Может ли писательская деятельность дать финансовую независимость. Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно Писательская деятельность

Писательская деятельность

Я сидел дома и писал. Я хотел написать роман из современной жизни и в течение нескольких месяцев прилежно работал. В один прекрасный день я собрался и уехал в Терпилицы - мне захотелось повидать няню. В Терпилицах я продолжал писать. Я писал днем, а по вечерам разговаривал с няней. Моего друга Калины в Терпилицах уже не было. Он ушел из имения незадолго до смерти отца и, по слухам, поступил где-то на юге в актеры.

У книг, как и у людей, есть своя судьба. Судьбой того, что я писал, было не появиться на свет божий. Написал за свою жизнь я много, но напечатаны были только две книги - одна, упомянутая мною раньше, по-французски, другая - «Петр Басманов и Марина Мнишек, две драмы из истории Смутного времени» ; еще я перевел первую часть «Фауста» Гете, которая также была опубликована . Писал я, потому что мне хотелось, и занятие это давало ощущение радости и мира с собой. Но я никогда не умел возвращаться к уже написанному - судьба написанного меня не интересовала. Полагаю, что ни я сам, ни общество ничего не потеряли. Моей «Марине Мнишек» не повезло. Драма показалась интересной директору Императорских театров И.А. Всеволожскому , он предложил ее театральному комитету, Стрепетова готова была взять роль Марии Мнишек в свой бенефис, но театральная цензура выбора не одобрила. Почему? Только Аллаху известно.

Комедии «Наши авгуры» повезло еще меньше. Эта пьеса высмеивала наших журналистов, и никаких сложностей с ней я не предвидел. Печатать ее, однако, не разрешили, и цензор, добродушный и немолодой человек по имени, если не ошибаюсь, Фридберг , объяснил почему. Цензоры, согласно его объяснению, опасались, что публикация этой пьесы еще больше обострит отношения их с журналистами, которые и так были плохи.

Странной была история с переводом «Фауста». Цензор потребовал «смягчить» некоторые места. Я решил поговорить с цензором Петербургского цензурного комитета лично. Я упомянул, что два перевода «Фауста» уже опубликованы .

Я знаю, - сказал он. - Но переводчики согласились внести изменения во многие места, которые могли бы вызвать недоумение у читателя.

Менять мне ничего не хотелось.

Есть ли у меня право подать жалобу министру?

Жалуйтесь кому угодно, - сказал он неожиданно очень грубо. - Только не мешайте мне больше работать. И поверьте, что министр вам не поможет.

Историк Сергей Татищев был персоной грата в высших правительственных кругах и, выслушав мой рассказ, посоветовал мне поговорить с главным цензором Феоктистовым , предложив представить меня ему. Договорились встретиться на обеде в Английском клубе в ближайшую субботу, когда обычно там собирались другие члены клуба, полагая, что и Феоктистов там тоже будет.

Придя в субботу в клуб, я попросил распорядителя оставить рядом с собой свободное место, так как ожидал друга. Спустя некоторое время к столу подошел незнакомый мне господин и хотел сесть рядом. Я сказал, что место занято для Татищева.

Он не придет, - быстро ответил господин. - Я от него, его при мне вызвали в Москву, куда он и уезжает сегодня же вечером.

Господин сел, и мы начали беседовать. Мне было досадно, что Татищев не смог прийти, и я спросил господина, не знает ли он, как выглядит Феоктистов и в клубе ли он.

О да, я с ним вполне близко знаком. Вам он нужен?

Я рассказал ему о моем деле и со всем доступным мне юмором описал мой разговор с цензором.

Да, - сказал он, - достучаться до цензоров, как, впрочем, и до всех остальных, иногда невозможно. Но думаю, что вашему делу можно помочь.

Он достал свою визитную карточку и написал на ней несколько слов. Незнакомый господин оказался Феоктистовым.

На следующий день я поспешил к цензору, который встретил меня весьма враждебно и вместо приветствия сказал, что для меня времени у него нет. Выражение его лица изменилось, как только я предъявил ему карточку Феоктистова. Он позвонил и вошедшему секретарю приказал оформить бумаги, разрешающие публикацию «Фауста».

Но судьба одной из моих пьес меня до сих пор печалит. Пожалуй, из всего, что я написал, это было единственным, что мне действительно нравилось. В пьесе была изображена Екатерина Великая, хотя, разумеется, не появлялась в ней как действующее лицо, поскольку изображать на сцене монархов цензура не разрешала. Я показал ее четырем приятелям, которые служили театральными цензорами, чтобы узнать, будет ли она пропущена. Им пьеса понравилась, и меня они хвалили, говоря, что запрещать ее не за что, но пьесу не пропустили.

В широком спектре предпринимательской деятельности писательский бизнес занимает особое место. Здесь не нужны офисы, станки, оборудование, иные средства производства; основным ресурсом является интеллект человека, его знания, воображение, творческое начало.

Потребность в общении с читателем, в самореализации и свободном творчестве приводит автора к литературному труду в самых разных жанрах – поэзии, фантастике, написанию романов, детективов, учебной и научно-популярной литературы, пьес, сценариев, детских книг.

Очень часто бывает так, что авторы пишут для себя, «в стол», реализуя свой писательский талант в частном, приватном порядке. В этом случае писательство не выходит за рамки хобби и интеллектуального времяпрепровождения. Писательский досуг превращается в бизнес тогда, когда у автора появляется своя читательская аудитория, со своими собственными предпочтениями, вкусами и потребностями. Встретиться читательскому спросу и авторскому предложению помогают рынки, которые могут иметь различную форму – бумажных носителей и аудиовизуальной информации (см. рис.1).

Литературный труд начинает становиться писательским бизнесом тогда, когда у автора появляется свой потребитель, своя читательская аудитория, готовая платить за писательский продукт – будь то романы, стихи, мемуары, пьесы или киносценарии. Таким образом, мы можем подразделить покупателей авторского продукта на два больших сегмента:

  1. Автор пишет для широкого круга читателей, т.е. конечных потребителей. Такой вид взаимоотношений в предпринимательском деле принято называть «бизнес для потребителя» или В2C;
  2. Автор пишет для промежуточных потребителей, представляющих собой бизнес-структуры, которые перерабатывают и дорабатывают писательский продукт, придают ему иную форму, корректируют содержание. Так, в частности, бывает со сценаристами, авторами пьес и компьютерных игр, которые пишут не для конечных потребителей (хотя это также возможно), а для кинокомпаний, театров, компьютерных фирм. Такая предпринимательская деятельность классифицируется как «бизнес для бизнеса», В2В.

Литературная стезя может быть основным видом деятельности автора или совмещаться с другой работой. Многое зависит от получаемых от писательского бизнеса доходов – если они значительны (как у Джоан Роулинг, ставшей миллиардером после написания и продажи книг о Гарри Поттере), то писатель может сосредоточиться только на своем творчестве. Если доходы от писательского бизнеса малы, то автор, как правило, сочетает литературную работу с журналистикой, переводами, преподаванием, работой по найму и иной деятельностью.

Авторы по-разному входят в писательский бизнес. Одни пишут стихи и романы с младых ногтей, другие приобщаются к нему по долгу службы – как, например, научные работники, третьи начинают писать уже в зрелом или старшем возрасте, когда появляется свободное время для раздумий, анализа, воспоминаний.

Нельзя не отметить, что конкуренция в писательском бизнесе практически во всех сегментах действительно нешуточная – только за год в России выходит свыше 100 тысяч наименований книг. И это при том, что читателей в нашей стране год от года становится все меньше и меньше. Согласно проведенным опросам, около 35% населения РФ вообще не читает книг. Еще столько же делает это урывками, эпизодически.

Но нам представляется, что все не так плохо. Времена радикальных социальных реформ и экономических кризисов рано или поздно заканчиваются, жизнь стабилизируется, читатели возвращаются к офлайновым и онлайновым изданиям. Неординарные авторы с собственным стилем, тематикой и индивидуальностью по-прежнему востребованы читательской аудиторией. Нужен лишь талант, настойчивость и изрядная работоспособность, которые, перемножаясь друг на друга, и определяют конечный результат.

Мы не зря упомянули здесь о высокой работоспособности, которую надо рассматривать вкупе с таким качеством, как стрессоустойчивость. Муки творчества, неудовлетворенность написанным, все то, что скрыто от взгляда читателя, иногда снижает производительность труда автора практически до нуля. Почти готовые главы беспощадно уничтожаются (подобно тому, как Н.Гоголь уничтожил под воздействием эмоций второй том «Мертвых душ»), а сам автор впадает в состояние фрустрации (в таком состоянии 20-летний М.Горький выстрелил себе в грудь из револьвера и мир едва не потерял одного из лучших советских писателей).

Большинство авторов вкладывают в свои произведения душу, в их книгах воплощаются философские искания, размышления, практические советы, юмор и фантазия. В связи с этим обстоятельством авторы высоко ценят свой труд и, как правило, очень чувствительны к критике своих произведений. История знает немало случаев, когда нелестные отзывы о трудах автора заставляли последнего навсегда отказаться от литературного творчества.

Говоря о трудностях писательского бизнеса, нельзя оставить без внимания и факт душевной опустошенности после написания одного или нескольких произведений, невозможности сосредоточиться, когда писать приходиться через силу, вопреки желанию. В таком состоянии Э.Хемингуэй шел на железнодорожную станцию и разгружал вагоны, Ф.Достоевского запирали в комнате, где он писал «Игрока», а жена устанавливала А.Куприну обязательную норму в несколько страниц в день.

Положительными сторонами писательского бизнеса являются следующие моменты:

— удачно написанное литературное произведение приносит автору не только чувство глубокого морального удовлетворения, но и денежные доходы, которые тем выше, чем больший читательский спрос предъявляется. Предпринимательство и работа для души в писательском бизнесе, таким образом, весьма гармонично сочетаются;

— восходящая карьера автора ведет к нарастанию узнаваемости его произведений, росту славы, авторитета, влияния на умы и сердца читателей. Имя автора становится брэндом, который работает на своего владельца, увеличивая его доходы и социальный статус.

В последние десятилетия все большее количество людей желают попробовать себя в писательском бизнесе. И это вполне закономерно, так как в отличие от других видов предпринимательской деятельности данный бизнес не требует каких либо единовременных капитальных вложений, затрат на персонал, аренды помещений, покупки оборудования. Не требуется даже официальная регистрация как предпринимателя. Поэтому если автора постигнет неудача, и его произведения не будут пользоваться широким спросом, то в материальном плане он не понесет никаких потерь. Более того, даже в этом пессимистическом варианте, автор приобретет навыки писательского труда, освоит ремесло, станет больше ценить чужие литературные таланты.

О том, как может быть организована работа автора и его соавторов, мы поговорим ниже.

Первое. Писать по одной книге в год-два не лучший путь к финансовой независимости писателя. Чтобы не говорили апологеты «работы над романом», но этот путь не годится для того, чтобы в обозримой перспективе (3-4 года) отдаться только творчеству без мыслей о хлебе насущном.

Второе. Работать нужно с издательствами, которые могут(!) выпустить книгу выпустить книгу большим тиражом. Система дистрибуции многих издательств такова, что они способны охватить Питер, Москву и интернет-магазины. Что дает автору максимум тысяч пятнадцать тиража. Для того чтобы определить такое издательство посмотрите тиражи авторов, которых они издают, особенно называя бестселлерами.

Третье. Столичным жителям/авторах нужно помнить, что уровень расходов человека в Москве и человека в Херсоне очень отличается. Поэтому если в Херсоне зарабатывать тысяч 30 у.е в год очень даже отлично (да и на 10 тыс. вполне сносно можно жить), то в Москве на такие деньги содержать семью все же проблематично не имея стороннего дохода. С другой стороны, достигнув уровня доходов в тысяч 30 в год можно уехать из дымного города куда-нибудь в Крым, Болгарию, Калининград или подмосковную Дубну.

Четвертое. Запомнить, что разница в прибыли для издателя между книгами тиражом 20 тыс. и 5 тыс. не в 4 раза, а значительно больше. А для писателя разница в гонораре может быть вообще удивительной. Показываю на примере:

Пример №1 (тираж 5 тыс)
Вас предложили издать с книжкой в серии "Боевая фантастика" (условно). Цены на книги там - 180 рубл.
Предложили стартовый тираж 5 тыс экз. Процент - 10% от оптовой цены без НДС.
Оптовая цена у издателя будет на уровне 90 руб. а без НДС - 76 руб.

Заработок издателя 380 тыс. минус:
Писатель 30400 руб.
Производство (25 руб экз. без НДС) - 125000
Обложка - 10-15 тыс.

Склад и остальное учитывать не будем, тогда у издательства остается около …..180000 руб!!!
А если вдруг часть тиража будет продаваться долго, да и другие затраты не учли (аренда офиса, секретарша с кофе)... О возвратах речь не идет.
В общем, заработал издатель на книге тысячи 3-4 у.е.

Пример №2 (тираж 20 тыс)

Вас предложили издать с книжкой в серии "Боевая фантастика" (условно). Цены на книги там - 180 рубл. Но Вы автор которого предыдущая книга ушла с допечатками 25 тыс. экз.
Предложили стартовый тираж 20 тыс экз. Процент - 30% от оптовой цены без НДС.
Оптовая цена у издателя по прежнему будет на уровне 90 руб. а без НДС - 76 руб.

Теперь посмотрим на издателя:
Заработок издателя 1520 тыс. минус:
Писатель 460 тыс
Производство (19 руб экз. без НДС) - 380000
Обложка - 15 тыс.
Редактор, корректор (московское издательство) - 30 тыс.
Склад и остальное учитывать не будем, тогда у издательства остается около 635000 руб.!!!
То есть уже не 3-4 тыс, а 20 тыс.

То есть тираж больше в четыре раза, писателю платишь в раз 15(!) больше НО заработок все равно больше в раз п’ять-шесть!

То есть, лучше издать одну книгу тиражом 20 тыс, чем шесть-семь (!) тиражом 5 тыс. Особенно для автора. Но и для издателя помимо чисто финансов еще работают другие факторы:
- места на полках (полки не резиновые и продукция издателя всегда ведет за них борьбу в умах оптовика, и розничного торговца, который старается поставить, то что продается. Иногда за полки еще и платить нужно)
- персонал (для издания большого наименования книг нужно держать больше персонала, а значит выше постоянные затраты издательства).

Так что…резюмирую. Писательство все еще доходная вещь, главное здесь битва за тираж. Автор должен понимать, что каждая тысяча книг свыше 10 тыс. это мощный шаг в сторону своей финансовой независимости.
Очень часто встречаю стенания издающихся авторов, что на доходы от одной лишь писательской деятельности не прожить.
Еще чаще встречаю недоуменные посты новичков, которые получили за свою нетленку, на которой работали год или два, тысячу долларов и не понимают, а как же писатели зарабатывают.

Решил постараться изложить с цифрами свой взгляд на вещи. В качестве примера решил ориентироваться на тиражи/деньги фантастического жанра.

Однажды я стояла перед зеркалом – взрослая, образованная, имеющая семью и работу, и вдруг подумала: есть ли что-то за внешними ролями, какова моя глубинная суть. Тогда во мне и проснулся писатель, наружу стали выпрыгивать разные истории – смешные и грустные, сначала очень короткие, а потом и длинные. Я задавала вопросы, я искала ответы, мне очень хотелось делиться тем, как я вижу эту жизнь, наш мир. К моей радости, истории нашли отклик, мои рассказы появились в журналах и сборниках, а потом вышли первые книги.

Писательство стало для меня образом жизни, я пристально наблюдала, стараясь видеть скрытую сторону вещей, и рассказывала об этом. Сейчас, когда у меня вышло более пятнадцати книг, я могу назвать себя профессиональным писателем. У меня легко выходит работать в заданных сроках, я люблю рамки – это тонизирует, подпитывает трудолюбие, тренирует вдохновение. Но для меня всегда очень важно писать с радостью, с желанием заниматься именно этим делом. Все натужное – мертво, лишь со страстью рождается искусство. По натуре я не графоман (в хорошем смысле этого слова), потому порою мне требуется восстановление – время собирать камни.

Свою первую книгу я написала в шутку, за компанию – подруга предложила вместе поучаствовать в литературном конкурсе. Победителем тогда я не стала, но очень полюбила свой текст. Захотела ему счастливой судьбы и разослала по всем издательствам, которые принимали «самотёк» – рукописи начинающих авторов. Мне ответили из двух издательств, а через два года (тогда это казалось вечностью) в вышла моя первая книга. С тех пор я сотрудничаю с «Эксмо» и ИД «Фома».

По-прежнему есть трудности с публикацией текстов, выходящих за рамки имеющихся серий. Раскручивают тех, кто приносит доход, а доход приносят – раскрученные. Только творческий человек с изрядной чудинкой может прокрутить это кольцо, как хулахуп, не оказавшись при этом белкой в колесе.

Все трудности писательского дела – сложность продвижения, низкие гонорары и высоколобая критика – может окупить лишь счастливое время, проведённое наедине с текстами. Успех приходит лишь к тому, кто искренне любит свое дело. Тексты, как наши дети – мы можем создавать их, на первых порах делая всё для того, чтобы они нашли себя в этом мире. А дальше – отпускать и принимать как их горькие неудачи, так и великие успехи…

Писательство – хобби или работа?

Марика Ми, писатель

У меня не было, как у некоторых, какого-то переломного момента или озарения типа «Писать – это мое призвание». Но всю свою жизнь, сколько себя помню, я сочиняла истории, а как только научилась писать, стала их записывать.

Для меня писательство – это определенно работа. И, на мой взгляд, это один из ключевых моментов, который нужно осознавать. Если писательство рассматривать как , то это развлечение. Ты никому ничего не должен, пишешь, когда захочешь, сколько захочешь и как захочешь. Но и результат получается соответствующий. А когда ты после работы садишься ещё на несколько часов каждый день, несмотря ни на что – это уже никакое не хобби, а такая же работа. Конечно, есть и исключения, но обычно именно с таким отношением к писательству становятся профессионалами и добиваются публикаций и тиражей.

Но главное всё же - отношение. Я всегда относилась к написанию книг как к работе, пусть она пока не приносит денег или приносит, но мало.

Сложно описать какой-то «типичный» мой день, так как они зависят от остальной моей деятельности: учёбы, работы и т.д. Раньше я старалась ставить себе нормы по количеству слов, но отказалась от этого: редактура и обдумывание сюжета – не менее важные вещи, но в итоге отходят на второй план, так как вроде и не считаются.

Главные мои принципы: работать регулярно, заранее определённое количество времени, но при этом обязательно оставлять время на отдых, на «заточку пилы». Раньше я работала без выходных, но теперь хотя бы один день даже не открываю редактор и стараюсь не думать о тексте.

Вдохновение, конечно, важно. Но обычно оно приходит в процессе писательства. Делаешь себя чаю, нехотя садишься, расписываешься... И вскоре сама не замечаешь, как процесс пошел. А сидеть в Фейсбуке и ждать, когда же озарит, можно долго.

Отдельно хочу сказать про работу с аудиторией. Хочется нам этого или нет, но сейчас именно автору нужно работать над продвижением себя и своих произведений. Поэтому отдельным пунктом идёт общение с читателями: ЖЖ, писательская группа во ВКонтакте и т.д. Мне повезло: мне нравятся мои читатели и общаться с ними здорово, но иногда приходится писать пост через не хочу, особенно когда обещала и люди ждут.

Уверена, писательство вполне может стать основным источником дохода для автора в России – при хороших роялти и тиражах. Это не так нереально, как многим кажется. У меня достаточно много знакомых писателей, которые нигде больше не работают, только книги пишут. Но и такого, что с первой книги ты станешь миллионером (другой распространенный миф), не будет. Нужно работать, много писать и продвигать себя.

На одном англоязычном писательском сайте говорили, что настоящий успех приходит после седьмой книги. Может, это и преувеличение, но обычно 3-4 книги написать и опубликовать придётся, прежде чем сформируется своя аудитория и пойдет серьёзная отдача.

Можно ли научиться писать?

Началось всё с дедушки (он был достаточно известным поэтом) и теста по : в двенадцать лет получила результат – «быть вам писателем». Где я и где писатели? Но всё, что я делала, сводилось к стихам и зарисовкам. И всегда было ощущение, что донести идею и мысли будет грамотнее через произведение. Ребёнок быстрее примет ценности через сказку, например, чем через нотацию.

Для меня писательство, скорее, образ жизни. Я пишу всё и обо всём, заряжаю окружающих писать свою историю. В этом есть рабочая сторона, есть и увлеченческая. Одинаково жизненно писать для души, писать под заказ, вдохновлять, направлять, делиться тем, в чём осведомлена.

Можно ли научиться писать? Вижу на практике – можно. Если создать творческий фон, вдохновить на знакомство с теорией, подружить с практикой – это и будет эффективное обучение. Закончить литинститут для этого можно, но не обязательно. Важно найти среду, где ты развиваешься как творец. Кому-то подойдут жёсткие курсы, кому-то творческие, а кому-то структурированный институт.

Но курсы не дадут углублённых знаний по литературоведению. Зато дадут практику и внутреннюю кухню книгоиздания. Если вы знаете фундаментальные основы, практика ляжет в нужном направлении.

Писательский путь у всех разный. Иногда приходит женщина в метаниях: моё - не моё? А через несколько месяцев читаешь текст, разрывающий душу. У нас на писательской мастерской есть Ирина Кубанцева, вот её путь примерно такой.

Не важна профессия, важно желание. Вот Анна Воронина – , математик до кончиков пальцев, недавно и подумать не могла, что станет писать, а сегодня её стихи и сказки печатают СМИ и альманахи.

Любовь Холов, автор романа «Дорога к призванию», долго сомневалась: нужны ли её истории - девушки, которая приехала из российской глубинки в Америку? А сегодня тысячи читателей благодарят за книгу, вышедшую в питерском издательстве.

Ольга Струговщикова поставила задачу написать книгу, села и сделала – сила воли. Процесс от задумки до стадии «книга в руках» занял полгода.

Писательство – это больше, чем пересказ историй или создание воображаемых миров. Как сказал Николай Басов, роман – это лучшая модель жизни. А Кристофер Воглер считает, что автор через путешествие героя в произведении может протестировать свою жизнь, попробовать разные варианты и найти самый счастливый. Писательство формирует пространство и освобождает от сложностей. Пишите свою жизнь сами.

Как работает сценарист

Александр Молчанов, сценарист, драматург, создатель онлайн-киношколы Onlinefilmschool

Я работал главным редактором журнала «Новый Крокодил» и познакомился с Игорем Угольниковым, который тогда перезапускал «Фитиль». Игорь Станиславович пригласил меня писать для «Фитиля» и я написал три или четыре сценария, которые были сразу же сняты и вышли в эфир.

Сегодня профессия сценариста – это единственный способ для пишущего человека получить доступ к многомиллионной аудитории, творческую самореализацию и финансовую независимость. Никакие другие области творчества – ни театр, ни литература этого не дают.

Идеальная ситуация – когда сценарист придумывает идею фильма, пишет заявку, получает на эту заявку заказ от кинокомпании или телеканала, а потом пишет сценарий. В реальности сценаристу приходится на каждой стадии получать множество поправок и все их учитывать. Пишут писатели. Сценаристы в основном переписывают.

Самое важное в работе – услышать, что хочет заказчик. Сценарист всегда – часть творческой группы.

Нужно ли для работы вдохновение? Обязательно! Правда, вдохновение обычно посещает тех, кто год за годом, день за днём в одно и то же время садится за стол и пишет.

Серию сериала можно написать за неделю, полный метр – от трёх месяцев до полугода. Нужно учитывать, что многие сценаристы работают в режиме «то густо, то пусто». То три проекта одновременно, то полгода нет работы. Поэтому важно учиться распределять полученные гонорары и создать «подушку безопасности».

Три-четыре года назад конкуренции в этой сфере не было совсем. В профессию можно было войти с улицы, закончив киношколу или пройдя сценарные курсы. У работающих сценаристов выстраивалась очередь из заказчиков на два-три года. Сейчас сценаристов стало больше, а заказов – меньше. Соответственно, требования к сценаристам выросли. Тем не менее, это растущий рынок и профессия остаётся очень востребованной.

Что касается оплаты сценарного творчества: есть разные полные метры и разные сериалы. Есть артхаусные полные метры, которые снимаются с копеечным бюджетом, и есть полные метры-блокбастеры. И разброс гонорара - от двухсот-трехсот тысяч до пяти миллионов рублей. На телевидении есть дневной эфир, где серия стоит около 60 тысяч рублей, и есть прайм, на котором серия может стоить до четырехсот тысяч рублей. Роялти с проката в нашей индустрии нет. Это связано с особенностями нашего законодательства , по которому авторами фильма являются сценарист, режиссер и композитор, а роялти получают только композиторы.

Сколько может заработать писатель?

Путь от рукописи до публикации может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Когда книга написана, автор составляет синопсис (краткое описание книги, обычно его пишут на 1-2 страницы) и отправляет в издательства. Больше шансов получить публикацию, если писать для серии, которая уже выходит в ИД. Но и у новинки без серии есть шансы быть принятой.

Начинающий автор может рассчитывать на тираж 3-5 тысяч экземпляров и гонорар около 15-25 тысяч рублей (в некоторых случаях выплаты могут дойти до 50 тысяч). Если тираж допечатывают, то автор может получить дополнительную оплату. За последующие произведения можно рассчитывать на более высокий гонорар. Реже встречается вариант, когда автору платят только проценты с проданных экземпляров, но в этом случае деньги он получит только после реализации партии.

Гонорар напрямую зависит от тиража. Чем он больше, тем выше будет сумма в договоре. Автор, книги которого выходят в количестве 30-50 тысяч экземпляров, получит в 10 раз больше, чем начинающий. Так что рассчитывать на безбедную жизнь с первых же книг не приходится, для этого нужно имя.

Писатели говорят, что если вы можете не писать – не пишите. Но если вы постоянно придумываете различные истории и героев, создаёте образы, которые сами просятся на бумагу, попробуйте оформить свои мысли. Пусть это сначала будет хобби без обязательств. Но со временем оно может превратиться в полноценную занятость. Джоан Роулинг начала писать от безысходности. Вы знаете, к чему это привело.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

На заглавном фото: Стивен Кинг;


Биография

Американский писатель, классик научной фантастики. Писал под псевдоним Уильям Эллиот. Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган (Waukegan), штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии. Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери - являлся потомком первопоселенцев, приплывших в Америку из Англии в 1630 году. Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. Дед (Сэмюэл Хинкстон Брэдбери) и прадед Рэя по отцовской линии занимались издательством газет. Кроме Рэя в семье были сын Леонард-младший (1916 г.р.) и дочь Элизабет (1926 г.р.)

В городке Уокиган прошли первые 12 лето жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос Анджелес. Литературой серьезно занялся еще в школе. Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения. С 9 до 22 лет он все свое свободное время проводил в библиотеках. К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течении четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

В 1938 году в Лос Анжелесе, Рэй окончил среднюю школу. В колледж поступить так и не удалось. В 1940 году в журналах были опубликованы отдельные рассказы, в 1947 году вышел первый авторский сборник Рэя Брэдбери "Мрачный карнавал" ("Dark Carnival"). В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов ("Best American Short Stories"); в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри ("O.Henry Prize Stories"). В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника связанных новелл "Марсианские хроники" ("The Martian Chronicles").

27 сентября 1947 года состоялась свадьба Рэя Брэдбери и Маргарэт (Marguerite McClure). С первого дня семейной жизни и в течение нескольких лет Маргарэт работала, чтобы муж мог оставаться дома и работать над книгами, изучила четыре языка, стала истинным знатоком литературы. Вместе они прожили всю жизнь (Маргарэт умерла 24 ноября 2003 года). В семье Брэдбери родились 4 дочери: Tina, Ramona, Susan и Alexandra.


Писательская деятельность



В 1937 году Брэдбери вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов», которая была одним из многих объединений молодых писателей, активно возникавших в возрождающейся после Великой Депрессии Америке. Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной.

В то время Брэдбери много работал, постепенно оттачивая литературное мастерство и формируя индивидуальный стиль. В 1939-1940 гг. он издавал мимеографический журнал «Футуриа фантазия», в котором впервые стал размышлять о будущем и его опасностях. Всего за два года вышло четыре номера этого журнала. К 1942 году Брэдбери окончательно перестал продавать газеты и полностью перешел на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год . Тогда Брэдбери также активно следил за развитием науки и техники, посетил Всемирную выставку в Чикаго и Всемирную выставку в Нью-Йорке (1939) .

В 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса Брэдбери встретил работавшую там Сусану Маклюр (Мэгги), которая стала впоследствии любовью всей его жизни. 27 сентября 1947 года Мэгги и Рей заключили брак, который продлился до смерти Маклюр в 2003 году, в браке родилось четыре дочери: Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра. К Маклюр обращено посвящение автора в романе «Марсианские хроники»: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

В течение первых нескольких лет Мэгги много работала, чтобы Рэй имел возможность заниматься творчеством. Писательская деятельность в то время не приносила ему особых доходов; общий месячный доход семьи составлял около 250 долларов, из которых половину зарабатывала Маргарет.



Брэдбери продолжал писать рассказы, лучшие из которых вскоре были опубликованы в первом сборнике, названном «Тёмный карнавал». Издание однако было встречено публикой без особого интереса. Спустя три года появился сборник «марсианских» рассказов, составивший роман «Марсианские хроники», который стал первым настоящим коммерчески успешным литературным творением Брэдбери. Писатель потом признавался, что считает «Хроники» своей лучшей книгой. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе, а с Конгдоном он связывался исключительно по телефону бензоколонки, находившейся напротив его дома. Но уже во вторую поездку в Нью-Йорк Брэдбери встретили поклонники его творчества: во время остановки в Чикаго они хотели получить автограф к первому изданию «Марсианских хроник».