Национальная галерея современного искусства Жё-де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume) описание и фото. Франция: Париж

Многие здания университетского Василеостровского комплекса первоначально были построены совсем не для учебных целей. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор. В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов?

В 1724 году, когда указом Петра I был основан Петербургский академический университет, трудно было представить, как всё изменится за 288 лет. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 года учебные аудитории размещались в доме барона Строганова в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов СПбГУ.

В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.

Коллегий было десять

Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 году строительство завершили, и императрица Елизавета Петровна издала указ о размещении здесь названных организаций.

Вход в здание Двенадцати коллегий. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

В административном здании располагались: Сенат (высший распорядительный, исполнительный и судебный орган); Синод (высший орган управления русской православной церкви) и коллегии (созданные Петром I прообразы современных министерств). Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. В числе президентов сподвижники Петра: Александр Меншиков, Федор Апраксин, Дмитрий Голицын, Яков Брюс и Яков Долгорукий.

И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне. На первом этаже устроили открытую галерею. Со стороны западного фасада, выходящего ныне во двор Университета, корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей. Каждый из них имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двусветные залы с балконами, обнесенные железной кованой решеткой. В центре фронтона корпусов располагались эмблемы коллегий с лепными украшениями и скульптурами.

Наружные стены окрасили в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада.

Сенатский зал

В современном СПбГУ есть помещение, которое сохранилось в первозданном виде с XVIII века. Это знаменитый Петровский зал. Именно здесь с 1732 по 1763 год проводил заседания Сенат - высший орган государственного управления Российской империи.

За большим сосновым столом с красным покрывалом, обшитым золотым позументом, вели когда-то жаркие дебаты выдающиеся государственные деятели: Дмитрий Голицын, Петр Шувалов, Павел Ягужинский и многие другие.

Окончательная отделка Сенатского зала была закончена в 1736 году под руководством архитектора Михаила Земцова. Живописные работы принадлежат кисти известных художников петровского времени Андрея Матвеева и Григория Мусикийского. Помещение имеет длину 10,5 метров и ширину 9,3 метра и занимает 2 этажа. По обе стороны от двери - два камина. Потолок, стены и камины богато декорированы лепкой в стиле барокко. Их украшают живописные панно аллегорического содержания в лепных рамах. Потолок зала представляет собой большую лепную раму, в которую заключен огромный живописный плафон с изображением Премудрости (в центре), Правды, Милосердия и Верности. Несколько ниже «гении» держат гербы первейших четырех государств Великороссийской империи. На стенах семь аллегорических живописных панно: «Совет» (направо от двери), «Великодушие» (налево), «Любовь к Отечеству», «Благодушие», «Резолюция», «Добродетель», «Мать».

Сейчас в Петровском зале проходят конференции, концерты, семинары и открытые лекции знаменитых гостей Университета.

Университетский садовник Буш

В остальном изначальная внутренняя планировка здания Двенадцати коллегий не сохранилась. В 1834–1837 годах его капитально перестроили для нужд Петербургского университета.

Проект перестройки был составлен академиком архитектуры Аполлоном Щедриным. Первоначально планировалось перекрыть все здание одной кровлей, но это лишило бы его характерных черт Петровского времени. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады восточной и отчасти западной сторон заложили и превратили в помещения. В центре здания разместили широкую парадную лестницу, построили вестибюль, зал Торжественных собраний (Актовый зал) с ионическими колоннами и университетскую церковь, освященную в 1837 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй этаж западной галереи остеклили и преобразовали в коридор с венецианскими окнами, который протянулся почти во всю длину здания и объединил отдельные корпуса.

Ещё ранее Университет посетил император Николай I и указал на необходимость создания сада перед длинным фасадом: «…дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые, и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». Деревья посадили под руководством известного садовника того времени Джозефа Буша. По проекту Аполлона Щедрина создали и установили на сплошной высокий цоколь из пудожского камня чугунную ограду. Сад стал называться Николаевским.

Здание Двенадцати коллегий, галерея первого этажа. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Археологические раскопки, проводимые здесь в последние годы, то и дело обнаруживают предметы быта, относящиеся к XIX веку. Это и неудивительно. На первом этаже в то время находилась основная часть профессорских квартир, а третий этаж занимали дортуары (общежития) для казеннокоштных студентов.

Квартира Менделеева

Со стороны двора в центре Главного здания тоже есть вход в вестибюль первого этажа. Он напротив входа со стороны Менделеевской линии. Справа в вестибюле - вход в Музей-архив Дмитрия Ивановича Менделеева. Квартиру эту с 1859 года занимал «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский. Он был деканом физико-математического факультета, а в 1865–1867 годах - ректором Университета. Перебравшись в Ректорский флигель, Воскресенский освободил эту квартиру бывшему своему ученику, профессору Менделееву. Именно здесь знаменитый ученый открыл Периодический закон химических элементов и написал многие известные труды.

Бетонированный дот в кабинете проректора

Во время Великой Отечественной войны основная часть универсантов до конца февраля 1942 года оставалась в блокированном Ленинграде. Только с открытием ледовой дороги через Ладожское озеро около тысячи человек эвакуировали тремя эшелонами в Саратов. Для сохранения научных и культурных ценностей в городе остался небольшой коллектив научных сотрудников, рабочих и служащих - около 130 человек. Им в первую очередь Университет обязан сохранением имущества. Обессиленные от голода, они постоянно дежурили в зданиях, ликвидировали аварии, откачивали воду, переносили в безопасные места приборы и книги. Отапливать помещения приходилось мебелью из аудиторий, а в университетской столовой в то время выдавали только дрожжевой суп.

Ещё до блокады, в ноябре 1941 года, моряки-балтийцы соорудили в помещении проректора по учебной работе ЛГУ бетонированный пушечный дот с амбразурой на Неву.

Несмотря на это, здания сильно пострадали от обстрелов и бомбежек. В 1944 году универсанты возвратились из Саратова в родные стены и совместными усилиями провели необходимые реставрационные работы. По инициативе ректора Александра Алексеевича Вознесенского заказали живописные портреты, гипсовые скульптуры и бюсты выдающихся учёных-универсантов, украсившие знаменитый коридор.

Налоговая инспекция в здании психологов

Университетские психологи удобно расположились в доме № 6 на набережной адмирала Макарова. Здание возвели в 1901 году по проекту архитектора Константина Тарасова отнюдь не для студенческих занятий, а для работы Главного управления неокладных сборов. Окладом в те времена называли денежную или натуральную повинность - налог, систематически поступающий в доход государства. Учреждение, располагавшееся в шестом доме, занималось сбором несистематических, единичных налогов.

Сейчас о старине напоминают, пожалуй, только лестничные перила из литого железа с цветочным орнаментом. Их изготовили на известном во второй половине XIX века художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Продукция этого завода (навес над крыльцом и боковые светильники) украшает и вход в здание с набережной Макарова.

Торговый склад в здании философов и историков

Историки и философы СПбГУ переселились в дом № 5 по Менделеевской линии только в XX веке. До этого здесь успели поработать и торговцы, и милиционеры.

Здание было задумано как Новобиржевой гостиный двор, в начале XIX века его построили по проекту Джакомо Кваренги. Это был огромный четырехугольник в два этажа с открытыми галереями, обращенными внутрь просторного двора. Наружная аркада первого этажа образовала обходную галерею. С самого начала здание использовали как склад. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись здесь частными артелями. В начале XX века значительные помещения в нем занимали склады торгового дома «Братьев Елисеевых» и артели Козухина, тут же находилась и контора главной артели. В начале 1920-х годов в доме № 5 расположились склады городской милиции.

В середине 1930-х годов историческому факультету передали здание на Менделеевском (Биржевом) проезде. По проектам архитекторов Я.Я.Китчера, А.А.Заварзина и В.И.Пилявского его приспособили для нужд Университета и надстроили третий этаж.

Перед войной в здании на Менделеевской линии размещались также поликлиника, военная кафедра, исторический, философский, политико-экономический и географический факультеты.

У поликлиники, кстати, своя интересная история. В 1897 году всех студентов обслуживал только один врач. Работы у него было много: в течение года обратились за помощью 1168 человек. С 1912 года врач стал посещать Александровскую коллегию (общежитие студентов) в Филологическом переулке. Кроме того, начали вести прием зубной врач и венеролог. Причем треть всех обращений за помощью приходилась на долю последнего.

Тайны здания на Университетской набережной

Дом №11 на Университетской набережной, где сейчас проходят занятия университетских филологов и востоковедов, хранит свои тайны и легенды.

Здание построено в строгом стиле раннего барокко XVIII века. Появление его в этом месте не случайно. По соседству когда-то располагалась огромная усадьба и дворец генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова (сейчас Университетская наб., 15).

При Екатерине I Меншиков являлся фактическим правителем России. После смерти императрицы, желая укрепить своё положение, губернатор прочил свою старшую дочь Марию в невесты новому государю Петру II (сыну казненного царевича Алексея). Меншиков услужливо предоставил императору жилые апартаменты в своем дворце, а рядом, в июне 1727 года, заложил фундамент для будущей резиденции молодых.

Последующие исторические события нарушили его планы. Придворные интриги привели сначала к отставке, а потом и к смерти Меншикова. В скором времени не стало и Петра II.

Только при Анне Иоанновне дворец достроили, но уже совсем в ином качестве. По одной из версий, здание возвели под руководством архитектора Иоганна Борхарда в 1759–1761 годах. Своим внешним видом оно в значительной мере напоминает бывшие Двенадцать коллегий и центральную часть Меншиковского дворца.

Сначала в доме № 11 поселились кадеты - там был Первый кадетский корпус. В 1867–1918 годах в нём расположился Историко-филологический институт с гимназией. Там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, в казенной квартире при институте жил профессор Лев Платонович Карсавин - заместитель директора и инспектор гимназии. В этом же здании были и квартиры некоторых других профессоров.

Как и многие старые петербургские постройки, дом имеет свои тайны. В декабре 1986 года во время работы строителей, в одной из стен нашли замурованную древнюю деревянную лестницу, которая сохранилась с 40-х годов XVIII века. В процессе работы также обнаружили квадратные кирпичи и остатки изразцов 60-х годов XVIII века. Эти находки пополнили коллекции Музея истории Петербурга. Многие специалисты при этом отмечают, что история здания ещё недостаточно изучена.

Дворик филологов и восточников

Дворец Петра II изначально строился в форме замкнутого четырехугольника с внутренним садом и въездными воротами с тыльной стороны.

Первый этаж правого, восточного, крыла сейчас занимают кафедральные и учебные помещения и кинозал, открытый в конце 1949 года. На этом месте в 1710-е, одновременно с дворцом Меншикова, строился дом его дворецкого Фёдора Соловьева. Этот дом позднее включили в сооружаемый ансамбль дворца Петра II.

О первых владельцах сейчас ничего не напоминает. Лестница от входа со стороны Ректорского флигеля ведет на второй этаж. Вестибюль сохранил свои лепные украшения, имеющие символическую значимость, и украшен портретами, выполненными художником Нахимовым. Изображены известные филологи Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Лев Владимирович Щерба, Владмир Яковлевич Пропп и другие.

Жители Ректорского флигеля

С другой стороны к дому филологов и востоковедов примыкает каменная арка ворот, соединяющая Главное здание с Ректорским флигелем.

Ректорский флигель. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Дом этот был построен в 1794 году как жилой. В начале XIX века его решили купить для нужд Университета, что и было сделано в 1837 году. Переделка его была поручена архитектору Аполлону Щедрину. Он изменил частично фасады, добиваясь гармонии с соседним зданием, а внутреннюю планировку оставил прежней.

В 1840 году поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, близкий друг Пушкина, стал ректором и поселился в ректорском доме. Прожил он здесь более двадцати лет. «Комнат множество, - радовался Плетнев новому жилью, - и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов». «Чудо что за месторасположение! - писал он одному из друзей. - С постели смотрю на Неву, за нею на бульвар, а там и баснословный Исаакий…».

Казенная квартира ректора стала в те годы одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Николай Гоголь, Иван Крылов, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Петр Вяземский, - многие маститые и начинающие литераторы.

Дом помнит и других великих людей. В 1876 году ректором Университета и очередным хозяином Ректорского флигеля стал «отец русской ботаники» Андрей Николаевич Бекетов. В дальних комнатах второго этажа, с окнами в университетский двор, жили юные дочери Бекетовых: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Бывал в этом доме и выпускник юридического факультета, студент магистратуры Александр Львович Блок. Он влюбился в 17-летнюю Александру Андреевну. В начале 1879 года в университетской церкви состоялось их венчание, а в воскресенье 16 ноября того же года в одной из боковых комнат верхнего этажа появился новый жилец, которого назвали Александром. Крестили его тоже в университетской церкви. Там же состоялось и обручение с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Жё-де-пом - Дом для игры в мяч

За Ректорским флигелем находится здание, возведенное в конце XVIII века. Эта несколько странная кирпичная постройка контрастирует своим видом с окружающими зданиями. Надпись на мемориальной доске называет его «домом для игры в мяч», или «жё-де-пом» (калька с французского). Так называлась популярная некогда в Европе игра в ручной мяч, предтеча волейбола, тенниса и бадминтона. В Россию она проникла при Екатерине II, когда для царской семьи в Зимнем дворце построили первый зал для такой игры и пригласили учителя из Франции. Предполагалось, что он будет обучать этому и кадетов. К тому времени было задумано строить большое новое здание для Кадетского корпуса, но дело ограничилось строительством только одного крыла с двумя огромными двухсветными залами. Считается, что здание строилось в 1771–1773 годах по проекту выдающегося зодчего Александра Кокоринова. В 1867 году здание «жё-де-пом» передали Санкт-Петербургскому университету. Это было фактически первое в России крытое спортивное сооружение.

Студенческая столовая им. профессора О.Ф.Миллера. Конец XIX в. Фото из архива Музея истории СПбГУ

На здании - мемориальная доска, в которой говорится о том, что здесь 24 (12) марта 1896 года Александр Степанович Попов принял на изобретенном им приборе первую радиограмму. Принимающая установка находилась в «доме для игры в мяч», передающая - на расстоянии около 300 метров, в здании химической лаборатории. Радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц», - имени немецкого основателя электродинамики. Отправил ее ассистент П.Н.Рыбкин, принял А.С.Попов. Тем самым был создан новый вид связи. По воспоминаниям профессора Ореста Хвольсона, было трудно описать восторг многочисленных присутствующих и овацию изобретателю.

Студенческая столовая

В 1899 году княгиня Зинаида Юсупова пожертвовала Обществу вспомоществования недостаточным студентам Петербургского университета участок земли за воротами университетского городка, на Биржевой линии. Здесь, в 1900-1901 годах Общество начало строительство студенческой столовой по проекту архитектора Ивана Коковцева. При отделке главного фасада архитектор использовал детали флорентийского палаццо. Применялись последние строительные новинки: несгораемые потолки из металлических конструкций, перекрытия и своды из бетона. Столовую оснастили электрической вентиляцией, гладильнями для столового белья, подъемными механизмами для еды и посуды.

В статье были использованы материалы книги Ю.А.Ендольцева «Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель», статьи сотрудника Музея истории университета В.Брачёва, материалы книги «275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись 1724–1999».

Подготовила Мария Блажнова

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Музея истории СПбГУ за помощь в подготовке статей.

Отношения Родриго Борджиа с сыном Чезаре и дочерью Лукрецией, вызывали живой интерес у современников, и породили массу слухов и домыслов. Благодаря Макиавелли, (чей «Государь» писался для отпрыска рода Медичи, и был попыткой вернуться на службу, ныне же является настольной книгой всех политиков) семейство Борджиа обрело бессмертие.

Законы истории реализуются через поступки людей, Борджиа (при всех их милых причудах) были орудием, орудием реализации идеи объединения Италии под властью римского первосвященника. Родриго и его прелестные детишки жили на рубеже XV — XVI веков, а единое государство в Италии образовалось только в 70 — е годы XIX века. «Святое» семейство опередило время на три столетия…

В плоской, слащавой поделке Нила Джордана, Александр VI выведен мелким интриганом (эдакий склочник из ватиканской коммуналки), Лукреция — туповатая, похотливая бурёнка, а Чезаре показан насупленным мальчиком, неловко помахивающим мечом. Иными словами, Джордан собрал в своём фильме все сплетни о семействе Борджиа и вывалил эту дурнопахнущую кучу перед пресыщенными зрителями. Получилась семейка Борджиа глазами «Жёлтой газеты». Интонации уличного зазывалы (слоган фильма: секс, власть, убийство). Не хватает только гайморитного голоска одного телеведущего: семья Борджиа, скандалы, интриги, расследования… Зрители отреагировали на такую подачу затухающим интересом к сериалу, снижением рейтингов, и в результате проект благополучно закрыт.

Том Фонтана создаёт объёмные психологические портреты ключевых персонажей. Родриго показан человеком страдающим от любви к своим детям, любви которая моментами приобретает болезненный, паталогический характер. Моментами он явно вожделеет Лукрецию, понимание чудовищности происходящего рвёт его сознание в клочья. Тонко показан внутриролевой конфликт: отец семейства — руководитель церкви. Подозрения в адрес Чезаре (смерть Хуана), открытое неподчинение сына приказам, возрастание самостоятельности Лукреции — всё это ставит Родриго в затруднительное положение. Как глава государства, он обязан реагировать, как отец, он вынужден прощать.

Сложнейший образ Чезаре создан Марком Райдером. Тягостные, мучительные поиски себя, своего места в жизни, преодоление комплекса младшего брата, противодействие отцовской воле, вечная борьба против всех, и против главного врага — самого себя. Чезаре показан не как примитивный исполнитель отцовских приказов, а как мыслитель, стратег, военный гений. Нет, он — не тупой мясник и душегуб. Его образ сложнее, он — настоящий человек эпохи Возрождения, эстетически одарённый, наделённый талантом завоёвывать любовь (не только женскую), пьющий жизнь большими глотками. Ирландский актёр прожил эту роль, горящие глаза, одухотворённое лицо, широкая, как поцелуй смерти, улыбка.

В отличие от мясистой, деревенской бабёнки Холлидей Гренджер (исполнитель роли в сериале Джордана), Изольда Дихаук — тоненькая, воздушная с девичьей фигурой и незаурядным талантом. Её Лукреция — не тупая дырка, которую циничный отец подкладывает в постель своим потенциальным союзникам, она — политик, умный, обладающий стратегическим мышлением, даром улаживать конфликты, рассудительностью. В середине второго сезона выясняется, что она чуть ли не самый вменяемый человек в семье. На фоне Чезаре, ярко горящего на огне собственных амбиций, утомлённого и растерянного Родриго, Лукреция сохраняет уверенность и спокойствие, она действует рационально и в этом её сила.

Очень изящно решена тема возможного инцеста. Между Чезаре и Лукрецией нет скотской похоти, есть очень светлое чувство любви, привязанности, близости душ. Авторы не стали поганить фильм сценами инцестуальной случки (как это сделал Джордан), их решение более тонкое, романтичное.

Фильм демонстрирует сложность человеческой натуры, её многогранность, сочетание качеств казалось бы несоединимых. Жестокость и ранимость, злобу и нежную привязанность. Фильм густо населён колоритнейшими персонажами. Здесь и Леонардо, и Макиавелли, французские и испанские короли (Хуана Безумная, несколько лет возившая с собой труп мужа — это реальный факт). Нам показывают не лубочную сказку, не сборник исторических анекдотов, а живую жизнь, брызжущую кровью и спермой, жизнь во всей её сложности и многообразии.

Канадский сериал — работа ремесленника, грубая, топорная. Джордан в шубе и в валенках ворвался в баню (жизнь Борджиа), снял рыхлую, безжизненную сказочку, бездумно повторив все клише о жизни неординарной семьи. Фонтана препарирует эпоху очень тонким инструментом, делает это бережно и изящно.

Программы Олимпийских игр постоянно меняются: одни виды спорта получают признание МОК, другие, наоборот, теряют бесценный статус. На Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро предстанут перед зрителями модный в высшем обществе гольф и популярное в Европе регби. А вот позиции борьбы изрядно пошатнулись - она удержалась в программе ОИ-2020 только благодаря активной кампании российского Олимпийского комитета. Другим повезло меньше - «Лента.ру» вспоминает виды спорта, которые были исключены из программ за столетнюю историю игр.

Же-де-пом

Корни же-де-пома (от французского jeu - игра, paume - ладонь) уходят в Средневековье. Старинная забава стала родоначальником сразу тенниса, сквоша, ракетбола (игра, напоминающая сквош) и гандбола. Первые упоминания о же-де-поме появились еще в XIII веке - уже тогда в него играли во Франции, Италии и Англии.

Правила предельно просты: нужно рукой перебросить через натянутые сетку или веревку небольшой мячик. Затем в качестве игрового снаряда стали использовать биту - широкую палку, а позднее перешли на прообразы ракеток. Местом для игры в же-де-пом стали специальные закрытые залы под названием «трипо» (от французского tripot ). Только в Париже насчитывалось более 200 таких помещений, которые сразу приглянулись столичным буржуа - игра была по карману в основном членам королевского двора и высокопоставленным вельможам.

Играли в же-де-пом на деньги: ставкой была монета экю (равная 60 су) - ремесленник на эту сумму мог вполне спокойно существовать несколько недель. Экю делилось на четыре части по 15 су, каждая из которых была стоимостью одного очка. Отсюда, кстати, вышла и система подсчета очков в современном теннисе, только «45» было заменено на «40» для удобства комментирования - выкрикивать короткое число получается гораздо энергичнее.

Игра была включена в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, но, по иронии судьбы, в первом и последнем олимпийском турнире по же-де-пому принимали участие только британцы и американцы, а не ее создатели - французы. Победителем стал американец Джей Гулд.

Однако и спустя более чем столетие же-де-пом напоминает о себе - в ведении кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета находится корпус для этой игры, построенный в конце XVIII века. Здание и по сей день носит историческое название «Же-де-Пом», а в этом году руководство СПбГУ запланировало провести его реставрацию.

Лакросс

Этот вид спорта зародился на другом конце планеты - в Северной Америке. Причем игра была не увлечением высших слоев общества, а частью тренировочного процесса воинов индейских племен.

Благодаря лакроссу индейцы повышали выносливость. Стандартные размеры поля никто не утверждал, поэтому игра могла проходить на площадке длиной в несколько километров с участием сотен человек. Правила были просты: загнать мяч в ворота, используя некое подобие клюшки и собственные ноги. Зачастую в матчах по лакроссу решались важные вопросы - индейцы играли в формате «племя на племя», оспаривая, например, право на территорию.

Более века назад лакросс получил признание МОК и попал в программу двух летних Игр - 1904 и 1908 годов. В Сент-Луисе-1904 между собой соревновались три команды - сборная США и две сборные Канады, причем вторая канадская была составлена из индейцев. Тогда организаторов турнира не очень заботили документация и отчетность, поэтому члены индейской команды заявились под народными именами. К примеру, за Канаду-2 были заявлены: Черный Орел, Полумесяц, Ночной Ястреб и Боящийся Мыла Человек .

Индейцы проиграли американцам в полуфинале (0:2), а в матче за золотые медали «звездно-полосатые» были разгромлены первой канадской сборной со счетом 8:2. В 1908 году в дисциплине лакросс был сыгран только один матч - между Канадой и Великобританией. Североамериканцы вновь уступили, после чего лакросс потерял место в олимпийской программе.

Роке

Роке напоминает смесь мини-гольфа и бильярда. Игровой процесс проходит на небольшой огороженной площадке. Участники должны загнать мяч точно в маленькие ворота, чему немало помогает навык игры «от борта».

Этот вид спорта выделился из кроке та и засветился в программе Олимпийских игр лишь однажды - в 1904 году. Причем на турнир приехало столько же спортсменов, сколько прошло лет с начала века. В результате первым и единственным чемпионом роке стал американец Чарльз Джекобс. И вряд ли к нему скоро присоединится кто-то еще - по этому виду спорта проходят только небольшие локальные соревнования, а американская Национальная лига роке фактически не функционирует уже десять лет.

Крокет

Игроки соревнуются в умении ударами молотка быстрее провести шар через воротца, расставленные по определенному маршруту. Крокет зародился в Англии, но участниками парижской Олимпиады-1900 были только французы, причем часть из них приходилась друг другу родственниками. Как и роке, крокет лишился места в олимпийской программе за недостаточную зрелищность.

Рэкетс

Еще одно изобретение британских любителей спорта. Суть игры проста: двое или четверо участников по очереди посылают мяч в стену так, чтобы при отскоке он попал на половину соперника. Когда ошибается один игрок, то право подачи передается другому и так далее.

Британцы добились включения рэкетса в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, где и разыграли между собой два комплекта наград - в одиночном и парном разряде. Заявки на участие подали всего семь британцев. В индивидуальном турнире лучшим стал Эван Ноэль, а в парном золото завоевали Вейн Пеннелл и Джон Джейкоб Астор V. После лондонских Игр о рэкетсе на Олимпиадах и не слышали.

Баскская пелота

Пелота - разновидность тенниса и прообраз сквоша. Игрок бьет мячом о стену, его соперник отбивает обратно. Наименование игры произошло от самого шарика - «pilota».

Баскская пелота зародилась более 500 лет назад и получила большое распространение в Южной Америке и Западной Европе. Особенно увлечению поддались испанцы и французы, которые и разыграли между собой комплект наград на Олимпиаде-1900. Затем пелота была исключена из основной программы летних Игр, но поклонники этого вида спорта не дают ему «умереть». Ныне довольно успешно функционирует Международная федерация баскской пелоты, которая регулярно организует чемпионаты мира, а на ОИ-1968 и 1992 игра была продемонстрирована зрителям в качестве показательной - официально МОК ее не признает, но дает статус развивающегося спорта.

Жё де пом

ЖЁ ДЕ ПОМ * jeu de paume . 1 . Название французской игры, напоминающей русскую лапту . Вместо поля, - по паркету, а вместо боя, хоть и в струнке и в шеренге, но однакоже, в танцах, аль в шармицеле, в жедепоме. 1770. Орловы Письма 55. Сегодня ввечеру в 8 часов в Зимнем Вашего Имп. Величества доме над манежем, где живет Maître de jeu de Pommes <так> в покоях сделался было пожар выкидкою из трубы, однакож тотчас оной потушили, и строению никакого повреждения воспоследовало. 18. 5. 1775. А. М. Голицын - Ек. II. // Худ. сокр. Рос. 1906 (7-12 58. Любить играть в же-депом. ФРЛ-1 2 242. Дом, в котором в мячики, в же-де-пом играют. Ад. 1 191. Игры мячами (Jeux de paume ), стрелами, в разных частях города. 1821. Сумароков Прогулка.

2. О колыбели французской буржуазной революции 18 в. - "Зале игры в мяч", где собрались 20 июня 1789 г. депутаты третьего сословия по распоряжению короля не допущенные дворец. Д ля нас с самого детства Париж был нашим Иерусалимом, великим городом Революции, Парижем Jeu de paume , 89-93 годов. Герц. Статьи из "Колокола" 1866 г. В сем отрывке говорит о взятии Бастилии, о клятве du jeu de paume , о перенесении тел знатных изгнанников в . Дела о Пушк. 76.

3. Помещение для игры в мяч. В жедепоме. Орлов Письма-1 55. 22 числа депутатов, по распоряжению графа Артуа, не пустили в jeu de paume , тогда они отправились заседать в церковь Св. Людовика. Писарев Истор. эскизы. От грядущего руссского парламента нельзя было ожидать новой клятвы согласия в новой зале jeu de paume . С. Орлицкий Далекие годы. // Набл. 1898 11 1 12. Кадеты получали воспитание.. гимнастическое; для сего последнего устроен был jeu de pommes , который и теперь существует. Комаровский Зап. 66. Ея Имп. Величество соизволила повелеть во время отсутствия разломать в саду дом, называемый жедепом (каменные покои, где прежде жили юнгферы и фрейлины). 1783. Успенский Дворцы 2 212. <долги> которые умножались еще с умножением новых при Царскосельском дворце строений, как-то: деревянных катальных , карусели для увеселительных игр, особаго строения жедепома для игры. Яковкин Ист. Царского 3 58. Жёдепом - мрачное здание, высящееся за восточной стеной корпусного сада, где была устроена, вероятно. при директоре корпуса Ангальте для этой игры, имевшей в то время в Петербурге много охотников. А. А. Одинцов Зап. // РС 1889 64 307. Под арест, по большей части, сажали нас в же-де-пом. .. Худшего помещения нельзя придумать. Там буквально нечем было дышать. Н. С.Лесков Кадесткий малолеток. // ИВ 1885 4 126. Заключение в жедепом считалось самым высшим наказанием из рода арестов и жедепом, бы исключительно, существовал для перворотцев. Ольшевский. // РС 1886 49 74. Жедепом. . было построено в Спб. в 1769 году. В Зимнем Дворце сооружен деревянный жедепом. Ныне во дворе Петрбургского университета сохранились части здания жедепома, возведенного на Конюшенном дворе Сухопутного кадетского корпуса.Веденина 1997 545. || перен . Вспоминая студенческие годы революции, я должен упомянуть о jeu de paume - так студенты прозвали старую физическую аудиторию в потемневшем здании из красного кирпича. Уже одно жэто название говорило о революции и о пристрастии тех лет к воспоминаниям о Великой революции 18 в. Впрочем наша аудитория совершенно не походила на высокий четырехугольный зал, где депутаты Генеральных штатов принимали свою знаменитую клятву. Здесь,. происходили и совещания студенческого актива по подготовке общестуденческих сходок. Здесь происходили выборы и кипела партийная борьба. Здесь происходили собрания землячеств. Анциферов Восп. 119. Маленькая аудитория в Старом Физическом здании (Jeu de paume ) Петербургского университета. Природа 1929 4 283. Жедепомный ая, ое. Начальник в жедепомном доме. Ад. 1 191. - Лекс . Ян. 1803: жедепом; Сл. 18: жедепом 1770 (же-де-пом 1798).


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Смотреть что такое "жё де пом" в других словарях:

    помёрзнуть - помёрзнуть, помёрзну, помёрзнем, помёрзнешь, помёрзнете, помёрзнет, помёрзнут, помёрз, помёрзла, помёрзло, помёрзли, помёрзни, помёрзните, помёрзший, помёрзшая, помёрзшее, помёрзшие, помёрзшего, помёрзшей, помёрзшего, помёрзших, помёрзшему,… … Формы слов

    помёрзлый - помёрзлый, помёрзлая, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлой, помёрзлого, помёрзлых, помёрзлому, помёрзлой, помёрзлому, помёрзлым, помёрзлый, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлых, помёрзлым, помёрзлой … Формы слов

    помётный - помётный, помётная, помётное, помётные, помётного, помётной, помётного, помётных, помётному, помётной, помётному, помётным, помётный, помётную, помётное, помётные, помётного, помётную, помётное, помётных, помётным, помётной, помётною, помётным,… … Формы слов

    Пом Пом (фильм) - Пом Пом кит. 神勇雙響炮 Жанр боевик комедия Режиссёр Танг Чо Чунг Продюсер Саммо Хунг … Википедия

    помёрзнуть - помёрзнуть, помёрзну, помёрзнет; прош. помёрз (устарелое помёрзнул), помёрзла, помёрзло, помёрзли; прич. помёрзший и помёрзнувший; дееприч. помёрзнув … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ПОМ - пневматическая отсадочная машина для обогащения каменного угля энерг. ПОМ передающий оптический модуль передающий оптоэлектронный модуль техн., физ. ПОМ план оперативной маскировки …

    ПОМЁТЫВАТЬ Толковый словарь Ушакова

    ПОМЁТЫВАТЬ - 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова

    Paume f. устар. Игра в мяч, напоминающая лапту. Танцы был некогда приятным и для здоровья полезным упражнением, как верховая езда, фехтование, игра в волан или в пом: тогда мог всякий без претензий в них участвовать. Вигель Зап. 1 64. Длинный пом … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПОМЁРЗНУТЬ - ПОМЁРЗНУТЬ, помёрзну, помёрзнешь, прош. вр. помёрз, помёзла, совер. (к померзать) (разг.). То же, что вымерзнуть (см. вымерзать в 1 знач.). Все яблони в саду померзли. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    пом. - пом. помещ. помещение пом. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. помещ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пом пом … Словарь сокращений и аббревиатур

Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия - 5-7 игр; для курт-пома - зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия - из 6 игр.

Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе .

Спортивная дисциплина

Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).

Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908 , на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.

Клятва в зале для игры в мяч

С жё-де-помом связана одна из страниц Великой французской революции . 20 июня 1789 года депутаты Генеральных штатов от третьего сословия, которых не пропустили в зал заседаний по королевскому приказу (не связанному, впрочем, с политикой: король просто держал траур по своему сыну , умершему незадолго до этого от туберкулёза), собрались в близлежащем зале для игры в жё-де-пом и поклялись продолжать собрания, пока не будет написана и принята конституция . Этот эпизод более известен под русским названием «клятва в зале для игры в мяч» .

Напишите отзыв о статье "Жё-де-пом"

Примечания

Ссылки

  • Жё-де-пом - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

Отрывок, характеризующий Жё-де-пом

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?