Сандро боттичелли является автором картины. Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445-1510) – это один из наиболее выдающихся флорентийских художников, творивших во времена эпохи Раннего Возрождения. Прозвище Боттичелли, что в переводе на русский язык означает бочонок, изначально принадлежало старшему брату художника Джованни, который обладал крупным телосложением. Настоящее имя живописца – Алессандро Филипепи.

Детство, юность и обучение мастерству

Родился Боттичелли в семье кожевника. Первое упоминание о нём было обнаружено спустя 13 лет после рождения мальчика, в 1458 году. Юный Боттичелли был крайне болезненным ребёнком, однако прилагал максимум усилий для обучения чтению. Приблизительно в этот же период Сандро начал подрабатывать в мастерской своего другого брата Антонио.

Ремеслом Боттичелли заниматься было не суждено, и он это понял спустя некоторое время работы подмастерье. В начале 60-х годов XV столетия Сандро начал обучение у одного из величайших художников той эпохи – Фра Филиппо Липпи. Стиль мастера сказался на юном Боттичелли, что позже проявилось в ранних работах художника.

Уже в 1467 году юный флорентийский художник открыл мастерскую, а среди первых его произведений значатся «Мадонна с младенцами и двумя ангелами», «Мадонна Евхаристии» и некоторые другие картины.

Начало самостоятельного творческого пути

Первый проект Сандро выполнил уже в 1470 году, а его работа предназначалась для зала суда. Дела у Боттичелли пошли как нельзя хорошо, и в скором времени он стал востребованным мастером, слава о котором постепенно начала доходить до королевского дворца.

Первый собственный шедевр Боттичелли создал в 1475 году. Им стала картина, получившая название «Поклонение волхвов». Заказчик был достаточно богатым и влиятельным банкиром, имеющим связи с тогдашними правителями города, с которыми он познакомил талантливого парня. С тех пор творец был близок к правящей семье Медичи и выполнял заказы специально для них. Главными работами этого периода можно назвать картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Приглашение в Рим и пик славы

Слухи о молодом, но очень талантливом художнике быстро распространились до самого Рима, куда его в начале 80-х годов позвал папа Сикст IV. Боттичелли было поручено в сотрудничестве с другими известными личностями своего времени выполнять оформление недавно возведённого сооружения, известного и по сегодняшний день – Сикстинской Капеллы. Сандро принял участие в создании нескольких знаменитых фресок, в числе которых были «Юность Моисея» и «Искушение Христа».

Уже в следующем году Боттичелли вернулся в родную для себя Флоренцию, вероятной причиной чего стала смерть его отца. Хотя в это же время он был буквально перегружен заказами в родном городе.

В середине 80-х годов XV века Боттичелли был на пике славы: заказов было столько, что самостоятельно художник попросту не успевал писать все картины. Большую часть работы выполняли ученики выдающегося творца, а сам Боттичелли занимался лишь созданием самых сложных элементов композиций. Среди наиболее известных работ художника, которые были созданы им в 80-е годы, значатся «Благовещение», «Венера и Марс» и «Мадонна Магнификат».

Позднее творчество

Серьёзные испытания в жизни постигли творца в 90-е годы, когда он потерял горячо любимого брата, от которого ему досталось столь забавное прозвище. Немного позже художник начал сомневаться в том, была ли вся его деятельность оправданной.

Совпало это все с крайне важными событиями, приведшими к свержению династии Медичи. К власти пришел Савонарола, яростно критиковавший расточительство и продажность прежних правителей. Недоволен он был и папством. Власть этому правителю обеспечила народная поддержка, переметнулся на его сторону и Боттичелли, но правил Савонарола совсем недолго: спустя всего несколько лет он был свергнут с престола и заживо сожжён на костре.

Печальные события глубоко ранили живописца. Многие в то время говорили, что Боттичелли был одним из «новообращённых», о чём можно было судить по последним работам творца. Именно это десятилетие стало решающим в жизни художника.

Последние годы жизни и смерть

В последние 10-12 лет жизни слава великого живописца начала постепенно угасать и о былой популярности Боттичелли мог только вспоминать. Современники, заставшие его последние годы жизни, писали о нём, что он был совсем нищим, передвигался на костылях и никому не было до него ни малейшего дела. Последние работы Боттичелли, в числе которых было «Мистическое Рождество» 1500 года, не пользовались популярностью, и никто не обращался к нему по поводу заказа новых картин. Показателен был и тот случай, когда тогдашняя королева при выборе художников для выполнения своего заказа, всячески отвергала предложения Боттичелли.

Умер некогда известный живописец в 1510 году в полном одиночестве и бедноте. Похоронен он был на кладбище возле одной из флорентийских церквей. Вместе с самим творцом полностью умерла и слава о нём, которая была возрождена только в заключительных десятилетиях XIX века.

Существуют несколько картин, с которыми у людей ассоциируется эпоха Возрождения. Эти картины всемирно известны и превратились в настоящие символы того времени. Для написания большинства картин художники приглашали в качестве натурщиков людей, чьи имена до нас не дошли. Они просто были похожи на персонажей, требовавшихся художнику и все. А поэтому как бы нас не интересовала их судьба, сейчас о них практически ничего не известно.

Сандро Боттичелли и его «Венера», Симонетта Веспуччи

Примером этого может служить известная картина Микеланджело, украшающая потолок Сикстинской капеллы, «Сотворение Адама», или же творение того же автора – статуя Давида. Теперь уже неизвестно, кто же послужил моделью для создания этих произведений.

То же самое и с известнейшей картиной Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Сейчас ходит множество слухов о том, что натурой для написания была Лиза Жерардини, но в этой версии существует больше сомнения, чем уверенности. Да и сама загадочность картины скорее связана с самой личностью Леонарда да Винчи, нежели с его моделью.

Однако на фоне всей этой неопределённости, история создания известной картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» и модель, послужившая прообразом Венеры, вполне ясна. Ею была Симонетта Веспуччи, всеми признанная красавица той эпохи. К сожалению, картина писалась не с натуры, потому что к этому моменту муза Боттичелли была уже мертва.

Боттичелли родился во Флоренции и всю жизнь ему покровительствовала влиятельнейшая семья в городе того времени – Медичи. В том же городе жила и Симонетта, её девичья фамилия была Каттанео, она была дочерью генуэзского дворянина. Симонетта в шестнадцать лет вышла замуж за Марко Веспуччи, влюбленного в нее без памяти и хорошо принимаемого её родителями.

Все мужчины города сходили с ума от красоты и доброго характера Симонетты, даже братья Джулиано и Лоренцо Медичи подпали под её обаяние. В качестве модели для художника Сандро Боттичелли Симонетта была предложена самой семьей Веспуччи. Для Боттичелли это стало роковой встречей, он влюбился в свою модель с первого же взгляда, она стала его музой. В то же время на проходившем в 1475 году рыцарском турнире Джулиано де Медичи выступал с флагом, на котором также был изображен рукой Боттичелли портрет Симонетты с надписью на французском языке, означавшей «Несравненная». После его выигрыша на этом турнире, Симонетта была объявлена «Королевой Красоты», а слава о ней как о самой красивой женщине во Флоренции распространилась по всей Европе.

И как уже упоминалось выше, к сожалению Симонетта вскоре умерла, в 1476 году в возрасте всего 23 лет, предположительно от туберкулеза. Боттичелли никогда не смог уже её забыть и всю жизнь прожил один, умер он в 1510 году.

Без сомнения, художник с уважением относился к браку Симонетты и никак не проявлял своей любви, кроме написания множества картин с её изображением. Так на известном полотне «Венера и Марс» он изобразил героев, чье сходство с Симонеттой и самим автором в роли Марса никем не ставится под сомнение.

А в 1485 году Боттичелли и написал знаменитую картину «Рождение Венеры», которую посвятил памяти своей возлюбленной, спустя девять лет после её смерти. Любовь Боттичелли была так велика, что он попросил похоронить себя в усыпальнице, где была похоронена Симонетта Веспуччи, «в ногах» её захоронения.

Известно, что Боттичелли написал более 150 работ, но большинство из них были уничтожены представителями католической церкви, обвинившей работы в язычестве и светскости. «Рождение Венеры» была чудом спасена, по слухам, её защитил Лоренцо де Медичи в память о своем брате и любви к Симонетте.

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция - 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» - «бочоночек» - унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике - запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета - прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени - Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли - по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника - в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело - его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника - создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто - эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи - душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное - умение передать пластику и пропорции фигуры - то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Биография Сандро Боттичелли очень богатая. Начнем с того, что его имя это прозвище. На самом деле его звали Алессандро ди Мариано Филипепи. Сандро – это сокращение от Алессандро, а вот прозвище Боттичелли прилипло к нему, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочоночек». Родился он во Флоренции в 1445.

Отец будущего художника был кожевником. Примерно в 1458 году маленький Сандро уже работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и уже в начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи.

Годы в художественной мастерской Липпи проходили весело и продуктивно. Художник и его ученик хорошо ладили между собой. Впоследствии Липпи сам стал учеником Боттичелли. С 1467 года Сандро открыл свою собственную мастерскую.

Первый свой заказ Боттичелли выполнил для зала суда. Это было в 1470 году. К 1475 году Сандро Боттичелли был вполне известным и востребованным мастером. Он стал создавать фрески, писать картины для церквей.

Боттичелли считали «своим» человеком практически везде, в том числе и в богатых королевских семьях. Так, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – « » и « ». Обе картины представлены на нашем сайте с подробным описанием.

К 1481 году Боттичелли отправился в Рим по приглашению папы Сикста IV. Он принимал участие в росписи , которую только-только закончили строить.

После смерти отца в 1482 году, Боттичелли вернулся в свою родную Флоренцию. Пережив трагедию, художник взялся снова за картины. Заказчики толпами шли в его мастерскую, поэтому некоторые работы выполняли ученика мастера, а он же брался только за более сложные и престижные заказы. Это время было пиком славы Сандро Боттичелли. Он слыл самым лучшим художником Италии.

Но через десять лет власть сменилась. На трон взошел Савонарола, который презирал Медичей, их роскошь, продажность. Боттичелли пришлось нелегко. К тому же в 1493 году умер брат Боттичелли – Джованни, которого он очень любил. Боттичелли лишился всякой поддержки. Хоть этот период длился недолго, потому что в 1498 году Савонарол был отлучен от церкви и сожжен на костре публично, все же он был очень сложным.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок. О его былой славе не осталось и следа. Его отвергали как художника, и не делали больше заказов. Умер он в 1510 году.

Источниками вдохновения для творцов Средневековья и Возрождения часто становились недостижимые Прекрасные Дамы, платоническая любовь и поклонение которым рождали шедевры мирового искусства. Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Она не замечала скромного художника и не подозревала о том, что была для него идеалом красоты.

Девушка так никогда и не узнала, благодаря кому ее образ остался в веках, она ушла из жизни в 23 года.

(Всего 16 фото)

Сандро Боттичелли. Автопортрет

О ней известно немного. Симонетту выдали замуж за Марко Веспуччи, состоявшего в родстве со знаменитым флорентийским мореплавателем Америго Веспуччи. Муж Симонетты был приятелем Джулиано Медичи - соправителя Флоренции, поэтому после свадьбы молодые переехали в этот город. Но брак Симонетты и Марко не был счастливым.

Филиппино Липпи. Портрет С. Боттичелли

После их переезда во Флоренцию молодую красавицу не могли оставить без внимания, ее благосклонности добивались многие знатные мужчины города, среди ее поклонников был и флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Но ее сердце было отдано его младшему брату Джулиано. Им восхищалось все женское население города, от знатных дам до горожанок - он был красив, статен, силен и ловок.

Сандро Боттичелли. «Портрет молодой женщины» («Портрет Симонетты Веспуччи»), 1475-80

Аньоло Бронзино. Портрет Джулиано Медичи

Сандро Боттичелли. Симонетта Веспуччи (предположительно), 1475

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1476

Во Флоренции любили Джулиано Медичи. Его называли Принцем Юности. Он не проявлял интереса к государственным делам, но охотно принимал участие в турнирах и балах. Симонетту считали первой красавицей Флоренции, называли ее «Несравненной», поэты посвящали ей поэмы, художники писали ее портреты.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1478

Сандро Боттичелли. «Весна» (Primavera), 1482

Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 года Джулиано принял участие в турнире и после своей победы провозгласил даму своего сердца - Симонетту - королевой турнира. В оформлении этого действа участвовал Боттичелли, изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. К сожалению, этот штандарт не сохранился.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», 1485

Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем», 1470

Сандро Боттичелли. «Мадонна с книгой», 1483

Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом», 1487

Прекрасная Симонетта скончалась в возрасте 23 лет от чахотки (по другой версии - от яда). О ее смерти скорбела вся Флоренция - оплакивали уход Прекрасной Дамы и завершение идеальной любви Джулиано и Симонетты. Через два года после смерти возлюбленной, в тот же день - 26 апреля - погиб от рук заговорщиков и Джулиано Медичи. Смерть молодых возлюбленных казалась флорентийцам мистической, об этой истории еще долго вспоминали.

Андреа Вероккьо. Женский портрет. Предположительно, это портрет Симонетты Веспуччи

Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Самую известную свою работу - «Рождение Венеры» - Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. До сих пор продолжаются споры искусствоведов о том, на каких именно полотнах художник запечатлел Симонетту Веспуччи, и только ли ее. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет.

Симонетта Веспуччи

Со смертью Симонетты Веспуччи и Джулиано Медичи во Флоренции закончилась целая эпоха, которую называют «золотым веком», и начался закат флорентийского Ренессанса.

Сандро Боттичелли. «Венера и Марс», 1483

Расцвет творчества Сандро Боттичелли приходится на период его службы при дворе Лоренцо Медичи – некоронованного правителя Флоренции. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Несмотря на то что она состояла в браке с двоюродным братом знаменитого путешественника Америго Веспуччи – Марко, молва приписывала ей любовную связь с Джулиано Медичи – младшим братом Лоренцо Великолепного. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство.


Именно прекрасная Симонетта, внезапно ушедшая из жизни в 22 года, стала музой великого Боттичелли и прообразом героинь его картин. Есть версия, что художник был тайно и безнадежно влюбленно в нее, недаром он завещал похоронить себя неподалеку от могилы красавицы. Образом Симонетты Веспуччи вдохновлены 2 самые Сандро Боттичелли – «Весна» и «Рождение Венеры».


Аллегорическая картина «Весна» - возможно, наиболее сложная из работ художника. Ее композиция составлена из нескольких групп, связанных внутренним движением и образующих единую сцену. В центре чудесного весеннего сада изображена сама Венера. Богиня выглядит задумчивой и немного печальной. Над ее головой парит крылатый Амур, целящийся из своего лука в одну из танцующих граций.


Три грации, кружащиеся в танце, – это Красота, Целомудрие и Наслаждение. Они воплощают возвышенную, духовную ипостась богини любви. Им противопоставлена другая группа персонажей, символизирующих земную любовь. Это бог ветра Зефир, юная нимфа Хлорис и ее новое воплощение – богиня весны и цветов Флора. Еще один персонаж картины – бог здравого смысла Меркурий. Он противостоит богине любви Венере, однако явно проигрывает ей.


Более четкая композиция отличает другой шедевр великого мастера – «Рождение Венеры», ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Художник показал, как рожденная из морской пены богиня любви плывет к берегу на огромной морской раковине. Зефиры подгоняют ее своим дуновением, а богиня Ора ждет на берегу с покрывалом в руках. Весь путь прекрасной Венеры усыпан розами, ведь родившая вместе с богиней роза прекрасна как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Печально, но в последние годы жизни Боттичелли его слава померкла, а после смерти он оказался в забвении. Лишь благодаря знаменитому английскому искусствоведу Джону Рескину и группе художников-прерафаэлитов, в конце 19 века его творчество было заново открыто для публики.

Видео по теме

Источники:

  • Сандро Боттичелли

В мировой живописи нет более поэтичных и музыкальных произведений, чем картины Джорджоне. Ему удавалось передавать тончайшие оттенки человеческих чувств, создавать образы, исполненные красоты и гармонии.

Одна из ранних картин Джорджоне – «Юдифь». Она рассказывает о подвиге библейской героини, спасшей родной город от нашествия врага. Юдифь в трактовке Джорджоне – прекрасная и кроткая молодая женщина с тонкими чертами лица. В ее облике нет ничего воинственного. Глаза Юдифи опущены, и зритель не может видеть, какие чувства владеют ею после совершенного убийства вражеского полководца Олоферна, чью голову она попирает ногами. Спокойное настроение картины подчеркивает нежный лирический пейзаж.


Следует отметить, что в искусстве итальянского Возрождения не существовало пейзажа как самостоятельного жанра. Однако Джорджоне, как никто другой, был близок к его созданию. Особенно ярко это проявляется в его картине «Гроза». Художник показывает природу во время грозы, когда молния прорезает грозовые тучи, а освежающий дождь рассеивает духоту знойного дня. Отблески света падают на людей, отражая их душевное состояние.


«Спящая Венера» - самая Джорджоне, которую он не успел закончить из-за своей преждевременной смерти. В память о друге работу завершил его помощник – прославленный Тициан Вечеллио. Это одно из самых поэтических и целомудренных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Идеальные пропорции богини перекликаются с очертаниями холмов. Возможно, правы те исследователи, которые считают главной темой творчества Джорджоне созвучие человека и природы.

Видео по теме

Сандро Боттичелли – один из величайших художников эпохи Возрождения. Он стал первым из мастеров мировой живописи, кому удалось привнести и утвердить в искусстве идеал женской красоты. Причем красота в его понимании соседствовала с душевной чистотой и целомудрием. Одна из самых знаменитых и, в то же время, загадочных работ художника – картина «Весна».

Сюжетная основа

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Затем, чтобы искупить свой безумный порыв, он превратил возлюбленную в богиню и подарил ей восхитительный сад. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Что касается Лукреция, то у него великий мастер живописи Возрождения нашел идею для создания композиции "Весны".

Фигуры, изображенные в картине, заключают в себе множество смыслов. Прежде всего, они символизируют весенние месяцы. Зефир, Хлорис и Флора – это март, поскольку весну приносит первое дуновение ветра-Зефира. Венера с парящим над ней Амуром, а также кружащиеся в танце грации – апрель. Сын богини Майи Меркурий – май.

История создания

Один из своих главных шедевров Боттичелли создал по заказу всемогущего флорентийского герцога Лоренцо Медичи. Она была необходима ему в качестве свадебного подарка для своего близкого родственника Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтому символика картины тесно связана с пожеланием счастливой и добродетельной семейной жизни.

Центральные образы

Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви, именно поэтому ее внешний облик схож с обликом Мадонны. Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Именно так было принято делать на свадьбах. Над головой богини любви Венеры парит крылатый Амур с завязанными глазами, ведь любовь слепа.

Почти все женские персонажи картины, прежде всего – Венера и Флора – внешне напоминают безвременно умершую первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи. Существует версия, что художник был тайно и безнадежно влюблен в нее. Возможно, именно благодаря этой благоговейной, целомудренной любви, Боттичелли удалось создать столь возвышенное полотно.

Судьба шедевра

Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто, и на картину не обратили внимания. Лишь во второй половине 19 века английский искусствовед Джон Рескин заново открыл творчество великого флорентийца, сделав его достоянием широкой общественности. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.

Видео по теме

Источники:

  • "Весна" Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  • История одного шедевра: "Весна" Боттичелли