Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Композиционно-структурные особенности текста

Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.

Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей : вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.

Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

Типы композиции текста:

1) Линейная композиция – последовательное изложение фактов, событий; обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет).

2) Ступенчатая композиция – предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад).

3) Концентрическая композиция – дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип композиции способствует хорошему усвоению текста.

4) Параллельная – основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинения на темы «Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский»).

5) Дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий; это довольно сложный тип композиции, характерный для художественных текстов (часто такая композиция лежит в основе детективов).

6) Кольцевая – содержит повтор зачина и концовки текста; такой тип композиции дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

7) Контрастная – основана на резком противопоставлении двух частей текста.

Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями.

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

4.4. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

Юридическая речь по своему составу неоднородна. Каждодневная практика юриста (расследование, консультирование, оценка доказательств и т.д.) предполагает постоянный поиск связей между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.



Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение лежит в основе убеждающей речи и представляет собой словесное обоснование какой-то мысли, идеи. Именно доказательное рассуждение – отличительная черта стиля мышления юриста.

Всякое рассуждение включает в себя три взаимосвязанных компонента: тезис, аргумент, демонстрацию.

Тезис – это словесно выраженное утверждение (положение), истинность которого обосновывается в процессе рассуждения.

Антитезис – это словесно выраженное утверждение (положение), противоположное тезису. С речевой точки зрения аргумент – это отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная и уместная, это довод, служащий для обоснования самого тезиса.

Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами, т.е. само рассуждение.

К каждому компоненту структуры доказательного рассуждения аргументация предъявляет свои требования:

1.Тезис должен быть сформулирован четко и однозначно.

2.Тезис не должен меняться в процессе данного доказательства или опровержения (должен быть тождественным).

3.Аргументы должны быть истинными.

4.Аргументы должны являться достаточными основаниями для тезиса, т.е. автор обязан приводить такие доводы, которые подтверждают защищаемый тезис. Достаточность аргументов расценивается и в смысле их количества, и с учетом их качества.

5.Аргументы не должны противоречить друг другу и тезису.

6.Демонстрация должна представлять собой правильное рассуждение, основанное на знании законов логики: закона тождества, закона противоречия (непротиворечия), закона исключенного третьего, закона достаточного основания.

Несоблюдение указанных требований приводит к появлению ошибок и уловок в аргументации.

Под логической ошибкой обычно имеют в виду непреднамеренное нарушение правил аргументации в процессе рассуждения. Ошибки возможны по причине незнания, логической небрежности, неосведомленности, неквалифицированности. Уловка , наоборот, представляет собой преднамеренное нарушение правил аргументации и используется с целью ввести оппонента в заблуждение, создать видимость победы в споре.

I. Ошибки / уловки в отношении тезиса:

Подмена тезиса. Суть ошибки заключается в следующем: доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала.

II. Ошибки / уловки в отношении аргументов:

А) «Основное заблуждение» («ложность основания») – использование в качестве аргументов заведомо ложных суждений, которые выдают или пытаются выдать за истинные.

Б) «Предвосхищение основания» – включение в речь аргументов, которые не являются заведомо ложными, но сами нуждаются в доказательствах.

В) «Порочный круг» («циклический аргумент»)– тезис обосновывается аргументами, которые представляют собой перефразированный тезис.

III. Ошибки / уловки в отношении демонстрации.

А) «Мнимое следование» («не следует»)– между тезисом и аргументами создается только видимость логической связи.

Б) «От сказанного с условием к сказанному безусловно». Довод, истинный при определенных условиях, используют как безусловно истинный (т.е. всегда).

В) «Поспешное обобщение». Ошибка возникает в том случае, когда приводимых аргументов становится недостаточно для выведения истинности заявленного тезиса.

Изучение ошибок и уловок необходимо юристу для того, чтобы распознавать их в речи своего оппонента и уметь им противостоять.

В теории аргументации принято выделять аргументы по различным критериям:

1. С точки зрения морали и нравственности (моральный критерий), аргументы можно подразделить на корректные (допустимые) и некорректные (недопустимые).

2. Исходя из критерия релевантности (приемлемости), принято выделять два типа аргументов: рациональные аргументы (ad res – довод к существу дела) и иррациональные аргументы (ad hominem– довод к человеку).

Рациональные аргументы – аргументы, основанные на разуме и логике. Иррациональные аргументы – это аргументы, которые обращены к интересам и чувствам аудитории.

3. По силе воздействия в аргументативной риторике различают следующие виды аргументов: 1) исчерпывающие (он всегда один); 2) главные (их может быть несколько); 3) спорные (аргументы, которые можно рассматривать с позиций «за» и «против»); 4) запасные .

Источниками рациональных аргументов являются утверждения о фактах; статистические данные; авторитеты; теоретические и эмпирические обобщения; ранее доказанные положения, аксиомы, постулаты; законы, научные определения.

Факты или фактические данные – это единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования.

Статистические данные – количественные показатели развития производства и общества. Статистика помогает конкретизировать сообщение, сделать его более точным.

Например, для людей верующих обращение к тексту Библии есть аргумент к существу дела; для юристов в их практике, несомненно, авторитетным источником является Конституция Российской Федерации.

К теоретическим обобщениям относятся все юридические законы и правовые нормы, вовлеченные в рассмотрение обстоятельств дела и не требующие доказательств. Эмпирические обобщения по-другому называют аргументами из опыта. Обобщают данные, полученные экспериментальным путем (измерили, взвесили). Эмпирические аргументы часто являются абсолютными доказательствами в следственной и судебной практике.

В качестве ранее доказанных аргументов можно рассматривать предварительно проверенные и оцененные в процессуальном порядке свидетельские показания. Аргументами являются аксиомы, т.е. очевидные и потому недоказываемые в данной области положения, например: «часть больше целого». Кроме того, аргументами могут являться определения основных понятий в конкретной области знаний. В судебной практике при рассмотрении конкретного уголовного дела не обсуждается и не устанавливается содержание таких понятий, как «преступление», «умысел», «вина», «отягчающие обстоятельства» и многих других. Ссылки на такие определения означают использование их в качестве доводов в правовом рассуждении.

Среди иррациональных аргументов принято выделять общие и частные .

К общим относятся аргумент к традиции, аргумент к авторитету, аргумент к интуиции, аргумент к вере, аргумент к здравому смыслу, аргумент ко вкусу (к моде).

Традиция представляет собой систему образцов, норм и правил, которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. В современном обществе традиции действенны, например, в армии, церкви, некоторых политических партиях.

Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Следует помнить, что обращение к тем или иным авторитетам должно быть обусловлено спецификой той аудитории, перед которой выступает оратор.

Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. В чистом виде интуитивная аргументация является редкостью и в юридической практике вряд ли может быть применима. Интуиции близка вера – глубокое, искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции. Как и все иррациональные аргументы, она нуждается в определенной аудитории, сочувственно ее воспринимающей.

В аргументации при обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека, особую роль играет здравый смысл. Прежде всего здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, о годном и негодном. Уже понятия здравого смысла понятие вкуса.

Аргументация к вкусу (или к моде) – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения. Вкус несет на себе отпечаток социальной жизни и изменяется вместе с ней.

Частные иррациональные аргументы могут быть адресованы как процессуальному оппоненту, так и всей присутствующей аудитории. Кратко охарактеризуем основные виды аргументов.

Аргумент к человеку – указание на достоинство какого-либо человека с целью вызвать к нему симпатию, доверие и тем самым отвести подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение.

Аргумент к человеку, назначение которого – вызвать у аудитории неприятие определенной точки зрения, содержит характеристику негативных сторон личности и тем самым подрывает доверие слушателей к его словам.

Аргумент к публике – обращение к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью склонить их к принятию нужного выступающему решении.

Аргумент к жалости – аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость к обсуждаемому лицу, обвиняемому. Часто он используются в речах судебных защитников.

Аргумент к физическому благополучию рассчитан на естественное желание человека жить так, как ему хочется, комфортно и удобно, быть физически благополучным. Помимо аргумента к физическому благополучию достаточно действенными оказываются аргументы, затрагивающие материальные, социальные и экономические интересы аудитории; чувство собственного достоинства (аргумент к тщеславию).

Аргументы справедливости и права предполагают обращение к великодушию, чувству сострадания к слабым, к чувству долга и другим благородным побуждениям.

В процессе аргументации доводы располагаются по определенным аргументационным схемам . При этом учитывается специфика аудитории.

Так, нисходящая аргументация , при которой сначала приводится самый сильный аргумент, а потом более слабые, эффективна в малоподготовленной, не слишком заинтересованной аудитории или в эмоциональной обстановке.

Восходящая аргументация (от более слабых к более сильным аргументам) оказывается действенной в спокойной обстановке при обсуждении серьезных вопросов, когда собеседники готовы слушать и анализировать.

Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы «за» или только аргументы «против») лучше воздействует на малообразованных людей и эффективна для окончательного убеждения того, кто еще колеблется в принятии решения. Двусторонняя аргументация (использование аргументов «за» и «против» с последующим выводом) применима в подготовленной или негативно настроенной аудитории.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три»: один аргумент – это еще просто факт; на два аргумента – можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее. Третий аргумент имеет решающее воздействие: начиная с четвертого аргумента аудитория воспринимает аргумент уже не как систему, а как много аргументов. При этом возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Есть старая поговорка: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. «Много» начинается с четвертого аргумента.

Важно, чтобы оратор умел определять эти приоритеты и учитывать их в речи.

В основном, понятие композиции применяется для характеристики художественных . Она обусловлена методом, мировоззрением, конкретно-эстетическими, в т.ч. жанровыми задачами, которые поставил . В большинстве случаев, элементы композиции произведения составляют экспозиция, завязка, развитие действия, и развязка.Художественное целое может состоять не только из одного романа, но из целого цикла, группы поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, едиными проблемами, идеями или местом действия («Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя). Лингвостилистика в понятие «композиция» вкладывает взаимосвязь динамического и статического аспектов произведения, процесс расчленения текста на конкретные блоки (абзацы, главы), смысловую сторону текста . Поэтому существует два вида планов композиционного построения произведения: логико-композиционный и собственно-композиционный. Первый включает структурно-смысловой и структурно-логический аспекты, а второй – композиционно-содержательный и формально-композиционный.Композиция текста присуща не только художественным произведениям, но и нехудожественным тоже, и понимается как последовательность трех основных частей: вступления, главной части и заключения. Вступление представляет собой введение в тему, содержание текста , постановку проблемы, представление материала. Иногда во введении преследуются психологические цели (публицистика, научно- жанры) для завладения читательским , установления контакта с ним. В основной части раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные задачи. Здесь важно соотношение частных и общих , конкретных примеров и абстрактных понятий. В главной части автор излагает основной материал, подвергает его оценке, анализирует чужие суждения, предлагает свое понимание темы. Итог всему сказанному подводится в заключении, где формулируются выводы, намечаются новые проблемы .

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание, сложение) – это соединение разных частей в единое целое. В нашей жизни этот термин встречается довольно часто, поэтому в различных сферах деятельности значение немного изменяется.

Инструкция

В «композиция» расположение и связанность художественного произведения, объединенного замыслом автора. К ее элементам : части и главы, предисловия и сцены, диалоги и монологи, песни и т.д. и портретов также входит в композицию. Однако ее нельзя рассматривать как последовательность элементов, она является целостной системой форм, обусловленных содержанием произведения

Наука об архитектурной композиции общие закономерности построения проекта и самого объекта архитектуры. Сама композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их , деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Композиция – это , которое также несет определенный заложенный смысл. С помощью звуков передается внутреннее состояние композитора, важные жизненные события, эмоции (радость, печаль и др.), и т.д. Множеством приемов, передающих те или иные оттенки, создается одна целостная композиция.

Все виды композиций в разных областях имеют свои особенности, которые пересекаются в одном: объединение многих компонентов в одно целое произведение, имеющее смысл.

Видео по теме

Референтная группа - социальная группа, которая является для человека значимым эталоном, способом организации как для себя, так и для других, а также исходной точкой вырабатывания ценностных ориентаций и социальных норм.

Функции референтной группы разделяются на сравнительные и нормативные. Нормативные выступают источником норм, при помощи которых осуществляется урегулирование поведения людей. Они становятся ориентиром по решению значимых проблем. Сравнительная, в свою очередь, является стандартом для индивида, с которым он отождествляет себя и окружающих людей. Одна и та же группа способна быть сравнительной и нормативной одновременно.

Референтные группы по факту принадлежности разделяют на идеальные и присутствия. Присутствия отличается тем, что индивид является членом группы. А идеальной будет для та группа, в какую он не входит, но на взгляды и отношения которой он ориентирован в своем поведении и оценивании людей и значительных событий.

Идеальная группа бывает как вымышленная, так и реально существующая. В вымышленной группе жизненными идеалами и эталонами оценок служат литературные герои, известные исторические личности. В любом случае стремится быть приверженцем идеальной группы.

На отрицательные и положительные референтные группы классифицируются в соответствии с отрицанием или согласием личности с ценностями и нормами группы. От того человек соответствовать неодобрительным оценкам со стороны той группы, каких норм он не придерживается, и наоборот – получить своих со стороны того , нормам которого пытается отвечать.

Е.В. Щедрина разработала специальную экспериментальную процедуру, выявляющую референтные группы – референтометрию. Она предназначена для установления и выявления уровня референтности участников группы для любого входящего в нее индивида. То есть она определяет круг лиц, мнение которых индивид считает наиболее значимым для себя.

В социальной и понятие референтной группы применяется обычно для пояснения социально-психологических механизмов, которые участвуют в развитии индивидуальных ценностно-нормативных установок и регуляции сознания личности.

Влияние референтной группы немаловажно. Поэтому эти группы выявляют с целью проведения социологических исследований, которые связаны с освоением эффективных пропагандистках и педагогических воздействий. Референтометрия помогает изучать направленность личности и искать пути для ее целенаправленного формирования.

Организации возникли довольно давно и с течением времени усложнялись, разрастались и приобретали все большее значение в жизни человеческого общества. В самом простом понимании организация представляет собой группу людей, действующих для достижения общей цели. Для успешного их функционирования деятельность группы должна координироваться.

Инструкция

Таким образом, организация – это объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения некоторой цели. Организации могут быть формальными и неформальными. Формальные организации обладают правом юридического лица, цели их функционирования закреплены в учредительных документах, а порядок деятельности – в нормативных актах, которые регламентируют права и обязанности каждого участника. Формальные организации бывают коммерческими и некоммерческими. Целью деятельности первых является получение прибыли. Некоммерческие организации не имеют своей главной целью получение прибыли. Неформальные организации – это группы людей, возникающие спонтанно, члены которых вступают во взаимодействие между собой.

В экономической науке под организацией подразумевается только формальная организация. Организация может иметь не одну цель, а несколько. Их реализация обеспечивается за счет слаженного функционирования отдельных ее частей. Ключевая цель любой организации, без которой не возможно ее существование – собственное воспроизводство. Если данная цель у организации подавлена, то она может быстро прекратить свое существование.

В процессе функционирования организация использует ресурсы, которые она преобразует для достижения нужного результата. В составе ресурсов выделяются человеческие ресурсы, капитал, материальные ресурсы и информацию.

Организация тесно связана с внешней средой, поскольку получает из него ресурсы. Кроме того, во внешнем мире находятся потребители производимых ей товаров и услуг. Внешняя среда организации довольно разнообразна. В нее входят экономические условия, потребители, законодательство, конкуренты, общественные взгляды, технология и т.д. При этом внешняя среда практически не поддается влиянию организации. В связи с чем руководителям организации приходится учитывать воздействие этих факторов на ее деятельность.

Видео по теме

Развитие – это, прежде всего, любой процесс, который направлен на изменение духовных и материальных объектов с целью их усовершенствования. Это явление можно наблюдать во всех сферах жизни. Ведь, где нет прогресса и развития, наступают регресс и деградация. Это одно из самых важных понятий всего мироздания.

Инструкция

Развитие происходит практически во всех областях . Например, существует развитие организма. Оно выражается в качественном приспособлении к окружающей среде и другим объектам внутри системы. К примеру, новорожденный не , что готовит ему взрослый мир. По мере получения , так или иначе, он развивается и приспосабливается к изменениям вокруг себя. От этого процесса невозможно уйти ни одному человеку.

У также может наблюдаться не только физическое и социальное развитие, но и психическое. Они все неразрывно идут друг с другом. Во время получения новой информации, у человека развивается память, мышление, внимание, воля и эмоции. Без этих составляющих не было бы вида «человека разумный».

Также под развитием понимают рост экономики или социальный прогресс. Невозможно поддерживать спрос на товары или услуги, если не увеличивать . Это и есть главная причина постоянного роста макроэкономической системы. Также по мере накопления знаний и создания новых технологий, происходит и социальное развитие. Люди больше возможностей для реализации своего потенциала и человеческой потребности развиваться. Без данного аспекта, невозможно надеяться на совершенствование мира.

К развитию также стоит относить и распространение какого-либо процесса. Примерами таких явлений могут служить вредные привычки человека, болезни, стихийные бедствия и т.д. Иногда данные процессы происходят для людей. Например, раковые заболевания от курения не проявляются в одночасье. Им нужно определенное время. Но данный аспект не дает людям опасности ощутить приближения трагического исхода. Поэтому, порой, чтобы степень развития процесса, нужно применить точные приборы (например, медицинские).

Видео по теме

Совет 6: Как строится композиция любовных исторических романов

Чтобы любовный роман не стал сомнительной историей, развивающейся на фоне абстрактных событий, необходимо досконально изучить описываемую вами эпоху, узнать о наиболее влиятельных людях того времени и уделить внимание мелочам, кажущимся на первый взгляд незначительными.

Инструкция

Выберите страну и временной отрезок, в котором будут развиваться события вашего романа. Почитайте учебники истории, изучите политическую и военную ситуацию того периода. Помните, что государство могло называться в тот период совершенно по-другому.

Почитайте записки современников или исследования историков, посвященные крупным политическим деятелям, полководцам, монархам, которые станут участниками вашего повествования. Это позволит наполнить роман интересными описаниями.

Придумайте сюжет романа. Классическая любовная история развивается обычно следующим образом. Двое молодых и красивых людей встречаются в трудные для страны (области, рода или семьи) времена. Они могут полюбить друг друга с первого взгляда, но, возможно, сначала возненавидят друг друга, поскольку принадлежат к разным сословиям или являются отпрысками враждующих кланов. В любом случае, вы должны спланировать повествование таким образом, чтобы обстоятельства и интриганы мешали влюбленным быть вместе. Среди таких препятствий может быть война, помолвка одного из главных героев с влиятельным лицом, статус незаконнорожденного ребенка. В концовке все неприятности будут преодолены и влюбленные воссоединятся. Обычно повествование заканчивается на этом.

Соблюдайте временные рамки вашего повествования. События, развивающиеся в романе, должны соответствовать историческим событиям того периода, о котором идет речь.

Учтите статус женщины в конкретный временной период. Вполне возможно, во времена, о которых вы пишете, все представительницы слабого пола сидели взаперти и вышивали гобелены. Поэтому описание того, как главная героиня села на коня и поскакала рубить врагов, будет неуместно по одной причине – она просто не могла знать, как сесть на лошадь. Хотя, конечно, бывали и исключения.

Дополните роман достоверными описаниями городов и природных ландшафтов. Для этого можно обратиться к истории конкретного населенного пункта, а виды местности изучить по фотографиям, исключив из рассмотрения современные постройки.

Изучите особенности костюмов и одежды выбранной вами эпохи. Это позволит сделать повествование более достоверным, особенно если в романе будут постельные сцены.

Видео по теме

В классической политэкономии любой товар обладает двойственным характером, который определяется закладываемым в нем абстрактным и конкретным ом. Стоит разобраться, что же вкладываются в эти понятия.

Товар

Любой товар на рынке, будь то автомобиль, молоток или продукт питания, обладает двумя качественным особенностями. Во-первых, товар удовлетворяет какие-то потребности человека. Во-вторых, товар обладает определенной меновой стоимостью. Полезность его выражается потребительской стоимостью. Меновая стоимость - это понятие, которое характеризует ценность данного товара по сравнению с другим товаром, потребительская стоимость которого является аналогичной обмениваемому.

До того как появился денежный обмен, продавец на рынке понимал, что, к примеру, за его рыбу ему дадут килограмм зерна или один топор. Из этого следует, что и одна рыба, и килограмм зерна, и один топор обладают единой меновой стоимостью и количеством общественного труда, который был заложен во все эти товары. С появлением денег каждый из этих товаров стал обладать одинаковой стоимостью, но разной потребительской ценностью.

Величайшим теоретиком при формировании двойственного характера труда является Карл Маркс. Свою теорию политэкономии он выразил в двухтомной работе «Капитал».

Абстрактный труд

Стоимость товара, выраженная ее меновой оценкой, получается благодаря так называемому абстрактному труду. Он выражается в затратах рабочей силы как таковой. Чем больше ее было потрачено при производстве товара, тем выше его меновая стоимость или стоимость, выраженная в денежных единицах. Благодаря абстрактному труду у потребителя имеется возможность сравнить тот или иной товар с точки зрения его стоимости, которая закладывается производителем.
Современный мир хоть и предпочитает денежный обмен товарами, но сохранились еще уголки на Земле, где племена до сих пор используют натуральный обмен, оценивая товары с точки зрения потребительской стоимости.

Конкретный труд

Труд, который выражен с помощью физических, умственных усилий, затрат материалов, является конкретным. Иначе говоря, форма выражения такого труда является измеримой. Благодаря данной форме труда любой товар обладает потребительской стоимостью. Таким образом в мебели выражается труд столяра, в платье - труд , в кувшине - труд гончара и т.д.

Рыночные товарные отношения

Экономика хоть и признает двойственный характер труда, закладываемого в производимый товар, но предпочитает оценивать товар с точки зрения абстрактного труда, так как это позволило перейти от менового обмена товарами к денежному. Деньги стали способом оценки абстрактного труда, так как потребительская стоимость является достаточно субъективной величиной, оценка которой не всегда представляется возможной.

Понятия «хутор» и «отруб» сегодня практически не встречаются в современной русской речи, однако их можно встретить в классической литературе. Этими устаревшими терминами люди пользовались еще во времена Гоголя, называя ими маленькие поселения и частные крестьянские землевладения.

Хутор

Хутор представлял собой очень населенный пункт или отдельную крестьянскую усадьбу с обособленным хозяйством. Обычно в хутор входило около десяти , которые являлись отдельной группой, которая административно относилась к более крупным населенным . Постепенно хутора расширялись, превращаясь в село или деревню, однако их название часто оставалось в названии поселения.

Эстонцы называли свои хутора мызами, тогда как поляки и жители некоторых стран восточной и центральной Европы использовали название «фольварк».

Каждый хутор мог насчитывать от одного до ста дворов, однако в нем не было – этим он и отличался от села, где могло быть всего десять дворов, но присутствовала обязательно. Донские и кубанские называли хутором поселение на территории , которое не имело отдельного административного управления. Нередко численность населения станичных хуторов превышала численность центрального поселения, возникшего хутора. Большие хутора часто становились автономными станицами с отдельной общинной территорией и приписанным казачьим населением.

Отруб

Понятие «отруб» появилось в начале 20 века в России. Им называли кусок земли, выделяемый из общинной земельной территории, передаваемый крестьянину в единоличное пользование без переноса основной усадьбы. Таким образом, отруб являлся хозяйственной формой частного землевладения с максимально компактным расположением. Впервые правовые между хутором и отрубом были проведены в 1906 году в нормативном акте, где указывалось, что деревенские общины могли перейти как к отрубной, так и к подворной форме землевладения.

Разница в том, что хутор мог быть чересполосным, а отруб полностью объединял надельные крестьянские участки в общий массив.

Собственник, получающий новообразованный участок, мог самостоятельно решать, статус давать своей земле – надельный или ненадельный. Это было важным моментом, поскольку надельный участок несколько ограничивал своего хозяина в распоряжении им. Ограничения позволяли сохранить крестьянский земельный фонд от неземледельческих элементов, проникающих в деревни. Кроме этого, признание земли надельной освобождала ее от кредитов, залогов и других финансовых обременений частных собственников и кредиторов – кроме Крестьянского поземного банка.

Человек, решивший стать создателем статей для интернет-сайтов, естественно, хочет знать, сколько он сможет заработать, занимаясь подобным видом деятельности. Как правило, начинающие авторы выбирают рерайт, как наиболее простой способ создания интернет-контента. Но они сталкиваются с тем, что оплата их труда может быть очень разной и зависеть не от качества работы, а от других факторов, которые трудно учесть новичку.

Что такое рерайт?

Для начала неплохо определиться, . Рерайтом принято называть создание статьи для интернет-ресурса на основе других материалов, взятых на просторах Сети или из печатных изданий.

В настоящее время требования к рерайту довольно высоки. Качественный рерайт - это не просто изложение материала исходной статьи своими словами и, тем более, не примитивная замена слов в исходной статье синонимами или перестановка их порядка в предложении. Приветствуется рерайт, при написании которого автор пользовался несколькими источниками, сумел творчески переработать их, а еще лучше – добавить собственные оригинальные мысли и идеи.

Но главным требованием к рерайт-статье остается уникальность. Это значит, что текст, полученный в результате, не должен встречаться на просторах интернета. Проверять уникальность необходимо с помощью специальных программ, а вот требования к степени уникальности могут быть различны.

В любом случае, уникальность ниже 80% не дает право считать статью подходящей для любого интернет-ресурса.

Цена рерайта

Цену на любой контент, как правило, устанавливают, отталкиваясь от стоимости 1000 печатных знаков.

Некоторые устанавливают цену за 1000 знаков печатного текста с учетом пробелов, однако чаще все же встречается фиксированная цена за 1000 печатных знаков без учета пробелов.
Но могут быть и варианты: некоторые заказчики устанавливают желательный объем статьи и фиксированную цену за нее, некоторые готовы платить в зависимости от того, сколько читателей наберет статья.

Но даже если ориентироваться на стоимость 1000 знаков без пробелов, она может весьма различаться в зависимости от желания и возможностей заказчика. Так, на биржах конетента эта цена колеблется в пределах от 10 до 200 и более рублей. Новички, как правило, готовы попробовать свои силы даже за минимальную плату, но быстро понимают, что заработать сколько-нибудь ощутимую сумму таким образом невозможно.

Некоторые заказчики не делают различия между авторской статьей и рерайтом, другие платят за рерайт несколько меньше. Средняя цена за рерайт составляет 40-60 руб. за 1000 печатных знаков без учета пробелов, однако при определенной доле везения и должном уровне мастерства можно найти заказчика, готового платить за подобную работу гораздо больше, поэтому точно сказать, сколько будет стоить та или иная статья, чрезвычайно сложно.

Еще один путь попробовать увеличить свои доходы, занимаясь рерайтом – выставить статьи на продажу на контента или на форуме веб-мастеров. Но для того, чтобы получить высокую оплату, человеку необходимо зарекомендовать себя как качественного и уникального материала. Ни один заказчик не станет покупать статьи дорого у человека, возможностей и способностей которого он не знает.

В любом случае, оплачиваться будет лишь грамотный, уникальный материал, независимо от того, рерайт это или авторская статья. За безграмотный, тяжелый в прочтении, неуникальный текст автор рискует не получить ни копейки.

Водоцементное соотношение прежде всего определяет прочность бетона. Для того чтобы выяснить, сколько нужно жидкости в том или ином растворе, следует обратить внимание на качество цемента, тип заполнителя, его чистоту и влажность.

Водоцементное соотношение – это точная пропорция воды и цемента в составе бетона. Оно определяет, какова будет его крепость, следовательно, и качество.

Влияние воды на характеристики бетона

Если в цементно-песчаном растворе будет избыточное количество жидкости, это приведет к образованию пор в структуре монолита и как следствие, к снижению его прочности. Жидкий раствор быстро распределяется по форме (опалубке) и вскоре начинает просачиваться сквозь малейшие щели. Вытекая, вода уносит с собой цемент, так как это связующее является самым легким по весу компонентом раствора. Такой бетон долго схватывается по той причине, что период испарения жидкости весьма значительный. В большинстве случаев это приводит к растрескиванию строительного камня.

Для жесткого бетона М75 оптимальное водоцементное соотношение – 0,6. Следовательно, для приготовления 1 м3 этого раствора потребуется 150 л воды. Но чтобы расчет был абсолютно точным, нужно понимать функцию жидкости в растворе. У воды их две: принимает участие в химических процессах, происходящих во время затвердевания цемента, и обеспечивает смеси относительную пластичность (текучесть).

Это свойство очень важное, так как обеспечивает отсутствие воздушных пузырей в структуре бетона. Поэтому для жестких составов столь необходимо уплотнение (утрамбовывание) цементно-песчаного раствора независимо от того, какой тип заполнителя используется. Эту работу выполняют вручную или с помощью специального вибрационного инструмента (виброплит).

Как узнать точное водоцементное соотношение?

Водоцементное соотношение чаще всего определяют по специальным таблицам. Но опытные строители могут делать это по состоянию раствора в бетоносмесителе. Если воды в составе смеси мало (не более 30% от общего количества цемента), то получают жесткий бетон. Если много – то текучий. Большую роль в определении водоцементного соотношения играет влажность и чистота заполнителя. Например, если песок сырой с примесью глины, пропорцию цемент-вода нужно корректировать.

Важно обратить внимание и на качество цемента. Следует понимать, что за месяц хранения он теряет не менее 10% своих свойств связующего вещества. Через три месяца потери возрастут до 20%, через полгода – до 30%. Все это повлияет на требуемое количество воды для получения бетона должной прочности. В качестве крупного заполнителя не рекомендуется использовать известняковый щебень, так как этот камень обладает достаточно высокой гигроскопичностью, что не позволяет с необходимой точностью определить требуемое водоцементное соотношение для бетона определенной марки.

Осциллограф - это прибор, наглядно отображающий электрические колебания. Его название произошло от латинского и греческого слов – «oсцио» и «графо», что переводится как «качаюсь» и «пишу», что точно отображает принцип его работы.

История и классификация

Самый первый осциллограф был изобретен во Франции в 1893 году физиком Андре Блонделем и был более примитивным и менее точным, чем его современные вариации.

Сегодняшние осциллографы дают возможность исследовать сигналы гигагерцовых частот. Для изучения же более высокочастотных сигналов, как правило, используют более сложные электронно-оптические камеры.

По назначению и способу вывода информации осциллографы делят на два типа. Первые имеют периодическую развертку для непосредственного наблюдения формы сигнала на экране. Вторые же, обладая все той же непрерывной разверткой, регистрируют колебания кривой на фотоленте.

Осциллографы с периодической разверткой подразделяют на универсальные, скоростные, стробоскопические, запоминающие и специальные. Цифровые же дают возможность сочетать использование разных функций.

Также принято различать осциллографы по способу обработки входного сигнала на аналоговые и цифровые.

Существуют также классификации по количеству лучей: однолучевые, двулучевые и т. д. Количество лучей может достигать 16-ти и более.

Кроме вышеперечисленных вариаций есть осциллографы, совмещенные с другими измерительными приборами. Их называют скопометрами.

Область применения

Как было указано выше, осциллограф – это прибор для исследования амплитудных и временны́х параметров электрического сигнала. Именно поэтому осциллографы нашли широкое применение и радиотехнике, где их используют для более четкой диагностики и понимания колебательных процессов в электронных схемах.

С помощью этого прибора можно оценить не только и не столько частоту колебаний, сколько именно форму и рисунок колебательных процессов. Также при помощи осциллографа можно найти помехи либо искажения прохождения электрического импульса в различных узлах схемы.

На сегодняшний день это один из самых важных приборов в радиоэлектронике. Его используют в прикладных, лабораторных и научно-исследовательских целях, для контроля и изучения электрических сигналов.

Применение осциллографу нашлось и в телевещании. В этой сфере его используют для периодического и оперативного контроля качественных показателей телевизионного тракта и отдельных его звеньев.

Свой след осциллограф оставил и в игровой индустрии. Именно его экран послужил в качестве дисплея для одной из первых видеоигр Tennis For Two. Она представляла собой виртуальный вариант тенниса.

Современное производство всех областей все чаще обращается к натуральным материалам. Многие из них обладают действительно уникальными свойствами. Одним из примеров может служить текстолит – целиком натуральный и применяемый во многих областях.

Что такое текстолит

Текстолит – это конструкционный слоистый материал, который получают путем горячего прессования хлопчатобумажных тканей. Ткани, в свою очередь, пропитывают термореактивным связующим веществом на основе фенолформальдегидной смолы. Иногда в качестве пропитки используют полиэфирные, фенолоформальдегидные, эпоксидные, полиамидные, фурановые, кремнийорганические смолы или термопласты.

Однако именно благодаря хлопчатобумажной ткани этот материал обладает прочностью при сжатии, повышенной ударной вязкостью и хорошо переносит механическую обработку: сверление, нарезку или штамповку.

Все эти качества обуславливают сферу использования текстолита - изготовление деталей, нагруженных знакопеременными электрическими и механическими нагрузками или работающих при трении.

Кроме того текстолит – это отличный электроизолятор.

В целом свойства этого материала во многом зависят от свойств тканей и связующего, из которых изготовлен текстолит, а также технологии его изготовления.

В этой связи различают текстолиты, органотекстолиты, стеклотекстолиты, асботекстолиты, углетекстолиты и базальтотекстолиты. Да и сами ткани различаются по виду плетения, толщине и поверхностной плотности.

Сферы применения текстолита

Текстолит нашел применение во многих областях. Например, он широко используется в и радиоэлектронике как изоляционный материал или теплоизолятор.

По причине его износо- и виброустойчивости из него создают детали трения - подшипники, втулки, кольца, шайбы и прочее. Некоторые разновидности текстолита используются в химической промышленности для работы с агрессивными средами.

Кроме того его используют для работы в трансформаторном масле и на воздухе в условиях нормальной влажности окружающей среды при частоте тока 50Гц.

Машины и приборы, детали которых исполнены из текстолита и его производных, значительно увеличивают производительность предприятия в целом.

Различают листовой и стержневой текстолит.

Текстолит листовой – полимер, предназначенный для прокладывания амортизирующего слоя в электротехнических изделиях. Он представляет собой композицию спрессованной и пропитанной смоляным составом хлопчатобумажной ткани.

Текстолит стержневой – это особая форма наслаивания все того же хлопчатобумажного материала. Этот метод намотки позволяет использовать текстолит в отраслях, связанных с работой под высоким напряжением.

Полученная в 60-х годах прошлого века технология производства высокопрочных волокон по сей день имеет широкое применение. Торговая марка, занимающаяся данным производством, получила название Кевлар (Kevlar).

Кевлар и его свойства

Кевлар относится к арамидам – волокнам высокой термической и механической прочности. Научное название данного волокна полипарафенилен-терефталамид. Выпускается кевлар фирмой DuPont. Кевлар обладает очень высокой прочностью. Он практически в пять раз прочнее стали.

Прочность и эластичность кевлара сохраняется при достаточно низких температурах до -196оС. При воздействии низких температур кевлар даже становится прочнее.

Кевлар при нагревании не плавится. Он начинает разрушаться при температурах 430-480оС. Скорость разрушения зависит от температуры и продолжительности температурного воздействия. Эти параметры весьма внушительны. Если температура 150оС, то за 500 часов прочность кевлара уменьшится всего лишь на 10-15%. Однако он легко разрушается при длительном воздействии ультрафиолета, поэтому его не стоит на долгое время подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Также кевлар теряет свою прочность при намокании.

Кевлар прекрасно выдерживает удары и противостоит распространению трещин. При высоких нагрузках кевларовые волокна прогибаются и образуют вмятины. По конструкции он напоминает , но не требует обработки.

Применение кевлара

Благодаря своим свойствам, кевлар получил широкое распространение и применение, несмотря на его высокую стоимость.

Изначальным предназначением кевларовых волокон было использование его при армировании автомобильных шин. В этой области он и по сей день успешно применяется. Также им армируют динамики и волокна медных кабелей.

При изготовлении смешанных тканей кевлар используется также в качестве компонента для армирования. Из этих тканей изготавливают защитные перчатки, проколостойкие стельки, защитные части одежды, предназначенной для экстремального спорта, например, в обмундировании мотоциклистов.

Высокая прочность кевлара позволяет применять его для изготовления бронежилетов и шлемов. Это применение кевлара стало, пожалуй, самым популярным. Кевларовые средства защиты относительно легкие, у них огромная скорость поглощения энергии. Бронежилеты из кевлара прошли большинство испытаний. Чтобы исключить ухудшение качества средств защиты, для них делались непромокаемые покрытия, которые также защищали от воздействия солнца.

Что подразумевается под термином «фрахт»

В узком смысле слово «фрахт», от нем. "Fracht", означает груз, доставляемый перевозчиком на арендованном транспорте, а также непосредственно перевозка грузов. Но у этого термина имеется и более широкое употребление.

Фрахт подразумевает договорные отношения между двумя сторонами – продавцом товара, которому необходимо доставить его до места назначения, и выбранным им перевозчиком, который берется за доставку этого груза. При этом в некоторых случаях доставка и страхование доставляемого товара оплачивается продавцом заранее, до того как груз будет отправлен.

Но чаще всего оплата фрахта происходит после того, как груз будет доставлен в место назначения. Это подразумевает, что продавец берет на себя возможные риски и другие дополнительные расходы по доставке товара. Но согласно установленным правилам, на перевозчике также лежит обязанность обеспечить страхование в пользу покупателя по таким страховым случаям, как потеря и повреждение перевозимого товара.

Стороной, которая в договоре фрахта называется «перевозчик», может выступать любое лицо, которое в рамках принятых на себя по данному договору обязательств должно обеспечить своевременную и безопасную перевозку товара любым видом транспорта. Это может быть железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской или внутренний водный транспорт, а также любые их комбинации.

От чего зависит стоимость фрахта

В первую очередь стоимость фрахта будет зависеть от продолжительности маршрута. На нее повлияет и обстановка в районах, по которым он будет проходить. Так, в случаях международных перевозок, стоимость фрахта увеличивается, если маршрут проходит в непосредственной близости от районов боевых действий. Когда перевозка осуществляется морским транспортом, цена ее может быть увеличена, если судно будет следовать через Панамский или Босфорский пролив – властями Панамы и Турции взимается немаленькая плата за проход судов через эти каналы. Увеличивает стоимость фрахта и использование для упаковки грузов контейнеров нестандартных размеров и формы.

В стоимость фрахта также включается стоимость работ по погрузке и разгрузке товаров в месте отправления и месте назначения. В том случае, когда перевозятся опасные грузы, применяется повышающий коэффициент. Кроме того, на стоимость перевозки могут влиять различные международные и внутренние пошлины и сборы, а также сезонные колебания цен на рынке грузовых перевозок.

Тщательная работа над уникальностью текста требуется представителям многих профессий. Действительно полезную информацию на эту тему найти не так-то просто, поэтому до многих вещей приходится додумываться самостоятельно.

Вот несколько простых способов повышения уникальности текста.


При выполнении рерайта текста старайтесь переделывать предложения с конца. Такой подход позволяет получить новое предложение с тем же смыслом и высокой уникальностью. Следите при этом, чтобы в тексте предложения оставалось бы связанными между собой по смыслу.


Не используйте программы, повышающие уникальность. Во-первых, большинство из них платные. Во-вторых, повышение уникальности в основном достигается за счет наполнения исходного текста скрытыми символами. Количество символов в тексте возрастет, а вот уникальность практически не изменится. Программы-синонимайзеры – эти и вообще выдают неудобоваримый текст, требующий настолько серьезной переделки, что проще с самого начала все сделать самостоятельно. Ни один заказчик не примет такой текст, будь то художественный текст за оплату или курсовик студента.


Те, кто не просто время от времени вынуждены создавать уникальные тексты (например, работы учащихся), а зарабатывают на этом, прекрасно знают, «шингл». Данный термин обозначает количество слов, используемое программой для проверки уникальности. Чаще всего за эталон принимается проверка с шинглом «3». Выполняя проверку текста, программа с такими настройками будет проверять загруженный текст не через три, а через ЧЕТЫРЕ слова. Чтоб ваш текст прошел проверку на уникальность с использованием этого алгоритма, самым простым вариантом при работе с ним будет замена каждого четвертого слова. Если так получается не во всех случаях, отсчитываем назад слово или два, меняем его, потом начинаем отсчитывать с последнего исправленного слова.



Даже если вы полностью пишете текст самостоятельно, без использования каких-либо источников, в нем все равно могут проявляться неуникальные фрагменты. Выход прост – не используйте заезженные фразы, общепринятые клише, и ваши тексты станут получаться не только уникальными, но и интересными.


Композиция - это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование - главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание . Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание - это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж - это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог - разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог - речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов . Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы , рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления . Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика . В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям - такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования - это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула - все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета - хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж - описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет - это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:”Жили-были” или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут - поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция - это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Сложен вопрос о жанре «Слова». Попытки объявить его былиной или ораторским словом, стремление отыскать в нем следы болгарской, византийской или скандинавской традиции и т. д. наталкиваются на отсутствие аналогий, надежных фактов, и прежде всего на поразительное своеобразие «Слова», не допускающее безоговорочного отождествления его с той или иной жанровой категорией.

Наиболее аргументированными являются гипотеза И. П. Еремина, рассматривавшего «Слово» как памятник торжественного красноречия, и точка зрения А. Н. Робинсона и Д. С. Лихачева, которые сопоставляют «Слово» с жанром так называемых chansons de geste (буквально «песни о подвигах»). На сходство «Слова», например, с «Песнью о Роланде» уже обращали внимание исследователи.

Характеризуя произведения этого жанра, Д. С. Лихачев пишет, что такой «эпос полон призывов к защите страны... Характерноего „направление“: призыв идет как бы от народа (отсюда фольклорное начало), но обращен он к феодалам — золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало.

В эпосе соединяется коллективность и книжное начало (элементы ораторской прозы), элементы личностного и публицистического начала». На первый взгляд, сближение «Слова» с chansons de geste слишком общо, однако все попытки иначе определить жанр «Слова» неизбежно приводили к еще большим натяжкам и искажениям стилистической, образной и композиционной структуры памятника.

Итак, фабула «Слова» навеяна событиями 1185 г., а сюжет определен стремлением автора преподать поучительный урок князьям-современникам на примере трагической судьбы Игоря. Какова же художественная структура произведения?

Композиционно «Слово» делится на три части: вступление, основную (повествовательную) часть и заключение. Обычно считается, что во вступлении автор противопоставляет свою художественную систему традиционной, воплощенной, например, в песнях Бояна.

Но едва ли на Руси XII в., в эпоху благоговейного отношения к литературному этикету и жанровым канонам, автор, решивший нарушить традицию, стал бы открыто заявлять о своем новаторстве. Вероятней другое: вступление, как справедливо отметил И. П. Еремин, имеет чисто риторический характер и, «предпосылая его своему произведению, автор „Слова“ поступил как опытный матер, писатель большой литературной культуры.

Вступление у него преследует вполне определенную цель: подчеркнуть „торжественную“ направленность своего произведения, настроить читателя на „высокий“, необыденный строй мысли, соответствующий серьезности содержания „Слова“».

И. П. Еремин подчеркивает далее, что в некоторых жанрах древнерусской литературы — ораторских «словах», житиях — вступление являлось необходимым, этикетным элементом композиции произведения. Что же касается «полемики» автора «Слова» с Бояном, то, быть может, речь здесь идет отнюдь не о форме повествования и не о жанре, а о теме.

Автор «Слова» не хочет, подобно Бояну, воспевать славные деяния прошлого, а намерен повествовать «по былинам сего времени». В этом, и только в этом, быть может, видит свое отличие от Бояна автор «Слова» и оправдывает свое отступление от традиции перед читателем; но намерен он, как и Боян, вещать «старыми словесы трудных повестий».

Основная «повествовательная»часть «Слова» не просто рассказ о событиях — некая аналогия летописному повествованию: «...не столько факты интересуют оратора, — писал И. П. Еремин, — сколько показ своего отношения к ним, не столько внешняя последовательность событий, сколько их внутренний смысл».

Соотносимые с действительными событиями эпизоды перемежаются с литературно-вымышленными сценами (таковы, например, вещий сон Святослава и его «золотое слово» князьям; изображение скорби европейских народов, узнавших о поражении Игоря, плач Ярославны, беседа Гзы и Кончака и т. д.), а еще чаще с отступлениями: историческими экскурсами или авторскими сентенциями.

Но каждое такое отступление свидетельствует не только о широком историческом кругозоре автора, а также о его умении найти аналогии в порой отдаленных событиях, непринужденно изменять течение повествования, обнаруживая при этом обширную эрудицию и стилистическое мастерство.

Заключение «Слова» — образец «славы», типичной, возможно, для эпического жанра, о существовании которого на Руси мы узнаем из косвенных свидетельств других источников.

Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так самобытны, что на первый взгляд может показаться, будто «Слово» находится совершенно вне сферы литературных традиций русского средневековья.

В действительности это не так. В изображении русских князей, и особенно главных героев «Слова» — Игоря и Всеволода, мы обнаружим черты знакомых нам по летописанию эпического стиля и стиля монументального историзма. Как бы ни заслуживал осуждения безрассудный поход Игоря, сам герой остается для автора воплощением княжеских доблестей.

Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», жажда «испить шеломом Дону Великого», чувство воинской чести заслоняют зловещее предзнаменование — затмение солнца. Столь же рыцарствен и брат Игоря — Всеволод, и его воины-куряне: они «под трубами повити, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены» и в битвах ищут «себе чести, а князю славы».

Но в отличие от летописи в «Слове», как памятнике поэтическом, сосуществуют как бы два плана. «Реалистическое» (а по существу — этикетное) изображение персонажей и событий постоянно соотносится с описанием полумистического мира враждебных «русичам» сил: это и зловещее предзнаменование — затмение солнца, и враждебные Игореву войску силы природы (птицы, звери, сама ночь, которая «грозою птичь убуди»), и, наконец, фантастический Див, Дева-Обида, персонифицированные бе́ды — Карна и Жля. Д. С. Лихачев заметил как-то, что «художественная система „Слова“ вся построена на контрастах».

Одним из таких контрастов является противопоставление образов-метафор: солнца, света и тьмы (ночи, темного цвета). Это противопоставление традиционно для древнерусской литературы и для фольклора. В «Слове» оно неоднократно реализуется в самых различных образах: Игорь — это «свет светлый», а Кончак — «черный ворон», накануне битвы «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть 4 солнца».

В вещем сне Святославу видится, что этой ночью с вечера его покрывали «черной паполомой», ему наливали синее вино, всю ночь граяли «бусови врани». В той же метафорической системе построен ответ бояр Святославу: «Темно бо бе в 3 день, два солнца померкоста, оба багряная стлъпа погасоста... молодая месяца Олег и Святъслав тъмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма свет покрыла». Зато когда Игорь возвращается на Русь, вновь «солнце светится на небесе».

Выше уже было отмечено, что многие сцены «Слова» имеют символический смысл, в том числе и такие, казалось бы, «натуралистические» зарисовки, как рассказ о волках, воющих по оврагам, или птицах, перелетающих из дубравы в дубраву в ожидании поживы на поле битвы.

Собственно пейзажные зарисовки в «Слове» чрезвычайно лаконичны: «дльго ночь мрькнет, заря свет запала, мъгла поля покрыла», «земля тутнет, рекы мутно текуть, пороси поля прикрывают» и т. д.

При этом характерно, что в «Слове», как и в других древнерусских памятниках, нет «статичного» пейзажа, простого описания природы: окружающий мир предстает перед читателем не столько в своих неподвижных формах, сколько в своих действиях, явлениях и процессах. Автор «Слова» не говорит нам, каковы предметы, окружающие его героев, а обращает внимание на то, что совершается вокруг, говорит о действии, а не описывает картины.

В «Слове» не говорится, что ночь светла или темна, она меркнет; не описывается цвет речной воды, но говорится, что «рекы мутно текуть», а Сула уже «не течет сребреными струями»; не изображаются берега Донца, а говорится, что Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого древа, и т. д.

Другой характерной чертой поэтики «Слова» являются авторские отступления. Автор прерывает рассказ о битве Игоря с половцами в кульминационный момент с тем, чтобы вспомнить «плъци Олговы, Ольга Святьславличя».

Подобно этому, между рассказом о «падении стягов Игоревых» и описанием скорбного момента пленения Игоря («Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево») помещено обширное размышление автора о последствиях поражения Игоря: «Уже бо, братие, невеселая година въстала».

О бедствиях Русских земель, подвергшихся новым половецким набегам, и даже о печали, охватившей далекие страны — «немцев» и венецианцев, византийцев и «мораву», говорится ранее, чем о сне Святослава, который, судя по его символике, приснился князю именно в роковую ночь после поражения Игоря (или даже в канун его). Итак, все смещено, все символично, все служит «концепции сюжета», а не стремлению к документальности повествования.

Поняв эти особенности сюжетного построения «Слова», мы увидим, насколько бесполезны рассуждения о том, собирали ли в действительности половцы дань «по беле и веверице», целесообразно ли было приглашать на помощь Игорю Всеволода Большое Гнездо, и без того стремившегося вмешаться в южнорусские дела, поймем, что не следует на основании «Слова» судить о могуществе Ярослава Осмомысла, и т. д.

«Слово» эпично, а не документально, оно полно символики, оно и не может напоминать поэтому летописное повествование, где отступление от документальности (в изображении современных событий в пределах погодных записей!) может оправдываться либо неосведомленностью летописца, либо его политической тенденциозностью.

Сказанное здесь свидетельствует о безусловно книжной природе «Слова». Но с ней гармонично сосуществует и иная, фольклорная стихия. Эта стихия нашла свое отражение в элементах народного плача (плач Ярославны, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря, плач матери Ростислава. Плачи же имеет в виду автор «Слова» тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли после поражения Игоря).

Почему же «Слово», литературные достоинства которого были так высоко оценены в новое время, прошло малозаметным в древнерусской литературе? Правда, в начале XIV в. выписку из «Слова» сделал псковский писец Домид (Диомид), переписывавший «Апостол», а еще сто лет спустя автор «Задонщины» положил «Слово» в основу поэтического строя своего произведения, но эти отклики слишком незначительны, сравнительно с литературными достоинствами памятника, как мы смогли их оценить в новое время.

Дело, видимо, в том, что высокий политический и нравственный потенциал «Слова» очень скоро потерял свою актуальность: после монголо-татарского нашествия вспоминать о половцах и призывать князей к объединенному отпору кочевникам было уже поздно, во-вторых, не следует забывать о жанровом своеобразии «Слова», которое также не могло способствовать его популярности в «этикетной» литературе того времени.

И наконец, последнее, быть может, самое важное: «Слово» появилось накануне разгрома Южной Руси Батыем; в пламени пожаров гибли книжные сокровища именно тех городов, где списки «Слова» скорее всего могли находиться: Киева, Чернигова, Новгорода-Северского.

Возможно, лишь случайность спасла для нас «Слово»: один из списков памятника был увезен на север (во Псков, где его видел писец Домид), и, быть может, к этому списку восходит в конечном счете текст, который читался в Мусин-Пушкинском сборнике.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение),

КОМПОЗИЦИЯ . Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Композиция складывается из завязки, развития, кульминации, развязки, а так же могут быть эпилог и пролог.Приёмы и способы весьма разнообразны. Композиционные приемы

  • центр (смысловой, композиционный)
  • применение золотого сечения
  • статика
  • динамика

Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, Композиция включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы.

Единицы композиции делятся на:

  • Формальные. Для эпоса – предложение, абзац, глава, часть, том. Дилогия предполагает, что на ряду с общими героями каждое произведение читается как самостоятельное, а книга в двух томах такого не предполагает. Для лирики – стих, строфа. Для драмы – сцена, акт (действие). «Рамочный» текст – это название произведения иногда с уточнениями: эпитеты, авторские комментарии, датировка, место написания.
  • Речевые единицы. (речевые характеристики – это то, что произносит персонаж, т.е. субъектное создание).

1. Диалог – самое частная и демократическая характеристика.

2. Монолог(Обращенный) – это свидетельство более развитого сознания.

3. Монолог(необращенный) – внутренний – это более глубокая характеристика человека, это то о чем человек думает.

4. Внутренний диалог – характеристика больного сознания, «разрушающего» человека.

5. Письменная речь персонажа

6. Дневник персонажа (Печорин) – максимальное самораскрытие. Дневник не предназначен для чужих глаз.

Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – заголовок, зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

  • Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.
  • Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.

Заголовок - это вводная фраза текста. Это наиболее важный элемент информационного сообщения или объявления. Его основное назначение - привлечь внимание читателей и побудить прочитать основной текст. Создание заголовка - это творчество, удачный результат которого обязательно предполагает оригинальное, нестандартное мышление. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст.


Структура текстов по правилу «перевернутой пирамиды », как правило, следующая:

1. Основная мысль, самая важная информация, которая необходима для контакта с аудиторией.

2. Вспомогательная информация. Полезная, но не главная.

3. Выводы, заключение, благодарности, все, что угодно. Если Ваши читатели дошли до этой части, значит, статья была действительно стоящей.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Абзацное членение преследует одну общую цель - выделить значимые части текста. Основные функции абзацного членения следующие: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная.