Рассказ а франс служебная карьера. Ранние романы: рождение прозаика

(80 лет)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции . Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж , в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

    С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы .

    Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г . Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен .

    Общественная деятельность

    В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса . Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя .

    С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

    Творчество

    Раннее творчество

    Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (фр.) русск. , опубликованный в 1881 году - сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

    В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (фр.) русск. (1893) - сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).

    В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (фр.) русск. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию ; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде - «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского . Роман «Таис» (фр.) русск. (1890) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой - написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

    Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

    Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству . Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте , служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая .

    Цитаты

    «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут».

    «Нет магии сильнее, чем магия слова».

    "Случай - это псевдоним бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем"

    Сочинения

    Современная история (L’Histoire contemporaine)

    • Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897).
    • Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899).
    • Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).

    Автобиографический цикл

    • Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885).
    • Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899).
    • Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918).
    • Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).

    Романы

    • Иокаста (Jocaste, 1879).
    • «Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879).
    • Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881).
    • Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882).
    • Граф Абель (Abeille, conte, 1883).
    • Таис (Thaïs, 1890).
    • Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892).
    • Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
    • Красная лилия (Le Lys rouge, 1894).
    • Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895).
    • Театральная история (Histoires comiques, 1903).
    • На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905).
    • Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908).
    • Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912).
    • Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).

    Сборники новелл

    • Валтасар (Balthasar, 1889).
    • Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892).
    • Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895).
    • Клио (Clio, 1900).
    • Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902).
    • Кренкебиль, Пютуа , Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901).
    • Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908).
    • Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).

    Драматургия

    • Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898).
    • Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908).
    • Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).

    Эссе

    • Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908).
    • Литературная жизнь (Critique littéraire).
    • Латинский гений (Le Génie latin, 1913).

    Поэзия

    • Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873).
    • Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).

    Издание сочинений в русском переводе

    А натоль Франс - один из крупнейших французских писателей конца XIX - начала XX века. В своих произведениях он критиковал устои современного ему общества, с мастерством психолога рассматривал отношения между людьми, анализировал особенности и слабости человеческой натуры. За свое творчество он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1921 году. Самыми известными романами Франса стали «Преступление Сильвестра Бонара» , «Боги жаждут» , «Восстание ангелов» и «Остров пингвинов».

    Мы отобрали из них 10 цитат:

    В каждой перемене, даже самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаемся, - часть нас самих. («Преступление Сильвестра Бонара»)

    Мы судим поступки людей, исходя из того, доставляют ли они нам удовольствие или причиняют огорчение. («Восстание ангелов»)

    Неведение - условие, необходимое для человеческого счастья, и надо признать, что чаще всего люди удовлетворяются им. О самих себе мы не знаем почти ничего, о наших ближних - ничего. Неведение обеспечивает нам спокойствие, а ложь - счастье. («Боги жаждут»)

    Горе не в том, что жизнь затягивается, а в том, что видишь, как все вокруг тебя уходит. Мать, жену, друзей, детей - эти божественные сокровища - природа создает и разрушает с мрачным безразличием; в конечном счете оказывается, что мы любили, мы обнимали только тени. («Преступление Сильвестра Бонара»)

    Богатых приходится жалеть: блага жизни их только окружают, но не затрагивают их глубоко, - внутри себя они бедны и наги. Нищета богатых достойна жалости. («Преступление Сильвестра Бонара»)

    Если богатство и цивилизация несут с собою столько же поводов к войнам, как бедность и варварство, если безумие и злоба человеческие неизлечимы, то остается сделать только одно доброе дело. Мудрец должен запастись динамитом, чтобы взорвать эту планету. Когда она разлетится на куски в пространстве, мир неприметно улучшится и удовлетворена будет мировая совесть, каковая, впрочем, не существует. («Остров пингвинов»)

    Католики стали истреблять протестантов, протестанты стали истреблять католиков - таковы были первые достижения свободной мысли. («Остров пингвинов»)

    Вследствие прогресса знаний становятся ненужными те самые работы, которые больше всего способствовали этому прогрессу. («Преступление Сильвестра Бонара»)

    Люди никогда не будут равны. Это невозможно, хотя бы вы всё в стране перевернули вверх дном: всегда будут люди знатные и безвестные, жирные и тощие. («Боги жаждут»)

    Эпикур сказал: либо бог хочет воспрепятствовать злу, но не может, либо он может, но не хочет, либо он не может и не хочет, либо, наконец, он хочет и может. Если он хочет, но не может, он бессилен; если он может, но не хочет, он жесток; если он не может и не хочет, он бессилен и жесток; если же он может и хочет, почему он этого не делает, отец мой? («Боги жаждут»)


    Анатоль Франс родился за четыре года до Французской революции 1848 г. и прожил восемь десятилетий, сотрясаемых политическими страстями, восстаниями, переворотами и войнами. Поэт, публицист, романист, сатирик, он был активной личностью, проявлявшей необыкновенную мощь ума и оригинальность натуры. Таким же было и его литературное творчество - страстным, саркастичным, органично соединявшимся с мечтательностью, поэтическим отношением к жизни.

    Анатоля Франса называли "писателем самым французским, самым парижским, самым изысканным". А Лев Толстой, отмечая его правдивый и сильный талант, говорил о нем: "Европа теперь не имеет настоящего художника-писателя, кроме Анатоля Франса".
    Анатоль Франс (настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо) родился 16 апреля 1844 г. в Париже в семье букиниста Франсуа Ноэля и Антуанетты Тибо.

    Свой псевдоним, уже будучи маститым писателем, Франс объяснял тем, что его отца, Франсуа Ноэля Тибо, происходившего из древнего рода анжуйских виноградарей, в этом краю всю жизнь называли Франсом.

    Анатоль вырос в атмосфере книг и профессионального интереса к печатному слову, сызмальства книжная лавка была для него "сокровищницей", как он писал позже в своих воспоминаниях. Уже в восемь лет маленький Анатоль составил сборничек нравоучительных афоризмов (для чего даже прочитал Ларошфуко) и назвал его "Новые христианские мысли и максимы". Сей труд он посвятил "дорогой мамочке", сопроводив его примечанием и обещанием издать эту книгу, когда вырастет.

    В католическом коллеже Св. Станислава Анатоль получил классическое образование, слегка окрашенное богословием. Почти все его товарищи по коллежу принадлежали к знатным или богатым семьям, и мальчик страдал от унижения. Возможно, поэтому он стал драчуном и насмешником, рано начал сочинять эпиграммы. Коллеж сделал будущего писателя бунтарем на всю жизнь, сформировав характер независимый, язвительный и довольно неуравновешенный.

    Литературное творчество привлекало Анатоля еще в детстве. Уже в 12 лет он наслаждался чтением Вергилия в подлиннике, подобно отцу, предпочитал исторические сочинения, а его настольной книгой в юношеские годы стал роман Сервантеса "Дон Кихот". В 1862 г. Анатоль окончил коллеж, но экзамены на бакалавра не выдержал, получив неудовлетворительные оценки по математике, химии и географии. Бакалавром Франс все же стал, повторно сдав экзамены в Сорбонне в 1864 г.

    К этому времени Франс был уже прилично зарабатывающим профессиональным критиком и редактором. Он сотрудничал в двух библиографических журналах, а кроме того, пробовал силы в искусстве стихосложения, критике, драматическом жанре. В 1873 г. вышла первая книга стихов Франса "Золотые поэмы", где воспевались природа, любовь, а рядом соседствовали размышления о жизни и смерти.
    В 1876 г. после десятилетнего ожидания Франс был включен в штат библиотеки Сената - к великому удовлетворению отца: наконец-то-у Анатоля появилось и положение, и стабильный заработок.

    В апреле 1877 г. Анатоль Франсуа Тибо женился. Это был традиционный буржуазный брак: невесте надо было выйти замуж, а жениху обрести семейное положение. Двадцатилетняя Мари-Валери де Совилл - дочь крупного чиновника министерства финансов - для сына букиниста и внука деревенского сапожника была партией завидной. Франс гордился родословной своей жены, восхищался ее робостью, молчаливостью. Правда, потом выяснилось, что молчаливость жены объясняется неверием в его талант писателя и презрением к этой профессии.

    Значительное приданое Валери пошло на обустройство особняка на улице вблизи Булонского леса. Здесь Франс начал много работать. В библиотеке Сената он прослыл нерадивым работником, но что касается литературного труда, то здесь писатель не отклонял ни одного предложения издателей, сотрудничая одновременно с пятью десятками журналов. Он редактировал классиков, писал многочисленные статьи - не только о литературе, но и об истории, политической экономии, археологии, палеонтологии, происхождении человека и т. п.
    В 1881 г. Франс стал отцом, у него родилась дочь Сюзанна, которую он нежно любил всю свою жизнь. В год рождения дочери вышла и первая книга Франса, в которой он нашел своего героя, Сильвестра Боннара, а вместе с ним и свой индивидуальный стиль. Книга "Преступление Сильвестра Боннара, Члена Института" получила премию Французской Академии. В решении Академии о премии было сказано: она присуждена "произведению изящному, выдающемуся, может быть, исключительному".

    В 1883 г. Франс стал постоянным хроникером в журнале "Иллюстрированный мир". Каждые две недели появляется его обозрение "Парижская хроника", охватывающее разные стороны французской жизни. С 1882 по 1896 гг. он напишет более 350 статей и очерков.
    Благодаря успеху "Сильвестра Боннара" и необычайной популярности "Парижской хроники", Франс входит в высшее общество. В 1883 г. он познакомился с Леонтиной Арман де Кайаве, чей салон был одним из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов в Париже. Эта умная, властная аристократка была ровесницей Франса. От нее он услышал то, в чем так нуждался дома: поощрительную оценку своей работы. Многолетняя, ревнивая, тираническая преданность Леонтины надолго заполнит личную жизнь писателя. А жена его, Валери Франс с каждым годом будет все больше испытывать воинственную потребность выяснять отношения и сводить счеты. Чуждая духовной жизни своего мужа, она сумела сделать чужим для Франса и их собственный дом, который он наполнил книгами, коллекцией картин, гравюр, старинных изделий. Обстановка в доме накалилась до такой степени, что Франс вообще перестал разговаривать с женой, общаясь с ней только записками. Наконец однажды, не вынеся молчания, Валери спросила у мужа: "Где были вы вчера вечером?" В ответ на это Франс молча вышел из комнаты и из дома в чем был: в халате, с малиновой бархатной "кардинальской" шапочкой на голове, с подносиком в руке, на которой была чернильница и начатая статья. Демонстративно пройдя в таком виде по улицам Парижа, он снял меблированную комнату на вымышленное имя Жермена. Таким, не совсем обычным способом, он ушел из дома, окончательно разорвав семейные отношения, которые старался сохранить все последние годы только ради любимой дочери.

    В 1892 г. Анатоль Франс оформил развод. Отныне его верной и преданной подругой стала честолюбивая Леонтина. Она делала все, чтобы Франс прославился: сама разыскивала для него материал в библиотеках, делала переводы, приводила в порядок рукописи, читала гранки, желая освободить его от работы, казавшейся ему скучной. Она же помогла ему благоустроить небольшую виллу Сайд возле Булонского леса, которая вскоре превратилась в музей, заполненный произведениями искусства и мебелью разных веков, стран и школ.

    В 1889 г. вышел в свет ставший впоследствии знаменитым роман "Таис". В нем Франс наконец нашел тот способ самовыражения, где ему не было равных. Условно его можно было бы назвать интеллектуальной прозой, сочетающей изображение реальной жизни с авторскими размышлениями о ее смысле.

    После выхода в свет романов "Боги жаждут", "Восстание ангелов" и "Красная лилия" слава Анатоля Франса приобрела мировое звучание. К нему отовсюду стали приходить письма, и не только как к знаменитому романисту, но и как к мудрецу и философу. На многочисленных портретах писатель, однако, старался выглядеть не величественным, л, скорее, элегантным.

    Изменения, к сожалению горестные, коснулись и личной жизни писателя. Дочь Франса, его "нежно любимая Сюзон", в 1908 г., успев уже развестись с первым мужем, полюбила Мишеля Псикари, внука известного религиозного философа Ренана, и стала его женой. Анатолю Франсу этот союз был не по душе. Он отдалился от дочери, и как оказалось, навсегда. Ухудшились его отношения и с Леонтиной де Кайаве. Долгое время она пестовала и опекала дарование Франса, заботясь о его успехах, гордясь тем, что помогает ему, зная, что и он ее любит. Каждый год они путешествовали по Италии, несколько раз побывали в Греции. Однако к старости Леонтина становится все более бдительной и ревнивой. Она желала контролировать каждый шаг своего друга, что начинало утомлять и раздражать Франса. Скверное настроение писателя обострялось чувством вины. Дело в том, что здоровье Леонтины, уже некрепкое, пошатнулось летом 1909 г., когда до нее дошли слухи, что Франс, плывя на пароходе в Бразилию, чтобы прочесть лекции о Рабле, не устоял перед кокетством пятидесятилетней актрисы Французской комедии. Ревнивая Леонтина слегла. "Это ребенок, - говорила она своей приятельнице, - если бы вы знали, какой он слабый, наивный, как легко можно его одурачить!" Возвратясь в Париж, Франс повинился в недостойном его легкомыслии. Вместе с Леонтиной он уехал в Капиан, ее загородный дом, где мадам де Кайаве внезапно заболела воспалением легких и 12 января 1910 г. умерла.

    Для Франса кончина Леонтины стала огромной душевной травмой. Горе помогла перенести другая преданная женщина, Оттилия Космутце, венгерская писательница, известная у себя на родине под псевдонимом Шандор Кемери. Она одно время была секретарем писателя и своей чуткостью, добротой помогла "вылечить великий ум" от депрессии.

    Годы Первой мировой войны состарили Анатоля Франса. Из Парижа он переехал в небольшую усадьбу Бешельри, недалеко от провинции Турен, где жила Эмма Лапревот, бывшая горничная Леонтины де Кайаве. Эта женщина была больна и бедна. Франс поместил ее в больницу, а после выздоровления она стала домоправительницей писателя, взяв на себя все заботы о нем. В 1918 г. Франса постигло новое горе - его дочь, Сюзанна Псикари умерла от гриппа. Ее тринадцатилетний сын Люсьен остался круглым сиротой (Мишель Псикари погиб на войне в 1917 г.), и Франс взял на воспитание любимого внука, который стал впоследствии единственным наследником писателя.

    В 1921 г. Франсу была присуждена Нобелевская премия по литературе "за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом".

    В течение всей своей долгой жизни Анатоль Франс редко жаловался на здоровье. До восьмидесяти лет он почти не болел. Однако в апреле 1922 г. сосудистый спазм парализовал его на несколько часов. И писатель признался, что уже не может "работать как прежде". Но, тем не менее, до самой кончины он сохранял бодрость духа и удивительную работоспособность. Он мечтал побывать в Брюсселе, Лондоне, закончить книгу философских диалогов под названием "Sous la rose", что можно перевести как "Не для посторонних ушей".
    В июле 1924 г. Франс слег в постель с диагнозом последняя стадия склероза. Врачи предупредили друзей и близких писателя о том, что его часы сочтены. Утром 12 октября Франс сказал с улыбкой: "Это мой последний день!" Так и случилось. В ночь на 13 октября 1924 г. "самый французский, самый парижский, самый изысканный писатель" скончался.

    Как сказал о нем писатель Душан Брески: "Несмотря на все превратности критической моды, Анатоль Франс всегда будет стоять рядом с Б. Шоу, как великий сатирик эпохи, и рядом с Рабле, Мольером и Вольтером, как один из величайших французских острословов".

    Под литературным псевдонимом Анатоль Франс творил французский писатель Анатоль Франсуа Тибо. Он известен не только как автор художественных произведений, лауреат Нобелевской премии по литературе, но и как литературный критик, член Французской академии. Родился 16 апреля 1844 г. во французской столице. Его отцом был продавец книг, букинист, и в их доме часто бывали люди, широко известные в литературной среде. Анатоль учился в иезуитском коллеже, расположенном там же, в Париже, и учеба не вызывала у него ни малейшего энтузиазма. Следствием стала неоднократная сдача выпускных экзаменов. В итоге колледж был закончен только в 1866 г.

    После его окончания Анатоль устроился работать в издательство А. Лемерра библиографом. В этот же период его биографии произошло сближение с литературной школой «Парнас», тогда же появились первые произведения - поэтический сборник «Золотые поэмы» (1873), драматическая поэма «Коринфская свадьба» (1876). Они продемонстрировали, что Франс - не лишенный таланта поэт, однако ему не хватает оригинальности.

    В годы франко-прусской войны, прослужив какое-то время в войсках, Анатоль Франс был демобилизован, после чего продолжил совершенствовать умения на литературном поприще, периодически занимаясь редакторской работой. В 1875 г. становится сотрудником парижской газеты «Время». Здесь, заявив о себе как способный репортер и журналист, он успешно выполнил заказ на написание критических статей о современных писателях. В 1876 г. Франс превращается в редакции в ведущего литературного критика и получает личную рубрику «Литературная жизнь». В том же году ему предлагают пост заместителя директора библиотеки французского Сената. На этой должности он проработал 14 лет, и работа не лишила его возможности продолжать активно заниматься сочинительством.

    Известность Анатолию Франсу принесли опубликованные в 1879 г. повести «Иокаста» и «Тощий кот» и особенно - сатирический роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). Произведение было удостоено премии Французской академии. Вышедшие впоследствии романы «Таис», «Харчевня королевы Гусиные лапы», «Суждения господина Жерома Куаньяра», «Красная линия», сборник статей о классиках национальной литературы, сборники новелл и афоризмов укрепили его репутацию талантливого художника слова и публициста. В 1896 г. А. Франс был избран во Французскую академию, после чего началась публикация остросатирической «Современной истории», продолжавшаяся до 1901 г.

    Интенсивно занимаясь литературой, Анатоль Франс не переставал интересоваться общественной жизнью. В начале 1900-ых гг. произошло его сближение с социалистами. В 1904-1905 гг. печатается роман «На белом камне» социально-философского содержания, в 1904 г. выходит книга «Церковь и республика». Огромное впечатление на писателя произвела русская революция 1905-1907 гг., что незамедлительно отразилось и на его творчестве, в котором отмечается акцент на публицистике. В феврале 1905 г. Франс создает и возглавляет «Общество друзей русского народа и присоединенных к ней народов». Публицистика этого периода была включена в сборник эссе под названием «Лучшим временам», вышедший в 1906 г.

    Поражение русской революции вызвало в душе писателя столь же сильный отклик, и тематика революционных преобразований превратилась в одну из важнейших в его творчестве . В этот период биографии выходят романы «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов», сборник новелл «Семь жен Синей бороды», в 1915 г. увидела свет книга «На славном пути», проникнутая патриотическим духом, что было связано с началом Первой мировой войны. Однако уже через год Франс превратился в противника милитаризма и пацифиста.

    Октябрьская революция в России была воспринята им с большим энтузиазмом; одобрил он и создание в начале 20-ых гг. на его родине компартии. К этому времени имя Анатолия Франса известно во всем мире, он считается авторитетнейшим писателем и деятелем культуры у себя в стране. За заслуги в области литературы в 1921 г. ему присуждают Нобелевскую премию по литературе, и эти средства он направляет в Россию для помощи голодающим. Его парижская вилла всегда была открыта для начинающих писателей, которые приезжали к нему даже из-за границы. Скончался Анатоль Франс в 1924 г., 12 октября, неподалеку от Тура, в Сен-Сир-сюр-Луар.

    Французский писатель-прозаик и критик в области литературы Анатоль Франс родился в 1844 году 16 апреля. Настоящее имя писателя - Франсуа Анатоль Тибо, место рождения - Париж, Франция. Биография Анатоля Франса включает в себя страницы службы во французской армии, работы библиографом, журналистом, замдиректором библиотеки при французском Сенате, членства во Французском Географическом обществе. В 1896 году писатель стал членом Французской академии, а в 1921 году заслуги Анатоля Франса были отмечены Нобелевской премией по литературе, деньги от которой он пожертвовал для голодающего населения России.

    Родился писатель в семье владельца книжного магазина. Отец больше всего внимания уделял литературе, так или иначе связанной с историей революции во Франции, такова была специализация книжного магазина. В юности Анатоль Франс с большой неохотой учился в иезуитском колледже, с трудом его закончив после нескольких провалов на выпускных экзаменах. Писателю было уже 20, когда он, наконец, завершил обучение.

    С 1866 года Анатоль Франс сам начинает зарабатывать себе на жизнь, устроившись библиографом. Постепенно вращаясь в литературных кругах того времени, он становится активным участником парнасской школы. Затем писатель служит какое-то время в армии, а после демобилизации вновь начинает писать собственные сочинения и заниматься редакторской работой.

    В 1875 году парижское издание "Время" заказывает Анатолю Франсу ряд критических статей о современных литературных течениях и авторах. Это была хорошая возможность писателю проявить свое журналистское умение. Спустя несколько месяцев он уже ведет собственную рубрику "Литературная жизнь".

    С 1876 года и на протяжении 14 лет писатель занимает должность заместителя директора библиотеки Сената Франции, обстоятельства сложились наилучшим образом. Теперь у Франса была возможность и средства погрузиться в любимое творчество - литературную деятельность.

    У писателя были идейные разногласия с церковью. В 1922 году его сочинения вошлив католический "Индекс запрещенных книг".

    Анатоль Франс вел активную общественную деятельность, участвовал в деле Дрейфуса. В 1898 году писатель под влиянием Марселя Пруста первым подписывает знаменитый манифест-письмо Эмиля Золя "Я обвиняю". После этого принимает самое деятельное участие на стороне реформистского, а затем социалистического лагеря, читает лекции для рабочих, принимает решения в устройстве народных университетов, и в митингах левых сил. Близким другом Франса является лидер социалистов Жан Жорес, писатель становится выразителем идей, мэтром Французской соцпартии.

    Творческий путь Анатоля Франса прошел от ранних легкомысленных сатирических романов к тонким психологическим повестям, социальным романам и социальной сатире. Самым первым произведением, принесшим автору известность, был роман 1881 года "Преступление Сильвестра Боннара". Это сатира, в которой возносятся легкомыслие и доброта, их предпочтение перед суровой добродетелью.

    Следующие повести и рассказы свидетельствуют об огромной эрудиции и тонком психологическом чутье автора. В 1893 году выходит в свет "Харчевня королевы Гусиные лапки" - сатирическая повесть, характерная для 18 века. Главное действующее лицо здесь - аббат Жером Куаньяр. Он внешне благочестив, но легко живет греховной жизнью, оправдываясь, что его "падения" служат для усиливания духа смирения. Этот же персонаж фигурирует и в "Суждениях господина Жерома Куаньяра". В этих произведениях Франс очень искусно воссоздал дух ушедшей исторической эпохи.

    В очень многих произведениях автора, в частности, в сборнике 1892 года "Перламутровый ларец", поднята его излюбленная тема. Писатель сопоставляет языческое и христианское мировоззрения, в рассказах из раннего Возрождения или первых веков христианства, сюжеты Франса очень яркие и фантазийные. В таком ключе написаны "Святой сатир", оказавший в дальнейшем влияние на Дмитрия Мережковского, а также роман "Таис" (рус.1890), рассказывающий об истории знаменитой куртизанки древности, сумевшей стать святой. Здесь автор демонстрирует удивительную смесь эпикурейства и христианского милосердия.

    Роман "Красная лилия" (рус.1894) представляет собой типично парижскую адюльтерную драму в духе Бурже, на фоне изысканных и утонченных художественных картин Флоренции и живописи низменного в человеческой натуре.

    Социальные романы Анатоля Франса собраны автором в серию "Современная история". Эта историческая хроника подана под ракурсом философского взгляда на события. Острополитические романы продемонстрировали проницательность и объективную беспристрастность Франса как ученого-изыскателя, историка современности, но также и тонкого скептика, иронизирующего над человеческими чувствами и начинаниями, но и знающего им цену.

    Вымышленный сюжет в этих романах переплетается с реально происходившими общественными событиями. Изображается избирательная агитация, интриги вездесущей бюрократии, показаны инциденты процесса Дрейфуса, уличные акции протеста. Но Франс также описывает научную деятельность, отвлеченные от действительности теории "кабинетного" ученого с некоторой ограниченностью и близорукостью в жизненных делах, у которого есть неурядицы в укладе жизни, неверность жены, а психология демонстрирует неприспособленного к жизни мыслителя.

    Главное действующее лицо, проходящее через все романы серии - ученый историк Бержере. Это идеал философии автора с его снисходительно-скептическим отношением к действительности, иронической невозмутимостью и толстокожестью в суждениях, касающихся окружающих.

    Сатирический роман Анатоля Франса, двухтомник "Жизнь Жанны д"Арк" был издан в 1908 г. Произведение несколько демистифицировало Жанну, а с точки зрения исторической правды книга была недостаточно верна первоисточникам. Поэтому труд был довольно плохо принят публикой.

    Но уже следующее творение Франса - пародия на историю Франции "Остров пингвинов" была воспринята публикой и критикой очень благосклонно. В произведении сюжет закручивается вокруг того, что близорукий аббат Маэль ошибочно принял за людей пингвинов и окрестил их, вызвав гнев как со стороны неба, так и на земле. Далее Франс сатирично описывает появление частной собственности и государства, первой королевской династии, затем черты средних веков и Возрождения.

    Основная часть книги о современных автору событиях: несостоявшемся перевороте Ж.Буланже, деле Дрейфуса и позиции кабинета Вальдека-Руссо. В финале автор дает невеселый прогноз на будущее: наступит власть финансовых монополий и атомный терроризм, ставший причиной гибели цивилизации. Однако в истоге общество вновь возродится для того, чтобы прийти снова к подобному финалу - здесь очевидный намек автора на тщетность ожиданий изменения пингвинской (человеческой) натуры.

    Роман "Боги жаждут" был следующим большим художественным произведением писателя. Здесь подняты вопросы французской революции. Затем был роман "Восстание ангелов" (1914) - социальная сатира с мистификациями. Фабула романа: на Небесах царит вовсе не всеблагой Бог, а злобный и несовершенный Демиург, против которого Сатана поднимает восстание, подобно тому, как на земле происходит социальное революционное движение. Это был последний социально-сатирический труд Анатоля Франса, далее автор обращается к автобиографическому творчеству, создает очерки о годах детства и отрочества, вошедшие в романы "Маленький Пьер" и "Жизнь в цвету".

    Дата смерти Анатоля Франса - 12. 10. 1924 г.

    Обращаем Ваше внимание, что в биографии Франса Анатоля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.