Болгарская литература в XX веке. Болгарская литература

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Золотой век древнеболгарской литературы начался во второй половине 9 в., когда Болгария первой среди славян приняла христианство, а святые Кирилл (ум. 869) и Мефодий (ум. 885) и их последователи, прежде всего Иоанн Экзарх Болгарский (ум. ок. 930), перевели византийские христианские тексты на старославянский (церковнославянский) язык. Серебряный ее век завершился в 14 в., когда Второе Болгарское царство пало под натиском Османской империи в 1396. Литература свелась к рукописным сборникам религиозно-нравоучительных сочинений, т.н. дамаскинам (по образцу проповедей греческого епископа 16 в. Дамаскина Студита).

Национальное возрождение началось в 1762, когда монах Паисий Хилендарский (1722–1798?) завершил свою Славяно-болгарскую историю . Революционная антитурецкая агитация достигает наибольшей остроты к 1876 – году неудачного Апрельского восстания, во время которого погиб крупнейший поэт и революционный деятель Х.Ботев (1848–1876).

После освобождения Болгарии Россией в 1878 Апрельское восстание было воспето И.Вазовым (1850–1921) в классическом романе Под игом (1889). Автор многочисленных рассказов, путевых заметок, повестей, пьес и стихов, Вазов стал непревзойденным выразителем национального духа. Возросшего на национальной почве обывателя увековечил в образе Бая Ганю писатель-юморист А. Константинов (1863–1897).

В начале 20 в. критик К.Крыстев (1866–1919) и его журнал «Мысль» готовили выход болгарской культуры на международную арену. Особенно ценным было участие в журнале таких авторов, как П.Славейков (1866–1912), автор эпической поэмы Кровавая песня , посвященной Апрельскому восстанию; прозаик П.Тодоров (1879–1916), писавший элегические идиллии в прозе, и превосходный поэт и драматург П.Яворов (1877–1914). Следующим этапом литературного развития был символизм, представленный творчеством Н.Лилиева (1885–1960) и Т.Траянова (1882–1945). От имени обреченного поколения Первой мировой войны свидетельствовал лирический поэт Д.Дебелянов (1887–1916), погибший на фронте в возрасте 29 лет.

Литература между двумя мировыми войнами переживала период расцвета, что в значительной степени отражалось на страницах журнала «Золотой рог», который издавал критик В. Василев (1883-1963). Выдающимися деятелями литературы того времени были поэтесса Елисавета Багряна (1893-?) и прозаик Е.Пелин (1877–1949). Однако наиболее видным прозаиком 20 в. принято считать Й.Йовкова (1880–1937), чьи рассказы из сельской жизни вошли в сборники Старопланинские легенды (1927) и Вечера в Антимовском постоялом дворе (1927).

Приход коммунистов к власти в 1944 обескровил литературную жизнь. На какое-то время такие писатели, как Вазов, были преданы анафеме, и читателям приходилось довольствоваться либо небесталанными поэтами-коммунистами недавнего прошлого, как Х.Смирненский (1898–1923), Н.Вапцаров (1909–1942), либо литературными функционерами вроде Х.Радевского (р. 1903).

После политической «оттепели» 1956 началось возрождение культуры. Правда, многие писатели предпочли выбирать темы из прошлого. Э.Станев (1907–1979) писал о средневековой Болгарии; А.Дончев (р. 1930) создал волнующий роман о насильственной исламизации страны в 17 в. – Время выбора (1964); Д.Талев (1898–1965) опубликовал монументальную трилогию из болгарской жизни 19 – начала 20 вв. Явилось талантливое поколение лирических поэтов, боготворивших А.Далчева (1904–1978), никогда не склонявшегося перед сталинистами; среди этих поэтов Блага Димитрова (р. 1922) и К.Станишев (р. 1933). В популярной пьесе Тропинки Н.Хайтов (р. 1919) критиковал тупую бюрократическую косность. Талантливый рассказчик П.Вежинов (1914–1984) правдиво изображал житейские будни. Сатира нашла свое выражение в поэзии Р.Ралина (р. 1923) и прозе Й.Радичкова (р. 1929). Наконец, были литераторы-диссиденты вроде поэта К.Павлова (р. 1933), их почти не печатали, однако они пользовались широчайшей известностью.

Существует болгарская литература и в зарубежье. Х.Огнянов, поэт старшего поколения, живет в Германии, в Париже живут и пишут на французском языке Ц.Тодоров (р. 1939) и Юлия Кристева (р. 1941), ставшие признанными теоретиками литературы. Прозаик Георгий Марков (1929–1978), ставший в Лондоне жертвой политического убийства, оставил захватывающие воспоминания об интеллектуальной жизни Болгарии после 1944 – Правда, которая убита (опубл. 1988).

Болгарская литература в XX веке

Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала огромное влияние на общественно-политическую жизнь Болгарии и на болгарскую литературу. В сентябре 1923 г. в Болгарии произошло народное вооруженное восстание, направленное против монархо-фашистского режима. Восстание было жестоко подавлено монархо-буржуазными реакционными властями.

Во время второй мировой войны царское болгарское правительство, учитывая давние симпатии болгарского народа к России, не осмелилось официально объявить войну СССР. Но фактически Болгария находилась на стороне фашистской Германии и помогала ей в войне против Советского Союза. В тяжелых условиях войны и кровавого террора, разорения хозяйства и падения культуры демократические силы страны стали объединяться в антифашистский Отечественный фронт под руководством Болгарской коммунистической партии. В стране началось движение сопротивления фашизму, появились партизанские отряды. В ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. болгарский народ, возглавляемый своей коммунистической партией, поднял всенародное восстание, сверг фашизм при помощи Советской Армии и установил народно-демократическую власть.

Огромное значение для развития болгарской литературы имела деятельность Георгия Димитрова (1882—1949), выдающегося борца и руководителя болгарского рабочего движения.

Димитров пристально изучал процесс развития болгарской культуры и литературы. Его книга о литературе, искусстве и науке", вышедшая в 1949 г., охватывает широкий круг проблем болгарской культуры, искусства и литературы за последнее столетие, дает меткие, .научно правильные характеристики творчества многих болгарских писателей. Уделяя большое внимание классикам, Димитров заботился и о состоянии современной болгарской литературы.

Глубокая идейность, интернационализм, патриотизм, антифашистская направленность — эти черты восприняты прогрессивной литературой Болгарии. И Георгий Димитров немало способствовал этому.

В 20-е годы в Болгарии создается фронт революционной, антибуржуазной и антимонархической литературы, которую, по меткому выражению критика Бакалова, часто называют «сентябрьской литературой». Здесь и представители старшего поколения — критики Г. Бакалов и Т. Павлов, поэт Д. Поля-нов и молодые поэты — Христо Смирненский, Крум Кюляв-ков, Христо Ясенов, Гео Милев и др.

В этот период выходят коммунистические журналы «Ново време* (редактор Благоев), «Младеж» (редактор Т. Павлов), «Черновы смях» и др. Журналы собирали вокруг себя передовые силы литературы. После запрещения этих журналов возник еженедельный литературный журнал «Ведрина», который редактировал писатель-демократ А. Страшимиров. Прогрессивные и пролетарские писатели разоблачают и показывают антинародную сущность буржуазной действительности и обращают свои взоры к Советскому Союзу. В их творчестве возникают темы революционной борьбы и Октябрьской революции. К лагерю прогрессивной литературы принадлежат в это время и такие писатели, придерживавшиеся общедемократических взглядов, как Елин Пелин, Стаматов, Багряна и др.

Христо Смирненский 1898-1923

Значительным революционным поэтом Болгарии этого периода является Христо Смирненский. Его литературная деятельность началась в 1915 г. в сатирических журналах «Болгарин» и «Смех и слезы». Первая и вторая Балканские войны 1912 и 1913 гг., а затем первая мировая война открыли перед молодым поэтом пучину бедствий народных, он начинает осознавать классовую сущность войны и в своих стихотворениях называет ее «роковой бойней» (стихотворение «Молитва жителя столицы», 1917). В процессе нарастания революционного движения в стране (Владайское восстание солдат в 1918 г.) Смирненский встает на сторону революции. В соответствии с этим и в творчестве поэта возникает тема революционной борьбы. В стихотворении «От великого до смешного» он рисует картину торжествующего хода революции.

Под влиянием Октябрьской социалистической революции и бурных революционных событий в Болгарии взгляды и творчество Христо Смирненского эволюционируют от общедемократических позиций к коммунистическому мировоззрению и от критического реализма к реализму социалистическому. Его произведения стали печататься в коммунистической прессе: «Работнически вестник», «Младеж», «Червоны смях». В 1920 г. Смирненский вступает в комсомол, а в 1921 — в коммунистическую партию. Большое влияние на формирование эстетических взглядов и творчество поэта оказали Горький и Маяковский. Смирненский принимает активное участие в политической деятельности, пишет агитационные стихи, которые он называет «злободневками», поднимает самые актуальные вопросы современности. Он становится крупнейшим представителем пролетарской поэзии Болгарии. Будучи поэтом политическим, он в то же время выступает как подлинный лирик. Лучшая часть его революционной лирики вошла в замечательный сборник «Да будет день!» (1922) и в сборник «Зимние вечера» (1923).

Характеризуя сущность поэзии Смирненского, критик Г. Бакалов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, подъем, страсть и движение, движение — таково содержание поэзии Смирненского» ".

Ряд стихотворений и поэм он посвящает Октябрю, международному рабочему движению, Советскому Союзу: «Красные эскадроны», «Три года», «Москва», «Углекоп», «Политическая зима», «Русский Прометей», «Пролетарий», «Массы», «Гнев рабов», «Эпидемия конференций», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Буря в Берлине», «Иоганн» и др.

Одним из лучших произведений Смирненского является стихотворение «Красные эскадроны» (1920), посвященное Великой Октябрьской социалистической революции. Рассказывая о походе конницы Буденного против белополяков, поэт характеризует образ красных эскадронов как символ мировой революции, к которой обращены взоры трудящихся всей земли:

Ах, летите, эскадроны! Взор огромный, взор мильонов

К вам надеждою прикован и огнем любви живым.

Руки крепкие сплетая, о свободе мир мечтает,

Потрясен и очарован вашим кличем боевым.

Даже самое интимное — любовь — у поэта неразрывно связано с революцией, с борьбой:

А ты, подруга, цвет моей надежды,

Восторженно и смело проходи

К весенним дням, горящим впереди!

Целую светлые твои одежды.

Зарю целую праздника людей Кораллом крови пролитой моей.

Христо Смирненский — первый болгарский поэт, в творчестве которого видно начало формирования нового метода — социалистического реализма — в болгарской литературе. Он реально показал силу революционной, социалистической идейности, впервые в болгарской поэзии создал образ пролетарского революционера.

в следующий период (1918—1920) превалируют декадентские настроения и мотивы, и, наконец, в последний период (1921— 1925) поэт порывает с декадентством и вступает на путь революционной литературы.

Октябрьская революция и революционные события в Болгарии, знакомство с поэзией Маяковского производят перелом в мировоззрении Гео Милева. В январе 1924 г. в статье «И свет во тьме светит», показав картину Сентябрьского восстания 1923 г. и зверскую расправу фашистов над восставшими, Милев заявил: «Мы, интеллигенция, не можем оставаться беспристрастными к тому, что пережил народ в сентябре, не только из простой человечности, но и, прежде всего,— из ревности к делу народа. Как огненная роса, падает на наши сердца кровь, пролитая народом». Поэт считал, что нет сил, которые смогли бы остановить или предотвратить социальную революцию.

Милев отходит от символизма и считает, что искусство должно служить народу. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Пламя», он писал: «Место поэта не на Парнасе, не в объятиях муз, а на кипящей арене жизни, среди народа» *. В творчестве Милева возникает тема революционной борьбы — поэмы «Ад», «День гнева», «Сентябрь». В них главную роль играет народ, борющийся за свою свободу.

Лучшим произведением Гео Милева является его поэма «Сентябрь», в которой художественно показан революционный энтузиазм масс. Поэма состоит из 12 глав, составляющих три части. В первой части (главы 1—5) показан всенародный революционный подъем, во второй части (главы 6—11) — картины фашистского террора и в третьей части (глава 12) выражена твердая вера в грядущую победу революции.

Главный герой поэмы — трудовой народ — противопоставлен фашистской буржуазии. Поэма звучит оптимистически и полна уверенности в грядущей победе, которая принесет людям счастье:

Нам сентябрь будет маем!

Пусть воспрянут

Для свободы Человеческие всходы, —

И земля нам будет раем!

Будет раем!

За свою литературно-общественную деятельность, и в частности за поэму «Сентябрь», Гео Милев был привлечен к суду и убит фашистскими палачами.

Революционная поэзия Милева, призывающая народ к борьбе за социализм, созданная на новой основе интонационного стиха, вошла в золотой фонд революционной болгарской поэзии.

Жестокий фашистский террор, установившийся в Болгарии после Сентябрьского восстания 1923 г., тяжело обрушился на прогрессивную и особенно революционную литературу. В 1925 г. были казнены X. Ясенов, Г. Милев и др. Были закрыты прогрессивные издания, передовые писатели преследовались. Многим нисателям-коммунистам (Г. Бакалову, Т. Павлову, К. Кюлявкову и др.) грозила смерть, и им пришлось эмигрировать из Болгарии. В литературе усилились тенденции эстетства. Многие писатели отошли от современной тематики и частично нашли себе убежище в историческом прошлом или проповедовали мистику и смирение.

Однако и в условиях жесточайшего фашистского террора прогрессивная и революционная литература продолжала развиваться. В этих тяжелых условиях активно выступали: критики Г. Бакалов и Т. Павлов; поэты Н. Хрельков, X. Радев-ский, М. Исаев; прозаики К. Белков, Г. Караславов, О. Василев. Их публицистическая и художественная деятельность свидетельствовала о революционных настроениях в стране и находила живой отклик в народе. На первый план выдвигается тема борьбы против фашизма.

Антон Страшимиров 1872-1937

Сложно и противоречиво творчество прозаика и драматурга Антона Страши-мирова. Будучи настроен демократически, он тем не менее часто впадал в либерально-буржуазные или националистические ошибки. Однако многие важные проблемы общественной жизни раскрыты в его произведениях верно и с большой художественной силой. Мировой резонанс получил его антифашистский роман «Хоровод» (1926). Писатель гневно разоблачил зверства болгарского фашизма при подавлении Сентябрьского восстания 1923 г. Это яркое и талантливое произведение пользовалось широкой популярностью в стране и объективно сыграло большую революционную роль.

Значительным произведением был и роман «Рабы» (1926—1930), затрагивавший вопросы борьбы македонского народа за свое освобождение.

В политическом отношении Страишмиров считал себя писателем, стоящим над партиями. Это привело к тому, что он не понял политики коммунистической партии. Однако творчество Страшимирова в лучших своих образцах реалистично, направлено против врагов народа и тем самым служит трудовому народу Болгарии.

Наиболее значительными писателями-антифашистами были Л. Стоянов и К, Кюлявков.

Людмил Стоянов начал свое литературное творчество как символист. Только к началу 30-х годов он переходит на сторону борющегося народа и одновременно на позиции реализма и революционного искусства. .

В своих публицистических работах Л. Стоянов говорит о давящей политической атмосфере в Болгарии, отливается на статью А. М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», публикует антивоенные и антифашистские статьи. В 1935 и 1937 гг. он участвует в международных конгрессах писателей в Париже и Мадриде, выступает как друг Советского Союза, ведет в Болгарии активную пропаганду советской книги. Все это выдвинуло Л. Стоянова в первые рады борцов против фашизма, за мир и прогресс. В 1936 г. Л. Стоянов впервые посетил Советский Союз, побывал в Москве, Ленинграде, Киеве. Он много переводил с русского на болгарский: «Слово о полку Игоревен, произведения Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Горького, Маяковского, Н. Островского.

Лучшими произведениями Стоянова являются повести «Серебряная свадьба полковника Матова» (1929—1933), «Холера» (1935) и «Мехмед Синап» (1936), а также сборник стихов «Земная жизнь».

В повести «Серебряная свадьба полковника Матова» рассказывается история семейной жизни полковника Матова и его служебной карьеры. На примере его семьи писатель разоблачает буржуазную мораль. Показывая служебную карьеру Матова, Стоянов подвергает бичующей критике весь монархо-фашистский строй Болгарии. Матов участвовал в подавлении революционного движения в Болгарии, издевался над солдатами, преклонялся перед начальством, приветствовал возник-новение фашизма в Европе. Жизненная карьера Матова дает возможность писателю показать всю общественную жизнь Болгарии, заклеймить прежде всего военщину и царский двор и разоблачить нравы этого общества, его мораль.

В повести «Холера» вскрыта сущность второй Балканской войны 1913 г., бессмысленной и преступной бойни. Это одно из лучших антивоенных произведений в мировой литературе. Повесть написана, как и барбюсовский «Огонь», в форме дневниковых записей солдата-фронтовика. Писатель показывает ужасы войны, бессмысленную гибель солдат, изображает просветление сознания солдат, нарождающийся протест против войны. Стоянов показывает, как антивоенные настроения солдат перерастают в революционное сознание. Заканчивается повесть описанием антивоенного митинга в Софии, участники которого поют «Интернационал*.

Не лишена повесть и некоторых недостатков: схематичности, частичного стилистического воздействия декаданса — телеграфной отрывочности языка. Исторический сюжет из событий конца XVIII в. в повести «Мехмед Синап» перекликается с событиями после Сентябрьского восстания. Батрак Синап выступил против турецких пашей и беев, чтобы накормить бедняков своего села. Эта ситуация и образ Синапа напоминали болгарскому народу, стонущему под игом монархо-фашистских правителей, что покоряются только слабые и безвольные, а мужественные и решительные героически борются и побеждают.

Сборник стихотворений «Земная жизнь», составленный из произведений 1928—1939 гг., характеризуется глубокой гражданской лирикой, разработкой темы войны, интернациональных мотивов, темы родины, патриотизма.

Лучшими стихотворениями сборника являются: «Не могу без людей», «Европа», «Родина», цикл «Испания» и др.

После освобождения от фашизма и установления в Болгарии народно-демократического строя Стоянов принимает активное участие в общественно-политической, научной и литературной жизни страны. Его избрали действительным членом Болгарской Академии наук, он вступил в коммунистическую партию. В послевоенный период вышел ряд новых произведений Стоянова: роман «На рассвете», драма «Желтая звезда», цикл стихов «Великий день», стихотворение «Русскому народу», сборник стихотворений «За железным занавесом» и др. Выходит собрание сочинений Стоянова, большого мастера слова, ставшего на путь социалистического реализма.

Когда в 1919 г. возникает боевой сатирический журнал коммунистической партии «Червен смях», первым его редактором становится К. Кюлявков . Непосредственное участие в революционной борьбе наложило свой отпечаток на поэзию Кюлявкова, которая стала развиваться в русле так называемой «сентябрьской литературы», посвященной революционной борьбе народных масс. Кюлявков принимает активное участие в популяризации и переводах на болгарский язык произведений советских писателей.

После Сентябрьского восстания 1923 г. Кюлявков, преследуемый охранкой, эмигрировал из Болгарии и несколько лет жил в Советском Союзе. По решению БКП он в 1940 г. возвратился на родину и возглавил группу революционных писателей.

В исключительно трудных условиях второй мировой войны Кюлявкову удалось нелегально выпустить два номера антифашистской газеты «Патриот» (1944). Важное значение для организации литературных сил на борьбу с фашизмом имели литературно-политические статьи Кюлявкова 1942—1943 гг.: «Талант и вдохновение», «Поэт и гражданин», «О политической литературе». В них отражалась борьба против реакционной литературы, за становление литературы социалиста ческого реализма. В первый период существования свободной Болгарии Кюлявков принимает участие в создании Союза писателей. В последние годы жизни он руководил Художественной академией.

Литературное наследство Кюлявкова составляет свыше тридцати книг. Он выступал как поэт, прозаик и драматург. Главным героем всех его произведений является борец-коммунист. Его пьеса «Борьба продолжается» была первой революционной драмой в Болгарии. Перу Кюлявкова принадлежат также комедия «Борсановы» и драма «Первый удар», в которых разрабатываются проблемы коммунистической морали, показана борьба за становление нового человека.

Действие пьесы «Борьба продолжается» происходит в 1943 г., когда особенно сильно поднялась волна партизанского антифашистского движения в Болгарии. Ее главные герои — подпольщики учитель Симо и его жена Вера. Фашистский провокатор Ненов проникает в подпольную организацию и в партизанский отряд. Потеря бдительности подпольщиками приводит к гибели многих партизан. Но антифашистское партизанское движение еще больше растет и ширится, в его ряды вливаются новые силы, — борьба продолжается.

Никола Вапцаров 1909-1942

Важная веха в развитии болгарской поэзии социалистического реализма — творчество Николы Вапцарова. Литературная деятельность его начинается с 1926 г., но большая поэтическая сила и художественная самостоятельность его произведений становятся очевидными, когда в 1930 г. он публикует стихотворения «Эпоха», «Родина», «Горький». Первый сборник его стихотворений — «Песни мотора» — выходит в 1940 г.

Стихи Вапцарова лиричны и полны революционного пафоса. Основная тема его стихов — борьба трудящихся за свои права, за социальную справедливость. Главный герой его стихов — народ. Лирический герой Вапцарова живет и трудится вместе с народом.

Поэт задумывается о судьбах человечества, об угрожающей ему войне. В стихотворении «Нет, теперь мне не до поэзии» передается эта тревога за судьбу людей:

Вот ты пишешь, а рядом где-то

Вместо рифмы взорвался снаряд,

Озаряют небо ракеты,

И кругом города горят.

Наиболее содержательны и ярки стихотворения Вапцарова «Вера», «Завод», «Поединок», «Горький», «Доклад», «Борьба так беспощадна и жестока!».

Вапцаров — поэт больших масштабов: он пишет о родине и обо всем мире, его герои думают о вселенной и о пшеничном зерне, об отдельном человеке и обо всем человечестве. Его герои — борцы против ужасов капитализма. Они верят, что жизнь станет лучше, прекрасней, мудрее...

За то чтобы жизнь людей стала лучше, прекрасней, мудрее, коммунист Вапцаров боролся всю свою жизнь. После нападения фашистов на Советский Союз Вапцаров переходит на нелегальное положение, становится членом военного комитета коммунистической партии и работает организатором боевых отрядов. Но не оставляет он и литературного творчества, создавая значительные антифашистские произведения («Антенны» и др.). 4 марта 1942 г. Вапцаров был арестован охранкой и подвергся жестоким пыткам. Ему был вынесен смертный приговор, и 23 июня 1942 г. его расстреляли фашистские палачи.

В 1952 г. Николе Вапцарову Всемирным Советом Мира посмертно присуждена Международная премия мира.

После победы народно-демократической революции 9 сентября 1944 г. в Болгарии утвердился народно-демократический строй. Болгарская литература в период от 1944 г. до наших дней получила неограниченные возможности свободного и всестороннего развития. Этот новый период в болгарской литературе характеризуется развитием социалистического реализма как основного метода литературы. Современная литература народной Болгарии творчески использует народные богатства в области искусства, наследие классиков болгарской литературы. Огромное значение в становлении метода социалистического реализма в болгарской литературе имеет творчество Горького, Маяковского и всей советской многонациональной литературы. Большинство болгарских писателей активно включились в литературную жизнь, стали на службу народу. Возникли новые издания: газета «Литера-турен фронт», журналы «Нововреме», «Изкуство», «Септемв-ри», сатирический журнал «Съершел».

Коммунистическая партия Болгарии постоянно мобилизовывала писателей на выполнение новых задач. Так, в известном письме Г. М. Димитрова к болгарским писателям (1945) говорилось: «Наш народ нуждается в подлинно народной художественной литературе, как в хлебе и воздухе, в такой литературе, которая своей глубокой правдивостью и высокой эмоциональностью поднимет его культурный и идейный уровень, укрепит преданность и любовь к народу и родине, усилит ненависть к фашизму и ко всем врагам народа, будет бичевать все гнилое и разлагающее здоровый народный организм...»

Состоявшийся в декабре 1948 г. V съезд Болгарской коммунистической партии подвел итоги развития болгарской литературы за первые годы народной власти и отметил ее большие достижения. Появились значительные произведения, завоевавшие признание широких кругов болгарских читателей. Перед писателями съезд поставил задачу дальнейшего развития литературы социалистического реализма.

Лучшие болгарские писатели обращаются главным образом к изображению в своих художественных произведениях современной действительности, к анализу процессов глубоких социалистических преобразований, происшедших в жизни народа. Широкого развития достигла сатира, бичующая пережитки буржуазной идеологии.

Больших успехов добились критика и литературоведение. Наиболее плодотворно работает в области эстетики, критики и литературоведения академик Тодор Павлов (родился в 1890 г.). Его самые значительные работы опубликованы в двухтомном сборнике «За марксистскую эстетику, литературную науку и критику» (1954—1955).

В поэзии активно действуют представители старшего поколения— К. Кюлявков, Л. Стоянов и др., вливаются в литературу молодые поэты.

Большое место в поэзии занимает гражданская лирика, отражающая партизанскую борьбу, революционный переворот 9 сентября 1944 г., победу народа в Отечественной войне, социалистическое строительство.

Интересна «Баллада о коммунисте» В. Андреева, в которой он воспевает стойкость и героизм коммунистов — лучших сынов болгарского народа:

Звал он твердо, что минуты его сочтены,

Но величье и гордость в глазах его были видны.

Грудь палач ему резал: «Ты железный. А все же согнись».

«Нет, я крепче железа, — ответил он. — Я коммунист!»

Развивается гражданская, философская, пейзажная и интимная лирика, представителями которой являются В. Ханчев, В. Петров, Г. Джагаров, Д. Методиев, Б. Димитрова, П. Пе-нев, Л. Стефанова и др.

После 1944 г. развивается болгарская проза. В ней прежде всего нашла отражение борьба болгарского народа против капитализма и фашизма, партизанское движение.

В романе X. Русева «По кручам» показана борьба партизанского отряда, руководимого коммунистом Руменовым. Партизанское движение ширится, сливается с операциями наступающей Советской Армии. Писатель рисует картины восстания болгарского народа в сентябре 1944 г. и радость народа, освободившегося от фашизма. Раскрытию этой же темы посвящены романы Д. Ангелова «На жизнь и смерть», Г. Ка-раславова «Простые люди», К. Каляева «Живые помнят».

Одним из наиболее значительных романов, в которых показывается крушение. старого мира, является роман Д. Ди-мова «Табак», получивший широкую известность не только в Болгарии, но и за рубежом. В романе изображена борьба между монополистами табачной промышленности и рабочими и крестьянами, связанными с производством табака. Рельефно нарисована фигура дельца Бориса Морева, совершающего головокружительную карьеру — от мелкого чиновника до директора крупной табачной фирмы «Никотиниана».

Монополистический капитал в буржуазной Болгарии подчинял себе все — торговлю, политику, власть, насаждал фашизм, растлевал морально людей. Его тлетворное влияние показано на примере судьбы простой девушки Ирины. Она мечтала о трудовой жизни, о врачебной деятельности. Но, встретившись и соединив свою судьбу с Борисом Моревым, для которого нет ничего святого, она докатывается до полного бесчестья и предательства.

С победой народной власти на первый план в литературе выдвигается тема строительства новой Болгарии. Одним из первых разрабатывал эту тему в книге «Перевал молодежи» Г. Караславов. В ней рассказывалось о трудовых подвигах молодежи, о возникновении нового, социалистического отношения к труду, к людям.

О первых шагах организации коллективного труда крестьян на селе рассказал Стоян Даскалов в романе «Своя земля» (1952). Особенно живо процесс кооперирования болгарского крестьянства отображен в романе А. Гуляшки «МТ станция». События романа развиваются в житнице Болгарии—* Добрудже. Это высший этап кооперирования крестьянства — механизация сельского хозяйства, социалистическая перестройка деревни. Писатель показывает роль Коммунистической партии Болгарии в этих сложных процессах. Удача писателя — создание образов агронома Павлова, секретаря парторганизации Илии, токаря Марина и др. Писателю удалось осветить не только профессиональную или общественную деятельность своих героев, но и глубоко проникнуть в их характеры, чувства и настроения, показать их в быту, на фоне чудесных пейзажей Добруджи.

Интересен роман Ивана Мартинова «Шахтеры». В нем отражен процесс индустриализации страны, рост рабочего класса, опоэтизирована профессия рабочего-горняка.

В романах К. Каляева «Семья ткачей» и А. Гуляшки «Семь дней нашей жизни» глубоко разрабатываются проблемы новой морали, возникающей на основе коренных преобразований общества.

Растет художественное мастерство писателей. В последнее время особенно заметно их стремление проникнуть в существенные явления жизни, глубоко показать характеры людей, создать запоминающиеся и волнующие образы, изобразить широкую панораму жизни болгарского народа.

Во время шумных ревизионистских атак 1956—1957 гг., которые имели место в ряде стран, в Болгарии также проходила дискуссия по кардинальным проблемам развития литературы, метода социалистического реализма, понимания принципа партийности литературы. Однако в Болгарии, где современная литература выросла на традициях прогрессивной демократической и революционной литературы прошлого, не было сколько-нибудь заметных ревизионистских выступлений. Болгарские писатели продемонстрировали свое идейное единство, тесную связь с народом и преда"нность высоким коммунистическим идеалам.

В связи с пятнадцатилетней годовщиной со дня освобождения Болгарии от фашизма на специальной сессии Союза болгарских писателей были подведены итоги основным достижениям свободной болгарской литературы за 15 лет. Премиями имени Димитрова были отмечены писатели: Г. Караславов — за роман «Обыкновенные люди» (о рабочем и социалистическом движении в Болгарии), Д. Талев — за трилогию «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день», Д. Ангелов — за роман «На жизнь и смерть», А. Гуляшка — за роман «Безоблачно», С. Дичев—за роман «За свободу», Н. Фуранджиев — за сборник стихов «Я ходил по твоим путям» и В. Ханчев — за сборник «Стихи в колчане».

Написан ряд современных пьес, большинство которых посвящено темам революционно-освободительного движения и борьбе Болгарской коммунистической партии и народа за построение социализма и становление новой, социалистической морали (пьесы О. Васильева, К. Зидарова, К. Кюлявкова). Драматургия привлекла к себе ряд поэтов (И. Пейчева, И. Ра-доева, В. Петрова), создающих «лирические драмы». Успешно развивается в Болгарии и публицистическая и интеллектуальнофилософская драма, создателями которой являются Н. Русев, Г. Джагаров, Л. Стрелков и др.

Только в условиях народно-демократического строя стал возможным такой могучий рост новой болгарской литературы. Еще большие перспективы открываются ей в будущем.

9 сентября 1944 г. положило начало новой эпохе в истории болгарского народа, в его культуре и искусстве.

В литературе Болгарии появляются произведения совершенно нового содержания, осмысляются проЦессы недавнего прошлого и современной жизни народа. В прозе и стихах виднейших болгарских писателей раскрывается героизм народа, его участие в партизанском движении в годы второй мировой войны. Темой романов и повестей становятся революционные традиции, борьба рабочего класса против фашистского режима. В центре внимания писателей человек сегодняшнего дня, активно участвующий в общественной жизни страны, в строительстве города и деревни. Он стремится осмыслить не только социальные, но и нравственные перемены. Мир мыслей и чувств героя богат - от пафоса космических свершений до тончайших лирических движений души.

В прозе наряду с жанром социального и бытового романа, в котором работают такие писатели, как Д. Димов (р. 1909), Г. Караславов (р. 1904), А. Гуляшки (р. 1914), П. Вежинов (р. 1914), появляются и жанры научно-фантастического и детективного романа (П. Вежинов, А. Гуляшки). Произведения всех этих писателей хорошо известны в Советском Союзе. В поэзии расцветает жанр гражданской лирики. Большой известностью пользуются произведения X. Радевского (р. 1903), М. Исаева (р. 1907), П. Матева (р. 1925), Г. Джагарова (р. 1925). Философская лирика представлена творчеством крупнейшего болгарского поэта В. Ханчева (1919 - 1966). Его стихи переведены почти на все европейские языки, а советскому читателю хорошо знаком «Избранные стихотворения». В жанре философской лирики работает и поэт А. Далчев (р. 1904), стихи которого также хорошо знакомы советским читателям.

Расцвет современной болгарской поэзии неразрывно связан с именами таких поэтесс как Д. Габе, Е. Багряны, Л. Стефановой. Знаменательно, что почти все крупные писатели Болгарии принимают участие в создании литературы для детей.

Отличительная черта болгарской детской литературы - это звучание в полный голос героической темы - . темы борьбы за свободу Болгарии, имеющей глубокие исторические традиции в болгарской литературе вообще.

В повести «Орлиный камень» взволнованно рассказывается о любви к Родине и гражданском долге. Эту написал еще до сентябрьской революции, в 1939 г., крупнейший современный болгарский писатель Георги Караславов.

Но если в «Орлином камне» народно-освободительная борьба горцев показана несколько условно, то другая повесть Георги Караславова - «Ленко» (1949) - посвящена борьбе за освобождение от фашизма и против монархии в Болгарии.

Весьма своеобразно героическая тема решена в повести Анастаса Стоянова «Жил-был мальчик...». В основу повести положены реальные исторические события в Болгарии - сентябрьское восстание 1923 г. и движение Сопротивления в годы второй мировой войны. В этой новаторской для болгарской детской литературы книге отчетливо прослеживается традиция гайдаровского «Мальчиша-Кибальчиша».

Отрывки из произведений болгарских писателей о вожде болгарского народа, крупнейшем деятеле международного коммунистического движения собраны в большом сборнике « о Георгии Димитрове», представляющем собой своеобразную беллетризованную биографию этого замечательного трибуна и борца.

Одна из главных тем болгарской детской литературы - тема современной жизни и огромного мира, который окружает современных детей. Разумеется, эта тема решается писателями по-разному. Здесь стоит упомянуть книгу Георгия Струмского «Наско-Почемучка». На первый взгляд герой этой повести Наско - привычный персонаж для детской повести. Одиннадцатилетний мальчишка, школьник, пионер, живущий в современном болгарском селе. Обыкновенный парнишка, взятый из жизни, обаятельный и естественный. Но в нем есть черта, подсмотренная писателем в сегодняшних детях 70-х годов, - это необыкновенная пытливость, страсть к знаниям, огромная склонность к фантазии.

Еще одну грань темы современности раскрывает сборник избранных произведений молодых болгарских писателей «Играют на улице дети». Рассказы и повести писателей этого сборника: Георгия Данаилова, Кольо Николова, Станислава Стратиева и Симеона Янева - объединены в этой книге не случайно. Пристальное внимание писателей обращено к психологии современного подростка, к нравственным проблемам, стоящим перед ним. Рассказ ведется свободно, в форме лирического монолога.

Углубленное внимание к процессу духовного возмужания подростка, к формированию его нравственных идеалов - вот то новое, что отличает болгарскую прозу для детей и юношества. Характерна в этом плане входящая в сборник «Играют на улице дети» повесть Симеона Янева «Прежде чем выйти на ринг», где героя прослеживается с самого раннего возраста до юношеских лет. В основе сюжета - становление характера мальчика, и внешние события повести даны как проявление этого характера. Композиционно повесть делится на три части, соответствующие «узловым моментам» развития личности героя. Первая часть - «Игры» - посвящена раннему детству, когда у героя только формируется представление о мире. Вторая часть - «Летние каникулы» - переходный возраст подростка, когда он мучительно ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. И наконец, третья часть - «Предчувствие», - где герой - юноша, готовый вступить в жизнь. Еще одна характерная черта молодой болгарской прозы 70-х годов - романтическое восприятие действительности, исполненное благородства и нетерпимости к злу. Одно из самых отличительных свойств современной болгарской литературы для детей и юношества - это имеющая глубокую традицию любовь к родному краю, романтическая поэтизация природы Болгарии.

И здесь прежде всего нужно сказать о крупнейшем современном писателе Болгарии Емилиане Станеве (р. 1907). Глубочайший мастер родного пейзажа, Е. Станев в своих повестях о животных «Чернушка», «Январское гнездо» показывает детям и исполинский образ Балканских гор, и нежную прелесть родных полей. Язык произведений Станева высоко поэтичен.

Бмилиан Станев видит великую задачу писателя в воспитании в детях любви к родной природе и очень требовательно относится к творчеству для детей. «Только та детская книга хороша, - пишет он, - которая способствует развитию богатого мира ребенка и будит его ум, как весенний ветер будит почки на деревьях и цветах».

Значительное место в болгарской литературе для детей занимает детская поэзия. Именно она имеет глубокие и давние корни в болгарском фольклоре, столь богатом побасенками, песнями, считалками, песенками о природе. Яркие образы фольклора вдохновляли творчество одного из родоначальников детской поэзии - Блина Пелина (Димитра Иванова, 1877 - 1949). Он часто использует прием персонификации, показывая своих героев - птиц, животных, поставленных как бы в человеческие отношения между собой. Тяготеет к фольклору и рифмованная проза Рана Босилека (Генчо Станчев-Негенцов, 1886 - 1958). Веселые «Письма Бедокура Шутнику» рассказывают об играх и добрых делах озорной детской дружины Бедокура. Рифмованные сказки Рана Босилека разрабатывают сюжеты болгарского фольклора.

Неся большую воспитательную нагрузку, болгарская детская поэзия порой переходит от приемов юмора к сатире. И в области современной сатиры у детской поэзии есть свои достижения. Особенно показательно в этом плане творчество известного болгарского поэта Асена Босева (р. 1913), большого мастера сатирической детской поэзии. Хорошо известна его поэма «Мими». Обращаясь к юмору и насмешке, поэт ведет борьбу с пережитками буржуазной морали, отравляющей детское сознание. Стихи Асена Босева просты по замыслу и понятны детям. Они подготавливают ребят к критическому восприятию жизни, обращают внимание на то, что могло бы остаться не замеченным ими. Например, в сказке «Веселые жнецы» прославляется труд, высмеиваются лентяи, рассказывается о том пути, который проходит хлеб от зерна, брошенного в землю, до магазина.

Обращение к вопросам, с которыми ребята сталкиваются в окружающей жизни, - одна из главных особенностей творчества Асена Босева.

Современную болгарскую литературу для детей характеризует высокая гражданственность, постановка острых нравственных проблем, большое разнообразие жанров.

Если домашнее задание на тему: » Современная литература Болгарии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Первая его книга для детей «Маленький Бобеш» была написана в 1930-1934 годах. В основу повести легли воспоминания о собственном детстве, 1. Котлован великой утопии (социально-историческая и философская проблематика повести А. Платонова «Котлован»). 2. Испытание настоящего: изображение исторических преобразований в повести А. 1. Смысл названия повести «Собачье сердце». 2. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце». 3. Художественное своеобразие повести «Собачье сердце». 4. «Великие преобразователи природы»

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Развитие болгарской литературы прерывалось периодами застоя, самый большой из которых длился 4 века.

Часто самыми известными представителями болгарской литературы были апостолы, проповедники свободы, революционеры, воевавшие за свободу своей родины ценой собственной жизни. В Болгарии понятие культуры неотделимо от национальной самобытности.

Свое начало литература ведет со средневековья. Недавно праздновался одиннадцатитысячный юбилей глаголицы, которая послужила для перевода Евангелия на славянский язык. В 863 году Константин - философ, позднее духовник со светским именем Кирилл, получил задание от византийских властей распространить в Моравии священные книги - текеты на их родном языке. В 869 году, после смерти Кирилла, его брат Мефодий продолжал его дело.

Азбука, названная именем Кирилла, позднее переделывается в глаголицу. Эта азбука по сей день используется болгарами, русскими, восточными славянами, сербами.

Колыбелью болгарской литературы являются произведения религиозного характера, в которых авторы стараются проповедовать независимость Болгарии от Византии.

Именно это нашло отражение в произведениях Климента Охридского, Константина Преславского и Черноризца Храброго.

Они проповедуют антигреческую политику, проводимую царем Симеоном, который будучи очень образованным, мечтал, чтобы болгарская культура вырвалась из греческих рамок и догм.

В это время появляются книги, описывающие жизнь святых, легенды с двояким смыслом и книги, тесно связанные с развитием еретического движения, которые собирают одинаковомыслящих и воюют против привилегий феодалов и высшего духовенства.

Естественно, что во время длительного византийского господства (1018 - 1186 гг.) литературное творчество перетерпело застой. Но во время Второго болгарского царства (1186 -1396 гг.) следует отметить произведения Теодосия Тырновского и его воспитанников.

Евтимий Тырновский описывает жизнь Ивана Рильского, Святой Петки. Его ученик Григорий пишет произведение, восхваляющее Евтимия. Нужно сказать, что и ненаписанное слово играет свою роль как единственное возможное средство выражения во время тяжелого османского ига. Народные песни, предания, рассказы и легенды являются для народа отдушиной, подтверждением неумолимой его жажды и любви к свободе и ненависти к поработителям.

Период возрождения начинается лишь в XVIII веке, когда наконец, вся Европа охвачена новыми веяниями.

Произведением монаха Паисия открывается новая страница в движении за свободу, независимость и национальное самосознание. Это славяне - болгарская история. Она написана в 1762 году, а отпечатана лишь в 1844 году, но до тех пор было нелегально распространено много рукописных копий, а с ними и идеи автора, проникнутых родолюбием и непреклонностью перед поработителями и греческим влиянием. Паисий создал свою школу.

В 1806 году выходит первое печатное болгарское произведение - Еженедельник Софрония Врачанского, он проповедует те же идеи и помогает подчеркнуть стремление болгарской литературы, долгое время угнетенный греческими церковными догмами и канонами, к независимости.

В 1829 году публикуется книга украинского автора Юрия Венемина о болгарах, об их истории, начиная с древности.

Вдохновленный этой книгой и идеями великого болгарского учителя Даскала Петра Берона, Василий Априлов в 1835 году создает Габровскую гимназию, первое учебное заведение с преподаванием на болгарском языке. В этой гимназии долгие годы преподает Неофит Рильский, создатель первой болгарской грамматики. Он формирует группу квалифицированных педагогов.

Неофит Возвели прославил себя как "монах с острым пером". За свою дерзость был заключен в тюрьму, где и умер в 1848 году.

В середине XIX века борьба за самостоятельную церковь достигает своего пика. Тогда появляются первые периодические издания на болгарском языке. Газеты и журналы опубликуются под руководством Христо Данова, вдохновленного издателя и мецената, который открывает книжные магазины в Солуне и в Плов диве. Создаются благоприятные условия для опубликования народных идей. Эти идеи высказывают Георгий Раковски (1821 -1867 гг.). В 1858 году в его сочинении "Лесной путник" впервые почувствовалось веяние протеста. Революционные песни Добри Чинтолов (1822 - 1886 гг.) вселяют дух сопротивления. Первый талантливый поэт Петко Славейков (1827 - 1895гг.) доказывает себя и как публицист, и как педагог. Благодаря своему разностороннему таланту он проявляет себя во всех жанрах болгарской литературы.

Любен Каравелов (1835 -1879 гг) и Христо Ботев (1848 -1876 гг.), пламенные революционеры, сыграли большую роль в развитии болгарской прозы и поэзии.

Христо Ботев, воспевший жажду свободы, в своих стихах предсказывает свою собственную героическую смерть в бою за свою родину.

Без сомнения, самое великое имя в болгарской литературе - это Иван Вазов (1850 - 1921 гг.). Его роман "Под игом" (1890 г) является шедевром. В нем он описывает жизнь и борьбу болгарского народа против турецких поработителей. И другие его произведения рассказывают о борьбе за независимость и свободу. "Эпопея забытых" (1881 г) - цикл эпичных поем посвященные памяти героев, павших за национальную независимость. Классик болгарской литературы Иван Вазов пишет во всех жанрах: исторической драме, поэзии, прозе и публицистике.

Писатели Стоян Михайловский, Тодор Влайков, Антон Страшимиров, Елин Пелин воспевают болгарский народ и реалистически дают образ быта и культуры тех времен.

Поэзия в этот период представлена рядом талантливых имен. Пенчо Славейков (1866 - 1912гг.) - поэт, воспевающий борьбу болгарского народа против турецких поработителей. Пеьо Яворов (1877 -1914 гг.) - поэт угнетенных крестьян, показал себя также и в драматургии. Одной из лучших его пьес является "В полях Витоши". Димчо Дебелянов (1887 - 1916 гг.) - лирический поэт.

Новые течения в болгарской литературе продиктованы символизмом и западноевропейской литературой. Гео Милев - творец большого таланта в переводах и лирической поэзии. Убит в 1925 году.

Комедии Ст.Л. Костова и рассказы Ангела Каралийчева раскрывают социальные проблемы и остро критикуют пороки тогдашней буржуазии.

Самыми известными авторами в период между двумя мировыми войнами являются так называемые поэты - революционеры. Христо Смирненски (1898 - 1925 гг.) - создатель социалистического реализма в болгарской литературе, имеющий плеяду последователей.

Никола Вапцаров (1909 -1942 гг.) - один из самых ярких представителей пролетарской литературы. Его поэтический сборник издан в 1940 году. Растрелянный в 1942 году, он посвятил свою жизнь и творчество идеалам свободы. В 1952 году Никола Вапцаров посмертно получил награду Международного Союза Мира. Нужно отметить еще творчество писателей Дмитрия Димова и его роман "Табак," Георгия Караславова, Дмитрия Талева и других. Болгарские произведения переведены на 23 иностранных языках и известны во всех континентах мира.

Туристический путеводитель

Мне прислали стихотворение...похоже,что оно на болгарском...но написали на русском языке...женское любопытство -о чём же это послание:боли как боли дэ мэ моюшки вэчку си де зварщи я макагда ты простя.боли как боли дэ мэ моюшки сэчку фи погоды.я макагда ты простя-боли
02.08.08 елена


Chernorizec hrabar eto balgarskii pisatel i car naverna Simeon veliki.A makedonski ludi eto toje balgarski.Q is balgarii i mne nravetsq o4en mnogo balgarskom istorii.
27.09.06 dimitar\dmitrii

"Азбука, названная именем Кирилла, позднее переделывается в глаголицу. Эта азбука по сей день используется болгарами, русскими, восточными славянами, сербами".
... Это как это "переделывается в глаголицу"? Кирилл и Мефодий создали (или переделали славянскую азбуку) именно глаголицу, а вот кириллица - дело рук их учеников. Предполагают, что Климента Охридского.
Да и Черноризец Храбр, упоминаемый далее, писатель не болгарский, а македонский.
30.07.05 , [email protected] Фея

Болгарская литература - самая древняя из славянских литератур. Устная, так называемая народная, болгарская словесность представляет собою продукт сложного влияния национальных элементов, как и сама болгарская национальность, которая есть сложный продукт тюрко-славянского смешения. Еще не установлены пути экономического, политического и культурного влияния в эпоху VIII-X вв.; так же не установлен ряд исторических событий. - Вот почему нелегко открыть пути, по которым переходили идеи и формы поэтического творчества болгар. Однако это не означает, что национальная стихия исключительно господствует в творчестве болгарских писателей. Очень много идей и форм в народном поэтическом творчестве Болгарии было заимствовано у чужих народов. Народное поэтическое творчество Болгарии ограничивалось лирикой и эпосом. Болгарская народная лирика отличается богатством, глубиной и нежностью чувства. Она охватывает: 1. обрядные песни, 2. любовные песни и 3. элегии. Исследования болгарского фольклора доказывают, что содержание обрядных песен связано с первобытной религией болгар. Самое характерное в них то, что они проникнуты утилитарным духом, представляют собою обыкновенные молитвы о хлебе, здоровьи, богатстве и т. д. Любовная лирическая песня болгарского народа обаятельна. Любовное чувство в ней не противоречит реальности, трезво ее отражает и лишь очень редко этот реализм доходит до банальности. Тяжелая жизнь за время турецкого рабства нашла свое отражение в прекрасных народных элегиях; лучшие из них: «Гроба на Бояна», «Булка варви, булка варви», «Пиле писна». Болгарский эпос делится на: героический, исторический и бытовой. Героический эпос начинается с XV века - эпохи, когда отстаивали болгарскую независимость от турецкого завоевания: крали - Марко, Секула Детенце, Янкул и Момгил; воеводы: Дайчин-воевода, Дете Голомеше. - Вот герои, которых воспевал болгарский народ. Характерно, что болгарский народ в своем поэтическом творчестве обходит молчанием таких царей, как Борис и Симеон, в то время как другие народы Балканского полуострова в своем героическом эпосе изображают выдающихся представителей царских родов. Это объясняется глубокими следами, которые оставило в культуре болгарского народа учение богомилов. Богомильство было истолковано как «церковная ересь», между тем как в действительности это была неорганизованная пропаганда среди трудовых слоев болгарского (и даже балканского вообще) населения, призывающая к свержению владык, государственной власти, власти церкви и правящих сословий. Это было анархическое течение, революционизировавшее гл. обр. крестьянство. На развитие народного песнотворчества и устной словесности богомильство и борьба с ним оказали огромное влияние. К героическому эпосу относится и эпос гайдуков (хайдути). Гайдуки являются продуктом более поздней эпохи, периода национальной борьбы болгар в XIX в. Это - сильные личности, ведущие борьбу против турецкой власти, против фанариотов и притеснителей народа болгарского происхождения. В эпосе гайдуков воспевались исторические деятели, одаренные мифически-героическими чертами. Более выдающимися эпическими личностями из гайдуков являются: Страхил-воевода, Стоян, Ненчо, Татунго, Чавдар и т. д. Содержанием исторического эпоса является борьба последнего болгарского царя Ивана Шишмана против турок. Бытовой эпос охватывает все области обыденной жизни болгарина. Центральное место занимают отношения женщины к мужу и свекрови. Немалое значение имеют народная легенда и сказка - фантастическая и бытовая. Легенды были созданы богомильством. По содержанию они являются странным сочетанием философской и «еретической» мысли и стремятся объяснить темные места в Евангелии. По форме и стилю они напоминают апокрифы (см.).

Древняя литература

Б. Л. зародилась в связи с стремлением государства обратить в христианство язычников болгар. Во второй половине IX в. политическое положение Болгарии было критическим. Находясь в соседстве с великой Византийский империей, на пути, ведущем из Зап. Европы к Востоку, она была объектом постоянных нападений и завоеваний. Ее существованию угрожали как Византийская империя, так и Паннония. При этом голод, постигший страну в IX в., еще больше ухудшил ее экономическое положение. Родовая аристократия оторвалась от народа. Подражая византийским вельможам, она жила в роскоши и довольстве, а народные массы бедствовали. Одна часть ханства, которая слилась с болгарской аристократией славянского происхождения, приняла христианство. Другая вместе с большинством народа отстаивала старые языческие верования. Чтобы спасти свою власть и государство, царь Болгарии Борис принужден был насильственно окрестить болгарский народ (райя). Акт крещения был встречен со стороны ханства бунтом, который был подавлен. После этого перед царем Борисом стояла очень сложная задача - удовлетворить умственные запросы народных масс. Решить ее помогли ему не только византийский император и патриарх, но и те его подданные славянского и болгарского происхождения, которые уже успели сделаться носителями византийской образованности. Началась усиленная лит-ая деятельность; она выражалась в переводах с греческого на славянский яз. священных и церковно-служебных книг. Кроме Евангелия, Деяний апостолов и их толкований, были переведены еще псалтырь, миней, апокалипсис и ряд творений святых отцов. Более выдающимися литературными памятниками древнего периода Б. Л., заканчивающегося в 1393, и среднего периода, длившегося до появления книги Паисия, являются следующие: «Зографское и Марийское евангелия», «Саввина книга» и «Супрасалский сборник». От св. Климента сохранились: «Житие святых Кирилла и Мефодия», «Синайский требник» и «Похвальное слово святому Кириллу»; от Ионы Екзарха: «Небеса», «Шестоднев»; от Черноризца Храброго: «Защита болгарской письменности», «Презвитер Козма», «Беседа против богомилов»; от неизвестных авторов - жития всевозможных святых и много апокрифов. Из повестей дошли: «Троянская повесть», «Александр Великий», «Валаам и Иосафат»; из хроник: «Хроника Метафраста» и «Летопись Георгия Амартола». Особой литературной отраслью стали сборники поучений и житийных повестей, в первоначальной редакции связанные с греческим епископом Дамаскиным Студитом, а в дальнейшем обросшие иным материалом, но все же сохранившие название «дамаскинов».

От среднеболгарского периода остались: «Синодик Бориса», «Добромирское евангелие», «Охридский апостол», «Рассказы Эзопа» и многочисленные жития святых и написанные патриархом Ефтимием Тирновским: «Житие святого Николы Софийского», «Абагар», «Копривщенский Дамаскин» и т. д. Продукция этой переводной литературы настолько усилилась, что Болгария стала снабжать этой литературой другие славянские страны.

В эпоху турецкого ига Болгария не проявила в отношении развития литературы никаких признаков жизни: факт, который говорит очень много о характере этого ига, о низком политическом уровне народных масс, об их отсталости. Вначале XVIII в., в связи с национальным пробуждением болгар, лит-ая жизнь крепнет.

Новая болгарская литература

Новая болгарская литература связана с периодом политического ренессанса Болгарии. Эпоха национального возрождения, национально-революционной, освободительной борьбы имеет свою литературу. Она начинается книгой монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского (1762) - «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских». Эта книга сыграла огромную культурную роль в жизни болгарской нации. Характер этой литературы в ее дальнейшем развитии был гл. обр. пропагандистско-публицистический. Писатели XVIII в. изображали жизнь болгарских народных масс под политическим и экономическим игом турок и под духовным игом фанариотов и болгар-ренегатов. Эту жизнь они изображали мрачными красками в несколько романтическом тоне. Они призывали народные массы к восстанию против угнетателей. Чем больше разгоралась национальная борьба, тем больше эта литература теряла свой романтическо-сентиментальный тон и приобретала тон революционного реализма. Со второй половины XIX в. она развивается под господствующим влиянием русской литературы, в связи с национально-политическими чаяниями болгарской буржуазии, ориентировавшейся на Петербург. Самыми характерными представителями этой эпохи являются: Славейков Петко (см.) (1827–1895), Каравелов Любен (см.) (1837–1879) и Ботев Христо (см.) (1847–1876). Эти писатели и поэты, которые были в то же время политическими деятелями и революционерами, завещали новейшей Б. Л. боевые мотивы. Они подчиняли поэзию задачам освободительного движения болгарского народа, их творчество было проникнуто непреодолимой ненавистью ко всем угнетателям. Наиболее характерна в этом отношении поэзия Ботева; она представляет собой сплошной бунт против экономического и политического рабства. В ней доминирует элемент социальный над национальным. Мотивы поэзии Ботева мы встречаем на всем протяжении развития Б. Л. после освободительной войны. В истории новейшей Б. Л. борются две тенденции: одна - искусство должно служить народу; другая - искусство должно быть чистым искусством, т. е. фактически - служить турецкой и болгарской буржуазии. В период, близкий к освободительной войне, почти все поэты и писатели в начале своего творчества являются носителями первой тенденции. Не составляет исключения и Иван Вазов (см.) (1851–1922). Но если творчество Ботева - революционный призыв к борьбе, то творчество Вазова полно примиренческих тенденций. Типичный представитель мелкой буржуазии, Вазов рано порвал с революцией, с своим деклассированным и интеллигентским идеализмом. Он - поэт внешнего. Внутренние процессы жизни ему были недоступны. Вазов не смог понять установки радикальной, социалистической и анархической интеллигенции, относился враждебно к ней и после войны 1914–1918 открыто перешел на сторону врагов социалистического движения. Во время войны он проявил себя шовинистом, склонным впрочем к руссофильству до 1917. Единственное, что связывает его с социалистической интеллигенцией, это его давнишнее прошлое, плодом которого является «Эпопея забытых»: в ней он воспевает легендарных уже революционеров: Левского, Раковского, Бенковского, Ботева и др.

Развивающаяся капиталистическая действительность воспринималась мелкобуржуазной интеллигенцией, крестьянством и рабочими или через призму народничества, или через призму социализма. Народничество - течение, которое в Болгарии характеризовалось идеализацией докапиталистической формы хозяйства, дало своих представителей в литературе в лице Тодора Влайкова-Веселина, А. Страшимирова и П. Тодорова (во второй период его творчества). Второе течение, продолжившее традиции Ботева, представляют в литературе Д. Полянов (который и по сию пору остается болгарским Демьяном Бедным), Андрейчин, Христов, Чворов и Петко Тодоров (в первый период их творчества). Начало деятельности этих писателей совпадает с усилением рабочего движения, с созданием рабочей партии. Петко Тодоров накануне своей смерти выражал уже в своем творчестве идеологию крупной буржуазии. Из его произведений больше известны идиллии, где он рисует действительность, которой капитализм еще не коснулся. Иван Андрейчин прошел через французский декаданс, чтобы закончить жизнь на поприще учителя и потерять свой сочный талант. Развертывающаяся буржуазная действительность, отличающаяся своим блеском, но бессодержательная, опьяняющая и подкупающая открывшейся для интеллигенции возможностью быть на содержании буржуазии, бросающей ей (этой интеллигенции) крохи своей прибавочной стоимости, - все это повлияло на творчество Кирилла Христова, Яворова и целого ряда молодых поэтов и писателей - их последователей. И они от буржуазного анархо-индивидуализма спустились в пропасть символизма и декадентства, чтобы закончить свои творческие пути: Кирилл Христов - тупым и озлобленным шовинизмом, а Яворов - самоубийством. Фаланга поэтов, следующих за ними, воспевает пустоту и бессмыслие буржуазной жизни. Более выдающиеся из них: Троянов, Н. Лилиев, Кремен, Рачев, Н. Райнов и др. Родоначальник их школы, отражающей жизнь буржуазии в литературе, - Пенчо Словейков, сын Петко Словейкова. Но если у него был бесспорно талант, оплодотворенный поэзией Гёте и Гейне, то этим не отличались его последователи. Школа Пенчо Словейкова разнится от школы Вазова многообразием мотивов внутреннего характера и формой, отражающей это содержание. Творчество Пенчо Словейкова отражает высший этап в развитии буржуазии, который характеризуется уже богатством культуры. Переход от мелкохозяйственных к капиталистическим формам производства изобразил в своих произведениях Алеко Константинов (1863–1897). Его «Бай-Ганио» в литературной и культурной истории Болгарии занимает такое же место, как «Мертвые души» Гоголя в русской литературе. С иронией, свойственной его таланту и переходящей часто в сарказм, Алеко Константинов рисует в «Бай-Ганио» нарождающуюся новую буржуазию. Его художественное творчество было сильным оружием в руках политической партии, к которой он принадлежал, выступающей против ростовщиков и капиталистов. Этого не могли простить Алеко Константинову реакционеры-народники, - нынешний оплот реакции и фашизма в Болгарии: они его убили. Особое место в Б. Л. занимает Стоян Михайловский (1851–) - сатирик. Линия его политического развития идет от одной крайности к другой. Своим сарказмом он бьет то по буржуазии, то по рабочему классу, чтобы закончить затем свою жизнь идеологом фашизма. Буйный рост рабочего движения, поднявшегося после войны 1914–1918 до небывалой высоты, получил свое выражение в поэзии Христо Смирненского - родоначальника пролетарской поэзии. Он развивает мотивы поэзии Ботева в обстановке болгарской действительности после мировой войны. Пафос его поэзии - безграничная любовь к русской революции и непреодолимое желание итти по ее пути. Центральным мотивом его поэзии является буря - символ революции. Россия - надежда угнетенного человечества, страна «красных эскадронов», которые несут бодрость всему человечеству, - «страна северного Спартака». Призыв к борьбе, революция и СССР - вот мотивы пролетарской поэзии в Болгарии. Кроме Смирненского эти мотивы составляют содержание творчества Поляно Расцветникова, Чагановского, Кюлявкова и др. Смирненский не дождался «праздника» своих братьев - освобождения пролетариата от ига капитала. В июне 1923 он умер от чахотки в расцвете своих творческих сил, в момент обострения классовой борьбы, когда соотношение политических сил в стране переменилось. Буржуазные партии подготовляли переворот, чтобы взять власть в свои руки. Началось капиталистическое наступление, сопровождавшееся неслыханным белым террором. Этот момент в литературной жизни Болгарии характеризуется стремлением известных пролетарских поэтов, писателей и критиков (Расцветникова, Карамийчева, Г. Цанева и др.) подняться до «общечеловеческого» в искусстве, заговорить о «чистом искусстве» и расширить мотивы пролетарской поэзии. Выраженный на яз. политики, этот литературный факт означал измену идеям рабочих и крестьянских масс Болгарии. Логическим концом было полное ренегатство этих литераторов, проявившееся впоследствии и в политической жизни. Июньские события 1923 привели к крутому повороту в экономическом и политическом развитии Болгарии и в развитии ее компартии. Быстрое изменение политического положения продиктовало такое же изменение политических лозунгов, быструю смену старого курса партии новым. Этот курс привел БКП к сентябрьскому восстанию. Сентябрьское восстание, героизм восставшего народа, зверская месть буржуазии при разгроме восстания - имеют тоже свою поэзию - сентябрьскую. Это восстание, близкое нам по времени, но ставшее уже легендарным, имеет свою эпопею - мощную поэму Гео Милева - «Сентябрь». В момент бешеной реакции Гео Милев имел дерзость сказать то, чего никто не дерзнул сказать. За эту дерзость он поплатился жизнью. Кризис партии после поражения сентябрьского восстания отозвался на пролетарских поэтах. Стихи и рассказы той части писателей, которые начали свое отступление еще перед сентябрьским восстанием, имеют несомненно художественную ценность, но им нехватает бодрого боевого чувства, которое, спустя два месяца после сентябрьского поражения восстания, снова ожило в рядах революционеров. Эти произведения дышат сентиментальным романтизмом, душевной подавленностью и лишены революционной перспективы; они явились гранью, отделившей их авторов от революционного движения и компартии.

Список литературы

Кръстев К., д-р, Етюды и критики (Этюды и критика), София, 1894

Благоев Д., Обществено-литературни въпроси (Общественно-литературные вопросы), София, 1903

Ключаров Ив., Героическото в българската народна песни (Героическое в болгарской народной песне), «Литературен Алманах», ч. III, София, 1911

Пенев Б., Българската литература (Болгарская литература), Курс лекций в Софийском университете, 1913–1914

Бакалов Г., Българската литература и социализма (Б. Л. и социализм), 2-е изд., София, 1919

Ангелов Б. и Арнаудов М., История на българската литература (История Б. Л.), чч. I и II, София, 1923–1925.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.