Старая басманная дом 23 9. Усадьба муравьевых-апостолов на старой басманной

Один из интереснейших архитектурных памятников, украшающих Старую Басманную улицу – особняк под № 23, выкрашенный в жёлтый цвет, с шестиколонным портиком, украшенный угловой полукруглой ротондой, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.

В XVIII веке это было владение купцов Бабушкиных, имя которых до 1964 года носил соседний переулок Александра Лукьянова.

В 1795 году дочь первогильдейского купца Петра Бабушкина Александра выходит за премьер-майора князя Ю. П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Кто является автором проекта этого деревянного нарядного здания на белокаменном цоколе достоверно не известно. Долгое время его постройку приписывали М. Ф. Казакову, потом архитектору И. Д. Жукову – во всяком случае, на плане яковлевского дома стоит именно его подпись.

Кстати, у особняка есть одна любопытная деталь - потолки в комнатах разной высоты.

На протяжении нескольких лет усадьбой владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов. Около 1815 года особняк приобретает Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол – жена сенатора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. В этом-то доме и жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Связана эта усадьба и с именем поэта Константина Николаевича Батюшкова, который квартировал здесь у Муравьевых в 1816 году. Возможно, бывал в доме и А. С. Пушкин.

В 1822 году Муравьёвы продают усадьбу, меняются владельцы, а в 1840-х годах здесь открывается Александро-Мариинский детский приют, относившийся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны. Он находился в старинном особняке до 1917 года.

Вскоре после революции нарком просвещения Луначарский предлагал открыть здесь, к столетию восстания на Сенатской площади, музей декабристов. Но тогда идея так и не была осуществлена. Вместо этого в доме устроили коммунальные квартиры. Старинный особняк ветшал и потихоньку разрушался. Ещё в 1952 году П. В. Сытин писал о том, что "типичный для своего времени и редкий сегодня» дом Муравьева-Апостола на Старой Басманной "доживает последние дни". Однако дом выстоял.

И только в 1986 году в нём наконец-то открылся музей. Но уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей был закрыт на реставрацию. Вместо реставрации дом ещё больше разрушили, а государство прекратило финансирование работ. Так и лишилась бы Москва этого интереснейшего памятника, если бы не один из потомков Муравьёвых-Апостолов – гражданин Швейцарии Кристофер Андреевич. Он предложил передать ему дом в долгосрочную аренду с обязательством отреставрировать особняк. 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - было подписано соответствующее постановление Правительства Москвы. И буквально через месяц началась масштабная научно-методическая реставрация. В настоящее время дом принимает гостей – здесь проходят выставки, проводятся лекции, презентации книг.

В 2001‑м началась научная реставрация, предусматривавшая восстановление главного дома усадьбы - по состоянию на период первой четверти XIX века. К началу работ дом был разрушен буквально наполовину (белокаменный цоколь фасада - на 50 %, окна, двери, деревянный сруб, потолочные перекрытия - на 40 %); цокольный этаж частично врос в землю. Инженерные коммуникации пришлось полностью переложить. После вычинки стен и сводов цокольного этажа была возведена временная кровля. Затем шаг за шагом демонтировались лепной декор фасадов и интерьера. Общий подход состоял в том, чтобы сохранить подлинные элементы в максимальном объеме, при невозможности - заменять аналогичными, выполненными по старинным технологиям.
В ходе работ были найдены обои конца XVIII и второй половины XIX века. В интерьерах парадных помещений были отреставрированы: венецианская штукатурка, гипсовые рельефы, голландские печи с поливными монохромными и полихромными изразцами, искусственный мрамор фризов под карнизами и стволов пилястр. При реставрации фасадов подход был аналогичным - максимально оставить то, что сохранилось. В результате один горельеф заменен, один - отреставрирован. С некоторыми капителями и колоннами портика поступили также. В старинный интерьер были вписаны современные коммуникации.
Полностью благоустроена прилегающая к зданию территория, а также воссоздана по историческим рисункам утраченная ограда с воротами и калиткой.

Восстановление уникального особняка на Старой Басманной является ярким примером комплексной научной реставрации памятников архитектуры столицы.

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

(Старая Басманная улица, 23/9). Создан в 1986 на правах филиала Государственного Исторического музея, закрыт в 1997. Первой попыткой показа некоторых материалов по истории декабристов в Москве было открытие в 1890-х гг. «Комнаты людей 40-х годов» (существовала до 1925, затем - в фондах ГИМа) в Румянцевском музее по инициативе Е.С. Некрасовой и директора музея М.А. Венивитинова. Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975. В 1976 в ГИМе, где сложилась богатая коллекция декабристских материалов, была разработана концепция создания музея. С 1977 созданию Музея декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК. В сентябре 1986 для музея выделили бывшую городскую усадьбу, принадлежавшую в 1816-23 Муравьёвым-Апостолам. Усадебный дом построен на рубеже XVIII-XIX вв. архитектором круга М.Ф. Казакова (в 1816-17 в доме бывали будущие декабристы М.И., С.И. и И.И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К.Н. Батюшков).

Собственных фондов Музей декабристов не имел, используя на правах филиала материалы ГИМа для устройства выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагеротипе и фотографии» (1988), «Декабрист М.С. Лунин» (1989), «500 лет рода Муравьёвых» (1990), «Декабристские реликвии» (1991), «Декабрист М.А. Фонвизин» (1991) и др.; велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве».

Литература: Лопаткин А., Декабристы и Пушкин, «Советский музей», 1987, № 5.

"Музей декабристов" в книгах

Жены декабристов

Из книги автора

Жены декабристов Когда я припоминаю прошлое, мне кажется, что до Благодатского я вовсе не жила, потому что только здесь я научилась понимать всю ценность жизни. М. Н. Волконская Жены декабристов… Их было одиннадцать, этих героических жен.Вместе с мужьями они прошли

БРАТ ДЕКАБРИСТОВ

Из книги Избранные произведения в двух томах (том первый) автора Андроников Ираклий Луарсабович

БРАТ ДЕКАБРИСТОВ Павел Александрович Бестужев, младший брат знаменитого декабриста Александра Бестужева-Марлинского и декабристов Николая Бестужева, Петра и Михаила Бестужевых, воспитывался в Петербурге, в артиллерийском училище, и был уже в офицерском классе, когда

Государственный литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко (Государственный литературный музей ХХ века)

автора

Государственный литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко (Государственный литературный музей ХХ века) Улица Малая Конюшенная, 4/2, кв. 119.Тел.: 311-78-19.Станция метро: «Невский проспект».Время работы: ежедневно – 10.30–18.00, выходные дни – понедельник и последняя среда

Историко-технический музей Санкт-Петербургского государственного технического университета (Минералогический музей)

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Историко-технический музей Санкт-Петербургского государственного технического университета (Минералогический музей) Улица Политехническая, 29.Тел.: 552-78-23.Станция метро: «Политехническая».Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не

Утопии декабристов

Из книги Утопия в России автора Геллер Леонид

Утопии декабристов В 1822 году масонские ложи (петербургские ложи насчитывали десять тысяч братьев) распускаются, но их место занимают (как это предвидел Меттерних) тайные общества, организованные по образцу патриотического немецкого Тугендбунда, итальянских карбонариев

6.6. Движение декабристов

Из книги История России. Учебное пособие автора Коллектив авторов

6.6. Движение декабристов После Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в среде дворянства усилились либерально-оппозиционные настроения. Представители оппозиции считали, что главным тормозом развития страны являются самодержавие и крепостное

§ 2. Движение декабристов

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Движение декабристов Общественные организации. Примечательной чертой общественной жизни александровского времени было исключительное обилие разного рода кружков, литературных и дружеских обществ. В Петербурге, Москве, в некоторых губернских городах возникали

Глава одиннадцатая Музей мадам Тюссо и Британский музей

Из книги Лондон. Прогулки по столице мира автора Мортон Генри Воллам

Глава одиннадцатая Музей мадам Тюссо и Британский музей Я осматриваю Риджентс-парк, посещаю зоопарк и музей восковых фигур мадам Тюссо. Вспоминаю старый Каледонский рынок и сожалею о том, что его больше не существует. Отправляюсь в Британский музей, где осматриваю

Музей городского транспорта и Музей игрушек

Из книги Стокгольм. Путеводитель автора Кремер Биргит

Музей городского транспорта и Музей игрушек Тем же, кто предпочитает иметь твердую почву под ногами, советуем посетить Музей городского транспорта (Sparv?gsmuseet) (48) на востоке острова Седермальм, на улице Тегельвиксгатан (Tegelviksgatan 22). Этот стокгольмский музей посвящен

*Музей ван Лона и музей фотографий FOAM

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

*Музей ван Лона и музей фотографий FOAM Подобную же картину роскошного образа жизни состоятельных амстердамских купцов можно увидеть в *Музее ван Лона (18) (Museum van Loon) на южном канале **Кейзерсграхт (Keizersgracht). Этот музей располагается в домах № 672 и 674, построенных в 1672 году. Здесь

**Пергамский музей (Pergamonmuseum), Музей исламского искусства (Museum für Islamische Kunst) и Музей Передней Азии (Vorderasiatisches Museum)

автора Бергманн Юрген

**Пергамский музей (Pergamonmuseum), Музей исламского искусства (Museum f?r Islamische Kunst) и Музей Передней Азии (Vorderasiatisches Museum) Поэтапная реставрация центрального здания Музейного острова с тремя коллекциями предположительно начнется в 2008 году. В это время доступ в некоторые отделы музея

*Музей Боде (Bodemuseum), Музей поздней античности (Museum für Spatantike), византийского искусства (Byzantinische Kunst), Нумизматический кабинет (Munzkabinett) и Собрание скульптур *Апсидная мозаика из Равенны:

Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

*Музей Боде (Bodemuseum), Музей поздней античности (Museum f?r Spatantike), византийского искусства (Byzantinische Kunst), Нумизматический кабинет (Munzkabinett) и Собрание скульптур *Апсидная мозаика из Равенны: Изображение Христа-Победителя, стоящего между архангелами Михаилом и Гавриилом (из церкви

Музей Коньяк-Же / музей Пикассо

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Музей Коньяк-Же / музей Пикассо В наше время в большие дворцы города переехали государственные учреждения, институты культуры или музеи. Особенно интересно будет посетить особняк Донон (музей Коньяк-Же) и особняк Сале (музей Пикассо).В маленьком особняке Донон (H?tel Donon)

*Музей техники мумификации и **Луксорский музей

Из книги Египет. Путеводитель автора Амброс Ева

*Музей техники мумификации и **Луксорский музей В *музее техники мумификации (3), расположенном наискосок напротив храма на набережной Нила, можно увидеть мумии зверей, саркофаги, инструментарий для бальзамирования и многое другое, что связано с этим важным аспектом

Музей Мюттера Самый жуткий музей в мире

Из книги 200 таинственных и загадочных мест планеты автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Музей Мюттера Самый жуткий музей в мире В Филадельфии находится Музей истории медицины, который по праву может претендовать не только на роль самого посещаемого музея США, но и наиболее практически полезного: многие годы сюда ходят студенты Центра медицины.Музей при

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве на Старой Басманной улице - одно из украшений столицы. Музей декабристов, открывшийся в старинном особняке, знакомит гостей с трагической историей, случившейся на с жизнью московского дворянства. Кроме основной экспозиции, здесь проводятся выставки и музыкальные вечера, читаются лекции.

История

В 18-м веке дом располагался в пригороде Москвы рядом с текстильной фабрикой, принадлежавшей, как и дом, купцу Бабушкину. Память о промышленнике продержалась в этой части города до 1964 года, и соседний переулок им. носил имя фабриканта Бабушкина. В 1795 г. дом переходит во владение князя Волконского, за которого купец выдал свою дочь. Сановник отстраивает особняк, но вскоре продает его военному в отставке Яковлеву. Новый владелец перестраивает загородную усадьбу, придавая ей стиль позднего классицизма.

Кто являлся автором проекта, доподлинно неизвестно, но на планах дома стоит подпись архитектора И. Д. Жукова. последствии дом неоднократно менял владельцев, среди них были графиня Салтыкова Е.А., Р. А. Ориентировочно в 1815 году эта загородная недвижимость была куплена в собственность Прасковьей Ивановной Грушевской, которая стала второй женой Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола.

Разоренное гнездо

В стенах этого особняка кипела принимались гости, давались балы, многих привечал влиятельный сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. Усадьба видела знаменитостей, например, поэт Батюшков квартировал в семействе в 1816 году. Есть предположения, что в гости захаживал Пушкин А.С.

Дом был многолюдным, в гости к родителям часто заезжали сыновья: Ипполит, Сергей и Матвей. Жизнь была благополучной, но на этот период приходится время зарождения декабристского движения, активными участниками которого стали три сына семьи. После подавления восстания Ипполит Муравьев-Апостол, не желая попадать под арест, совершил самоубийство. Сергей был публично повешен, а Матвея отправили в Сибирь на каторгу. В 1822-м усадьба была продана.

Музей декабристов

После Муравьевых-Апостолов дом еще несколько раз перепродавался, пока в 1840-х годах в особняке не открылся Александро-Мариинский приют для детей-сирот. Второй и были отданы приюту, а на и во флигеле сдавались помещения для жилья, лавочек, ремесленных мастерских. Усадьба Муравьевых-Апостолов была приютом для сирот до 1917 года.

В 1925-м советский нарком Луначарский планировал открыть музей декабристов и приурочить это событие к столетнему юбилею восстания, но идея не нашла реального продолжения. Вместо музейных залов особняк приспособили под коммунальную квартиру, что поспособствовало быстрому ветшанию. Идея основания музея парила в воздухе, но осуществилась она только в 1986 году. Здание находилось в аварийном состоянии, и когда в 1991 году обрушилась парадная лестница, его закрыли на реставрацию. Перестройка и неразбериха внесли свою лепту в дальнейшее разрушение - финансирования не было, реставрационные работы были прекращены.

Возрождение

В Москве многие исторические памятники утрачены, тому множество причин. Особняк также мог кануть в лету, если бы не наследник рода Кристофер Муравьев-Апостол. Усадьба предков произвела на него большое впечатление. Власти пошли навстречу его желанию возродить усадьбу, и помещение было отдано в аренду на 49 лет. проводились по новейшим технологиям, что позволило сохранить целостным каркас особняка. Чтобы увидеть старые стены, в уже открытых залах оставлены открытые фрагменты деревянного сруба.

Во дворе, куда раньше заезжали кареты, были проведены восстановительные работы. Артефакты, найденные вокруг здания, выставлены на стендах музея. За все время существования дома вокруг цокольного этажа скопилось много наслоений и потому, несмотря на наличие окон, он был скрыт от солнца. С фасадной стороны снять слой земли до первоначального уровня невозможно, а со стороны двора удалось расчистить территорию до исторического слоя, и теперь подвал открыт. В нижних помещениях особняка ранее располагались кухня, отлично сохранившийся винный погреб, хозяйственные помещения.

В музее-усадьбе сохранение исторического наследия проводится современными методами: поддерживается постоянная температура и контролируется режим влажности.

Архитектура

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве - это деревянный сруб в три этажа, возведенный на цоколе из белого кирпича. Фасад здания выполнен в стиле позднего московского классицизма. Высокие окна второго этажа скрываются за греческим портиком, украшенным коринфскими колоннами. Над окнами расположены барельефы тонкой работы с изображениями античных сюжетов. Левая сторона здания, выходящая на перекресток, оканчивается легкой, полной света полукруглой ротондой.

Залы второго этажа соединены анфиладой, где расположены кабинет, парадная спальная комната, бальный зал, две гостиные и помещение полуротонды. Есть у особняка одна особенность - потолки во всех комнатах имеют разную высоту. Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов - это отреставрированное пространство, где бережно сохранили все, что было возможно. По словам директора музея Татьяны Макеевой, реставраторы проявили весь профессионализм и знание своего дела. «Под потолком — сохранившиеся рельефы, мы только отмыли их от масляной краски. Вообще все, что можно было спасти, мы спасли», — говорит Макеева.

Современный музей

Усадьба Муравьевых-Апостолов сегодня - это музейное пространство двух первых этажей, последний и антресольный этаж - жилые помещения. Постоянная экспозиция музея посвящена семье декабристов. Здесь хранится последнее письмо сына Сергея, отправленное из Петропавловской крепости своему отцу. В нем он умоляет о прощении за горе, которое принесет в семью его смерть, и просит не оставлять без опеки двух его сыновей. Это письмо - реликвия, которую привезли с собой в Россию наследники рода. Для него отведена особая комната, где выставлен только один экспонат.

Анфилада комнат второго этажа посвящена истории декабристского движения. Здесь собраны личные вещи, альбомы, репродукции, артефакты, принадлежавшие семье и приближенным людям. Попадая в пространство музея, посетители оказываются в атмосфере 19 века. Уже на парадной лестнице каждого встречает хозяин дома Иван Матвеевич, вернее, его картонное изображение. В комнатах особняка можно встретить почти ожившие изображения всех членов семьи в бальных туалетах позапрошлого столетия.

Цокольное помещение полностью предоставлено под арт-пространство, где постоянно происходят культурные события. Сводчатый потолок и обширная площадь отсылают к тем временам, когда здесь была усадьба Муравьевых-Апостолов. Выставка, лекция, презентация, музыкальный вечер или любое другое светское мероприятие приветствуется в стенах возрожденного дома. В 2012 году здесь отметил памятную дату аукционный дом Кристис, в начале 2016 года и до середины лета проходила фотовыставка «Генезис», посвященная красоте природы. Автор работ - именитый фотохудожник Себастио Сальгадо. Помимо знаковых событий в музее проводят и более камерные мероприятия. Внутренний дворик также открыт для посетителей и гостей.

Желтовато-белый особняк по улице Старая Басманная, 23/9 поистине украшает этот район Москвы. Свои классические формы - шестиколонный портик, расположенную на углу полукруглую ротонду, устроенные на фасаде «античные» фризы и треугольный высокий фронтон - здание получило на изломе восемнадцатого и девятнадцатого веков.

История этого дома относит нас к XVIII столетию, когда владение принадлежало купеческой семье Бабушкиных (именно по их фамилии называлась до 1964 года нынешняя ).

В 1795 году родная дочь купца I гильдии Петра Бабушкина - Александра Петровна - выходит замуж за князя Ю.П. Волконского, имевшего в то время чин премьер-майора. В приданое невесте была включена и усадьба.

Волконский сразу возводит на этом месте деревянный особняк, который через пару лет выкупил Павел Иванович Яковлев - отставной капитан. Именно при последнем дом перестроили и придали ему сохранившийся до наших дней классический вид.

К сожалению, вопрос архитектурного авторства до сих пор не решен. Одно время это деревянное строение на белокаменном цоколе приписывали Матвею Казакову, а затем, после обнаружения старого плана постройки, зодчему И.Д. Жукову, подпись которого и обнаружили на этом документе.

Предположительно в 1815 году дом на Старой Басманной, 23 выкупает жена сенатора Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола - Прасковья Васильевна. Далее история дома будет связана с декабристским движением в России. Дело в том, что здесь жили будущие декабристы - братья Ипполит, Сергей и Матвей.

В гостях у хозяев бывал Константин Николаевич Батюшков - известный поэт. Предполагают, что навещал их и Александр Сергеевич Пушкин.

В 1822 году семья Муравьевых-Апостолов оставляет усадьбу. Далее здесь были другие хозяева, пока в этих стенах в 40-х годах не открыли Александро-Мариинский приют для подростков и детей, патронировала который сама императрица Мария Федоровна. Это заведение просуществовало в особняке вплоть до революции 1917 года.

В первые годы советской власти нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, по случаю скорого празднования декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади, предложил на этих площадях открыть Музей декабристов. Идею не поддержали, а бывший особняк отдали под коммунальные квартиры.

В 1986 году музей все же открыли, но каких либо мероприятий по его восстановлению не предприняли, что привело в 1991 году к обрушению потолка в месте расположения парадной лестницы. Здание закрыли на реставрацию, но из-за тяжелого финансового положения в стране государственная поддержка не оказывалась. В 1997 году музей и вовсе закрыли.

Возможно, Москва потеряла бы этот исторический памятник, если бы не поддержка подданного Швейцарии Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола - одного из потомков этой известной семьи. Он предложил и ему передали здание бывшей усадьбы в долгосрочную аренду. Договор был подписан накануне 175-ой годовщины декабрьского восстания - 5 декабря 2000 года. Сразу после этого здесь начались реставрационные и восстановительные работы.

В конце XVIII - 1-й четверти XIX века. Открыт для посещения как дом-музей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Трёхэтажный дом, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета, парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой. К Басманной улице выходит бывший Бабушкин переулок (сейчас улица Лукьянова), в котором помещалась фабрика купца Бабушкина; главный вход в дом № 23 также с переулка. Здание выглядит весьма соразмерно, создавая образ простой, но изящной городской усадьбы и давая возможность представить Басманную улицу двухсотлетней давности, когда над округой ещё всецело доминировала церковь Никиты Мученика (Владимирской иконы Божьей Матери), а соседние особняки Куракиных , Демидовых , Разумовских ещё не были перестроены.

    История

    На территории, которая простиралась от Старой Басманной до Новой Басманной улицы, были полотняные и шелковые фабрики. Первые постройки были сделаны в середине XVIII века. Дом многократно перепродавался. В частности им владела наследница дочери фабриканта П. А. Бабушкина - Александра Петровна Волконская, жена премьер-майора князя Ю. П. Волконского, которые продали дом в начале XIX века. В 1803 году усадьбу купил отставной капитан Павел Иванович Яковлев, который перестроил дом в 1803-1806 годах на основе старого дома в стиле позднего классицизма: белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и барельефами на античные сюжеты по сторонам портика, треугольный фронтон, полукруглая ротонда на углу улицы и переулка.

    Затем его покупает Прасковья Васильевна Грушецкая. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года и в 1815 году, возможно, перешла как приданое Грушецкой во владение её супруга - сенатора Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола (после его второй женитьбы ). В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, отца навещали его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Батюшков . Это период для семьи был внешне благополучным, но в это время формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников восстания , которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. Дом был продан.

    В более позднее время, один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек, который перешел затем во владение ведомства императрицы Марии . Приют занимал парадный и антресольный этажи. Директор приюта В. А. фон Левдик. Цокольный этаж и флигель сдавались внаем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-этажный доходный дом. Проект не был осуществлён.

    В 1925 году А. Луначарский собирался открыть музей декабристов, что осуществилось лишь в 1986 году, когда в усадьбе открывается филиал Государственного Исторического музея .

    Музей декабристов

    В 1986 на правах филиала Государственного Исторического Музея, в здании был открыт музей декабристов (закрыт в 1992). В 1816-1817 в доме бывали будущие декабристы М. И. , С. И. и И. И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К. Н. Батюшков.

    Первая попытка создания выставки по истории декабристов в Москве было открытие в в Румянцевском музее в 1890-х годах «Комнаты людей 40-х годов». Экспозиция была создана по инициативе Е. С. Некрасовой и директора музея М. А. Венивитинова и просуществовала до 1925 года, затем перенесена в фонды ГИМа. Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975 годах. В 1976 в ГИМе, где была собрана богатая коллекция материалов по восстанию декабристов, разработали концепцию создания музея. С 1977 созданию Музею декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК.

    Музей декабристов не имел собственных фондов, вместо этого он на правах филиала использовал фонды коллекции ГИМа для устройства временных выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагерротипе и фотографии» (1988), посвященных М. С. Лунину (1989), Муравьёвым (1990), М. А. Фонвизину (1991) и др. В музее велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве».

    Однако уже в 1991 году музей был закрыт для посещения из-за аварийного состояния здания .

    Возрождение усадьбы

    В том же 1991 году по приглашению Советского фонда культуры Россию посетили Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер. Они возвратили некоторые семейные реликвии и решили восстановить фамильный особняк. Была создана некоммерческая организация под руководством Кристофера, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

    После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов был передан по постановлению Московского Правительства в аренду музею на 49 лет, началась реставрация. Реставрация проходит по с сохранением старого деревянного каркаса здания, при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева. Во дворе здания был снят культурный слой земли в полтора метра, найденные при раскопках артефакты были переданы в музей, который был открыт для посещений в 2013 году .

    В усадьбе проходят выставки и приёмы. В частности здесь отмечал своё 15-летие в России аукционный дом