Русская живопись XIXв. С.А

Крестьянский быт в творчестве русских художников.

Тема крестьянства и крестьянского быта привлекала и волновала многих русских художников. Они обращались к народной жизни и трудовой деятельности простых людей и видели в этом особую значимость т.к. полагали что крестьянство- это опора русского государства, а крестьяне- главные хранители русских традиций и культуры страны, ведь именно крестьянство на протяжении многих веков сумело сохранить исконно-русский образ жизни и самоорганизации.

Жизни крестьянина сильно зависела от смены времен года. В период с весны по осень они работали на поле, занимались сбором грибов и ягод для зимы, пасли скот и заготавливали сено и дрова на холода.

Н.Е.Маковский «Кормление индюшек» холст, масло. В.Е.Маковский «Девочка с гусями» холст, масло. 1875

В.Е.Маковский «Рыбачки» холст, масло. 1886

И.Ф. Хруцкий «Портрет мальчика» холст, масло. 1834. А.И. Стрелковский «У колодца» бумага, акварель. 1878.

Основную часть времени в летнюю пору крестьяне от мала до велика проводили в поле. Поэтому масса обрядов и праздников была связана с именно с земледелием и сменой сезонов. У крестьян даже существовал свой особый календарь, который фиксировал важнейшие этапы сельскохозяйственных работ и праздники, связанные с их завершением.

А.Г. Венецианов «На пашне, весна» холст, масло. 1820

Г.Мясоедов. «Страдная пора» холст, масло. 1887

Крестьяне проводили на поле целый день. Они трудились с весны,все лето и начало осени выращивая урожай. Они уходили в поле всей семьей, там же они обедали и отдыхали. В поле брали даже грудных детей, за которыми должны были присматривать старшие ребята.

А.Г.Венецианов «Жнецы» холст, масло. 1820-е

Маковский К.Е. «Крестьянский обед в поле» холст, масло. 1871

З.Е. Серебрякова «Крестьяне» холст, масло. 1914

Маковский К.Е. «Жница» холст, масло. 1871

Жатва Завершающим этапом земледелия была уборка урожая или “ жатва ” . Крестьяне очень серьезно относились к этому времени ведь они собирали долгожданный урожай-результат каждодневного труда. Они говорили: “Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь”. “Первый сноп - первый осенний праздник” На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки.

З.Е.Серебрякова. «Жатва» холст, масло. 1915

А.Г.Венецианов «Лето, На жатве» холст, масло. 1820

К.С.Малевич «Стога» холст, масло. 1912

Зимой крестьяне в основном занимались домашними хлопотами. Женщины сидели за рукоделием. Они пряли, ткали, вязали, шили новую одежду. Мужчины ездили на охоту, заготавливали дрова, ловили рыбу, изготавливали орудия труда для летних работ. В некоторых селах занимались народными промыслами, например плетением корзин или гончарным делом.

В.Г.Малышев «Кухня» холст, масло.

З.Е.Серебрякова «Крестьянка с горшками» бумага, акварель, белила 1900-е А.Г.Венецианов «Крестьянка за вышивкой» холст, масло 1843

И.А.Пелевин «Дети в санях» холст, масло. 1870

В большинстве крестьянских семей было много детей. Детям с ранних лет прививалась любовь к свое семье, уважение к старшим, к односельчанам, почтение к родителям. Они росли в условиях взаимопомощи, старшие дети всегда помогали и ухаживали за младшими, а младшие слушались старших. Трудились крестьянские дети вместе со взрослыми, со временем выполняя все более и более тяжелую и ответственную работу, нередко выполняя тот же труд, что и их родители.

В.Е.Маковский «Крестьянские дети» холст, масло.

А.М.Колесов «Крестьянка, подающая солдату пить» холст, масло 1859 К. В. Лемох «Варька» холст, масло. 1893

В.Е.Маковский «Пастушки» холст, масло. 1903

А.Г.Венецианов «Спящий пастушок» дерево, масло. 1824

В.Васнецов «За водой» холст,масло. Н.Пимоненко «Мальчик с корзинкой» холст на картоне, масло. конец XIX – начало XX

А.Г.Венецианов «Крестьянские дети в поле» холст, масло. 1820-е Маковский К.Е. «Дети, бегущие от грозы» холст, масло. 1872

В русской деревне прошлого важную сторону общественной и семейной жизни составлял праздник. Праздники перебивали монотонность будней, задавали жизни определенный ритм. Праздник был настоящим ритуалом, где всему было свое время, свое место. Воскресенье после рабочей недели - день не просто свободный, а день праздничный, к которому готовятся.

К большим праздникам серьезно готовились. Хозяйки мыли полы и топили бани, одевались в нарядную одежду, шли в ней на праздничную службу в церковь, пекли пироги, варили мясной суп. Собирали на стол, стелили чистую скатерть, ставили угощения. Отец семейства играл в гармонь, пели песни, плясали. Большие праздники отмечали всем селом. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

К.А.Трутовский «Хоровод на Троицу в Курской губернии» холст, масло. 1860

Одним из ярчайших моментов жизни были у крестьян молодые годы до вступления в брак. Это время совместных игрищ девок и парней, посиделок, хороводов, колядования на святках.

Особое место в жизни крестьянской молодежи занимал хоровод. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест становились посреди улицы и начинали “играть песни”. К ним присоединялись многие молодые женщины и девушки,затем подходили молодые мужчины и парни, нередко с гармониками, трещотками, бубнами. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня… Хоровод

Б.М.Кустодиев «хоровод» холст, масло

А.П. Рябушкин «Втерся парень в хоровод» холст, масло. 1902

Свадьба Свадьба являлась основным ритуалом в жизни крестьянина. Вступление в брак означало обретение статуса полноценного и полноправного члена сообщества. В ритуале участвовало все поселение, причем у каждого из участников имелась роль, освященная традицией. Женились и выходили замуж обязательно с согласия родителей и по их благословению.

Е.В. Честняков «Свахонька, любезная, выйди!» дерево, темпера

Е.В. Честняков «Крестьянская свадьба» дерево, масло

Длинные зимние вечерами, особенно в канун рождества, крестьянские девушки гадали, пытаясь проникнуть в тайны своей судьбы и разгадать кем будет их суженый. Гадание

Н. К. Пимоненко «Святочное гадание» холст, масло. 1988 А. Г. Венецианов «Гадание на картах» холст, масло. 1842

Презентацию подготовила педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 245 Приморского района г.Санкт-Петербурга Орешкина Наталья Николаевна. 2014 г.


Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей - средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки - европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.


Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины - приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.

Федор Васильев. "Деревня".1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века.
Ну это так, для сравнения:)

Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. "На миру".1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. "Аукцион за недоимки".1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи . Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.

Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов бы мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Павел Федотов. "Завтрак аристократа".1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.

Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. "Сходка". 1883 г.

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю - вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. "Жертва фанатизма". 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:

Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота...

Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г.
Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора - готовил покушение на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли.

ГЛАВА 2.ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 18 ВЕКА

2.1. Образ крестьянства в живописи

В 18 веке в русском искусстве на первый план русской живописи выдвигается светское искусство. В развитие русской живописи 18 века можно выделить несколько этапов. Первый этап - первая треть 18 века живописцы тогда изображали главным образом людей высокопоставленных чинов. В это время крестьян практически не изображают. Популярным жанром является портрет, пейзаж. Следующие два этапа - середина 18 века и вторая половина 18 века. Эти два этапа нас и интересуют, так как они отмечены дальнейшим расцветом русской национальной живописи, которое развивалось по пути реализма, но наша тема прослеживается больше во второй половине 18 века, поэтому мы будем говорить об этой половине.

18 век богат русскими художниками портретистами, но среди них есть и те которых заинтересовала тема крестьянства. К таким можно отнести Вишнякова А.И. , Шибанова М. , Ерменёва И.А. , Аргунова И.П. . Через картины этих художников мы можем увидеть быт, праздники и жизнь в общем крестьян.

Вишняков Александр Иванович - сын известного портретиста Вишнякова И.Я. , о нем не так много известно, он был художником-жанристом. Его картина « Крестьянская пирушка» (Рис 5) конец 1760-х - начало 1770-х гг. - одно из самых ранних изображений крестьянских трапез. Здесь мы видим гротеск, свойственный изображению грубой натуры характерный для голландских и фламандских картин мастеров XVII века, то есть здесь видим подражание русского художника этим мастерам, что не отображает самобытность русского народа и в общности крестьян.

Другой художник Михаил Шибанов - русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян, с 1783 года - «вольный живописец». Его можно назвать зачинателем крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Его картины уникальны для своего времени по тематике изображаемого – в 18 веке в изобразительном искусстве крестьян практически не один художник не изображал. Прежде всего, речь идет о двух полотнах изображающих сцены из жизни крестьян «Крестьянский обед» (Рис 6) и «Празднество свадебного договора».

Рисунок 5

В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Эта работа вышла во время пугачевского восстания. Эта тема была нова для русского общества, а также работы посвященные крестьянству считались даже скандальными. И хотя то, что изображено у Шибанова далеко от того чем была реальная жизнь крестьянства, но он изобразил их так не из-за того, что хотел приукрасить жизнь и быт крестьян, а потому как аристократию это могло оскорбить. Можно сказать, что Шибанов был помещен в определенные рамки и не мог полностью свое видение. Несмотря на праздничность одежды можно увидеть любовь матери к ребенку, задумчивость дедушки, плач русской души, здесь показан правдивый крестьянский быт.

Рисунок 6

Ещё одна картина этой тематики «Празднество свадебного договора» (Рис.6). В название говорится о том, что изображено на картине. Это действительно празднество. Некоторые женщины в украшенных нарядах, гости рады и счастливы за жениха и невесту, которые находятся в центре композиции. Эти сюжеты Шибанова изображены мастерски. Поражает и его смелость то, что он не побоялся поднять такую острую проблему.

Аргунов Иван Петрович русский портретист. Аргунов не был занят этой темой, но у него мы можем выделить одну картину «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (Рис 7) - одна из его известнейших работ. Портрет отображает интерес к теме крестьянства, появившийся в русском обществе. Аргунов, сам выходец из крепостных графа Шереметьева, старался показать в портретах красоту и достоинства вне зависимости от сословия.

Рисунок 7

Образ крестьянки на этой работе Аргунов передан с правдивостью, искренностью и уважением. Поскольку автор девушку обрядил в праздничный наряд, многие считают, что это была актриса. С этнографической точки зрения, мы видим на сколько точно передан костюм крестьянки Московской губернии. Также принадлежность к крестьянскому сословию легко определить у этой девушки по отсутствию манерности и бесхитростности. Мягкие черты девушки, легкая улыбка, спокойная поза указывают на скромность, открытость, доброту девушки из народа.

Ерменёв Иван Алексеевич русский живописец, также крепостной считалось, он сдружился с будущим великим князем, к которому был прикреплен в услужение. Известен своей серией из восьми акварелей «Нищие», а также акварелью «Обед (Крестьянский обед)». Чаще всего он изображал две фигуры в рост на фоне неба: нищая старушка и ребенок, нищий и поводырь или одинокая фигура нищего, но вот «Крестьянский обед» (Рис 8)выпадает из этой серии.

Рисунок 8

Многие исследователи считают, что эта картина отражает грозную силу обычных людей при такой тяжелой судьбе и жизни. Картины Ерменёва, особенно картины на тему крестьянства имеют трагический смысл, показывают безысходность и мрачность, что мы видим даже по цветам, выбранным для картины.


2.2. Образ крестьянства в литературе

Литература 18 века подготовила благодатную почву для развития литературы 19 века, поэтому нельзя говорить, что 18 столетие забвенно. Писатели этого времени пытались решить острые проблемы своей современности. Конечно, здесь многие из них не обошли крестьянский вопрос. Как и в живописи можно выделить ряд авторов интересующихся этой проблемой, к таким можно отнести Бахтина И. И. , Ломоносова М. В. , Радищева А. Н., Фонвизина Д. И. , Карамзин Н. М. .

Иван Иванович Бахтин – общественный деятель и писатель, в его творчестве преобладали сатирические темы. Наиболее смелой темой в творчестве Бахтина был крестьянский вопрос. В произведении «Сатира на жестокости некоторых дворян к их подданным» автор показал реальные черты крестьянского быта 18 века. В сказке « Господин и крестьянка» писатель также проявил сочувствие к крестьянам, как и некоторых других.

Фонвизин Денис Иванович русский писатель, который также поднял тему крестьянства в своем творчестве. Прежде всего, мы можем это проследить в его произведении «Недоросль». В этом произведении Фонвизин, видя корень всего зла в крепостном праве, высмеивает дворянскую систему и дворянское воспитание. Причем это можно заметить уже по фамилиям и именам главных персонажей, все эти фамилии говорят нам о внутренних качествах этих людей. Фонвизин во многих произведениях говорит о дворянстве и высмеивает их жизнь.



Другой писатель, которого интересовал крестьянский вопрос – Николай Михайлович Карамзин. В его творчестве мы видим развитие литературы и углубленный взгляд на отношение между помещиком и крестьянином. Данные тенденции можно наблюдать в произведении «Бедная Лиза». При условности фигуры Лизы это все-таки изображение индивидуальных переживаний девушки-крестьянки, ее личной драматической судьбы, в плане подчеркнутой симпатии и сочувствия к ней автора, что само по себе было новым и, безусловно, прогрессивным литературным фактом. Все это можно проследить в отрывке из произведения «Бедная Лиза»:

«Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».Мы видим образ трудолюбивой, скромной девушки и как автор относится к ней. Карамзин в своих произведениях пытался отразить не только отношение к крестьянству и нарисовать реальный образ крестьянства, но и показать свое отношение к взаимоотношениям между крестьянами и помещиками, сам автор считал, что отношения должны перейти в другое русло, а настоящие отношения это пережитки прошлого.

Несмотря на то, что вышеупомянутые авторы интересовались, говорили и рассматривали образ крестьянство и его место в русской действительности, но более всех вклад в изучения этой проблемы внес Радищев Александр Николаевич. Данный автор за свои воззрения был арестован и сослан в Сибирь. Образ крестьянства Радищев отразил в произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность».

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно написано в популярном в то время жанре путешествие. Главными героями является путешественник и русский народ. Путешественник на своем пути встретил представителей всех сословий и картина, которую рисует путешественник - неприглядна, он говорит о падении российского общества. Нравственная низость и грязь характерны для всех слоев общества, но хуже всего приходится крестьянам, как самым социально незащищенным людям: «крестьянин в законе мертв». Действительно, произвол помещиков переходит все нравственные рамки, а простым людям приходится его терпеть. Например, в главе «Любани» автор встречает крестьянина, занимающегося пахотой в воскресенье - святой день отдыха для православных:

« - Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он... - в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину...

Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».

Путешественник на это грозит крепостникам. Кроме того автор говорит о том, что путешественник видит не только терпение и тяжелую жизнь угнетаемого крестьянства, но и спящую силу народа, которая в любой момент может проснуться. За это произведение писатель и был сослан.


ГЛАВА 3. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 19 ВЕКА

3.1. Образ крестьянства живописи

Во второй главе уже говорилось об актуальности темы крестьянства в 18 веке и о том, что многие представители искусства начали поднимать эту тему в своем творчестве, но все же тема была не основной и не распространенной. В 19 веке русское искусство приобрело народное звучание, в живописи мы видим это в переходе от романтизма к реализму. В русской живописи ценился национальный акцент в творчестве, что говорит нам о том, что в этом периоде образ крестьянства прослеживается в наиболее яркой форме. Тема крестьянства прослеживается не только в более сложной форме, т. е. авторы произведений освещают проблемы в той острой форме, которая существовала на самом деле в российском обществе без цензуры, но и количество авторов, пишущих о крестьянском вопросе стало в разы больше, кроме того эта тема стала новой для русских художников. Все это связано с событиями, которые происходили в связи реформированием России и в первую очередь это касается реформы, которая отменяла крепостное право. Русские живописцы, которых эта тема заинтересовала – А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, П. А. Федотов – они же являются художниками первой половины 19 века. Во второй половине 19 века эта тема отражена в творчестве в первую очередь передвижников Г.Г. Мясоедова, И. Е. Репина, В. М. Максимова, С. А. Коровин и т. д. .

19 век можно разделить условно на 2 части. Первая часть 19 века представлена в творчестве таких художников как Венецианов А. Г., Тропинин В. А. , Федотов П. А. - здесь отражен крестьянский мир до отмены крепостного права, а вторая часть 19 века представлена в основном в творчестве передвижников - здесь видим крестьянский мир после отмены крепостного права.В начале 19 века тема крестьянства и народного быта была нова. Венецианов Алексей Гаврилович мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, он не только привнес огромный вклад в культуру с помощью своих картин, но и воспитал множество крестьян, дав им образование и путь в иную жизнь. Несмотря на талант Венецианова в написании портретов, все же ему наибольшую известность принесли не портреты, а написание крестьянских образов. Хотя Венецианов не был первым, кто изображал крестьян, но он первый стал изображать их в поэтической форме. Художник писал крестьянских детей, девушек-крестьянок и конечно быт крестьянского народа. Ряд картин под названием «крестьянка» мы видим у живописца, которые отображают крестьянских девушек занятых в той или иной деятельности, на их лицах мы видим усталость и печальная устремленность взгляда в даль, их руки указывают на тяжелую ежедневную работу девушек, но вместе с тем говорит об их трудолюбие и скромности; кроме того конечно нельзя отдельно не выделить одни из его самых известных картин в этой тематике «Жнецы» (Рис 9) и «Гумно». На написание картины «Жнецы» художника вдохновили крестьяне, которые любовались природой и бабочкой, севшей на руку крестьянке. Эта картина одна из тех, которая отражает значимость образа русского крестьянства. Тема жатвы в творчестве Венецианова проследить можно на протяжении всей его художественной деятельности, что касается этой картины, на ней мы видим крестьянку с сыном, которые восхищаются природой, т. е. бабочками, присевшими на руку крестьянки. Также смотря невооруженным взглядом на картину, мы видим, что все действо происходит во время жатвы, их одежда пожелтела от тяжелой работы и пыли, а руки черны от только что выполненной работы. Как бы не было странно картина «Жнецы» все же не принесла такого успеха как работа «Гумно», которая была выполнена за огромную сумму денег. Здесь снова прослеживается тема жатвы, но на картине «Гумно» уже мы видим композицию, на которой изображено множество крестьян либо отдыхающих, либо готовящихся к тяжелой работе. Автор подчеркивает всю значимость крестьянского труда и его нелегкую направленность.

Рисунок 9

Не меньший вклад в передаче образа русского крестьянства внес и Федотов Павел Андреевич. Федотов заложил основы критического реализма в бытовом жанре, который и был для него главным в творчестве. Но если Венецианов показывал само крестьянство, то Федотов показывал высшие слои общества, показывая их бессмысленность существования, пустоту у них внутри. Художник с помощью сатиры показывает незначительность одних, и значимость других. Продолжать дело Венецианова и Федотова стали художники-передвижники, которые составляли колорит второй половины 19 века. Несмотря на то, что говоря о начале реализма и передаче образа русского крестьянства, мы говорим об именах Венецианова и Федотова, нельзя забывать упомянуть и Тропинина. Тропинин Василий Андреевич мастер романтического и реалистического портретов. Он писал людей разных сословий, пытаясь передать не принадлежность их к определенному классу, а показать конкретного человека, типичного для данного общества. Нам в творчестве Тропинина интересны такие работа как «Кружевница» (Рис 10), «Золотошвейка», где мы видим тяжелую ручную работу крестьянок. Эти картины хорошо были встречены критиками, так и зрителями. Картина «Кружевница» стала настоящей жемчужиной русского искусство. Это картина, как и «Золотошвейка» показывает нам девушку очень милую и непохожую на крепостную крестьянку. Автор этих работ хотел донести до зрителя образ тяжелой крестьянской работы, причем Тропинин показывает, что тяжелый труд, счастье и достоинство не идут в разрез. Все это демонстрирует художник на своей картине «Кружевница».В первой половине 19 века - тема крестьянства нова, но все же тема намного ярче проявляется во второй половине 19 века. Во второй половине 19 века в живописи можно выделить «передвижников», практически каждый из них внес свой вклад в формирование образа крестьянства. Мясоедов Григорий Григорьевич – наиболее яркий представитель русского реализма. Основная тема, к которой обращался Мясоедов – крестьянский быт. Эволюция творчества Мясоедова видна по его произведениям. Одна из картин, отражающих тему крестьянства, это «Земство обедает» (Рис 11). Картина написана в годы отмены крепостного права. Крестьяне находятся рядом с земством, видимо шли с каким-то делом, но они вынуждены сидеть на пороге. В окне виднеется слуга перемывший всю посуду, видимо крестьяне решили, что чины хорошо пообедали и их проблема не заинтересует. На картине видна новая реальность, которая показывает без прикрас русское общество.

Рисунок 10

Кроме того на картине мы видим новый прием автора, выражая тему он является критиком, который показывает правду русского общества, причем автор оставляет некую недосказанность, вопрос в своих работах, давая зрителю сделать выводы самостоятельно. Основной акцент в этой картине сделан на крестьян: их черты лица хорошо прорисованы, что показывает нам внутренний мир крестьян, которые тяжело сживались с новый свободной жизнью и не стали счастливее от реформ, принятых в сторону крестьянского вопроса. Их выражение лиц несчастное и уставшее от трудной работы, что призывает зрителя к сочувствию и жалости бедных крестьянских мужей.

Рисунок 11

В отличие от предыдущей картина «Косцы», написанная ещё перед «Земство обедает» демонстрирует нам лиричность образа крестьянства и говорит об их единстве и добродушие.

Другой известный художник-передвижник Максимов Василий Максимович все свое творчество посветил развития темы крестьянства. Одна из его главных работ, работа «Знахарь на деревенской свадьбе» показывает истинный вид русской деревни, здесь автор пытается раскрыть обаяние народных образов, крестьянского быта, но автор отразил не только быт крестьянских, но и описал образ русского крестьянства, на таких картинах как «Больной муж», «Семейный раздел» и др.

Внес свой вклад в развитие этой темы и такой художник как Архипов Абрам Ефимович. Об Архипове известно не так много, но зато много сказано об его творчестве. Главная тема творчества Архипова – крестьянская. Он написал множество картин о крестьянской жизни, к ним можно отнести такие «Пьяница», «Прачки» (Рис 12), «Северная деревня», «На Волге» и др. Все картины показывают правдивую жизнь крестьян после отмены крепостного права.

Рисунок 12

Каждая картина Архипова показывает сцену крестьянской жизни. Например, «Прачки» полотно показывает нам изнурительную, тяжелую работу. На этой картине мы можем проследить детализацию изображения, а также социальные мотивы. Социальные мотивы прослеживаются в изображении усталости от тяжелой работы и безвыходности своего положения женщин, а также душевная тоска, которая вызвана чувством безысходности.

В рассмотрение этого пункта нельзя забывать и таких художников как Перов и Репин. Репин Илья Ефимович – выдающийся художник, тема крестьянства для него не была основной, но его первая картина на эту тему стала всемирно известной. «Бурлаки на Волге» (Рис 13) именно это картина, которую мы знаем ещё со школы, она подчеркивает многие литературные произведения. Каждый на картине из бурлаков индивидуален, но все они показывают угнетение бедных. Картина призывает к милосердию по отношению к простым людям. Репин показал этим своим трудом приговор современному обществу и показал угнетение бесправных.

Рисунок 13

Подобно Репину Перов писал крестьянские сюжеты, но в отличие от него он уделял этой теме огромное значение. Он писал множество полотен на тему крестьянского притеснения и тяжелой крестьянской судьбы. Василий Перов, как и Репин написал картину подобную «Бурлаки на Волге», картину «Тройка». Смысл схож, но во втором труде Перов говорит не о бурлаках, а об обычных детях, которые тянут бочку с водой. Картина Перова говорит нам о нужде крестьян и крестьянских детей и об их тяжелом пути, последнее подчеркивает автор, показывая насколько холодно, на улице замерзает вода, поэтому мы можем представить, как холодно детям нести такую ношу.

Рисунок 14

Авторы, изображающие образы русского крестьянства выражают национальный характер русского народа. Художники в своих полотнах изображают реальную жизнь русского общества 19 века, но говоря о русском крестьянстве в искусстве нельзя забывать и о писателях, которые пытались достучаться до русского общества, поднимая актуальный вопрос закрепощения.

Нет труда почетнее и важнее, чем возделывать землю. К сожалению, эта простая истина не всегда работает в этом мире. Однако поэтика крестьянского труда, гармония с окружающим миром, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы всегда интересовали художников. Одним из первых к теме сельской жизни обратился голландский художник Питер Брейгель Старший , прозванный за свое увлечение Мужицким. В цикле картин «Времена года», три из пяти сохранившихся работ показывают сельские будни: «Возвращение стад», «Сенокос » и «Жатва ». Два последних полотна отличаются своей умиротворенно-радостной атмосферой от большинства работ Брейгеля.

В начале 17-го века в европейской, а особенно во французской, живописи приобретает особую популярность жанр пасторали - идеалистическое изображение сельской жизни. Наиболее известны картины, описывающие деревенский быт, Франсуа Буше : «Ферма», «Утро в деревне», «Отдых крестьян». Однако все изображенное на пасторалях далеко от реальной жизни, и лишь к началу эпохи Просвещения в пасторальной живописи начинает преобладать реализм, например работы английского художника Томаса Гейнсборо «Возвращение крестьян с рынка», «Возвращение с жатвы».

Наполнена русским колоритом пасторальная живопись Алексея Венецианова . Его картины, идеализирующие быт русского крестьянина, всегда были достаточно популярны: «На пашне. Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок». Несмотря на романтизацию сельской жизни, Венецианов в своем творчестве стремился к максимальной реалистичности, так, для работы над картиной «Гумно» была разобрана стена у этой сельскохозяйственной постройки в усадьбе у художника. Вновь интерес к крестьянскому труду в русской живописи возникает с появлением Товарищества передвижных выставок. Например, картина Григория Мясоедова «Косцы» (Страдная пора) поспевает радость труда и его единение с жарким пейзажем. Часто обращался к крестьянской теме Иван Крамской . Известна серия крестьянских портретов «Мельник», «Полесовщик», «Созерцатель », «Пасечник» и другие, в которых типизированы представители некоторых сельских профессий.

Многократно к этой теме обращался Винсент Ван Гог , так одна из немногочисленных картин, проданных при жизни художника «Красные виноградники в Арле » изображающие сбор винограда. Другая известная «сельская» картина Ван Гога - это «Едоки картофеля ». Несколько раз он обращался к теме, затронутой в полотне «Сеятель», поскольку считал, что сеятель олицетворяет возрождение и бесконечность жизни. Хотя голландского художника относят к постимпрессионистам, в своем понимании сложности, монотонности и изнурительности крестьянского труда он становится настоящим реалистом. Возможно, такое отношение к сельскому быту Ван Гог перенял у Жана Милле, творчество которого сильно повлияло на молодого художника. Сам Милле, основатель барбизонской школы, говорил про себя, что он просто крестьянин. Однако и в его работах иногда проскальзывает некая поэтичность сельского быта «Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Веяльщик», «Сеятель», «Молотьба» и многие другие.

Певцом советского крестьянства называли художника Аркадия Пластова. В его многочисленных картинах воспевается тяжелый труд колхозника. У всех его героев очень выразительные руки - сильные, узловатые, не боящиеся никакой работы. Сегодня принято обвинять его картины («Жатва», «Сенокос», «Летом», «Ужин тракториста», «Сбор картофеля») в «социалистическом реализме» - приукрашивании действительности, однако они уникальны своим ярко выраженным национальным характером и народностью образов. Таким видели художники разных стран и эпох сложный и неблагодарный крестьянский труд, не лишенный, однако свой особой прелести и красоты.