Обратная сторона материнской любви.

Анна Радченко - креативный молодой фотограф. Сейчас она живёт и работает в Лондоне.

Специально для «Профотос» Анна рассказала о своём творчестве и новом проекте Melancholy Rooms, в который вошла уже нашумевшая серия фотографий «Материнская любовь».

Проект Melancholy Rooms изначально создавался как инсталляция, состоящая из множества комнат, каждая из которых посвящена какой-то злободневной теме (например, информационным войнам, гиперпотреблению, зависимости от гаджетов и социальных сетей).

Melancholy Rooms - это способ посмотреть на себя со стороны, это то, что происходит вокруг нас прямо сейчас, это обстоятельства современного мира, из-за которых люди ощущают меланхолию время от времени или постоянно.

- Есть ли какая-то разница в восприятии проекта здесь и за рубежом?

Целиком проект ещё никто не видел, первая выставка состоится в Лондоне с 25 по 30 июня. Могу рассказать о проекте, который входит в Melancholy Rooms - «Материнская любовь». Он посвящён болезненным отношениям между детьми и родителями. В Великобритании и не только проект вызвал огромный резонанс, было очень много позитивных отзывов. Но в России я столкнулась с тем, что люди не готовы воспринимать критику, они менее открыты для «острых» тем: негативные отзывы оставляли в очень жёсткой, неприятной форме, переходя на личные оскорбления. Ни один человек за рубежом не позволял себе таких высказываний. По крайней мере, я их не видела.

- Откуда берутся идеи?

Идеи я беру отовсюду. Я могу вдохновиться и выставкой, и спектаклем… Даже лекция по астрономии в Музее Науки может натолкнуть на интересную идею. Я просто смотрю вокруг, записываю ассоциации. Иногда мои работы представляют собой визуализацию метафор или иллюстрации к текстам. В планах издать Melancholy Rooms в формате книги, где образы прокомментируют психологи и социологи.

- Какие фотографы и художники тебя вдохновляют?

Я люблю художников-сюрреалистов всяческих мастей. Мой кумир среди фотографов - Тим Уокер. Он придумывает невероятные фотопроекты и создаёт безумные объекты для съёмок.

- Есть ли в проекте Melancholy Rooms любимая работа?

Да, фотография с тремя телевизорами.

- Какая из работ была самой сложной по исполнению?

Было много сложного. Например, декорации, которые было непросто построить. Пожалуй, самым страшным была съёмка девушки в воде с телевизорами. Конечно, в этой фотографии много монтажа, но всё равно модели во время съёмки пришлось лежать в бассейне, при этом вокруг неё плавали включенные телевизоры. Декораторы уверяли, что все провода изолированы и ничего опасного случиться не может, но мы всё равно переживали, вся съёмка прошла под нервный смех команды.

- Ты сейчас занимаешься не только съёмками, но и обучающими проектами. Расскажи об этом подробнее.

Да, я сотрудничаю с компанией Future London Academy . Мы разрабатываем недельный курс, на котором можно поучиться у фотографов с мировым именем, профессионалов, деятельность которых связана с фотографией. Например, у фоторедактора Vouge, фотохудожника Kirsty Mitchell, владельцев модельных и кастинговых агентств. В рамках курса они будут рассказывать фотографам об особенностях сотрудничества с всемирно известными изданиями, агентствами, о построении карьеры и создании самых нашумевших проектов. Конечно, не обойдется без портфолио-ревью и личных рекомендаций. Одновременно с курсом стартует фестиваль Photo London. Будет множество выставок, можно будет пообщаться c их авторами и зарядиться энергией творчества.

- Ты создала недельную программу обучения в «Онлайн-Фотошколе». Расскажи о ней.


Про материнский инстинкт ходят легенды. О нем пишут в книгах, его воспевают в песнях и описывают в книгах. Но иногда любовь женщины к своему чаду бывает весьма своеобразной и существенно влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Об этом факте человечество, как правило, умалчивает. Но некоторые фотографы решаются поднять щекотливую тему в своих работах.



Одна из таких смельчаков – Анна Радченко . Именно она создала уникальную фотосессию, иллюстрирующую самые распространенные ошибки, которые допускают матери в воспитании своих детей. Первый кадр иллюстрирует желание женщин выглядеть моложе и эффектнее на фоне своих детей. Для этого матери заставляют дочерей одеваться скромнее.


Вторая фотография рассказывает о несбывшихся мечтах взрослых, которые те стараются воплотить в своих детях. К примеру, женщина, которая так и не стала в свое время балериной, отдает на балет свою дочь, несмотря на то, что у нее нет способностей к танцам.


Но чаще всего матери «привязывают» к себе детей чувством долга, многочисленными болезнями.


А еще матери любят преувеличивать свою роль в семье, требуя к себе особенного отношения. В результате женщина становится своеобразным центром вселенной, и все домочадцы вынуждены беспрекословно подчиняться ей.


Манипулирование тоже не редкость в отношениях «отцы-дети». Родители создают рычаги управления ребенком, чтобы влиять на его мысли, поступки. Это может быть чувство вины, сравнение сына или дочери с другим человеком, а также демонстративное ожидание от ребенка каких-то невероятных достижений.


Самой невинной, но от этого не менее опасной, выглядит ситуация, когда матери относятся к своим сыновьям как к детям до самой старости, мешая им взрослеть и принимать самостоятельные решения.


Иногда родители чрезмерно опекают детей, навязывая им мнение, что мир жесток и нужно быть осторожнее. В результате ребенок вырастает недоверчивым и озлобленным.


Не всегда родители испытывают к детям любовь и нежность. Некоторые матери буквально ненавидят своих отпрысков, желая им смерти. Почему так происходит – сможет ответить только психолог. А вот то, что дети сильно страдают от завуалированной ненависти родителей – факт.


Не меньше страдают люди и от равнодушия близких. Родители, которые не принимают участия в воспитании своих детей – распространенное явление. Некоторые даже бросают новорожденных прямо в роддоме, не желая брать за ребенка ответственность. Таких матерей обычно называют «кукушками» в честь легкомысленных птиц, подкладывающих свои яйца в чужие гнезда. Хотя не менее развит, нежели у людей. Один из наших старых обзоров тому подтверждение.

Анна Радченко сделала фотопроект, который до сих пор бурно обсуждается на просторах Интернета. Серия снимков под названием «Материнская любовь» показывает, как родители влияют на судьбы своих детей.

Анна сейчас учится в Лондонском университете искусств. Фотограф сначала поступила в финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Но когда окончила, она отнесла диплом маме и сказала: «Все, можешь повесить его на стенку, а я теперь буду спокойно заниматься тем, к чему лежит душа».

Интересно Знать приводит фотопроект и историю его создания.

По словам Анны, идея создания проекта пришла к ней в голову после прочтения книги Анатолия Некрасова «Материнская любовь». «Когда я начала более профессионально заниматься фотографией, находясь в поиске тем, эту историю вспомнила, нашла книгу и перечитала ее уже с точки зрения каких-то визуальных идей».

Когда я была подростком, мне хотелось каких-то вещей, которые родителям казались не очень адекватными – концертов, тусовок и прочего. Того, о чем родители – и не без основания – обычно говорят «опасно», «не надо» и так далее. Сейчас я понимаю, что если у меня будет дочь и когда ей будет 15, я тоже не буду отпускать ее ночами с какими-то непонятными людьми на некие странные мероприятия. Но тогда мне казалось, что мама превращает мою жизнь в кошмар. Взаимные недовольства, конечно, выливались в конфликты, скандалы. И чем дальше – тем больше.

Но сейчас отношения Анны с матерью намного улучшились. «Мама мне очень помогает, она – главный организатор процесса – приглашает людей на съемки, поит их чаем…»

Когда я начала выкладывать на своей странице вконтакте снимки из серии «Материнская любовь», пользователи стали оставлять комментарии в духе «о, боже, у автора было такое ужасное детство», «несчастный фотограф» и прочее. В буквальном смысле такого в моей жизни не было. Просто в определенный период не покидало ощущение давления со стороны родителей.