Канкан как символ французской революции. Канкан - история танца - термин -энциклопедический фонд

Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. На сегодня этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили. Одну из версий названия танца связывают с утками. Французы считают, что их утки крякают «кан-кан». Как известно, одним из характерных па является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом. Канкан. Наталья Папирна, 2011 год. Вообще слово «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые утверждают, что классический канкан был исполнен в «Мулен Руж» в 1890 году, но это не совсем соответствует истине. Первое подобие канкана зародилось в рабочих кварталах Парижа еще в 1820-е годы. Он трансформировался из кадрили и галопа. Махи ногами добавил в танец танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц канкана. Танец стал считаться и вовсе непристойным. Танцовщица канкана. Мелодия канкана принадлежит композитору Оффенбаху. Впервые она прозвучала в оперетте «Орфей в аду» в 1858 году.
В знаменитом «Мулен Руж» канкан был исполнен впервые на открытии кабаре танцовщицей Селест Могадо. Поначалу в танце принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые также высоко поднимали ноги.
Афиша кабаре Мулен Руж. А. Тулуз-Лотрек. Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагаты и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец.


История канкана на удивление запутана и необычна, как и его эволюция. За годы существования изменился его первоначальный внешний вид – от парных бальных танцев в 1830 году до нынешней хореографической зрелищной постановки, которая приобрела окончательный вид в 1920-х годах.


Канкан сегодня рассматривается в первую очередь как танец для мюзик-холла, который исполняет группа танцовщиц, выстроившись в линию. Классическое одеяние для канкана сегодня — длинные юбками, нижние юбки и черные чулки, что возвращает зрителя к моде 1890-х годов. Основными особенностями танца являются: задирание и вращательные движения юбок, выбрасывание ног высоко вверх, прыжки. Танец был также известен как chahut. И канкан и chahut французские слова: канкан означает «сплетня» или «скандал»,т.е. – «скандальный танец», chahut же означает «шум».


Танцовщицы канкана или «ветреные барышни», как их называли, появились с течением времени и в Париже, Франция. В конце 19 -го века Париж был танцевальный центром мира. Нынешний канкан — потомок кадрили и галопа, популярного танца, который танцевали буквально повсеместно — от скверов до танцевальных залов Парижа в начале 19 -го века. При своем первом появлении в 1830 году, канкан был действительно преувеличенной формой галопа, с задиранием высоко вверх ног и другими утрированными жестами.


Он изначально исполнялся мужчинами, а затем и женщинами. Танец начали повсеместно осуждать, он рассматривался как «шокирующий респектабельных людей», потому что подразумевал отсутствие самоконтроля и гораздо более сильный телесный контакт между участниками, чем считалось приемлемым. Женщины, в частности, по моральным устоям того времени, не должны были выглядеть запыхавшись, но разве это было возможно в настолько энергичном танце? Канкан стал одной из причин, которая подорвала викторианские ценности, и он был частью растущего движения за перемены.


Танец шокировал многих своими смелыми вызовами социальной, моральной и политической конвенции того времени, когда мораль стала краеугольным камнем общества. Покровитель «Мулен Руж», известный художник Тулуз-Лотрек, описал его поэтически возгласом: «La vie est belle, voila le quadrille!», что в переводе означает «Жизнь прекрасна, вот идет канкан!».


К 1890 году отдельные танцовщицы канкана стали очень известными и высокооплачиваемыми благодаря их выступлениям в кабаре Мулен Руж и в других местах. В Британии, США и Канаде, канкан приобрел популярность в концертных залах, где он исполнялся как танец группы женщин в хореографической постановке. Этот стиль перекочевал и на родину канкана — в Францию в 1920-х годах, чему несказанно обрадовались туристы. Так родился французский канкан в нынешнем виде – сложная хореографическая постановка продолжительностью десять минут или более. Подлинный кадриль, который является одним из родоначальников канкана, очень требователен к его исполнителям: они должны иметь превосходное чувство баланса, ритма и выносливость.

3F7B2i02jrM?rel=0

История

Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как потомок кадрили (зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (2-х дольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами появились из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазурьё.

Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па : выбрасывание руки, ноги, головы, прыжки вниз головой. Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу 19 века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и белье.

Знаменитыми канканистсками, чей образ сохранился благодаря завсегдатаю заведений импрессионисту Тулуз-Лотреку , были Ла Гулю и Жанна Авриль , блиставшими в «Мулен Руж ». Мужчины танцевали вместе с женщинами, потом эта традиция была утрачена.

Изначально во Франции канкан танцевали одиночные танцовщицы, а вот в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию - кордебалет. В 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини объединил в "Мулен Руже" парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.

Музыка

Наиболее известная мелодия - канкан (galop infernal) композитора Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду » (1858). (Пародией на нее является в 4 раза замедленные «Черепахи» из «Карнавала животных» Сен-Санса). Также используется «Веселая вдова» (1905 год) Франца Легара.

Входит в репертуар кабаре и оперетты. На большую сцену танец попал в 1858 году при постановке Оффенбаха «Орфей в аду». В 1919 году Леонид Мясин включил танец в балет на музыку Россини «Волшебная лавка», а через 20 лет - и «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха.

В кино

  • Канкан (фильм) (1960)

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Канкан" в других словарях:

    канканёр - канканёр, а … Русский орфографический словарь

    канканёр - канканёр … Словарь употребления буквы Ё

    - (фр. cancan). Танец, вроде кадрили, сопровождаемый непристойными телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНКАН соблазнительный французский танец, возбуждающей чувственность. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    канкан - а, м. cancan m. Фр. , первоначально бальный, а к середине 19 в. кафешантанный фривольный танец с характерным вскидыванием ног. СИС 1985. Фр. эстрадный танец с нескромными телодвижениями. БАС 1. Знатоки помнят, что в такой то год щеголихи и щеголи …

    канканёр - а, м. cancaneur m. Человек, танцующий канкан. БАС 1. Я походил, посидел, глядя как русские аристократы, переодетые в разных пьеро от всей души усердствовали из себя представить.. отчаянных канканеров. Герц. Былое. // 8 5 256. Он налил было себе… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (франц. cancan от canard утка), французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4 … Большой Энциклопедический словарь

    КАНКАН, канкана, муж. (франц. cancan). Французский эстрадный танец с нескромными телодвижениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КАНКАН, а, муж. Эстрадный танец быстрого темпа с высоким выкидыванием ног. | прил. канканный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Канкан - (французское cancan, от canard утка), французский танец алжирского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерные па выбрасывание ноги, прыжки. Распространен с середины 19 в., широко использовался в классической оперетте, варьете … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Как говорила одна из танцовщиц: «танец канкан — это сумасшествие ног». И действительно, для танца характерны энергичные движения в быстром темпе. Канкан — танец, который долго считался непристойным. Танцевальные па открывали на всеобщее обозрение ноги и нижнее белье танцовщиц, что естественно, в конце восемнадцатого столетия было возмутительным.

Канкан — танец парижан, его история происхождения

Название танца происходит, по одной версии, от кряканья французских уток, которые вместо “кря-кря” говорят “канкан”. Парижанам канкан напоминал утиную походку, вот они назвали так этот танец.

Из другой версии, канкан переводится с французского как “шум-гам”. Дело в том, что особенностью танца является непременный визг танцовщиц. А так как канкан — это массовый танец, то можно представить какой стоял шум и гам во время исполнения.

Впервые танец канкан был официально представлен публике в октябре 1889 года в Париже на открытии “Мулен Руж” и впоследствии стал его визитной карточкой. Но танцевать танец начали гораздо раньше. Еще в 1830 году канкан выплясывали девицы одного из борделей Монтпарнаса.

Первое исполнение танца канкан приписывают Селест Могадо. Тогда же она и заявила, что это видоизмененная английская кадриль. Этот танец так и называли лет двадцать, хотя чопорные англичане отказались признать в этом вульгарном танце свою кадриль.

Немного облагородил танец кан кан Жак Оффенбах — он поставил спектакль “Орфей в аду” (1858 год), где в финальной сцене танцевали канкан (кстати, под мелодию, которая стала неотъемлемой особенностью нынешнего канкана).

Нужно добавить, что первые исполнения канкана подразумевали и мужчин, которые помимо прыжков, махов и шпагатов, должны были еще шлепать девушек по мягкому месту, когда они делали наклон с юбкой.

Так как приличное общество не поддерживало канкан, то танцевать этот танец стали в различных кабаре, кафешантанах, опереттах, различных шоу.

Современный канкан

Современный канкан сохранил основные черты этого танца. А именно музыка 2/4, широкие юбки танцовщиц, движения.

Выбрасывание ног — это отличительная черта танца. Также характерны махи юбками, коллективное исполнение, сольное исполнение, подскоки на двух ногах, исполнение парных элементов, перемещение по сцене, вращения.

Также присутствуют акробатические трюки. Это может быть шпагат, колесо, поддержка при амплитудном прыжке, шатер (это движение подразумевает поднятие ног и соединение частей стоп всем танцующим). Также изредка в танец могут вводиться один или два мужчины, которые исполняют сольные движения и как бы руководят девушками.

В канкане предусмотрены и движения юбкой: танцовщицы захватывают края юбки и делают ими небольшие восьмерки перед собой или сбоку в пол оборота к зрительному залу, чем-то напоминающие цыганские приемы.

Костюмы в канкане

Костюмы должны быть очень яркие. Платья, а в частности юбки, должны иметь огромную пышность за счет воланов и оборок. Платья достаточно тяжелые (более 10кг), поэтому девушкам необходимо поддерживать прекрасную физическую форму. Ведь в этом костюме необходимо двигаться и исполнять сложные акробатические трюки.

Также особое внимание уделяют обуви — туфли на высоком каблуке, но достаточно крепкие. Они обязательно должны иметь такую подошву, чтобы предотвратить скольжение, так как танец достаточно быстрый и можно поскользнуться.

Последним немаловажным штрихом в костюме является белье. Так как юбки поднимаются достаточно высоко, то необходимо со всей тщательностью подобрать нижнее белье, которое было бы уместным для места исполнения танца.

Ничто не может оживить так канкан, как внутреннее игривое настроение танцовщиц. Стройные ножки важны, но еще большую роль в канкане играет обаяние танцовщиц, эмоции, смелость. Иначе не получится зажечь толпу.

История танца канкан

Впервые канкан был исполнен в Париже в 1958 году!
Первым хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле, владевший к тому же варьете «Олимпия». Открытие «Красной мельницы» состоялось 6 октября 1889 г. Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан, который стал визитной карточкой Франции.

Канкан (франц. cancan, буквально — шум, гам) — французский танец. Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 30-е годы XIX в. на публичных балах.

Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание ноги, прыжки.

Популярнейший канкан прочно связан с утками. Каким образом? Странным:) Во-первых, походка танцующих похожа на утиную, когда они вперевалочку двигаются друг за другом по сцене. А во-вторых, французские утки крякают именно так: «Кан-кан».
"Утка" - канкан - первоначально французский бальный танец с характерным па - высоким вскидыванием ноги. Появился он в Париже в 30-х годах сначала на публичных балах, позднее нашел широкое применение в оперетте, оттуда перешел на кафешантанную эстраду, где приобрел крайнюю вульгарность. В Казани при антрепренере П.Медведеве в 1872 году была поставлена оперетта Оффенбаха "Орфей в аду". Оттуда танец "Утка" пошел "гулять" по городу.

Однако, как утверждают французы, настоящий канкан можно увидеть только в «Мулен Руж». Канкан - это своего рода церемония со своими законами и традициями. Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки все выше и выше, обнажая ножки в черных чулках и красных подвязках, падая одна за другой на пол в шпагат…
Кан-кан. Около 1890 года. Париж просто помешался на этом танце. Женщины задирали шелковые черные юбки, демонстрировали вращение ног на воздухе, показывая свои чулки, нижние юбки и т.д. Это было дерзко и вызывающе, чем-то напоминая подвиг, учитывая нравы того времени. Кан кан взял в себя элементы польки, и даже кадрили. Сейчас можно увидеть на эстраде, где танцуют одни женщины или в любой веселой компании как шутку и курьез.

Самый французский в мире танец - канкан - прославила танцовщица Селест Могадо, когда в 1889 году исполнила его на открытии кабаре «Мулен Руж».

«Настоящую кадриль» придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 году. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец «французским канканом». Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж». Что ж, за сто с лишним лет могут измениться вкусы и взгляды даже у консервативных британцев.

В чем польза: канкан - это серьезная кардионагрузка. Прыжки и махи сделают мышцы ног, бедер и ягодиц упругими и подтянутыми. А тренированные спина и пресс создадут основу великолепной осанки. К тому же традиционная юбка танцовщиц - это тоже своего рода тренажер. Рукам во время занятий достается по полной программе.

Канкан (французский танец) нашёл широкое применение во французской классической оперетте, особенно у композитора Ж. Оффенбаха («Орфей в аду», финал). Позднее появился на эстраде кафешантанов, где приобрёл крайнюю вульгарность. Танцовщиц Канкан (французский танец) часто изображал французский художник А. Тулуз-Лотрек.