Биография рафаэля.

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.


Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил . Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.


Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.


С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.


Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии ( написан с да Винчи, похож на ). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.


В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.


В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.


По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название - «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).


Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.


Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.


Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.


Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518-1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

РАФАЭЛЬ, собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции.

Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней). После его смерти мастерской руководили его помощники, и, вероятно, именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города. В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).

В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Мадонна Грандука (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.

В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим . Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура ). Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут , Афинская школа , Мудрость, Мера и Сила и Парнас .

По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д"Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события. Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора , Месса в Больсене , Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы . Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина , Предупреждение Ноя о потопе , Сон Иакова , Жертвоприношение Авраама . В создании росписей Станцы д"Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.

Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. С ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным, что превосходило реальные возможности мастера, и он был вынужден перепоручать работу над некоторыми из них своим помощникам. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно, им самим. Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города; фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты, и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т.е. монохромно) и Залы Константина .

Одновременно с работой над фресками последней из ватиканских станц Рафаэль получил заказ на создание картонов для десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы (1515–1516, семь из них хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).

Одним из самых влиятельных покровителей Рафаэля в Риме был банкир Агостино Киджи, виллу которого (ныне – вилла Фарнезина) художник украсил фресками Триумф Галатеи (ок. 1512) и Легенда об Амуре и Психее (не окончена и выполнена в основном учениками, 1517–1518). Кроме того, Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче (Пророки и Сивиллы , ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской , 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина , ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.

Рафаэль Санти вклад в биологию кратко изложенный в этой статье.

Рафаэль Санти вклад в науку биологию

— великий итальянский художник эпохи Ренессанса, мастер архитектурных решений и гениальный график, появился на свет 6 апреля 1483 года в небольшом городке итальянской области Марки – Урбино. Первые в жизни уроки живописи ему дал отец, живописец и поэт Джованни Санти. Дальнейшие способности он развивал у местных художников. В 17-летнем возрасте попал на учебу в мастерскую Перуджино. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую и направляется во Флоренцию. Здесь широко развернулось его творческое начало художника. Его полотна, как зеркала, а точности отражали идеалы Возрождения. Мир ставал чище и добрее, когда на него смотрели знаменитые мадонны автора — Сикстинская, Конестабиле, Пасадинская, Орлеанская. Кроме художества Санти занимался скульптурой и архитектурой, что говорит о разносторонности личности.

Рафаэль Санти - это человек, который в первую очередь занимался развитием культуры. В первую очередь посредством своей многогранной и великолепной живописи. Он также пробовал себя в архитектуре и скульпторском деле.

Рафаэль Санти тщательно изучал работы Микеланджело, Бартоломео делла Порта, Леонардо да Винчи и … механикой и анатомией движений человека. Сложно поверить, что такая творческая личность интересовалась анатомией. Но, тем не менее, он создал ряд анатомических рисунков , изображая расположение костей его скелета в разных позах. Без этого считал итальянский художник невозможно познать истину правильного изображения человека и его особенностей.

Задумывались ли вы, что совершенно вопреки нашей воле и столь же незаметно и неслышно сквозь душу каждого человека с поры юности и до старости проносятся волшебные частицы искусства, рожденного земными звездами - гениальными поэтами, композиторами, художниками.

Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величины талант.

Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.

Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.

Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.

Вскоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.

Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос. Внизу вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и Он в храме на руках Симеона. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля.

Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Святой Михаил и дракон. 1505 Фрагмент картины - Три грации

Сон рыцаря

К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.

В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

Положение в гроб. 1507

Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Мадонна Темпи Мадонна Бельведерская Малая Мадонна Каупера Мадонна Грандука

Мадонна

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем

Мадонна с младенцем или Бриджвортерская мадонна

Мадонна с младенцем Мадонна Конестабиле Мадонна в кресле

Впоследствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью его матери и отца Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.

Триумф Галатеи

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

В 1519 г., по рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

Лоджии Рафаэля – тринадцать сводчатых пролетов украшены фресками из Ветхого и Нового Завета выполнены Рафаэлем и его учениками

На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.

Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.

Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.

Сикстинская Мадонна

капелла Киджи церкви Санта Мария дель Пополо

Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.

Преображение Господне

Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.

Портреты Рафаэля

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрасных образов. Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиции позднего флорентийского портрета.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность. В портрете папы Юлия II (1511 г.) художник несколько смягчил и возвысил облик этого неистового, своенравного и незаурядного человека.

Портрет папы Юлия II. 1511 г. Папа Лев 10 с кардиналами. 1518

В групповом портрете, на котором изображены преемник Юлия II Лев X, кардинал Людовик ден Росси и Джулио ден Медичи (около 1518 г.), Рафаэль не стремился приукрасить Юлия II, но как истинный мастер Возрождения сумел придать его образу внутреннее достоинство и значительность. Лев X, изображенный с лупой в руке, рассматривает миниатюры рукописной книги, что подчёркивает его гуманистические интересы.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая “Дама в покрывале” (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи “Придворный” (1513 – 1518 гг.) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.

Портрет кардинала

Донна Велата Дама в покрывале

Портрет графа Бальтассаре Кастильоне

Знаменитые творения Рафаэля, дошедшие до наших дней

Название Годы создания Местонахождение
“Мадонна Конестабиле”, картина 1502 – 1503 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
“Обручение Марии”, картина 1504 г. Брера, г. Милан
“Мадонна в зелени”, картина 1505 г. Музей истории искусств, г. Вена
“Мадонна со щегленком”, картина 1506 – 1507 гг. Галерея Уффици, г. Флоренция
“Прекрасная садовница” 1507 г. Лувр, г. Париж
Станцы Ватиканского дворца, фрески 1508 – 1514 гг. Папский дворец, Ватикан
“Донна Велата”, картина 1514 г. Галерея Питти, г. Флоренция
“Портрет графа Бальтассаре Кастильоне”, картина 1515 г. Лувр, г. Париж
“Сикстинская мадонна”, картина 1515 – 1519 гг. Картинная галерея, г. Дрезден
“Триумф Галатеи”, фреска 1519 г. вилла Фарнезина, г. Рим
Лоджии Ватиканского дворца 1518 – 1519 гг. Папский дворец, Ватикан

При составлении этого материала использовались:

1. Интернет энциклопедия Википедия;
2. Онлайн энциклопедия Кругосвет;
3. www.bibliotekar.ru/
4. www.epochtimes.ru/
5. www.liveinternet.ru/
6. www.slob-skola5.narod.ru

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483–1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений – «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения. Дар Рафаэля – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких – «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии – Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д"Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда – изгнания грабителя храма небесным всадником – передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события – изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д"Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515–1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа – святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу – мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка... в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.