество оптимистов. В этом деле и нашел свое призвание Учитель смеха, который и сам, общаясь с юными, многие годы сохранял душевную молодость и удивительное детское озорство. Из общения с детьми он черпал замыслы новых книг. Самая знаменитая из них – «Урок смеха».
Учитель смеха был собирателем и популяризатором школьного фольклора. В течение четверти века до последних дней жизни он вел отдел «Веселый звонок» в детском журнале «Костер», был постоянным автором «Веселых картинок», « Мурзилки » и других изданий для детворы. Его стихи входят в школьную хрестоматию по литературе. В 1998 году петербуржец стал дипломантом международной премии «Золотой Остап» в номинации «Юмор для детей».
Леонид Каминский был единственным в Петербурге членом четырех творческих союзов – художников, писателей, театральных деятелей и журналистов. В 1950 – 90-е годы он входил в коллектив сатирического объединения художников и поэтов «Боевой карандаш», вел отдел юмора «Слон» в журнале «Аврора». Он скоропостижно скончался 23 ноября 2005 года на 75-м году жизни, накануне своей очередной встречи со школьниками.
ЧИТАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Д. КАМИНСКОГО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по биографии А.Милна
Данная презентация поможет учителю при подготовке внеклассного мероприятия по творчеству А.Милна....
презентация по биографии НИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ПИКУЛЕВОЙ
Я. Фёдоров
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Первого апреля в 8 часов 34 минуты в окно Костиной кухни торжественно вплыл ослепительно яркий, огнедышащий шар размером с крупный апельсин. «Ёлки-моталки! Шаровая молния!» — с восторженным ужасом подумал Костя, да так и замер с раскрытым ртом, не успев донести до него вилку с куском сардельки.
Молния, издавая зловещее гудение, деловито обнюхала газовую плиту, неторопливо поднялась к потолку, заглянула в вентиляционную решётку, а потом вдруг решительно спикировала на стол — и плюхнулась в эмалированный тазик со студнем. Студень зашипел, кухня окуталась клубами пара, а Костя, свалившись с табуретки, растянулся на полу. В воздухе запахло подгоревшим бифштексом.
Ошарашенный Костя долго не решался подняться. Наконец он встал, ощупал себя, после чего механически съел говяжью поджарку, в которую превратился студень. В голове у Кости был полнейший беспорядок. Когда же он пришёл в себя и взглянул на часы, то ахнул: стрелки показывали де-сять минут десятого.
«Опять опоздал! — с тоской подумал он. — Конечно, шаровая молния — причин уважительная. Так сказать, загадка материи. Но кто поверит? Да ещё первого апреля! Только на смех подымут. Нет уж, спасибо! Скажу, в лифте застрял — и всё!»
— Ну, Васильчиков, слушаем тебя, — сказал учитель Олег Петрович, когда Костя бочком протиснулся в класс.
— Я это... застрял в лифте, — промямлил Костя.
Олег Петрович сморщился, словно лимон надкусил.
— Плохо, Васильчиков, очень плохо. Первого апреля я ожидал чего-нибудь посвежее. Вот Барабанов перед тобой пришёл. Так тот хоть посмешил нас, сказал, что к нему шаровая молния прилетела.
У Кости сам собой раскрылся рот, а портфель вывалился из рук.
— Т-то есть к-к-как к Барабанову?! Это ко мне, ко мне молния прилетела!!!
— А теперь совсем плохо, — сказал учи-тель Олег Петрович и зевнул. — Чужим умом живёшь. Дай дневник и садись.
Не успел потрясённый Костя занять своё место, как в класс просунулась улыбающаяся голова Вовки Копытина:
— Извините, Олег Петрович, опоздал. Попал под метеоритный дождь!
Л. Каминский
САМАЯ НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ
— Пятый «Ю», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто мне назовёт синонимы к слову «сочинять»?
Пятый «Ю» оживился:
— Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши!
— Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, суббота. А кроме того, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это... как вы сказали, вешать лапшу…
Кстати, и тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча». Все записали? Вопросов нет? Жду ваши шедевры в начале следующей недели.
Последние слова Людмилы Аркадьевны совпали со звонком.
Во вторник учительница вошла в класс с большой стопкой тетрадей.
— Ну что ж, должна вам признаться, что вы меня приятно удивили. Если, конечно, не считать некоторые грамматические ошибки типа «эно-планетяне». Но главное, меня поразила ваша фантазия. Прямо братья Стругацкие!
Вот, например, сочинение Антона Петухова:
«Однажды я опаздывал в школу и перебежал дорогу в неположенном месте. Раздался свисток милиционера. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что это был директор нашей школы, только в милицейской форме. Я ему сказал: «Извините, Юрий Иванович, я больше не буду!» А он мне ответил: «Это хорошо, что ты больше не будешь нарушать правила уличного движения, только я не Юрий Иванович, а Пётр Иванович — родной брат-близнец директора вашей школы...»
Петухову я поставила пятёрку. Действительно, невероятная история, если учесть, что у нашего директора никаких братьев нет.
Лиля Корзинкина описывает свою неожиданную встречу в трамвае с Филиппом Киркоровым. Он уступил ей место, а потом подарил свою фотографию с автографом: «Милой Лиле от Киркорова Фили».
В общем, одно сочинение невероятнее другого. Но самую высокую оценку я всё же решила поставить Вите Брюквину. Вот что он пишет: «Однажды я поехал в Парголово на лыжную прогулку. Светило яркое солнце. Вдруг на снегу я увидел огромные следы босого человека. Когда я пошёл по следам, то неожиданно встретил снежного человека, обросшего шерстью. Я с ним поздоровался и пошёл дальше...»
Я считаю эту историю самой невероятной. Как вы думаете, почему?
ВсеГоды жизни: 1931 - 2005.
Я с детства люблю весёлые книжки, для них у меня в шкафу специальная полка отведена. Только настроение начинает портиться - протянул руку, взял книжку, прочитал, посмеялся - и полегчало. К таким книгам я отношу «Уроки смеха» Леонида Каминского.
Если вы спросите, кем по профессии был Каминский, я вам ответить не смогу. Вернее, смогу, но придётся долго перечислять: он - писатель и художник (сам себя иллюстрировал), журналист (вёл весёлые разделы в разных газетах и журналах), коллекционер (им была собрана самая большая в стране коллекция школьного юмора).
А ещё он был учителем. И не простым учителем, а учителем смеха. Много лет он ездил по школам и проводил «уроки смеха», которых, как вы понимаете, в школьных программах нет. Я бывал на этих уроках, видел своими глазами, как дети не просто смеются, а сползают со стульев на пол. Я сам сползал.
А ещё Каминский умел рисовать шаржи - смешные портреты своих друзей и знакомых. Однажды, когда мы вместе работали в доме творчества, он нарисовал очень смешной шарж на всех художников нашей группы, в том числе и на меня.
Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда у него появилась дочка Маша. Он сочинял для неё сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать её смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдёте в его книжках. В одном рассказе говорится о том, как первоклассница Маша умела читать, писать и считать, но ещё не знала, как по-английски «кошка». Теперь она уже знает, потому что стала взрослой и сама преподаёт студентам английский язык.
Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмёте в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьёй: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). И я уверен, что, перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!
В кабинете директора
– А, это ты, Брюквин? Входи, входи, давно тебя дожидаюсь. Видишь, какая тебе честь: сам директор школы отложил свои дела, чтобы с тобой побеседовать!
Я больше не буду…
Ага, знает кошка, чьё мясо съела! Значит, предчувствуешь, о чём пойдёт разговор?
Я больше не буду…
Это мы уже слышали. Вот передо мной целый список твоих приключений. Просто какой-то мифологический герой! Двенадцать подвигов Геракла!
Я больше не буду…
Начнём с первого апреля. В этот день тебя не было в школе. Так думали учителя. А на самом деле ты все уроки просидел в «Живом уголке», изображая из себя шимпанзе!
Я больше не буду…
Четвёртого апреля, в понедельник, на уроке физкультуры ты забросил в баскетбольную корзину рюкзак ученицы Ани Карнауховой, который упал на голову физруку Эдуарду Николаевичу!..
Я больше не буду…
Шестого апреля на уроке истории ты сделал сенсационное открытие: оказывается, декабристы получили своё название из-за того, что они все родились в декабре и на Сенатской площади праздновали свой общий день рождения!
Я больше не буду…
Одиннадцатого апреля во время перемены ты демонстрировал приёмы карате, в результате чего пробил ногой перегородку и влетел в учительскую!..
Я больше не буду…
Во вторник, двенадцатого апреля, ты забрался в кабинет химии и пытался растворить в азотной кислоте свой дневник, но, к счастью, не нашлось подходящей посуды…
Я больше не буду…
Через неделю, девятнадцатого числа, учительница русского языка попросила тебя на доске написать сегодняшнее число. И ты, не задумываясь, написал: «Сигодне фторнек, дивитнадцатое опреля», чем вызвал сердечный приступ у Людмилы Аркадьевны.
Я больше не буду…
Вчера на уроке литературы ты получил сразу две двойки. Одну за то, что подсказывал, а вторую за то, что подсказывал неправильно: по-твоему выходит, что Муму - это кличка коровы, которая утопилась, не выдержав гнёта царского самодержавия!
Я больше не буду…
Ну что мне с тобой делать, Брюквин?! А ведь при желании ты можешь хорошо учиться.
Вот, например, в прошлом месяце ты получил вполне заслуженную пятёрку по математике!
Я больше не буду…
Падежи Юры Серёжкина
– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Петухов, к доске! Итак, представь себе, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось. Учительница подошла к доске и прочитала: «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Спасибо, садись, Петухов. Теперь, Юра, твоя очередь. Определи, в каких падежах стоят эти существительные.
Ты понял задание, Серёжкин?
Понял, Людмила Аркадьевна.
Тогда начинай.
- «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит, ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше - Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё…
Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Какую? Конечно, пятёрку!
Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - «пятёрку»?
В ПРЕДЛОЖНОМ.
В предложном? Почему же?
Ну как же! Ведь я же её сам предложил!..