Древнейшие земледельцы юго-восточной и центральной европы. Хозяйство и материальная культура мотыжных земледельцев-скотоводов

Страница 2 из 4

Неолитическая Македония была покрыта густыми лесами и отличалась холодной зимой, в лесах укрывались стада благородных оленей. Поэтому Г. Чайлд считал, что развитие македонской культуры должно было проходить по типу развития неолита Центральной Европы, что Македония отставала от материковой Греции и что древнейшие из поселений просто представляли собой аванпост фессалийской культуры сескло. Однако открытие поселения в Неа Никомедиа разрушило все эти построения. Земледельческая культура Македонии оказалась одной из древнейших в Европе.

Красная и расписная посуда культуры сескло уступила в Македонии место черной лощеной керамике, украшенной ребристым орнаментом, нарезными линиями, инкрустацией или геометрическими орнаментами, нанесенными белой краской Эти изделия сходны с керамикой материковой Греции и с посудой культуры винча. Культура винча (вардар-моравская) распространена за Балканским хребтом от долины Моравы до окраин дунайских лессовых равнин близ Белграда . Остатки поселков представлены теллями обычно не очень внушительной высоты - от 3 до 6 - 7 м . Давший название культуре телль Винча находится на Дунае в 14 км от Белграда. В отличие от других, его высота достигает 10 м. Несмотря на многолетние раскопки (М. М. Васич начал раскопки в 1908 г.), стратиграфия памятника прослежена нечетко .

Наряду с земледелием и скотоводством важными занятиями населения Винчи были охота и рыболовство. Рыбу на Дунае ловили сетями, на крючок и с помощью гарпунов из оленьего рога. В качестве плотничьего инструмента служило каменное тесло с одной выпуклой стороной, встречаются мотыги и тесла из оленьего рога, орудия из обсидиана и мелкие предметы из меди. Оружие - наконечники стрел и булавы - редко. Жилищем служили землянки, а позже длинные столбовые дома с плетеными и обмазанными глиной стенами. Дома обогревались сводчатыми печами Погребения открыты как на поселениях, так и на настоящих кладбищах. Покойники лежат в скорченном виде. Керамика удивительно разнообразна. В нижних слоях находят посуду с искусственно неровной поверхностью. Черная и красная лощеная керамика (кубки на высоких поддонах и острореберные чаши, украшенные ребристым и углубленным орнаментом, ручки в виде голов животных) встречается почти во всех слоях телля. Широко распространена посуда, покрытая красным ангобом, расписанная по красному фону.

Украшение керамики с течением времени усложняется Наиболее характерный элемент орнамента - лента, заполненная точками и образующая обычно спиральные и меандровые узоры В нижних слоях Винчи найдены фигурки нагих женщин, в более высоких слоях - одетых, некоторые женщины сидят, иногда кормят грудью ребенка. Еще выше появляются мужские фигурки, а также сосуды в виде людей и животных . Культура винча в целом неолитическая , но верхние слои телля Винча доходят до бронзового и раннего железного веков .

По предположению некоторых ученых, долины рек Вардара и Моравы были в эпоху неолита путем, по которому проникали в бассейн Среднего Дуная южные культуры Средиземноморья, а на юг - влияния культур Подунавья. Во всяком случае нам приходится считаться с тем, что на обширных территориях к северу от Среднего и Верхнего Дуная в неолите возникла целая группа родственных археологических культур , которым Г.Чайлд дал общее название "дунайская культура" и которые были связаны не только между собой, но и с лежащими к югу от них раннеземледельческими неолитическими культурами. Чайлд пытался объединить под одним общим названием целый комплекс культур V-III тысячелетий до н. э. , но это не совсем удачно, так как, несмотря на сходные черты в хозяйстве, архитектуре, орудиях труда, все же нельзя утверждать, что эти культуры связаны генетически. Сейчас культуры периодов III и IV дунайской культуры обычно рассматриваются отдельно, и название "дунайская культура" сохраняется только за земледельческой культурой с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом, и культурами, генетическая связь которых с этой последней может быть несомненно доказана.

Культура линейно-ленточной керамики восходит к V тысячелетию до н. э. и известна по удивительно сходным памятникам земледельческих общин, распространенным в лёссовых областях на большом пространстве (почти 1600 км в длину и около 1000 км в ширину) от Белграда до Брюсселя и от Рейна до Вислы и Днестра (захватывает также Чехословакию, территорию ГДР и ФРГ и Южные Нидерланды). В позднем периоде племена линейно-ленточной керамики занимали часть Франции (Парижский бассейн) и Румынии (северо-восток страны и Валахию). В основе хозяйства племен этой культуры лежало возделывание на маленьких участках, обрабатывавшихся с помощью мотыги, ячменя, полбы, возможно пшеницы, бобов, гороха, чечевицы и льна. Скот держали в небольшом количестве. Охотой занимались мало. Наши сведения об охоте и скотоводстве у племен линейно-ленточной керамики не совсем точны, так как поселения располагались в лёссовых областях, а в лёссе очень плохо сохраняются кости. Ни на одном из поселений этой культуры нет следов продолжительного пребывания людей.

Это было следствием примитивности техники мотыжного земледелия. Люди возделывали участки вокруг селения до тех пор, пока земля не переставала родить. Тогда они переселялись на новое место, неподалеку от прежнего. Вероятно, одно поколение могло последовательно жить на двух-трех поселениях. Возвращались ли земледельцы на места первоначальных поселений, пока не установлено. Область расселения племен линейно-ленточной керамики была лесистой, и переселения сопровождались расчисткой новых площадей из-под лесов. Вероятнее всего, что формой земледелия было так называемое подсечно-огневое, когда срубленный лес сжигали, и зола служила удобрением .

Происхождение культуры линейно-ленточной керамики долго оставалось невыясненным, и ее связи с ранними земледельческими обществами Средиземноморья устанавливались, в частности, лишь по тому, что носители этой культуры употребляли для украшения морские раковины и кораллы, что свидетельствует о непосредственных контактах с жителями прибрежных областей. По мере изучения культуры линейно-ленточной керамики и установления ее периодизации возникла мысль о ее генетической связи с культурой старчево - криш. Но это был не тот народ, который создал телли на Балканах, так как формы поселений коренным образом различаются. Жилищами служили прямоугольные строения, которые поддерживались пятью рядами столбов и достигали иногда 27 м в длину и 6 м в ширину. Стены деревянные, обмазанные глиной. Вокруг домов располагались хозяйственные постройки - кладовые и амбары.

Культура линейно-ленточной керамики. Реконструкция дома из Геелена (пров.Лимбург). Нидерланды

Поселение в целом было обнесено канавой и частоколом для защиты от. диких зверей. В больших домах культуры линейно-ленточной керамики обитали такие же родовые группы или семейные общины, как и у известных этнографам земледельческих племен Новой Гвинеи и Америки .

На поздних поселениях культуры линейно-ленточной керамики можно проследить возрастающее значение скотоводства и охоты. Вместо прежних больших домов появляются одноочажные жилища, приспособленные для обитания отдельных семей. Поселения располагаются не только в лёссовых районах, но часто на водоразделах, на возвышенных плато.

Все орудия труда сделаны из кремня и кости, на позднем этапе появляются орудия из меди. Из орудий характерны "колодкообразные" топоры - односторонневыпуклые длинные клинья (иногда достигающие 46 см) - и шлифованные топоры также с одной стороной выпуклой, а другой - плоской и заостренным рабочим краем. Вероятно, эти орудия были в подлинном смысле слова топорами, т. е. служили для обработки дерева, а не мотыгами, как это думают некоторые исследователи. Землю обрабатывали деревянными орудиями. Удивительно единообразна керамика. Кухонная посуда сделана из грубого глиняного теста с примесью половы, столовая - из хорошо подготовленного тонкого теста. Поверхность сосудов серого и черного цветов. Кухонная посуда и сосуды для хранения припасов украшены рельефными налепами (бугорками) и ямками. Столовая посуда представлена сосудами сферических и полусферических форм , с хорошо залощенной поверхностью, украшена орнаментом из лент, состоящих из двух и трех линий (S-образные спирали, меандры). Линии иногда пересечены ямками ("нотная керамика", названная так потому, что орнамент напоминает изображение нот).

Культуру ленточной керамики иногда по способу орнаментации делят на два периода: керамики линейно-ленточной (известной также под названиями "incised", "volutovа", "rubanee") и накольчатой ("stroked", "Stichbandkeramik", "vypichana", "pointillee").

Г. Чайлд полагал, что люди культуры линейно-ленточной керамики пришли с берегов Средиземного моря или из Анатолии. Но он выдвигал и другое предположение о происхождении дунайской культуры: "Какие-то еще не известные нам мезолитические группы получили от людей моравской культуры или культуры кёреш хлебные злаки и прирученных овец и овладели гончарным мастерством и другими неолитическими навыками. Непреложным фактом является только то, что экономика дунайской культуры I периода стоит двумя ступенями ниже вардар-моравской культуры, точно так же, как та в свою очередь отстает на две ступени от Эгейского мира" .

Гораздо более решительно, чем Чайльд, говорят о связях культуры линейно-ленточной керамики с культурой кёреш другие исследователи. Формы керамики - сосуды для ношения на спине, чаши на ножках, шаровидные сосуды и т. п., способы орнаментации, состав глины и поверхность сосудов этих культур очень сходны. Сходство традиции видно и в некоторых глиняных фигурках и гравюрах на сосудах (изображения людей, двойных секир), и в полированных каменных орудиях. Все это свидетельствует о генетических связях культур. Некоторые черты древнейшей нельзя вывести из культуры кёреш. Их можно объяснить влияниями культуры винча, которые испытала культура линейно-ленточной керамики в южных областях своего распространения .

Крупными поселениями культуры линейно-ленточной керамики являются Кёльн-Линденталь (ФРГ), Биланы (Чехословакия), Флорешты (Молдавия) .

Кёльн-Линденталь (Koln-Lindental) - поселение, раскопанное в 1929-1934 гг. в предместье Кёльна . Общая площадь поселения около 30 тыс. кв. м. Как полагают, эта площадь была заселена не сразу. Существовало поселение 370 лет. Намечается разделение построек по крайней мере на четыре или на семь строительных периодов. Вероятнее всего, что в соответствии с характером земледельческого хозяйства того времени жители поселка несколько раз покидали его по мере истощения земли, и потом, спустя много лет, на старое место поселения приходили жители соседних деревень . Поперечный ровик разделял поселение на две части. В северной части находились большие столбовые постройки размерами в длину 10-35 м, в ширину 5-7 м, в южной части - преимущественно ямы и землянки. Первоначально исследователи поселения считали, что землянки, от которых остался комплекс ям, окруженных вертикально стоящими столбами, были жилищами, а прямоугольные столбовые постройки - амбарами и хозяйственными постройками. Согласно новой интерпретации, подлинная деревня с жилыми домами лежит в северной части, а прямоугольные постройки - жилища. Что же касается многочисленных на поселении ям, то, вероятно, некоторые из них образовались оттого, что жители деревни копали глину для обмазки стен, изготовления керамики и т. п. Первоначально поселение занимало очень небольшую площадь и лишь в последний период достигло больших размеров и было окружено палисадом. Позже на этом месте находились поселения с накольчато-ленточной керамикой.

Одно из наиболее замечательных поселений культуры линейно-ленточной керамики , Биланы, раскапывается с 1953 г. в Чехословакии, в 4 км к западу от Кутна-Горы. Общая площадь поселения около 25 га. На поселении раскопаны (к 1963 г.) 1086 археологических объектов, в том числе 105 больших столбовых построек (две из них достигают 45 м в длину), 39 печей (как правило, вне построек), многочисленные ямы и землянки. По керамике и каменным орудиям археологические объекты поделены на 14 периодов заселения общей продолжительностью не менее 600 лет, вероятнее всего, около 900 лет. После некоторого перерыва здесь, как и в Кельн-Линдентале, появились поселения культуры накольчато-ленточной керамики . Чрезвычайно интересно наблюдение Соудского, что одна фаза с преимущественно однокамерными жилищами сменялась другой фазой с преимущественно двухкамерными жилищами, а затем наступали фазы с трех- и четырехкамерными жилищами. Потом начинался новый цикл развития от однокамерных к многокамерным жилищам Очевидно, это свидетельствует о разрастании малой семьи в большую по мере увеличения количества членов семьи (включения следующих поколений).

Длинные дома открыты на многочисленных поселениях культуры линейно-ленточной керамики в Чехословакии, ГДР, (Арнсбах, Звенкау), Бельгии и Голландии .

Описанные выше поселения Кёльн-Линденталь и Биланы лучше изучены, чем другие, но отнюдь не самые значительные. Только в одной Бельгии, например, известно свыше 20 поселений культуры линейно-ленточной керамики , многие из которых больше по размеру, чем знаменитый Кёльн-Линденталь. В Нидерландах и Бельгии эти поселения относят к так называемой омалийской культуре (названной по дер. Омаль близ Льежа). Важнейшие из них Росмеер в Бельгии, Каберг, Штайн, Эльсло, Ситтард и Геелен в Нидерландах. К сожалению, ни одно из этих поселений полностью не раскопано .

Могильные памятники древнейших земледельцев Средней Европы представлены грунтовыми могильниками со скорченными на боку трупоположениями (Вормс, Фломборн и др.), реже - со скелетами, лежащими в вытянутом положении, на спине. Во многих случаях прослежен обычай посыпать покойника охрой. В могилах встречаются керамика и каменные орудия: мотыги - в мужских и женских погребениях, зернотерки - только в женских. Украшения представлены ожерельями из просверленных раковин, иногда кораллов. Этот материал южного, средиземноморского происхождения. Есть указания на ритуальный каннибализм. В позднем периоде существования культур линейно-ленточной керамики и накольчатой керамики некоторые племена переходят к обычаю трупосожжения (могильники Прага-Бубенеч, Арнсбах и др.). Иногда сожженные кости помещали в горшки, а могилы с трупосожжениями - под полом жилищ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

15. Памятники культуры винча на территории Румынии (в юго-западной части Трансильвании, Олтении) называют культурой турдаш. Близкие к ней культуры развитого неолита в Румынии - дудешти, чумешти, вэдастра, тиса II- III.

16. Наличие теллей, пусть даже не очень высоких, свидетельствует об изменившихся социально-экономических условиях. На старчево-кришских памятниках культурный слой тонок, что говорит о сравнительно непрочной оседлости в предшествующее время. Во время Винчи известны оседлые поселки, неоднократно подвергавшиеся реконструкциям. Толщина наслоений в Плочнике (близ Ниша) составляет всего 3 м, в Турдаше (в долине Муреша) несколько больше, но в Винче - целых 10 м.

Главными богатствами, которые давал Нил, были, конечно, вода и плодородный ил, ведь основным занятием для большинства населения являлся труд в сельском хозяйстве. Долина Нила, усмирённая каналами и дамбами, превратилась в настоящий рай для земледельцев.

Археология в сочетании с открытыми в гробницах и дворцах многочисленными рельефами и текстами, рисующими все стороны жизни египтянина, дают полную картину даров благодатной земли.

Выращивали здесь главным образом зерновые: полу пшеницу эммер, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и богатства. В хозяйствах вельмож зерно держали в башне видных, закруглённых сверху хранилищах, сооружённых из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). Такие зернохранилища обнаружены в поселениях I-II тысячелетий до н. э. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах, устроенных прямо в поле.

Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей - от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения папируса. Неизвестно, был ли он культурным или дикорастущим. Корни папируса употребляли в пищу, стебли шли на изготовление всевозможных предметов: например, лодок, циновок, писчего материала, который вывозился в другие страны.

В условиях, когда поля ежегодно пополнялись мягким плодородным илом, земледельческие орудия мало изменялись на протяжении тысячелетий.

Основными орудиями являлись мотыги и деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня. Помол зерна производился вручную: до нас дошли грубые зернотёрки, они представляли собой два камня, между которыми растирали зерно. Кроме зерновых и технических культур выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Небольшие огороды разбивали на возвышенных участках, куда воду доставляли ручным способом. Позднее появилось устройство шадуф, до сих пор используемое в сельских местностях арабских стран. Оно состоит из длинной балки, посаженной на деревянную или каменную опору, и напоминает наш «журавль». На одном конце балки крепилась ёмкость для подъёма воды или других грузов, на другом - противовес из известняковой глыбы либо камней.

На цветущее состояние виноградарства указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства был Нижний Египет.

Помимо виноградников он славился садами, лугами, полями пшеницы, тогда как Верхний Египет представал преимущественно как хлебный край, где преобладали посевы ячменя, более сухостойкого, чем пшеница эммер.

Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство. При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз. Скота было много: ещё в конце IV тысячелетия до н. э. один из фараонов Верхнего Египта хвалился захватом в войне с Нижним Египтом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 млн 422 тыс. голов мелкого скота.

Но мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе египтянина. Этот скот скорее служил подручным средством в земледелии. Зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу.

Главными производителями сельскохозяйственной продукции были общинники феллахи - основная часть населения страны. Они жили деревнями, возделывали свои участки и земли вельмож. О положении свободных производителей, не вовлечённых в хозяйство знати и фараона, до нас дошло очень мало сведений. Зато жизнь больших владений хорошо изучена по археологическим находкам и рельефам.

Крупные хозяйства состояли из центральной усадьбы, дворов и селений, разбросанных по разным областям Верхнего и Нижнего Египта. Организация такого хозяйства была сложной и отличалась многоступенчатым контролем.

Управлял домом - хозяйством вельможи - домоправитель. Ему подчинялись писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счётчик зерна. Эти люди осуществляли верховный надзор за работами; им были подотчётны все низшие начальники. Во главе отдельных дворов и селений стоял властелин - хека. На поле при севе и жатве трудились рабочие отряды. Судя по изображениям, в них входили одни мужчины, а женщины только провеивали зерно.

На рельефах повсюду видны писцы личного дома вельможи: на полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Домоправитель, хранитель хозяйственных книг неизменно представляли хозяину пространные ведомости, ежегодные отчёты.

В этой . Как главное богатство страны, земли раздавал фараон. Но землевладельцы распоряжались землёй довольно свободно могли её завещать, продавать, дарить.

Религиозные культы древнейших земледельцев через гармонию общественных отношений был призван в первую очередь обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... В этой системе не было стремлений порабощения или декультурации общества. Эта религиозная система в отличие от нынешних «мировых религий» не были субкультурами, а существовали столько, сколько существовал сам народ, его обряды и философия были неотъемлемой частью культуры. Самые древние из Шумерских обожествляемых сил, упомянутые в древнейших табличках (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились силы - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами. Еrim по-шумерски «сокровищница, кладовая, амбар, склад» (ERIM3, ERIN3); ésa - амбар, зернохранилище, склад (é, "дом, храм", + sa, "первый, первоначальный"). Урожай в ту эпоху составлял главное богатство общины, поэтому в честь собранного урожая проводились благодарственные обряды. Строились специальные амбары – священные хранилища зерна. Храм не был средством сбора денег, которые затем шли бог весть на что. Храм, как и сам хлеб, существовал для блага общины. Обычно это квадратные здания из сырцового кирпича 3-4 метра высотой с куполом напоминающим церковный, только в центре этого купола было отверстие для входа, откуда опускалась вниз хранилища лестница. Глубина такого хранилища на субарейском городище начала 3 тыс. до н.э. Телль-Хазна I достигала 16 метров. На улице стоял раскаленный воздух, а внизу хранилища приходилось работать в теплой одежде, чтоб не замерзнуть. Для более полного понимания смысла этого праздника обратимся к древним источникам. Сентябрь-октябрь у шумер назывался du6-ku3 «священный холм». Изначально «священный холм» это куча обмолотого зерна либо засыпанные в зерновые башни. «Шумеры видели Священный Холм «в горах на восточном горизонте, в месте восхода Солнца» (Емельянов,1999,с.99). Священным холмом субарты и шумеры назвали насыпаную в зерновую башню кучу зерна. Первохолм творения – место первоначала, сакральный центр бытия. По–аккадски месяц так и называется tašritu «начало», что вполне объяснимо – седьмой ниппурский месяц симметричен первому фактом равноденствия, и если центром первого полугодия является храмовый престол, то вторым закономерно признан первохолм (как вторая часть мировой вертикали)». … возлияние совершается первым богам Хаоса (семи Ануннакам), породившим владыку порядка Энлиля». После окончания жатвы оставляли не обмолоченным до следующей посевной один священный сноп. Считалось, что в нем живет дух будущего урожая Нанна (Наннар). На фото: Реконструкция улицы субарейского города 3 тыс до н.э. (Телль Хазна) с храмовыми постройками и священными зерновыми башнями (с куполами)

религия культ шаманизм табу

Человек приручил животных и научился пользоваться продуктами животноводства, не только мясом, но и молоком, и шерстью. Знакомство с производством пищи и строительством вызвало к жизни появление новых необходимых материалов: человек научился обрабатывать глину, из которой стал выделывать сосуды для хранения пищи и питья, строить свои жилища. Новые производственные возможности открыли перед земледельцами неолита новые горизонты. Земледельцы селились более компактными и многочисленными группами, чем это было доступно их предшественникам. Защищенные от нападения врагов и диких зверей поселки разрастались и окружались дочерними поселениями. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей. Быстро увеличивавшееся население расселялось на новые земли.

Изменившийся образ жизни создал новые условия для развития религиозных представлений. Потребности земледелия, необходимость долгого терпеливого ожидания урожая и важность точного исчисления времени, циклов годовых сезонов - все это оказалось причиной принципиально нового интереса земледельческих племен к небу и земле, солнцу и луне, дождю и ветру, т. е. к тем силам природы, от которых зависело теперь благосостояние земледельца. А это значит, что зависимость от могущественных духов стала заметнее и ощутимее, мольбы и жертвы в их честь начали приноситься чаще, а представления об их сверхъестественных возможностях все возрастали. В результате древние духи - объект анимистического культа - постепенно превращались во все более могущественных богов, в чью честь создавались алтари и храмы, кому денно и нощно служили специально выделявшиеся из коллектива земледельцев специалисты-служители, будущие жрецы.

Трансформировались и древние тотемистические представления. Земледельцы, чье благосостояние уже не зависело от результатов охоты, не нуждались в почитании зверя. Однако представления о тотемическом родстве с животными продолжали сохраняться в памяти поколений, что находило свое отражение в перенесении зооморфного облика на некоторых из возвысившихся божеств, многие из которых имели либо голову, либо часть тела какого-либо животного, птицы или рыбы.

Изменилась и магия. На смену примитивным приемам колдунов, стремившихся наслать порчу на врагов, обеспечить удачную охоту или добиться от духов выполнения желаемого, пришли гораздо более строгие и тщательно разработанные обряды общения с божествами, включая нормы ритуала, порядок принесения жертв и молитв. В основе их лежала все та же древняя магия. Однако появились и некоторые нововведения, близкие ей по духу и углублявшие ее возможности, обогащавшие арсенал ее методов и целей.

Одним из таких нововведений была мантика, т. е. система гаданий и предсказаний, близкая магии и основанная на тех же магических принципах и приемах. Но цель ее иная - не вызвать желаемые действия, а лишь узнать о них. В отличие от сравнительно примитивных магических обрядов, доступных любому шаману, мантика требовала более высокого культурного уровня. Исполнявший обряд гадатель должен был следовать достаточно сложной системе условных символов, расшифровка которых только и могла дать ответ на конечный вопрос: удовлетворено ли божество, готово ли оно дать четкий ответ на посланную ему просьбу. Система символов бывала различной - от элементарного жребия до весьма сложного сочетания линий, трещин, точек и черточек. Гадания могли производиться по полету птиц, траектории движения брошенных предметов и т.п. Но сложность профессии гадателя была не только в умении производить обряд.

Кроме мантики в эпоху неолита получил дальнейшее развитие культ плодородия и размножения. Вобрав в себя многое из древних тотемистических представлений, этот культ как бы слил воедино плодородие земли, размножение домашнего скота и плодовитость женщины-матери. Отправления культа (чаще всего весной, но иногда и осенью) обычно сопровождались пышными ритуальными торжествами в честь божеств и духов, имевших отношение к этому культу. Обряды и ритуалы при этом красочно обрамлялись фаллическими эмблемами и символами, что должно было подчеркнуть значимость мужского оплодотворяющего и женского плодоносящего начала, а также великие творческие потенции их соединения.

Еще одним важным культом, получившим новое содержание в эпоху неолита, был культ умерших предков. Этот культ был известен и прежде: считалось, что души умерших обитают в мире сверхъестественных сил и оттуда могут влиять на жизнь живых, особенно вследствие их родственных связей с тотемом.

Культ вождей - живых и умерших - сыграл важную роль в развитии и трансформации раннерелигиозного комплекса. Этот культ играл роль связующего единства, способствовал сплочению возраставшего и усложнявшегося социального организма, порой уже выходившего за пределы гомогенной этнической общности и становившегося этнически гетерогенным. В этих условиях, характерных для ранних этапов возникновения цивилизации и государственности, культ вождя с его сакральной магической силой имел немаловажный интегрирующий смысл. Здоровье, мощь вождя символизировали процветание всего большого коллектива, поэтому состарившихся вождей - как это было показано еще Д. Фрэзером - иногда устраняли от власти (нередко их отравляли). В других случаях, когда уже устанавливалась практика наследования власти вождя, его преемник должен был прикоснуться губами к губам умирающего правителя, чтобы в последний миг как бы вобрать в себя уходившую из тела вождя вместе с дыханием его магическую силу, передававшуюся таким образом по наследству.

Цивилизация древнейших земледельцев Анатолии


Одно из самых выдающихся археологических открытий XX столетия было сделано довольно поздно - во второй половине 1950-х годов. К тому времени археологи уже открыли немало раннеземледельческих поселений, расположенных в так называемом полумесяце плодородных земель. Этот очаг первобытного земледелия охватывает территории Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии и тянется далее на восток, достигая западных областей Ирана и Средней Азии. Именно здесь люди впервые начали выращивать пшеницу и одомашнивать животных, именно здесь начала формироваться производящая экономика и зародились первые цивилизации Старого Света.

В науке долгое время господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Зародившись в Месопотамии, земледельческая культура распространилась сначала на Ближнем Востоке, а уже потом возникли ее очаги в Турции и Европе. Что же касается Анатолии (области центральной и южной Турции), то за ней закрепилась репутация «варварской окраины». И каково же было изумление научного мира, когда оказалось, что именно Анатолия являлась первым очагом человеческой цивилизации. Это сенсационное открытие, коренным образом перевернувшее наши представления о ходе истории и об уровне развития людей эпохи неолита, связано с именем английского археолога профессора Джеймса Мелларта. Впрочем, приступая в 1956 году к поискам, он был всего лишь молодым и не очень опытным аспирантом. Впоследствии Мелларт признавался, что вовсе не рассчитывал на такой сенсационный результат. Просто ему захотелось проверить, что же именно таится под небольшим холмом близ деревушки Хаджилар, о котором ему рассказал местный учитель. Крестьянам время от времени попадались здесь различные находки.

Холм был небольшой - метров 130–140 в диаметре и метров пять высотой, и его вид как будто бы не сулил ничего многообещающего. Тем не менее Мелларт начал копать. И тут выяснилось, почему так невелика высота холма. Обычно если люди долго, в течение многих веков, живут на одно и том же месте, то уровень земли постепенно поднимается по мере того, накапливается так называемый культурный слой. Но на этом поселении уровень земли почти не поднимался, потому что каждый раз после очередного бедствия - пожара, набега врагов и т. п. - поселение отстраивалось вновь уже на новом месте, рядом со старым пепелищем.

Так образовался своеобразный «горизонтальный срез» различных эпох. Данные радиокарбонного анализа показали, что наиболее сохранившийся слой относился к V тысячелетию до н. э. А наиболее древний был еще на две тысячи лет старше и датировался концом VIII - началом VII тысячелетия до н. э. И это было не просто древнее поселение - это было поселение древнейших земледельцев! Об этом ясно свидетельствовали обмазанные глиной хранилища для зерна, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, пшеницы-эммера, дикой однозернянки и чечевицы. И, как и в Иерихоне, здешние люди не знали керамики. Не встретили археологи в Хаджиларе и глиняных фигурок.

Это маленькое селение с прямоугольными домами из сырцового кирпича на каменных фундаментах пережило до своего запустения семь периодов. Дома обычно состояли из одной большой комнаты без внутреннего убранства, но с тщательно обмазанными глиной полами и стенами, покоящимися на основаниях из булыжников. Обмазка часто покрывалась красной краской и украшалась простым геометрическим орнаментом. На полу помещений иногда устанавливали человеческие черепа, что предполагает существование в Хаджиларе культа предков.

Главную комнату окружали меньшие помещения, иногда с очагами и печами. Обычно же тщательно выложенные очаги и печи устраивались в открытых дворах. Ямы от столбов говорят о существовавших во дворах навесах и заборах, отделявшихся от жилых помещений стенами метровой толщины.

Не зная гончарного искусства, жители древнего Хаджилара использовали сосуды из мрамора и, возможно, плетеные, кожаные, деревянные сосуды. Были найдены костяные шилья, каменные орудия из кремня и привозного обсидиана. Среди костей животных археологи обнаружили кости собаки, овцы, козы, быка и оленя. При этом в пределах поселения не найдено ни одного человеческого погребения.

Открытие Хаджилара само по себе было замечательным, и даже если бы Мелларт на этом закончил свои исследования, его вклад в науку уже был бы Достаточно значительным. Но ученый, желая проверить свои умозаключения, взялся раскапывать еще один холм - Чатал-Хюкж, расположенный в Долине Кония, примерно в 320 км к востоку от Хаджилара. И здесь его ждало еще одно открытие, всколыхнувшее весь научный мир: под холмом Чатал-Хююк Мелларт нашел развалины огромного «агрогорода», настоящей столицы древней Анатолии, возраст которой составлял более девяти тысяч лет!

Как установили исследователи, время возникновения Чатал-Хююка относится ко второй половине VII - первой половине VI тысячелетия до н. э. В эпоху своего расцвета этот «агрогород», занимающий площадь 13 га, являлся самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке. На Конийской равнине в то время существовало более 20 небольших оседлых поселений, и Чатал-Хююк играл роль столицы для целой группы раннеземледельческих племен. Поселения такого типа стоят обычно у истоков формирования городов - процесса, связанного с длительной культурной и социально-экономической эволюцией.

Население Чатал-Хююка насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Его жители занимались преимущественно земледелием. Культивировалось 14 видов растений, причем предпочтение отдавалось пшенице, а также голозерному ячменю и гороху. Найденные при раскопках косточки фисташки и миндаля, возможно, свидетельствуют о получении из них растительных масел. Было обнаружено также много семян крапивного дерева - из него, по-видимому, изготовляли вино, которое в поздние времена было распространено в Малой Азии и о котором упоминает древнеримский историк Плиний Другими занятиями местных обитателей были скотоводство и охота. Жители Чатал-Хююка разводили овец и охотились на дикого быка, благородного оленя, дикого осла, кабана, волка и леопарда. Вероятно, к этому времени собака уже была одомашненным «другом человека», о чем свидетельствуют сцены охоты, часто встречающиеся среди стенных росписей в постройках этого древнейшего «протогорода». Рыболовство играло незначительную роль, но археологам встретилось довольно много костей птиц яичная скорлупа.

Еще одним источником дохода обитателей Чатал-Хююка была торгов ля обсидианом Эта горная порода, иначе называемая вулканическим стеклом, чрезвычайно ценилась в эпоху неолита. Чатал-Хююк располагался неподалеку от крупного месторождения обсидиана, образовавшегося вследствие извержений вулканов Кара Дага и Хасан Дага Вероятно, жители Чатал-Хююка даже не раз становились свидетелями этих извержений - стоная роспись одного из святилищ изображает человеческие жилища и некотором расстоянии от них извержение вулкана - возможно Хасан Дага.»

Благодаря этому опасному соседству город имел в своем распоряжении неограниченные запасы обсидиана и, как полагают некоторые исследователи, даже обладал монополией на торговлю им. Во многих домах Чатал-Хююка археологи нашли припрятанные в мешочках под полами домов обсидиановые заготовки для наконечников копий, число которых достигает двадцати и более штук. По-видимому, это были своеобразные клады, укрытые хозяевами.

В обмен на обсидиан в Чатал-Хююк из Сирии доставляли кремень, из которого делались кинжалы и другие орудия. С побережья Средиземного моря привозили раковины для бус, а также камень различных пород - алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк Из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотерки, ступки и песты, небольшие культовые статуэтки.

Основные орудия жители Чатал-Хююка изготовляли из камня, преимущественно обсидиана. В долине Кония древние обитатели Чатал-Хююка побывали диорит, из которого делали шлифованные тесла и топоры. На окружающих долину холмах добывались охра и другие минеральные краски, окаменелые раковины, лигнит, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти материалы обрабатывались в небольших, по-видимому, семейных мастерских. Здешние мастера умели делать изумительные, не имеющие равных наконечники копий и стрел из обсидиана, кремневые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью. Из полированного обсидиана делали зеркала и аккуратно закрепляли их в рукоятке при помощи известковой массы. Синие и зеленые апатиты служили материалом для бус, причем мастера ухитрялись просверливать в бусинах такие тонкие отверстия, что в них едва проходит современная швейная иголка. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Несколько позднее появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, изготовленные из самородного металла.

Прекрасные ткани (возможно даже шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача. Деревянная посуда, наряду с плетеной долгое время заменявшая керамику, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в то время на всем Ближнем Востоке. Здесь и плоские блюда с фигурными выступами-ручками, и кубки, и коробочки разного вида с плотно прилегающими крышками Керамика в Чатал-Хююке впервые появилась лишь около 6500–6400 гг. до н. э., но первые гончарные изделия были примитивными и не шли ни в какое сравнение с деревянными, костяными и роговыми сосудами, которые употреблялись местными жителями начиная с эпохи верхнего палеолита При этом на облике керамических сосудов сказывается влияние деревянных и плетеных изделий-прототипов.

Территория огромного поселения была застроена однообразными небольшими домами, сооруженными из прямоугольного сырцового кирпича, на кирпичных же основаниях Каждый дом имел лишь один этаж, высота которого соответствовала высоте стен Дома имели прямоугольную планировку, при каждом имелось хранилище, пристроенное к одной из стен. Несколько маленьких комнат, по 5-10 кв. м, выходили в одну общую «залу» - комнату побольше, в 18–20 кв. м. Стены обмазывали глиной, полы покрывали циновками.

Везде на высоте примерно 30 см над уровнем пола шли каменные настилы - может быть, они являлись лавками или кроватями В каждой комнате было по крайней мере две платформы, служившие для сидения, работы и сна, под ними же хоронили мертвых Дверей у чатал-хююкских домов не было - в них попадали через отверстие в плоской крыше, куда можно было подняться по деревянной лестнице. Дым от очага выходил через это же отверстие или в окно. Некоторые дома были снабжены специально вентиляционной шахтой.

На плоских крышах тесно стоявших домов проходила большая час жизни обитателей города. Сообщение между домами также осуществлялось по крышам. Так как кварталы Чатал-Хююка террасами поднимались по склону холма, то дома находились на разной высоте и с крыши на крышу можно было попасть по деревянным лестницам.

Огромное поселение не имело оборонительных сооружений - наружные стены домов, располагавшихся по внешнему периметру города, сами по себе образовывали массивную стену, поэтому другие укрепления были не нужны. С этой стены защитники Чатал-Хююка, вооруженные луками, пращами и копьями, вполне могли дать отпор любому противнику, осмелившемуся напасть на город.

Одной из самых драгоценных находок Чатал-Хююка стали многочисленные святилища - их насчитывается более сорока. Украшенные стенными росписями и глиняными рельефами, они распахнули перед исследователями огромный, дотоле абсолютно неизведанный мир религиозных верований, мифологии и культуры первых земледельцев.

Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством и особым характером убранства. Одно святилище обычно состояло из четырех или пяти комнат.

В этих первобытных храмах Чатал-Хююка археологи нашли множество! статуэток из камня или обожженной глины, изображающих людей и животных. Эти фигурки вставлялись в специальные углубления в стенах и, вероятно, играли роль вотивных, т. е. принесенных в дар божеству. Эти статуэтки позволили ученым познакомиться с богами первых земледельцев.

Главной фигурой в этом неолитическом пантеоне была Богиня-Мать, олицетворяющая плодородие, она же Мать-Земля, она же Покровительница зверей и охоты. Это древнее божество, корни которого уходят в верхний палеолит, предстает в трех ипостасях: в виде молодой женщины, в образе матери, дающей жизнь, и старой женщины, иногда сопровождаемой птицей смерти - грифом. Во всех случаях Великая богиня изображалась обнаженной.

Божество, олицетворявшее мужское начало, изображалось в двух ипостасях: либо как мальчик или юноша - сын или возлюбленный Великой богини, либо как зрелый мужчина с бородой, часто сидящий верхом на быке - посвященном ему животном. Нередко мужское божество изображалось просто в виде бычьей или бараньей головы. Ряды рогатых бычьих голов нередко помещались вдоль стен на специальных скамьях или столбиках, придавая святилищу довольно устрашающий вид.

Культ быка принадлежит к числу древнейших земледельческих верований. Позднее он вошел в целый ряд древних восточных религий. Связь культа Богини-Матери с культом быка демонстрируют вылепленные из глины рельефы, изображающие женщину, дающей жизнь голове быка или барана. На одном из рельефов Чатал-Хююка, высеченном из камня, фигура женщины предстает стоящей за леопардом, также, вероятно, считавшимся священным животным. В одном из святилищ обнаружен вылепленный из глины рельеф, изображающий ярко раскрашенных леопардов, обращенных головами друг к другу.

Помимо рельефов, нередко достигающих высоты двух и более метров, святилища Чатал-Хююка украшают великолепные фрески - вероятно самые древние в мире. Эти рисунки, нанесенные красной, розовой, белой, кремовой и черной краской на еще сырые, выбеленные или покрытые розоватой обмазкой стены, сделаны в VI тысячелетии до н. э.

В ярких, чрезвычайно разнообразных росписях Чатал-Хююка нашли свое отражение и древние культурные традиции охотников каменного века, и новые обычаи и верования первых земледельцев. Некоторые сюжеты воссоздают сцены охоты, где многочисленные загонщики окружают дикого быка, попавшего в западню, или настигают мчащегося оленя.

Часто встречаются росписи с изображением человеческих рук. Они выполнены на красном фоне или нарисованы красной, розовой, серой или черной краской, сплошь покрывая стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Обнаружено и много образцов геометрических росписей, часто очень сложных, напоминающих пестрые анатолийские ковры. В других росписях встречаются магические символы - руки, рога, кресты. Некоторые фрески кажутся целиком состоящими из символов, большинство из которых остаются для нас непонятными. При этом живописные изображения сочетаются с рельефными, резными и т. д. Среди полусотни святилищ Чатал-Хююка невозможно отыскать двух похожих друг на друга, и их разнообразие просто поражает.

Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. На стенах двух больших святилищ изображены, например, огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. Сцена из другого святилища изображает человека, вооруженного пращей и защищающегося от двух грифов.

Тема грифов отражает погребальный обычай жителей Чатал-Хююка. Тела умерших они первоначально помещали в легкие шалаши из тростниковых плетенок и циновок, предоставляя их на растерзание грифам. После того как от покойника оставались лишь дочиста обглоданные кости, их собирали, заворачивали в ткани, кожи или циновки и погребали под платформами домов и святилищ. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а область шеи и лоб окрашивали синей или зеленой краской. С погребенными клали заупокойные дары: в женские захоронения - ожерелья, разнообразные браслеты, мотыги из диорита, обсидиановые зеркала, корзинки с румянами и косметические шпатели, в мужские - булавы с каменными навершиями, кинжалы, сделанные из крупных обсидиановых пластин, дротики и стрелы с обсидиановыми наконечниками.

Женские захоронения, как правило, были богаче, что навело некоторых исследователей на мысль о царившем в Чатал-Хююке матриархате. Находки женских погребениях дали археологам еще один интереснейший материала Косметические шпатели, обсидиановые зеркала, корзиночки с румянами, изящные средиземноморские раковины, в которых сохранилась смесь охры с какими-то жировыми веществами, черная окись марганца и серо-черный гематит краски для ресниц и бровей, уложенные в пенальчики из шкур, - все эти находки несомненно свидетельствуют о том, что обитательницы этого «агрогорода» тщательно следили за своей внешностью и пользовались косметикой! А такое возможно лишь при весьма высоком уровне благосостояния, когда людям не надо было постоянно жить в страхе перед завтрашним днем.

Как же выглядели обитатели Чатал-Хююка? Это были люди крепкого телосложения, высокого роста (мужчины - в среднем метр восемьдесят, женщины - метр семьдесят пять), стройные, длинноголовые (долихоцефалы), принадлежащие к евроафриканской расе. Их возраст составлял в среднем тридцать пять лет.

Неолитическая цивилизация, открытая Дж. Меллартом Анатолии, по словам восторженных популяризаторов, «сияет, подобно сверхновой звезде в тусклой галактике современных ей земледельческих культур». Действительно, культура Чатал-Хююка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии - вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери - основам европейской цивилизации.

Культура Чатал-Хююка вызвала значительные дискуссии о ее происхождении. Давались ей и различные интерпретации. Разумеется, исследователи не могли обойти проблему происхождения людей, совершивших «неолитическую революцию» на Ближнем Востоке. Сегодня обнаружены свидетельства - хотя пока и незначительные - непрерывного развития анатолийской культуры от верхнего палеолита к неолиту, то есть феномен Чатал-Хююка родился на местной почве. Большую роль в изучении происхождения этого феномена сыграли открытия профессора К. Кектена и доктора Е. Бостанчи в районе Антальи, которые показали, что в Анатолии существовало верхнепалеолитическое искусство западноевропейского типа. Некоторые антропологи считают, что древнейшие останки людей евро-африканской расы, зафиксированные в могильниках Анатолии, представляют собой потомков европейского верхнепалеолитического человека, того самого, кто создал великолепные росписи Альтамиры.

После открытий Дж. Мелларта теорию «полумесяца плодородных земель» ришлось кардинальным образом пересматривать. Очевидно, что в X–VI 1сячелетиях до н. э. существовали две крупные области, где складывались первые земледельческо-скотоводческая культуры, предшествовавшие городам-цивилизациям Двуречья и долины Инда. Первая из этих областей - Восточное Средиземноморье, вторая - Северный Иран и юго-запад Средней Азии. И предстоит еще очень многое узнать о ранней истории этих удаленных друг от друга, но тем не менее связанных между собой районов, где когда-то, собственно говоря, и зародилась человеческая цивилизация.